Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ РСФСР предложила для * * обсуждения проект нового Осйовного Закона федера ции. Теперь от нас, рядовых граждан, зависит, каким он будет, — по-прежнему слащаво-декларативным, провозглашающим права и свободы на бумаге и ничего не дающим на деле, или все-таки крепким фундаментом правового государства, с гаран тией социальной защиты для всех и для каждого. Полемика началась. Одни наотрез отвергают предложенный документ. Другие, взахлеб восторгаясь, принимают его безого ворочно. Но в данном случае как нельзя, пожалуй, кстати имен но золотая середина, т. е. наши с вами конструктивные заме чания и поправки. Итак, прислушаемся, взвесим, оценим, изменим, дополним. Общественное мнение В ноябре социологическая группа ОН КП РСФСР прове ла в Мурманске опрос «Ваше мнение о будущей Конститу ции России?» И вот как распределились .в процентном отно шении 685 ответов на некоторые вопросы: — сохранить старое название РСФС Р — 38% ; — назвать «Российская Федерация» — 42% (указаны самые большие цифры). А вот отношение к государственному гербу и флагу: со хранить в нынешнем виде — 46 ; установить новую символи ку — 27 ; вернуться к символике дореволюционной России - 26%: На вопрос «Какие из следующих принципов следует з а крепить в Конституции?» опрашиваемые ответили таким об разом: Укрепление Союза ССР . Право наций и народов России на са моопределение .................................................... Приоритет прав и интересов личности над правами и интересами государст ва ............................................ ........ Усиление личной власти главы госу дарства . . . . . . . . О тветственность государства за обес печение населения продовольствием, товарами народного потребления, ж и л ь е м ...................................................................... Свобода частного предпринимательст ва . . . . . . • • Право граждан, в т. ч. военнослужа щих и работников правоохранительных органов, состоять в политической пар тии ............................................................. Продажа предприятий и земли в част ные р у к и .............................................................. Рабочий контроль в сфере производст ва и распределения . . . . . да нет затрудн. ответить 53 16 26 79 3 13 47 24 29 23 59 27 86 3 11 56 20 24 49 25 26 50 26 24 63 15 22 Мнение читателей Шанс для России Уважаемая редакция! Обра щаемся в вашу газету. Поче му? Да потому лишь, что она независимая. Вот что поражает нас. В газете «Полярная правда» 11 декабря 1990 года в рубрике «Северяне — о проекте Кон ституции РСФСР» напечатана заметка «Мы — против», под писанная «двухтысячный кол лектив автоколонны М 1118». Это — ложь. Мы, а нас дейст вительно немало — кроме всей автоколонны есть еще автоот ряды № 1, 2, 3, 4, 5, — не зна ем, кто за нашей спиной зани мается грязными делами. В чем суть этой статьи? В том, что мы, оказывается, «про тив». Нумаем, кто-то умышленно призывает от имени трудового ко. 7лектива автоколонны „ "~Ai* 1118 отказаться от приня тия Конституции РСФСР. Мы возмущены этим и всем, что написано в этой заметке от нашего имени. Мы как раз — «за»! Обеими руками! Мы одобряем и под держиваем проект Конститу ции РСФСР. Мы доверяем компетентности Конституци онной комиссии. Хотим видеть Россию свободной, высокораз витой. Не желаем нищими быть, каковыми являемся сей час. Предложенная Конституция — это шанс для России. II когда придет время референду ма, мы постараемся убедить в этом большее количество лю дей. Честные люди будут за эту Конституцию. «Двухтысяч ный коллектив автоколонны Аг 1118» и сам знает, что под держивать, а что нет. У нас руки работящие, и нам нечего бояться этой Конституции, ко торая раскроет большие воз можности для честного труда и жизни. С уважением — шоферы ИВАНОВ, ШМЕЛЕВ, ДУБИН. * * * Убедительно просим напеча тать это письмо в вашей неза висимой газете, которой мы верим и которую считаем то же своей. Рис. В. Тарасенко. Конституция России: какой ей быть? Мнения народных депутатов Не годится! Н [А МОП ВЗГЛЯД , про ект Конституции не приемлем в целом. Слиш ком явно просматривается его политико-идеологическая направленность и социаль ная ориентированность на определенные круги нашего общества, которые фактиче ски выступают за подмену одной формации другой. В проекте Основного З а кона ни разу не употребля ются термины «советский», «Советы», «социализм», «со циалистический», и нашу республику впредь предла гается именовать просто Российской Федерацией. Документ несет разруше ние не только союзной госу дарственности, по и государ ственности России, унасле дованной после Октября 1917 года. Когда Конституционная норма (ст. 1.10 первого р а з дела) в основе своей содер жит правило, согласно кото рому республика оставляет за собой «право контроля» за содружеством по делеги рованным правам, то это означает, что она вообще ничего н никому не делеги рует. поскольку контрольные функции исключают созда ние общих для содружества органов власти и управле ния. Знакомство с главой «Ком не те Iщи я Российской Федерации» приводит к* вы воду, что проект начисто ис ключает наличие общесоюз ных органов власти и управ ления, слова же о том, что ^РФ «может» входить в ка кое-либо содружество суве ренных государств, примени тельно к будущности СССР, ни к чему не обязывают. Может входить, а может и не входить. Изучение разделов проек та, которые касаются феде ративного устройства, толка ет на мысль, что они в з а вуалированной форме вос производят административно- территориальное • деление, принятое в США. Но есть и разница, так* как будущий президент РФ по проекту должен иметь своих «пред ставителей •> (наместников, губернаторов; префектов) в национально - территориаль ных и региональных обра зованиях, право назначать и смещать которых будет при надлежать ему одному. Поскольку в проекте ни чего не говорится о полно мочиях вышеназванных «представителей», можно предположить, что их функ ции будут определены в спецзаконе, с помощью ко торого органы власти и уп равления национально-тер риториальных и региональ ных образований могут ока заться под полным контро лем «президентских намест ников». Проект ориентирован не просто на установление силь ной президентской власти, он ориентирован на установ ление режима личной вла сти. Объем полномочий та ков, что президентское прав ление превращается в прав ление одного человека. Ведь президент, согласно проекту, по праву Верховного глав нокомандующего Вооружен ными Силами РФ единолич но назначает и смещает выс шее командование ВС (даже президент США не пользу ется таким правом, посколь ку обязан получить согласие конгресса), вводит чрезвы чайное положение, отдает распоряжение о всеобщей мобилизации, приведении ВС в состояние повышенной го товности, о начале военных действий, в случае нападе ния па Федерацию и т. п. В проект включен тезис о том. что основные принци пы Конституции не могут быть отменены. Тем самым авторы пытаются заложить в Основной Закон норму, ко торая призвана увековечить представления определен ных сил о нашем обществен ном устройстве. Да к тому же проект за конодательно закрепляет раскол общесоюзных ВС па национальные армии... В. БЕСКОРОВАЙНЫЙ, депутат областного Сове та. Предлагаем конкретно П РЕЗИДИУМ Оленегорско- **го городского Совета на родных депутатов организо вал обсуждение проекта Кон ституции Российской Феде рации, разработанного рабо чей группой и группой экспер- тоз Конституционной комис сии Верховного Совета РСФСР под руководством О. Г. Ру мянцева. По многим положениям мнения участников собрания разделились и поэтому при вожу все основные высказан ные замечания. В ст. 1.9, 1.10, 1.11 поверх ностно отражены отношения с республиками, входящими в состав Федерации. Необходи мо внести положения о тер риториальном договоре меж ду субъектами РСФСР, пре дусмотреть интересы других республик. Гл. 5.2 — принять надо пер вый вариант. Высшим орга ном государственной власти должен быть Парламент Рос сийской Федерации, а Прези дент — глава исполнительной власти. Система выборов ор ганов государственной власти — только мажоритарная. Гл. 5.2 и 5.7 — нет ясности с высшими судебными органа ми. Не разделена компетен ция Конституционного и Вер ховного судов, других судеб ных органов. Лучше укрепить существующие суды, оснастить их, увеличить штаты судей. Надо детально регламентиро вать и полномочия Чрезвы чайных судов. Ст. 2.3.1. противоречит ст. 1.2 п. 3. Если в первой за креплено право человека на жизнь и смертная казнь пре дусмотрена по решению суда присяжных в качестве исклю чительной меры за преступ ления против личности, то во второй — разрешается само управство при посягательстве на правовое государство и конституционный строй. Далее. Не совсем ясно, пла тным ли будет медицинское обслуживание? Ст. 2.4.11. про возглашает бесплатное основ ное образование. Необходимо конкретизировать понятие «основное образование», уточ нить — платное ли высшее и среднее? Ст. 2.5.7. Считаем, необходи мо возмещать ущерб, причи ненный не только незаконны ми, но и ошибочными дейст виями государственных орга нов. Однако текст Конституции при существенной доработке может быть принят за рабо чую основу. Это Конституция нового типа — Конституция суверенного, демократиче ского государства, в котором признается верховенство За конов этого государства, про возглашены реальные гаран тии защиты прав человека и отсутствует какая-либо идео логия. Такая Конституция по может России подняться до уровня развитых стран. Но чтобы высказать оконча тельное мнение о проекте, нам надо определиться — при каком строе мы хотим жить — буржуазном или социали стическом, в составе Союза ССР или независимой респуб лики. Эта Конституция — на наш взгляд, буржуазная. А. КУТИН, председатель Оленегор ского городского Совета. Необходимое послесловие О ОДНОМ из •редакцион- * * ных писем дозелось прочитать: проект новой Кон ституции — прямой путь к гражданской войне. Согласитесь, читатель, есть повод для серьезных размыш лений. Сторона, отрицающая пред ложенный нашему вниманию документ, недовольна, что из Основного Закона исчезли термины «советский» «социа листический». Дескать, с та кими установками мы обрече ны на реставрацию буржуаз ного общества. Сторона же одобряющая, как правило, мотивирует лишь тем , что «социализм в нашей с тр а не не удался», довольно, мол, с нас экспериментов, даешь революцию. Конечно, такая конфронта ция ничего доброго не сулит. Мы уже были непримиримыми. Может, настало время переми рий? Может, пора прислушать ся друг к другу? Если одни от стаивают «наши завоевания», — видимо, есть в этом какой- то резон. Если другие жаждут нового пути — значит, имеют ся у них на то основания. Социализм... Капитализм ... Почему мы так уцепились за эти «измы». В социалистичес кой Албании живут куда хуже, чем в капиталистической , с к а жем, Германии. А в такой кап стране , как Боливия, уровень жизни значительно ниже, чем в бывшей социалистической ГДР. Дело, мне кажется, не в названиях общественно-полити РЫБНЫЙMVPMAH ческих формаций (к какому ряду причислить, например, Швецию, управляемую социал- демократами, никогда не от рицавшими частную собствен ность?). Дело в тех социаль ных гарантиях, которые мо жет, по Конституции, обеспе чить любому и каждому из нас государство. Не уверен, что нам нужны новые революции, какими бы их ни называли. Революции всегда искусственны. Естест венна только эволюция. По тому я — против всяких «из- мов». Я — за здравый смысл. С. МИРОНОВ, зав. отделом обществен ных организаций «РМ». 4 января 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz