Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.
Двум сессиям городского Со вета я предлагал обсудить, про анализировать направленность, методику организации работы депутата, комиссий, всего Сове та . Два-три часа хватило бы для обмена мнениями по важней шему вопросу: для чего мы в Совете и как выполнить свой долг, какова стратегия, как определиться в ней каждому? Не обсуждать работу каждого звена Совета по сотням част ных вопросов, не оценивать объем проведенной работы, а определить правильность ор ганизации ее, методику, крите рии оценки конечного результа та , обязательность глубокого анализа причиненных основ ка ждой проблемы. На мой взгляд, по любой про блеме в любой сфере деятель ности рабочими ориентирами и критериями оценки результа тов могут быть заданные самим себе вопросы: 1. Предложенный на комис сию вопрос — это исключитель но частный случай или одно из множества следствий сложив шейся обстановки, системы, ка ких-то временно или постоянно присутствующих условий? 2. Определили ли вы интер есы всех участников, втянутых обстоятельствами в эту пробле му? Ясны ли вам причины рас хождения их интересов? 3. Есть ли возможность изме нить условия, связать их интер есы обязательной взаимной вы годой (ведь только в этом поле зность и надежность всякого решения), обеспечить этим в будущем саморегуляцию та ких проблем или даже исключе ние их возникновения? 4. Решение этой проблемы лежит в рамках компетенции нашего Совета? Если да , пред лагайте и настаивайте. Если это прерогатива другого Совета или законодателя, надо считать обязательным выход с долж ным анализом-обоснованием на законодателя. Это хлопотно, но именно так мы снабдили за конодателя исходными данны ми именно по нашему городу, региону (а он очень своеобра зен). 5. Работа комиссий и всего Совета должна восприниматься не как грозный, всемогущий (а по сути бессильный) контролер, а как инициатор и гарант со вместных усилий всех заинтере сованных граждан в более ра зумной организации жизни го рода. Любая работа должна быть прежде всего правильно орга низована, проанализирована. Поэтому ноябрьской сессии я предложил создание группы анализа и прогноза. Депутатс кая группа Первомайского рай Трибуна деп ут ат а она поддержала это предложе ние, а сессия отказала, не по желав вникнуть в суть вопроса. На президиуме, а затем на сессии я предлагал включить статью расхода на конкурсные разработки, зная по прошлым годам, как сложно, хлопотно пробиться с разумным решени ем, разработкой через стену не понимания или умышленного ’’затирания". Ведь психологи чески тяжело безвозмездно ме- вете воспринимается как орган места разбора жалоб, просьб, обращений, кляуз и т.д . Они за валивают комиссию множе ством забот, откровенно дубли рующих или подменяющих ра ботников отделов исполкома и учреждений. Депутаты в комиссии, искрен не старясь исполнить свой долг, необоснованно принимают на себя несвойственную им рабо ту. Спорят, тратят время, нервы Предлагаю ■ в поисках разумного решения. Результат этих усилий плачев ный. Любое принятое реше ние,в лучшем случае,является лишь ’’пожарной" мерой,не ис ключающей появления той же проблемы завтра, через неде лю и т.д . Обновив Советы беспокойны ми, достойными депутатами мы,из-за неправильной органи зации своего труда,за год рабо ты не имеем пакета нужных ре шений, не имеем полного ана лиза состояния дел в каждой городской сфере деятельности, не вовлекли в этот процесс ак- тивистов-горожан и даже не ор- отвергают сяцами доказывать очевидное, наживать недоброжелателей. Несколько тысяч конкурсной премии по реорганизации ка- ких-то сфер , производств, учреждений подтолкнули бы многих мурманчан обогатить го род собственными вариантами решений. Статья не включена, в деньгах отказано. Исполком, его отделы, связанные с ними государственные структуры ,са моуверенно считают только се бя способными к анализу и ре шению. А у меня сомнений в этой способности и деловой неуязвимости их решений боль ше чем достаточно. Осознанно или несознательно, но они не хотят отказаться от монополии на деловую информацию и ана- лиз.отвергают конкурсность ре шений и даже возможность ее организации. Многими избирателями, депу татами, отделами исполкома и учреждениями комиссия в Со ганизовали достаточно полную информацию их о том, что бес покоит именно наш Совет, как и в чем мы рады воспринять помощь избирателей. Мы боремся со следствиями, не утруждая себя анализом их причин, не втягиваясь в разра ботку кардинальных, в рамках полномочий Совета, мер, позво ляющих на годы исключить воз можность массовых нарушений и других бед. Критерием оценки работы де путата, комиссии и всего Сове та должны быть не громадный объем работы, а ее качество, конечный результат. Основой работы комиссии до лжен быть принцип:от частно сти — к причинной основе, от .веточки сорняка — к корню, от изучения и анализа — к созда нию систем, условий взаимовы годно увязывающих интересы сторон.Систем, способных к са морегуляции в будущем. Си стем, исключающих саму воз можность. возникновения про блемы. Нам должно быть ясно, что любая неприятная частность, проблема — это следствие не совершенства или порочности системы ( будь то торговля, быт, культура, просвещение или еще что). Это следствие не сочета ющихся многосторонних интер есов. Вот мы — депутаты, ко миссии — и должны работать, прежде всего, на конечный ре зультат — создание условий именно для саморегулирующих ся, взаимоувязанных по интер есам систем, даже самых ма леньких, но надежных и долго временных. Систем, которые позволят через год-другой ис полкому и Совету вообще отка заться от административного регулирования во многих сф е рах городского хозяйства и ис ключить из своих штатов ( за ненадобностью) многие распух шие указующие отделы и служ бы. Исполком сбросит с себя мно жество несвойственных ему ф у нкций, обязанности, которые он никогда эффективно не решал и в дальнейшем не сможет их решать административно при всем рвении и даже гениально сти его работников. Местных полномочий для создания таких систем по многим направлени ям и сейчас уже достаточно. До выхода многих законов (парламенты перегружены) мы можем и обязаны наработать анализ обстановки и подгото вить пакеты реальных мер. Это более сложная,невидимая для избирателей, более тяжелая работа, но именно в ней я вижу результативность. Нахожу ана логию нашего местного подхо да к проблемам с действиями центрального, союзного прави тельства. Искренне желая стра не и народам добра, центр са моуверенно. без должного ана лиза коренных причин экономи ческих и политических наших бед принимает решения, после которых мы не только краснеем от стыда и горечи, но и заесть, запить эту горечь становится нечем. На нашей сессии очень часто выносятся вопросы, являющие ся функциональной обязанно стью других органов и учрежде ний. Сессия в искреннем, но ложном желании все быстро и справедливо решить, прини мает на себя несвойственную обязанность, тем самым под ставляя себя и развращая от ветственных чиновников возмо жностью им ссылаться на не продуманное, неквалифициро ванное решение сессии.И не столь важно, кто на кого со шлется. Важно, что вопрос остался по сути нерешенным или принятое решение усугуб ляет положение, уводит от от ветственности виновника. А с сессии спроса-то нет! Есть в любом (даже ну в са мом западном, ну в самом что ни на есть японском) обществе откровенные подлецы и ворю ги. А в нашем обществе их мно го больше. Но мы, депутаты, не судьи. И относиться к подавля ющему большинству нарушите лей должны прежде всего, как к людям, поставленным в раз вращающие обстоятельства в абсурдной общественной си стеме множественной морали. Обличить нарушителя, снять с должности — это полумера, если не менее ее, это решение одного, только одного вопроса А их множество сотен, тысяч. Значит, не хватит ни сил, ни времени. Значит, решение ле жит в другой плоскости, в объ единении усилий депутатских комиссиий Советов всех ступе ней в городе (бьемся над теми же проблемами), объединение усилий работников конкретных сфер и служб, отделов испол комов. И всем вместе нужно со средоточиться на основопола гающих разработках саморегу лирующих систем с увязкой ин тересов. Каждый народ имеет свои слабости и достоинства, позна ваемые в сравнении. Я,в про шлом рыбак, считаю, что в на ших людях есть важнейшие ка чества — это долготерпение, покладистость, почти детская наивная доверчивость, готов ность простить, не помнить зла. Такому народу дай возмож ность свободы труда, творчест ва, развяжи руки — и он не только сам себя накормит.од - енет и защитит, но и очень ско ро обогатит мир величайшими духовными ценностями. Справедливость не в лозун гах равного распределения благ (чего мы не видели и не увидим). Она в равных возмож ностях и свободах творить, со здавать, трудиться, богатеть и распоряжаться созданным. Мы, депутаты, можем и обя заны внести свою, пусть ма ленькую,лепту в создание це лостной системы этих равных возможностей для каждого. Си стемы, где, удовлетворяя свои интересы, каждый гражданин обогащал бы коллектив, город, страну. И делал бы это с радо стью. т В . ГОЛ ЬБ ЕР Г , Н народный депутат Мур- Й манского городского Сове та. £ Траловый флот: кто есть кто Три августовских дня действитель но показали кто есть кто. И нужно сказать, что рядовые рыбаки в той непростой ситуации, которая возни кла во время переворота, на голову оказались выше руководства.Оно по укоренившейся привычке встало во фрунт перед заговорщиками. Конечно, требуется еще время для того, чтобы выяснить позицию каждого руководителя в эти дни, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что отдельные администра торы заняли выжидательную пози цию. В доказательство приводим текст радиограммы, переданной в эти дни капитаном БМРТ "Владимир Гаври лов” , заместителем председателя СТК Мурманского тралового флота Борисом Андреевичем Бугаевым на СТМ 0703 зампреду СТК М. В. Лука шевичу и экипажу судна: ” В понедельник на несанкциони рованном митинге, организованном демократами, Ю. Н. Мясников под твердил подчинение законным вла стям России — милиция на стороне народа. Н. Н. Волошинов под пред логом отсутствия кворума отказыва ется собрать экстренное заседание президиума облсовета. Во вторник — самый многолюд ный митинг против ГКЧП в под держку законной власти России,Со юза. Президиум облсовета по насто янию группы рядовых депутатов принимает пункт обращения к жи телям области о выполнении зако нов Союза, РСФСР, Указов Президе нта РСФСР, однако отказался на звать происходящее антиконститу ционным переворотом. На президиуме прокуроры В. А. Клочков, Д. В. Милосердое сказали, что затрудняются дать оценку про исходящему, в том же духе выступи ли Г. В. Тишков, С. Л. Серокуров. А. А. Малинин в первой половине дня, получив требование администрации Президента РСФСР дать политичес кую оценку переворота, скрыл это от депутатов. Они узнали об этой телефонограмме после заседания президиума поздно вечером. В среду на графике Г. В. Тишков заявил, что пункт подчинения Рос сийским законам, Указам принят под давлением демократов, которые якобы безбожно врали на заседа нии. При голосовании воздержался. По поручению экипажа БМРТ-2422,осудившего ГКЧП и пред лагавшего организовать собрание представителей судов, береговых подразделений в поддержку закон ной власти, пытался выступить на графике. Тишков в слове отказал, пригласив в кабинет. В полуторачасовой беседе с Г. В. Тишковым к соглашению не пришли, предложение экипажа отклонено. Нашел решительную поддержку В. В. Замотаева (Б. А. Алексеев ранее высказал негативную оценку ГКЧП,находится в командировке. Президиум профкома осудил ГКЧП, делегировал меня в центр по коор динации политической забастовки при горсовете, как крайней мере гражданского неповиновения. Информация о событиях в облсо- вете опубликована в "Полярке” за пятницу в беседе с членом президи ума облсовета Б. Н. Максимовым, единственным из его состава, заня вшем решительную однозначную по зицию. Группа депутатов совета вы ражает недоверие членам президи ума за исключением Максимова, требует созыва внеочередной сес сии облсовета. Митинги протеста в понедельник, вторник, среду ор ганизовали демократы, призыва вшие к ненасильственному сопроти влению хунте. Беспорядков не было. За информацию несу ответствен ность по закону. Прошу дублировать мои РДО на суда группы и по воз можности в другие районы. Заседа ние рабочей группы СТК 20 августа не состоялось, отменено Г. Р. Лиде ром, В. Ф. Горячевым. Прошу под твердить получение РДО". Из приведенного выше однознач но видно, что руководители области и флота, мягко говоря, оказались не на высоте, растерялись. Кроме того, должен отметить, что эту радиограмму Б. А. Бугаев перед ал частным образом, так как до сих пор существует запрет на передачу РДО в море профкомом и СТК фло та. Кстати, об этом и о позиции руко водителей флота в редакции состо ялся разговор Б. А. Бугаева и лиде ра мурманских социал-демократов члена профкома флота В. А. Троши на. — Нам до сих пор не дают связи с рыбаками, — говорит В. А. Тро шин. Сегодня уже 28 августа, а мы не можем сообщить на суда о нашей позиции. Не дают связи ни профко му, ни СТК. — В соответствии с приказом на чальника флота, — вступил в раз говор Б. А. Бугаев, — а он ссылает ся на приказ министра, право под ачи циркулярных радиограмм при надлежит только первому лицу, а в его отсутствие заместителю. Од нако до последнего времени парт ком имел такое право, мог посылать любые РДО. О предоставлении профкому | и СТК права подачи циркулярных " радиограмм вопрос ставился неод нократно. Должен сказать, что по мнению Б А. Бугаева и В. А. Трошина длитель ное время взаимоотношения между администрацией флота и профко мом напряженные, а совет трудово го коллектива превратился в кар манный орган при руководстве. Пра ктически предложение, идущее вра зрез с мнением администрации не выносится на обсуждение. Блокиру ется его рабочей группой. Игнориру ется Закон о предприятии в РСФСР. ВЛАДИМИР к и к и н о в . О т редакции: приглашаем рыбаков к разговору по поднятым в этом материале воп росам. Мы надеемся, что в ближай ших номерах газеты начальник тра- лфлота Г. В. Тишков изложит свою точку зрения на события 19-21 ав густа. В настоящее время он нахо дится в загранкомандировке. 9 стр. 6 СЕНТЯБРЯ 1991 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz