Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
От Кижей до Египта про лег маршрут экспедиции «Паломничество», совер шенной минувшим летом по христианским святыням Сре диземноморья. Один из ее участников, журналист Вик тор Георги, продолжает зна комить читателей «Рыбно го Мурмана» со своими впе чатлениями от увиденного. Напоминаем, что экспеди ция «Паломничество» была организована на древнерус ских парусных судах Петро заводского клуба путешест венников и исследователей «Полярный Одиссей». Ны нешним летом они вновь от правятся в плавание по Сре диземноморью, планируя достичь берегов Испании. Руководит подготовкой экс педиции специально создан ный совет миссии «Золотой век» неправительственного Фонда народной дипломатии. Его председатель Виктор Леонидович Дмитриев пред лагает всем заинтересован ным гражданам и организа циям, готовым помочь экс педиции деловым советом или стать ее спонсором, об ращаться в оргкомитет по адресу: 185020 , Петроза водск, ул. Московская, 12 (тел. 7-22-46). От Кижей до Египта нас до святой литургии у Гроба Гос подня. Но это будет отдельная, дру гая часть путевых заметок. Сегодня же речь пойдет о поездке к Мертво му морю, к столь многозначимым для христиан местам, как города Вифле ем и Иерихон. Р ЛИНИИ ЗАВТРАК в монастыр ской трапезной не отличался хлебосолами: на длинном столе, за которым все паломники свободно разместились, стояли блюда с отвар ным картофелем в мундире, свеже солёные огурцы и помидоры. Наско ро подкрепившись, мы потянулись к выходу из обители, спустились в до лину, зажатую невысокими лесисты ми холмами. Здесь, в пригороде Ие русалима Айи-Карем, нас ждал экс курсионный автобус. Рядом с водите лем на месте гида расположилась ма тушка Наталья — хорошо знающая окрестные места и английский язык, насельница монастыря. Сама она ро дом из Эстонии, и пробыв на Святой земле несколько лет, готовилась к возвращению на Родину. Надо ска зать, что перед первой мировой вой ной в Горненском монастыре было сто пятьдесят русских поселянок. Как только Россия начала военные дейст вия. турецкие власти заставили их покинуть обитель. И первая группа монахинь из Советского Союза при была сюда лишь в 1955 году, когда Русская православная церковь снова стала направлять на Святую землю ВикторГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО И ТАК, через три месяца после старта экспедиции, к середине сентября, мы. две дюжины не веря щих ни в бога, пи в черта русских мужиков, добрались до Иерусалима и обосновались в женском монастыре па окраине этой непризнанной Совет ским Союзом столице Израиля . Впро чем, можно сказать иначе: посетив Афон и остров Патмос. гробницу Ни колая Мпрликийского на Малоазиат ском полуострове и храм Лазаря Четырехдневного на Кипре, первые за годы советской власти православ ные паломники из России с трепетом ступили на землю древней Палести ны и пакопец-то сподобились прийти па святое евангельское место, освя щенное трехмесячным пребыванием Пресвятой Девы Марии, куда она, немедленно после зачатия от Духа Святого, поспешила к своей сродни це Елизавете — ныне же здесь на ходится Гориенский монастырь Мос ковской патриархии. Сказать-то мож но по-разному, но так или иначе на стоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Никита, служа торжественный молебен в хра ме Казанской Божьей Матери того мо настыря, обратился к нал!, паломни кам. с такими словами: — Раньше странники жаждали од ного — обрести Бога в своем сердце. И если приходили в Святую землю со смирением — обретали Его. А тот, кто шел с гордостью, был честолю бив — терял последнее. Человек живет на лугу, украшен ном красивыми цветами. Но если он не имеет любви к цветам — то выдергивает их, топчет. Господь каж дого из пас поселил на таком цвету щем лугу. Если любим их — вокруг нас радость. Если не видим, не об ращаем внимания — вокруг нас пу стыня, мертвая зона. И сейчас во круг многих людей, городов, стран образовалась такая мертвая зона. Чтобы возродить красоту, нужен осо бый труд души. И нужна помощь божья, благодатная. Вы. паломники, прибыли сюда за этой благодатью. Она приходит лишь через смирение и кротость. Вы дол го шли и у вас было время подумать о смысле жизни, о том, зачем каж дый идет на Святую землю. И про делав свой путь, вы готовы к приня тию благодати, которую имеет и не скрывает Святая земля . И щедро поделитесь ею, вернувшись на Роди ну... Архимандрит говорил, а мы стоя ли, скрестив руки и опустив головы, в окружении монахинь и послушниц монастыря. Их черные рясы и паша светлая паломническая одежда резко контрастировали, создавая какой-то особый, торжественный настрой в по лумраке небольшой и по-женски оп рятной монастырской церкви. Я ук радкой разглядывал лица местных насельниц. которые строго, по вме сте с тем с материнской заботой по могали нам преодолеть некоторую смущенность в незнакомой и столь торжественной обстановке. Пропитан ная солью, потом и иылыо паломни ческая роба стесняла движения, а взгляд, привыкший к морскому просто ру, натыкался на стены храма, не на ходя себе места в мозаике иконопис ных ликов святых. Тем временем огец Никита прочи тал молитву о даровании нам благо дати на Святой земле, повторил, что мы не гости, а братья в этой обите ли. что-то упомянул о многострадаль ной российской стороне. И вот пас — смиренных и притихших, пытав шихся невпопад перекрестить себе лоб после очередного пожелания ар химандрита (как раньше невпопад хлопали в ладоши докладчику, оч нувшись при произнесении имени вождя), — пас. подсказывая, что и как делать и куда идти, подвели для благословения к святому отцу. На этом торжественная часть встречи закончилась. Выйдя за ворота церк ви, самые смелые матушки-монахини со смирением в позах и детским лю бопытством в глазах обступил и-рас- спрашивали паломников о походе, о России, кто да что. сколько и почем — обо всем, что может интересовать оторванных от роднпы людей при встрече с земляками . Нам еще пред стоит пробыть в Горненском мона стыре несколько дней, и я попытаюсь рассказать о далеко не легком житье- бытье его насельниц. Упомяну и о единственном монахе обители, отце Варфоломее, который принял тайну исповеди и отпустил грехи, допустив часть восьмая ■ - ■ ' желающих провести здесь часть свое го монашеского подвига. От Иерусалима до Вифлеема не более двух десятков километров. Ед ва устроившись в мягких креслах и раз-другой взглянув в окно, мы уже затормозили-остаиовнлись рядом с обширным прямоугольным камен ным двором какой-то мрачной и вы сокой крепости-базилики. И передо мной сейчас стоит весьма сложная задача: надо ли рассказывать массо вому читателю об известных всем с детства событиях, связанных с рож дением Иисуса Христа, или описать лишь свои ощущения в те краткие, дарованные судьбой минуты непосре дственного восприятия Вифлеемского вертепа? Все же, очевидно, вводная часть необходима. Конечно, две тысячи лет назад в городе царя Давида (вспомним еврей скую шестиконечную давидову зве з ду) Вифлееме не было никаких мо щеных площадей и мощных крепо стей. В переводе с иврита Вифлеем — «город хлеба», то есть раскинув шийся среди плодородных нив посе лок пастухов и земледельцев . Но именно в нем должен был родиться: Спаситель, ибо так* предсказали вет хозаветные пророки. А раз предска зали — надо выполнять, даже если-, уже беременная Иисусом Мария- про живает в Назарете, находящемся в; Галилее в 150-ти километрах от Виф леема Иудейского. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать пе репись по всей земле... И пошли все- заппсываться, каждый в свой город», то есть кто где родился. Исполняя гражданский долг, пошел и Иосиф, обрученник Богородицы, в город Да вида. потомком которого он был. В данной ситуации мне больше всего- жаль Деву Марию: сначала она. за чав от Духа Святого, идет сюда, в Горняя, и только через три месяца, оказав помощь свояченице при и по сле родов, возвращается в дом свой к престарелому Иосифу. Далее сле дуют драматичные для молодой де вушки события, которые лишь при участии ангела Господня, раскрывше го Иосифу тайну Богородицы, благо получно завершаются светским бра ком. И вот она. Мариам, уже на сно сях. вновь, па этот раз вместе с Ио сифом. преодолевает многодневный и опасный путь к Вифлеем. И рожает не у знакомых в доме, не в гостини це, а в хлеву, где только и нашлось в то время место для святого семей ства! Пусть простят меня верующие чи татели за несколько фривольное из ложение этого великого в пашей жиз ни события. И давайте теперь вслед за остальными паломниками войдем в маленькую дверь в каменной сте пе базилики, поставленной ныне над этим историческим местом. Г А З И Л И К А (в переводе с латин- ского слово означает «царский дом», а в дальнейшем — широко распространенный тип композиции христианских храмов) в то утро была почти пуста и казалась громоздкой и неуютной. Возведена она давно — где-то в IV—VI веках, и ни ра зу не разрушалась , хотя многострадальная Палестина пережила много перемеп. Говорят, что когда турки-персы вы били крестоносцев со Святой земли и после боя на лошадях въехали под своды базилики, то были поражены, увидев на стенных фресках самих себя — всадников с фесками на голо вах. И не посмели что-либо порушить в храме. Однако христиане, вернув свою власть над этим святым местом, все же на всякий случай замуровали широкие ворота, оставив лишь ма ленькую дверь, куда мы и вошли, очутившись в обширном прямоуголь ном зале с .мраморными полами и без потолка — прямо от купола па длин ных цепях свисали ненужные в сол нечном свете. бьющем из высоких окон, лампады. По сторонам залы, или, говоря проще, в пещеру, куда в тичного вида. Сама церковь Пресвя той Богородицы находится в глубине залы , где по узкой каменной лестни це есть спуск в вертеп Рождества, или, говоря проще, в пещеру, куда в свое время местные пастухи в нена стье загоняли скот и где безболез ненно разрешилась от бремени Бого родица. Спускаясь по мраморным ступе ням, мы услышали доносящийся сни зу неясный шум. голову затуманил сильный запах ладана. С трудом про тиснувшись в пещеру, я был пора жен богатством ее убранства*, стены полностью покрыты вышитым золо том шелком, обвешаны какими-то я р ко-багровыми гобеленами, большие и маленькие сосуды с благовониями свисают с потолка. Шла служба, ко торые проводятся здесь постоянно. И мы попали в тот момент, когда, оче видно. по графику, в пещере моли лись католики, повторяя вслед за ра зодетым в золотые одежды арабом свои песнопения. Лично меня это шо кировало: черный, с африканскими чертами лица человек — и в церков ном облачении. А потом стало ра з дражать . так как этот араб заслонял своей фигурой главную святыню хра ма — мраморный навес, внутри кото рого над полукруглой плитой горели многочисленные лампады. (Еще раз прошу прощения у верующих читате лей. но точнее всего этот навес мож но сравнить с большим камином, ко торый в той пещере в ненастную ночь, был бы ох как кстати.) Дождавшись конца службы, мы смогли подойти к этому иавесу-камн- (Окончание на 12-й стр.) РЫЕНЫИ МУРМАН 11 25 января 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz