Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

Человек и стихия шт МЕСТО ГОРЯ И ПОДВИГОВ «13 ЯНВАРЯ В 10 ЧАСОВ УТРА обнаружили перуанскую ры­ боловную ланчу «Гломар Орландо» с четырьмя моряками на борту, подавазшими сигналы бедствия. Ошвартовали ланчу, от­ ремонтировали двигатель, пополнили топливом до ближайшего порта и в 12-30 отпустили от борта. Н. ГУЦКАЛОЗ, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко». Вот так лаконично сооб­ щил о добром поступке эки­ пажа Николай Иванович. Вдумайтесь: два с полови­ ной часа — и четверо обре­ ченных было люден счастли­ вые поспешили домой. Если бы всегда так! БМРТ «Диксон '> Мурман­ ского тралового флота рабо­ тал в СЗА, в районе Фле- мнш Капа. Сигнал бедствия приняли па нем около поло­ вины шестого утра с тран­ спорта «Протектор». Через 12 минут траулер полным ходом уже шел к аварийно­ му судну. В половине седь­ мого получили с «Протекто­ ра» сообщение, что экипаж- покидает борт транспорта. «Идем форсированным хо- дом4 Ветер до 25 метров в секунду, снежные заряды, вол­ на — 8—10 метров», — ради­ ровал в службу наблюдения за флотом «Севрыбы» капитан- директср «Диксона» В. В. Пу­ гач. Здесь, в службе наблюде­ ния за флотом, проанализи­ ровал! i ситуацию и дали ра­ диограммы семи экипажам, находящимся относительно близко к месту аварии. с просьбой помочь гибнувшим морякам. К этому времени в районе бедствия ураган сви­ репствовал вовсю: ветер до­ стигал 35 метров в секунду. А потом от В. В. Пугача пришла такая радиограмма: «По указанию центра спаса­ тельных работ в Галифаксе прекратили поиск потерпев­ ших. Положительных результа­ тов нет. По информации всех судов, самолетов, участвовав­ ших в поиске, в районе гибе­ ли судна только масляные пят­ на». Как выяснилось позже, это было судно сингапурской компании иод либерийским флагом. Да. море есть .море, сколь пе были бы совершенными в техническом отношении ко­ рабли человека, в разбуше­ вавшейся стихни они — пес­ чинки. Кто знает. почему погибли моряки, просившие о помощи? На сколько ча ­ сов. а может, минут, опоз­ дал «Диксон»? И кто знает, будь «Диксон» новым трау­ лером с хорошей скоростью, возможно, исход этой тра ­ гедии был иным. Море. Горько-соленое от слез. Так говорили в стари­ ну. А сегодня? Разве пере­ стали литься слезы о тех, кого оно поглотило? Разве стал мягче характер урага­ нов? Хотя, конечно, техника нынче мощная, и шансов до­ стойно противостоять стихии у моряков теперь куда боль­ ше. С «Протектором» распра­ вился ураган в Северо-За­ падной Атлантике. А чуть раньше другой ураган в рай­ оне Ирландии набросился на наше судно — СТМ «Опои» Беломорской базы гое лова. «...Ветер усилился до 30 метров в секунду. Попытка встать носом на волну не уда­ лась из-за большой парусно­ сти пустого судна и слабой машины. Приняли решение штормоваться по волне малым ходом. Давление показывало 963 миллибара. Сплошные за­ ряды, видимость отсутствует. Волны — на уровне портала. Нас несет со скоростью 7—8 узлов в сторону берегов Ир­ ландии. При попытке изменить курс судно ложится на борт. Крупномасштабной карты Ир­ ландии нет... Капитан Плюснин». Потом, уже в порту, Аль ­ берт Михайлович скажет, что за 35 лет работы в мо­ ре он впервые встретился с ураганом такой силы. А мо­ ряки улыбнутся: — Да. Крутой был шторм. Мы неслись, накренившись, по волне, как чайный кли­ пер. Тогда им было не до улы ­ бок. Почти двое суток капи­ тан н штурманы пе уходили с мостика, а механики — из машины. «В результате урагана пол­ ностью уничтожен настил фальшпалубы, оборваны не­ сколько люстр, сорваны па­ лубные контейнеры ПЗМ, печ­ ка для сжигания мусора, раз­ рушены кассеты крепления траловых досок... Крен судна достигал 50 градусов... По сообщениям радио Анг­ лии, Франции, во время урага­ на у берегов Ирландии 5 ян­ варя скорость ветра превыша­ ла 160 километров в час. Име­ ются значительные разруше­ ния береговых сооружений. Есть человеческие жертвы. По­ гиб танкер вместе с экипа­ жем...» Все это — строчки из ра­ диограммы А. М. Плюсннна в службу наблюдения за фло ­ том. А что же в службе? Сердцем и разумом мож­ но представить, что чувство­ вали в те дни дежурившие в службе бывшие капитаны Э. С. Куракин, В. И. Дубо- вицкий. Они, читая радио­ граммы капитана СТМ, ле ­ тевшего по волнам малень­ кого СТМ, видели все зри­ мо. наяву: содрогающийся, вибрирующий траулер на волне, способной при малей­ шей неточности людей еди­ ным махом накрыть судно. Навеки. Как помочь морякам? Что посоветовать? Обычно в ж е ­ стокий шторм рекомендуется идти носом на волну. Здесь и это оказалось невозмож­ ным. Наверное, и там, в бу­ шующем море, и в службе мысленно заклинали судовой двигатель: не подведи! Толь­ ко бы машина выдержала, а уж люди-то потерпят еще не­ имоверное напряжение сил. Да, была ошибка в про­ гнозе. чуть было пе обернув­ шаяся трагедией: обещали ветер 1 7— 20 метров в се­ кунду, а не вдвое сильней, как оказалось. Ведь знали бы моряки, что впереди их ждет ураган, перестояли бы где-нибудь. Но вот так полу­ чилось.’ Когда приняли кар ­ ту. «всю в стрелочках», по выражению капитана (ура ­ ган). отвернуть-повериуть бы­ ло невозможно. Сутки — носом на запад по волнам. II вдруг задуло, завыло, трау ­ лер затрясся , волны начали бросать его, заносить в сто­ рону. Удержать надо, чтобы не положило... В службе наблюдения пе просто сочувствовали. На­ пряженно следили, готовые позвать тех, кто сравнитель­ но неподалеку. Сообщили па «Опои», что ближайшее к нему судно — БМРТ «Ни­ колай Закоркпн». И Альберт Михайлович, когда ураган" поутих, послал в службу на­ блюдения радиограмму: «На судне все благополуч­ но. Переходим на обычный режим. Благодарю за оказан­ ную помощь». Па этот раз действитель­ но все закончилось благопо­ лучно. Как сказали моряки, отделались легким испугом. «За что же благодарил ка ­ питан службу наблюдения?» — спросила я А. М. Плюс- нипа. «З а моральную под­ держку» , — ответил он. Тем. кто не бывал в море, трудно понять, что значат эти слова. Помню, в первом своем рейсе па переходе сре ­ ди ласковой тишины Эквато­ риальной Атлантики я вдруг вспомнила: позади, впереди и в обе стороны — тысячи километров воды. И подо мной — не один километр. Вдруг стало страшно, грома­ да транспорта,- на котором я находилась, показалась та ­ кой эфемерной. И столь за ­ терянной в океане! Зато, уви­ дев па рейде Панамы наш спасатель «Стахановец», ра ­ да была побежать и обнять пароход, словно родного че­ ловека. Как не хватает порой мо­ рякам информации о том. где находится то или иное судно! Но. говорят, такой информацией моряки смогут располагать лет этак через пять. А пока в любой труд­ ный час вся надежда па ра­ диосвязь со службой наблю­ дения за флотом. Наедине с бедой не оставят. Спросила Альберта Ми­ хайловича, что он чувство­ вал, стоя на мостике. Отве­ тил: — Ураганный ветер пря- мо-такп поднимал судно, ук ­ ладывал па правый борт, ^ оно неслось, как п а р у с н и к . * Улыбнулся: — После урагана решили всей командой самую боль­ шую свечу в церкви поста­ вить. Да жаль , я некреще­ ный, в церковь нельзя. Глав­ ное, все живы. . Второй помощник капита­ на Юрий Анатольевич Чер ­ нов добавляет: — Улыбаться начали толь­ ко где-то на третьи сутки-, О чем думал тогда на мостике? Только бы не перевернуть­ ся. только бы машина не отказала . Но паники не бы­ ло. Хотя нервы на взводе. И — никого рядом,. надежда только на свой пароход. А он молодец, как ванька- встанька перекатывался, но стоял. Конечно, два дня ни­ кто не спал... Когда волна стала зали­ вать радиорубку и вода по­ шла на мостик, решили с т а в ­ шего мастера добычи Сергей Ковалева провести по палу­ бе. Для этого привязали его веревкой на мостике и толь­ ко потом осторожно, с под­ страховкой, отпустили. Представить только. что несется судно со скоростью 160 километров в час! Ав­ томобили потише ездят . По­ тому на «Опоие» подбирали такую скорость, чтобы была поменьше скорости волны. Можно назвать эти двое суток экипажа «Опона» ра­ ботой. Можно иначе. ...А до берегов Ирлан­ дии. па которые несся по волнам СТМ. оставалось все­ го 150 миль. И. БЕРЕЗЮК. СКУПОЙ ПЛАТИТ МИЛЛИОНЫ ...Вряд ли экипаж транс­ портного рефрижератора «Мотовскпй залив > мог предположить, что принятый на борт груз снабжения для промысловых судов доставит ему столько неприятностей. Первые три недели плавания прошли в обычных хлопотах, в швартовках. перегрузке снабжения и переходах. Сиг­ нал станции пожарной сиг­ нализации, дым и искры из вентиляционного отверстия третьего трюма явились пол­ ной неожиданностью. Пожар удалось ликвидировать ...за 5 суток. Источником его ока­ зался контейнерный груз для судов объединения «Мурманрыбпром >. Вернее, несовместимое соседство ски­ пидара и ветоши, которое и создало предпосылку к само­ возгоранию. Судовладелец — «Севрыб- холодфлот» — понес убыт­ ки вследствие аварии в 2 миллиона 3 6 0 тысяч рублей. В заключении организации, расследовавшей этот случай, было сказано, что работники отдела материально-техни­ ческого снабжения ПО «Мур­ манрыбпром» не знакомы с нормативными документами по перевозке грузов. Институту «Севгипрорыб- флот ■> б ы л о .предложено под­ готовить Положение о пере­ возке грузов и снабжения в контейнерах. Спустя два ме ­ сяца такой документ был разработан. Он' предусмот­ рел организацию контейнер­ ных перевозок* на Северном бассейне и упорядочил взаи­ моотношения между рыбо­ хозяйственными организа­ циями. Не хотелось бы сгла­ зить, по вот уже 4 года по­ добных аварийных случаев во время перевозки опасных грузов па судах флота «Сев- рыбы» не было. • Норматив­ ный документ оказался ре­ гулятором обеспечения без­ опасности плавания. Приведенный пример, можно сказать , частный. К сожалению, мореплавание се ­ годня еще нельзя • назвать безопасным. И это несмотря на то. что за последнюю пя­ тилетку, если говорить об аварийности, связанной с деятельностью судоводите­ лей, достигнуто ее снижение почти втрое, убытков — в 10 раз. Тем не менее сам факт наличия таких случаев свидетельствует об имею­ щихся изъянах в проводи­ мой па флоте профилактиче­ ской работе но предупрежде­ нию аварийности. Получив полную хозяйст­ венную самостоятельность, на флотах вдруг вспом­ нили. что деньги счет любят. И делают из этого довольно своеобразный вы­ вод: пытаются сэкономить на профилактике аварийности. Возьмем для примера уже упоминавшееся объединение «Мурманрыбпром ». Здесь предпринята попытка пре­ образования службы море­ плавания в группу специали­ стов. Сокращен штат морских инспекторов. До сих пор не решен вопрос о фи­ нансировании разработок, на­ правленных на предупрежде­ ние аварийности на флоте. Что это? Новый конструк­ тивный подход к решению проблемы? На наш взгляд, очередная ошибка. Охрана человечес­ кой жизни на море становит­ ся в зависимость от сиюми­ нутных меркантильных ин­ тересов. Пусть даже и не сиюминутных, а действи­ тельно производственных. Сути это не меняет. В слу­ чае гибели даже одного из судов они вряд ли послужат оправданием авторам нова­ ции. Ведь флот объединения примерно па 70 процентов состоит из судов с 15-летинм сроком эксплуатации. Каза ­ лось бы, необходимо усилить контроль береговых работни­ ков за его состоянием. Одна­ ко предпринятыми действия­ ми по реорганизации в объ­ единении «Му рма 11 рыб пром > всю ответственность за воз­ можные последствия по ста­ ринке пытаются переложить на плавсостав. Что касается финансиро­ вания разработок по направ­ лению «Безопасность море­ плавания». то давайте срав ­ ним затраты па них и убыт­ ки флотов от аварийности. Затраты на «Безопасность мореплавания * в тыс. руб. составили: в 1987 г. — 134 А . в 1988 г. — 195,3. в 1989 г . , -----91 .7 . в 1990 г. — 197,0. Общие убытки от а в а ­ рийности в тыс. руб. соста­ вили: в 1987 г. — 1130 .5 , в 1988 г. — 320 .4 . в 1989 г.- — 1441 ,5 , в 1990 г. — 430 .9 . Приведенная статистика бесспорна. В те годы, когда делались попытки экономить на разработках по «Безопас ­ ности мореплавания», убыт­ ки флотов за счет ошибоч­ ных действий судоводителей значительно возрастали. Иными словами, вступало в действие известное прави­ ло: скупой платит дважды. В результате экономия обо­ рачивалась многократно про­ грессирующими затратами. Правда, на этот счет бытует мнение: «хозяин-барии*. Но и в этом случае экономить па охране человеческой жиз ­ ни на море — безнравствен­ но. П непозволительно. в. миколюк,^ инженер института «С ев -* гилрорыбфлот». 25 января 1891 года РЫБНЫЙМУРМАН к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz