Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.
Онежское озеро — Волга - * W ' - - ХШШ&* У ч & ш i моря — Босфор — Мрамор ное море — Дарданеллы — острова Сирое, Родос, Патмос — Кипр — Израиль — Египет... По этому маршруту минувшим летом прошли парусные суда Петрозаводского клуба «По лярный Одиссей». Экспедиция получила название «Паломни чество» и была организована миссией «Золотой век» непра вительственного Фонда народ ной дипломатии. Сегодня мы продолжаем публиковать пу тевые заметки одного из уча стников этой необычной экс педиции Виктора Георги. В прошлом году читатели «Рыб ного Мурмана» уже могли оз накомиться с рассказом наше го корреспондента о родине Иисуса Христа городе Назаре те, гробнице Николая Мирли- кийского, острове Патмос, встречах в израильском горо* де Хайфа, о греческих памят* никах античности. Посещение русского монастыря на свя той горе Афон — тема оче редной, шестой части данных заметок. Напоминаем, что этим ле том древнерусские лодьи клу ба вновь возьмут курс в Сре диземноморье, планируя дой ти до итальянского города Ге нуя. Всем, кто желает стать спонсором новой экспедиции или помочь ее участникам д е ловым советом, сообщаем ад рес председателя совета мис сии «Золотой век» Виктора Дмитриева: 185020, Петроза водск, ул. Московская, 12, а также благотворительный счет миссии: N® 700701 в Карел- промстройбанке. ... От Кижей до Египта рут вещего Олега, нам бы пришлось прибивать свои щиты не к вратам Царьграда. а к стамбульской мечети. ...Первый визит мы совершили в собор Святого Георгия — небольшой христианский храм с прилегающими к нему жилыми постройками, куда местные власти переселили оставших ся на территории Стамбула греков. Он н является нынче резиденцией патриарха ' Константинопольского Димитрия I. Хотя уже в ближайшее время эта резиденция может быть пе ренесена под Женеву, так как при хожан в городе мало: греческое ду ховное гетто насчитывает всего око ло пяти тысяч человек. В тот воскресный августовский день службу вел сам патриарх. Под сводами собора звучала напевная гре ческая речь. Казалось, что это не чтение, а тянущаяся на одной ноте оптимистическая молитва, которую можно слушать, сидя па специаль ном стуле с высокой спинкой, поло жив руки на подлокотники (именно поэтому и звучащее чтение называ ется кафизмом, от греческого слова «кафиза» — «сидеть»). С удивлени ем н испугом следили за нами при хожане, опасаясь нередких провока ций со стороны исламских фанати ков. Еще бы: по собору расселись* разбрелись десятков шесть паломни ков с красными, обожженными солн цем и обветренными лицами. Но ког да в конце службы мы вслед за гре ками потянулись к патриарху и, це луя его сухую руку, с благоговени ем приняли желтые просфорки — напряженность пропала. «Ортодокс?» — спрашивали, обращаясь к нам, прихожане. «Да. православные >, — уверенно заявляли самые отчаянные ВикторГЕОРГИ, наш кор. часть шестая у МНОГИХ из пас, людей, вос питанных под прессом ате изма и мало знающих об истории хри стианства, а тем более российского монашества, само словосочетание «гора Афон» вряд ли вызовет какие- нибудь ассоциации. Помнится, дове лось мне как-то съездить па экскур сию к Новоафопской пещере, что под Пицундой. Сталактиты и сталагми ты, конечно, впечатляют. А вот на расположенный на той горе монас тырь , построенный в начале нашего века по образу и подобию Паителей- моновского монастыря, находящегося па одном из полуостровов Эгейского моря, многочисленные туристы вни мания не обращают. И правильно де лают: что толку даже в хорошей ко пии, если отсутствуют в ней святость -оригинала, высокий дух подвижниче ства колыбели русского монашества — истинного Афона. Но сам факт строительства говорит о той роли, которая отводилась до революции Афону, святой горе русских людей, если собрали деньги и поставили храм, пригласили управлять делами староафонских иноков, пытаясь хоть таким образом, по крупицам, возро дить па Руси традиции православия и преданности отеческой веры. Жаль , что эти- крупицы были сметены ра з рушительным ветром нового строи-, тельства нового мира. Считается, что над Старым Афо ном не властно время, но семндеся- тилетнее. на грани преступления, рав нодушие Страны Советов к велнкому- ченникам своего народа сегодня ре ально поставило староафонских мо нахов перед вечным вопросом: быть или не быть? Именно поэтому, от правляясь в паломничество к христи анским святыням Средиземноморья, мы решили во что бы то ни стало посетить Афон. Хотя добиться этого было совсем не просто. Рассказ об Афоне следует, навер- Л г _________________________________________________________ ное, начать с того дня, как три на ши древнерусские лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь», украшенные вывешенными по бортам декоратив ными щитами п призванные смоде лировать путь из варяг в греки, з а вершили очередной этан экспедиции, ошвартовавшись в яхт-клубе Стамбу ла после успешного перехода от Крымского полуострова до Босфора. Именно там, в Стамбуле, столице ис ламской Турции, мы впервые столк нулись с не прекращающейся по сей день борьбой между двумя великими религиями мира — христианской и мусульманской. и Ш \ АК ИЗВЕСТНО , в конце IV " m века произошло разделение дряхлеющей Римской империи на З а падную, столицей которой остался Рим, и Восточную. Тогда же на мес те захудалой греческой деревушки Византии император Константин ос новал названный в его честь город. И вскоре, после разделения Церк вей, патриарх Константинопольский стал главой всего православного ми ра, распространив сферу своего вли яния от Крыма до Палестины. В XV веке Константинополь пал под натис ком воинствующих арабских племен, и самый большой христианский храм Святой Софии был превращен в му сульманскую мечеть. Оттоманская империя постоянно боролась с ино верцами, и то, что мы минувшим ле том увидели-узнали в Стамбуле-Кон- стаитинополе, было отражением этой многовековой борьбы. Общительные и любопытные до всего нового, турки весьма насторо женно отнеслись к программным це лям экспедиции «Паломничество», ог раничив свой интерес экзотикой мор ского похода на старинных парусных судах, совершивших переход из ва ряг в греки. Вернее, теперь уже «в турки» , потому что, повторив марш- безбожники, ведь этим визитом в со бор Св. Георгия мы должны были показать себя благочестивыми палом никами, чтобы добиться разрешения посетить Афон. Дело в то.м, что ста тут русского православного монасты ря на святой горе особенный. Его мо нахи автоматически из российских граждан превращаются в подданных Греции. И подчиняются прежде все го духовной власти кинота — мона шеского совета полуострова, в кото ром есть представители всех афон ских монастырей, а также патриарху Константинопольскому и местным гре ческим властям в Салониках. Итак*, первая инстанция была прой дена. Участник нашей экспедиции, представитель Русской Православной Церкви архимандрит Августин был в дружеских отношениях с нынешним ■НИМ— — — I — — — настоятелем Пантелеймоиовского мо-. пастыря отцом Иеремией, что вселя ло надежду и на дальнейший успех. Ну а греческие власти... Не буду, следуя хронологии собы тий, рассказывать о плавании в Мра морном море и проходе через Д а р данеллы, так как это не относится к теме сегодняшних заметок. Продол жу повествование с того момента, когда по курсу лодей выросла подер нутая дымкой гора Афон и мы при няли решение напрямую идти к рус скому монастырю (ветер дул попут ный, а делать крюк для захода в Са лоники и ждать официального разре шения ни времени, ни желания не было). «С ЕГОДНЯ 13 августа, поне дельник. А вчера, в воскре сенье) мы ступили па афонскую зем лю. И я буду вспоминать еще и еще раз вчерашний день, каждый час ко торого был неповторим. Нельзя дваж ды войти в одну и ту же реку, как нельзя повторить случившееся ...» — эти восторженные строки из путево го блокнота заставляют меня вновь пережить-вспомппть встречу с Афо ном. В прошлом веке богомольцы пели: «Гора Афон, гора святая, Не знаю я твоих красот, И твоего земного рая И под тобой шумящих вод. Я не видал твоей вершины: Как шпиль твой впился в облака, Я не видал, гора святая. Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал. Я рисовать тебя не смею. Об этой чудной красоте Сложить я песню не умею: Она замрет в моих устах. Одно, одно лишь знаю верно Я о тебе, гора чудес, Что ты таинственна, безмерна И не далеко от небес». Что не далеко .от небес — это точ но. Саму гору мы заметили часа за три хорошего хода и начали лихора дочные приготовления к встрече с монахами: на мачте рядом с полоса тым как тельняшка греческим ф л а гом заполоскал бело-спне-красный рос сийский флаг, пузырем вздулась вы шитая хоругвь с ликом Спаса Неру котворного. Не сбавляя хода, пере садили женщин на лодью «Вера», где капитаном был наш земляк-мурман чанин и принципиальный атеист Сла ва Мальцев, которому и выпала участь командовать сборным экипа жем, маневрируя милях в двух от берега, так* как на легендарны!! и вос петый пинтами полуостров еще не ступала женская нога. Рассказыва ют. что когда во главе министерства, ведавшего в Греции всем просвеще нием. в том числе и опекавшего ре лигиозные культы, стала женщина, то она попыталась нарушить эту мно говековую традицию. Не удалось. А одна из западных корреспонденток, переодевшись мужчиной, все же при была на Афон, но была раскрыта и судима. Мы же не хотели вступать в конфликт с греческим правосудием. Мне трудно объяснить причины возникновения столь уникального ме ста, как Афон. Очевидно, для ранних христиан отшельническая жизнь бы ла обычной формой служения Хрис ту. Теоретически она подкреплялась богословами, произведения которых и сегодня изумляют отточенностью своих постулатов. А чтобы следовать им, глубоко верующие, не идущие на компромисс люди должны были бе жать в укромные места от иноверных и иноземных погромов. И гористый полуостров на северо-западе Эгейско го моря оказался идеальным уделом для монашеской жизни, этаким оази сом истинного православия, расцвет шим в прошлом веке. В 1912 году * только в Пантелеймоновском монас тыре насчитывалось до пяти тысяч монахов, кроме того, сотни насельни ков жили в Андреевском и Ильин ском скитах, в десятках русских кел- лиях. А афонская келлпя — это не российская келья одного монаха, а целое братство вдали от монастырей и лавр. Еще более истовые старцы уединялись в пещеры и хижины, ко торые звались коливамн... Итак, мы идем вдоль афонского • берега, отыскивая взглядом среди горных уступов и песчаных оползней (Окончание на. 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 11 4 января 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz