Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.

4 стр НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 апреля 1993 года Мурманская судоверфь: БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ? В особом представлении Мурманская судоверфь не нуж­ дается. Объединение с 8-тысяч­ ным коллективом было самым крупным судоремонтным пред­ приятием МРХ СССР, известным всем судовладельцам Севера, и после всех разукрупнений оста­ ется таковым в суверенной Рос­ сии. Здесь считают, что не вправе ронять заслуженный пре­ стиж, неэтичным - отречься от былых наград, в том числе от Ор­ дена Октябрьской Революции, а коррективы времени - естествен­ ны. Есть и считающие, что судо­ верфь разваливается. Такие опасения высказывались, когда вычленялись кооперативы и ма­ лые предприятия, когда вновь обрели самостоятельность заво­ ды-филиалы № 1 и N b 2. Бывшее головное предприя­ тие объединения тоже сменило вывеску - 14 октября минувшего года городской администрацией зарегистрировано АО “Мурман­ ская судоверфь", выбравшее первый вариант приватизации. Генеральный директор остал­ ся генеральным. Непоколебимо уверенным, что будущее судо­ верфи будет не менее славным, чем прошлое. А настоящее - оно такое же сложное, как во всей стране, многое зависит от умения адаптироваться, маневрировать, считать. И от слаженности ко­ манды. Об этом и шел наш раз­ говор. Полагая, что отдельные аспекты темы, позиция собесед­ ника могут быть небезынтересны читателям, предлагаем вниманию интервью с Руководителем акци­ онерного общества. Прежде всего Владимир Ев­ геньевич ХРАПОВ никак не мог обойти молчанием многотрудный процесс структурных преобразо­ ваний. СТАРТОВАЯ ТЕМА - Считаю это ценным, поло­ жительным опытом. Ведь никто нас не заставлял, конкретных вводных не давал. Наоборот, на совете директоров “Севрыбы" с недоумением и усмешкой спра­ шивали, мол, что ты там все раз­ деляешь, перестраиваешь?.. Начало моего директорства совпало с учебой в Академии на­ родного хозяйства. Я тогда еще у Абалкина спрашивал: “Рынок постановлением не объявить. Кто будет конкурентом такому гиган­ ту, как "Уралмаш" или “Россель- маш"? Или - по бассейну - нашей судоверфи? Нужны сопредель­ ные, конкурирующие фирмы, ко­ торые бы насыщали рынок и заставляли каждого наращивать обороты". “Да, нужны, - сказал Леонид Иванович, - но не зна­ ем, как к этому подойти". А у ме­ ня вызревало убеждение, что без внутренних структурных преобра­ зований не обойтись, и время подтверждает мою правоту. Конечно, при мощном объе­ динении финансов и трудовых ресурсов есть известное преиму­ щество в решении каких-то опре­ деленных задач. Но в целом, когда большой коллектив работа­ ет на один расчетный счет, пред­ приятие трудноповорачиваемо, не может гибко реагировать на потребности рынка. А главное - нет мотивационных условий для напряженной работы. Человек (бригада) считает, что он-то ра­ ботает хорошо, просто кто-то не так тратит заработанные средст­ ва. а этом первопричина заста­ релых обид заводов-филиалов на головное предприятие, в мень­ шей степени - ревнивость цехов. И ведь на практике так зачастую и бывало. Структурные преобразования мы вели планомерно и, я считаю, достаточно взвешенно. Не ска­ жу. что мнение всегда было еди­ ным. Часть главных специалистов (да и в цеховых коллективах) опа­ салась: заводы надо разделить - тут вопросов нет. А дальше-то зачем? Нельзя нарушать техно­ логический конвейер. Сейчас уже таких вопросов нет. Да, в чем-то были накладки, есть изве­ стные потери кадров. Но знаю и другое - каждый из директоров заводов и фирм теперь стоит пе­ ред необходимостью решать, считать, проявлять инициативу в поиске заказов, заработка и в тратах. А не просто шагать в по­ стромках и чуть что - кивать на головное, директора, которые “плохо руководят". Самостоятельность - не про­ сто юридическое понятие, а иное экономическое мировоззрение. Ведь руководители подразделе­ ний и прежде умели дельно мыс­ лить, но у них не было главного - финансовой власти. Теперь есть возможность, но не всегда хватает умения. Учимся. В свое время в коллективе вызвал споры наш опыт с подрядно-технологи­ ческими потоками, но в них люди именно учились работать само­ стоятельно. Сейчас я убеждаю начальников цехов, как и моло­ дых руководителей фирм и ма­ лых предприятий при подготовке технико-экономических обосно­ ваний, чтобы все выкладки про­ пускались через мозг и сердце, чтобы каждый наглядно видел смысл расчетов, мог влиять на механизм получения нужного эф­ фекта. Иначе он так й не состо­ ится как директор. Очень оыстро выявились са­ мые энергичные из среднего ру­ ководящего звена (мастера, бригадиры, руководители под­ разделений). Ремесло в руках и определенный организационный опьгг уже были, и они с желанием учились новому качеству. Колту­ нов, Нагибин, Ливенец - их коо­ перативы вышли из недр судоверфи. Затем Прокопенко, Станкевич, Белокрыльцева воз­ главили малые предприятия (кор­ пусные работы, литье, клуб). Теперь созданы фирмы “Веста" при ж Э У , “Нотис на базе пор- тофлота, “Судоразделка", “Спорт". А фирма “Озон" вообще выходит на стадию частного ка­ питала. Начальник кислородного участка Сенопальников примерял статус аренды, малого предпри­ ятия, ищет, пробует и уже до­ вольно умело ориентируется в возможностях и требованиях вре­ мени. Абсолютно все нам не разде­ лить, заборов никто городить не собирается. Я вижу судоверфь комплексом: есть неделимые фонды, энергообеспечение, при­ чалы, и есть подразделения с четко выраженным профилем ра­ бот, известной долей самостоя­ тельности. Пусть для начала осваивают право самостоятель­ ных сделок по доверенности ди ­ ректора, учатся искать, а не просить. То есть сложится акци­ онерное общество с дочерними предприятиями, цеха могут иметь свои акционерные компании... Но это уже следующий этап. По­ ка люди должны увидеть, пощу­ пать результат работы на себя. А в той форме акционирова­ ние, как оно проходит на некото­ рых наших предприятиях, без внутренних структурных преобра­ зований ничего не даст. Далеко за примером ходить не надо. Ры­ бокомбинат сейчас в мучитель­ ном поиске принципа безболезненных переделов. Я не могу давать рекомендации - там своя специфика. Но убежден, если бы там раньше осознали не­ обходимость реорганизации, разделения таких разнохарактер­ ных по профилю и по уровню ос­ нащения заводов, то все сложилось бы успешнее. А сей­ час - как разделить долги... Это совсем не то, что поделить пре­ мию министерства. И флотам не обойтись без структурных изменений, без со­ четания форм собственности. “ ВСЕСАМ” - СТАРЫЙ СТИЛЬ - В настоящее время я явля­ юсь председателем совета ди­ ректоров акционерного общества (имея два голоса из пяти) и пред­ седателем правления (исполни­ тельной дирекции). Это неправильно, нельзя все замыкать на “первом". Но мы все свидетели того, как постоянно делят законо­ дательные и исполнительные фун­ кции наши делегаты и правительство... Пока не налади­ лись цивилизованные деловые от­ ношения, очень трудно достигнуть слаженности этих самостоятель­ ных по идее органов. В свое время, когда на пред­ приятии создавался СТК, я тоже какое-то время возглавлял его. Но как только сложился стиль ра­ боты совета, я смог отойти от прямого руководства. Хвататься за все “руководящие" кнопки - старый стиль. В этом смысле я прошел хорошую школу, работая еще на СРЗ-2 в бытность дирек­ тора Е. И. Моисеева. Он не то что не боялся “посягательств" на его функции, но одобрял, если специалист брал на свои плечи какую-то локальную проблему и вел ее с достаточной самостоя­ тельностью и ответственностью. С самого начала структурных преобразований я понимал - что я теряю в своем социальном ста­ тусе. За путевкой ли придут, зар­ платой, квартирой, я вроде сижу и решаю: этому дам, этому не дам... А я не хочу этим занимать­ ся! Человек должен естествен­ ным ходом жизни получать заработанное (чего у нас, увы. не бывало). Мне всегда неудобно, когда люди по понедельникам на прием приходят из-за жилья. Они давно его заработали, а мне не­ чего им дать и даже обещать. Мне говорят: какой же ты дирек­ тор, если не можешь решить. Как? У одного забрать - другому дать? Жаль, что правительство от этого вопроса отгородилось но­ вым жилищным законодательст­ вом - при рынке покупайте, дескать, квартиры сами. Давайте платить так, чтобы человек мог купить-построить жилье. Это к слову. Но и в этом ви­ дится резон создания на судо­ верфи малых фирм. Если подразделение может относи­ тельно самостоятельно искать пути окупаемости, еще лучше - развития, то прекрасно! Творите, зарабатывайте! Выступаю сто­ ронником сочетания всех форм собственности. А я, как генераль­ ный директор, больше сил смогу направить на основное произ­ водство, на стратегию. БРЕХТОВСКИЙ ТЕАТР АБСУРДА - А в остальном у нас “все, как у людей". 75 процентов при­ были “съедает" сфера соцкульт­ быта, прежде всего то же жилье, прямо скажем - довольно ветхое. Администрация области и города пока отворачивается от этой про­ блемы. Завтра же. может, круп­ ные градосодержащие предприятия, став акционерными компаниями, заявят: “Прибыль туда отправлять не будем, прива­ тизации объекты не подлежат". И администрация останется один на один с раздраженным населе­ нием и старым жильем. Мы отказались от двух детса­ дов (очереди на судоверфи дав­ но нет, в группах бывало и по 5-6 детей), особо ветхий продали, второй сдали в аренду, и получа­ емое идет на содержание других садов. Но у нас еще есть сана­ торий-профилакторий, турбаза с яхтклубом, ДЮСШ - всех подтал­ киваем искать возможность оку­ паемости. Очень стопорят дело взаим­ ные неплатежи и с флотами, и с заводами № 1 и № 2. Когда мы разделились с заводами и они стали юридическими лицами, я под свою ответственность еще 8 месяцев продолжал выдавать зарплату от головного предприя­ тия, чтобы в адаптационный пе­ риод в коллективах не было накладок социального характера. Но теперь заводы задерживают плату за услуги (кузни, литейки, гальваники, кранов, буксиров) как бывшим “своим". Врезульта- те мы вынуждены работать на кредите, выплачиваем проценты за кредиты, априори теряя про­ центы своей прибыли, уже зара­ ботанной, но кем-то нам не оплаченной. На нет сводятся силия этим замкнутым кругом, ще выручает то, что мы исполь­ зуем только 4 процента коопера­ ционных поставок - остальное все производим сами. Пробуем работать по догово­ рам. В прошлом году за 7 меся­ цев отремонтировали по контрактной системе ТР “Алек­ сандр Иванов", сейчас переобо­ рудуем поисковик геофизиков. Но на это охотнее идут коммер­ ческие структуры - соблюдаем свои интересы, и никто пока не проиграл. А флоты говорят: “Д а ­ вайте и нам по контракту",- и на­ зывают судно, которое три года стоит “у стенки". Когда-то десят­ ками их ставили в план, теперь мы тащим хвост и не можем его обрубить. Какой же тут контракт? Полгода передаем судовла­ дельцам суда, отремонтирован­ ные “в долг". Понимаем: чем скорее флоты нарастят прибыль, тем оперативнее будут оплачи­ вать наши счета. Но, согласи­ тесь, от такого “подвешенного" состояния недалеко до банкрот­ ства. Правда, сегодня наше за­ конодательство не очень-то строго к руководителю-банкроту. Именно поэтому, мне кажется, некоторые руководители не со­ измеряют траты с возможностя­ ми. Я не понимаю отношение руководителей флотов к судо­ верфи как к вспомогательному производству. А вспомогатель­ ных среди нас нет - каждый де ­ лает свое дело. И завтра флот встанет, едли не будет судо­ верфи. Пойдете на базы ВМФ? Это еще дороже. Меня удивляет бюджет с дырами, а заводы ВМФ так резко рванулись с оп­ латой труда, аж дух захватывает, и наши высококвалифи­ цированные работники хлынули в "Севморпуть' (завод № 35). Но что будет завтра? А я не считаю себя вправе жить только сегодняшним днем. И спонсорством не занимаюсь, не потому, что скряга, а просто у меня нет свободных денег. ДИЛЕММА СТРАТЕГИИ - Решительно не согласен с мнением, что у судоверфи нет будущего. Многие предприни­ матели сейчас изыскивают капи­ тал для развертывания производства. У нас же прекрас­ но организованное доковое производство - одно из лучших по стране, если бы еще было ос­ нащение для покраски, то стали бы конкурентоспособны докам зарубежным. Достаточно совре­ менного оборудования, не усту­ пающего зарубежному (у них оно производительнее, потому что настроено на определенную опе­ рацию, у нас используется более универсально). Есть крепкие це­ ха - тяжеловатые и дороговатые по содержанию против западных облегченных конструкций, но они есть. Прекрасные причалы. А главное - есть коллектив профес­ сионалов. Вот в интересах этих людей и задумываемся крепко о буду­ щем. Ведь общеизвестно, что на флотах до 40 процентов времен­ ных людей, идущих в море на одну путину, желающих только год-другой подзаработать и т. д. Квалификация судоремонтников выпестовывалась десятилетиями, династиями. Есть объективные и субъективные причины нарека­ ний на сроки и качество, но для нас нет секрета ни по одному двигателю, судовому механизму не только на кораблях бассейна, отрасли, но любое океаническое судно не составит проблем. Не ­ допустимо, чтобы такие люди ку­ да-то разошлись. Пока никакой флот не соби­ рается сворачиваться, так что с работой мы будем. Но надо чет­ ко рассчитать, в какой степени потребен флотам наш основной профиль производства. С допол­ нительным, остаточным принци­ пом мы сегодня не можем мириться. О контрактной системе я уже говорил. Надо отказаться и от “напольного" метода, когда по цеху двигатель раскатали, на­ рисовали, выковали - виртуозами стали, но в ущерб срокам. Нужен агрегатный метод, неснижаемый запас: сняли-поставили. И па­ раллельно развивать (как гово­ рил, посредством фирм) мини-производства по электро- радиочасти, ковке металла, де - ревопроизводству, пластмассам, электродам - у нас очень бога­ тый набор. Мы ищем свободные ниши. Опробываем производство филь­ тров, вытяжной вентиляции - сейчас проверены на патентную чистоту и выпускаются первые аналоги не хуже зарубежных. Осваиваем программу “Контей­ нер". С развитием Северного морского пути потребность в контейнерах возрастает, они к тому же часто бьются при пере­ грузках. Занимается этим на­ правлением Норильский комплекс, и мы отрабатываем но­ вую нишу. Велика потребность в контейнерах и на железной до­ роге. Если же флоты бассейна со­ чтут ненужным существование такого мощного судоремонтного производства, то мы должны и сможем затратить средства, си­ лы, трудовые ресурсы на полное перепрофилирование. Вот пере­ до мной журнал с информацией о буровых вышках, которые в той или иной модификации будут ис­ пользоваться в программе “Рос- шельф". Как инженер, примеряю их к нашему производству - вполне возможно, колоссальные расходы обязательно окупятся. Можем взять за основу модуль прямых жестких конструкций, ди­ зельный модуль, заняться пря­ мым судостроением, забыв о ремонте. Но это очень важный шаг, не в одиночку и не сгоряча он пред­ принимается. Тем более что за­ трагивается интерес тысяч людей, бассейна, отрасли. На­ деюсь, что коллеги-руководите- ли, переживая аналогичные превратности времени, не позво­ ляют себе тонуть в сиюминутных проблемах выживания, а находят время думать о перспективе, и мы поможем друг другу в опре­ делении стратегии будущего своих предприятий. Записала Ольга ДМИТРИИ В. Е. ХРАПОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz