Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

От Кижей до Египта шшаквавшшвзаввквзш яш ш (Окончание. Нач. на 11-и стр .) ну п благоговейно дотронуться до об­ ложенного серебром в виде многолу­ чевой звезды углубления в плите с надписью: «Здесь от Девы Марии ро­ дился Иисус * Христос». Естественно, написано это по-латнискн, а перевожу я уже сейчас, сверяясь с информаци­ ей из духовной литературы. Есть в пещере и небольшая ниша с колонной красноватого мрамора, ку­ да я, оступившись в толчее, чуть было пе упал. Как* теперь понимаю, там происходит таинство крещения, и мне повезло, что пиша была без во­ ды... Но Евангелию Пресвятая Дева, ро­ див своего беспорочного Сына, спеле­ нала Его п положила в ясли. Они, ясли, также наличествуют в соседней пещере, представляя из себя камен­ ный полированный ящик, куда я сво­ его ребенка пн за что бы не положил. Здесь же установлен престол «трех королей», то есть волхвов, которые приходили поклониться новорожден­ ному Спасителю. Кстати, о волхвах. Согласно Новому Завету , при рождении Иисуса Христа в небе засветилась яркая звезда. В Евангелии от Матфея сказано так: «Когда же Иисус родился в Вифлее­ ме Иудейском во дни даря Ирода, пришли в 'Иерусалим волхвы с восто­ ка и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклонить­ ся ему». Это крайне любопытный эпи­ зод. Ведь раз уж мы на 74-м году советской власти приходим к выводу, что Иисус Христос существовал как историческая личность, то почему бы упоминание о Вифлеемской звезде не сопоставить с реальным астрономиче­ ским событием? Эти попытки пред­ принимаются, чтобы прежде всего по­ пробовать точно датировать не только год п день рождения Спасителя, но и начало современного летоисчисления. Не надо думать, что сие историчес­ кое событие произошло в вертепе вифлеемском ровно 1990 лет назад. Все четыре Евангелия утверждают: Иисус родился, когда в Иерусалиме правил царь Ирод, а он находился па троне с 3 9 по 4 год до н. э. Так что уже прожили мы от Рожде ­ ства Христова как* минимум 1991 го­ да. Теперь о звезде. Ученые предпола­ гают, что ею могла быть комета J аллея , которая «посещает > Землю каждые 76 лет, и в тот отрезок* вре­ мени ее приход падает на 12 год до п. э. В качестве «кандидата» на Виф­ леемскую звезду претендует и трое­ кратно повторившееся в 7 году до н. э. сближение Юпитера и Сатурна. И, наконец, зафиксированное в ки­ тайских и корейских хрониках тех лет появление новой звезды весной 5 года до и. э., которая наблюдалась в те­ чение 70-ти суток. Ей-то современные астрономы и отдают предпочтение. И это строго научное исследование пусть позволит нам, воспитанным под прес­ сом атеизма идеологическим безбож­ никам, без насмешки и куража, а с пониманием и верой взглянуть .на Святую землю Палестины и дотро­ нуться до исторических камней, хра­ нящих живое тепло несчетных поко­ лений... " Однако продолжим осмотр базили­ ки, возведенной над пещерой Рожде ­ ства Христова. Одну из ее зал зани­ мает католический храм францискан­ цев — этого влиятельного в западном мире монашеского ордена. Под топ залой также есть пещеры, в которых мы побывали. Они бедны, скромны и без комментариев нашего экскурсово­ да матушки Натальи были бы совсем неинтересны. Но. оказывается , в од­ ной из них к праведному Иосифу явился во сие ангел и повелел ему с Младенцем бежать в Египет, спасая Христа от царя Ирода. В другой яко ­ бы хранятся кости всех тех несколь­ ких тысяч .младенцев, истребленных тираном в близлежащих окрест­ ностях в поисках божественной ж ерт ­ вы. Признаться, я тогда впервые до­ думал, насколько же тяжело было жить подростку Иисусу, знающему, что один факт его рождения пролил реки крови невинно убиенных ровес­ ников. Жить с таким камнем -на сер ­ дце н пе ожесточиться, не возненави­ деть тяжко... М Ы СОБИРАЕМСЯ у автобуса, чтобы продолжить поездку по библейским местам Иудеи. Отец Ав ­ густин и матушка Наталья о чем-то спорят с водителем по-английски, но он непреклонен’. Оказывается , .марш­ рут придется изменить, так как путь к Мамврийскому дубу лежит через арабские селения, где хулиганствую­ щие палестинцы в лучшем случае лишь побьют камнями окна автобуса. И мы возвращаемся в Иерусалим и, обогнув старый город, направляемся к Мертвому морю. Пейзаж унылый: пески, безжизненные белые скалы, в распадках которых замечаю жалкие юрты и суетящихся вокруг верблю­ дов бедуинов. Жара . Пустыня. Земля , которая^ некогда была заселена и об- лагорожена трудом тысяч и тысяч христианских подвижников. Все ка­ нуло в Лету. А ведь когда-то это про­ странство от Святого Града до впа­ дающего в Мертвое море Иордана за ­ нимали десятки лавр и монастырей. Они с незапамятных времен обосновы­ вались вокруг одного прославивше­ гося отшельника, и число всех пус­ тынножителей достигало четырнадца­ ти тысяч человек. И для поддержа­ ния однообразия и порядка иеруса­ лимские патриархи назначали своих представителей в сане архимандритов над всей Иудейской пустыней. Впро­ чем, лично нам повезло — па две дюжины паломников был свой архи­ мандрит Августин. Мертвое море находится на 400 метров ниже уровня Мирового океа­ на. II более безрадостного места труд ­ но представить. Однако, если верить Библии, когда-то здесь расстилалась плодородная долина, где пас свои стада ветхозаветный Лот вблизи мно­ голюдных и веселых городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве, за что и поплатились. Одни лишь праведный Лот смог с божьей помощью спастись, оставив на берегу разлившегося над городами моря свою жену, превращенную ^ в соляной столб за чрезмерное любо­ пытство. Грудами камней и квадратами рас­ копов является нынче Иерихон — самый древний город в мире. .Непри­ ступные стены города-крепости сдержали натиск воинствующего царя Иисуса Навина, но рухнули, также не без божьей помощи, от одного зву ­ ка священных труб; «...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со сво­ ей стороны, н взяли город. II преда­ ли заклятию все, что в городе, и му­ жей и жен, и молодых и старых, и волов и овец, и ослов, все истребили мечом ». Впрочем, как свидетельству­ ют археологи, древние иудеи следова­ ли русской поговорке «па бога надей­ ся, а сам не плошай», т ак как под развалинами степ обнаружены много­ численные подкопы со следами кост­ ров. II трубный глас .мог быть лишь сигналом к зажжению костров и оче­ редному, последнему штурму крепо­ сти. В небольшом селении близ Иери­ хона нам показали и пепь, оставший­ ся якобы от сикоморы, на которую влез праведник Закхей, пытаясь ра з ­ глядеть в толпе учеников Иисуса Христа. Говорю *об этом, подчерки­ вая: здесь, у впадения Иордана в Мертвое море, буквально некуда V. п ступить, чтобы ненароком не осквер­ нить того или иного места, связанно­ го со Священным Писанием. И мож­ но посмеиваться в душе, глядя на ни­ чем не примечательный камень, на котором, оказывается , обязательно си­ дел или стоял если не пророк, то пра­ ведник. Но как бы там ни было — именно с этими местами вот уже десятки веков связывают историю своего возникновения великие рели ­ гии мира. И лично па меня большое впечатление произвела так называе ­ мая Сорокадневная гора, на вершине которой находится греческий право­ славный. монастырь Иоанна Предте­ чи. Подняться туда можно только пе­ шком, ступая по острому гравию ка­ менистых оползней. О ПРЕДАНИЮ , принявший кре­ щение в водах Иордана Иисус взошел па гору, чтобы испытать себя перед великим служением людям. Он пребывал в молитве 40 дней, соблю­ дая полный пост. И под конец силы оставили "молодого человека, чем не замедлил воспользоваться Сатана, предложив Иисусу свои способы спа­ сения человечества. «Сделай эти кам­ ни хлебами, накорми людей, и они пойдут за тобой», — ска зал искуси­ тель . Но Христос ответил: «Не хле ­ бом единым будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Бо- жиих». Тогда Сатана перенес Иисуса на высокую крышу иерусалимского хр а ­ ма, предложив пустыннику: «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо напи­ сано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и па руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус же ответил, что незачем пона­ прасну искушать Господа Бога тво­ его. (Может, это второе искушение бы­ ло самым трудным для обессиленно­ го голодом человека. Вид с вершины горы на развалины Иерихона и бле ­ стящие в .мареве воды Мертвого моря столь нереален, что хочется шагнуть туда, за край обрыва, будто кто под­ талкивает тебя в спину и нашептыва­ ет в ухо слова о возможности чуда...) Тогда Сатана показал Иисусу с вы­ соты горы все царства мира и ска ­ зал: «Все это да.м тебе. если. пав. поклонишься мне». Но услышал в от­ вет: «Отойди от Меня. Сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему по­ клоняйся и Ему одному служи ...» Вот они. три пути, у развилки ко­ торых каждый пз нас останавливает­ ся в жизни. Что выбрать: материаль ­ ные блага, превратив камни в хлеба? или возгордиться и. уповая на чудо, шагнуть в своей гордыни за кран пропасти? пли обрести силу и власть, лишь единожды преступив мораль ­ ную черту? Иисус выбрал свой путь — путь веры в возможность спра­ ведливой жизни, даже если ради это- f o предстоит взять на себя все грехи мира. Выбор этот и поныне делает каждый живущий и ощущающий се ­ бя человеком па земле . Фото автора и В. КОРЕЦКОГО. ш V-V.A ЩШ шшфш- тшмШШМ&м т . Монахини и послушницы правослэвного монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме во время раз­ говора с паломниками. [25 января 191 года 12 рыбный мурмдн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz