Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

Гсд 1991-й-год 150-тия со дня гибели М. Ю. Лермонтова BV0CTOPA г у С А Р О В А Лермонтовская тема в искусстве экслибриса Г А Л Е Р Е Я КНИЖНЫХ ■ ЗНАКОВ — экслибри­ сов — па тему произведении М. Ю. Лермонтова интерес­ на и разнообразна ио своему замыслу,- содержанию и ха­ рактеру. Но основным эл е ­ ментом изобразительного я зы к а экслибрисов Лермон­ това является портрет само­ го Михаила Юрьевича. Его отличает одно важное до­ стоинство: он более других сходен с оригиналом. Известный литературовед Ираклий Андроников в своем взволнованном вступитель­ ном слове к «Лермонтовской энциклопедии» писал: «Че ­ рез всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, неж ­ ного. властного, скромного, смелого, благородного, язви ­ тельного, мечтательного, на­ смешливого, застенчивого, наделенного могучими стра­ стями и волей и проница­ тельным беспощадным умом». Таким мы и видим Л ер ­ монтова на книжных знаках. Художник-график Р . С. Бед- росов из г. Еревана в 1953 году выполнил в гравюре па дереве экслибрис дл я ле ­ нинградца В. А. Внлинбахо- ва, известного обладателя крупнейшего собрания книж­ ных знаков в нашей стране. На его рисунке — фрагмент памятника М. Ю. Лермонто­ ву скульптора Б. М. Мике- шипа, открытого в Ленингра­ де в 1914 году. Это первый книжный знак , выполненный па лермонтовскую тему. Самым интересным эксли­ брисом с портретом М. 10. Лермонтова заслуженно счи­ тается книжный знак для лермонтоведа Т. А. Ивано­ вой. Его автор — московс­ кий художник А. И. Калаш ­ ников. Поэтическая линия бе­ гущего штриха создает мно­ гоплановость композиции и передает выразительный об­ раз поэта в бурке на фоне суровых Кавказских гор. Прекрасный экслибрис с портретом М. Ю. Лермонто­ ва выполнил киевский ху­ дожник Г. А. Сергеев для директора музея-заповедни­ ка «Тарханы» Т. М. Мельни­ ковой. Много добрых слов хочет­ ся сказать о самобытном ху­ дожнике 10. И. Процаие из г. Ивано-Франковска, что с Украины. В избранной техни­ ке (гравюра па дереве — ксилография) он работает над- большими станковыми листами. В свободное время изготовляет книжные знаки — экслибрисы. Любимый поэт Юрия Ивановича — Лерллонговштд. В . Е . М Е р к у л о в а Лермонтов. Многие стихи он знает наизусть, читает сво­ им друзьям. На страницах газеты воспроизведены четы­ ре книжных знака 10. И. Процана. На состоявшейся и Москве выставке книжных знаков в конце прошлого го­ да они признаны лучшими. В настоящее время автор этих строк готовит к печати полный каталог книжных знаков «Лермонтов и экс­ либрисы». Общеизвестно, что число историко-архивных, докумен­ тальных и художественных данных о М. 10. Лермонто­ ве, добытых в результате бо­ лее чем столетнего кропот­ ливого изучения и поисков, много меньше, нежели о дру ­ гих русских классиках. Так, если Пушкиниана в настоя­ щее время составляет около 1900 книжных знаков, па есенинскую тему создано до 750 экслибрисов, то Лермои- товиана в этом виде малой графики насчитывает всего 300 книжных миниатюр. Самым крупным собрани­ ем располагает заслуженный художник Михаил Андрее­ вич Паньков из г. Сочи. Мно­ гие годы он собирает и си­ стематизирует книжные зна ­ ки этой темы. Сам создал 2 десятка прекрасных миниа­ тюр и продолжает работать над лермонтовской темой. Провел ряд выставок в на­ шей стране. Сам я несколько лет со­ бираю книжные знаки па лермонтовскую тему, готов­ лю к изданию альбом л ер ­ монтовских экслибрисов. Су­ щественную помощь в этом деле оказывали педагог В. Е. Кузнецова из пос. Росляко- во Мурманской области, биб­ лиограф Ю. П. Марцевич из Москвы, инженер П. А. Бер- зинь из Риги. Экслибрисная Лермонто- виана занимает достойное место в мире книжных зна ­ ков. . В. МЕРКУЛОВ, библиограф, член Москов­ ского общества экслибри- стов. На рисунках: книжные зна­ ки художника Ю. И. Процана (г. Ивано-Франковск). Экслибрис В. Бакуменко — (актер, г. Москва) портрет по­ эта. Экслибрис Н. М акогей — (библиотекарь, г. Ивано-Фран­ ковск) «Три пальмы». Экслибрис Виктора Гусаро- еа — (инженер, г. Билибино, Чукотка) «Воздушный ко­ рабль». Лермонтовиана В. В. Мерку­ лова — библиограф Москов­ ская область) «Герой нашего Еремеки», «Княжна Мэри». В гостях у муз • * За лаврами — в поход! В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ читатели «Рыбного Мурмана > познакомились с именами победителей творческих конкурсов нашего еженедельника за минувший год. А теперь мы хотим рассказать вам об условиях, на которых они будут проводиться в наступившем году; по сравнению с прежними, условия несколько изменились. Так, например, признано целесообразным объединить про­ заический и поэтический конкурсы в один — литературный. С другой стороны, увеличиваются размеры премий лауреатам творческого состязания. Конкурсы «РМ» Для участия в литератур­ ном конкурсе принимаются как поэтические, так и про­ заические произведения. Ж е ­ лательный объем рукописи — до 9 страниц стандартно­ го ((30 знаков в строке, через 2 интервала) машинописного текста или до 350 стихотвор­ ных строк — это примерный объем одной полосы «РМ» . Впрочем, поскольку у моря­ ков далеко не всегда есть во­ зможность воспользоваться машинкой, то мы готовы рассмотреть и работы, напи­ санные от руки; просим то­ лько, чтобы почерк был до­ статочно разборчивым. Фраг­ менты крупных произведе­ ний, повестей и романов, со­ провождаются кратким изло­ жением темы и сюжета. Для наиболее интересных из них мы можем сделать и исклю­ чение, опубликовав 2 —3 от­ рывка. Победитель литературно­ го конкурса получит премию в размере 100 руб.. автор, занявший второе место, — 75 руб., третье — 50 руб. В публицистическом кон­ курсе в первую очередь бу­ дут оцениваться актуаль ­ ность и глубина разработки проблем современно!! жизни в представленных очерках, заметках, репортажах. Но, конечно, будут учитываться и яркость изложения. мас­ терство авторов. За . первое .место в публи­ цистическом конкурсе назна­ чена премия в размере 100 руб., за второе — 75 руб.. за третье — 50 руб. Для участия в фотокон­ курсе принимаются отдель­ ные снимки, а также фото­ репортажи и серии. Макси­ мальный размер черно-белых отпечатков — 18x24 см. Автор лучшей работы по­ лучит премию в размере 100 руб., занявший второе мес­ то — 75 руб.. третье — 50 рублей. Примечание. Независимо от итогов конкурсов, кото­ рые будут подведены в кон­ це года, авторам опублико­ ванных работ выплачивается гонорар. Попытать счастья в конкурсах «РМ» мы приглашаем как профессиональных, так- и самодеятельных литераторов, жур ­ налистов, фотографов. Особенно рассчитываем на активное участие рыбаков, тружеников береговых предприятии Север­ ного бассейна, среди которых немало люден, посвящающих свободное время творчеству. Всем нашим авторам, как дав­ ним. испытанным, так* и потенциальным, желаем успеха! На поэтической волне Ладони Годами тралы поднимал Руками этими в захвате. Когда же силу поистратил. Ладони с выдохом разжал. И в благодарность за труды — В ладонях линии изгиба, Как будто на гранитной глыбе Царапины самой судьбы! * * * Девятый вал воды и ветра: Провал, подъем, И мачты пиками воздеты Вверх острием. Здесь в толчее, как в преисподне, — Представишь дно, И мускул судорога сводит, А сердце — зло. Лишь идиот в перипетиях Привык мудрить. Всю эту грубую стихию Нельзя любить. Но если повернуть Викдан СИНИЦЫН, начальник судовой радиостанции вспомогательного флота КСФ . в начало — Начать с нуля... Уйду от твердости причала. Опять в моря. * * + Бумажные кораблики плывут, Пока у них не промокает доице. Их паруса подкрашивает солнце, А якоря не держатся за грунт. Бумажные кораблики легки . Курс в никуда, а может быть, и ближе. Им не доплыть до Лондона, Парижа, Их берега для радости близки. Бумажные кораблики скользят, Их паруса — под ветер настоящий. Пусть океан — всего лишь пруд стоячий, Им повернуть в минувшее нельзя. Бумажные кораблики а пути . Свернули дети парусник умело. Им хочется на белой каравелле До сказочного берега дойти. Друг друга мы изрядно утомили. Осталось только главное • сказать , Что мы с тобою жили — не любили, Нам, расставаясь , нечего терять . Давай не будем друг на друга злиться , И ложью стыд ошибок прикрывать. Все доброе в дыму обид коптится . Из общего осталось нам — крозать. Олег БОРОДИН, боцман НПО «Севрыбпо- иск». Друг друга мы с тобою не любили, И час приходит свечкам догорать. Снега прощально мир оголубили. Как жаль — нам даже нечего терять . От холода в постели не укры ться . Е уют нам опротивело играть. Не улетает раненая птица. Добить ее? Но, Боже, кто решится... Осталось только главное сказать . 18 января 1091 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz