Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

От Кижей до Египта л И (Окончание. Начало на 11-й стр.) жилые постройки. То здесь, то там возникают маленькие часовни, броса­ ются в глаза прилепленные оДной сто­ роной к горе средневековые гречес­ кие монастыри, огороженные камен­ ными стенами. Видны храмы с крес­ тами и, говори современным языком, подсобными хозяйствами — нежно зеленеют прямоугольники огородов, темнеют пятна фруктовых садов. Го­ ра обрывиста, кряжиста, па перева­ лах едва намечена, дорога, соединяв­ шая некогда многолюдные монасты­ ри. Читаю лоцию этих мест: «Гора Афон , белая, конусообразная, сложе ­ на из известняка. Берег высок, уте­ сист, слабо изрезан бухточками, дос­ тупными лишь для малых судов... Бухточка (очевидно, в которой и рас­ положен русский монастырь. — Авт.) вдается в берег залива на 1,5 мили к NW от селения Дафни. В бухточке оборудована небольшая гавань, в ко­ торой имеется пирс. На берегу к N от бухточки разбросаны постройки монастыря Лйос-Нанделимон, издали имеющего вид небольшого города... Якорное место, глубина на котором* 37 м, находится в 0.7 кот от берега. Чтобы стать на якорь па этой глуби­ не, судно должно выйти на створ до­ ма с .мансардой, стоящего на холме на восточном берегу бухточки, с наи­ более высоким конусообразным из хол.мов, доминирующих над монасты­ рем. Но этому створу нужно идти самым малым ходом до тех пор, по­ ка ближайший к пирсу обрывисты!*! мыс не начнет закрывать стоящий на небольшом расстоянии от него дом; после этого можно стать на якорь. Но донесению 1950 года, в районе якорного места лежат затонувшие швартовные бочки...» Вот так да! II об этом пишется в лоции, издан­ ной в 1988 году! Какие-то донесения сорокалетней давности, ни слова о русском монастыре, который назван в греческой транскрипции... Я отрываю глаза от лоции — и сердце замирает в ностальгическом восхищении: здесь, у черта на ку­ личках, среди выжженных солнцем островов Эгейского моря вдруг воз­ никает кусочек старой Москвы. З е ­ ленеют соборные маковки с золоты­ ми православными крестами, высится звонница с круглым циферблатом ча­ сов, за кремлевской стеной как гри­ бы средь травы проглядывают полу­ сферы монастырских построек. До боли, до крика родная архитектура капувдгего в Лету недавнего време­ ни. v Я САМОЙ пристани смотрит ^ удлиненными окнами зд а ­ ние четырехэтажной гостиницы. По­ дойдя ближе, замечаем, что окна те пусты, одна из степ обвалилась. И вспоминаем услышанную ранее весть о бушевавшем здесь пожаре, уничто­ жившем часть построек и библиоте­ ку. Швартуемся у разбитого пирса, сложенного из дикого камня и стис­ нутого для крепости мощной цепью с полуметровыми проржавевшими звеньями. А ведь когда-то это был царский причал, встречавший под звон колоколов корабль последнего российского императора. Нынче при­ стань пустынна, лишь одинокий нес, положив морду па вытянутые лапы, устроился па- нагретых солнцем кам­ нях. Вверх, к монастырю, ведет тен- нистая аллея . Тихо, только с берега доносится звон цикад. Облачаемся в паломническую одежду и вслед за отцом Августином направляемся к* монастырю. Под но­ гами хрустит битый кирпич, валяют­ ся свежие бревна, источающие сла ­ бый, похожи!! на сосновый, дух — на­ верное. орешник или лиственница. З а поворотом первое чудо — бьющий из- под каменной арки источник, над ко­ торым как-то по-домашнему висит . икона с изображением крещения Иисуса Христа в Иордане. Утоляем жажду и идем дальше, поднимаясь по тропе вдоль монастырской стены, облепленной спелой, тающей во рту ежевикой и каким-то кустарником с гроздьями темных круглых ягод. У ворот монастыря пустынно, ни­ зенькая калитка ведет в полумрак каменной ниши, откуда появляется невысоки!! сухонький старик в чер­ ной рясе — семидесятилетии!! насто­ ятель . архимандрит Иеремия. Наш отец Августин приветствует брата во Христе, они целуются, обмениваются новостями. Иеремия чем-то встревожен, то и дело оглядывается на ворота, гово­ рит, что не ожидал именно сегодня* прибытия столь многочисленных го­ стей. Мы поправляем его: не гостей, а паломинков-помощников, готовых несколько дней поработать в монас­ тыре, пособить в любом деле. Да, го­ ворит Иеремия, мы были бы крайне рады этому, но... И тут из калитки выходит греческий полицейский, ко­ торому настоятель объясняет цель нашего визита. Далее следует выяс­ нение отношений, предпринимается попытка дозвониться в соседний го­ род к губернатору, а мы тем време­ нем знакомимся с подошедшими мо­ нахами. Их нынче в монастыре чело­ век тридцать. В основном это рос­ лые, крупные мужчины, похожие на волжских бурлаков, а не на иноков. Говорят по-русски, хотя среди них есть и сербы, и болгары. Одеты в темно-коричневую- рясу-робу трудин- ков, ведь кредо монахов Пантелеймо- новской обители «молись и трудись». Простая молитва и не книжная усид­ чивость, а физический труд позволя­ ют им выжить на Афоне. Монахи разговорчивы, искрение рады столь неожиданной встрече. Многие покинули Родин#.; РЬссиго, 'еще5д о войны. И малр 'интересуются происходящими в мире социальными переменами. «Вы для нас, как... как папанппцы», — восклицает один из монахов, с трудом подбирая верное слово. Да, как напанинцы, которых с триумфом встречала страна в дале ­ кие тридцатые годы — более точно­ го сравнения этот афонский старожил не мог подобрать... К разговору присоединяются какие- то молодые люди-иностранцы. Оказы­ вается, они здесь находятся па ста­ жировке от международных гречес­ ких курсов по изучению истории ре ­ лигии. Художники, артисты, литера ­ торы из Югославии, Англии, Ислан­ дии — курсисты очень довольны пре­ доставленной возможностью двухне­ дельного знакомства с Афоном. Ну а наше посещение монастыря, как ока­ залось, откладывается на неопре­ деленный срок. Настоятель Иеремия разводит руками, указывая на непре­ клонного полицейского. А полицей­ ский советует идти в Салоники, ведь в наших паспортах пока пет даже греческой визы. И весьма настойчиво советует, вызвав на подмогу еще двух-трех полицейских, которые бук­ вально выпроваживают нас, подтал­ кивая вниз, к пристани. Ничего не поделаешь — в сопро­ вождении монахов возвращаемся па пирс к лодьям. Г1о пути я замечаю мурлыкающего монастырского кота, глажу его по шерстке — в истоме он переворачивается на спину, потяги­ вается. Да, действительно не кошка, а кот. Верно говорят, что даже жи ­ вотные на Афоне лишь мужского по­ ла. Откуда-то, запряженная мулом, выкатывается тележка-арба, доверху наполненная большими полосатыми арбузами. Мы грузим их на палубу, с благодарностью принимаем из рук монахов плетеный кувшин с вином, мягкие, объемистые буханки свежего белого хлеба. Солнце скатывается за морской горизонт. Часы на звоннице быот полночь, хотя на моих часах лишь девять вечера. На Афоне свои счеты со временем: здесь полночь на­ ступает, когда стемнеет, ночь отдана молитве, и полуночница — не абст­ рактное понятие. Слова «Слава Тебе, показавшему нам свет» произносятся с первыми лучами солнца, так что вся ночь проходит в .молитвенном прении. ...Насколько возможно, оттягиваем миг прощания. Полицейские разре ­ шают сбегать с бидонами к источни­ ку. пополнить запасы питьевой воды. Монахи рассказывают 6 своей прош­ лой. доафонской жизни. Звучат горь­ кие слова-обиды о пропавших без вести родных и близких, репрессиро­ ванных друзьях-товаpi!щах. Украдкоii передают нам то пучок свечей, то коробочку с местным ладаном. И вдруг события приобретают новый поворот: двоих наших «паломников» (пе хочу называть их имен) полицей­ ские прихватывают с найденными в полуразрушенном здании гостиницы какими-то старинными подсвечника­ ми. Горько, обидно, стыдно. Па при­ стани появляется машина с новым отрядом стражей правопорядка во “ главе v •местным губернатором: На­ чинается новое выяснение отношений. Тем временем совсем стемнело. И, прощаясь с настоятелем монастыря, наш отец Августин, пе заметив от­ крытого трюма, оступившись, прова­ ливается под палубу лодьи... В свете фонарей мы укладываем потерявшего сознание батюшку на палубу, врач экспедиции делает ему обезболивающие уколы, щупает кос­ ти. Переломов, к счастью, нет. Нако­ нец мы отчаливаем и последнее, что я замечаю, — это стоящего на коле- * нях па пирсе п кладящего земные поклоны архимандрита Иеремию, ко­ торый благословляет нас па дальней­ ший путь к святой земле Палестины, к* Гробу Господню. н 0 4 Ь звездная , волны уми­ ротворенно быот о борт лодьи. Ра зре зав несколько арбузов — сладких, с мелкими черными кос­ точками, — мы заедаем их кислова­ тым свежим хлебом и запиваем терп­ ким красным монастырским вином. Над головой разверзся Млечный Путь, j который то и дело перечеркивают падающие . звезды. Что ж. у каждого из пас свой путь в жизни. И ничто не проходит бесследно. Наверное, мы еще не готовы, не достойны, греш­ ны, чтобы вступить под своды Пан- телеймоиовского монастыря. И отец Августин пострадал за нас, пытаясь соединить противоположности, опере­ жая время, давая нам возможность прикоснуться к святая святых рос­ сийского монашества. К Афону, по­ добному чистейшему пламени молит­ вы, которая должна быть услышана всеми русскими людьми. Жаль , до обидного жаль этих до­ верчивых афонских монахов с натру­ женными крестьянскими руками. Жаль одичавшей российской земли, полито]*! далеко не только святой во­ дой, а кровыо п потом истинных бо­ гомольцев. Все может прийти в упа­ док, погибнуть в огне или истлеть от старости. Но вера в высший смысл человеческой жизни, вера, имеющая своп истоки и продолжение в поко­ лениях, неугасима. Закончить эти заметки мне бы телось цитатой из малоизвестной статьи «Афон — колыбель монаше­ ства» ректора Одесской духовной се­ минарии протоиерея Александра Кравченко. Он пишет: «В одну из ночей молитвенного нашего пребыва­ ния на Афоне я почувствовал не­ обычный подъем, показалось ощути­ мо прикосновение к высшему началу, стало легко и свободно. В кондаке службы Афонским преподобным го­ ворится: «опебесившие гору сию и показавшие в ней житие ангельское». Какое звучание и глубокий внутрен­ ний смысл! И еще показалось, что теорию о неосфере академика Вер­ надского можно дополнить. Если есть <■ озоновая дыра» в Антарктиде, по­ чему не быть вулканам особого на­ чала, выбрасывающим энергию доб­ рого духа? Это прежде всего Афон». Фото автора и В. КОРЕЦКОГО. Паломники вместе с монахами Афона. \ZV/VVV\Ay\rv^V/\/4A/V\^/S/V\/\/V4/N/\/\/N/4/Ny4/4/\/N/N/\/. 4 января 191 года 12 рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz