Рыбный Мурман. 1991 г. Январь.

Онежское озеро — Волга - * W ' - - ХШШ&* У ч & ш i моря — Босфор — Мрамор­ ное море — Дарданеллы — острова Сирое, Родос, Патмос — Кипр — Израиль — Египет... По этому маршруту минувшим летом прошли парусные суда Петрозаводского клуба «По­ лярный Одиссей». Экспедиция получила название «Паломни­ чество» и была организована миссией «Золотой век» непра­ вительственного Фонда народ­ ной дипломатии. Сегодня мы продолжаем публиковать пу­ тевые заметки одного из уча­ стников этой необычной экс­ педиции Виктора Георги. В прошлом году читатели «Рыб­ ного Мурмана» уже могли оз­ накомиться с рассказом наше­ го корреспондента о родине Иисуса Христа городе Назаре­ те, гробнице Николая Мирли- кийского, острове Патмос, встречах в израильском горо* де Хайфа, о греческих памят* никах античности. Посещение русского монастыря на свя­ той горе Афон — тема оче­ редной, шестой части данных заметок. Напоминаем, что этим ле­ том древнерусские лодьи клу­ ба вновь возьмут курс в Сре­ диземноморье, планируя дой­ ти до итальянского города Ге­ нуя. Всем, кто желает стать спонсором новой экспедиции или помочь ее участникам д е ­ ловым советом, сообщаем ад­ рес председателя совета мис­ сии «Золотой век» Виктора Дмитриева: 185020, Петроза­ водск, ул. Московская, 12, а также благотворительный счет миссии: N® 700701 в Карел- промстройбанке. ... От Кижей до Египта рут вещего Олега, нам бы пришлось прибивать свои щиты не к вратам Царьграда. а к стамбульской мечети. ...Первый визит мы совершили в собор Святого Георгия — небольшой христианский храм с прилегающими к нему жилыми постройками, куда местные власти переселили оставших­ ся на территории Стамбула греков. Он н является нынче резиденцией патриарха ' Константинопольского Димитрия I. Хотя уже в ближайшее время эта резиденция может быть пе­ ренесена под Женеву, так как при­ хожан в городе мало: греческое ду ­ ховное гетто насчитывает всего око­ ло пяти тысяч человек. В тот воскресный августовский день службу вел сам патриарх. Под сводами собора звучала напевная гре­ ческая речь. Казалось, что это не чтение, а тянущаяся на одной ноте оптимистическая молитва, которую можно слушать, сидя па специаль­ ном стуле с высокой спинкой, поло­ жив руки на подлокотники (именно поэтому и звучащее чтение называ ­ ется кафизмом, от греческого слова «кафиза» — «сидеть»). С удивлени­ ем н испугом следили за нами при­ хожане, опасаясь нередких провока­ ций со стороны исламских фанати­ ков. Еще бы: по собору расселись* разбрелись десятков шесть паломни­ ков с красными, обожженными солн­ цем и обветренными лицами. Но ког­ да в конце службы мы вслед за гре­ ками потянулись к патриарху и, це­ луя его сухую руку, с благоговени­ ем приняли желтые просфорки — напряженность пропала. «Ортодокс?» — спрашивали, обращаясь к нам, прихожане. «Да. православные >, — уверенно заявляли самые отчаянные ВикторГЕОРГИ, наш кор. часть шестая у МНОГИХ из пас, людей, вос­ питанных под прессом ате ­ изма и мало знающих об истории хри­ стианства, а тем более российского монашества, само словосочетание «гора Афон» вряд ли вызовет какие- нибудь ассоциации. Помнится, дове­ лось мне как-то съездить па экскур ­ сию к Новоафопской пещере, что под Пицундой. Сталактиты и сталагми­ ты, конечно, впечатляют. А вот на расположенный на той горе монас­ тырь , построенный в начале нашего века по образу и подобию Паителей- моновского монастыря, находящегося па одном из полуостровов Эгейского моря, многочисленные туристы вни­ мания не обращают. И правильно де­ лают: что толку даже в хорошей ко­ пии, если отсутствуют в ней святость -оригинала, высокий дух подвижниче­ ства колыбели русского монашества — истинного Афона. Но сам факт строительства говорит о той роли, которая отводилась до революции Афону, святой горе русских людей, если собрали деньги и поставили храм, пригласили управлять делами староафонских иноков, пытаясь хоть таким образом, по крупицам, возро­ дить па Руси традиции православия и преданности отеческой веры. Жаль , что эти- крупицы были сметены ра з ­ рушительным ветром нового строи-, тельства нового мира. Считается, что над Старым Афо ­ ном не властно время, но семндеся- тилетнее. на грани преступления, рав­ нодушие Страны Советов к велнкому- ченникам своего народа сегодня ре ­ ально поставило староафонских мо­ нахов перед вечным вопросом: быть или не быть? Именно поэтому, от­ правляясь в паломничество к христи­ анским святыням Средиземноморья, мы решили во что бы то ни стало посетить Афон. Хотя добиться этого было совсем не просто. Рассказ об Афоне следует, навер- Л г _________________________________________________________ ное, начать с того дня, как три на­ ши древнерусские лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь», украшенные вывешенными по бортам декоратив­ ными щитами п призванные смоде­ лировать путь из варяг в греки, з а ­ вершили очередной этан экспедиции, ошвартовавшись в яхт-клубе Стамбу­ ла после успешного перехода от Крымского полуострова до Босфора. Именно там, в Стамбуле, столице ис­ ламской Турции, мы впервые столк­ нулись с не прекращающейся по сей день борьбой между двумя великими религиями мира — христианской и мусульманской. и Ш \ АК ИЗВЕСТНО , в конце IV " m века произошло разделение дряхлеющей Римской империи на З а ­ падную, столицей которой остался Рим, и Восточную. Тогда же на мес­ те захудалой греческой деревушки Византии император Константин ос­ новал названный в его честь город. И вскоре, после разделения Церк­ вей, патриарх Константинопольский стал главой всего православного ми­ ра, распространив сферу своего вли­ яния от Крыма до Палестины. В XV веке Константинополь пал под натис­ ком воинствующих арабских племен, и самый большой христианский храм Святой Софии был превращен в му­ сульманскую мечеть. Оттоманская империя постоянно боролась с ино­ верцами, и то, что мы минувшим ле ­ том увидели-узнали в Стамбуле-Кон- стаитинополе, было отражением этой многовековой борьбы. Общительные и любопытные до всего нового, турки весьма насторо­ женно отнеслись к программным це­ лям экспедиции «Паломничество», ог­ раничив свой интерес экзотикой мор­ ского похода на старинных парусных судах, совершивших переход из ва ­ ряг в греки. Вернее, теперь уже «в турки» , потому что, повторив марш- безбожники, ведь этим визитом в со­ бор Св. Георгия мы должны были показать себя благочестивыми палом­ никами, чтобы добиться разрешения посетить Афон. Дело в то.м, что ста­ тут русского православного монасты­ ря на святой горе особенный. Его мо­ нахи автоматически из российских граждан превращаются в подданных Греции. И подчиняются прежде все­ го духовной власти кинота — мона­ шеского совета полуострова, в кото­ ром есть представители всех афон­ ских монастырей, а также патриарху Константинопольскому и местным гре­ ческим властям в Салониках. Итак*, первая инстанция была прой­ дена. Участник нашей экспедиции, представитель Русской Православной Церкви архимандрит Августин был в дружеских отношениях с нынешним ■НИМ— — — I — — — настоятелем Пантелеймоиовского мо-. пастыря отцом Иеремией, что вселя­ ло надежду и на дальнейший успех. Ну а греческие власти... Не буду, следуя хронологии собы­ тий, рассказывать о плавании в Мра­ морном море и проходе через Д а р ­ данеллы, так как это не относится к теме сегодняшних заметок. Продол­ жу повествование с того момента, когда по курсу лодей выросла подер­ нутая дымкой гора Афон и мы при­ няли решение напрямую идти к рус­ скому монастырю (ветер дул попут­ ный, а делать крюк для захода в Са­ лоники и ждать официального разре ­ шения ни времени, ни желания не было). «С ЕГОДНЯ 13 августа, поне­ дельник. А вчера, в воскре­ сенье) мы ступили па афонскую зем ­ лю. И я буду вспоминать еще и еще раз вчерашний день, каждый час ко­ торого был неповторим. Нельзя дваж ­ ды войти в одну и ту же реку, как нельзя повторить случившееся ...» — эти восторженные строки из путево­ го блокнота заставляют меня вновь пережить-вспомппть встречу с Афо­ ном. В прошлом веке богомольцы пели: «Гора Афон, гора святая, Не знаю я твоих красот, И твоего земного рая И под тобой шумящих вод. Я не видал твоей вершины: Как шпиль твой впился в облака, Я не видал, гора святая. Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал. Я рисовать тебя не смею. Об этой чудной красоте Сложить я песню не умею: Она замрет в моих устах. Одно, одно лишь знаю верно Я о тебе, гора чудес, Что ты таинственна, безмерна И не далеко от небес». Что не далеко .от небес — это точ­ но. Саму гору мы заметили часа за три хорошего хода и начали лихора­ дочные приготовления к встрече с монахами: на мачте рядом с полоса­ тым как тельняшка греческим ф л а ­ гом заполоскал бело-спне-красный рос­ сийский флаг, пузырем вздулась вы ­ шитая хоругвь с ликом Спаса Неру­ котворного. Не сбавляя хода, пере­ садили женщин на лодью «Вера», где капитаном был наш земляк-мурман­ чанин и принципиальный атеист Сла­ ва Мальцев, которому и выпала участь командовать сборным экипа­ жем, маневрируя милях в двух от берега, так* как на легендарны!! и вос­ петый пинтами полуостров еще не ступала женская нога. Рассказыва ­ ют. что когда во главе министерства, ведавшего в Греции всем просвеще­ нием. в том числе и опекавшего ре­ лигиозные культы, стала женщина, то она попыталась нарушить эту мно­ говековую традицию. Не удалось. А одна из западных корреспонденток, переодевшись мужчиной, все же при­ была на Афон, но была раскрыта и судима. Мы же не хотели вступать в конфликт с греческим правосудием. Мне трудно объяснить причины возникновения столь уникального ме­ ста, как Афон. Очевидно, для ранних христиан отшельническая жизнь бы ­ ла обычной формой служения Хрис­ ту. Теоретически она подкреплялась богословами, произведения которых и сегодня изумляют отточенностью своих постулатов. А чтобы следовать им, глубоко верующие, не идущие на компромисс люди должны были бе­ жать в укромные места от иноверных и иноземных погромов. И гористый полуостров на северо-западе Эгейско­ го моря оказался идеальным уделом для монашеской жизни, этаким оази­ сом истинного православия, расцвет­ шим в прошлом веке. В 1912 году * только в Пантелеймоновском монас­ тыре насчитывалось до пяти тысяч монахов, кроме того, сотни насельни­ ков жили в Андреевском и Ильин­ ском скитах, в десятках русских кел- лиях. А афонская келлпя — это не российская келья одного монаха, а целое братство вдали от монастырей и лавр. Еще более истовые старцы уединялись в пещеры и хижины, ко­ торые звались коливамн... Итак, мы идем вдоль афонского • берега, отыскивая взглядом среди горных уступов и песчаных оползней (Окончание на. 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 11 4 января 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz