Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.

янь- 25 апреля - РЕФЕРЕНДУМ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 апреля 1993 года А СТРОИМ НОВУЮ РОССИЮ! и Е Ф Е Р Е Н £ > У М Е Ф О Р М / / •V Гг. : 17Я#&М№Ъ'*ь'РЗ'Ф/и” Уг,'ЯДОДО&8ДО! ё Если Вы хотите жить в новой России , Вы ответите "Д А ” . Нами избранный Президент объединяет тех , кто верит в новую Россию , кто на деле строи т ее. V 1 F 1 Дооеряете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. ЕЛЬЦИНУ? 1 • • г • 1 2 Э 1 Одобряете ли Вы социально - экономическую J политику, осуществляемую 1 Президентом Российской j Федерации и Правительством!! Российской Федерации 1 р с 1992 года? [; 1 ДА | Новая Россия - это новая экономика. Необходим -не отказ от реформ , а их решительное проведение - в этом наш выбор , наше спасение . и в а : :.*■/ :р; 1 - х • < ? Щ W- •V Ч ft щ Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? НЕТ Зачем п е р е и зб и р а ть П ре зид ен та , к о т о р ом у д о ве р я е т народ? ! •‘ г \sr *г: XГ.» :л Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных Новой Р о ссии нужен проф ессионал ьны й парламент . ‘..•.Г r.’jjl; , « ч|уг ',;Д . •• ч' • ' ■ . ; ' • - Г ‘ * г НАЧАЛО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ... 1. Новое правительство России, присту­ пившее к исполнению своих обязанностей в декабре 1992 года, своей главной целью поставило борьбу с инфляцией и достиже­ ние макроэкономической стабилизации. Правительство разработало, на своем засе­ дании 20 февраля 1993 года утвердило “ План действий по реализации экономиче­ ской реформы в 1993 году" и приступило к его выполнению. Меры, предусмотренные планом, безус­ ловно. непростые, подчас весьма болезнен­ ные. но абсолютно необходимые. События последних недель показывают, что они не только правильные, но и реалистичные. Главное направление действий правитель­ ства выбрано верно, с инфляцией справить­ ся хотя и трудно, но можно. Принципиальная и последовательная борьба правительства против инфляции, за макроэкономическую стабилизацию, требу­ ет кропотливой работы как с министерства­ ми и ведомствами, так и с Центральным банком России. В результате экономиче­ ская политика государства становится бо­ лее ответственной. 2.1. По результатам января и февраля, государственный бюджет сведен без дефи­ цита, достигнуто даже заметное положи­ тельное сальдо государственных доходов и расходов. Таким образом, произошло неко­ торое ужесточение финансовой политики, бюджет не предъявлял дополнительного спроса на кредитные ресурсы. 2.2. Правительство проводило сдержан­ ную политику по предоставлению новых кредитов отраслям, регионам, другим госу­ дарствам рублевой зоны, крупные новые кредиты за последние месяцы не предо­ ставлялись. 2.3. С ноября прошлого года Централь­ ный банк стал постепенно уменьшать темпы прироста централизованного кредитования. Если в июне-октябре среднемесячные тем­ пы прироста денежной массы составляли 28,4%, то в ноябре-феврале - 12.8%. в том числе в феврале - 9.9%. Результаты умеренно ограничительной бюджетной и денежно-кредитной политики начали сказываться в марте. 3.1. В течение последнего месяца ус­ тойчиво снижаются недельные индексы ин­ фляции на потребительском рынке: 5.2%. 4.5%. 3.8%. 3.3%. 2.6% соответственно. По­ степенно уменьшаются и месячные индексы инфляции: январь - 27%. февраль - 25%. март - 17%. Таким образом, правительству за три месяца удалось снизить темп инф­ ляции в полтора раза. При сохранении ны­ нешних тенденций, если не будут приняты какие-либо проинфляционные действия. темп роста цен в апреле может снизиться до 12-14%. что будет означать снижение уровня инфляции вдвое по сравнению с ме­ сяцем. когда правительство приступило к исполнению своих обязанностей. 3.2. Дефицитность рынка устойчиво снижается, потребительский рынок посте­ пенно наполняется товарами. Недельные индексы насыщенности потребительского рынка в марте стабильно возрастали: 67.1%. 67.2%. 68.5%. 69,6%. 70.3% соответственно. 3.3. Замедляются темпы падения валют­ ного курса, рубль становится более устой­ чивым. а снижение валютного курса - более плавным. Если в августе - ноябре темпы среднемесячного падения валютного курса составляли 32.2% (в том числе в октябре - 56.6%), то- в декабре - марте - только 12%. В последний месяц темп падения валютно­ го курса не превышает 1-3% в неделю, что меньше темпов роста цен. Это свидетель­ ствует о постепенном возрастании реальной стоимости рубля в международных опера­ циях. 4. После низшей точки спада, достиг­ нутого в августе 1992 года, уровень про­ мышленного производства в сентябре поднялся на 11.5% (к августу). После этого вот уже в течение семи месяцев (с сентября 1992 года по март 1993 года) уровень про­ мышленного производства остается практи­ чески стабильным. незначительно колеблясь вокруг сентябрьского уровня. За­ метный спад производства в январе 1993 года был вызван нетипично большим коли­ чеством выходных дней, связанных с праз­ днованием Нового года и Рождества. Уровень производства был восстановлен уже в феврале. 5. В настоящее время складывается ис­ ключительно благоприятная обстановка как для продолжения курса экономических ре­ форм. так и для разъяснения деятельности правительства и Президента, проводящих правильную, реалистичную политику в ин­ тересах большинства народа и выполняю­ щих данные народу обещания. Судя по всему, в апреле тенденции экономической стабилизации как минимум сохранятся, а скорее всего даже усилятся. 6. В то же время не следует излишне переоценивать первые позитивные призна­ ки в экономической динамике. Макроэко­ номическое равновесие, достигнутое в результате чрезвычайных усилий, является очень хрупким и может быть немедленно разрушено в результате принятия непроду­ манных популистских мер. направленных на дополнительное финансирование и креди­ тование отраслей и регионов. ...ФИНИШ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ 1. Этап реформы, близкий по методам к “шоковой терапии", за­ вершен. Как и в других странах, вставших на путь перехода от то­ талитарной к рыночной экономике, его последствия оказались про­ тиворечивыми. Есть плюсы: серь­ езно изменилось экономическое поведение, появились зачатки ры­ ночной инфраструктуры, развора­ чивается приватизация. Было и немало отрицательных моментов. Они имели как объективные, так и субъективные причины. Ошибались все органы федеральной власти. Они и несут солидарную ответст­ венность за экономическую политику. 2. Назрели перемены. И это будет уже не тактический маневр, а поворот стратегического поряд­ ка. Основываясь на имеющихся за­ делах. переходим к более плавному течению реформы. Воз­ растет роль государственного ре­ гулирования. Речь идет о государственных целевых програм­ мах. касающихся продовольствия, научно-технологического потенци­ ала. экспорта и других вопросов, заботе государства о поддержа­ нии достойных стандартов жизни людей, особенностях управления предприятиями, остающимися в государственном секторе, стиму­ лирования инвестиционного про­ цесса. 3. В реализации намеченного ключевая роль принадлежит пра­ вительству. Его можно называть правительством национального со­ гласия, коалиционным, народного доверия или как-то еще. Суть де­ ла. однако, состоит в том. что про­ странство политических решений остается очень узким: любому пра­ вительству придется бороться с инфляцией, преодолевать спад производства, ставить дело так. чтобы люди с оптимизмом смотре­ ли в завтрашний день, уверенно вкладывали в производство труд и деньги. Сейчас не время для рез­ ких движений. Любое из них обя­ зательно отзовется тяжелыми экономическими потерями. 4. Задача первостепенной важ­ ности - незамедлительная консо­ лидация финансовой и денежно-кредитной политики. Расхождения в позициях прави­ тельства и Центробанка совершен­ но естественны, расхождения в практической политике, неумение найти общую линию - совершенно недопустимы. В рамках рублевого пространства не может быть иного эмиссионного центра, кроме ЦБР. Последний должен располагать подлинной независимостью и иметь главной задачей поддержа­ ние стабильности денежной систе­ мы. 5. Планируя новый курс, ста­ нем как следует учитывать специ­ фику российского хозяйства и экономической психологии насе­ ления. исторические традиции страны. 6. Основываясь на рыночных принципах, российская экономика в ближайшие годы останется мно­ гоукладной. В ней сохранятся го­ сударственная промышленность. частно-предпринимательский и мелкотоварный секторы, натураль­ ное хозяйство. Государство гаран­ тирует право на жизнь любой форме хозяйствования, если толь­ ко она создана добровольно и от­ вечает требованиям рыночной экономики. В частности, в сель­ ском хозяйстве главенствующая роль будет принадлежать крупным экономическим образованиям, способным эффективно использо­ вать индустриальные технологии. 7. Мы развернем широкомасш­ табную государственную програм­ му поддержки отечественного предпринимательства. Ее состав­ ной частью станет политика разум­ ного протекционизма, препятствующая деиндустриализа­ ции страны. 8. Надо сделать все. чтобы хо­ зяйственное законодательство об­ рело столь необходимую стабильность. Именно здесь нахо­ дятся резервы, которые следовало бы использовать Верховному Со­ вету. 9. В России еще долго сохра­ нятся исторически присущие ей элементы государственного патер­ нализма. Имеется в виду предотв­ ращение крупномасштабных банкротств государственных пред­ приятий. обязательства по поддер­ жанию национального научно-технологического потенци­ ала. активное участие в перерасп­ ределении доходов. 10. Россияне всегда привноси­ ли в экономическое поведение этические и иные нерыночные мо­ тивы. Государство поможет со­ блюсти традиционные для страны принципы социальной справедли­ вости. Особенно это касается приватизации. Будет обеспечен достаточно высокий уровень со­ циальной защиты тех. кто вправе на это рассчитывать, даже ценой потерь в экономической эффек­ тивности. 11. Понадобится возродить такие элементы старой хозяйст­ венной системы, которые эконо­ мически оправданы и в рыночных условиях. Имеются в виду прежде всего государственные целевые программы - структурные, регио­ нальные и прочие. И не только они. 12. Государство примет дей­ ственные меры, способствующие верному ходу структурной пере­ стройки. действительно прогрес­ сивным сдвигам в производстве. Недопустимо пускать это дело на рыночный самотек, превращать Россию в мирового поставщика сырьевых ресурсов. 13. Особенности России тако­ вы. что им больше всего отвечает “мягкая" федерация. Федератив­ ный договор надо обогатить ком­ плексными соглашениями между регионами, а также между ними и центром. Нерушимость единого экономического пространства обеспечат твердый рубль, феде­ ральный бюджет, общие принци­ пы хозяйственного права, российские трансрегиональные корпорации - и частные, и госу­ дарственные. 14. Россия была, есть и будет мировой индустриальной держа­ вой. Мы рассчитываем главным образом на собственные силы. Финансовые и материальные по­ токи из-за рубежа остаются лишь дополнительным ресурсом эконо­ мического развития страны. 15. Россия займет подобаю­ щее место в мировом экономиче­ ском пространстве, на рынках товаров, услуг и капиталов. Внеш­ неэкономическую стратегию бу­ дем строить не на дешевом рубле, а на тех технологических преимуществах, которыми все еще располагает отечественная индустрия. По меньшей мере в течение ближайшего месяца, особенно в преддверии 25 апреля, ни в коем случае не следует принимать ка­ ких-либо действий, способных в короткий срок разрушить достиг­ нутое шаткое макроэкономиче­ ское равновесие. А. ИЛЛАРИОНОВ. АО Помощь в подготовке материалов любезно Министерство печати и информации РФ. оказа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz