Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

слово ~ Мурманскому тралфлоту ■ .Кого боится черт Еще висел в каюте капи­ тана календарь года Лошади, 1990-го. Еще тянулись пос­ ледние дни этого нескончае­ мого года, когда закончилась квота на треску и ПСТ «Ко- стополь» пришел в порт <по зеленой», и наш фотокоррес­ пондент сфотографировал троих членов его экипажа. Темные силы, видно, ре­ шили проявить себя во всей красе именно под Новый год. Они, силы темные, дав­ но заприметили траулер с самыми приятными для «них цифрами: ПСТ-1313. К тому же судну шел 1З й год. «Ха!» —■ сказали темные си­ лы. II вдарили таким штор­ мом, что капитан Николай Александрович Смирнов сказал: « З а всю морскую жизнь не видывал такого!» А ходит он в траловом фло­ те 30 лет, 12 из них капи­ таном, значок на его груди — «10 лет безаварийного плавания». Шторм свирепел с каж ­ дым днем. II однажды на­ крыл волной ПСТ. Она, про­ катившись по его верху, по­ мяла фальшборт сзади тру­ бы, снесла с мест спасатель­ ные плоты. Одни из них рух­ нул за борт, там, как поло­ жено, раскрылся и ждал «пассажиров». Но экипажу было не до морских,учений, посему плот подняли и вме­ сте с другими водрузили на место. Короче, ничего не доби­ лись темные силы, нырнули в пучину Баренцева моря. Может, навсегда, а может, и нет. Моряки-то весь этот 13-й год наблюдали, как на судне творилась всякая не­ бывальщина: то пи с того ни с сего трал порвется, то еще какая-то необъяснимая чер­ товщина произойдет. Пору­ гивали черта, номер судна и... перевыполняли планы. Б прошлом рейсе так на МО процентов выполнили. А по­ чему бы и нет? Народ там опытный. Скажем, мастер об­ работки Иван Степанович Колоднй (на снимке справа) 35 лет в тралфлоте. Продук­ ция, выпущенная под его ру­ ководством, всегда отлично- Л ю д и р ы б а ц к о г о С е в е р а - Ш АПОВАЛОВ в тралфло ­ те — личность по­ пулярная , фамилия у всех на слуху. И всякий раз, на­ зывая ВАТ «Адмирал Ко- лышкин», все обязательно скажут: «A -а, это же шапо- валовский БАТ» . Конечно, как иначе: десять лет он бессменный капитан этого траулера . И не просто капи­ тан, а, если так можно вы ­ разиться , образцово-пока­ зательный. 10 лет. Две пятилетки. За первую Виктор Иванович удостоен ордена «Знак По­ чета». II еще семеро моря­ ков получили награды Ро­ дины. “ Впрочем, удачный синтез капитана и трауле ­ ра образовался еще в тот год, когда Шаповалов впер ­ вые поднялся на мостик БАТ «Адмирал Колышкин», перекрыв рекорд предыду­ щего года но вылову, достиг­ нутый на ППР «Пере- мышль» . И пошло-поехало: что ни рейс — то перевы­ полнение всех заданий. • Началась следующая пя­ тилетка, и Шаповалов выда­ ет новый рекорд: впервые в истории отрасли за пять ме ­ сяцев вылов составил 100 тысяч центнеров. Но что-то тогда произошло, сейчас уже не найти корней... И закончил Шаповалов 12-ю пятилетку досрочно. Да еще как! Перекрыты есс плановые показатели: по вылову, вы­ пуску пищевой и товарной продукции, прибыли. И вновь — рекорд: вылов — около 810 тысяч центнеров, товарная — около 39 мил­ лионов рублей. Ни один экипаж в <Севрыбе>, а мо­ жет быть, и в стране, не до­ стигал таких результатов. Повезло капитану: экипаж подобрался (сам подбирал) — трудяги один к одному. Порешили: никому не дове­ рять свое судно (о причине чуть позже). А поэтому от­ дыхают помалу, только пока ремонтно-подменная коман­ да работает. Бывает , что всего месяц, а ра з случи­ лось, что всего две недельки отдохнули — и снова в дол- 11 сделали отлично. Примеров таких немало, когда экипаж брал на себя «лишнюю > работу, за кото­ рую у пас платить не при­ нято, по без которой боль­ шинство судов давно бы сто­ яло у причалов. Вот таких людей (безотказных, энтузи­ астов, мыслящих, опытных) и набрал Шаповалов полный штат. Диву даешься: в одном и том же районе работают не­ сколько однотипных судов, а Все очень просто гий рейс. Сам Виктор Ива­ нович всего лишь трижды за десять лет поручал капитан­ ский мостик другому. Преданность? Да. Но еще тут вот какая закавыка. Вскоре после новостроя па БАТ ах выявилась весьма серьезная неполадка: обна­ ружились трещины в блоках цилиндров двигателей. Сна­ чала на ВАТ «Маршал Яку­ бовский» всполошились по этому поводу, вскоре и па ВАТ «Адмирал Колышкин» увидели то же самое. На «Якубовском» сразу же за ­ менили неисправные блоки цилиндров. А па «Колышки- не» почему-то нет. Хотя бы­ ли заверения тогдашнего главного инженера флота 10. И. Коношенко, что ре­ монт будет обязательно. То ли денег пожалели, то ли другие были на то причины, по все 10 лет работал эки­ паж на судне с трещинами в блоках. Не вдаваясь в тех­ нические подробности, ска­ ж у лишь, что работа эта была героической. II именно поэтому экипаж не отдавал в «чужие» руки свой траулер. Как мог, берег, сколько хва ­ тало сил и рационализатор­ ской мысли, поддерживал и довел-таки траулер до поло­ женного срока капитального ремонта. Впрочем, не доверяли по­ рой н по другой причине. Потребовался однажды ре­ монт рыбомучной установки. Собрались па совет. Вспом­ нили, как приходилось (и не раз) подолгу доводить до ума то, что ремонтировала РПК . Решили , что сами сде­ лают лучше, больше всех настаивал па этом машинист РМУ Иван Иванович Белов. Ои моряк почти с 30-летним стажем, па «Колышкине» уже пять лет. руки золотые — за чем же дело стало? результаты — такие ра з ­ ные. Спросила об этом Вик­ тора Ивановича. Говорит о разумной расстановке лю­ дей, о постоянном наблюде­ нии за механизмами и т. д. Но ведь все то же самое на любом судне! А вот -«проговорился»: оказывается, многих дер­ жит в группе судов «стад­ ное» чувство, боязнь само­ стоятельного поиска. Шапо­ валов,' почувствовав, что уло­ вы падают, уходит с этого места: «Пока рисковать не боюсь». И добавляет с улыб­ кой: «Разумный риск, необ­ ходимая осторожность — нанвысшая форма храбро­ сти». Посмотрит прогноз, по­ слушает советы, полистает собственные планшеты и тетрадки, - прислушается к «внутреннему» голосу, то есть интуиции, и — вперед. И опять Шаповалов «на ры ­ то качества. А рядом — старший матрос Михаил Алексеевич Титов — ему тоже опыта не занимать, вто­ рой десяток лет работает в траловом флоте. Так что держись, темная сила и прочая нечисть: ПСТ- 1313 снова выходит на про­ мысел! Фото В. КОРЕЦКОГО. бе> на зависть другим ка­ питанам. Ясно, что «скоро сказка сказывается» , что за этими планшетами и тетрадками, за интуицией стоят годы серьезнейшей работы. Из рейса в рейс запоминалось, анализировалось , изучалось все: от гидрологического ре ­ жима в том или ином райо­ не, от поведения рыбы в разнос время года, от меха­ низма работы того или ино­ го прибора до тонкостей пси­ хологии, чтобы в какой-то момент «не заметить» про­ ступка человека , а в какой- то жестко наказать . Почему же так привязан экипаж к судну? Любовь к капитану? Видимо, так. Ско­ лько говорила с моряками, работавшими с Шаповало­ вым, отзываются о нем очень тепло. Деньги? Конечно. Напри­ мер, за последний рейс стар­ шему матросу было начисле­ но около семи тысяч рублей. Как, впрочем, и во всех пре­ дыдущих рейсах — обид не было. * * * Задумывая этот материал, я хотела иайтн в работе Виктора Ивановича и его экипажа тот опыт, который мог бы пригодиться другим. Но то, что стоит за рекорд­ ными цифрами экипажа БАТ «Адмирал Колышкин», не раскладывается по полоч­ кам. Просто п общеизвестно: отношение людей к делу и друг к другу. Правда, про­ сто? А каковы результаты! И. БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz