Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
4 стр НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 апреля 1993 года Мурманская судоверфь: БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ? В особом представлении Мурманская судоверфь не нуж дается. Объединение с 8-тысяч ным коллективом было самым крупным судоремонтным пред приятием МРХ СССР, известным всем судовладельцам Севера, и после всех разукрупнений оста ется таковым в суверенной Рос сии. Здесь считают, что не вправе ронять заслуженный пре стиж, неэтичным - отречься от былых наград, в том числе от Ор дена Октябрьской Революции, а коррективы времени - естествен ны. Есть и считающие, что судо верфь разваливается. Такие опасения высказывались, когда вычленялись кооперативы и ма лые предприятия, когда вновь обрели самостоятельность заво ды-филиалы № 1 и N b 2. Бывшее головное предприя тие объединения тоже сменило вывеску - 14 октября минувшего года городской администрацией зарегистрировано АО “Мурман ская судоверфь", выбравшее первый вариант приватизации. Генеральный директор остал ся генеральным. Непоколебимо уверенным, что будущее судо верфи будет не менее славным, чем прошлое. А настоящее - оно такое же сложное, как во всей стране, многое зависит от умения адаптироваться, маневрировать, считать. И от слаженности ко манды. Об этом и шел наш раз говор. Полагая, что отдельные аспекты темы, позиция собесед ника могут быть небезынтересны читателям, предлагаем вниманию интервью с Руководителем акци онерного общества. Прежде всего Владимир Ев геньевич ХРАПОВ никак не мог обойти молчанием многотрудный процесс структурных преобразо ваний. СТАРТОВАЯ ТЕМА - Считаю это ценным, поло жительным опытом. Ведь никто нас не заставлял, конкретных вводных не давал. Наоборот, на совете директоров “Севрыбы" с недоумением и усмешкой спра шивали, мол, что ты там все раз деляешь, перестраиваешь?.. Начало моего директорства совпало с учебой в Академии на родного хозяйства. Я тогда еще у Абалкина спрашивал: “Рынок постановлением не объявить. Кто будет конкурентом такому гиган ту, как "Уралмаш" или “Россель- маш"? Или - по бассейну - нашей судоверфи? Нужны сопредель ные, конкурирующие фирмы, ко торые бы насыщали рынок и заставляли каждого наращивать обороты". “Да, нужны, - сказал Леонид Иванович, - но не зна ем, как к этому подойти". А у ме ня вызревало убеждение, что без внутренних структурных преобра зований не обойтись, и время подтверждает мою правоту. Конечно, при мощном объе динении финансов и трудовых ресурсов есть известное преиму щество в решении каких-то опре деленных задач. Но в целом, когда большой коллектив работа ет на один расчетный счет, пред приятие трудноповорачиваемо, не может гибко реагировать на потребности рынка. А главное - нет мотивационных условий для напряженной работы. Человек (бригада) считает, что он-то ра ботает хорошо, просто кто-то не так тратит заработанные средст ва. а этом первопричина заста релых обид заводов-филиалов на головное предприятие, в мень шей степени - ревнивость цехов. И ведь на практике так зачастую и бывало. Структурные преобразования мы вели планомерно и, я считаю, достаточно взвешенно. Не ска жу. что мнение всегда было еди ным. Часть главных специалистов (да и в цеховых коллективах) опа салась: заводы надо разделить - тут вопросов нет. А дальше-то зачем? Нельзя нарушать техно логический конвейер. Сейчас уже таких вопросов нет. Да, в чем-то были накладки, есть изве стные потери кадров. Но знаю и другое - каждый из директоров заводов и фирм теперь стоит пе ред необходимостью решать, считать, проявлять инициативу в поиске заказов, заработка и в тратах. А не просто шагать в по стромках и чуть что - кивать на головное, директора, которые “плохо руководят". Самостоятельность - не про сто юридическое понятие, а иное экономическое мировоззрение. Ведь руководители подразделе ний и прежде умели дельно мыс лить, но у них не было главного - финансовой власти. Теперь есть возможность, но не всегда хватает умения. Учимся. В свое время в коллективе вызвал споры наш опыт с подрядно-технологи ческими потоками, но в них люди именно учились работать само стоятельно. Сейчас я убеждаю начальников цехов, как и моло дых руководителей фирм и ма лых предприятий при подготовке технико-экономических обосно ваний, чтобы все выкладки про пускались через мозг и сердце, чтобы каждый наглядно видел смысл расчетов, мог влиять на механизм получения нужного эф фекта. Иначе он так й не состо ится как директор. Очень оыстро выявились са мые энергичные из среднего ру ководящего звена (мастера, бригадиры, руководители под разделений). Ремесло в руках и определенный организационный опьгг уже были, и они с желанием учились новому качеству. Колту нов, Нагибин, Ливенец - их коо перативы вышли из недр судоверфи. Затем Прокопенко, Станкевич, Белокрыльцева воз главили малые предприятия (кор пусные работы, литье, клуб). Теперь созданы фирмы “Веста" при ж Э У , “Нотис на базе пор- тофлота, “Судоразделка", “Спорт". А фирма “Озон" вообще выходит на стадию частного ка питала. Начальник кислородного участка Сенопальников примерял статус аренды, малого предпри ятия, ищет, пробует и уже до вольно умело ориентируется в возможностях и требованиях вре мени. Абсолютно все нам не разде лить, заборов никто городить не собирается. Я вижу судоверфь комплексом: есть неделимые фонды, энергообеспечение, при чалы, и есть подразделения с четко выраженным профилем ра бот, известной долей самостоя тельности. Пусть для начала осваивают право самостоятель ных сделок по доверенности ди ректора, учатся искать, а не просить. То есть сложится акци онерное общество с дочерними предприятиями, цеха могут иметь свои акционерные компании... Но это уже следующий этап. По ка люди должны увидеть, пощу пать результат работы на себя. А в той форме акционирова ние, как оно проходит на некото рых наших предприятиях, без внутренних структурных преобра зований ничего не даст. Далеко за примером ходить не надо. Ры бокомбинат сейчас в мучитель ном поиске принципа безболезненных переделов. Я не могу давать рекомендации - там своя специфика. Но убежден, если бы там раньше осознали не обходимость реорганизации, разделения таких разнохарактер ных по профилю и по уровню ос нащения заводов, то все сложилось бы успешнее. А сей час - как разделить долги... Это совсем не то, что поделить пре мию министерства. И флотам не обойтись без структурных изменений, без со четания форм собственности. “ ВСЕСАМ” - СТАРЫЙ СТИЛЬ - В настоящее время я явля юсь председателем совета ди ректоров акционерного общества (имея два голоса из пяти) и пред седателем правления (исполни тельной дирекции). Это неправильно, нельзя все замыкать на “первом". Но мы все свидетели того, как постоянно делят законо дательные и исполнительные фун кции наши делегаты и правительство... Пока не налади лись цивилизованные деловые от ношения, очень трудно достигнуть слаженности этих самостоятель ных по идее органов. В свое время, когда на пред приятии создавался СТК, я тоже какое-то время возглавлял его. Но как только сложился стиль ра боты совета, я смог отойти от прямого руководства. Хвататься за все “руководящие" кнопки - старый стиль. В этом смысле я прошел хорошую школу, работая еще на СРЗ-2 в бытность дирек тора Е. И. Моисеева. Он не то что не боялся “посягательств" на его функции, но одобрял, если специалист брал на свои плечи какую-то локальную проблему и вел ее с достаточной самостоя тельностью и ответственностью. С самого начала структурных преобразований я понимал - что я теряю в своем социальном ста тусе. За путевкой ли придут, зар платой, квартирой, я вроде сижу и решаю: этому дам, этому не дам... А я не хочу этим занимать ся! Человек должен естествен ным ходом жизни получать заработанное (чего у нас, увы. не бывало). Мне всегда неудобно, когда люди по понедельникам на прием приходят из-за жилья. Они давно его заработали, а мне не чего им дать и даже обещать. Мне говорят: какой же ты дирек тор, если не можешь решить. Как? У одного забрать - другому дать? Жаль, что правительство от этого вопроса отгородилось но вым жилищным законодательст вом - при рынке покупайте, дескать, квартиры сами. Давайте платить так, чтобы человек мог купить-построить жилье. Это к слову. Но и в этом ви дится резон создания на судо верфи малых фирм. Если подразделение может относи тельно самостоятельно искать пути окупаемости, еще лучше - развития, то прекрасно! Творите, зарабатывайте! Выступаю сто ронником сочетания всех форм собственности. А я, как генераль ный директор, больше сил смогу направить на основное произ водство, на стратегию. БРЕХТОВСКИЙ ТЕАТР АБСУРДА - А в остальном у нас “все, как у людей". 75 процентов при были “съедает" сфера соцкульт быта, прежде всего то же жилье, прямо скажем - довольно ветхое. Администрация области и города пока отворачивается от этой про блемы. Завтра же. может, круп ные градосодержащие предприятия, став акционерными компаниями, заявят: “Прибыль туда отправлять не будем, прива тизации объекты не подлежат". И администрация останется один на один с раздраженным населе нием и старым жильем. Мы отказались от двух детса дов (очереди на судоверфи дав но нет, в группах бывало и по 5-6 детей), особо ветхий продали, второй сдали в аренду, и получа емое идет на содержание других садов. Но у нас еще есть сана торий-профилакторий, турбаза с яхтклубом, ДЮСШ - всех подтал киваем искать возможность оку паемости. Очень стопорят дело взаим ные неплатежи и с флотами, и с заводами № 1 и № 2. Когда мы разделились с заводами и они стали юридическими лицами, я под свою ответственность еще 8 месяцев продолжал выдавать зарплату от головного предприя тия, чтобы в адаптационный пе риод в коллективах не было накладок социального характера. Но теперь заводы задерживают плату за услуги (кузни, литейки, гальваники, кранов, буксиров) как бывшим “своим". Врезульта- те мы вынуждены работать на кредите, выплачиваем проценты за кредиты, априори теряя про центы своей прибыли, уже зара ботанной, но кем-то нам не оплаченной. На нет сводятся силия этим замкнутым кругом, ще выручает то, что мы исполь зуем только 4 процента коопера ционных поставок - остальное все производим сами. Пробуем работать по догово рам. В прошлом году за 7 меся цев отремонтировали по контрактной системе ТР “Алек сандр Иванов", сейчас переобо рудуем поисковик геофизиков. Но на это охотнее идут коммер ческие структуры - соблюдаем свои интересы, и никто пока не проиграл. А флоты говорят: “Д а вайте и нам по контракту",- и на зывают судно, которое три года стоит “у стенки". Когда-то десят ками их ставили в план, теперь мы тащим хвост и не можем его обрубить. Какой же тут контракт? Полгода передаем судовла дельцам суда, отремонтирован ные “в долг". Понимаем: чем скорее флоты нарастят прибыль, тем оперативнее будут оплачи вать наши счета. Но, согласи тесь, от такого “подвешенного" состояния недалеко до банкрот ства. Правда, сегодня наше за конодательство не очень-то строго к руководителю-банкроту. Именно поэтому, мне кажется, некоторые руководители не со измеряют траты с возможностя ми. Я не понимаю отношение руководителей флотов к судо верфи как к вспомогательному производству. А вспомогатель ных среди нас нет - каждый де лает свое дело. И завтра флот встанет, едли не будет судо верфи. Пойдете на базы ВМФ? Это еще дороже. Меня удивляет бюджет с дырами, а заводы ВМФ так резко рванулись с оп латой труда, аж дух захватывает, и наши высококвалифи цированные работники хлынули в "Севморпуть' (завод № 35). Но что будет завтра? А я не считаю себя вправе жить только сегодняшним днем. И спонсорством не занимаюсь, не потому, что скряга, а просто у меня нет свободных денег. ДИЛЕММА СТРАТЕГИИ - Решительно не согласен с мнением, что у судоверфи нет будущего. Многие предприни матели сейчас изыскивают капи тал для развертывания производства. У нас же прекрас но организованное доковое производство - одно из лучших по стране, если бы еще было ос нащение для покраски, то стали бы конкурентоспособны докам зарубежным. Достаточно совре менного оборудования, не усту пающего зарубежному (у них оно производительнее, потому что настроено на определенную опе рацию, у нас используется более универсально). Есть крепкие це ха - тяжеловатые и дороговатые по содержанию против западных облегченных конструкций, но они есть. Прекрасные причалы. А главное - есть коллектив профес сионалов. Вот в интересах этих людей и задумываемся крепко о буду щем. Ведь общеизвестно, что на флотах до 40 процентов времен ных людей, идущих в море на одну путину, желающих только год-другой подзаработать и т. д. Квалификация судоремонтников выпестовывалась десятилетиями, династиями. Есть объективные и субъективные причины нарека ний на сроки и качество, но для нас нет секрета ни по одному двигателю, судовому механизму не только на кораблях бассейна, отрасли, но любое океаническое судно не составит проблем. Не допустимо, чтобы такие люди ку да-то разошлись. Пока никакой флот не соби рается сворачиваться, так что с работой мы будем. Но надо чет ко рассчитать, в какой степени потребен флотам наш основной профиль производства. С допол нительным, остаточным принци пом мы сегодня не можем мириться. О контрактной системе я уже говорил. Надо отказаться и от “напольного" метода, когда по цеху двигатель раскатали, на рисовали, выковали - виртуозами стали, но в ущерб срокам. Нужен агрегатный метод, неснижаемый запас: сняли-поставили. И па раллельно развивать (как гово рил, посредством фирм) мини-производства по электро- радиочасти, ковке металла, де - ревопроизводству, пластмассам, электродам - у нас очень бога тый набор. Мы ищем свободные ниши. Опробываем производство филь тров, вытяжной вентиляции - сейчас проверены на патентную чистоту и выпускаются первые аналоги не хуже зарубежных. Осваиваем программу “Контей нер". С развитием Северного морского пути потребность в контейнерах возрастает, они к тому же часто бьются при пере грузках. Занимается этим на правлением Норильский комплекс, и мы отрабатываем но вую нишу. Велика потребность в контейнерах и на железной до роге. Если же флоты бассейна со чтут ненужным существование такого мощного судоремонтного производства, то мы должны и сможем затратить средства, си лы, трудовые ресурсы на полное перепрофилирование. Вот пере до мной журнал с информацией о буровых вышках, которые в той или иной модификации будут ис пользоваться в программе “Рос- шельф". Как инженер, примеряю их к нашему производству - вполне возможно, колоссальные расходы обязательно окупятся. Можем взять за основу модуль прямых жестких конструкций, ди зельный модуль, заняться пря мым судостроением, забыв о ремонте. Но это очень важный шаг, не в одиночку и не сгоряча он пред принимается. Тем более что за трагивается интерес тысяч людей, бассейна, отрасли. На деюсь, что коллеги-руководите- ли, переживая аналогичные превратности времени, не позво ляют себе тонуть в сиюминутных проблемах выживания, а находят время думать о перспективе, и мы поможем друг другу в опре делении стратегии будущего своих предприятий. Записала Ольга ДМИТРИИ В. Е. ХРАПОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz