Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
МОЛИТВА ПРАЗДНИКА В день Твоего кре щения в Иордане, Господи, мы покло няемся святой Трои це — в этот день Те бя указал голос О т ца, называя Тебя Возлюбленным Сы ном, и Дух Святой сошел на Тебя в ви де голубя, подтвер ждая слова Бога-От- ца. Слава Тебе, Хри сте Боже, пришед ший в мир и про светивший его. По - церковносла вянски, в церкви, эта молитва читается так: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение; родителев бо глас свидетельствова ш е Тебе, возлюбленно го тя Сына именуя, и Дух в виде голуби- не — извествоваше словесе утвержде ние: явлейся Христе Боже и мир просве- щей. Слава Тебе». у ПРЕСВЯТОЙ девы Марии ^ была родственница Ели- сазета, жена священника За харии. Она жила недалеко от Иерусалима. И она, и муж ее вели праведную жизнь, дожи ли до глубокой старости, а детей все у них не было. И вот когда они потеряли уже всякую надежду иметь дитя, однажды, когда Захария совершал богослужение в хра ме, ему явился ангел и сказал, что у него родится сын, которого надо назвать Иоанн, и что этот сын будет проповедовать о скором при ходе на землю Спасителя Христа. Предсказание ангела сбылось. У Елисаветы родился сын, которого и назвали Ио анном. Еще будучи молодым, Иоанн ушел жить в пустыню. Он одевался, как дрезние проро ки — в одежды, сделанные из грубой верблюжьей шер сти, питался только медом ди ких пчел и корнями растений. Так он готовился к своему служению. О нем узнали окре стные жители и стали прихо дить посмотреть на него и по слушать его слова. Иоанн го- Крестителем, учил праведной жизни. Многие думали, что Иоанн и есть Христос, но Ио анн говорил, что он только го товит людей к принятию Хри ста и что Христос живет сре ди народа, но Его еще никто ПОКАЙТЕСЬ! ворил: «Покайтесь з грехах своих — приблизилось царст во небесное, готовьтесь при нять Спасителя. Он идет за мной. Креститесь в знак пока яния: я крещу вас водой, а Он будет крестить Духом Свя тым. Многие каялись и крес тились в реке Иордане. Ио анн, которого стали называть не знает. Поэтому Иоанн Кре ститель называется еще Пред течей. •Иисус Христос пришел так же на Иордан и слушал слова Иоанна. Увидев Его, Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, ко торый берет на себя грехи мира». Иисус, которому в это время было около 30 лет, про сил Иоанна крестить Его. Ио анн, зная, что Иисус Христос безгрешен, отказывался и го ворил: — Я должен креститься у Тебя. Но Иисус ответил: — Мы должны исполнить пропо веданную тобою правду Бо- жию. И когда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан, открылось небо и Святой Дух в виде голубя сошел на Иису са Христа. С неба же слышен был голос Бога-Отца: «Он Сын Мой возлюблен ный, в котором Мое благово ление». Крещение Господа Иисуса Христа показало миру Святую Троицу: Бог-Отец с неба ска зал о Сыне Своем, крестив шемся в Иордане, — Дух Свя той явился в виде голубя. По- этому-то и наш праздник кре щения Господня (6-го, а по но вому стилю 19 января) на зывается днем БОГОЯВЛЕНИЯ. БОГ ЕСТЬ... Вот что рассказывают о святом евангелисте Иоанне, о том, кото рый написал: « Бог есть любовь... Если человек говорит мне, что любит Бога, которого не видит, но не любит брата своего, кото рого видит, то такой человек про сто лжец». Рассказывают, что уже на склоне своей долгой жизни Иоанн сидел в кругу своих моло дых учеников, собравшихся у его ног. И вот, как повествует преда ние, один из его учеников воск ликнул с недовольством: «Иоанч, ты всегда говоришь о любви, о любви Бога к нам и нашей люб ви друг к другу. Почему ты не расскажешь нам о чем-нибудь ином? Почему ты не расскажешь нам о чем-нибудь еще, кроме любви?» Учитель, который, когда сам был молод, склонял голову на грудь Бога, ставшего Челове ком, сказал в ответ: «Потому что больше ничего нет — только лю бовь... любовь... любовь...» Это длинная и трудная дорога, это жертвенный алтарь, это то, за что приходится вносить ог ромную плату — умение забыть о самом себе, это то, что никог да не ищет своего. М ОЖЕТ БЫТЬ, кто-нибудь скажет: и хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух ты сяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедовал Свое всесвятое учение? Достигнуть того, чтобы быть нам постоянно со Христом, не- поестанно слышать сладчай ший глас Его; питаться живо творным учением Его — очень удобно: Господь Иисус Хрис тос и доселе пребывает с на ми. Он пребывает с нами во святом Евангелии Своем, пре бывает с нами при посредст ве святых церковных таинств, пребывает вездесущим Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличеству ет пребывать неограниченно му, всесовершенному Богу. Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуп лением на веки, должны на чать это святое дело с тща тельнейшего изучения слова Божия, должны начать с изу- 'чения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которо го говорит и действует Хрис тос. Слова Евангелия — «Дух н е д л я Г О Р Д Ы Х суть и жизот суть». Они плот ского человека претворяют в духовного и душ/, умерщвлен ную грехом и житейскою су етностью, оживотворяют. Они «Дух суть и живот суть» — остерегись великое слово Ду ха объяснять твоим разумом, пресмыкающимся на земле; остерегись слово, преиспол ненное страшной Божествен ной силы, объяснять так, ка ким оно легко может предста виться мертвой душой твоей, мертвому сердцу твоему. Сло во, произнесенное Святым Ду хом, и объясняется только од ним Святым Духом. Желающие приступить к Гос поду, чтобы услышать Его Бо жественное учение, Им ожи- твориться и спастись, присту пите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом, как пред стоят пред Ним Его светлые ангелы, Его Херувимы и Се рафимы. Вашим смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возгла- голет к вам Господь из свя того Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Сво им, а святые Отцы, истолко вавшие святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точ ному и непогрешительному разумению святого Евангелия. Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Хри сту, без должного благогове ния, с дерзостью и самонаде янностью. Господь приемлет одних смиренных, преиспол ненных сознания своей гре ховности и ничтожества, пре исполненных покаяния, от гордых отвращается. Братия, будем благоговей ными и деятельными слышате- лями Слова Божия! Окажем •повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святого Евангелия о всесзятом Своем Слове: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте». Того послушаем! Того послушаем! и благоволе ние Отца Небесного почиет над нами во веки веков. Аминь. Епископ ИГНАТИИ (БРЯНЧАНИНОВ). КРЕЩЕНИЕ Иисус Христос велел апо столам своим идти по всей земле , говорить всем о се бе как о Спасителе мира и крестить всех людей: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА» — крес тить через погружение в во- ДУ- И все. кто начинал верить в Бога, получали такое кре щение от апостолов. А по том все родители христиане стали крестить своих ма леньких детей, чтобы все дети с первых же дней своей жизни принадлежали бы Царствию Божию. Во время таинства креще ния совершается очень таин ственное и страшное собы тие. Тот человек, который принимает крещение, должен отречься от сатаны, от бли зости к днаволу, от всякого зла. Священник спрашивает сто: «Отрицаешься ли сата ны. и всех дел его. и всех ангелов его и всякого служе ния ему и всей гордыни его?» И тогда тот. кто полу чает крещение, должен три раза сказать: «Да. отрица юсь >. Отрекшись же от сатаны, он обещает служить одному только Христу и в Него од ного веровать. И только после этого он может принять крещение во имя Господа, в которого должен веровать как Христа и Бога. Поэтому и поют при крещении: «Кто во Христа крестился , тот во Христа и од е л с я •>, т. е. сам стал похо жим на Христа. Крещая младенца, священ ник три раза погружает его в воду, произнося слова: «Крещается младенец (назы вает его имя) во имя Отца н Сына и Святого Духа» . Обе щание служить Христу за младенца дают его крестный отец и крестная мать. водосвятие Мы хотим всегда окружать себя святы ми предметами. Так. прежде всего мы лю бим иконы и вешаем их в своих комнатах и молимся перед ними. Мы хотим и все другие предметы, нас окружающие, освя щать, например, дом. в котором мы жи вем. наши поля. луга, нашу пищу и многое другое. Одним словом, мы хотим, чтобы все кру гом нас было благословенно от Бога, тогда нам спокойнее и лучше жить. В день Крещения Господа наша Церковь •дает Божие благословение на воду и совер шает благословение воды. II этой святой водой потом уже можно освящать другие предметы, «Сегодня освящаются воды. — говорит одна церковная молитва праздника Креще ния, — разделяется Иордаи, и струи своих вод возвращает назад, видя Господа креща- ющимся». В эти дин, 18 и 19 января , два раза совершается освящение воды. Первый раз, в сочельник праздника, т. е. накануне Кре щения. Священник совершает освящение воды в церкви. Мы все разбираем эту освя щенную воду по домам и храним ее около святых икон и употребляем ее в случае болезни или когда надо освятить что-либо. На другой день, в день самого праздни ка. по всей России, во всех ее городах, го родках и селах, всегда совершался торже ственный крестный ход из главной церкви па реку, чтобы освятить там воду. Место освящения воды на реке мы называем «Иордан*. В это время года в России все гда страшные морозы, которые так и по лучили название крещенских .морозов. Р е ки замерзают и покрываются толстым льдом. Приходится в реке прорубать от верстие. чтобы добраться до воды. Отвер стие это делаюг большей частью в виде креста. Сюда, к этому месту, приходил крестный ход. и тут совершали освящение воды. Некоторые же бросались потом в про рубь. чтобы окунуться в этой ледяной, освя щенной воде и омыть свои грехи крещен ской водой. «€■ л Праздничная литургия в Мурманске. Фото В. КОРЕЦ КОГО. Пресс-служба «Кириллица* {тел. 1-95-86) Братства св. Кирилла и Мефодия с благословения преосвященного Пантелеймона епис копа Архангельского и Мурманского. 10 января 191 года 14 рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz