Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля 1993 года СЪЕЗД - КАК ОНЕСТЬ 11 стр. И. Меньшиков ПАРЛАМЕНТСКИЕ ТАЙНЫ, или ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ТЫСЯЧА?.. Н е спешите с ответом! Ибо речь пойдет не о простых и даже не об очень простых, но головах, принадлежащих уважае мым народным депутатам Рос сийской Федерации. Вместе они составляют тысячеголовый съезд и именно между ним, с одной стороны, и головой Президента •• с другой, нам предстоит сделать выбор в ходе референдума 25 ап реля. Оба они - съезд и Прези дент - избраны народом, оба претендуют на его доверие и оба считают себя выразителями на ших ожиданий в социально-эко номической сфере. Однако в последнее время они столь резко разошлись в своем видении бу дущего страны, что вынуждены для разрешения этого спора об ратиться к нам с вами. Что же не поделили в верхах7 К сожалению, утвержденные законо дателями и уже опубликованные вопросы референдума проясняют суть разногласий между различны ми ветвями власти, что за этими формулировками явственно торчат лишь красные уши их авторов из ап парата Президиума ВС. Кроме того, немало усилий было потрачено и на то. чтобы объяснить конфликт вла стей преимущественно личными ка чествами Президента, в частности, его склонностью к диктатуре Оста вим эти утверждения на совести их авторов, если таковая еще сохрани лась. и подчеркнем, что на рефе рендуме в действительности будут решаться два важнейших для судеб России вопроса. Первый из них - о форме уст ройства государственной власти: может ли Россия стать республикой с цивилизованной президентской формой правления или в ней воца рится "власть Советов", аналогов в мировой практике не имеющая. Второй вопрос касается буду щего реформ: будут ли они прово диться быстро и по единому плану сильной центральной исполнитель ной властью во главе с несущим личную ответственность Президен том либо правительство будет вы нуждено лишь выполнять волю всевластного, но ни за что не отве чающего съезда, решения которого не берутся подчас предсказывать даже самые опытные политологи. Судя по результатам многочис ленных опросов общественного мнения, в том числе и в Мурман ской области, большинство избира телей отдает себе отчет в происходящем и уже сделало вы бор в пользу сильной исполнитель ной власти во главе с Президентом. Однако выбор этот скорее интуи тивный. чем осознанный. И причина здесь проста. Хотя к Б. Ельцину у многих есть серьезные претензии, его все же знают и продолжают ему в какой-то степени доверять. Что же касается съезда, то он у большин ства ассоциируется лишь со спике ром да двумя-тремя десятками записных “микрофонщиков". В ос тальном для рядового избирателя это "черная дыра". Поэтому и отно шение к съезду неоднозначное: с одной стороны, как всякий темный угол он нормального человека отпу гивает. с другой - как-то не верится в то. что там собрались сплошь зло деи. тем более по нашей собствен ной воле. Некоторые даже удивляются: как же так - законода тели избрали Б. Ельцина Председа телем ВС, спасли от бунта заместителей, узаконили президен тство. выстояли в августе 91-го. на делили чрезвычайными полномочиями и вдруг стали реак ционерами? Что-то тут не то! Одна ко противоречия здесь лишь кажущиеся. И небольшая экскурсия по закоулкам законодательной вла сти многое поможет прояснить. Любой политолог, знакомясь с представительным собранием, прежде всего стремится уяснить со отношение действующих в нем политических сил. Обычно это не составляет большого труда, так как члены различных партий или их ко алиций образуют парламентские фракции, которые контролируют и координируют деятельность отдель ных депутатов. Наши же избранни ки. видимо, из-за давней неприязни к ЦРУ. поначалу заставили изрядно попотеть их аналитиков, введя в обычай членство сразу в двух-трех подчас прямо противоположных фракциях. К сожалению, подобный “разгул демократии" путал не только чужих, но и своих. Поэтому 14 де кабря 1992 г. была проведена пере регистрация фракций с устранением параллельного членства И хотя по сле этого законодательная власть так и не приобрела черты вполне ци вилизованного парламента (фракци онная дисциплина и контроль по-прежнему отсутствуют), разо браться “ху есть ху" как шпионам, так и нам с вами стало все же по легче. Итак, из действующих в настоя щее время 1037 народных депутатов России 80,2% состоят в 14 оформ ленных на начало этого года фрак циях. которые, в свою очередь, разбиты на 4 политических блока. Первый из них - “ Коалиция ре форм" (демократы, сторонники “ко манды Гайдара" в правительстве) - состоит из трех фракций. 1. “ Радикальные демократы', РД - 50 депутатов, в т. ч. 10 членов ВС. Являются наиболее последователь ными сторонниками экономического либерализма и даже критиковали Е. Гайдара за недостаточно твердый курс на экономическую стабилиза цию. Протестовали против избрания Р. Хасбулатова на пост Председате ля ВС. Поддержку Президента пря мо связывают с продолжением быстрых экономических реформ. Ведущий экономист фракции - П. Филиппов. Лидеры: С. Юшенков. М. Салье. Б. Денисенко. В. Варов. 2. “Демократическая Россия". ДР - 49 депутатов, в т. ч. 10 членов ВС. Фракция отождествляет себя с движением “Дем. Россия" и призна ет решения ее координирующих ор ганов. т. е. является действительно политической фракцией западного типа. Ориентируется на преобразо вание России в демократическое правовое государство с рыночной экономикой. Выступала за сохране ние Союза в виде экономически ин тегрированных государств по образцу “Общего рынка". В настоя щее время стремится предотвратить распад России. Наиболее последо вательно поддерживает Б. Ельцина, а также “ гайдаровские" реформы. Отстаивает необходимость скорей шего принятия новой Конституции (вариант С. Шахрая) и введение президентской республики. Лиде ры: Л. Пономарев. Г. Якунин, В. Вол ков. Г. Старовойтова. В. Уткин. С. Филатов. В. Брагин и др. 3. “Согласие ради прогресса", СРП - 53 депутата, в т. ч. 12 членов ВС. Фракция в основном поддержи вает политику Президента, однако привержена принципам парламента ризма и выступает против любых по пыток роспуска съезда. Ее члены в большей степени готовы сотрудни чать с центристами и не поддержи вают идею созыва Конституционного (Учредительного) собрания. Кандидатами на пост пре мьера выдвигали Е. Гайдара и В. Каданникова (директора ВАЗа). Ли деры: В. Лысенко. В. Шейнис. Ю. Нестеров. Е. Кошокин. Следующий блок - "Демократи- . ческий центр", или “демократиче ское болото", по определению оппо нентов из крайних лагерей. Другое самоназвание - “ реформистский центр". В него входят 4 фракции. 1. “Левый центр" - “Сотрудниче ство" - 61 депутат, в т. ч. 17 членов ВС. Из всех фракций, выступавших против Гайдара. "Левый центр" в на ибольшей степени стремился про демонстрировать лояльность лично Президенту. Такое раздвоение вы звало серию переформирований фракции и вынуждает сомневаться в наличии у ее представителей сколь ко-нибудь четкой программы. Лиде ры: Б. Немцов, Д. Волкогонов. С. Степашин, А. Починок. 2. “Свободная Россия" (бывшие “ Коммунисты за демократию") - 56 депутатов, в т. ч. 20 членов ВС. В целом поддерживала курс Е. Гайда ра. но требовала ряда коррективов: отмены НДС, отмены налога на ин вестиции и др. В конечном итоге фракция отказала Гайдару в под держке и на YII съезде на пост пре мьера выдвигала А. Руцкого. Ю. Скокова и В. Черномырдина. Делает упор на восстановление федератив ных связей, по крайней мере, с не которыми из бывших союзных республик, а также уделяет значи тельное внимание защите прав рус скоязычного населения. Отрицательно относится к идее рос пуска съезда. Лидеры: И. Виногра дова. В Адров. Н. Травкин. И. Рябов. 3. “Суверенитет и равенство" - 50 депутатов, в т. ч. 26 членов ВС. Отстаивает права и привилегии вхо дящих в нее коммунистических и посткоммунистических руководите лей бывших автономий. Вначале го лосовали. как правило, вместе с “ Коммунистами России". Впослед ствии стали сдвигаться к центру в обмен на уступки со стороны Б. Ель цина в вопросах номенклатурного самоуправления. Кроме того, непри миримая оппозиция исповедует российскую великодержавность, что также подталкивает представителей автономий к центру. Лидеры: Р. Аб- дулатипов. А. Аслаханов. Д. Завгаев и др. 4. “ Родина" - 52 депутата, в т. ч. 16 членов ВС. Своей задачей объя вила “ защиту геостратегических ин тересов России и федерализма". На YII съезде на пост премьера выдви гали Ю. Скокова и Е. Гайдара. Ли деры: О. Румянцев. В. Морокин. Блок “ Консервативный центр" ("консервативная оппозиция" - по самохарактеристике, "консерватив ное болото" - по мнению оппонен тов) представлен тремя фракциями. 1. “Смена" - “ Новая политика" - 53 депутата, в т. ч. 5 членов ВС. Ос нову группы составляют малоизвест ные честолюбивые молодые люди, некоторые с опытом комсомольской работы. На I и И съездах голосовали в основном вместе с “Демроссией". В дальнейшем выступили против усиления исполнительной власти, против реальной федерализации России, за восстановление Союза. Наиболее непредсказуемая, по ре зультатам голосования, фракция. Ак тивно содействовала смещению Е. Гайдара. Лидеры: А. Головин. И. Муравьев, С. Полозков и др. 2. “ Промышленный союз" - 52 депутата, в т. ч. 5 членов ВС. В ос новном объединяет руководителей крупных предприятий и НПО, в т. ч. ВПК. Происходит от депутатской группы “Организаторы народного хозяйства", которая на ill съезде во главе с тогдашним лидером - ком мунистическим миллионером В. Цо ем - участвовала в попытке смещения Б. Ельцина с поста Пред седателя ВС. В настоящее время “промышленные бароны" осознали неизбежность перехода к рынку. Однако требуют для себя тепличных условий: госзаказа, льготных креди тов. фиксации цен на часть товаров, особых условий приватизации. Ак тивно выступали против Е. Гайдара, поскольку его политика не предус матривала особых привилегий для данной группы руководителей. Ли деры: Ю. Гехт. В. Беспалов и др. 3. “ Рабочий союз" - “Реформы без шока" - 52 депутата, в т. ч. 19 членов ВС. Создавалась как группа для защиты профессиональных и региональных интересов, объединив на начальном этапе депутатов самых разных политических взглядов. В дальнейшем сместилась на позиции правого центра, перейдя в оппози цию правительству. Лидеры: В. Чер нов. А. Косопкин. В. Исправников и ДР. Последний парламентский блок - “ Российское единство" - пред ставляет непримиримую оппозицию Президенту и правительству. В него входят 4 фракции и 1 парламентская группа. Почти все лидеры этого бло ка входят также во внепарламент ское объединение “Фронт национального спасения". 1. “Аграрный союз", АС - 130 депутатов, в т. ч. 13 членов ВС. Основная цель фракции - не допу стить распада колхозно-совхозной системы. Ее члены выступают про тив свободной купли-продажи земли, против новой Конституции, за предоставление льготных кре дитов колхозам и совхозам. Подав ляющее большинство членов фракции - “ колхозные генералы" и руководители АПК. Лидеры: М. Лапшин. А. Назарчук, В. Исаков. 2 “ Гражданское общество", ГО - 28 депутатов. Ввиду небольшой численности перерегистрирована как депутатская группа. Газета “ Коммерсант" охарактеризовала членов группы как бывших демок ратов, “ужаснувшихся подлинному облику рыночной экономики". Л и деры: М. Челноков, В. Аксючиц. М. Астафьев, И. Константинов и др. 3. “ Коммунисты России", КР -67 депутатов, из них 17 членов ВС. Максимальной численности эта фракция достигла в 1990 г. - 426 де путатов. После августовского путча большинство предпочло перейти в другие фракции непримиримой оп позиции. Излагать программу, оче видно. нет необходимости. Лидеры: И. Братищев, И. Рыбкин. В. Калаш ников. Ю. Воронин (недавно избран первым заместителем Р. Хасбулато ва). 4. “Отчизна" - 51 депутат, в т. ч. 10 членов ВС. Фракция объединяет депутатов-генералов и офицеров национал-большевистской ориента ции. Большинство их ранее одно временно входило в группу “ Коммунисты России". Лидеры: Б. Тарасов (генерал-лейтенант), Г. Бе нов (генерал-майор). А. Базаров (генерал-майор), В. Федоров (губер натор Сахалина). Г. Агеев (генерал КГБ в отставке). 5. “ Россия" - 55 депутатов, в т. ч. 15 членов ВС. Основной программ- ныйтезисфракции: “ Российское го сударство - это не РСФСР, а все территории бывшего Союза, насе ленные русскими". Программа-мак- симум-восстановление СССР. В области экономики считают необхо димым длительный переходный пе риод со значительным государственным регулированием и выступают за ограничение ино странных инвестиций. Лидеры: С. Бабурин, И. Павлов, С. Горячева. Вероятно, после знакомства с этим “ групповым портретом" число желающих вверить судьб / страны уважаемым народным депутатам значительно уменьшится. И дело здесь не только в преобладании “ бывших" по образу мыслей. Ны нешний российский съезд рази тельно отличается от европейских и даже африканских парламентов тем, что за большинством депутат ских фракций, так же, как и за большинством самих депутатов, не стоит никакая организованная политическая сила. Фактически и те и другие являются всего лишь политическими однодневками, не представляющими никого, кроме себя. А раз так, то нет и прорабо танных политических и экономиче ских программ, нет обоснованных целей, нет и не может быть серь езного аналитического поиска пу тей выхода из кризиса, нет даже элементарной фракционной дис циплины. Все это подменяется на бором лозунгов да популистскими заявлениями об “ обнищании наро да" и о том, что “ нам нужен не такой рынок", хотя “ не такой" в при роде не существует. Другой отличительной чертой нашего съезда является обилие фракций, созданных для защиты корпоративных интересов, за кото рыми совсем неглубоко прячутся и личные. Таковы фракции: “Сувере нитет и равенство", “Промышлен ный союз", “ Рабочий союз - реформы без шока", “Аграрный со юз" и “Отчизна". Их основная цель - выколачивание льгот и привиле гий за наш, между прочим, счет. Да и реформы они соглашаются проводить лишь в том случае, если видят выгоду для себя. Простой пример: ни для кого не секрет, что земля в России давно уже покупа ется и продается совершенно сво бодно. Но пользуются этим пока в основном агроначальники и близ кие к ним люди. Причем новояв ленным землевладельцам пахать самим вовсе не обязательно. И вспашут, и уберут, и продадут уро жай все те же колхозники, часто даже не подозревая, что работают уже не на своей земле. А началь ственный лендлорд потом лишь оплатит их труд колхозу, положив себе в карман солидный куш. И все это прикрывается криками о том. что нельзя продавать Россию! Заметная неразборчивость в средствах (будем говорить помяг че) вообще является еще одной ха рактерной чертой нашего парламентского большинства. Од но лишь упорное перелицовыва- ние старой Конституции, состоящей уже более чем из 300 заплат и позволяющей законода телям все больше “тянуть одеяло" на себя, говорит о многом. Поэто му стоит ли удивляться, что комму нистические взгляды, корпоративные и личные интересы парламентского большинства, до ставшегося нам в наследство от другой страны, в конечном итоге вошли в противоречие с логикой реформ. Конфронтация назревала давно, и это можно проследить по специально вычисляемым для каждого депутата “ рейтингам", представляющим собой разность процентов голосований с позиций реформаторского и консерватив ного крыльев съезда. (Окончание на 12-й стр.) В. Дущенко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz