Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

От Кижей до Египта про­ лег маршрут экспедиции «Паломничество», совер­ шенной минувшим летом по христианским святыням Сре­ диземноморья. Один из ее участников, журналист Вик­ тор Георги, продолжает зна­ комить читателей «Рыбно­ го Мурмана» со своими впе­ чатлениями от увиденного. Напоминаем, что экспеди­ ция «Паломничество» была организована на древнерус­ ских парусных судах Петро­ заводского клуба путешест­ венников и исследователей «Полярный Одиссей». Ны­ нешним летом они вновь от­ правятся в плавание по Сре­ диземноморью, планируя достичь берегов Испании. Руководит подготовкой экс­ педиции специально создан­ ный совет миссии «Золотой век» неправительственного Фонда народной дипломатии. Его председатель Виктор Леонидович Дмитриев пред­ лагает всем заинтересован­ ным гражданам и организа­ циям, готовым помочь экс­ педиции деловым советом или стать ее спонсором, об­ ращаться в оргкомитет по адресу: 185020 , Петроза­ водск, ул. Московская, 12 (тел. 7-22-46). От Кижей до Египта нас до святой литургии у Гроба Гос­ подня. Но это будет отдельная, дру­ гая часть путевых заметок. Сегодня же речь пойдет о поездке к Мертво­ му морю, к столь многозначимым для христиан местам, как города Вифле ­ ем и Иерихон. Р ЛИНИИ ЗАВТРАК в монастыр­ ской трапезной не отличался хлебосолами: на длинном столе, за которым все паломники свободно разместились, стояли блюда с отвар­ ным картофелем в мундире, свеже ­ солёные огурцы и помидоры. Наско­ ро подкрепившись, мы потянулись к выходу из обители, спустились в до­ лину, зажатую невысокими лесисты­ ми холмами. Здесь, в пригороде Ие­ русалима Айи-Карем, нас ждал экс­ курсионный автобус. Рядом с водите­ лем на месте гида расположилась ма­ тушка Наталья — хорошо знающая окрестные места и английский язык, насельница монастыря. Сама она ро­ дом из Эстонии, и пробыв на Святой земле несколько лет, готовилась к возвращению на Родину. Надо ска­ зать, что перед первой мировой вой­ ной в Горненском монастыре было сто пятьдесят русских поселянок. Как только Россия начала военные дейст­ вия. турецкие власти заставили их покинуть обитель. И первая группа монахинь из Советского Союза при­ была сюда лишь в 1955 году, когда Русская православная церковь снова стала направлять на Святую землю ВикторГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО И ТАК, через три месяца после старта экспедиции, к середине сентября, мы. две дюжины не веря­ щих ни в бога, пи в черта русских мужиков, добрались до Иерусалима и обосновались в женском монастыре па окраине этой непризнанной Совет­ ским Союзом столице Израиля . Впро­ чем, можно сказать иначе: посетив Афон и остров Патмос. гробницу Ни­ колая Мпрликийского на Малоазиат­ ском полуострове и храм Лазаря Четырехдневного на Кипре, первые за годы советской власти православ­ ные паломники из России с трепетом ступили на землю древней Палести­ ны и пакопец-то сподобились прийти па святое евангельское место, освя­ щенное трехмесячным пребыванием Пресвятой Девы Марии, куда она, немедленно после зачатия от Духа Святого, поспешила к своей сродни­ це Елизавете — ныне же здесь на­ ходится Гориенский монастырь Мос­ ковской патриархии. Сказать-то мож­ но по-разному, но так или иначе на­ стоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Никита, служа торжественный молебен в хра ­ ме Казанской Божьей Матери того мо­ настыря, обратился к нал!, паломни­ кам. с такими словами: — Раньше странники жаждали од­ ного — обрести Бога в своем сердце. И если приходили в Святую землю со смирением — обретали Его. А тот, кто шел с гордостью, был честолю­ бив — терял последнее. Человек живет на лугу, украшен­ ном красивыми цветами. Но если он не имеет любви к цветам — то выдергивает их, топчет. Господь каж­ дого из пас поселил на таком цвету­ щем лугу. Если любим их — вокруг нас радость. Если не видим, не об­ ращаем внимания — вокруг нас пу­ стыня, мертвая зона. И сейчас во­ круг многих людей, городов, стран образовалась такая мертвая зона. Чтобы возродить красоту, нужен осо­ бый труд души. И нужна помощь божья, благодатная. Вы. паломники, прибыли сюда за этой благодатью. Она приходит лишь через смирение и кротость. Вы дол­ го шли и у вас было время подумать о смысле жизни, о том, зачем каж ­ дый идет на Святую землю. И про­ делав свой путь, вы готовы к приня­ тию благодати, которую имеет и не скрывает Святая земля . И щедро поделитесь ею, вернувшись на Роди­ ну... Архимандрит говорил, а мы стоя­ ли, скрестив руки и опустив головы, в окружении монахинь и послушниц монастыря. Их черные рясы и паша светлая паломническая одежда резко контрастировали, создавая какой-то особый, торжественный настрой в по­ лумраке небольшой и по-женски оп­ рятной монастырской церкви. Я ук­ радкой разглядывал лица местных насельниц. которые строго, по вме­ сте с тем с материнской заботой по­ могали нам преодолеть некоторую смущенность в незнакомой и столь торжественной обстановке. Пропитан­ ная солью, потом и иылыо паломни­ ческая роба стесняла движения, а взгляд, привыкший к морскому просто­ ру, натыкался на стены храма, не на­ ходя себе места в мозаике иконопис­ ных ликов святых. Тем временем огец Никита прочи­ тал молитву о даровании нам благо­ дати на Святой земле, повторил, что мы не гости, а братья в этой обите­ ли. что-то упомянул о многострадаль­ ной российской стороне. И вот пас — смиренных и притихших, пытав­ шихся невпопад перекрестить себе лоб после очередного пожелания ар­ химандрита (как раньше невпопад хлопали в ладоши докладчику, оч­ нувшись при произнесении имени вождя), — пас. подсказывая, что и как делать и куда идти, подвели для благословения к святому отцу. На этом торжественная часть встречи закончилась. Выйдя за ворота церк­ ви, самые смелые матушки-монахини со смирением в позах и детским лю­ бопытством в глазах обступил и-рас- спрашивали паломников о походе, о России, кто да что. сколько и почем — обо всем, что может интересовать оторванных от роднпы людей при встрече с земляками . Нам еще пред­ стоит пробыть в Горненском мона­ стыре несколько дней, и я попытаюсь рассказать о далеко не легком житье- бытье его насельниц. Упомяну и о единственном монахе обители, отце Варфоломее, который принял тайну исповеди и отпустил грехи, допустив часть восьмая ■ - ■ ' желающих провести здесь часть свое­ го монашеского подвига. От Иерусалима до Вифлеема не более двух десятков километров. Ед­ ва устроившись в мягких креслах и раз-другой взглянув в окно, мы уже затормозили-остаиовнлись рядом с обширным прямоугольным камен­ ным двором какой-то мрачной и вы­ сокой крепости-базилики. И передо мной сейчас стоит весьма сложная задача: надо ли рассказывать массо­ вому читателю об известных всем с детства событиях, связанных с рож­ дением Иисуса Христа, или описать лишь свои ощущения в те краткие, дарованные судьбой минуты непосре­ дственного восприятия Вифлеемского вертепа? Все же, очевидно, вводная часть необходима. Конечно, две тысячи лет назад в городе царя Давида (вспомним еврей­ скую шестиконечную давидову зве з ­ ду) Вифлееме не было никаких мо­ щеных площадей и мощных крепо­ стей. В переводе с иврита Вифлеем — «город хлеба», то есть раскинув­ шийся среди плодородных нив посе­ лок пастухов и земледельцев . Но именно в нем должен был родиться: Спаситель, ибо так* предсказали вет­ хозаветные пророки. А раз предска­ зали — надо выполнять, даже если-, уже беременная Иисусом Мария- про­ живает в Назарете, находящемся в; Галилее в 150-ти километрах от Виф­ леема Иудейского. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать пе­ репись по всей земле... И пошли все- заппсываться, каждый в свой город», то есть кто где родился. Исполняя гражданский долг, пошел и Иосиф, обрученник Богородицы, в город Да ­ вида. потомком которого он был. В данной ситуации мне больше всего- жаль Деву Марию: сначала она. за ­ чав от Духа Святого, идет сюда, в Горняя, и только через три месяца, оказав помощь свояченице при и по­ сле родов, возвращается в дом свой к престарелому Иосифу. Далее сле ­ дуют драматичные для молодой де ­ вушки события, которые лишь при участии ангела Господня, раскрывше­ го Иосифу тайну Богородицы, благо­ получно завершаются светским бра­ ком. И вот она. Мариам, уже на сно­ сях. вновь, па этот раз вместе с Ио­ сифом. преодолевает многодневный и опасный путь к Вифлеем. И рожает не у знакомых в доме, не в гостини­ це, а в хлеву, где только и нашлось в то время место для святого семей­ ства! Пусть простят меня верующие чи­ татели за несколько фривольное из­ ложение этого великого в пашей жиз ­ ни события. И давайте теперь вслед за остальными паломниками войдем в маленькую дверь в каменной сте­ пе базилики, поставленной ныне над этим историческим местом. Г А З И Л И К А (в переводе с латин- ского слово означает «царский дом», а в дальнейшем — широко распространенный тип композиции христианских храмов) в то утро была почти пуста и казалась громоздкой и неуютной. Возведена она давно — где-то в IV—VI веках, и ни ра зу не разрушалась , хотя многострадальная Палестина пережила много перемеп. Говорят, что когда турки-персы вы­ били крестоносцев со Святой земли и после боя на лошадях въехали под своды базилики, то были поражены, увидев на стенных фресках самих себя — всадников с фесками на голо­ вах. И не посмели что-либо порушить в храме. Однако христиане, вернув свою власть над этим святым местом, все же на всякий случай замуровали широкие ворота, оставив лишь ма ­ ленькую дверь, куда мы и вошли, очутившись в обширном прямоуголь­ ном зале с .мраморными полами и без потолка — прямо от купола па длин­ ных цепях свисали ненужные в сол­ нечном свете. бьющем из высоких окон, лампады. По сторонам залы, или, говоря проще, в пещеру, куда в тичного вида. Сама церковь Пресвя­ той Богородицы находится в глубине залы , где по узкой каменной лестни­ це есть спуск в вертеп Рождества, или, говоря проще, в пещеру, куда в свое время местные пастухи в нена­ стье загоняли скот и где безболез­ ненно разрешилась от бремени Бого­ родица. Спускаясь по мраморным ступе­ ням, мы услышали доносящийся сни­ зу неясный шум. голову затуманил сильный запах ладана. С трудом про­ тиснувшись в пещеру, я был пора­ жен богатством ее убранства*, стены полностью покрыты вышитым золо­ том шелком, обвешаны какими-то я р ­ ко-багровыми гобеленами, большие и маленькие сосуды с благовониями свисают с потолка. Шла служба, ко­ торые проводятся здесь постоянно. И мы попали в тот момент, когда, оче­ видно. по графику, в пещере моли­ лись католики, повторяя вслед за ра ­ зодетым в золотые одежды арабом свои песнопения. Лично меня это шо­ кировало: черный, с африканскими чертами лица человек — и в церков­ ном облачении. А потом стало ра з ­ дражать . так как этот араб заслонял своей фигурой главную святыню хра­ ма — мраморный навес, внутри кото­ рого над полукруглой плитой горели многочисленные лампады. (Еще раз прошу прощения у верующих читате­ лей. но точнее всего этот навес мож­ но сравнить с большим камином, ко­ торый в той пещере в ненастную ночь, был бы ох как кстати.) Дождавшись конца службы, мы смогли подойти к этому иавесу-камн- (Окончание на 12-й стр.) РЫЕНЫИ МУРМАН 11 25 января 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz