Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
От Кижей до Египта Уголок старого Иерусалима с видом на главную святы- ню иудеев Стену Плача — единственное, что осталось от легендарного дворца царя Соломона. За стеной виднеется золотой купол мечети Омара — второй после Мекки свя тыни мусульман. Так на одном клочке древней земли пе реплелись корни двух великих религий мира. (Окончание. Нач. на l l -й стр.) влекают рабочие руки от полезных трудов и приучают людей к .бродяж ничеству и безделью... Идея учреждения Русской духов ной миссии в Иерусалиме возникла в середине прошлого века. Тогда в Святейшем синоде Российской импе рии решили утвердить постоянное пребывание на Святой земле русско го архимандрита и нескольких .мона хов, которые должны были вести бо гослужения для паломников. В 1850 году образовалось Православное па лестинское общество, которое забо тилось о быте русских странников, занималось школьно-просветитель ской деятельностью, вело научно- археологические изыскания, издава ло свои журналы. На пожертвования императорской семьи Романовых и рядовых паломников приобретались земельные участки, па Святой зем ле возникали русские поселения, строились храмы. Деятельность Палестинского об щества оборвала первая мировая война. И только в 1919 году, после развала Османской империи, в Иеру салим стали возвращаться русские монахи... О К О Л О ЧАСА мы. изнывая от ” жары, искали здание этой са мой духовной миссии. Телевизион щики из «Клуба путешественников», проклиная все на свете, несли свои камеры и аккумуляторы, - котомки с хлебом и (за недели плавания .мы • всегда брать еду с со не тратить валюту в весь- гром оздкие остальные консервами приучились бой, дабы ма дорогих, особенно в Израиле, з а бегаловках). Больше всех нервничал отец Августин, ведь он обещал на стоятелю миссии быть е шесть ве- ?чера а уже смеркалось и время бли зилось к семи часам. Наконец среди путаницы улиц и переулков арабской части города на наших глазах заблестели в лучах за ходящего солнца кресты Троицкого собора. Рядом — двухэтажное, ка кое-то квадратное здание, над одной из дверей которого рельефными бук вами с ятями начертано: «Русская духовная миссия в Иерусалиме». Звоним. Затем стучим. В двери, в окна — никто не открывает. Правда, на втором этаже в нескольких окнах сквозь плотные шторы пробивается свет. Раза два обходим вокруг зда ния, стучим вновь. И лишь когда же начинаем присматривать себе место для ночлега под несколькими чахлыми деревцами напротив плат ной стоянки автомашин, появляется настоятель миссии отец Никита. Ока зывается, мы стучали в двери, кото рые заколочены еще в прошлом ве ке. Вход в другом месте, через ма ленькую, обитую жестыо калитку в глухом каменном заборе с едва з а метной кнопкой звонка и решеткой селектора... Нас давно уже ждут в миссии, точнее, в сказочном зимнем садике, расположенном внутри этого здания, огораживающего своими стенами уто пающий в зелени уголок с выложен ными мрамором дорожками. Ждет пе только настоятель, но и группа со ветских и финских тележурналистов, которые, проведя в Иерусалиме бо лее месяца и закончив свою работу, назавтра возвращаются в Союз. То есть наш приход приурочен к их отъ езду. Или наоборот, что, впрочем, .маловероятно. Церемоний особых пе было, так как* значительную часть свободного пространства занимал длинный «шведский» стол с разнообразными напитками и закусками. II после пер вых официальных тостов образова лись группы по интересам, в которых каждый чувствовал себя вполне не принужденно. Усталым, потным, с утра ничего не евшим — нам этот садик казался настоящим райским уголком. На столе рядом с вазой с виноградом стояли невесть откуда взявшиеся мисочки с настоящими хрустящими солеными огурцами и грибами; среди каких-то экзотических фруктов взгляд привораживала та релка с селедкой, присыпанной реп чатым луком: под крышками каст рюль (пли как там называется посу да для подачи на общий стол горя чих закусок? Впрочем, с разнообра зием ассортимента в наших советских магазинах не знать об этом прости тельно) дымились мясные и рыбные блюда. Как я пото.м понял, все это угощение стоило поварам-монахниям не только больших материальных, но п моральных затрат, ведь они скоро мное не едят и не смели даже попро бовать приготовленную ими пищу. По вкусу пришлась паломникам, да и всем остальным, местная водка, а также разнообразные по крепости и цвету ликеры и джины в диковин ных бутылках. В общем, все было великолепно. И часа через три отец Никита предложил устраиваться на ночлег, а также пообещал при воз можности приютить нас па ближай шие два-три дня в находящемся под Иерусалимом женском монастыре. Осоловевшие и довольные, отпра вляемся спать в подвальное помеще- К В ние, где находится пока не достроен ная гостиница миссии. Тогда мы еще не понимали, что этим шикарным приемом отец Никита проверял, ис пытывал нас, новоявленных «палом ников». как некогда дьявол искушал Христа в пустыне. Выдержали ли мы испытание? Не знаю. Мы были честны в своем поведении, не рису ясь н не строя из себя слишком бла гочестивых странников. У пас был главный козырь — мы были первы ми. кто действительно за последние 76 лет совершил переход-паломниче ство из России в Палестину. Как в старину: решили — и пошли, а для этого своими руками построили дере вянные корабли и с трудом преодо лев таможенные и портиадзоровские инструкции, все же вырвались на свободу. Не беда, что пятьдесят че ловек и две лодьи пришлось оставить в Греции. Все естественно: дорва лись люди до заграницы, захотели оставить чудом оказавшиеся в к ар мане три сотни долларов в афинских магазинчиках, а не тратить их на дальнейший путь — ну и бог с ни ми. Но мы ведь дошли, мы же в Иерусалиме! ТО УТРО я проснулся рано, до света. Необычность обста новки, вчерашний вечер, после кото рого вдруг осознал, что мы наконец- то достигли желанной цели, что сей час можно вот так* запросто поднять ся и выйти за ворота, где перед то бой откроется благословенный и проклятый в веках город, — это чувство окончательно прогнало сон. Так, наверное, альпинисты, разбив па склоне горы лагерь перед послед ним восхождением, на следующий день налегке поднимаются к верши не, чтобы, ликуя и смотря вниз па пройденный путь, просалютовать о победе. Или я идеализирую свое со стояние? Помнится, кроме душевно го подъема и ликования короткий сои прогнали и непривычные для на шей морской жизни комары, налетев шие в открытые окна полуподваль ной гостиницы... Стараясь никого пе разбудить, я поднялся наверх и оказался в длин ном коридоре, где у входной двери дежурила разговорчивая монахиня в черной рясе: — Доброе утро, милок. Хочешь пойти погулять? А почему бы и нет. А ты ио-аиглийекий говоришь? Ну да это ничего. Сходи в старый го род. Как через улицу перейдешь — налево, а там паши русские ворота. Так- иди до первого переулка напра во.^ Поклонись Гробу Господню... Так вот он, оказывается, какой — Святой Град Иерусалим: моему взо ру открылся большой, огороженный высокой каменной стеной, город. С правой стороны он буквально нави сал над глубоким оврагом, который был не чем иным как высохшим руслом некогда бурного потока Кед рова. Если так, то, значит, за овра гом на близлежащих холмах должна лежать Гефспмаппя со своим ле гендарным садом, где Иисус в по следний момент молил Бога о помо щи. восклицая: «Огче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Ме ня...» А где-то рядом находится дом Канафы, куда вооруженные воины отвели Иисуса, прежде чем передать его Поитию Пилату... Я прошел вдоль стены до ближай ших ворот и вошел в город. Солнце только вставало, и он был пуст. Над узкими кривыми .мощеными улицами нависали двух- трехэтажные дома. От куда-то из невидимых внутренних двориков доносился крнк петуха. Все было как-то буднично, по-житейски • приземлеино. Стали попадаться ара бы, подметающие мостовую у ма леньких магазинчиков с пока закры тыми жалюзями окон-витрин. Школь ники, спешащие с ранцами в школы. Именно в школы, так как еврейские детишки в черных штанах и синих униформах шли, очевидно, к своим учителям, а арабчата в белых плат ках па головах — к своим. И ника ких величественных христианских храмов пли мусульманских мечетей — лишь нескончаемый лабиринт улочек старого города, в котором с успехом можно было бы снимать эпизод из фильма «Бриллиантовая рука», когда Андрей Миронов себе на беду заблудился в арабских квар талах. Солнце стало припекать. Гроба Господня пе было, да и к а к он вы глядит — я и понятия не имел. Спро сить не у кого. Разочарованный , свернул в один нз переулков и вне запно очутился перед большой, зали той солнцем площадью, где путь мне преградили два израильских солдата. Один держал в руках автомат, дру гой приказал р а с к ры т ь . сумку, в ко торой кроме фотоаппарата ничего не было, н привычным движением рук обыскал, кивком головы разрешив проход. Площадь, заканчивающаяся с противоположной стороны высочен ной стеной, сложенной из мощных плит с проросшими в трещинах клад ки пучками травы, была пустынна. Лишь у самой стены, отвернувшись, стояли несколько человек*. И только тогда я понял, что случайно оказал ся у Стены Плача — главной святы ни иудеев, молящихся , прислонив шись лбами к священным камням храма царя Соломона! Чувство та кое, словно нечаянно оказался в чу жой квартире и не знаешь что де лать: извиниться за невольное втор жение или постараться, не -мешая хо зяевам, незаметно выйти вон. Но на меня ипкто внимания не обратил. К самой стене, не зная чужих обычаев, приближаться не стал. Вышел иным путем, уже за городские стены, где проход также охранял солдатский патруль. И вновь оказался у овра жистого Кедропа. По другую его сто рону на холме среди зелени и каких- то строений вдруг засверкали право славные кресты па маковках собора. Но мне пора было возвращаться до мой. к зданию Русской духовной миссии. Это уже потом, на следую щий день, мы сможем побывать на Елионской горе в том храме Марии- Магдалины, что расположен на тер ритории Белой эмигрантской церкви в Русской Гсфсимашш. Фото автора и В. КОРЕЦКОГО. Паломники вместе с монахинями Русской духовной мис сии в Иерусалиме отправляются на экскурсию по окрест ностям Святого Града.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz