Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
ш Экономика Северного бассейна: Бот и побежали дни нового года. С надеж дой и тревогой мы вглядываемся в него, пы таемся определить, каким будет он, какими будем мы. То, что этот год для всех совет ских людей станет самым трудным, мы уже знаем. И по мере сил, опыта и творческих поисков пытаемся предупредить, смягчить его удары. ' Экономике Северного бассейна в нынеш них условиях будет, пожалуй, посложней вы жить, чем другим отраслям и другим бассей нам рыбной отрасли. Мы планируем постоянно рассказывать на шим читателям о проблемах бассейна, поис ке их решения, опыте лучших экипажей. На деемся и на вашу активную помощь в этом. Сегодня, в первом номере 1991 года, мы начинаем с Мурманского тралового флота, посвящая ему обе страницы экономического разворота. Выживем? Не выживем? О Мурманском ордена Ок тябрьской Революции трало вом флоте говорят, добавляя: старейшин, крупнейший. Да, от этого флота произошли все другие рыбацкие органи зации, весь рыбный Мурман, сам город Мурманск. Как же живется ему сего дня? Как выжить завтра, в наступившем труднейшем для всей нашей страны го ду? Об этом беседа нашего корреспондента с начальни ком Мурманского тралового флота Г. В. Тншковым. КАБИНЕТ НА СТОРОНУ — Траловый флот успешно закончил 1990 год. Подели тесь секретами, Георгий Ва сильевич, как вам это уда лось! — Какие там секреты! Вот на 1 декабря у нас было вы ловлено 25 тысяч тонн рыбы, выпущено около 24 тысяч пи щевой, 7,5 тысячи тонн филе, на 33 миллиона рублей товар ной и на 38 миллионов рублей валовой продукции. Замечу, мы сработали даже лучше, чем в 1989 году. Годовой план поставок выполнили еще 25 ноября. — Почему же бедствует без сырья рыбокомбинат* — У него не было недо статка в сырье. Впрочем, снаб жение комбината идет через «Севрыбсбыт», а мы поставля ем продукцию «Севрыбсбыту». — Вот и купили бы себе за вод у комбината. — Я бы купил... — Понимаю: все не так про сто. Как у вас сейчас отноше ния с Саратовом, вы же туда поставляете сырье! — Прибыль есть, но неболь шая. Дело в том, что колбаса, которую там выпускают, де шевая — максимум 3 руб. 25 коп. А издержки велики. — Итак, за счет чего у вас успехи! — Есть такая старая форму лировка: расстановка судоЕ на промысле. Мы тщательно осе продумали, просчитали и рас становили суда в тех районах, где ловится рыба, и в то вре мя, когда она ловится. И все у нас шло, как мы планиро вали. Только в конце года на чались некоторые сбои. На пример, мы рассчитывали ло вить мойву в Канадской зоне до конца декабря. Она дава ла нам до 500 тонн вылова в сутки. Но уже в конце ноября промобстановка там стала ху же, и мы начали уводить су да в другие районы. Хорошо работали экипажи в зоне Фарер, в Норвежской зоне. Поставили мы в зоне Англии РТМК-с «Павел Кута- хов» на приемку рыбы. И он один дал товарной продукции почти на 7 миллионов рублей. Что еще помогло нам? Ори ентир на разделку, на выпуск филе. Еще в 1988 году мы на чали и в 1989 году закончили модернизацию судов. Замечу: только за счет собственных средств, министерство не да ло на это ни копейки. Уста новили на траулерах типа «Моонзунд» по две баадеров- ские линии и по одной на восьми из 15 СТМов. И если раньше моряки говорили, что больше двух тонн филе в сут ки не сделать, то сейчас спо койно выпускают по 12 тонн, а на «Моонзундах» порой и по 25 тонн. — Но это не мешает моря кам говорить, что всю продук цию они выпускают с по- 4 января 191 года мощью шкерочных ножей. — Разве что на ПСТ. Хотя мы для этих судов закупили шкерочные машины и уже начали устанавливать. На та ких машинах работают исланд цы, англичане, а вот нашим ребятам они что-то не нра вятся. — Может, срабатывает древ ний инстинкт неприятия новых машин, а может, с оплатой труда это связано. Кстати, го ворят, на вашем флоте платят морякам лишь половину ва люты, остальное чеками. Нет, платим 75 процентов в валюте. А в этом году по смотрим, как будет. Я хочу всех приучить к мысли, что надо жить по средствам. Ко нечно, можно брать кредиты, раздавать валюту. Но ведь за все надо платить. — К кредитам мы еще вер немся. Как у вас складыва ются отношения с министер ством! — Я уже говорил, что мы не попросили ни копейки на модернизацию флота. Хотя Эстония получила на это пять миллионов рублей. А вот не давно попросил я у зам. ми нистра Лушникова разреше ния на продажу рыбы за гра ницу: лицензию нам надо бы ло купить. Нет, говорит. — Почему! — Позиция такая. — Разделяй и властвуй! — И это есть. Ведь руково дителю (любому), чтобы себя утвердить, всегда легче отка зать, чем разрешить: разре шаешь — берешь на себя от ветственность. А запретил — себе спокойней да и вроде собственная значимость воз растает. Кстати, наш министр Н. И. Котляр человек хоро ший, но на него слишком ве лико давление. Иными слова ми, отношения у нас нормаль ные, но стараемся быть от ми нистерства подальше. — Зато, мне кажется, у вас, Георгий Васильевич, отличные контакты с Западом. Пример тому квота на вылов мойвы в Канадской зоне. А ведь кро ме вас желающих получить ее было немало. Что это — личное обаяние! ' — (Смеется.) Обаяние всег да нужно. Но с предпринима телями самое главное — обя зательность. Обещал — вы полни. Когда я заключал пер вый контракт, хоть и очень трудно было, выполнил чет ко. Второй — тоже. В первом случае одно судно работало, во втором три. На этот раз — 10. В деловом мире каж дый предприниматель сначала наведет справки о финансо вом положении потенциально го партнера, о его честности. С необязательными людьми контрактов не заключают. — А что касается контракт ной системы на флоте, будете ли ее применять! — Будем. Я посмотрел б США: контракт подписывается на три месяца. Работа по 16 часов в сутки. Причем интен сивность труда намного выше, чем у нас. Правда, там нет проблем с сырьем. И оплата за такой труд хорошая — до трех тысяч долларов в месяц. Но — 16 часов. У нас же глав ное — как бы не перерабо тать, чуть что — вот здесь па раграф, а вот здесь, мне до плачивай. — Ну что вы, Георгий Ва сильевич, у моряков такой тя желый труд, полгода по 12 ча сов ежедневно без выходных... — Разве? Самый длинный рейс — 152 суток. Я ходил — 185—186 суток. Далее. По статистике, из 153 дней суда находятся на промысле 70— 80 суток. Стало быть, лишь половину рейса они работают по 12 часов. Да ведь и рыба — дело водяное, то есть, то нет. Перерывы бывают, и по долгу. Мы в 60—70 годах вы пускали вручную филе из скумбрии по 14—15 тонн в сутки. Короче гозоря, меня на жалость не возьмешь, я счи таю, мужчина пошел б море деньги зарабатывать, рыбу да вать, а- не жаловаться на труд ности. •• И вот, вводя контрактную систему, мы с этим постоянно сталкиваемся. На Западе и речи нет о том, что коли на нялся, должен работать, не нарушать дисциплину и про чее. А у нас все это надо сговаривать. Поскольку на чальник всегда неправ, в лю бой инстанции. Скажем, про гулял человек месяц, его вы гонять надо, а профсоюз: «Нет, — говорит, — он хоро ший, у него дети, надо оста вить, пусть исправится». Раз баловались мы. Потому и к рынку относимся со страхом. Ведь посмотрите, сейчас ве ликая проблема найти дело вых людей с предпринима тельской жилкой, которые бы могли по-настоящему органи зовать дело. — Вернемся к промысло вым проблемам. Слышала, со бираетесь осваивать юго-за- падную часть Тихого океана. — Просто мы учитываем опыт прошлых лет, когда на ши суда практически прекра щали промысел в южно-чи лийском районе и, двигаясь на запад, вдруг обнаруживали большие скопления ставриды. Но это очень далеко. Как из вестно, за морем телушка — полушка, да рубль — пере воз. «Севрыбхолодфлот» на перевозках съест все наши доходы там. Подсчитали: если уж и везти оттуда, так только ценную продукцию — филе. Самое плохое — мы сейчас работаем в полном тумане. Не знаем, какими будут опто вые цены. Если они останутся 4 прежними да если нас лишат валюты, придется промысел в Тихом океане сворачивать и переводить суда поближе к дому. Конечно, наш флот чи сто добывающий, без берего вой инфраструктуры, естест венно, у нас огромные эксп луатационные расходы. И, ка залось бы, самое лучшее пе реходить на автономные рей сы в ближайшие промрайоны. Но сырьевая база там не вы держит мощности пресса на ших «Моонзундов», БАТов, «Алтаев». Не будет соответ ствующих решений — придет ся сворачивать флот. — Траловый флот пример но на треть совсем новый, остальные суда — совсем ста рые. Как быть с ремонтом! — У нас 10 очень новых «Моонзундов», скоро полу чим еще два, 15 СТМов, им около пяти лет, и* 90 судов старые, некоторые доживают свой Бек. Что с ремонтом? Мурман скую судоверфь моряки назы вают судомогильником. Я го ворю, что его причалы — лип кая лента, как встал траулер — навечно, ничем не отде решь. — Сколько их! 20! 30! — Если бы 30, я был бы безмерно счастлив. Их 48. БАТы стоят, «Алтай»... И не по одному году. Беда в том, что судоверфь отчитывается по нормо-часам. Знамена получают, премии, а суда стоят. По оценкам наших специалистов, 30 процентов доходов судоверфи — чистые приписки, столько же — бес полезная работа, лишь 40 про центов — дело. Поэтому на следующий год мы планируем ремонтировать там всего одно судно. Осталь ные — по конверсии на воен ных заводах, кое-что на сво ей плавмастерской — мало тоннажные суда. — А для того чтобы вести ремонт за границей, нужна ва люта. — Нужна. Но, учитывая низ кие цены на нашу рыбу на мировом рынке, зарабатывать ее нелегко. Весь мир ведет промысел у своих берегов, а у нас колоссальные эксплуа тационные расходы. Будем, конечно, выкручиваться. Все, что зарабатывали, мы вклады вали в модернизацию. В этом году уже меньше вложили, пошло больше валюты на оп лату экипажей, например. В будущем главное — поддер жать флот, и если нам не да дут централизованных отчис лений, то и на эксплуатацию не хватит. Опять покатимся вниз, отстанем от мировых технологий, ни о какой мо дернизации речи быть не мо жет. — Госзаказ — стопроцент ный. Валюту почти всю забе р у т дотаций не дадут. Грабеж в государственном масштабе! А как быть с социальными проблемами! — Вот над этой, самой глав ной проблемой сейчас бьются и «Севрыба», и все флоты. Нам же нужно и кормить, и одевать людей, и лечить, и т. д. И для всего нужна рыба. Ведь сейчас формула Маркса «товар — деньги — товар» деформировалась в нашем об ществе. Что такое у нас день ги? Товар — товар — вот что надо. Вот сейчас звонили: пред лагают автомобили, стекло, но взамен рыбмуку. И так всюду и во всем. — Так зачем же соглашать ся на 100-процентный госза каз! — Минрыбхозу надо отра портовать Совмину: принято 100 процентов. А уж потом можно выкручивать руки ру- ^ ководителям. Они, конечно, будут упираться, невыполнимо, мол. Пригрозят им снятием с работы. А уж если подписал, да не выполнил, в министер стве готово «мнение»: «У ме ня там идиот директор, он не справляется с работой. Пора принимать меры». И, пожалуй ста, сняли. Сколько по стране таких примеров! У нас приня то искать не причину, а коз ла отпущения. И тем только усугубляют проблемы. — Георгий Васильевич, еще вопрос: совместные предпри ятия, как вы к ним относи тесь! — Хорошо отношусь. Поль за от них немалая. Это и но вая продукция на внутреннем рынке, и перетягивание со временных технологий, и при быль, и рабочие места. Об этом мы почему-то забыва ем. А ведь если мы будем сворачивать производство, то придется думать о тех, кто от дал флоту немало лет. Им1 нужна будет работа с хоро шим заработком, да и чтобы моральное удовлетворение было. — Так в чем же проблема! — В отсутствии площадей. Наши «согласования» затянут дело на долгие годы. Скажем, для 2000 года документацию надо готовить сегодня. А от куда мы знаем, что будет тогда? А совместные пред приятия надо строить очень быстро, не дай бог просро чить оплату кредита! Замечу: предложений от инофирм очень много. — Итак, Георгий Васильевич, за счет чего собираетесь вы жить в невыживаемых услови ях 91-го года! — Сказать определенно, как мы будем действовать, сложновато. Мы не знаем, что будет через месяц, два... На мой взгляд, должны быть го товы ко всем неожиданно стям. Ведь когда судно идет в Мурманск и попадает в же«^ стокий шторм, вовсе не обя зательно идешь на норд-ост, выбираешь тот курс, чтобы судно не перевернулось, что бы все были целы. — С каким же чувством вы, как начальник флота, вступили в 1991 год! — Начальник должен быть всегда спокоен, трезво рас суждать. Как и капитан. Хоро ший капитан, опытный, всегда сохраняет хладнокровие и стремится выжить, то есть принять самое разумное ре шение. Правда, на судне го ворят, что, мол, капитан — самый бесполезный человек, вахту не несет, ничего не де лает, занимает самую боль шую каюту... — На солнечную сторону. — (Смеется.) На солнечную сторону. Но в экстремальных ситуациях его хладнокровие, опыт, разум спасут всех от беды. РЫБНЫЙМУРМАН I к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz