Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
6 стр. КОШЕЛЕК И ЖИЗНЬ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля 1993 года ТОЛЬКО Михаил Борисович РЯБЧЕВ- СКИЙ - выходец из белорусской деревни, четверть века связан с Мурманом, рыбопромыслом и в та ком качестве представляется вполне уместной фигурой на посту предсе дателя Мурманского рыбакколхоз- союза, который объединяет семь рыболовецких колхозов области и два межколхозных предприятия ре монтного и складского профиля. Колхозы разномасштабны по числу плавединиц (от восьми до трех траулеров-маломерок), по чис лу работников (800 колхозников в “Энергии" и 60 - в “Севере"] по ос новным фондам и доходам.’ Но не сомненно единят их родовые черты коллективного хозяйствования. При знакомстве с отдельным хозяйством отмечаешь индивиду альное. при обзоре - легче просмат- иваются общие тенденции, озможность такого обзора пред ставил сериал отчетных собраний. Как колхозы выдерживают курс в бурной современности, о состоянии кошелька и жизни колхозников - те ма беседы с Михаилом Борисови чем. Интервью, как такового, не получилось - преобладал страстный монолог, фрагменты которого перед вами. ЗНАКИ ПОМЕНЯЛИСЬ - Кардинально - с минуса на плюс. Раньше пренебрежительно говорили: “ Колх-хозное собрание..." если имели в виду расползавшийся на частности и личности коллектив ный разговор. Сегодня, я бы сказал, и Верховному Совету не грех поу читься у колхозного собрания дело витости, конкретности. Или это черта нашего народа: чем сложнее внешние обстоятельства, тем со браннее люди. Второе, что с гордостью могу сказать: почти все председатели колхозов с высшим образованием, толковые и энергичные. Давно нет прежнего: райком назначил - колхоз проголосовал. Все наши председа тели хорошо знают ведущую от расль хозяйств - рыбопромысел и не новички в своих поселках. Владимир Шаньгин, о нем и ры боловецкой компании “Ударник" не давно писал “ Рыбный Мурман", прошел здесь путь от моториста до руководителя. Виктор Кокоткин на чинал в “Энергии" судоводителем, прошел хорошую школу у крепкого хозяйственника Ю. А. Тимченко в соседнем колхозе и снова вернулся в Ура-Губу, руководит умело, с пер спективой. Председатель “Север ной звезды" Станислав Норец ходил в море мотористом, механи ком, занимался кадровой работой, принял хозяйство не в лучшем виде, но рук не опускает. Капитаном был председатель “ Мурмана" Алек сандр Чечуй, бывший тралфлотовец Святослав Калюжин - председатель “Всходов коммунизма". Очень предприимчив председатель “Севе ра" Виктор Перетятъко. его рыбаки первыми всерьез обратились к при брежному лову. Пожалуй, только Андрей Рейзвих не рыбопромысло вик. предполагали на Терском бере гу дополнительной отраслью раз вить оленеводство, сельскохозяйст венное образование председателя весьма этому способствовало. Но состояние пастбищ и начавшаяся в стране чехарда “заморозили" эту задумку колхоза “ Беломорский ры бак . но председатель деятельно увлекся насущными проблемами хо зяйства. как говорится, вписался. А кто не наслышан о преслову тых пустых трудоднях прежних кол хозов? Сегодня колхозники не то что не в обиде, а в значительном выигрыше, тем более рыбаки хоро шо получают. Да почти в каждом колхозе по два своих магазина, где прожиточная норма некоторых про дуктов. скажем, 5 кг рыбы продает ся дешевле - по 40-50 рублей (сверх нормы или для посылок можно ку пить по общей цене), сахар - по 50 рублей. НЕ НАДО ВЕРХОГЛЯДСТВА - Прослышав о сравнительно приличном житье-бытье колхозни ков, с одной стороны, многие рыба ки, намаявшись в бесплатном резерве, просятся в колхозный флот, хотя кадрового голода у нас нет. С другой - ворчат на всех уровнях, де скать, за что колхозам дают одну десятую бассейновой квоты. Но ведь мы кормим не только свои де ревни и колхозников, а и северо морцев, видяевцев. население Териберки и Умбы: своих работни ков и пенсионеров - подешевле, других - подороже, и все же им по легче, чем приходится мурманча нам. Ведь мы из области продовольствия почти не берем, все закупаем по бартеру - от картошки до апельсинов. Это ж надо учиты вать. Когда правительство спохвати лось. что вымирает кормилец-де- ревня, периодически выделялись солидные дотации для сельского хозяйства. Однако нашим рыболо вецким колхозам “ не обламыва лось". Субсидировались только те хозяйства, где 70 процентов дохода получалось чисто от сельскохозяй ственной продукции. Позволяем се бе отшучиваться, что уже давно в рынке - на самоокупаемости, и са модеятельность в хорошем смысле развиваем по всем направлениям. Или вот еще иные чиновники в инстанциях, да и моряки больших лотов осуждают стабильные зара- отки рыЬаков-колхозников... Я в свое время ходил на плавбазах “Севрыбхолодфлота". так что могу сравнивать. Вполне цивилизованные условия, экипаж под 300 человек, два кинозала, побаниться-отдохнуть после работы вполне прилично мож но. А на колхозных СТМах? Команда - 27 человек, малую посудину бол тает при каждом вздохе, теснота, чего скрывать - грязь, техники ры бообрабатывающей никакой - каж дый хвост шкерочным ножом надо обласкать, а отдохнуть - только на берегу. Так что действительно зара ботки у нас получше и рейсы коро че, но условия несравнимо хуже, колхозным рыбакам надо приплачи вать только за то. что в море выхо дят. Кто и чему тут завидует? Не умно. В БОРЬБЕ ЗА ВЫЖИВАЕМОСТЬ - Как говорится, чужой хлеб кол хозники не заедают. А проблема вы живаемости. как и для большинства сегодня. - под номером первым. Нужда учит считать. Учит не только руководителей, но и рядовых колхозников. Вот мы говорили о со браниях уполномоченных... Прежде так внимательно за каждым отчет ным рублем не следили, сейчас за каждую покупку, поездку руководи тели отчитываются. Не было нынче и радиограмм типа "дай одно, дай другое". Теперь на все смотрят с позиции деловой выгоды: насколько обоснованны потери промыслового времени из-за перебежек, какой еще побочный промысел попробо вать? Животноводство сейчас, к со жалению. сокращено, но вот в “Энергии" всерьез искали возмож ность сохранения хоть маточного поголовья - полегчает, и снова его можно нарастить. А при песцовой ферме уместны выделка и пошив... И уж, конечно, при первой возмож ности все обустраивали ведущую отрасль - в колхозах есть линии ва куумной упаковки рыбы внарезку, в Ура-Губе, Минькино. Белокаменке, Териберке есть коптильные мощно сти. рыбообрабатывающие, консер вные цеха есть и строятся в Чаваньге, Варзуге и в уже назван ных выше поселках. Зверобойный промысел (забой тюленя) ведут кол хозники "Всходов коммунизма" и в Чаваньге, последняя, кстати, стала привлекать туристов на спортивную рыбалку... То есть все колхозы се годня многоотраслевые. Если бы еще нам не то что по могали бы. а хоть по рукам не били. Ведь экономический беспредел в стране представляется уже целевым вредительством. Наши умники вы борные в Москве сочиняют законы- указы, которые, ну ни один, не направлены в помощь хозяйствен нику. производителю (за всех не скажу - имею в виду нашу специ фику). Вот, скажем, сейчас рыба признана стратегическим сырьем. Вы что думаете, это для насыщения внутреннего рынка? Нет! Для удоб ства московских чиновников, чтобы снова могли жировать и командо вать издали. Генеральная лицензия на вывоз рыбопродукции отдается центру, от чего пять лет назад отка зались. Ну-ка ты. велят. Рябчевский. вези рыбу в Исландию, а тралфлот - в Данию, о сравнительных ценах при этом ни гу-гу. Скучно им стало без отчислений нашей валюты да чисто рыбной дани. Рыбаки же каж дый в своем регионе каждое утро с телетайпа цены знают, и в море лю бой капитан за лучшей ценой не по ленится “сбегать" до соседнего берега. Бьем тревогу о поправке. Даль невосточники вообще пригрозили выйти из Центросоюза, если доба вятся еще эти поборы и указания сбыта. На мудрецов, которые рыбку в Москве ловят, насмотрелся. Три го да назад собрались с Кокоткиным в Грецию, заключить контракт на оборудование для клипфикса. Наш “ куратор" аж взвился: “ Еще чего? Я поеду!". А потом спрашивает: “А что такое клипфикс?". Вот поэтому в стране и скопилось неустанов ленного импортного оборудования на миллиарды рублей. Разве о кол хозной копейке помнилось таким гонцам? В такой огромной стране немыс лимо с одного кресла про оборудо вание решать. Даже у нас в Териберке и на Терском побережье разные условия: разные снеговые и ветровые нагрузки, центральное энергоснабжение или движок - вот и покупки делаем сообразно усло виям. Или, скажем, два колхоза за купают одинаковые шпротные линии, но по разным ценам - один председатель прикинул, что блок из нержавейки в своей плавмастер- ской может сделать, да на кабель нечего валюту тратить, потому что есть на примете за рубли... И еще парадоксальнее - разме ры таможенной пошлины. Не спорю о частном ввозе - видеоаппаратуре, машинах - для личного пользования, продажи, может, и надо облагать подороже. Но вот для развития про изводства. чтобы не быть “ сырье вым придатком", зачем за эти линии и технологии три шкуры драть? Шпротная линия, допустим, 20 мил лионов стоит, таможенная пошлина - 42. Это помощь государства? Ка кое-то проклятие над народом - всех под одну гребенку и по макси муму! И ведь эти 42 миллиона по мимо других накруток на тот же хвост лягут - купите вы такие шпро ты? Разумнее ведь дать встать на ноги хозяйственнику, а когда пошли с конвейера баночки, вот и облагай прибыль налогом. Такая очевид ность не под силу российским уп равителям. Невыгодно стало производить - узаконивается спеку ляция. Налоговая политика вообще чу довищна. За 1992 год “Ударник" за платил 300 миллионов годового, “Энергия" - 248. “ Беломорский ры бак" - 170. Колхозы содержат по селковые школы, кочегарки, весь жилфонд и прочее, но и отчисляют немало в бюджет местных Советов. Плюс налоги с физических лиц. Налоги берутся авансом, ошибся в прогнозе - штраф. Куда идут эти деньги? Мы не видим, уверен - и вы не видите. Общим местом стало говорить о накрутках топлива, транспортах "Севрыбхолодфлота", порта, торговли, “ Росснабсбыта", который только бумажками пошур шит и в 4 раза все наценит - вот у нас на прилавках и лежит не треска и мойва, а сплошь золотая рыбка. Но даже и при таком положе нии... Почему в Германии судно только встает под выгрузку - ди ректора магазинчиков уже в пять утра на аукционе, караулят товар. Наши же - “ восемь на семь" - как стояли за прилавком взгляд поверх голов, так и по сей день стоят. Хоть один бы директор приехал с пред ложением: дескать, в моем районе 100 остро нуждающихся, машину обеспечу - отпусти рыбу подешев ле. Рыбаки пошли бы на уступки. Так нет же! Пытались продать по 7 рублей 400 тонн трески малоиму щим - не взяли. С семи рублей ка кой навар торговле? Вот если по 700... И ВСЕ-ТАКИ ОНИ ВЕРТЯТСЯ! - Да, все-таки самая жизне стойкая сегодня в стране - это кол хозная система, именно в силу мобильности, компактности. Не случайно сейчас предприятия-ги ганты дробятся, не случайно гро мадные БАТы и плавбазы за загрузку мощностей тревожатся. Нашим же малым судам сейчас очень сподручно с помощью нор вежцев и ПИНРО освоить при брежный лов ярусами, удочками... Берется акула, скат. краб, треска, зубатка - недельные рейсы с ма лым расходом топлива и - до семи тонн на борту. О многопрофильное™ хозяйств я уже говорил, (оже необходимое сегодня условие. Были у моряков попытки приватизировать одиноч ное судно, знаю одного такого то варища - за голову теперь держится: трал потерял, миллион надо, пока добыл миллион - второй трал ушел. Рыба - дело водяное... В колхозе же: шкурки продал - ко рабль можно ремонтировать, рыбу наловили - можно зверя подкупить. Есть возможность маневра. Вот сейчас многие в Норвегии часто бывают, убедились - живут они всяк по-своему, а работают комму ной в комплексе, малыми судами у побережий рыбы ловят в два-три раза больше нашего. Аналогия на прашивается... Ведь наши рыбаки ничуть не хуже, вполне кон курентоспособны. Верим, колхозы Мурмана вы стоят. Только бы совсем под ко рень не резали, рук бы напрочь не отбивали народные избранники, управители. Пока же парламент ские споры в ущерб делу идут. Записала Ольга ДМИТРИИ ВСПОМНИЛИ О ПОМОРСКОМ ТРАКТЕ Только самолетом можно долететь. Именно так и было, когда еще совсем недавно заходила речь о сообщении между поморским селом Долгощелье Мезенского района с областным центром. Сегодня председатель рыболовец кого колхоза “Север" В. Истомин садится на “ попутку" и от своей конторы доезжает прямо до парадного подъезда “Архрыбколхозобъединения", преодолев километров 700 пути. Жизнь заставила вспомнить о древнем поморском тракте, когда бешеные цены на авиауслуги взяли промыс ловиков за горло. У рыбаков-колхозников уже есть опыт перевозки грузов по сложным трассам. Еще лет 15 назад по зимнику из Тобседы возили навагу в Нарьян-Мар, отка завшись от авиации, по 500-700 тонн за сезон. Самолетами АН-2, берущими на борт тонну груза, пришлось бы сделать огромное число рейсов А это сотни тонн дорогостоящего бензина. В ту пору даже геологи последовали примеру поморов, стали возить грузы зимой по тундре на тракторах и машинах. Добытчики из “Севера", чтоб как-то выжить в нынешних условиях, решили возить свои уловы с Канина на самолетах только до своего села. Тут уж никуда не денешься. Даль нейший путь наваги - на грузовиках. С наступлением холо дов по замерзшему болоту были пущенытрактора. Пробили трассу через Мезень до самого Архангельска. Для шоферов В. Нечаева, А. Шуваева, И. Нечаева 14 часов по ухабам баранку крутить - работа, конечно, изну рительная. Зато для их хозяйства это дело явно выгодное - на грузовиках, берущих до пяти тонн рыбы, возить ее в два раза дешевле, чем на АН-2. В обратный путь колхозные снабженцы отправляют в свое село продукты, промышлен ные товары, которых в селе всегда чувствовалась нехватка. С начала года, когда возродился поморский тракт, из Долгощелья в Архангельск доставлено уже 70 тонн наваги. ОПАСНА ВЫПИВКА С... ЗАКУСКОЙ Цену нынче определяет спрос. А мы хватаем что попа ло, все, что подсовывают шустрые предприниматели. По купаем по инерции, приученные к тому, что государство гарантирует качество товара. Вот бы договориться всем проходить мимо прилавксв, где за элементарную дребедень заламывают бешеные деньги. Тогда и заработала бы рыночная экономика - на чнется снижение цен, а в колбасу будут закладывать насто ящее мясо. Только за права потребителя некогда людям драться, и жаловаться подчас некому. Тем не менее в Архангельске за дело взялась пресса. Областное радио информирует о ценах на городском рынке и в магазинах, анализирует обстановку, сообщает о качестве продукции, о том, где выгоднее покупать товар. Газета “Правда Севера" предупреждает, что не все съедобно, что в красивой упаковке. Пищевая лаборатория Архангельского городского центра качества и сертифика ции продукции выявила целый букет наименований съест ного с истекшими сроками реализации и отступлениями от ГОСТа. Оказывается, опасны для здоровья индийский чай грузинского происхождения, который не заваривается. Та кие вина, как “ Кагор", “Анапа" “Мадера", “ Кызлярское", водка санкт-петербургского, пятигорского, узбекского из готовления, коньяк “Азербайджанский", растворимый и мо лотый кофе из Бельгии и Германии “Арабика". На закуску Центр качества и сертификации не советует брать тушеную свинину из Молдовы в 525-граммовых бан ках. Обнаружен майонез девяносто первого года выпуска, у которого “стреляют" крышки. Все сроки хранения прошли у ирландского шоколада, а также у турецкого. Ими завале ны сейчас все магазины. Это лишь маленькая толика того, что сообщает пресса. Однако залежалыми товарами продолжают торговать. Будем брать? Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. Архангельск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz