Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
От Кижей до Египта шшаквавшшвзаввквзш яш ш (Окончание. Нач. на 11-и стр .) ну п благоговейно дотронуться до об ложенного серебром в виде многолу чевой звезды углубления в плите с надписью: «Здесь от Девы Марии ро дился Иисус * Христос». Естественно, написано это по-латнискн, а перевожу я уже сейчас, сверяясь с информаци ей из духовной литературы. Есть в пещере и небольшая ниша с колонной красноватого мрамора, ку да я, оступившись в толчее, чуть было пе упал. Как* теперь понимаю, там происходит таинство крещения, и мне повезло, что пиша была без во ды... Но Евангелию Пресвятая Дева, ро див своего беспорочного Сына, спеле нала Его п положила в ясли. Они, ясли, также наличествуют в соседней пещере, представляя из себя камен ный полированный ящик, куда я сво его ребенка пн за что бы не положил. Здесь же установлен престол «трех королей», то есть волхвов, которые приходили поклониться новорожден ному Спасителю. Кстати, о волхвах. Согласно Новому Завету , при рождении Иисуса Христа в небе засветилась яркая звезда. В Евангелии от Матфея сказано так: «Когда же Иисус родился в Вифлее ме Иудейском во дни даря Ирода, пришли в 'Иерусалим волхвы с восто ка и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклонить ся ему». Это крайне любопытный эпи зод. Ведь раз уж мы на 74-м году советской власти приходим к выводу, что Иисус Христос существовал как историческая личность, то почему бы упоминание о Вифлеемской звезде не сопоставить с реальным астрономиче ским событием? Эти попытки пред принимаются, чтобы прежде всего по пробовать точно датировать не только год п день рождения Спасителя, но и начало современного летоисчисления. Не надо думать, что сие историчес кое событие произошло в вертепе вифлеемском ровно 1990 лет назад. Все четыре Евангелия утверждают: Иисус родился, когда в Иерусалиме правил царь Ирод, а он находился па троне с 3 9 по 4 год до н. э. Так что уже прожили мы от Рожде ства Христова как* минимум 1991 го да. Теперь о звезде. Ученые предпола гают, что ею могла быть комета J аллея , которая «посещает > Землю каждые 76 лет, и в тот отрезок* вре мени ее приход падает на 12 год до п. э. В качестве «кандидата» на Виф леемскую звезду претендует и трое кратно повторившееся в 7 году до н. э. сближение Юпитера и Сатурна. И, наконец, зафиксированное в ки тайских и корейских хрониках тех лет появление новой звезды весной 5 года до и. э., которая наблюдалась в те чение 70-ти суток. Ей-то современные астрономы и отдают предпочтение. И это строго научное исследование пусть позволит нам, воспитанным под прес сом атеизма идеологическим безбож никам, без насмешки и куража, а с пониманием и верой взглянуть .на Святую землю Палестины и дотро нуться до исторических камней, хра нящих живое тепло несчетных поко лений... " Однако продолжим осмотр базили ки, возведенной над пещерой Рожде ства Христова. Одну из ее зал зани мает католический храм францискан цев — этого влиятельного в западном мире монашеского ордена. Под топ залой также есть пещеры, в которых мы побывали. Они бедны, скромны и без комментариев нашего экскурсово да матушки Натальи были бы совсем неинтересны. Но. оказывается , в од ной из них к праведному Иосифу явился во сие ангел и повелел ему с Младенцем бежать в Египет, спасая Христа от царя Ирода. В другой яко бы хранятся кости всех тех несколь ких тысяч .младенцев, истребленных тираном в близлежащих окрест ностях в поисках божественной ж ерт вы. Признаться, я тогда впервые до думал, насколько же тяжело было жить подростку Иисусу, знающему, что один факт его рождения пролил реки крови невинно убиенных ровес ников. Жить с таким камнем -на сер дце н пе ожесточиться, не возненави деть тяжко... М Ы СОБИРАЕМСЯ у автобуса, чтобы продолжить поездку по библейским местам Иудеи. Отец Ав густин и матушка Наталья о чем-то спорят с водителем по-английски, но он непреклонен’. Оказывается , .марш рут придется изменить, так как путь к Мамврийскому дубу лежит через арабские селения, где хулиганствую щие палестинцы в лучшем случае лишь побьют камнями окна автобуса. И мы возвращаемся в Иерусалим и, обогнув старый город, направляемся к Мертвому морю. Пейзаж унылый: пески, безжизненные белые скалы, в распадках которых замечаю жалкие юрты и суетящихся вокруг верблю дов бедуинов. Жара . Пустыня. Земля , которая^ некогда была заселена и об- лагорожена трудом тысяч и тысяч христианских подвижников. Все ка нуло в Лету. А ведь когда-то это про странство от Святого Града до впа дающего в Мертвое море Иордана за нимали десятки лавр и монастырей. Они с незапамятных времен обосновы вались вокруг одного прославивше гося отшельника, и число всех пус тынножителей достигало четырнадца ти тысяч человек. И для поддержа ния однообразия и порядка иеруса лимские патриархи назначали своих представителей в сане архимандритов над всей Иудейской пустыней. Впро чем, лично нам повезло — па две дюжины паломников был свой архи мандрит Августин. Мертвое море находится на 400 метров ниже уровня Мирового океа на. II более безрадостного места труд но представить. Однако, если верить Библии, когда-то здесь расстилалась плодородная долина, где пас свои стада ветхозаветный Лот вблизи мно голюдных и веселых городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве, за что и поплатились. Одни лишь праведный Лот смог с божьей помощью спастись, оставив на берегу разлившегося над городами моря свою жену, превращенную ^ в соляной столб за чрезмерное любо пытство. Грудами камней и квадратами рас копов является нынче Иерихон — самый древний город в мире. .Непри ступные стены города-крепости сдержали натиск воинствующего царя Иисуса Навина, но рухнули, также не без божьей помощи, от одного зву ка священных труб; «...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со сво ей стороны, н взяли город. II преда ли заклятию все, что в городе, и му жей и жен, и молодых и старых, и волов и овец, и ослов, все истребили мечом ». Впрочем, как свидетельству ют археологи, древние иудеи следова ли русской поговорке «па бога надей ся, а сам не плошай», т ак как под развалинами степ обнаружены много численные подкопы со следами кост ров. II трубный глас .мог быть лишь сигналом к зажжению костров и оче редному, последнему штурму крепо сти. В небольшом селении близ Иери хона нам показали и пепь, оставший ся якобы от сикоморы, на которую влез праведник Закхей, пытаясь ра з глядеть в толпе учеников Иисуса Христа. Говорю *об этом, подчерки вая: здесь, у впадения Иордана в Мертвое море, буквально некуда V. п ступить, чтобы ненароком не осквер нить того или иного места, связанно го со Священным Писанием. И мож но посмеиваться в душе, глядя на ни чем не примечательный камень, на котором, оказывается , обязательно си дел или стоял если не пророк, то пра ведник. Но как бы там ни было — именно с этими местами вот уже десятки веков связывают историю своего возникновения великие рели гии мира. И лично па меня большое впечатление произвела так называе мая Сорокадневная гора, на вершине которой находится греческий право славный. монастырь Иоанна Предте чи. Подняться туда можно только пе шком, ступая по острому гравию ка менистых оползней. О ПРЕДАНИЮ , принявший кре щение в водах Иордана Иисус взошел па гору, чтобы испытать себя перед великим служением людям. Он пребывал в молитве 40 дней, соблю дая полный пост. И под конец силы оставили "молодого человека, чем не замедлил воспользоваться Сатана, предложив Иисусу свои способы спа сения человечества. «Сделай эти кам ни хлебами, накорми людей, и они пойдут за тобой», — ска зал искуси тель . Но Христос ответил: «Не хле бом единым будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Бо- жиих». Тогда Сатана перенес Иисуса на высокую крышу иерусалимского хр а ма, предложив пустыннику: «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо напи сано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и па руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус же ответил, что незачем пона прасну искушать Господа Бога тво его. (Может, это второе искушение бы ло самым трудным для обессиленно го голодом человека. Вид с вершины горы на развалины Иерихона и бле стящие в .мареве воды Мертвого моря столь нереален, что хочется шагнуть туда, за край обрыва, будто кто под талкивает тебя в спину и нашептыва ет в ухо слова о возможности чуда...) Тогда Сатана показал Иисусу с вы соты горы все царства мира и ска зал: «Все это да.м тебе. если. пав. поклонишься мне». Но услышал в от вет: «Отойди от Меня. Сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему по клоняйся и Ему одному служи ...» Вот они. три пути, у развилки ко торых каждый пз нас останавливает ся в жизни. Что выбрать: материаль ные блага, превратив камни в хлеба? или возгордиться и. уповая на чудо, шагнуть в своей гордыни за кран пропасти? пли обрести силу и власть, лишь единожды преступив мораль ную черту? Иисус выбрал свой путь — путь веры в возможность спра ведливой жизни, даже если ради это- f o предстоит взять на себя все грехи мира. Выбор этот и поныне делает каждый живущий и ощущающий се бя человеком па земле . Фото автора и В. КОРЕЦКОГО. ш V-V.A ЩШ шшфш- тшмШШМ&м т . Монахини и послушницы правослэвного монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме во время раз говора с паломниками. [25 января 191 года 12 рыбный мурмдн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz