Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
РЫБАЦКИЕ ПРИЧАЛЫ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 апреля 1993 года НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ М урманский рыбный порт - крупнейший рыбный порт в мире. И, естест венно, в России. С е годня он - в числе немногих предприятий Северного бассейна, остающихся пока в го сударственной собст венности. И возглавляет его не пре зидент, не генеральный директор, а начальник Валерий Васильевич Кусков. Начальник - вот уже 10 лет. Портовики, да и сам Валерий Васильевич, как мне показалось, не шибко горюют, что они остались в былом каче стве, не став акционе рами родного предприятия. Посколь ку со стороны хорошо видно, что. например, крупным флотам от акционирования ни тепло, ни холодно. Во всяком случае, пока. Впрочем, беды рыбацких флотов каждое утро ложат ся на стол Кускова в виде долгов рыбному порту. “Про стыня”, заполненная названиями должников и цифрами задолженности, длинная-предлинная. А суммы много миллионные. В общей сложности почти миллиард руб лей. Впрочем, и сам порт в долгу: 300 миллионов рублей. Увы, взаимные неплатежи стали приметой нашего времени, поди найди сейчас таких, кому никто не дол жен! Другой приметой, столь ж е широко известной, яв ляется снижение производства. Применительно к порту - это простои. В минувшем первом квартале в порт было доставлено рыбопродукции на треть меньше, чем в ян варе-марте прошлого года, а уж сравнивать с 91-м и вовсе не приходится. И это в разгар мойвенной путины! Что ж е будет летом? Было ведь уже так, что на каждом из двух мощнейших районов выгружалось всего по два судна. Больно видеть по телевизору кадры, снятые в пус тующих цехах. Но громады стихших кранов на осиро тевших причалах наблюдать просто нестерпимо. А тут еще и “помощники" объявились: областной фонд имущества потребовал, чтобы порт заключал договоры о сдаче в аренду помещений только с его. фонда, согласия. Причем 80 процентов арендной платы перечисляется... нет, не хозяину этих помещений, а фонду имущества. Так решил малый совет облсовета. Это касается и производ ственных помещений, и жилых. Что же касается жилья, то тут вообще худо: городские власти себе на баланс его не берут, а на содержание хотя бы в относительном порядке 60 тысяч квадратных метров требуется 200 миллионов руб лей (в ценах 1992 г.)! Конечно, можно разом решить все проблемы: или забить досками крест-накрест все свободные помеще ния, или распродать - желающих сколько угодно. Но ведь жалко основные фонды, да и недальновидно, как справедливо считает Валерий Васильевич. И он не по кладая рук борется за отмену “запредельного” решения малого совета. Пока безрезультатно. Жилье - вопрос вопросов. В прошлом году - впервые - порт не построил ни метра. А очередников - больше тысячи, ждут, надеются на Кускова. Но капвложения, госфинансирование остались в прошлом. Сейчас, получив частицу долгов, начальник порта долго и му чительно раздумывает, куда этот миллиончик напра вить: жилье? заработная плата? реконструкция третьего района? обновление техники? строительство второй ко тельной, первая очередь которой вступит в строй уже в этом году? А чтобы полностью завершить эту стройку, надо вложить еще около миллиарда рублей (в ценах 1992 г.). Замечу, что и котельная, и третий район порта (Угольная база) будут работать и для всех флотов. И руководители прекрасно об этом знают. Но - ни копейки не вкладывают. Впрочем, осуждать их за это язык не повернется: туго и им, и они крутятся-вертятся, сводя концы с концами. А тут новая беда: с 1 апреля “Водоканал" повысил тарифы в 2,8 раза, “Колэнерго" - в 3,8 раза. Без воды - “ни туды и ни сюды", а уж без электроэнергии - тем более. Более 50 мощных кранов, все предприятия и раз мещенные в них механизмы без электричества мертвы. А суда, стоящие у причалов? А освещение территории? Куда ж деваться, надо оплачивать любые тарифы. Ес тественно, порт повысил и свои тарифы, но лишь на 40 процентов, то есть по -божески . Тем не менее порт счи тают монополистом, диктатором, чуть ли не грабителем. Вот. мол, попробуй только погладить против шерстки - откажется обрабатывать суда. Что ж , был прецедент. “Севрыбхолодфлот" задолжал 200 миллионов рублей. Валерий Васильевич и раз, и два, и десять просил и уговаривал: ладно уж, не всю сумму сразу, но хоть по частям отдавайте. Что называ ется, ноль эмоций. И начальник порта приостановил вы грузку с судов этого флота. Сразу нашлись деньги, подписали соглашение по тарифам - без проблем. Кто же осудит Кускова за такой шаг? Кстати, авторитет у начальника порта весьма высок. Может, вы помните события лета прошлого года, когда тысячи портовиков со знаменами и плакатами собира лись во 2-м районе порта и шли колонной в 1-й район. Требовали повышения зарплаты, улучшения организа ции труда. А на плакатах - “Кусков, ты с нами или против нас?". Начальник порта вместе с экономистами, заба стовочным комитетом нашел тогда решение всех вопро сов и требований демонстрантов. Удалось, хоть и не на желаемый уровень, все же поднять зарплату. А что ка сается сокращений, тут уж никуда не деться: пришлось расстаться с более чем 1200 работниками (за два года). Хотя Кусков - не сторонник жесткой кадровой политики. Он знает, что сегодня портовый рабочий - не грузчик с мешком за спиной. Это квалифицированный работник с удостоверениями крановщика, водителя ав то- и электропогрузчика. Для подготовки такого специ алиста и года маловато. А потому сокращение впоследствии может обернуться новыми проблемами. И, чтобы выжить, ищут в порту другие пути. Напри мер, чем плохо перерабатывать дополнительные грузы? Торговый порт сейчас загружен до предела - сколько теперь у России морских портов - четыре? И когда при везли в Мурманск сахар и поставили под выгрузку в обоих портах, рабочие рыбного порта справились ничуть не хуже коллег из торгового порта. Предложений на этот счет много: цемент, металл и т. д. Часть таких грузов идет на экспорт, многое и “от туда" поступит в Мурманск. Так что договоры о сотруд ничестве помогут порту решить очень серьезную проблему: приобретение запасных частей для погрузчи ков и кранов. Это ведь раньше они не считались им портным оборудованием: болгарские, венгерские. ГДРовские. Для их ремонта, профилактики нужны з а пчасти, значит, валюта. Д а и новую технику не мешало бы приобрести. А валюты (пока) - ни цента. Так что д о говоры - дело хорошее. Но не простое, поскольку сво бодных площадей у порта немного. Думай начальник вместе с заместителями! А вот еще печаль. И з другой сферы. Пьянки есть? Есть. Хищения? Тоже . И - новшество: вымогательство. Моряки об этом очень хорошо знают: не дашь “на лапу" - машина твоя на палубе останется. Бывали случаи: за руку хватали вымогателей. Ведь руководители порта вместе с милицией часто рейды проводят. И что же? А ничего. Бессильны начальники. Передадут дело в суд, а оттуда ответ с приветом, то бишь с рекомендацией: обсудить вымогателя на това рищеском суде. Вроде не знают, что почили в бозе и почетные грамоты, и суды товарищеские. Ну, лишат премии, так этот “товарищ” на очередной взятке хапнет куда больше любой портовской премии. А особо нажи мать - уйдет преспокойно, законы-то нынче то ли есть, то ли их вообще нет. Хорошо хоть единицы таких. Большинство ж е за дол жность держатся и политику руководства понимают. Взять для примера конференцию общепортовскую, где обсуждался колдоговор на нынешний год. Немногие ру ководители отважились нынче провести такие конфе ренции: уж очень накален народ. Но в порту она прошла спокойно и всего за 1,5 часа. Послушали Валерия Ва сильевича, поспрашивали кому что было неясно и у т вердили колдоговор. Верят начальнику, стало быть. Когда я спросила Валерия Васильевича, чего не хва тает ему “для полного счастья", предполагала, что он скажет: “Денег" . А он ответил так: - Взаимопонимания с руководителями Северного бассейна. Будет оно - будет хорошая работа. А значит, будут и деньги. Инна БЕРЕЗЮК. КИПИТ РАБОТА. Фото Виктора КОРЕЦКОГО. Организация предлагает со склада в г. Мурманске ТЕЛЕВИЗОРЫ “ОРИЗОН” 4-го и 5-го поколений но цене 130 и 160 тысяч рублей соответственно. При покупке оптовых партий от 10 шт. предоставляется скидка 10%. Форма оплаты - любая. С п р а в ки по тел еф он ам в г. М у р м а н с к е : розничная продажа - 1 -16 -91 , 5 -77 -82 ; оптовая - 1-93-39 . В г. Ки р ов с ке обращ а ть ся по ад р е с у : ул. Хибиногорска*, 30, “Алекспин". £ 1 1 1 1 1 1 1 I I I I I I I I I I B I I I I I I I H I I I I I I I = МОЛОДЫЕ и = ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ! I Если вы хотите добиться Z успеха в современном обще - 1 стве, вам необходимо оила- “ деть компьютером. Мы поможем вам в этом. К 2 вашим услугам самые совре- 2 менные компьютеры. Обуче- - ние индивидуальное в 2 удобное время. Стоимость I полного курса обучения 16 I тыс. руб. По окончании курсов I выдается сертификат. = Запись по тел. \ 5-57-36. ■ ■ ■ ■ ■ I I I I I M I I I I I I I I I I I I I I I I I M M I I МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР 44 II СВЕТЛАНА (г. С.-Петербург) Ведущий врач- психотерапевт Пан телеев Дмитрий Александрович проводит лечение алкоголизма, табако курения, избыточно го веса по методу на родного врача Александра Романо вича Довженко. Тел. 3-37-%, 3-08-91. АО «POLAR SET LIMED» “БЮРО ПЕРЕВОДЧЕСКИХ УСЛУГ” • Перевод оперативной коррес понденции, работа по междуна родной линии связи (телефон, телефакс, модем). • Перевод юридических и нотари альных документов. • Перевод технической докумен тации. • Услуги устных переводчиков. • Наш адрес: г. Мурманск, Егорова, 19 - 5, телефон/факс 5-40-40, международный телефон/факс +47 85 100-51.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz