Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

Экономика Северного басейна. Выживем ? Не выживем ? Г ИТУАЦИЯ СЕГОДНЯ ^ ТАКОВА, что мы вполне серьезно задумыва ­ емся о выживании флота. Именно о выживании, а не о процветании. Хотя, конеч­ но же, стремимся и надеем­ ся, что все-такп найдем вы­ ходы и закончим год 1991*й успешно. Наисложнейшая пробле­ ма — где взять валюту на эксплуатационные нужды? Вот пример: мы каждый год арендовали у Грузинско­ го и Приморского паро- ходств несколько танкеров, оплачивая аренду в рублях. Теперь там требуют валюту. Немало проблем будет с пе­ ревозками экипажей, если Аэрофлот настоит па своем предложении: «Все перевоз­ ки — только за конверти­ руемую валюту». А ремонт судов? В Союзе сейчас кап­ ремонт практически невозмо­ жен, за границей — опять валюта. Где ее брать? Из кармана .моряков? Наверное, все-таки з ара ­ батывать, хотя это весьма непросто. Скажем, за ре­ монт судов .мы рассчитыва­ емся фрахтом, а это бьет по нашим промысловым фло ­ там: у них ведь отрываем транспорты. Причем отдаем во фрахт в основном ТР типа «Сибирь», а это суда, доживающие последние дни. ТР «Александр Иванов» уж е встал как хранилище мороженой рыбы в порту. На его восстановление потре­ бовалось бы 3 ,5 миллиона долларов. Где же их взять?* В Декабре мне довелось участвовать во встрече в Москве руководителей гос­ предприятий с М. С. Горба­ чевым. Речь шла о том, что для осуществления конвер­ сии нужны миллионные суб­ сидии от государства. И Горбачев пообещал содей­ ствовать этому процессу. А от рыбной отрасли выступил лишь представитель «Югры- бы» и кроме критики в ад­ рес Ельцина ничего о наших преблемах не сказал . Ну хотя бы о самом-самом, о том, что раз нет средств па приобретение нового флота, значит, у нас нет будущего, или о том, что 100-процент- ный госзаказ без соответст­ вующего снабжения лишает нас возможности хоть как-то выбраться из заколдованно­ го круга. А жизнь с каждым днем все сложней: налоговая ин­ спекция предполагает брать налоги со стивидорских де­ нег моряков, со средств, з а ­ работанных моряками на чи­ стке танков, даже с той ва­ люты, которую опытные су­ доводители зарабатывают док: заход на рейд транс­ порта — сто долларов, про­ мыслового судна — тысяча. Так вот, за все промсуда платит наш флот. А промыс­ ловые флоты перечисляют нам лишь рублевое покры­ тие. Другой пример: из 1СШТО наши транспорты могли бы идти проливом Дрейка и тем самым сберечь валюту. Но в Перуанской зоне про­ мысловики останутся без ТР . И мы вынуждены идти через Панамский канал и предпринимаем все от нас зависящее , чтобы и выжить, и не попасть в число убы­ точных предприятий. Преж­ де всего стараемся модерни­ зировать флот. Сейчас вы­ ходит на промысел плавбаза "Сев рыба» с новой рыбо- фабрикой и практически но­ вой электростанцией. Отлич­ но отремонтирован танкер «Рига» (оба судна стояли в инпортах, весь ремонт опла­ чен валютой). Далее. По ру мы взяли бербоуд-чарте- трп судна, пе- ДАВАЙТЕ БУДЕН КОММЕРСАНТАМИ государству, проходя проли­ вами без лоцманов. Проблема валютного обеспечения для нас ослож­ нена еще н тем, что кроме расходов ее на эксплуатаци­ онные нужды — около 10 миллионов — нам нужно еще 20 миллионов инва­ лютных рублей иод произ­ водственную программу: на­ ши плавбазы работают в зо- Нс:Х иностранных государств, и за сырье мы платим чи­ стой валютой. Далее. «Севрыбхолодфлот» часто платит валюту там, где должны платить другие. Например, выгрузка продук­ ции па транспорт на рейде Южной Георгин (за преде­ лами рейда штормы не по­ зволяют). Там таком поря­ выкладывать за это валюту. Или: мы платим валюту курсантам, которые прохо­ дят практику на наших су­ дах. А ведь они потом при­ дут на все флоты, к нам лишь десятая их часть. Перечислять случаи, ког­ да мы поступаем по-добро­ му, по-человечески, можно долго. II совершенно неспра­ ведливо говорят некоторые, что, мол. «Севрыбхолод­ флот * живет припеваючи за счет промфлотов: если у них задача только найти и вы­ ловить рыбу, то нам надо найти, где рыбу купить, и валюту, чтобы за нее запла ­ тить. Однако, с тревогой вгля­ дываясь в 1991 год, мы редали нх в оперативное подчинение греческом фир­ ме «Лавиния». Там работа­ ют наши экипажи. Фирма платит им зарплату в долла ­ рах по годовому контракту. Эти суда мы взяли в долг у <•Рыбкомфлота *>. Примерно через 5 —6 лет рассчитаемся за них. п суда будут наши­ ми. Сейчас на переоборудова­ нии в Голландии находится гребешколов «Скаллопср» (у него не было станции биологической очистки). Мы уже выплатили его стои­ мость. так что судно это па­ ше. Большие надежды мы возлагаем на контрактную систему. Со мной заключает контракт министерство, я — со своими заместителями, начальниками отделов и к а ­ питанами судов, те — со своими подчиненными. При такой системе не будет ра з ­ говоров типа «Пусть у капи­ тана голова болит за план...» Ведь мы привыкли жить не думая, выполнит флот план или нет, главное — вовре­ мя • получить зарплату. Р а з ­ ве на Западе так работают? Я давно предупреждал сво­ их сотрудников: контракт­ ная система жесткая , с тем, кто пе приносит прибыли флоту, придется расстаться. Конечно, не выгоним за во­ рота. трудоустроил!, но уже исходя нз возможностей. Модно нынче стало созда­ вать совместные предприя­ тия. Одно из таких у нас — совместное с норвежской фирмой — будет из рыбно­ го жира производить масло и сыр. А вот, например, такой вопрос: сколько тонн «воз­ духа» мы перевозим на тран­ спортах пз Мурманска в ЮВТО или АЧА? В прош­ лом году впервые задума­ лись над этим вопросом, кое-что предприняли, но по­ ка это* не дало ощутимого эффекта . Капитан обязан быть коммерсантом и не только сокращать рейсообо- роты, но н использовать ма ­ лейшую возможность для перевозок попутного груза. И так* в решении любогд^ вопроса. Думать надо. ис­ кать. Не будет этого, нам не выжить. Однако уверен: « Севрыбхолодфлот >, обла­ дая такими мощными основ­ ными средствами, имея опыт­ ных специалистов, найдет эффективные пути выхода из сложностей 1991 года. А. ЛЕВАНОВ, начальник управления «Сев­ рыбхолодфлот». «Севрыбпоиск» — флот особенный. II но назначе­ нию, и по тем условиям, в ■ которые он сейчас постав­ лен, н по финансовому поло­ жению. Ему сейчас, конечно же, всех трудней. Сейчас людно стало за ­ давать вопросы, а .может быть, это просто очень вол­ нует людей, начиная от про­ стого рабочего п заканчивая корреспондентами газет и радио, — а как будете рабо­ тать и жить дальше, в усло­ виях рыночной экономики, как будете управлять пред­ приятиями В СТОЛЬ сложной обстановке? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Я обыч­ но говорю, что надо руко ­ водствоваться ЛОГИКОЙ II здравым смыслом. На что же можно еще положиться, если законы противоречат один другому на разных уровнях, рынка нет и в по­ мине, цены разрегулированы и в это.м деле продолжается хаос. Якобы, па словах, пре­ доставленная самостоятель­ ность на деле ограничивает­ ся всевозмфкны.ми постанов­ лениями и указами . Не оп­ ределены пути выхода из кризиса. Предприятия ме­ чутся в поиске, как выжить? Выживем ? «Поиск» без ф Ш ц Ш . и » II вот в это сложное вре­ мя на бассейне не сложилась та обстановка, которая долж­ на была быть, исходя нз обычной логики и здравого смысла. Сейчас каждый ру­ ководитель думает н работа­ ет только на одну цель: как бы выжить сегодня, в этом году, в следующем, т. е. ре­ шает в основном только так­ тические задачи. II нп одни нз них в отдельности или все вместе не повинны в свое.м стремлении, ибо зажаты в тиски безысходности сегод­ няшнего дня и отсутствия какого-либо просвета в завт­ рашнем. Нет экономической воз- можностй работать на перс­ пективу развития промысла и технологии. А кроме экономических мотиваций в настоящее вре­ мя никакие другие, как* пра­ вило, не работают. Поэтому, если говорить о направлении работ, которые по специфике могут быть выполнены только па судах и только специалистами «Севрыбпоиска >, следует отметить, что для этой орга­ низации сейчас, пожалуй, наиболее трудный период. Начиная с 1978 года, ког­ да бывшая <Севрыбпромраз- ведка» при ВРПО «Севры- ба» преобразовалась в само­ стоятельное управление фло­ та, началась усиленная спе­ циализация всех ее подраз­ делений и судов в целях иа- нвысшего качества проведе­ ния работ. Шло сложное время, связанное с закрыти­ ем промысла в шельфовых водах иностранных госу­ дарств, введение экономиче­ ских и территориальных зон. В кратчайшие сроки были открыты и освоены новые районы промысла в океане. Суда оснащались новейшими поисковыми п научными при­ борами. Происходило уско­ ренное переоборудование от­ дельных су^ов под научные плавучие лаборатории и ин­ ституты. Суда потеряли свое значение как промысловые. В этих целях была создана научная летающая лаборато­ рия на базе самолета ИЛ-18. Казалось бы. рыбная про­ мышленность Севера реши­ тельно встала на путь на­ дежных перспективных изы­ сканий и освоений сырьевых запасов и обезопасила себя в какой-то мере от возможных неожиданностей на случай природных и межгосударст­ венных катаклизмов. Сида, специально оборудованные для любого района Мирового океана на поиск* любого вида объекта промысла, стабиль­ но занимались проблемами запасов и освоением новых районов. Даже в хорошо ос­ военных районах велось тща­ тельное слежение за средой и объектом, чтобы своевре- меино управлять промыслом по месту и времени. Все эти работы, а их необ­ ходимость и актуальность определялись на специаль­ ных промысловых советах, финансировались промфло­ тами на долевых началах, исходя из объема годового вылова. С 1988 года переименован­ ный флот «Севрыбпромраз- ведка», теперь уже «Севрыб- поиск», перешел на работу с флотами (с каждым) по до­ говорам. Казалось бы, все хорошо, все решается, исхо­ дя из общепринятых норм, если не учитывать то обстЗ*- 18 января 191 года 4 к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz