Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
Человек и стихия шт МЕСТО ГОРЯ И ПОДВИГОВ «13 ЯНВАРЯ В 10 ЧАСОВ УТРА обнаружили перуанскую ры боловную ланчу «Гломар Орландо» с четырьмя моряками на борту, подавазшими сигналы бедствия. Ошвартовали ланчу, от ремонтировали двигатель, пополнили топливом до ближайшего порта и в 12-30 отпустили от борта. Н. ГУЦКАЛОЗ, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко». Вот так лаконично сооб щил о добром поступке эки пажа Николай Иванович. Вдумайтесь: два с полови ной часа — и четверо обре ченных было люден счастли вые поспешили домой. Если бы всегда так! БМРТ «Диксон '> Мурман ского тралового флота рабо тал в СЗА, в районе Фле- мнш Капа. Сигнал бедствия приняли па нем около поло вины шестого утра с тран спорта «Протектор». Через 12 минут траулер полным ходом уже шел к аварийно му судну. В половине седь мого получили с «Протекто ра» сообщение, что экипаж- покидает борт транспорта. «Идем форсированным хо- дом4 Ветер до 25 метров в секунду, снежные заряды, вол на — 8—10 метров», — ради ровал в службу наблюдения за флотом «Севрыбы» капитан- директср «Диксона» В. В. Пу гач. Здесь, в службе наблюде ния за флотом, проанализи ровал! i ситуацию и дали ра диограммы семи экипажам, находящимся относительно близко к месту аварии. с просьбой помочь гибнувшим морякам. К этому времени в районе бедствия ураган сви репствовал вовсю: ветер до стигал 35 метров в секунду. А потом от В. В. Пугача пришла такая радиограмма: «По указанию центра спаса тельных работ в Галифаксе прекратили поиск потерпев ших. Положительных результа тов нет. По информации всех судов, самолетов, участвовав ших в поиске, в районе гибе ли судна только масляные пят на». Как выяснилось позже, это было судно сингапурской компании иод либерийским флагом. Да. море есть .море, сколь пе были бы совершенными в техническом отношении ко рабли человека, в разбуше вавшейся стихни они — пес чинки. Кто знает. почему погибли моряки, просившие о помощи? На сколько ча сов. а может, минут, опоз дал «Диксон»? И кто знает, будь «Диксон» новым трау лером с хорошей скоростью, возможно, исход этой тра гедии был иным. Море. Горько-соленое от слез. Так говорили в стари ну. А сегодня? Разве пере стали литься слезы о тех, кого оно поглотило? Разве стал мягче характер урага нов? Хотя, конечно, техника нынче мощная, и шансов до стойно противостоять стихии у моряков теперь куда боль ше. С «Протектором» распра вился ураган в Северо-За падной Атлантике. А чуть раньше другой ураган в рай оне Ирландии набросился на наше судно — СТМ «Опои» Беломорской базы гое лова. «...Ветер усилился до 30 метров в секунду. Попытка встать носом на волну не уда лась из-за большой парусно сти пустого судна и слабой машины. Приняли решение штормоваться по волне малым ходом. Давление показывало 963 миллибара. Сплошные за ряды, видимость отсутствует. Волны — на уровне портала. Нас несет со скоростью 7—8 узлов в сторону берегов Ир ландии. При попытке изменить курс судно ложится на борт. Крупномасштабной карты Ир ландии нет... Капитан Плюснин». Потом, уже в порту, Аль берт Михайлович скажет, что за 35 лет работы в мо ре он впервые встретился с ураганом такой силы. А мо ряки улыбнутся: — Да. Крутой был шторм. Мы неслись, накренившись, по волне, как чайный кли пер. Тогда им было не до улы бок. Почти двое суток капи тан н штурманы пе уходили с мостика, а механики — из машины. «В результате урагана пол ностью уничтожен настил фальшпалубы, оборваны не сколько люстр, сорваны па лубные контейнеры ПЗМ, печ ка для сжигания мусора, раз рушены кассеты крепления траловых досок... Крен судна достигал 50 градусов... По сообщениям радио Анг лии, Франции, во время урага на у берегов Ирландии 5 ян варя скорость ветра превыша ла 160 километров в час. Име ются значительные разруше ния береговых сооружений. Есть человеческие жертвы. По гиб танкер вместе с экипа жем...» Все это — строчки из ра диограммы А. М. Плюсннна в службу наблюдения за фло том. А что же в службе? Сердцем и разумом мож но представить, что чувство вали в те дни дежурившие в службе бывшие капитаны Э. С. Куракин, В. И. Дубо- вицкий. Они, читая радио граммы капитана СТМ, ле тевшего по волнам малень кого СТМ, видели все зри мо. наяву: содрогающийся, вибрирующий траулер на волне, способной при малей шей неточности людей еди ным махом накрыть судно. Навеки. Как помочь морякам? Что посоветовать? Обычно в ж е стокий шторм рекомендуется идти носом на волну. Здесь и это оказалось невозмож ным. Наверное, и там, в бу шующем море, и в службе мысленно заклинали судовой двигатель: не подведи! Толь ко бы машина выдержала, а уж люди-то потерпят еще не имоверное напряжение сил. Да, была ошибка в про гнозе. чуть было пе обернув шаяся трагедией: обещали ветер 1 7— 20 метров в се кунду, а не вдвое сильней, как оказалось. Ведь знали бы моряки, что впереди их ждет ураган, перестояли бы где-нибудь. Но вот так полу чилось.’ Когда приняли кар ту. «всю в стрелочках», по выражению капитана (ура ган). отвернуть-повериуть бы ло невозможно. Сутки — носом на запад по волнам. II вдруг задуло, завыло, трау лер затрясся , волны начали бросать его, заносить в сто рону. Удержать надо, чтобы не положило... В службе наблюдения пе просто сочувствовали. На пряженно следили, готовые позвать тех, кто сравнитель но неподалеку. Сообщили па «Опои», что ближайшее к нему судно — БМРТ «Ни колай Закоркпн». И Альберт Михайлович, когда ураган" поутих, послал в службу на блюдения радиограмму: «На судне все благополуч но. Переходим на обычный режим. Благодарю за оказан ную помощь». Па этот раз действитель но все закончилось благопо лучно. Как сказали моряки, отделались легким испугом. «За что же благодарил ка питан службу наблюдения?» — спросила я А. М. Плюс- нипа. «З а моральную под держку» , — ответил он. Тем. кто не бывал в море, трудно понять, что значат эти слова. Помню, в первом своем рейсе па переходе сре ди ласковой тишины Эквато риальной Атлантики я вдруг вспомнила: позади, впереди и в обе стороны — тысячи километров воды. И подо мной — не один километр. Вдруг стало страшно, грома да транспорта,- на котором я находилась, показалась та кой эфемерной. И столь за терянной в океане! Зато, уви дев па рейде Панамы наш спасатель «Стахановец», ра да была побежать и обнять пароход, словно родного че ловека. Как не хватает порой мо рякам информации о том. где находится то или иное судно! Но. говорят, такой информацией моряки смогут располагать лет этак через пять. А пока в любой труд ный час вся надежда па ра диосвязь со службой наблю дения за флотом. Наедине с бедой не оставят. Спросила Альберта Ми хайловича, что он чувство вал, стоя на мостике. Отве тил: — Ураганный ветер пря- мо-такп поднимал судно, ук ладывал па правый борт, ^ оно неслось, как п а р у с н и к . * Улыбнулся: — После урагана решили всей командой самую боль шую свечу в церкви поста вить. Да жаль , я некреще ный, в церковь нельзя. Глав ное, все живы. . Второй помощник капита на Юрий Анатольевич Чер нов добавляет: — Улыбаться начали толь ко где-то на третьи сутки-, О чем думал тогда на мостике? Только бы не перевернуть ся. только бы машина не отказала . Но паники не бы ло. Хотя нервы на взводе. И — никого рядом,. надежда только на свой пароход. А он молодец, как ванька- встанька перекатывался, но стоял. Конечно, два дня ни кто не спал... Когда волна стала зали вать радиорубку и вода по шла на мостик, решили с т а в шего мастера добычи Сергей Ковалева провести по палу бе. Для этого привязали его веревкой на мостике и толь ко потом осторожно, с под страховкой, отпустили. Представить только. что несется судно со скоростью 160 километров в час! Ав томобили потише ездят . По тому на «Опоие» подбирали такую скорость, чтобы была поменьше скорости волны. Можно назвать эти двое суток экипажа «Опона» ра ботой. Можно иначе. ...А до берегов Ирлан дии. па которые несся по волнам СТМ. оставалось все го 150 миль. И. БЕРЕЗЮК. СКУПОЙ ПЛАТИТ МИЛЛИОНЫ ...Вряд ли экипаж транс портного рефрижератора «Мотовскпй залив > мог предположить, что принятый на борт груз снабжения для промысловых судов доставит ему столько неприятностей. Первые три недели плавания прошли в обычных хлопотах, в швартовках. перегрузке снабжения и переходах. Сиг нал станции пожарной сиг нализации, дым и искры из вентиляционного отверстия третьего трюма явились пол ной неожиданностью. Пожар удалось ликвидировать ...за 5 суток. Источником его ока зался контейнерный груз для судов объединения «Мурманрыбпром >. Вернее, несовместимое соседство ски пидара и ветоши, которое и создало предпосылку к само возгоранию. Судовладелец — «Севрыб- холодфлот» — понес убыт ки вследствие аварии в 2 миллиона 3 6 0 тысяч рублей. В заключении организации, расследовавшей этот случай, было сказано, что работники отдела материально-техни ческого снабжения ПО «Мур манрыбпром» не знакомы с нормативными документами по перевозке грузов. Институту «Севгипрорыб- флот ■> б ы л о .предложено под готовить Положение о пере возке грузов и снабжения в контейнерах. Спустя два ме сяца такой документ был разработан. Он' предусмот рел организацию контейнер ных перевозок* на Северном бассейне и упорядочил взаи моотношения между рыбо хозяйственными организа циями. Не хотелось бы сгла зить, по вот уже 4 года по добных аварийных случаев во время перевозки опасных грузов па судах флота «Сев- рыбы» не было. • Норматив ный документ оказался ре гулятором обеспечения без опасности плавания. Приведенный пример, можно сказать , частный. К сожалению, мореплавание се годня еще нельзя • назвать безопасным. И это несмотря на то. что за последнюю пя тилетку, если говорить об аварийности, связанной с деятельностью судоводите лей, достигнуто ее снижение почти втрое, убытков — в 10 раз. Тем не менее сам факт наличия таких случаев свидетельствует об имею щихся изъянах в проводи мой па флоте профилактиче ской работе но предупрежде нию аварийности. Получив полную хозяйст венную самостоятельность, на флотах вдруг вспом нили. что деньги счет любят. И делают из этого довольно своеобразный вы вод: пытаются сэкономить на профилактике аварийности. Возьмем для примера уже упоминавшееся объединение «Мурманрыбпром ». Здесь предпринята попытка пре образования службы море плавания в группу специали стов. Сокращен штат морских инспекторов. До сих пор не решен вопрос о фи нансировании разработок, на правленных на предупрежде ние аварийности на флоте. Что это? Новый конструк тивный подход к решению проблемы? На наш взгляд, очередная ошибка. Охрана человечес кой жизни на море становит ся в зависимость от сиюми нутных меркантильных ин тересов. Пусть даже и не сиюминутных, а действи тельно производственных. Сути это не меняет. В слу чае гибели даже одного из судов они вряд ли послужат оправданием авторам нова ции. Ведь флот объединения примерно па 70 процентов состоит из судов с 15-летинм сроком эксплуатации. Каза лось бы, необходимо усилить контроль береговых работни ков за его состоянием. Одна ко предпринятыми действия ми по реорганизации в объ единении «Му рма 11 рыб пром > всю ответственность за воз можные последствия по ста ринке пытаются переложить на плавсостав. Что касается финансиро вания разработок по направ лению «Безопасность море плавания». то давайте срав ним затраты па них и убыт ки флотов от аварийности. Затраты на «Безопасность мореплавания * в тыс. руб. составили: в 1987 г. — 134 А . в 1988 г. — 195,3. в 1989 г . , -----91 .7 . в 1990 г. — 197,0. Общие убытки от а в а рийности в тыс. руб. соста вили: в 1987 г. — 1130 .5 , в 1988 г. — 320 .4 . в 1989 г.- — 1441 ,5 , в 1990 г. — 430 .9 . Приведенная статистика бесспорна. В те годы, когда делались попытки экономить на разработках по «Безопас ности мореплавания», убыт ки флотов за счет ошибоч ных действий судоводителей значительно возрастали. Иными словами, вступало в действие известное прави ло: скупой платит дважды. В результате экономия обо рачивалась многократно про грессирующими затратами. Правда, на этот счет бытует мнение: «хозяин-барии*. Но и в этом случае экономить па охране человеческой жиз ни на море — безнравствен но. П непозволительно. в. миколюк,^ инженер института «С ев -* гилрорыбфлот». 25 января 1891 года РЫБНЫЙМУРМАН к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz