Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

От Кижей до Египта Уголок старого Иерусалима с видом на главную святы- ню иудеев Стену Плача — единственное, что осталось от легендарного дворца царя Соломона. За стеной виднеется золотой купол мечети Омара — второй после Мекки свя­ тыни мусульман. Так на одном клочке древней земли пе­ реплелись корни двух великих религий мира. (Окончание. Нач. на l l -й стр.) влекают рабочие руки от полезных трудов и приучают людей к .бродяж­ ничеству и безделью... Идея учреждения Русской духов­ ной миссии в Иерусалиме возникла в середине прошлого века. Тогда в Святейшем синоде Российской импе­ рии решили утвердить постоянное пребывание на Святой земле русско­ го архимандрита и нескольких .мона­ хов, которые должны были вести бо­ гослужения для паломников. В 1850 году образовалось Православное па­ лестинское общество, которое забо­ тилось о быте русских странников, занималось школьно-просветитель­ ской деятельностью, вело научно- археологические изыскания, издава­ ло свои журналы. На пожертвования императорской семьи Романовых и рядовых паломников приобретались земельные участки, па Святой зем ­ ле возникали русские поселения, строились храмы. Деятельность Палестинского об­ щества оборвала первая мировая война. И только в 1919 году, после развала Османской империи, в Иеру­ салим стали возвращаться русские монахи... О К О Л О ЧАСА мы. изнывая от ” жары, искали здание этой са ­ мой духовной миссии. Телевизион­ щики из «Клуба путешественников», проклиная все на свете, несли свои камеры и аккумуляторы, - котомки с хлебом и (за недели плавания .мы • всегда брать еду с со­ не тратить валюту в весь- гром оздкие остальные консервами приучились бой, дабы ма дорогих, особенно в Израиле, з а ­ бегаловках). Больше всех нервничал отец Августин, ведь он обещал на­ стоятелю миссии быть е шесть ве- ?чера а уже смеркалось и время бли­ зилось к семи часам. Наконец среди путаницы улиц и переулков арабской части города на наших глазах заблестели в лучах за ­ ходящего солнца кресты Троицкого собора. Рядом — двухэтажное, ка­ кое-то квадратное здание, над одной из дверей которого рельефными бук­ вами с ятями начертано: «Русская духовная миссия в Иерусалиме». Звоним. Затем стучим. В двери, в окна — никто не открывает. Правда, на втором этаже в нескольких окнах сквозь плотные шторы пробивается свет. Раза два обходим вокруг зда ­ ния, стучим вновь. И лишь когда же начинаем присматривать себе место для ночлега под несколькими чахлыми деревцами напротив плат­ ной стоянки автомашин, появляется настоятель миссии отец Никита. Ока­ зывается, мы стучали в двери, кото­ рые заколочены еще в прошлом ве­ ке. Вход в другом месте, через ма ­ ленькую, обитую жестыо калитку в глухом каменном заборе с едва з а ­ метной кнопкой звонка и решеткой селектора... Нас давно уже ждут в миссии, точнее, в сказочном зимнем садике, расположенном внутри этого здания, огораживающего своими стенами уто­ пающий в зелени уголок с выложен­ ными мрамором дорожками. Ждет пе только настоятель, но и группа со­ ветских и финских тележурналистов, которые, проведя в Иерусалиме бо­ лее месяца и закончив свою работу, назавтра возвращаются в Союз. То есть наш приход приурочен к их отъ­ езду. Или наоборот, что, впрочем, .маловероятно. Церемоний особых пе было, так как* значительную часть свободного пространства занимал длинный «шведский» стол с разнообразными напитками и закусками. II после пер­ вых официальных тостов образова­ лись группы по интересам, в которых каждый чувствовал себя вполне не­ принужденно. Усталым, потным, с утра ничего не евшим — нам этот садик казался настоящим райским уголком. На столе рядом с вазой с виноградом стояли невесть откуда взявшиеся мисочки с настоящими хрустящими солеными огурцами и грибами; среди каких-то экзотических фруктов взгляд привораживала та ­ релка с селедкой, присыпанной реп­ чатым луком: под крышками каст­ рюль (пли как там называется посу­ да для подачи на общий стол горя­ чих закусок? Впрочем, с разнообра­ зием ассортимента в наших советских магазинах не знать об этом прости­ тельно) дымились мясные и рыбные блюда. Как я пото.м понял, все это угощение стоило поварам-монахниям не только больших материальных, но п моральных затрат, ведь они скоро­ мное не едят и не смели даже попро­ бовать приготовленную ими пищу. По вкусу пришлась паломникам, да и всем остальным, местная водка, а также разнообразные по крепости и цвету ликеры и джины в диковин­ ных бутылках. В общем, все было великолепно. И часа через три отец Никита предложил устраиваться на ночлег, а также пообещал при воз­ можности приютить нас па ближай­ шие два-три дня в находящемся под Иерусалимом женском монастыре. Осоловевшие и довольные, отпра­ вляемся спать в подвальное помеще- К В ние, где находится пока не достроен­ ная гостиница миссии. Тогда мы еще не понимали, что этим шикарным приемом отец Никита проверял, ис­ пытывал нас, новоявленных «палом­ ников». как некогда дьявол искушал Христа в пустыне. Выдержали ли мы испытание? Не знаю. Мы были честны в своем поведении, не рису­ ясь н не строя из себя слишком бла­ гочестивых странников. У пас был главный козырь — мы были первы­ ми. кто действительно за последние 76 лет совершил переход-паломниче­ ство из России в Палестину. Как в старину: решили — и пошли, а для этого своими руками построили дере ­ вянные корабли и с трудом преодо­ лев таможенные и портиадзоровские инструкции, все же вырвались на свободу. Не беда, что пятьдесят че­ ловек и две лодьи пришлось оставить в Греции. Все естественно: дорва­ лись люди до заграницы, захотели оставить чудом оказавшиеся в к ар ­ мане три сотни долларов в афинских магазинчиках, а не тратить их на дальнейший путь — ну и бог с ни­ ми. Но мы ведь дошли, мы же в Иерусалиме! ТО УТРО я проснулся рано, до света. Необычность обста­ новки, вчерашний вечер, после кото­ рого вдруг осознал, что мы наконец- то достигли желанной цели, что сей­ час можно вот так* запросто поднять­ ся и выйти за ворота, где перед то­ бой откроется благословенный и проклятый в веках город, — это чувство окончательно прогнало сон. Так, наверное, альпинисты, разбив па склоне горы лагерь перед послед­ ним восхождением, на следующий день налегке поднимаются к верши­ не, чтобы, ликуя и смотря вниз па пройденный путь, просалютовать о победе. Или я идеализирую свое со­ стояние? Помнится, кроме душевно­ го подъема и ликования короткий сои прогнали и непривычные для на­ шей морской жизни комары, налетев­ шие в открытые окна полуподваль­ ной гостиницы... Стараясь никого пе разбудить, я поднялся наверх и оказался в длин­ ном коридоре, где у входной двери дежурила разговорчивая монахиня в черной рясе: — Доброе утро, милок. Хочешь пойти погулять? А почему бы и нет. А ты ио-аиглийекий говоришь? Ну да это ничего. Сходи в старый го­ род. Как через улицу перейдешь — налево, а там паши русские ворота. Так- иди до первого переулка напра­ во.^ Поклонись Гробу Господню... Так вот он, оказывается, какой — Святой Град Иерусалим: моему взо­ ру открылся большой, огороженный высокой каменной стеной, город. С правой стороны он буквально нави­ сал над глубоким оврагом, который был не чем иным как высохшим руслом некогда бурного потока Кед­ рова. Если так, то, значит, за овра­ гом на близлежащих холмах должна лежать Гефспмаппя со своим ле ­ гендарным садом, где Иисус в по­ следний момент молил Бога о помо­ щи. восклицая: «Огче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Ме­ ня...» А где-то рядом находится дом Канафы, куда вооруженные воины отвели Иисуса, прежде чем передать его Поитию Пилату... Я прошел вдоль стены до ближай­ ших ворот и вошел в город. Солнце только вставало, и он был пуст. Над узкими кривыми .мощеными улицами нависали двух- трехэтажные дома. От­ куда-то из невидимых внутренних двориков доносился крнк петуха. Все было как-то буднично, по-житейски • приземлеино. Стали попадаться ара ­ бы, подметающие мостовую у ма­ леньких магазинчиков с пока закры ­ тыми жалюзями окон-витрин. Школь ­ ники, спешащие с ранцами в школы. Именно в школы, так как еврейские детишки в черных штанах и синих униформах шли, очевидно, к своим учителям, а арабчата в белых плат­ ках па головах — к своим. И ника­ ких величественных христианских храмов пли мусульманских мечетей — лишь нескончаемый лабиринт улочек старого города, в котором с успехом можно было бы снимать эпизод из фильма «Бриллиантовая рука», когда Андрей Миронов себе на беду заблудился в арабских квар­ талах. Солнце стало припекать. Гроба Господня пе было, да и к а к он вы­ глядит — я и понятия не имел. Спро­ сить не у кого. Разочарованный , свернул в один нз переулков и вне­ запно очутился перед большой, зали ­ той солнцем площадью, где путь мне преградили два израильских солдата. Один держал в руках автомат, дру­ гой приказал р а с к ры т ь . сумку, в ко­ торой кроме фотоаппарата ничего не было, н привычным движением рук обыскал, кивком головы разрешив проход. Площадь, заканчивающаяся с противоположной стороны высочен­ ной стеной, сложенной из мощных плит с проросшими в трещинах клад­ ки пучками травы, была пустынна. Лишь у самой стены, отвернувшись, стояли несколько человек*. И только тогда я понял, что случайно оказал ­ ся у Стены Плача — главной святы­ ни иудеев, молящихся , прислонив­ шись лбами к священным камням храма царя Соломона! Чувство та­ кое, словно нечаянно оказался в чу­ жой квартире и не знаешь что де­ лать: извиниться за невольное втор­ жение или постараться, не -мешая хо­ зяевам, незаметно выйти вон. Но на меня ипкто внимания не обратил. К самой стене, не зная чужих обычаев, приближаться не стал. Вышел иным путем, уже за городские стены, где проход также охранял солдатский патруль. И вновь оказался у овра­ жистого Кедропа. По другую его сто­ рону на холме среди зелени и каких- то строений вдруг засверкали право­ славные кресты па маковках собора. Но мне пора было возвращаться до­ мой. к зданию Русской духовной миссии. Это уже потом, на следую­ щий день, мы сможем побывать на Елионской горе в том храме Марии- Магдалины, что расположен на тер ­ ритории Белой эмигрантской церкви в Русской Гсфсимашш. Фото автора и В. КОРЕЦКОГО. Паломники вместе с монахинями Русской духовной мис­ сии в Иерусалиме отправляются на экскурсию по окрест­ ностям Святого Града.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz