Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
i! И ляем*новую газету |.:з * <t О В НАШЕМ издании : основы христианской веры; праздники и обряды Православной Церкви; Церковный календарь; история, философия, искусство; семейные чтения; советы старцев живущим в миру; обзор событий в стране и за рубежом; проповеди, молитвы и песнопения. Sf Тайна Христа, находящаяся у истоков замысла Творца, явилась в точно опре деленный момент человеческой истории: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены (Гал. 4, 4 ) . Он — «свет от света, Бог истинный от Бога истинного» и «единосущный Отцу» — «вочеловечился». После Его рождения Для нас стало привычным вести паше летоисчисление со времени рождения Иисуса Христа. Если мы пишем «1У90 г.», то это означает, что столько лет прошло после Его рождения. Рождение Иисуса Христа поделило всю исто рию человечества на две эпохи: до и после Его рождения. Соответственно, о том, что было до рождения Христа, гово рят как о случившемся до нашей эры. а о то.м, что было по сле Его рождения, как о происшедшем в пашу (новую) эру. В то время, когда жил Иисус, все страны вокруг Среди земного моря были под 'владычеством римлян. Возникшая с основанием Рима в 753 г. до пашен эры. Римская империя постепенно присоединила к- себе огромные территории, вклю чавшие нынешние Испанию, Францию, Марокко. Ее власть распространялась вплоть до Египта, Сирии и юга России. Во время рождения Иисуса во главе этой империи стоял император Август. Сведения о рождении и детстве Инсуса сообщаются нам в Евангелиях от Луки и Матфея. Лука встречался с первыми христианами, жившими в Палестине и хорошо помнившими семью Иисуса. Возможно, беседовал он и с Марией, матерью Иисуса, о которой он довольно ча сто упоминает, говоря, что «она сберегла все эти слова в своем сердце» (Лк. 2 .19 . 51). Дева Мария, дочь праведных Иокама и Анны, происходи ла из царского рода Давидова. Детство и отрочество она провела при храме, в самом строгом воздержании, уедине нии и непрестанных молитвах. Когда она достигла совершен нолетия, отца и матери ее уже не было в живых. Оставаться при храме ей, как совершеннолетней, по обычаю было нель зя . Поэтому ее обручили дальнему родственнику, старцу Ио сифу, тоже из рода Давидова, и жившему также в Назарете. Дева Мария дала обет Богу пребывать всю жизнь девою, и Иосиф был опекуном ее. только называясь мужем. В те дни вышло повеление римского императора Августа сделать народную перепись во всей Иудейской земле. Иосиф пошел записываться вместе с обрученною ему женою Мари ей. Когда они были в Вифлееме. Марии пришло время ро дить. Это произошло через пять тысяч пятьсот восемь лет после сотворения мира и за тысяча девятьсот девяносто лет до нашего времени. Зачем Бог стал человеком? Трудно нам воспринимать аб стракции вроде истины, добра или нрасоты в отрыве от их зри мых образов. Мы познаем красо ту в прекрасном, добро — как оно сосредоточено в добром чело веке, и так далее. Но что же Бог? Как можно постигнуть его, на что он похож? До некоторой степени мы мог ли бы это сделать, если бы Бог как-то сосредоточился в образе, доступном человеческому понима нию. или став одним из людей. Хотя при жизни то т человек не выражал бы вечности и вездесущ ности Бога (Для этого не хватило бы ни времени, ни пространства). Иисус стал человеком, с тем чтобы человеческие существа мог ли получить какое-то представле ние о беспредельном Боге. Это — весть Нового Завета. Апостол Па вел говорит, что во Христе ^оби тае т вся полнота Божества телес- 1но» (Колос. 2:9). Бог решил стать человеком во имя преодоления пропасти между Богом и человечеством. Если бы Иисус был «только» человеком или тварным существом, то глуби на пропасти между Богом и чело вечеством — бесконечным и конеч ным, творцом и творением, Свя тым и нечестивым — осталась бы неизменной. Чтобы мы смогли по знать Бога, Бог должен был сп у ститься к нам. Ни одно из твар- ных существ не может преодо леть гигантской пропасти между Богом и людьми подобно тому, как кусок глины не может вдох новиться и возвыситься до уров ня скульптора. Бог из любви сде лал этот шаг к нам. Он желал проложить путь , чтобы все могли узнать его. Благодать Е с ть сила. которую Христос оставил на земле, она выдается нам даром. Она так и называется — благодать. Благо, которое да ется даром. Не зарабатывается , а даром. Да. мы должны прилагать усилия, да, мы должны бороться с грехом, да, мы должны стре миться к самосовершенствованию, помня, что сами себя за волосы вытащить не сможем. Это работа лишь подготовительная. Здесь ко ренное отличие христианства от йоги, которая думает, что человек может добраться до Бога и вло миться к Нему, так сказать , по собственному желанию. Христиан ство говорит — ты можешь себя усовершенствовать, но до Бога добраться невозможно, пока Он сам к тебе не придет. И вот Бла годать превосходит Закон. Закон — это первая стадия религии, ко торая начинается у ребенка. Вот это нельзя, это можно, какие-то правила, какие-то нормы’. Нужно это? Да, конечно. Но потом при ходит Благодать — через внут ренний опыт встречи с Богом, это как любовь, это как ликование, это как победа, как музыка сфер. Благодать — это новая жизнь. И апостол Павел говорил*. «Вот спорят между собой люди. Одни — сторонники обрядов старин ных, ветхозаветных. Другие, третьи _ против этого. А ведь ни то, ни другое не важно. А важно только новое вторжение и вера, действующая любовью». Вот это есть подлинное христианство . Отец Александр МЕНЬ. Зажигаем елки Незаметно для всего мира в убогой обстановке холодной, не уютной пещеры начал Свою жизнь на земле Иисус Христос. Он был голодным, хотел пить, уставал , нуждался во сне, радо вался, печалился; плакал. Он пе реносил страдания на Кресте и умер, потому что захотел этого. Все, что есть у людей, было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было греха. Он был безгрешным. Он* скрыл свою Божественность под человеческим видом, так что не все люди чувствовали и ощу щали это , а только те , у которых было чистое сердце. Он • сделал это для того, чтобы быть с людьми и научить их прав де Божией. В Нем Бог соединился с человеком и родился в холод ной, бедной пещере, где прятался от непогоды скот. В церкви часто повторяется мо литва: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благово ление». Этими словами начинает ся . за каждой всенощной, пение очень торжественной молитвы, которая называется: Великое Сла вословие, в ней люди славят Хри ста , как славили Его ангелы на небе, в ночь Его Рождества. День Рождества Христова и церкви и дома мы празднуем осо бенно торжественно (25 декабря по старому, 7 января по новому стилю). Наши храмы украшаются в это т день, священники одевают самые лучшие ризы, зажигаются все лампады. Перед Рождеством полагается строгий пост для приготовления к встрече этого праздника. День перед Рождеством называется Со чельником. До самого вечера это го дня православные не едят ни чего: ждут появления на небе пер вой звездочки — вспоминают звезду, приведшую волхвбв к Спа сителю. Дома на Рождество мы зажигаем елки, которые украш а ем возможно красивее, радуемся им, как радовались в раю пре красному творению Адам и Ева. Когда они согрешили, их непо слушание Богу принесло на зем лю зло и смерть , от которых Бог через пророков обещал нам и з бавление рождением Спасителя. В день Рождества Христовз мы празднуем исполнение этого обе щания. Н. В. Гоголь Нужно любить Россию Б е з любви к Богу не спа стись, а любви к- Богу у вас нет. В монастыре ее не най дется, в монастырь идут од ни, которых уже позвал туда сам Бог. Б е з воли Бога нель зя и полюбить Его. Да и как полюбить Того. Которого ни кто не видал? Какими молит вами и усилиями вымолить у Него эту любовь? Смотри те, сколько есть па свете добрых и прекрасных людей, которые добиваются жарко этой любви и слышат одну только черствость да холод ную пустоту в душах. Труд но полюбить того, кого ни кто не видал. Один Христос принес и возвестил нам тай ну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу. Стоит только полюбить их так, как приказал Христос, и сама собой выйдет в итоге любовь к- Богу Самому: Иди те же в мир и приобретите прежде любовь к братьям. Но как полюбить братьев? Как полюбить людей? Душа хочет любить одио прекрас ное. а бедные люди так’ не совершенны и так в них ма ло прекрасного! Как же сде лать это? Поблагодарите Бога преж де всего за то. что вы рус ский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь — есть сама Рос сия. Если только возлюбите Россию, возлюбите и все. что ни есть в России. К этой любви пас ведет Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и ко торых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начала любви. По прямой любви еще не слышно ни в ком — ее нет-таки и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это прои зводит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет. если вы действительно полюбите Рос сию и у вас пропадет тогда собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных людей, то есть будто в теперешнее вре мя они уже ничего не могут сделать для России, и будто они уже ей не нужны совсем: напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно все сделать. Нет, если вы действитель но полюбите Россию, вы бу дете рваться служить ей. по следнее место, какое не оты щется в ней, возьмите, пред- почитат одну крупицу дея тельности на нем всей ва шей нынешней, бездействен ной и праздной жизни. Нет. вы еще не любите России. А не полюбивши своих братьев, не возгореть ся любовью вам к Богу, не спастись вам. Издается «Братством святых Кирилла и Мефодия» С благословения Пантелеймона, епискога Архангельского н Мурманского Пресс-служба «Кириллица» (телефон 1-95-86). 4 января 191 года 14 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz