Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
янь- 25 апреля - РЕФЕРЕНДУМ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 апреля 1993 года А СТРОИМ НОВУЮ РОССИЮ! и Е Ф Е Р Е Н £ > У М Е Ф О Р М / / •V Гг. : 17Я#&М№Ъ'*ь'РЗ'Ф/и” Уг,'ЯДОДО&8ДО! ё Если Вы хотите жить в новой России , Вы ответите "Д А ” . Нами избранный Президент объединяет тех , кто верит в новую Россию , кто на деле строи т ее. V 1 F 1 Дооеряете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. ЕЛЬЦИНУ? 1 • • г • 1 2 Э 1 Одобряете ли Вы социально - экономическую J политику, осуществляемую 1 Президентом Российской j Федерации и Правительством!! Российской Федерации 1 р с 1992 года? [; 1 ДА | Новая Россия - это новая экономика. Необходим -не отказ от реформ , а их решительное проведение - в этом наш выбор , наше спасение . и в а : :.*■/ :р; 1 - х • < ? Щ W- •V Ч ft щ Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? НЕТ Зачем п е р е и зб и р а ть П ре зид ен та , к о т о р ом у д о ве р я е т народ? ! •‘ г \sr *г: XГ.» :л Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных Новой Р о ссии нужен проф ессионал ьны й парламент . ‘..•.Г r.’jjl; , « ч|уг ',;Д . •• ч' • ' ■ . ; ' • - Г ‘ * г НАЧАЛО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ... 1. Новое правительство России, присту пившее к исполнению своих обязанностей в декабре 1992 года, своей главной целью поставило борьбу с инфляцией и достиже ние макроэкономической стабилизации. Правительство разработало, на своем засе дании 20 февраля 1993 года утвердило “ План действий по реализации экономиче ской реформы в 1993 году" и приступило к его выполнению. Меры, предусмотренные планом, безус ловно. непростые, подчас весьма болезнен ные. но абсолютно необходимые. События последних недель показывают, что они не только правильные, но и реалистичные. Главное направление действий правитель ства выбрано верно, с инфляцией справить ся хотя и трудно, но можно. Принципиальная и последовательная борьба правительства против инфляции, за макроэкономическую стабилизацию, требу ет кропотливой работы как с министерства ми и ведомствами, так и с Центральным банком России. В результате экономиче ская политика государства становится бо лее ответственной. 2.1. По результатам января и февраля, государственный бюджет сведен без дефи цита, достигнуто даже заметное положи тельное сальдо государственных доходов и расходов. Таким образом, произошло неко торое ужесточение финансовой политики, бюджет не предъявлял дополнительного спроса на кредитные ресурсы. 2.2. Правительство проводило сдержан ную политику по предоставлению новых кредитов отраслям, регионам, другим госу дарствам рублевой зоны, крупные новые кредиты за последние месяцы не предо ставлялись. 2.3. С ноября прошлого года Централь ный банк стал постепенно уменьшать темпы прироста централизованного кредитования. Если в июне-октябре среднемесячные тем пы прироста денежной массы составляли 28,4%, то в ноябре-феврале - 12.8%. в том числе в феврале - 9.9%. Результаты умеренно ограничительной бюджетной и денежно-кредитной политики начали сказываться в марте. 3.1. В течение последнего месяца ус тойчиво снижаются недельные индексы ин фляции на потребительском рынке: 5.2%. 4.5%. 3.8%. 3.3%. 2.6% соответственно. По степенно уменьшаются и месячные индексы инфляции: январь - 27%. февраль - 25%. март - 17%. Таким образом, правительству за три месяца удалось снизить темп инф ляции в полтора раза. При сохранении ны нешних тенденций, если не будут приняты какие-либо проинфляционные действия. темп роста цен в апреле может снизиться до 12-14%. что будет означать снижение уровня инфляции вдвое по сравнению с ме сяцем. когда правительство приступило к исполнению своих обязанностей. 3.2. Дефицитность рынка устойчиво снижается, потребительский рынок посте пенно наполняется товарами. Недельные индексы насыщенности потребительского рынка в марте стабильно возрастали: 67.1%. 67.2%. 68.5%. 69,6%. 70.3% соответственно. 3.3. Замедляются темпы падения валют ного курса, рубль становится более устой чивым. а снижение валютного курса - более плавным. Если в августе - ноябре темпы среднемесячного падения валютного курса составляли 32.2% (в том числе в октябре - 56.6%), то- в декабре - марте - только 12%. В последний месяц темп падения валютно го курса не превышает 1-3% в неделю, что меньше темпов роста цен. Это свидетель ствует о постепенном возрастании реальной стоимости рубля в международных опера циях. 4. После низшей точки спада, достиг нутого в августе 1992 года, уровень про мышленного производства в сентябре поднялся на 11.5% (к августу). После этого вот уже в течение семи месяцев (с сентября 1992 года по март 1993 года) уровень про мышленного производства остается практи чески стабильным. незначительно колеблясь вокруг сентябрьского уровня. За метный спад производства в январе 1993 года был вызван нетипично большим коли чеством выходных дней, связанных с праз днованием Нового года и Рождества. Уровень производства был восстановлен уже в феврале. 5. В настоящее время складывается ис ключительно благоприятная обстановка как для продолжения курса экономических ре форм. так и для разъяснения деятельности правительства и Президента, проводящих правильную, реалистичную политику в ин тересах большинства народа и выполняю щих данные народу обещания. Судя по всему, в апреле тенденции экономической стабилизации как минимум сохранятся, а скорее всего даже усилятся. 6. В то же время не следует излишне переоценивать первые позитивные призна ки в экономической динамике. Макроэко номическое равновесие, достигнутое в результате чрезвычайных усилий, является очень хрупким и может быть немедленно разрушено в результате принятия непроду манных популистских мер. направленных на дополнительное финансирование и креди тование отраслей и регионов. ...ФИНИШ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ 1. Этап реформы, близкий по методам к “шоковой терапии", за вершен. Как и в других странах, вставших на путь перехода от то талитарной к рыночной экономике, его последствия оказались про тиворечивыми. Есть плюсы: серь езно изменилось экономическое поведение, появились зачатки ры ночной инфраструктуры, развора чивается приватизация. Было и немало отрицательных моментов. Они имели как объективные, так и субъективные причины. Ошибались все органы федеральной власти. Они и несут солидарную ответст венность за экономическую политику. 2. Назрели перемены. И это будет уже не тактический маневр, а поворот стратегического поряд ка. Основываясь на имеющихся за делах. переходим к более плавному течению реформы. Воз растет роль государственного ре гулирования. Речь идет о государственных целевых програм мах. касающихся продовольствия, научно-технологического потенци ала. экспорта и других вопросов, заботе государства о поддержа нии достойных стандартов жизни людей, особенностях управления предприятиями, остающимися в государственном секторе, стиму лирования инвестиционного про цесса. 3. В реализации намеченного ключевая роль принадлежит пра вительству. Его можно называть правительством национального со гласия, коалиционным, народного доверия или как-то еще. Суть де ла. однако, состоит в том. что про странство политических решений остается очень узким: любому пра вительству придется бороться с инфляцией, преодолевать спад производства, ставить дело так. чтобы люди с оптимизмом смотре ли в завтрашний день, уверенно вкладывали в производство труд и деньги. Сейчас не время для рез ких движений. Любое из них обя зательно отзовется тяжелыми экономическими потерями. 4. Задача первостепенной важ ности - незамедлительная консо лидация финансовой и денежно-кредитной политики. Расхождения в позициях прави тельства и Центробанка совершен но естественны, расхождения в практической политике, неумение найти общую линию - совершенно недопустимы. В рамках рублевого пространства не может быть иного эмиссионного центра, кроме ЦБР. Последний должен располагать подлинной независимостью и иметь главной задачей поддержа ние стабильности денежной систе мы. 5. Планируя новый курс, ста нем как следует учитывать специ фику российского хозяйства и экономической психологии насе ления. исторические традиции страны. 6. Основываясь на рыночных принципах, российская экономика в ближайшие годы останется мно гоукладной. В ней сохранятся го сударственная промышленность. частно-предпринимательский и мелкотоварный секторы, натураль ное хозяйство. Государство гаран тирует право на жизнь любой форме хозяйствования, если толь ко она создана добровольно и от вечает требованиям рыночной экономики. В частности, в сель ском хозяйстве главенствующая роль будет принадлежать крупным экономическим образованиям, способным эффективно использо вать индустриальные технологии. 7. Мы развернем широкомасш табную государственную програм му поддержки отечественного предпринимательства. Ее состав ной частью станет политика разум ного протекционизма, препятствующая деиндустриализа ции страны. 8. Надо сделать все. чтобы хо зяйственное законодательство об рело столь необходимую стабильность. Именно здесь нахо дятся резервы, которые следовало бы использовать Верховному Со вету. 9. В России еще долго сохра нятся исторически присущие ей элементы государственного патер нализма. Имеется в виду предотв ращение крупномасштабных банкротств государственных пред приятий. обязательства по поддер жанию национального научно-технологического потенци ала. активное участие в перерасп ределении доходов. 10. Россияне всегда привноси ли в экономическое поведение этические и иные нерыночные мо тивы. Государство поможет со блюсти традиционные для страны принципы социальной справедли вости. Особенно это касается приватизации. Будет обеспечен достаточно высокий уровень со циальной защиты тех. кто вправе на это рассчитывать, даже ценой потерь в экономической эффек тивности. 11. Понадобится возродить такие элементы старой хозяйст венной системы, которые эконо мически оправданы и в рыночных условиях. Имеются в виду прежде всего государственные целевые программы - структурные, регио нальные и прочие. И не только они. 12. Государство примет дей ственные меры, способствующие верному ходу структурной пере стройки. действительно прогрес сивным сдвигам в производстве. Недопустимо пускать это дело на рыночный самотек, превращать Россию в мирового поставщика сырьевых ресурсов. 13. Особенности России тако вы. что им больше всего отвечает “мягкая" федерация. Федератив ный договор надо обогатить ком плексными соглашениями между регионами, а также между ними и центром. Нерушимость единого экономического пространства обеспечат твердый рубль, феде ральный бюджет, общие принци пы хозяйственного права, российские трансрегиональные корпорации - и частные, и госу дарственные. 14. Россия была, есть и будет мировой индустриальной держа вой. Мы рассчитываем главным образом на собственные силы. Финансовые и материальные по токи из-за рубежа остаются лишь дополнительным ресурсом эконо мического развития страны. 15. Россия займет подобаю щее место в мировом экономиче ском пространстве, на рынках товаров, услуг и капиталов. Внеш неэкономическую стратегию бу дем строить не на дешевом рубле, а на тех технологических преимуществах, которыми все еще располагает отечественная индустрия. По меньшей мере в течение ближайшего месяца, особенно в преддверии 25 апреля, ни в коем случае не следует принимать ка ких-либо действий, способных в короткий срок разрушить достиг нутое шаткое макроэкономиче ское равновесие. А. ИЛЛАРИОНОВ. АО Помощь в подготовке материалов любезно Министерство печати и информации РФ. оказа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz