Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
4 стр. ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД! «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 апреля 1993 года Борис КУДРИН: «Г «ВЕРЮ В БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» Жизнь судна, в отличие от человека, коротка. Особенно - у научно-исследовательских судов: их мудреная начинка и в первый-то год эксплуатации отстает от мирового уровня, а уж через десяток лет и вовсе этаким бабушкиным сундуком вы глядит. "Персею-НГ, последнему (пока) в серии “Персеев" - гор дости российской рыбохозяйственной науки с начала века и по сей день - перевалило за двадцать, когда его приобрело научно-производственное предприятие “Вега-ЛТД". Судну требовался серьезный ремонт, причем за границей. Немалыми усилиями коллектива предприятия валюта была накоплена. Но в нашем государстве никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, причем найти почти немыслимо, а вот потерять... Короче, как раз когда потребовалась “Веге" валюта на вос становление “Персея-ИГ, вышел “высочайший" указ и деньги были “заморожены" во Внешэкономбанке. Теперь их придется выдавливать, как раба из себя, по капле в течение 15 лет. Добавлю, что ситуация пришлась как раз на период ста новления небольшого научно-производственного предприятия, к тому же не совместного, а чисто российского со всеми вы текающими отсюда последствиями. Критическая ситуация. Но нашлись люди, которые поверили, не стране поверили, а кон кретному человеку - кандидату биологических наук, директору “Вега-ЛТД" Б. Д. Кудрину. Дело в том, что Борис Дмитриевич, еще работая в ПИНРО и “Севрыбпромразведке", участвовал в заседаниях ИКЕС. бывая в Дании и Норвегии, общался с учеными и бизнесменами этих стран, авторитета ему не зани мать. В общем, удалось убедить иностранных партнеров ссу дить деньги на ремонт судна и обеспечение эксплуатационных расходов. Кстати, сегодня “Вега" уже почти расплатилась с этими долгами. За счет чего? Только за счет производственной деятель ности. Скажем, в прошлом году экипажи “Персея-ИГ и взятого по лизингу СРТ-м-к “Альгайба' выловили почти полторы тыся чи тонн рыбы и креветки. Впрочем, одна из основных задач “Веги" - научные исс ледования в области рыболовства. Хотя и старенькое судно, хотя и оборудование его оставляет желать лучшего, а тем не менее поминают добрым словом “Персей-ПГ не только эки пажи. которые он вывел “на рыбу", не только ученые ПИНРО. Данные, добытые им. фигурировали в докладах на российско- норвежской комиссии, помогали отстаивать позицию россий ских ученых по определению численности и возможного изъятия донных рыб Баренцева моря. Интереснейшая работа проводится по изучению гидро- бионтов Баренцева моря. Перспективное дело, сулящее ог ромные доходы. - промысел морских беспозвоночных: ежей, гребешка, звезд, голотурий. Вместе с учеными ПИНРО. спе циалистами “Севрыбтехцентра" “Вега" устроила в прошлом го ду выставку-дегустацию экзотических блюд из морских диковин. Но прелесть этих беспозвоночных не в их вкусовых качествах (хотя и это немаловажно), главное - их фармаколо гические достоинства. Как известно, биологически активные вещества, содержащиеся в ежах, голотуриях и т.д./обладают еще и редкостными целебными свойствами. Не случайно с одного конца света на другой прилетели в Мурманск японцы. Да и другие заморские гости с явным интересом присматри вались к выставленным экспонатам. Хотя в тот раз контрактов не заключали, у “Веги" все еще впереди. Главное, найдены не известные доселе участки - будущие промысловые районы, изучена технология добычи и обработки ценных видов. Опять я сбиваюсь к производственной теме! Так вот. научно-исследовательская деятельность “Веги-ЛТД". Этим занимаемся мы, северяне, этим занимаются норвеж цы. Но техника-то наша не сравнима с зарубежной. И об этом не раз вспоминали норвежские коллеги. Потому, да бы иметь сравнимые научные данные, дабы доказывать предметно, на должном научном уровне российскую точку зрения, необходим корабль, достойный продолжатель славной плеяды “Персеев". Проект такого судна уже вы полнен на средства “Веги" и получил одобрение наших ученых и специалистов. Но возможность быстро и качест венно построить такое судно сейчас упирается в традици онную проблему - финансирование. Впрочем, есть уже варианты ее решения. Как сказал Б. Д . Кудрин, “мы сде лаем все возможное, чтобы к моменту списания "Персея- IH" (1995 год) “Персей-IY" вошел в строй. Мы тут не одни, нас поддерживают ученые ПИНРО, Комитет России по ры боловству, предприниматели". Конъюнктура рынка, необходимость быстрейшего развития собственной производственной базы, задачи доведения каче ства продукции до уровня мировых стандартов, финансирова ние научных программ заставляют предприятие значительную часть своей продукции отправлять на экспорт. Но многое де лается для обеспечения продовольствием Мурманска. Напри мер, в прошлом году “Вега" не только поставила Мурманску рыбопродукции на 30 миллионов рублей, а еще подарила мур манчанам сухое молоко, заплатив за него почти 30 тысяч дол ларов. Около полумиллиона рублей “отстегнула" “Вега" для финансовой поддержки школ, других учебных заведений. Кро ме того, был построен цех переработки рыбы, где сейчас идет реконструкция оборудования, что даст возможность значи тельно увеличить его мощность и расширить ассортимент про дукции. Только какой ценой все это дается - спросите об этом директора “Веги". Я спросила, и он горько вздохнул. Все толь ко говорят о поддержке малого бизнеса, сказал Борис Дмит риевич, а как начнешь чего-то добиваться - ходишь по замкнутому кругу инстанций, теряя там драгоценное время и здоровье. Очень тяжело чего-либо добиться. Пример сказанному Б. Д . Кудриным - “замороженная" валюта, несоизмеримые с деятельностью российского ма лого предприятия налоги и т.д. Почему-то у нас принято называть любое не государственное предприятие коммер ческой структурой, а раз так, значит, структурой очень бо гатой. Но что делать “Веге", если “купи-продай" не входит в ее планы? А если и продает, то только свою продукцию, не закупая ее у других, то есть коммерцией не занимаясь? Конечно, будь “Вега" совместным предприятием, было бы намного проще решать все финансовые проблемы. Но у всех учредителей ее, и в первую очередь у Б. Д . Куд рина, позиция непреклонная: “Вега" - чисто российское предприятие. Более того - чисто мурманское. Странно, правда? Зачем усложнять и без того нелегкую жизнь, по чему не заполучить в уставной фонд иностранную валюту? - Нам много раз предлагали стать СП, - говорит Борис Дмитриевич. - Мы бы заимели массу привилегий: льготы по налогам, снялись бы некоторые ограничения по распо ряжению валютными средствами. Но мы надеемся выжить и развиваться именно как российское предприятие. Мне кажется, что приоритет в использовании российских ре сурсов должен отдаваться чисто российским структурам. Я верю в будущее именно российского предприниматель ства. Впрочем, это не мешает нам работать с западными партнерами на договорных началах. Кстати, и учредители “Веги", и сам директор не один десяток лет отдали Северному бассейну. Но. работая не за страх, а за совесть на госпредприятиях, никто из них (как, впрочем, и любой из нас) не ощущал этой острой боли за родную структуру, за ее процветание, как теперь. А тут даже моряки, работая на стареньких “Персее-ИГ и “Альгайбе", получая за труд практически столько же. как и на госфлотах. цепко держатся за работу. Тут сказывается забота обо всех, забота не на словах - на деле. Помните случай, когда моряков “Персея-ИГ ошибочно арестовали в Дании? Б. Д . Кудрин сразу же вылетел туда и с помощью фирмы-партнера добился не только освобождения ребят, но и... каждому “пострадавшему” выдали по 2600 датских крон в качестве компенсации за моральный ущерб. Что касается проблем Б. Д . Кудрина как председателя правления “Союза рыбопромышленников Севера", то об этом следует рассказать особо, поскольку там. в "Союзе", сложный период становления. Но об этом в другой раз. Впрочем, есть основания верить и надеяться на добрые перемены. И н ш 5 EpE 3 IO fc г. Мурманск. Александр БРАГИН: «ЛЕНРЫБПРОМ” ПОКА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» Поскольку на Северном рыбопромышленном бассейне произошла смена форм собственности - флоты и берего вые предприятия, за редким исключением, стали акцио нерными обществами, то естественным было желание узнать о положении, в котором находятся балтийские тру женики голубой нивы. Это привело меня в объединение “Ленрыбпром", дирекция которого дислоцируется в Санкт- Петербурге. Генеральный директор Александр Захарович БРАГИН при нимал в своем рабочем кабинете. - Александр Захарович, как “Ленрыбпром” пере жил приватизацию, став акционерным обществом? - Должен разочаровать, потому что наше объединение акционерным обществом не стало, и коллизии приватиза ции ленрыбпромовцам предстоит еще, видимо, пережить. Мы вовремя, как и предписывается законом о приватиза ции, подали соответствующие документы в Санкт-Петер бургский комитет по управлению государственным имуществом, но произошла заминка не по нашей вине. Го родские власти дали согласие на приватизацию “Ленрыб- прома", но поставили условие, что причалы, принадлежащие нашему рыбному порту, останутся собст венностью города. А на это мы не идем, так как абсурдно будет арендовать у городских властей построенные на ленрыбпромовские средства причалы. Мэрия рассчитывает без труда вытащить рыбку из пруда. Нам же аренда при чалов, в которые были вложены кровные рыбаков, будет обходиться в копеечку. Так что пока “Ленрыбпром" оста ется государственным предприятием. - Испытывает ли “Ленрыбпром ”экономические и финансовые трудности , являясь государственным npednpustmueM в наше время повального акциониро вания? - Экономические и финансовые трудности одни для всей рыбной отрасли России. В частности, мы лишились традиционных районов лова рыбы и добычи морепродук тов. Например, в настоящее время группа судов ведет про мысел кальмара в Атлантическом океане у берегов Аргентины. Приближается лето, и остро встал вопрос, в какой район промысла их перенацелить. Испытываем труд ности в обеспечении судов топливом, продовольствием, с доставкой на промысел промвооружения. тары для изго товления в море консервов. Стоит все это дико дорого. Сегодня, к примеру, одна банка под консервы оценивается в 50 рублей. Вот и посчитайте, в какую сумму выльется перевозка на промысел в Южную Атлантику нескольких со тен тысяч банок, да еще с учетом стоимости израсходо ванного топлива, оплаты труда рыбаков. В большую проблему вырастает размещение судов на ремонт. Труд ностям противопоставляем экономические расчеты и обос нования в целесообразности тех или иных производствен ных задумок. Денег, конечно, на ветер не бросаем, чтобы жить безбедно. - Рассматривается ли вами Баренцево море как “акватория битвы за большую рыбу”? - В Баренцевом море "Ленрыбпром" имеет небольшую квоту на вылов мойвы. Это малая толика для нашего флота, и исход “битвы” она не решает. Вместе с тем не только Баренцево море, но и весь Северный промысловый регион мы со счетов не сбрасываем. - Много рыбы вылавливает “ Ленрыбпром”в Б а л тийском море? - “Ленрыбпром" промысел в Балтийском море не ве дет. Согласно международной договоренности в этом бас сейне разрешено промышлять судам, имеющим силовую установку не более 300 л. с. Наш же флот - крупнотоннаж ный. В его состав входят суда типа “Моонзунд", которые, кстати, имеются в Мурманском траловом флоте, и БМРТ различных модификаций. - В настоящее время мурманские акционерные об щества рыбной отрасли имеют связи с зарубежными фирмами, продают им рыбу и рыбопродукцию, получая валюту. Являясь госпредприятием, имеет “Ленрыбпром”такие связи? - Да, имеет. Мы непосредственно контактируем с со вместной российско-шведской фирмой “Скарус", прези дентом которой является Валериан Семенович Орлов, бывший до меня генеральным директором объединения. Работаем на взаимовыгодных условиях. - Сейчас на прилавках мурманских магазинов ощу щается дефицит рыбы. Может быть, есть смысл “Ленрыбпрому”“захватить ”мурманский рынок сбы та? - Пока надобности такой нет. Но со временем, с раз витием цивилизованных рыночных отношений конкуренция заставит пойти на такой шаг. И тогда мы будем готовы сделать его. - Испытываете л и вы трудности в укомплекто вании экипажей судов? - Нет. Даже суверенизация бывших республик не по влияла на это, так как у нас в плавсоставе работают люди, имеющие местную прописку. Поэтому текучесть кадров у нас минимальная - она обуславливается только производ ственными причинами: увольнение по болезни, за наруше ние трудовой дисциплины. И. естественно, по собственному желанию. Людей удерживают хорошие за работки, регулярность выдачи зарплаты, а также денежные вознаграждения за нелегкий рыбацкий труд. - Помнится, в недалеком прош лом “ Ленрыбпром ” соревновался с “Мурманрыбпромом”. А как теперь? - /Ленрыбпром" участвовал в трудовом соревновании не только с “Мурманрыбпромом", но и с “Эстрыбпромом". Это были партнерские связи в самом лучшем смысле этого слова. Была взаимная польза. Теперь же эти связи нару шены. “Эстрыбпром" стал предприятием ближнего зару бежья. А на партнерстве с “Мурманрыбпромом" сказались нарождающиеся рыночные отношения. Теперь мы стали конкурентами. - Изменится л и структура “Ленрыбпрома ” в связи с разработкой федеральной программы перестройки рыбной отрасли, о чем говорилось в конце ноября 1992 года на совещании у председателя Комитета по рыболовству Российской Федерации В. Карельского? - Конечно. Потому что, во-первых, приватизация “Лен рыбпрома" все-таки состоится, как только мы выиграем у мэрии “спор" о причалах. А во-вторых, сама жизнь застав ляет что-то изменять, чтобы шагать в ногу со временем. - И, Александр Захарович, последний вопрос: по вашему мнению, выживет л и рыбная отрасль при происходящемреформированиироссийской экономи ки? - Сомнений нет - выживет. Но потери будут. Чтобы они были наименьшими, нужна помощь государства. В то же время, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Потому у “Ленрыбпрома" есть тактика и экономическая стратегия, что обеспечит сохранение объединения. Люди не лишатся работы, то есть средств к существованию, а это - главное. Что касается конкретно тактики и стратегии, то скажу ныне модными словами: они - коммерческая тай на. а с конкурентами надо быть начеку. Передайте, пожа луйста, наилучшие пожелания мурманским рыбакам, в первую очередь - мурманрыбпромовцам. Геннадий ЮДЕНКО, наш собкор. г. Санкт-Петербург.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz