Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
и ТАК, ВОЙНА... Кто-то уже поспешил ее окрес тить «Третьей мировой». Не да й- то бог. Страшно за нашу планету. Хо чется надеяться, что этот бой за Кувейт не принесет огромных людских потерь. Но и небольшие, и совсем маленькие потери, и даже одна-две человеческие жизни — это же жизни людей! И их не вернуть и ничем не утешить мать, же ну, сына погибшего воина или просто гражданина. Хорошо если в этом огне не будут гибнуть наши парни... Мы так и не научились ценить жизнь, и в отношениях друг к другу руковод ствоваться добром, а не злом. Сегодня, похоже, агрессивность на крепко поселилась в душах людей. Не успокаивается и мое многостра дальное Отечество. Смотрю кадры кро вавых часов в Вильнюсе, вспоминаю тра гедии Сумгаита и Оша, читаю о неза тухающем вулкане в Нагорном Караба хе, и все тяжелее на душе: идет настоя щая гражданская война в когда-то мир ной и спокойной стране. Могли ли мы подумать об этом еще 8—10 лет назад? Могли ли предполо жить, что армяне будут убивать азер байджанцев, а азербайджанцы «выре зать» армян, угрожать русским, узбеки — убивать киргизов? Да если бы какой-то астролог в те не очень и далекие годы предсказал такое развитие событий, его сочли бы сумасшедшим. Ну а теперь вот она — война в на шей стране, война наций и народов. Дико, глупо, страшно и, главное, не вид но всему этому конца. Конечно, теперь уже многим стало ясно, что подогревается этот костер умелыми руками, что людей целенап равленно натравливают друг на друга. Что кому-то это очень выгодно — по селить рознь между нациями и в этой войне потопить с б о и грехи, отвлечь лю дей, не дать докопаться до преступле ний, глубину которых мы не знаем, но которые со временем будут раскрыты. Быть может, нашими детьми или внука ми, или правнуками. История ничего не хоронит навсегда, иногда через годы, иногда через деся тилетия, но она все выбрасывает на по верхность, предстазляет на всеобщее обозрение. И всплывают имена, факты, цифры. И становятся известны тщатель но скрываемые в свое время цели. СПОМНИМ, когда начал разгорать ся костер национальной розни? А тогда, когда была дана людям сво бода слова, когда мы все обрадовались гласности. А это значило, что теперь обо всех и обо всем можно говорить открыто. Именно в эти годы начали появлять ся публикации в газетах, разоблачаю щие махинации в среде крупных чинов ников, именно в эти годы впервые про звучали слова «мафия», ((коррупция», «теневая экономика». Именно в эти годы полным ходом шло расследование хлопковых дел в Узбекистане, были выявлены многомил лионные приписки якобы собранного хлопка, которого на самом деле вовсе не существовало, но за который госу дарство платило из казны баснословные суммы денег. В эти годы были выявле ны и подпольные узбекские баи-милли онеры, воротилы теневой экономики. В Узбекистане работали десятки групп следователей. Они вскрыли колоссаль ные преступления, безудержную экс плуатацию и унижение простого народа новоявленными баями, которая не сни лась дореволюционным шахам... Такие же царьки, погрязшие во взят ках, процветали и в Азербайджане. • Разве они, эти миллионеры, сплотив шиеся в мафиозные, коррумпированные группы, могли допустить, чтобы у них отняли не только богатство и власть, но и свободу. Нет, конечно. Ответные удары мафии мы уже зна ем: создание групп боевиков, натравли вание народа на народ, разоружение милиции и армии, очаги войны по всей стране. А еще — саботаж: гниющие продукты, неразгруженные вагоны... Люди оказались обманутыми, оболва ненными. Добрые, простые люди, кото рые тянутся друг к другу, которые бы ли всегда вместе: и в трудные годы Великой Отечественной, когда армянин или грузин заслонял собой русского и, гаэборот, когда шли в бой рядом сол даты разных национальностей, и потом, в годы послевоенные, когда шло вос становление городов. Давайте оглянемся назад в наше да лекое и не так далекое прошлое, когда наши дома и наши сердца были нарас пашку друг другу. 1 Q 4 - 9 ГОД- Страшный год для стра- ны, когда под угрозой было само ее существование. Нас, голодных ленинградских детишек В (и родителей, у кого они были), зимой эвакуировали в Среднюю Азию. Помню, как прибыли мы в Салларканд: солнце, теплынь, улыбки узбеков и узбечек. На вокзале они подходили к нам, лас ково гладили по головенкам, совали кто яблоко, кто ветку вяленого вино града, кто лепешку... Потом, когда начали учиться в школе (а учились вместе узбеки и русские), они и тут нас опекали. После урокоз маленькие узбеки не пускали нас до мой, а «разбирали» по своим усадьбам, где до отвала кормили пловом и всяки ми фруктами. Возвращались мы с та кими животами, что пояса не сходи лись. Помню, однажды мать одного из мальчишек принесла семье узбеков в качестве благодарности, видимо, пос леднюю ценную вещь, оставшуюся у нее, — русскую шаль. Они не взяли, но и узбечка и русская долго о чем-то говорили, кое-как понимая друг друга, и потом, обнявшись, плакали... В нашем классе учились и украинцы, и евреи, и белорусы и русские. И когда началось освобождение городов, какие праздники были в школе. Однаж- Вся страна пришла ему на помощь. 1Л В СЕМИДЕСЯТЫЕ, и в начале вось- *■ мидесятых бывали мы там, и ни разу не почувствовали себя нежелан ными гостями. Совсем наоборот. Знаме нитое восточное гостеприимство (а рус ское разве не столь знаменито?) встре чало нас всюду. К нам относились, как к родным. Помню, однажды, после длительной экскурсии и самостоятельного многоча сового похода по улицам и музеям Са марканда, возвращались мы — группа туристов, на базу, которая была распо ложена за городом. Ехали автобусом. В нем было много узбеков, возвращав шихся с работы. Разговорились. Узнав, что мы из России, они необы чайно оживились и наперебой стали приглашать к себе в гости на день-два. Мы отказывались, говоря, что нас ждут на турбазе. И все же одну пару моло доженов гостеприимные самаркандцы уговорили. Наутро те явились необы чайно довольные и очень нарядные: она была в красивом узбекском платье, он — в халате и тюбетейке. А нас с мужем, поскольку мы не ре шились идти в гости с ночевкой, при- ды услышали по радио, что освобожде на Одесса, а у нас в классе училась одесситка. Что тут было, как все лико вали, кричали «ура» и скакали по пар там. Никто нас не учил интернационализ му. Просто иначе мы жить не могли, не умели. Мы уезжали из Самарканда в 1944-м. Седобородые старики и молодые узбе ки и узбечки молчализо стояли, глядя, как нагружаются нехитрым скарбом грузовики, что должны были отвезти нас на вокзал. Они подходили,- проща лись, обнимали взрослых, говорили: «Приезжайте, братья...» А потом, помните, были страшные землетрясения в Ашхабаде в 1948 году и в Ташкенте в 1966-м. И вся страна пришла на помощь этим городам. Низ корослый двух- трехэтажный глинобит ный Ашхабад, рухнувший всего за 7 секунд в 10-балльном взрыве земли, был отстроен заново и стал прекрас ным городом, с современными здания ми, в которых сочетается азиатская и европейская архитектура с прямым как стрела 18-километровым проспек том Свободы, по обе стороны которо го раскинулись тенистые парки. Строи ли его все: русские, украинцы, грузины, узбеки... Ташкент, солнечный Ташкент приняв ший в годы войны полмиллиона эваку ированных, ровно столько, сколько бы ло в нем своих жителей, и он после землетрясения принимал представите лей братских республик — строителей. Город восстал из пепла в мраморных розово-белых дворцах и тысячах фон танов, в сказочно красивом метро и удивительном жилом районе Чиланзар, который оставили ему на память брзтья из Белоруссии, России, Украины, Гру зии. Мы семьей не раз путешествовали по Средней Азии. Так вот, когда мы проезжали с груп-. пой туристов по улицам Ташкента и на внозь построенных домах видели на дписи: «Сзердловск — Ташкенту», «Ле нинград — Ташкенту», «Ташкенту от Бе лоруссии», «Днепропетровск — Ташкен ту», на глаза навертывались слезы... гласил на следующий день чайханщик в известную чайхану «Юбилейная», что находится рядом со знаменитым Регис- таном в центре города. — Не забудьте, — повторял он, прощаясь, — жду вас ровно в 12... Но наутро мы забыли об этом раз говоре, а вспомнив, подумали, что он, наверное, тоже забыл... И гуляя днем по центру Самарканда, совершенно слу чайно бросили взгляд в сторону «Юби лейной». И увидели нашего вчерашне го знакомого, который стоял на пороге чайханы и смотрел вдаль, видимо, ожи дая нас. :Как нам стало стыдно! Мы по'спешили к чайхане, он обрадовался и сказал: — Мы давно здесь все вас ждем. Я огляделась и увидела: на достарха нах сидели в халатах и чалмах седобо родые старцы. В руках они держали русские газеты. А рядом был накрыт европейский столик, где стояли огром ная ваза с фруктами, знаменитые уз бекские вина, дымился в тарелках лаг- ман, а рядом в огромном котле шипел- «доходил» плоз... Старики степенно, с достоинством по здоровались с нами, началась нетороп ливая беседа. Они хотели знать все о нашем крае, о Мурманске, хотели знать наше мнение о событиях в стране и за рубежом. Долго и хорошо говорили мы, и это была беседа братьев. Вспоминать можно много. Таких пре красных встреч — сотни. В другой раз во время такой же ту ристской поездки, когда мы не могли в течение нескольких часов вылететь из аэропорта Самарканда в Душанбе (там шел с гор сель, и аэропорт столицы Таджикистана не принимал), а мы в Са марканде сидели голодные, поскольку уже срок пребывания в этом городе кончился и все туристы были «сняты с довольствия», вдруг с турбазы приезжа ет походная кухня с горячей едой, бу тербродами, сухим пайком в дорогу. Вместо 15 часов мы вылетели в Ду шанбе в три часа ночи. Думали: как бу дем добираться до города? Прилетаем: стоит «Икарус» турбазы «Варзоб». Шо фер спит в машине. Все эти 12 часов он ждал нас, не уезжал. Н Можно вспомнить, как на улица^-fO- родоз, когда мы обращались с вопро сом: где такой-то музей, как пройти ту да-то, нас буквально за руку вели и по казывали все, что интересовало. Раззе можно забыть, как уже окон чивший свою вахту в Регистане моло дой узбек-милиционер, охраняющий эти древние музеи, остался, не ушел до мой и еще в течение трех часов пока зывал нам внутренние помещения, мед ресе Тилля-кари, которые были на ре конструкции и которые туристам не по ложено было смотреть (там работали художники, делали роспись золотом. Впервые мы увидели стоявшее на по лу... ведро золота). Он поднимался вме сте с нами на крышу медресе Улугбе ка и на минарет, чтобы показать пано раму Самарканда — дрезнейшего и красивейшего-из среднеазиатских горо дов. Везде, везде мы чувствовали себя братьями, сестрами — родными. Да только ли простые люди Средней Азии так к нам относились и, надеюсь, относятся сейчас. Не только! АША СЕМЬЯ объездила весь Кав каз, не раз была в Армении и в Грузии. ^ Какие радостные воспоминания оста лись от туристской поездки по этим республикам! Скажу только, что на турбазах нас встречали оркестром. И тургруппа, даже не занеся чемоданы в комнаты, начинала танцевать. А если у кого-то был день рождения, праздновали его все вместе — и хозяе ва, и туристы. Спустя несколько лет я как-то оказа лась в Тбилиси. И очень мне захотелось побывать в знаменитой золотой кладо вой музея изобразительных искусств Грузии. Пришла, представилась, сказала, что из Мурманска. Был, кстати, в это время обеденный перерыв. В комнате экскур соводов сидели три девушки. Они пе реглянулись, улыбнулись, одна другой сказала: «Проведи экскурсию, будь доб ра». И для меня одной была проведена необыкновенная эта экскурсия. Я уви дела древние иконы в серебряных и позолоченных окладах, сказочной кра соты украшения, принадлежавшие ца рице Тамаре и другим особам царско го двора Грузии. , С огромной благодарностью вспоЛ| 1 - наю до сих пор и этих девушек-эиасур- соводов, и гостеприимную республику. Все ведь это было, было, было. И радость общения, и гостеприимство, и стремление сделать ответное добро. •Как-то в поезде познакомилась с семьей киргизов. Он хорошо говорил по-русски, а она почти ничего не пони мала и, главное, впервые ехала в по езде. И он просил меня взять над ней шефство, показать ей все необходимые помещения, помочь постелить постель, взять у проводника белье. Потом а л ы познакомились поближе, подружились, обменялись адресами. А через месяц-два к одному из праздни ков получаем посылку: ящик миндаля и орехов. Конечно, наша семья не оста лась в долгу. Совсем недавно — год назад, моя дочь ездила на три дня в Литву по турпутевке. Как мы боялись за нее и всех остальных в группе. А она приеха ла и рассказала: литовцы принимали их прекрасно, даже визитки свои давали, чтобы наши девушки и парни могли себе что-то купить. «Вы не верьте ни кому, — говорили они, — мы вас лю бим, любим...» Это те литовцы, которж^ вывели сейчас на площади, которые го- тозы стрелять. Кому это выгодно? Кто это сделал? Я вспоминала здесь случаи частные, бытовые. Но именно в таких обыден ных бытовых ситуациях и проявляется человек, его отношение к другим лю дям, другим нациям. И поэтому так ва жно дорожить этим доверием. На Кольском полуострове, как и во многих других областях нашей страны, живут и работают кроме лиц коренно го населения тысячи представителей разных национальностей: татары и укра инцы, русские и грузины, евреи и че ченцы, белорусы и осетины... В море трудятся десятки судов с ин тернациональными экипажами, на бере гу — сотни интернациональных коллек тивов предприятий и организаций. И ни кто ни с кем не воюет. Разумные севе ряне не допустили в наш край вирус национальной розни. Радостно это со знавать. ★ * * ...Все мы на этой планете братья и сестры. Мы слеплены из одного «теста», сотканы из одной космической ^кани. Мы — жители Вселенной и являемся < частью большой космической с е м ь и .* Грех ее разрушать. 3 . АЛЕКСАНДРОВА. 25 января 8 РЫБНЫЙМУРМАН *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz