Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
Экономика Северного басейна. Выживем ? Не выживем ? Г ИТУАЦИЯ СЕГОДНЯ ^ ТАКОВА, что мы вполне серьезно задумыва емся о выживании флота. Именно о выживании, а не о процветании. Хотя, конеч но же, стремимся и надеем ся, что все-такп найдем вы ходы и закончим год 1991*й успешно. Наисложнейшая пробле ма — где взять валюту на эксплуатационные нужды? Вот пример: мы каждый год арендовали у Грузинско го и Приморского паро- ходств несколько танкеров, оплачивая аренду в рублях. Теперь там требуют валюту. Немало проблем будет с пе ревозками экипажей, если Аэрофлот настоит па своем предложении: «Все перевоз ки — только за конверти руемую валюту». А ремонт судов? В Союзе сейчас кап ремонт практически невозмо жен, за границей — опять валюта. Где ее брать? Из кармана .моряков? Наверное, все-таки з ара батывать, хотя это весьма непросто. Скажем, за ре монт судов .мы рассчитыва емся фрахтом, а это бьет по нашим промысловым фло там: у них ведь отрываем транспорты. Причем отдаем во фрахт в основном ТР типа «Сибирь», а это суда, доживающие последние дни. ТР «Александр Иванов» уж е встал как хранилище мороженой рыбы в порту. На его восстановление потре бовалось бы 3 ,5 миллиона долларов. Где же их взять?* В Декабре мне довелось участвовать во встрече в Москве руководителей гос предприятий с М. С. Горба чевым. Речь шла о том, что для осуществления конвер сии нужны миллионные суб сидии от государства. И Горбачев пообещал содей ствовать этому процессу. А от рыбной отрасли выступил лишь представитель «Югры- бы» и кроме критики в ад рес Ельцина ничего о наших преблемах не сказал . Ну хотя бы о самом-самом, о том, что раз нет средств па приобретение нового флота, значит, у нас нет будущего, или о том, что 100-процент- ный госзаказ без соответст вующего снабжения лишает нас возможности хоть как-то выбраться из заколдованно го круга. А жизнь с каждым днем все сложней: налоговая ин спекция предполагает брать налоги со стивидорских де нег моряков, со средств, з а работанных моряками на чи стке танков, даже с той ва люты, которую опытные су доводители зарабатывают док: заход на рейд транс порта — сто долларов, про мыслового судна — тысяча. Так вот, за все промсуда платит наш флот. А промыс ловые флоты перечисляют нам лишь рублевое покры тие. Другой пример: из 1СШТО наши транспорты могли бы идти проливом Дрейка и тем самым сберечь валюту. Но в Перуанской зоне про мысловики останутся без ТР . И мы вынуждены идти через Панамский канал и предпринимаем все от нас зависящее , чтобы и выжить, и не попасть в число убы точных предприятий. Преж де всего стараемся модерни зировать флот. Сейчас вы ходит на промысел плавбаза "Сев рыба» с новой рыбо- фабрикой и практически но вой электростанцией. Отлич но отремонтирован танкер «Рига» (оба судна стояли в инпортах, весь ремонт опла чен валютой). Далее. По ру мы взяли бербоуд-чарте- трп судна, пе- ДАВАЙТЕ БУДЕН КОММЕРСАНТАМИ государству, проходя проли вами без лоцманов. Проблема валютного обеспечения для нас ослож нена еще н тем, что кроме расходов ее на эксплуатаци онные нужды — около 10 миллионов — нам нужно еще 20 миллионов инва лютных рублей иод произ водственную программу: на ши плавбазы работают в зо- Нс:Х иностранных государств, и за сырье мы платим чи стой валютой. Далее. «Севрыбхолодфлот» часто платит валюту там, где должны платить другие. Например, выгрузка продук ции па транспорт на рейде Южной Георгин (за преде лами рейда штормы не по зволяют). Там таком поря выкладывать за это валюту. Или: мы платим валюту курсантам, которые прохо дят практику на наших су дах. А ведь они потом при дут на все флоты, к нам лишь десятая их часть. Перечислять случаи, ког да мы поступаем по-добро му, по-человечески, можно долго. II совершенно неспра ведливо говорят некоторые, что, мол. «Севрыбхолод флот * живет припеваючи за счет промфлотов: если у них задача только найти и вы ловить рыбу, то нам надо найти, где рыбу купить, и валюту, чтобы за нее запла тить. Однако, с тревогой вгля дываясь в 1991 год, мы редали нх в оперативное подчинение греческом фир ме «Лавиния». Там работа ют наши экипажи. Фирма платит им зарплату в долла рах по годовому контракту. Эти суда мы взяли в долг у <•Рыбкомфлота *>. Примерно через 5 —6 лет рассчитаемся за них. п суда будут наши ми. Сейчас на переоборудова нии в Голландии находится гребешколов «Скаллопср» (у него не было станции биологической очистки). Мы уже выплатили его стои мость. так что судно это па ше. Большие надежды мы возлагаем на контрактную систему. Со мной заключает контракт министерство, я — со своими заместителями, начальниками отделов и к а питанами судов, те — со своими подчиненными. При такой системе не будет ра з говоров типа «Пусть у капи тана голова болит за план...» Ведь мы привыкли жить не думая, выполнит флот план или нет, главное — вовре мя • получить зарплату. Р а з ве на Западе так работают? Я давно предупреждал сво их сотрудников: контракт ная система жесткая , с тем, кто пе приносит прибыли флоту, придется расстаться. Конечно, не выгоним за во рота. трудоустроил!, но уже исходя нз возможностей. Модно нынче стало созда вать совместные предприя тия. Одно из таких у нас — совместное с норвежской фирмой — будет из рыбно го жира производить масло и сыр. А вот, например, такой вопрос: сколько тонн «воз духа» мы перевозим на тран спортах пз Мурманска в ЮВТО или АЧА? В прош лом году впервые задума лись над этим вопросом, кое-что предприняли, но по ка это* не дало ощутимого эффекта . Капитан обязан быть коммерсантом и не только сокращать рейсообо- роты, но н использовать ма лейшую возможность для перевозок попутного груза. И так* в решении любогд^ вопроса. Думать надо. ис кать. Не будет этого, нам не выжить. Однако уверен: « Севрыбхолодфлот >, обла дая такими мощными основ ными средствами, имея опыт ных специалистов, найдет эффективные пути выхода из сложностей 1991 года. А. ЛЕВАНОВ, начальник управления «Сев рыбхолодфлот». «Севрыбпоиск» — флот особенный. II но назначе нию, и по тем условиям, в ■ которые он сейчас постав лен, н по финансовому поло жению. Ему сейчас, конечно же, всех трудней. Сейчас людно стало за давать вопросы, а .может быть, это просто очень вол нует людей, начиная от про стого рабочего п заканчивая корреспондентами газет и радио, — а как будете рабо тать и жить дальше, в усло виях рыночной экономики, как будете управлять пред приятиями В СТОЛЬ сложной обстановке? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Я обыч но говорю, что надо руко водствоваться ЛОГИКОЙ II здравым смыслом. На что же можно еще положиться, если законы противоречат один другому на разных уровнях, рынка нет и в по мине, цены разрегулированы и в это.м деле продолжается хаос. Якобы, па словах, пре доставленная самостоятель ность на деле ограничивает ся всевозмфкны.ми постанов лениями и указами . Не оп ределены пути выхода из кризиса. Предприятия ме чутся в поиске, как выжить? Выживем ? «Поиск» без ф Ш ц Ш . и » II вот в это сложное вре мя на бассейне не сложилась та обстановка, которая долж на была быть, исходя нз обычной логики и здравого смысла. Сейчас каждый ру ководитель думает н работа ет только на одну цель: как бы выжить сегодня, в этом году, в следующем, т. е. ре шает в основном только так тические задачи. II нп одни нз них в отдельности или все вместе не повинны в свое.м стремлении, ибо зажаты в тиски безысходности сегод няшнего дня и отсутствия какого-либо просвета в завт рашнем. Нет экономической воз- можностй работать на перс пективу развития промысла и технологии. А кроме экономических мотиваций в настоящее вре мя никакие другие, как* пра вило, не работают. Поэтому, если говорить о направлении работ, которые по специфике могут быть выполнены только па судах и только специалистами «Севрыбпоиска >, следует отметить, что для этой орга низации сейчас, пожалуй, наиболее трудный период. Начиная с 1978 года, ког да бывшая <Севрыбпромраз- ведка» при ВРПО «Севры- ба» преобразовалась в само стоятельное управление фло та, началась усиленная спе циализация всех ее подраз делений и судов в целях иа- нвысшего качества проведе ния работ. Шло сложное время, связанное с закрыти ем промысла в шельфовых водах иностранных госу дарств, введение экономиче ских и территориальных зон. В кратчайшие сроки были открыты и освоены новые районы промысла в океане. Суда оснащались новейшими поисковыми п научными при борами. Происходило уско ренное переоборудование от дельных су^ов под научные плавучие лаборатории и ин ституты. Суда потеряли свое значение как промысловые. В этих целях была создана научная летающая лаборато рия на базе самолета ИЛ-18. Казалось бы. рыбная про мышленность Севера реши тельно встала на путь на дежных перспективных изы сканий и освоений сырьевых запасов и обезопасила себя в какой-то мере от возможных неожиданностей на случай природных и межгосударст венных катаклизмов. Сида, специально оборудованные для любого района Мирового океана на поиск* любого вида объекта промысла, стабиль но занимались проблемами запасов и освоением новых районов. Даже в хорошо ос военных районах велось тща тельное слежение за средой и объектом, чтобы своевре- меино управлять промыслом по месту и времени. Все эти работы, а их необ ходимость и актуальность определялись на специаль ных промысловых советах, финансировались промфло тами на долевых началах, исходя из объема годового вылова. С 1988 года переименован ный флот «Севрыбпромраз- ведка», теперь уже «Севрыб- поиск», перешел на работу с флотами (с каждым) по до говорам. Казалось бы, все хорошо, все решается, исхо дя из общепринятых норм, если не учитывать то обстЗ*- 18 января 191 года 4 к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz