Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.

6 стр. КОШЕЛЕК И ЖИЗНЬ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля 1993 года ТОЛЬКО Михаил Борисович РЯБЧЕВ- СКИЙ - выходец из белорусской деревни, четверть века связан с Мурманом, рыбопромыслом и в та­ ком качестве представляется вполне уместной фигурой на посту предсе­ дателя Мурманского рыбакколхоз- союза, который объединяет семь рыболовецких колхозов области и два межколхозных предприятия ре­ монтного и складского профиля. Колхозы разномасштабны по числу плавединиц (от восьми до трех траулеров-маломерок), по чис­ лу работников (800 колхозников в “Энергии" и 60 - в “Севере"] по ос­ новным фондам и доходам.’ Но не­ сомненно единят их родовые черты коллективного хозяйствования. При знакомстве с отдельным хозяйством отмечаешь индивиду­ альное. при обзоре - легче просмат- иваются общие тенденции, озможность такого обзора пред­ ставил сериал отчетных собраний. Как колхозы выдерживают курс в бурной современности, о состоянии кошелька и жизни колхозников - те­ ма беседы с Михаилом Борисови­ чем. Интервью, как такового, не получилось - преобладал страстный монолог, фрагменты которого перед вами. ЗНАКИ ПОМЕНЯЛИСЬ - Кардинально - с минуса на плюс. Раньше пренебрежительно говорили: “ Колх-хозное собрание..." если имели в виду расползавшийся на частности и личности коллектив­ ный разговор. Сегодня, я бы сказал, и Верховному Совету не грех поу­ читься у колхозного собрания дело­ витости, конкретности. Или это черта нашего народа: чем сложнее внешние обстоятельства, тем со­ браннее люди. Второе, что с гордостью могу сказать: почти все председатели колхозов с высшим образованием, толковые и энергичные. Давно нет прежнего: райком назначил - колхоз проголосовал. Все наши председа­ тели хорошо знают ведущую от­ расль хозяйств - рыбопромысел и не новички в своих поселках. Владимир Шаньгин, о нем и ры­ боловецкой компании “Ударник" не­ давно писал “ Рыбный Мурман", прошел здесь путь от моториста до руководителя. Виктор Кокоткин на­ чинал в “Энергии" судоводителем, прошел хорошую школу у крепкого хозяйственника Ю. А. Тимченко в соседнем колхозе и снова вернулся в Ура-Губу, руководит умело, с пер­ спективой. Председатель “Север­ ной звезды" Станислав Норец ходил в море мотористом, механи­ ком, занимался кадровой работой, принял хозяйство не в лучшем виде, но рук не опускает. Капитаном был председатель “ Мурмана" Алек­ сандр Чечуй, бывший тралфлотовец Святослав Калюжин - председатель “Всходов коммунизма". Очень предприимчив председатель “Севе­ ра" Виктор Перетятъко. его рыбаки первыми всерьез обратились к при­ брежному лову. Пожалуй, только Андрей Рейзвих не рыбопромысло­ вик. предполагали на Терском бере­ гу дополнительной отраслью раз­ вить оленеводство, сельскохозяйст­ венное образование председателя весьма этому способствовало. Но состояние пастбищ и начавшаяся в стране чехарда “заморозили" эту задумку колхоза “ Беломорский ры­ бак . но председатель деятельно увлекся насущными проблемами хо­ зяйства. как говорится, вписался. А кто не наслышан о преслову­ тых пустых трудоднях прежних кол­ хозов? Сегодня колхозники не то что не в обиде, а в значительном выигрыше, тем более рыбаки хоро­ шо получают. Да почти в каждом колхозе по два своих магазина, где прожиточная норма некоторых про­ дуктов. скажем, 5 кг рыбы продает­ ся дешевле - по 40-50 рублей (сверх нормы или для посылок можно ку­ пить по общей цене), сахар - по 50 рублей. НЕ НАДО ВЕРХОГЛЯДСТВА - Прослышав о сравнительно приличном житье-бытье колхозни­ ков, с одной стороны, многие рыба­ ки, намаявшись в бесплатном резерве, просятся в колхозный флот, хотя кадрового голода у нас нет. С другой - ворчат на всех уровнях, де­ скать, за что колхозам дают одну десятую бассейновой квоты. Но ведь мы кормим не только свои де­ ревни и колхозников, а и северо­ морцев, видяевцев. население Териберки и Умбы: своих работни­ ков и пенсионеров - подешевле, других - подороже, и все же им по­ легче, чем приходится мурманча­ нам. Ведь мы из области продовольствия почти не берем, все закупаем по бартеру - от картошки до апельсинов. Это ж надо учиты­ вать. Когда правительство спохвати­ лось. что вымирает кормилец-де- ревня, периодически выделялись солидные дотации для сельского хозяйства. Однако нашим рыболо­ вецким колхозам “ не обламыва­ лось". Субсидировались только те хозяйства, где 70 процентов дохода получалось чисто от сельскохозяй­ ственной продукции. Позволяем се­ бе отшучиваться, что уже давно в рынке - на самоокупаемости, и са­ модеятельность в хорошем смысле развиваем по всем направлениям. Или вот еще иные чиновники в инстанциях, да и моряки больших лотов осуждают стабильные зара- отки рыЬаков-колхозников... Я в свое время ходил на плавбазах “Севрыбхолодфлота". так что могу сравнивать. Вполне цивилизованные условия, экипаж под 300 человек, два кинозала, побаниться-отдохнуть после работы вполне прилично мож­ но. А на колхозных СТМах? Команда - 27 человек, малую посудину бол­ тает при каждом вздохе, теснота, чего скрывать - грязь, техники ры­ бообрабатывающей никакой - каж­ дый хвост шкерочным ножом надо обласкать, а отдохнуть - только на берегу. Так что действительно зара­ ботки у нас получше и рейсы коро­ че, но условия несравнимо хуже, колхозным рыбакам надо приплачи­ вать только за то. что в море выхо­ дят. Кто и чему тут завидует? Не­ умно. В БОРЬБЕ ЗА ВЫЖИВАЕМОСТЬ - Как говорится, чужой хлеб кол­ хозники не заедают. А проблема вы­ живаемости. как и для большинства сегодня. - под номером первым. Нужда учит считать. Учит не только руководителей, но и рядовых колхозников. Вот мы говорили о со­ браниях уполномоченных... Прежде так внимательно за каждым отчет­ ным рублем не следили, сейчас за каждую покупку, поездку руководи­ тели отчитываются. Не было нынче и радиограмм типа "дай одно, дай другое". Теперь на все смотрят с позиции деловой выгоды: насколько обоснованны потери промыслового времени из-за перебежек, какой еще побочный промысел попробо­ вать? Животноводство сейчас, к со­ жалению. сокращено, но вот в “Энергии" всерьез искали возмож­ ность сохранения хоть маточного поголовья - полегчает, и снова его можно нарастить. А при песцовой ферме уместны выделка и пошив... И уж, конечно, при первой возмож­ ности все обустраивали ведущую отрасль - в колхозах есть линии ва­ куумной упаковки рыбы внарезку, в Ура-Губе, Минькино. Белокаменке, Териберке есть коптильные мощно­ сти. рыбообрабатывающие, консер­ вные цеха есть и строятся в Чаваньге, Варзуге и в уже назван­ ных выше поселках. Зверобойный промысел (забой тюленя) ведут кол­ хозники "Всходов коммунизма" и в Чаваньге, последняя, кстати, стала привлекать туристов на спортивную рыбалку... То есть все колхозы се­ годня многоотраслевые. Если бы еще нам не то что по­ могали бы. а хоть по рукам не били. Ведь экономический беспредел в стране представляется уже целевым вредительством. Наши умники вы­ борные в Москве сочиняют законы- указы, которые, ну ни один, не направлены в помощь хозяйствен­ нику. производителю (за всех не скажу - имею в виду нашу специ­ фику). Вот, скажем, сейчас рыба признана стратегическим сырьем. Вы что думаете, это для насыщения внутреннего рынка? Нет! Для удоб­ ства московских чиновников, чтобы снова могли жировать и командо­ вать издали. Генеральная лицензия на вывоз рыбопродукции отдается центру, от чего пять лет назад отка­ зались. Ну-ка ты. велят. Рябчевский. вези рыбу в Исландию, а тралфлот - в Данию, о сравнительных ценах при этом ни гу-гу. Скучно им стало без отчислений нашей валюты да чисто рыбной дани. Рыбаки же каж­ дый в своем регионе каждое утро с телетайпа цены знают, и в море лю­ бой капитан за лучшей ценой не по­ ленится “сбегать" до соседнего берега. Бьем тревогу о поправке. Даль­ невосточники вообще пригрозили выйти из Центросоюза, если доба­ вятся еще эти поборы и указания сбыта. На мудрецов, которые рыбку в Москве ловят, насмотрелся. Три го­ да назад собрались с Кокоткиным в Грецию, заключить контракт на оборудование для клипфикса. Наш “ куратор" аж взвился: “ Еще чего? Я поеду!". А потом спрашивает: “А что такое клипфикс?". Вот поэтому в стране и скопилось неустанов­ ленного импортного оборудования на миллиарды рублей. Разве о кол­ хозной копейке помнилось таким гонцам? В такой огромной стране немыс­ лимо с одного кресла про оборудо­ вание решать. Даже у нас в Териберке и на Терском побережье разные условия: разные снеговые и ветровые нагрузки, центральное энергоснабжение или движок - вот и покупки делаем сообразно усло­ виям. Или, скажем, два колхоза за­ купают одинаковые шпротные линии, но по разным ценам - один председатель прикинул, что блок из нержавейки в своей плавмастер- ской может сделать, да на кабель нечего валюту тратить, потому что есть на примете за рубли... И еще парадоксальнее - разме­ ры таможенной пошлины. Не спорю о частном ввозе - видеоаппаратуре, машинах - для личного пользования, продажи, может, и надо облагать подороже. Но вот для развития про­ изводства. чтобы не быть “ сырье­ вым придатком", зачем за эти линии и технологии три шкуры драть? Шпротная линия, допустим, 20 мил­ лионов стоит, таможенная пошлина - 42. Это помощь государства? Ка­ кое-то проклятие над народом - всех под одну гребенку и по макси­ муму! И ведь эти 42 миллиона по­ мимо других накруток на тот же хвост лягут - купите вы такие шпро­ ты? Разумнее ведь дать встать на ноги хозяйственнику, а когда пошли с конвейера баночки, вот и облагай прибыль налогом. Такая очевид­ ность не под силу российским уп­ равителям. Невыгодно стало производить - узаконивается спеку­ ляция. Налоговая политика вообще чу­ довищна. За 1992 год “Ударник" за­ платил 300 миллионов годового, “Энергия" - 248. “ Беломорский ры­ бак" - 170. Колхозы содержат по­ селковые школы, кочегарки, весь жилфонд и прочее, но и отчисляют немало в бюджет местных Советов. Плюс налоги с физических лиц. Налоги берутся авансом, ошибся в прогнозе - штраф. Куда идут эти деньги? Мы не видим, уверен - и вы не видите. Общим местом стало говорить о накрутках топлива, транспортах "Севрыбхолодфлота", порта, торговли, “ Росснабсбыта", который только бумажками пошур­ шит и в 4 раза все наценит - вот у нас на прилавках и лежит не треска и мойва, а сплошь золотая рыбка. Но даже и при таком положе­ нии... Почему в Германии судно только встает под выгрузку - ди­ ректора магазинчиков уже в пять утра на аукционе, караулят товар. Наши же - “ восемь на семь" - как стояли за прилавком взгляд поверх голов, так и по сей день стоят. Хоть один бы директор приехал с пред­ ложением: дескать, в моем районе 100 остро нуждающихся, машину обеспечу - отпусти рыбу подешев­ ле. Рыбаки пошли бы на уступки. Так нет же! Пытались продать по 7 рублей 400 тонн трески малоиму­ щим - не взяли. С семи рублей ка­ кой навар торговле? Вот если по 700... И ВСЕ-ТАКИ ОНИ ВЕРТЯТСЯ! - Да, все-таки самая жизне­ стойкая сегодня в стране - это кол­ хозная система, именно в силу мобильности, компактности. Не случайно сейчас предприятия-ги­ ганты дробятся, не случайно гро­ мадные БАТы и плавбазы за загрузку мощностей тревожатся. Нашим же малым судам сейчас очень сподручно с помощью нор­ вежцев и ПИНРО освоить при­ брежный лов ярусами, удочками... Берется акула, скат. краб, треска, зубатка - недельные рейсы с ма­ лым расходом топлива и - до семи тонн на борту. О многопрофильное™ хозяйств я уже говорил, (оже необходимое сегодня условие. Были у моряков попытки приватизировать одиноч­ ное судно, знаю одного такого то­ варища - за голову теперь держится: трал потерял, миллион надо, пока добыл миллион - второй трал ушел. Рыба - дело водяное... В колхозе же: шкурки продал - ко­ рабль можно ремонтировать, рыбу наловили - можно зверя подкупить. Есть возможность маневра. Вот сейчас многие в Норвегии часто бывают, убедились - живут они всяк по-своему, а работают комму­ ной в комплексе, малыми судами у побережий рыбы ловят в два-три раза больше нашего. Аналогия на­ прашивается... Ведь наши рыбаки ничуть не хуже, вполне кон­ курентоспособны. Верим, колхозы Мурмана вы­ стоят. Только бы совсем под ко­ рень не резали, рук бы напрочь не отбивали народные избранники, управители. Пока же парламент­ ские споры в ущерб делу идут. Записала Ольга ДМИТРИИ ВСПОМНИЛИ О ПОМОРСКОМ ТРАКТЕ Только самолетом можно долететь. Именно так и было, когда еще совсем недавно заходила речь о сообщении между поморским селом Долгощелье Мезенского района с областным центром. Сегодня председатель рыболовец­ кого колхоза “Север" В. Истомин садится на “ попутку" и от своей конторы доезжает прямо до парадного подъезда “Архрыбколхозобъединения", преодолев километров 700 пути. Жизнь заставила вспомнить о древнем поморском тракте, когда бешеные цены на авиауслуги взяли промыс­ ловиков за горло. У рыбаков-колхозников уже есть опыт перевозки грузов по сложным трассам. Еще лет 15 назад по зимнику из Тобседы возили навагу в Нарьян-Мар, отка­ завшись от авиации, по 500-700 тонн за сезон. Самолетами АН-2, берущими на борт тонну груза, пришлось бы сделать огромное число рейсов А это сотни тонн дорогостоящего бензина. В ту пору даже геологи последовали примеру поморов, стали возить грузы зимой по тундре на тракторах и машинах. Добытчики из “Севера", чтоб как-то выжить в нынешних условиях, решили возить свои уловы с Канина на самолетах только до своего села. Тут уж никуда не денешься. Даль­ нейший путь наваги - на грузовиках. С наступлением холо­ дов по замерзшему болоту были пущенытрактора. Пробили трассу через Мезень до самого Архангельска. Для шоферов В. Нечаева, А. Шуваева, И. Нечаева 14 часов по ухабам баранку крутить - работа, конечно, изну­ рительная. Зато для их хозяйства это дело явно выгодное - на грузовиках, берущих до пяти тонн рыбы, возить ее в два раза дешевле, чем на АН-2. В обратный путь колхозные снабженцы отправляют в свое село продукты, промышлен­ ные товары, которых в селе всегда чувствовалась нехватка. С начала года, когда возродился поморский тракт, из Долгощелья в Архангельск доставлено уже 70 тонн наваги. ОПАСНА ВЫПИВКА С... ЗАКУСКОЙ Цену нынче определяет спрос. А мы хватаем что попа­ ло, все, что подсовывают шустрые предприниматели. По­ купаем по инерции, приученные к тому, что государство гарантирует качество товара. Вот бы договориться всем проходить мимо прилавксв, где за элементарную дребедень заламывают бешеные деньги. Тогда и заработала бы рыночная экономика - на­ чнется снижение цен, а в колбасу будут закладывать насто­ ящее мясо. Только за права потребителя некогда людям драться, и жаловаться подчас некому. Тем не менее в Архангельске за дело взялась пресса. Областное радио информирует о ценах на городском рынке и в магазинах, анализирует обстановку, сообщает о качестве продукции, о том, где выгоднее покупать товар. Газета “Правда Севера" предупреждает, что не все съедобно, что в красивой упаковке. Пищевая лаборатория Архангельского городского центра качества и сертифика­ ции продукции выявила целый букет наименований съест­ ного с истекшими сроками реализации и отступлениями от ГОСТа. Оказывается, опасны для здоровья индийский чай грузинского происхождения, который не заваривается. Та­ кие вина, как “ Кагор", “Анапа" “Мадера", “ Кызлярское", водка санкт-петербургского, пятигорского, узбекского из­ готовления, коньяк “Азербайджанский", растворимый и мо­ лотый кофе из Бельгии и Германии “Арабика". На закуску Центр качества и сертификации не советует брать тушеную свинину из Молдовы в 525-граммовых бан­ ках. Обнаружен майонез девяносто первого года выпуска, у которого “стреляют" крышки. Все сроки хранения прошли у ирландского шоколада, а также у турецкого. Ими завале­ ны сейчас все магазины. Это лишь маленькая толика того, что сообщает пресса. Однако залежалыми товарами продолжают торговать. Будем брать? Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. Архангельск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz