Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
Минувшим летом группа энтузиастов из Петрозавод- J ска и Мурманска, Москвы и Мариуполя совершила уни кальный переход на само дельных парусных судах от Онежского озера до Египта. Экспедиция была организо вана миссией «Золотой век» неправительственного Фон да народной дипломатии. В ее цели входило посещение малодоступных для россиян христианских святынь Сре диземноморья. Одним из участников экс педиции «Паломничество» был наш корреспондент Вик тор Георги. Сегодня мы продолжаем публикацию его путевых заметок и предла гаем вниманию читателей рассказ о впечатлениях от пребывания в Иерусалиме. Напоминаем также, что в этом году на парусных су дах клуба путешественников и исследователей «Поляр ный Одиссей» вновь состо ятся увлекательные походы ✓по рекам Сибири, Балтнн- ** скому и Берингову морям, Средиземноморью. Всём, у кого есть желание и возмож ность стать спонсором пред стоящих экспедиции, сооб щаем адрес председателя со вета миссии «Золотой век» Виктора Леонидовича Дмит риева: 185020 , Петроза водск. ул. Московская, 12, тел. 7-22-46. От Кижей до Египта л Виктор ГЕОРГИ, нашкорр. человека служат европейские черты его лица. И русские, вернее, русско язычные люди, чувствуют себя как дома, с успехом проникая не только на территорию, ио и в общественно- политическую жизнь страны. Сужу об этом, прочитав в передовой статье купленного на вокзале еженедельни ка «Спутник» такие строки: «В настоящий момент Израиль не нуждается ни в каких экономических планах. Да и вообще они неэффек тивны в демократическом государст ве. Какую экономику предпочесть — решает сам народ, а уж никак не министр со всеми его планами повы шения налогов на фрукты и овощи... С прибытием новых граждан, число которых уже сейчас достигло 100 тысяч, правящий режим день ото дня все больше утрачивает свою власть. Новоприбывшим уже давно осточертела система-, при которой кто- то указывает лично им, что они должны делать, буквально во всех областях жизни. Разве для этого стоило покидать Москву? Таким об разом Израилю — единственной стране, вставшей па путь социализма по собственной воле, — придется сойти с него». Вот так, ни много ни мало: быв шим советским евреям пе ио душе социалистический выбор государства! И бедный Иосиф из тель-авивского яхт-клуба скоро сможет, наверное, рассуждать о минусах перестройки часть седьмая П ЕРЕХОД от Хайфы до Тель- Авива был несложен и занял менее суток. Пожалуй, впервые за месяц плавания в Средиземном морс небо подернулось дымкой и попут ный ветер гнал по нему легкие пе ристые облака, а ио морю — длинные пенистые валы. Уютные лазурные бухты греческих островов остались далеко за кормой нашей «Надежды» , построенной по образцу и подобию древнерусских торговых лодей. З а канчивался третий месяц похода, на календаре — середина сентября, по курсу — небоскребы главного горо да-порта Израиля . Рядом , в несколь ких десятках метров мористее, с ле дует быстроходный катерок с уста новленным на баке крупнокалибер ным пулеметом. После радушно!! встречи экспедиции хайфскими вла стями верится, что пограничники ско рее охраняют пас от возможного налета палестинских экстремистов, чем опасаются каких-либо провока ций со стороны беззащитных палом ников. Так или иначе, но благополуч но преодолеть каменные отмели п волноломы при подходе к военизиро ванному морскому порту удалось лишь с помощью этого катера сопро вождения. И с восходом солнца мы ошвартовались в яхт-клубе, а на сле дующий день нас ждал настоятель Русской духовной миссии в Иеруса лиме отец Никита, с которым нака нуне удалось созвониться и догово риться о встрече. В Тель-Авиве для русского чело века пе существует языкового барь ера. Очень часто, с трудом склады вая из английских слов простейшие предложения, мы слышали в ответ: «Да говорите по-русски!» Здесь дей ствительно много иммигрантов из Со ветского Союза, так называемых олим пли алия («алия» переводится как «воссоединение»). Первые полто- ра-два года они пользуются значи тельными льготами .от государства, что помогает привыкнуть к местным порядкам, пройти социальную аккли матизацию. Любопытный разговор произошел у меня той ночью с од ним из охранников яхт-клуба неким Иосифом, уехавшим из Союза в ше стидесятых годах. Никогда не ожи дал встретить в Израиле столь яро го защитника эпохи советского з а стоя. — Я работал в Харькове такси стом. работал на совесть, постоянно висел па Доске почета, — рассказы вал он, пригласив на чашечку кофе в дежурную комнату. — И напарни ком моим был хороший русский па рень, который, лишь выпив лишнего, начинал клясть на чем свет стоит всех жидов и евреев, не забывая до бавлять при этом: «Ты, Еся. исклю чение. Тебя это не касается >. Но меня все касается. У меня росли две дочурки, ради которых я и сделал свой выбор. И сейчас они уже* взрос лые, обе замужем, имеют квартиры. А вот я. шестидесятилетний старик, до сих пор кручусь как белка в ко лесе. работая по 26 часов в сутки. А в Харькове сидел бы на пенсии, по плевывал в потолок, жрал белый хлеб со сливочным .маслом. Что луч ше? Высокие слова об исторической родине меня мало волнуют, по быть человеком второго сорта не хочу. — А что вы там сейчас, в Союзе, надумали со своей перестройкой? напал на меня темпераментный Ио сиф. — Кому она нужна — доморо щенным буржуям? Бы л порядок, бы ла пища, жилье бесплатное. Свободы захотелось, с автоматами но улицам походить? Что верно, то верно: за десяти дневное пребывание в Израиле мы так и не привыкли к многочисленным патрулям па дорогах. Поджидая рей совый автобус на тель-авивском ав товокзале, познакомились с двумя солдатами, тоже бывшими советски ми гражданами. Обоим лет за сорок, одеты по форме, за плечами аккурат ные многозарядные карабины. Их, оказывается , призвали на месячные воинские сборы, дали задание дежу рить в людных общественных местах города. Зачем? Чтобы наблюдать за арабами, которые, кстати, днем рань ше пытались подложить мину в уни вермаге, то бишь центральном супер маркете. Обо всем этом солдаты рассказали как бы между делом без какой-либо настороженности ио отно шению к нам. То есть в Израиле, как мы не раз могли в дальнейшем убедиться, лучшей рекомендацией и постоянным пропуском для белого но и на своей не только в Союзе, исторической родине... Р а з уж я воспользовался цитатой из газеты, то выскажу свое мнение и о русскоязычной периодике в Из раиле.* Во-первых, практически во всех киосках «Союзпечати» (пли как там называется это агентство — «Из- раильпечать»?) есть две-три газеты на русском языке . Очень добротно и умело сделанные газеты, в которых серьезно и весьма критично расска зывается о международной политике. (Кстати, там по телевизору можно без проблем смотреть первую про грамму нашего ЦТ, что многие и де лают). Какой-либо «желтой» прессы я не встречал. События, происходя щие в Советском Союзе, освещаются объективно и без злорадства. Вопро сы секса затрагиваются этично, без вульгарных подробностей. ‘ в ближай шее время ожидается рост числа русскоязычных газет, для которых есть рынок сбыта среди возрастаю щего количества иммигрантов из на шей страны. Жаль , если вместе с ними в Израиль проникнет и буль варная пресса... И ТА К ' . , в Иерусалим мы отправн- 11 лпсь на комфортабельном двух этажном автобусе, оснащенном кон диционерами и индивидуальными ви деосистемами. Дорога великолепна: широкая автострада то пересекает живописные долины с фруктовыми садами, то пробивает себе путь сквозь скалы, покрытые белой пылью веков. Всего 35 миль — и перед на ми открывается панорама города, каждый храм которого некогда пора ж ал человеческое воображение бле ском, украшениями, гигантскими плитами кладки. Его считали одним из чудес света, этот благословенный и проклятый город, жители которого криками «Осанна Сыну Давидову!» встречали восседающего на ослице молодого пророка из Назарета Гали лейского, а через неделю после это го на тех же улицах беснующаяся толпа орала «Распни его!», указывая пальцами и бросая камнями в ведо мого на смерть Царя Иудейского. Толпа не верит словам — нам нуж ны вещественные доказательства, наивернейшим из которых может быть лишь смерть пророка. Времен ные параллели пересеклись, когда в нескольких километрах от Иерусали ма броский дорожный указатель no- 1 ,-аза л направление к «Saharov gar den» — саду-аллее Андрея Дмитрие вича Сахарова. К тому дню. когда и у нас догадаются переименовать ка кой-нибудь Кривополениый переулок в улицу имени великого гуманиста двадцатого века, деревья на той а л лее станут, наверное, совсем больши ми. ...Минут за двадцать до назначен ной в Русской духовной миссии встречи мы, дюжина паломников от шестнадцати до сорокашестилетнего возраста, очутились па автовокзале Иерусалима. Никто до этого в Свя том Граде не был. Темпераментные таксисты-арабы предлагали свои ус луги. но. узнав, что хода до миссии пе более получаса, мы решили до бираться пешком. И в том марафоне под раскаленным солнцем улицам вполне современного европейского города с многочисленными туристами и магазинами, манящими выставлен ными на витринах товарами, я впер вые подумал, что, в общем-то, со вершенно не знаю, как выглядит эта Русская миссия и что она из себя представляет. Поэтому приведу для читателей небольшую историческую справку. Паломничество русских людей на Святую землю началось вскоре по сле крещения Руси. В летописях со хранилось имя игумена Печерского, ходившего на поклонение в Палести ну около 1062 года. Но он не мог быть первым: многими годами ранее святой Феодосий Печерский, будучи подростком, встречался в Курске со странниками, идущими из Иерусали ма! К XII веку паломничество было уже достаточно интенсивным, когда бедные и убогие, знатные и богатые, в одиночку и группами — шли руси чи «Христу поклониться, в Иордане искупаться •>. Татаро-монгольское иго отрезало дорогу к Святым местам, по уже с XV века паломничество возрождает ся, а после падения Константинополя русские странники, несмотря на «са рацин •> и «злых арапов». которые «держат па откупе» палестинские святыни, все настойчивее любыми путями проникают сюда. Тогда же утверждается мысль, что только в России восточное православное пре дание сохраняется во всей чистоте и полноте. А за это можно и постра дать. терпя лишения на нелегком пу ти к Гробу Господню. В средние века появилась тради ция оставлять описания своего «хож дения». Так у русского паломничест ва к иерусалимским святыням появи лось обширное литературное насле дие. Одни шли. дабы замолить лич ный грех и исполнить давнишний обет. Другие — просто из желания постранствовать, побывать в тех за поведных странах, о которых ходило тогда столько заманчивых рассказов. И этих любителей путешествий к святым местам было на Руси так много, что св. Иоанн Новгородский разрешил даже подвергать епитимье- наказанию тех, кто связывал себя обетом идти в Иерусалим, «ибо эти обеты губят землю», потому что от- (Окончание на 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 11 18 января 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz