Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
Гсд 1991-й-год 150-тия со дня гибели М. Ю. Лермонтова BV0CTOPA г у С А Р О В А Лермонтовская тема в искусстве экслибриса Г А Л Е Р Е Я КНИЖНЫХ ■ ЗНАКОВ — экслибри сов — па тему произведении М. Ю. Лермонтова интерес на и разнообразна ио своему замыслу,- содержанию и ха рактеру. Но основным эл е ментом изобразительного я зы к а экслибрисов Лермон това является портрет само го Михаила Юрьевича. Его отличает одно важное до стоинство: он более других сходен с оригиналом. Известный литературовед Ираклий Андроников в своем взволнованном вступитель ном слове к «Лермонтовской энциклопедии» писал: «Че рез всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, неж ного. властного, скромного, смелого, благородного, язви тельного, мечтательного, на смешливого, застенчивого, наделенного могучими стра стями и волей и проница тельным беспощадным умом». Таким мы и видим Л ер монтова на книжных знаках. Художник-график Р . С. Бед- росов из г. Еревана в 1953 году выполнил в гравюре па дереве экслибрис дл я ле нинградца В. А. Внлинбахо- ва, известного обладателя крупнейшего собрания книж ных знаков в нашей стране. На его рисунке — фрагмент памятника М. Ю. Лермонто ву скульптора Б. М. Мике- шипа, открытого в Ленингра де в 1914 году. Это первый книжный знак , выполненный па лермонтовскую тему. Самым интересным эксли брисом с портретом М. 10. Лермонтова заслуженно счи тается книжный знак для лермонтоведа Т. А. Ивано вой. Его автор — московс кий художник А. И. Калаш ников. Поэтическая линия бе гущего штриха создает мно гоплановость композиции и передает выразительный об раз поэта в бурке на фоне суровых Кавказских гор. Прекрасный экслибрис с портретом М. Ю. Лермонто ва выполнил киевский ху дожник Г. А. Сергеев для директора музея-заповедни ка «Тарханы» Т. М. Мельни ковой. Много добрых слов хочет ся сказать о самобытном ху дожнике 10. И. Процаие из г. Ивано-Франковска, что с Украины. В избранной техни ке (гравюра па дереве — ксилография) он работает над- большими станковыми листами. В свободное время изготовляет книжные знаки — экслибрисы. Любимый поэт Юрия Ивановича — Лерллонговштд. В . Е . М Е р к у л о в а Лермонтов. Многие стихи он знает наизусть, читает сво им друзьям. На страницах газеты воспроизведены четы ре книжных знака 10. И. Процана. На состоявшейся и Москве выставке книжных знаков в конце прошлого го да они признаны лучшими. В настоящее время автор этих строк готовит к печати полный каталог книжных знаков «Лермонтов и экс либрисы». Общеизвестно, что число историко-архивных, докумен тальных и художественных данных о М. 10. Лермонто ве, добытых в результате бо лее чем столетнего кропот ливого изучения и поисков, много меньше, нежели о дру гих русских классиках. Так, если Пушкиниана в настоя щее время составляет около 1900 книжных знаков, па есенинскую тему создано до 750 экслибрисов, то Лермои- товиана в этом виде малой графики насчитывает всего 300 книжных миниатюр. Самым крупным собрани ем располагает заслуженный художник Михаил Андрее вич Паньков из г. Сочи. Мно гие годы он собирает и си стематизирует книжные зна ки этой темы. Сам создал 2 десятка прекрасных миниа тюр и продолжает работать над лермонтовской темой. Провел ряд выставок в на шей стране. Сам я несколько лет со бираю книжные знаки па лермонтовскую тему, готов лю к изданию альбом л ер монтовских экслибрисов. Су щественную помощь в этом деле оказывали педагог В. Е. Кузнецова из пос. Росляко- во Мурманской области, биб лиограф Ю. П. Марцевич из Москвы, инженер П. А. Бер- зинь из Риги. Экслибрисная Лермонто- виана занимает достойное место в мире книжных зна ков. . В. МЕРКУЛОВ, библиограф, член Москов ского общества экслибри- стов. На рисунках: книжные зна ки художника Ю. И. Процана (г. Ивано-Франковск). Экслибрис В. Бакуменко — (актер, г. Москва) портрет по эта. Экслибрис Н. М акогей — (библиотекарь, г. Ивано-Фран ковск) «Три пальмы». Экслибрис Виктора Гусаро- еа — (инженер, г. Билибино, Чукотка) «Воздушный ко рабль». Лермонтовиана В. В. Мерку лова — библиограф Москов ская область) «Герой нашего Еремеки», «Княжна Мэри». В гостях у муз • * За лаврами — в поход! В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ читатели «Рыбного Мурмана > познакомились с именами победителей творческих конкурсов нашего еженедельника за минувший год. А теперь мы хотим рассказать вам об условиях, на которых они будут проводиться в наступившем году; по сравнению с прежними, условия несколько изменились. Так, например, признано целесообразным объединить про заический и поэтический конкурсы в один — литературный. С другой стороны, увеличиваются размеры премий лауреатам творческого состязания. Конкурсы «РМ» Для участия в литератур ном конкурсе принимаются как поэтические, так и про заические произведения. Ж е лательный объем рукописи — до 9 страниц стандартно го ((30 знаков в строке, через 2 интервала) машинописного текста или до 350 стихотвор ных строк — это примерный объем одной полосы «РМ» . Впрочем, поскольку у моря ков далеко не всегда есть во зможность воспользоваться машинкой, то мы готовы рассмотреть и работы, напи санные от руки; просим то лько, чтобы почерк был до статочно разборчивым. Фраг менты крупных произведе ний, повестей и романов, со провождаются кратким изло жением темы и сюжета. Для наиболее интересных из них мы можем сделать и исклю чение, опубликовав 2 —3 от рывка. Победитель литературно го конкурса получит премию в размере 100 руб.. автор, занявший второе место, — 75 руб., третье — 50 руб. В публицистическом кон курсе в первую очередь бу дут оцениваться актуаль ность и глубина разработки проблем современно!! жизни в представленных очерках, заметках, репортажах. Но, конечно, будут учитываться и яркость изложения. мас терство авторов. За . первое .место в публи цистическом конкурсе назна чена премия в размере 100 руб., за второе — 75 руб.. за третье — 50 руб. Для участия в фотокон курсе принимаются отдель ные снимки, а также фото репортажи и серии. Макси мальный размер черно-белых отпечатков — 18x24 см. Автор лучшей работы по лучит премию в размере 100 руб., занявший второе мес то — 75 руб.. третье — 50 рублей. Примечание. Независимо от итогов конкурсов, кото рые будут подведены в кон це года, авторам опублико ванных работ выплачивается гонорар. Попытать счастья в конкурсах «РМ» мы приглашаем как профессиональных, так- и самодеятельных литераторов, жур налистов, фотографов. Особенно рассчитываем на активное участие рыбаков, тружеников береговых предприятии Север ного бассейна, среди которых немало люден, посвящающих свободное время творчеству. Всем нашим авторам, как дав ним. испытанным, так* и потенциальным, желаем успеха! На поэтической волне Ладони Годами тралы поднимал Руками этими в захвате. Когда же силу поистратил. Ладони с выдохом разжал. И в благодарность за труды — В ладонях линии изгиба, Как будто на гранитной глыбе Царапины самой судьбы! * * * Девятый вал воды и ветра: Провал, подъем, И мачты пиками воздеты Вверх острием. Здесь в толчее, как в преисподне, — Представишь дно, И мускул судорога сводит, А сердце — зло. Лишь идиот в перипетиях Привык мудрить. Всю эту грубую стихию Нельзя любить. Но если повернуть Викдан СИНИЦЫН, начальник судовой радиостанции вспомогательного флота КСФ . в начало — Начать с нуля... Уйду от твердости причала. Опять в моря. * * + Бумажные кораблики плывут, Пока у них не промокает доице. Их паруса подкрашивает солнце, А якоря не держатся за грунт. Бумажные кораблики легки . Курс в никуда, а может быть, и ближе. Им не доплыть до Лондона, Парижа, Их берега для радости близки. Бумажные кораблики скользят, Их паруса — под ветер настоящий. Пусть океан — всего лишь пруд стоячий, Им повернуть в минувшее нельзя. Бумажные кораблики а пути . Свернули дети парусник умело. Им хочется на белой каравелле До сказочного берега дойти. Друг друга мы изрядно утомили. Осталось только главное • сказать , Что мы с тобою жили — не любили, Нам, расставаясь , нечего терять . Давай не будем друг на друга злиться , И ложью стыд ошибок прикрывать. Все доброе в дыму обид коптится . Из общего осталось нам — крозать. Олег БОРОДИН, боцман НПО «Севрыбпо- иск». Друг друга мы с тобою не любили, И час приходит свечкам догорать. Снега прощально мир оголубили. Как жаль — нам даже нечего терять . От холода в постели не укры ться . Е уют нам опротивело играть. Не улетает раненая птица. Добить ее? Но, Боже, кто решится... Осталось только главное сказать . 18 января 1091 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz