Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
слово ~ Мурманскому тралфлоту ■ .Кого боится черт Еще висел в каюте капи тана календарь года Лошади, 1990-го. Еще тянулись пос ледние дни этого нескончае мого года, когда закончилась квота на треску и ПСТ «Ко- стополь» пришел в порт <по зеленой», и наш фотокоррес пондент сфотографировал троих членов его экипажа. Темные силы, видно, ре шили проявить себя во всей красе именно под Новый год. Они, силы темные, дав но заприметили траулер с самыми приятными для «них цифрами: ПСТ-1313. К тому же судну шел 1З й год. «Ха!» —■ сказали темные си лы. II вдарили таким штор мом, что капитан Николай Александрович Смирнов сказал: « З а всю морскую жизнь не видывал такого!» А ходит он в траловом фло те 30 лет, 12 из них капи таном, значок на его груди — «10 лет безаварийного плавания». Шторм свирепел с каж дым днем. II однажды на крыл волной ПСТ. Она, про катившись по его верху, по мяла фальшборт сзади тру бы, снесла с мест спасатель ные плоты. Одни из них рух нул за борт, там, как поло жено, раскрылся и ждал «пассажиров». Но экипажу было не до морских,учений, посему плот подняли и вме сте с другими водрузили на место. Короче, ничего не доби лись темные силы, нырнули в пучину Баренцева моря. Может, навсегда, а может, и нет. Моряки-то весь этот 13-й год наблюдали, как на судне творилась всякая не бывальщина: то пи с того ни с сего трал порвется, то еще какая-то необъяснимая чер товщина произойдет. Пору гивали черта, номер судна и... перевыполняли планы. Б прошлом рейсе так на МО процентов выполнили. А по чему бы и нет? Народ там опытный. Скажем, мастер об работки Иван Степанович Колоднй (на снимке справа) 35 лет в тралфлоте. Продук ция, выпущенная под его ру ководством, всегда отлично- Л ю д и р ы б а ц к о г о С е в е р а - Ш АПОВАЛОВ в тралфло те — личность по пулярная , фамилия у всех на слуху. И всякий раз, на зывая ВАТ «Адмирал Ко- лышкин», все обязательно скажут: «A -а, это же шапо- валовский БАТ» . Конечно, как иначе: десять лет он бессменный капитан этого траулера . И не просто капи тан, а, если так можно вы разиться , образцово-пока зательный. 10 лет. Две пятилетки. За первую Виктор Иванович удостоен ордена «Знак По чета». II еще семеро моря ков получили награды Ро дины. “ Впрочем, удачный синтез капитана и трауле ра образовался еще в тот год, когда Шаповалов впер вые поднялся на мостик БАТ «Адмирал Колышкин», перекрыв рекорд предыду щего года но вылову, достиг нутый на ППР «Пере- мышль» . И пошло-поехало: что ни рейс — то перевы полнение всех заданий. • Началась следующая пя тилетка, и Шаповалов выда ет новый рекорд: впервые в истории отрасли за пять ме сяцев вылов составил 100 тысяч центнеров. Но что-то тогда произошло, сейчас уже не найти корней... И закончил Шаповалов 12-ю пятилетку досрочно. Да еще как! Перекрыты есс плановые показатели: по вылову, вы пуску пищевой и товарной продукции, прибыли. И вновь — рекорд: вылов — около 810 тысяч центнеров, товарная — около 39 мил лионов рублей. Ни один экипаж в <Севрыбе>, а мо жет быть, и в стране, не до стигал таких результатов. Повезло капитану: экипаж подобрался (сам подбирал) — трудяги один к одному. Порешили: никому не дове рять свое судно (о причине чуть позже). А поэтому от дыхают помалу, только пока ремонтно-подменная коман да работает. Бывает , что всего месяц, а ра з случи лось, что всего две недельки отдохнули — и снова в дол- 11 сделали отлично. Примеров таких немало, когда экипаж брал на себя «лишнюю > работу, за кото рую у пас платить не при нято, по без которой боль шинство судов давно бы сто яло у причалов. Вот таких людей (безотказных, энтузи астов, мыслящих, опытных) и набрал Шаповалов полный штат. Диву даешься: в одном и том же районе работают не сколько однотипных судов, а Все очень просто гий рейс. Сам Виктор Ива нович всего лишь трижды за десять лет поручал капитан ский мостик другому. Преданность? Да. Но еще тут вот какая закавыка. Вскоре после новостроя па БАТ ах выявилась весьма серьезная неполадка: обна ружились трещины в блоках цилиндров двигателей. Сна чала на ВАТ «Маршал Яку бовский» всполошились по этому поводу, вскоре и па ВАТ «Адмирал Колышкин» увидели то же самое. На «Якубовском» сразу же за менили неисправные блоки цилиндров. А па «Колышки- не» почему-то нет. Хотя бы ли заверения тогдашнего главного инженера флота 10. И. Коношенко, что ре монт будет обязательно. То ли денег пожалели, то ли другие были на то причины, по все 10 лет работал эки паж на судне с трещинами в блоках. Не вдаваясь в тех нические подробности, ска ж у лишь, что работа эта была героической. II именно поэтому экипаж не отдавал в «чужие» руки свой траулер. Как мог, берег, сколько хва тало сил и рационализатор ской мысли, поддерживал и довел-таки траулер до поло женного срока капитального ремонта. Впрочем, не доверяли по рой н по другой причине. Потребовался однажды ре монт рыбомучной установки. Собрались па совет. Вспом нили, как приходилось (и не раз) подолгу доводить до ума то, что ремонтировала РПК . Решили , что сами сде лают лучше, больше всех настаивал па этом машинист РМУ Иван Иванович Белов. Ои моряк почти с 30-летним стажем, па «Колышкине» уже пять лет. руки золотые — за чем же дело стало? результаты — такие ра з ные. Спросила об этом Вик тора Ивановича. Говорит о разумной расстановке лю дей, о постоянном наблюде нии за механизмами и т. д. Но ведь все то же самое на любом судне! А вот -«проговорился»: оказывается, многих дер жит в группе судов «стад ное» чувство, боязнь само стоятельного поиска. Шапо валов,' почувствовав, что уло вы падают, уходит с этого места: «Пока рисковать не боюсь». И добавляет с улыб кой: «Разумный риск, необ ходимая осторожность — нанвысшая форма храбро сти». Посмотрит прогноз, по слушает советы, полистает собственные планшеты и тетрадки, - прислушается к «внутреннему» голосу, то есть интуиции, и — вперед. И опять Шаповалов «на ры то качества. А рядом — старший матрос Михаил Алексеевич Титов — ему тоже опыта не занимать, вто рой десяток лет работает в траловом флоте. Так что держись, темная сила и прочая нечисть: ПСТ- 1313 снова выходит на про мысел! Фото В. КОРЕЦКОГО. бе> на зависть другим ка питанам. Ясно, что «скоро сказка сказывается» , что за этими планшетами и тетрадками, за интуицией стоят годы серьезнейшей работы. Из рейса в рейс запоминалось, анализировалось , изучалось все: от гидрологического ре жима в том или ином райо не, от поведения рыбы в разнос время года, от меха низма работы того или ино го прибора до тонкостей пси хологии, чтобы в какой-то момент «не заметить» про ступка человека , а в какой- то жестко наказать . Почему же так привязан экипаж к судну? Любовь к капитану? Видимо, так. Ско лько говорила с моряками, работавшими с Шаповало вым, отзываются о нем очень тепло. Деньги? Конечно. Напри мер, за последний рейс стар шему матросу было начисле но около семи тысяч рублей. Как, впрочем, и во всех пре дыдущих рейсах — обид не было. * * * Задумывая этот материал, я хотела иайтн в работе Виктора Ивановича и его экипажа тот опыт, который мог бы пригодиться другим. Но то, что стоит за рекорд ными цифрами экипажа БАТ «Адмирал Колышкин», не раскладывается по полоч кам. Просто п общеизвестно: отношение людей к делу и друг к другу. Правда, про сто? А каковы результаты! И. БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz