Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.
:::::: Полемика ШШШ Щ Уже сам заголовок статьи ro l l ворит о том, что авторы не впо- Ц лне разобрались в сложившем- Ш ся на Северном бассейне поло- " I жении и, естественно, никаких | конкретных выводов и предло- Ш жений дать не могут. Напом- i i ним, что статья начинается ц с вывода о наличии на Север- 11 ном бассейне довольно весомо- l l го промышленного потенциала. | | Этот факт общеизвестен. Но | | ведь создание мощного флота I I преследовало определенную Ш цель — увеличение производст- ш ва рыбопродукции. Упор был I I сделан на постройку крупных 11 судов, которые предназнача- I I лись для работы в дальних рай- l l онах. Поставленная цель была I I реализована. Объемы произво- I I детва сохранялись, а в отдель- 11 ные годы превышали достигну- l l тый уровень — до периода no l i всеместного введения !§§ 200-мильных рыболовных зон. I I В условиях снижения добычи Щ в близлежащих традиционных Ш районах значительное удале- | | ние промысла от портов бази- | 1 рования потребовало дополни- l l тельных затрат, в том числе ва- l l лютных. Этим и объясняется I I выделение государством Ba i l лютных средств на эксплуата тор ционные расходы. Это совершенно не следует | | расценивать как подачку. Ba l l лютные поступления в несколь- | | ко раз превышали собственную И валютную выручку. И дотация щ на покрытие разницы между I I I оптовыми и розничными ценами Я — это звенья все одной цепи. I I За период 1981-1989 годов об- | | | щий размер средств, получае- I I мых ’’Севрыбой” за счет бюд- I I I жетных источников, колебался И ежегодно от 250 до 450 млн.руб- 11 лей и имел тенденцию к росту, Щ в том числе дотации по ценам Щ составляли две трети от назван- 11 ных сумм. ’’Севрыбой” же еже- 11 годно перечислялось в бюджет U и централизованные фонды ми- 11 нистерства не более 260 млн.ру - 11 блей. Мы совершенно далеки от ут верждения, что существова- Щ вшая ранее система была иде- щ альной. Нет, она имела немало Ц изъянов. Об этом уже много 11 сказано, часто в эмоциональ- §1 ной форме, но еще очень редко Ж встречаются деловые, серьез- Щ ные документы, которые дали И бы четкую оценку происходя- I I щему в стране и которые бы И содержали конкретные предло- 11 жения, как выходить из сложи- I I вшейся ситуации. Но самое I I I главное — нет конкретных дей- Щ ствий на государственном уров- I I не для стабилизации обстанов- |Ц ки. Дальше общих рассуждений Ц дело не идет. А где же перед- I I овая мысль наших экономистов, 101 от которых раздается только Я критика прошлого, но нет пред- I I I ложений, что же делать в на- ip стоящем и будущем? Л Рыбная отрасль входит в ры- 11 ночную экономику действитель- 11 но с большим грузом нерешен- I I ных проблем, особенно финан- и:::: ш совых. АРП ’’Севрыба” сталки- с ними постоянно и не i l l вается ■ИМ*» :::::: |щ может не понимать всей слож- I I ности положения. Ни у одного | 1 серьезно мыслящего руководи- :§§ теля не возникает иллюзии по поводу свободных цен и разго- _ сударствления. Страна вступает в рынок ги- J пертрофированно. Ослаблены | | или полностью утрачены хозяй- 1 | ственные связи. Возникают I I сложности со снабжением U предприятий тарой, топливом, Щ промснаряжением. Ощущается Щ острый дефицит рефтоннажа. 11 Остается нерешенной пробле- I I ма валютного обеспечения. Щ Произведенные специалистами I I предприятий бассейна расчеты i i потребности валютных средств для обеспечения производст венной деятельности только на текущий 1991 год, а также воз можных источников получения валюты показывают, что потре бности превышают источники примерно в 5 раз (потребность — 278 млн.инв.рублей, валют ная выручка — 56 млн.инв.руб лей). Именно так обстоят сей час дела на Северном бассейне и в рыбной отрасли в целом. Но давайте вернемся к воп росу о задачах рыбной промыш ленности. Задачи прежние — обеспечение продуктами пи тания населения. Надежды ав торов на изобилие мясных про дуктов в результате широкой в безвыходное положение дру гую группу флота: БАТ, В-408, СТМ, которые предлагается оставить государству (как эко номически низко- эффективные?) и передать суда в аренду экипажам. Фантасти ка! Кого же заманить на эти суда, которые не будут иметь ни ресурсов, ни валютного обеспе чения, к тому же низкоэффек тивных, добывающие малоцен ную рыбу? Сейчас эти две груп пы судов работают на единый результат и именно поэтому ра ботают. Что же будет потом? И совсем непонятно, во вся ком случае для производствен ника,направление, предлагае- жет быть, будут сокращаться объемы добываемых в дальних районах рыбы и морепродук тов. Это покажет будущее. А пока мы живем в сложном настоящем, и ломать старое, не зная, что даст новое, недопусти мо. Существующие реалии под тверждают это. Поэтому специалисты АРП ’’Севрыба” и предприятий, вхо дящих в нее, направили в пра вительство страны и республи ки целый пакет предложений в целевую комплексную про- грамму развития рыбного хо зяйства страны на период 1991-1995 годов, важнейшие из которых: ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ Внимательно ознакомившись со статьей сотрудников Института экономических проблем Кольского научного центра АН СССР А. Васильева и Ю. Куранова ’’Пути ’’Севрыбы” неисповедимы” (”РМ” от 24 мая т.г.), мы так и не смогли понять целей авторов. приватизации в сельском хозяй стве беспочвенны. Если это произойдет, то нескоро. Умест но напомнить и о том, что рыб ная промышленность оказыва ет сельскому хозяйству доста точно весомую помощь кормо вой продукцией. Следователь но, роль отрасли высока и как производителя продуктов пита ния, и как поставщика кормов для животноводства. Она была бы еще весомей, если бы не мешали производству те нега тивные явления, о которых го ворилось выше. Поэтому госу дарству следует наконец обра тить внимание на нужды рыба ков. Авторами, правда, предлага ется другой выход — разгосуда рствление флота. Последнее время это стало притчей во язы- цех.Но, во-первых, не все мо жет быть приватизировано. Флотские объединения имеют свою специфику. Во-вторых, тот вариант, который предлагают авторы (впрочем, не очень за думываясь о последствиях), вряд ли даст положительный эффект. Передача в частную собственность судов типов БМРТ, ППР, ПСТ, СРТМ и РТМКС как наиболее эффек тивных и дешевых (кстати, РТМКС не входит в разряд де шевых) и создание на этой базе акционерных обществ с участи ем юридических лиц, поставля ющих материальные ресурсы для обеспечения жизнедеяте льности этого флота, поставит мое по совершенствованию структуры ’’Севрыбхолодфло- та” . Транспортный флот нужно якобы приватизировать. Позво льте, а кто, интересно, будет обеспечивать вывоз рыбопро дукции? Как только произойдет разгосударствление транспор тов, они будут немедленно пе реданы владельцами под фрахт иностранным компаниям. В этом даже не стоит сомне ваться! А производственные плавбазы? Кто им будет сда вать рыбу? Советские рыбаки? Им посредники не нужны. Цен ная рыба продается без про блем. Может быть, сделать ставку на иностранных партне ров? Но за принимаемый сырец нужно платить. Чем? Так что пока путь у рыбной отрасли один — стать крепким звеном государственной про мышленности и при поддержке государства. И не следует бо яться именно ’’полной” зависи мости от государства, как выра зились авторы. За границей на иболее развитая рыбная про мышленность также не обхо дится без поддержки государст ва. Все сказанное не означает, что существующая форма со бственности ~незыблема. Будут совершенствоваться структура, состав флота, формы сотрудни чества с иностранными партне рами. При развитии сельского хозяйства, товарного рыбовод ства возможно изменение чис ленности, состава флота. Мо — сохранить государствен ное валютное и бюджетное фи нансирование технического пе ревооружения флота и берего вых предприятий. Это не озна чает, что такая ситуация будет существовать вечно. Дотация должна сохраниться до тех пор, пока эффективность производ ства не достигнет уровня, по зволяющего отказаться от нее; — сохранить объем государ ственного заказа в пределах 60-70 процентов от объема про изводства продукции, учитывая, что госзаказ включает в себя поставки как для общегосудар ственных нужд, так и в респуб ликанские фонды. Мы не видим противоречия между госзаказом и развитием рыночных отношений — госуда рство и республика являются стабильными оптовыми покупа телями наряду с другими, да еще и обеспечивающими ресур сами. Существующая инфраст руктура рынка рыботоваров (оптовый сбыт на уровне ассо циации и министерства) вполне соответствует условиям рыноч ных отношений, и она может действовать самостоятельно без участия Минторга СССР; на ее основе получат развитие оп тово-посреднические фирмы, информационные службы, яр марки, аукционы, маркетинг. Не следует торопиться с при ватизацией. Нельзя рассматри вать вариант безвозмездной пе редачи собственности в руки трудовых коллективов — есть Ш очень серьезные опасения Ш в возможности найти справед- | | ливое решение такой передачи. Я А главное, трудно рассчитывать Щр! на то, что, получив собствен- Ц ность бесплатно, к ней будут | | относиться, как к своей. Прежде чем решить пробле- J J му разгосударствления, необхо- | | | димо ответить на два вопроса: Ш всегда ли это необходимо? Ц И всегда ли это можно сделать? | | Готовы ли мы к тому, чтобы Д в 1991-1992 годах объем разго- | | сударствления достиг примерно | | 50 процентов стоимости основ- Ц ных фондов? Полагаем, что это | | нереально, если учесть, что сто- |§ имость — 1752 млн. рублей | | и потребуется 5 годовых фон- Ц| дов зарплаты всех работающих В на бассейне (370 миллионов ру- S блей). Надеяться на снятие де- Ш нежных вкладов и вложение S в акции сегодняшних убыточ- Ш ных или малорентабельных Я предприятий также нереально. Ш Люди не пойдут на это до тех | || пор, пока предприятия не будут § | иметь устойчивую прибыль на Ш протяжении нескольких лет | | в размере 15-20 процентов к се- Ц бестоимости. Поэтому сегодня | | можно говорить о разгосударст- |Ш влении собственности только по Щ инициативе самих трудовых § | коллективов. В целях вывода рыбного хо- Ц зяйства из кризиса следует опи- Щ раться не на утопии о г.ривати- щ зации, а на экономический ин- Щ терес (поощрение, наказание) | | работающих, то есть на оплату I I труда, поставленную в прямую 18 зависимость от достигнутой эф- 111 фективности производства. Щ И первым шагом в этом направ- I I лении должно стать устранение | | зависимости оплаты труда от | | объемных показателей, ее Ц связь с уровнем затрат, а Крите- Ц рием оценки и оплаты труда са- Ц мостоятельных хозрасчетных Щ подразделений должна стать Ц; прибыль, а точнее— норма при- Щ были, как это присуще рыноч- Щ ^ ной экономике. Далее необходимо создать |Ц| в рыбном хозяйстве принципи- I I ально новую, гибкую систему Щ ценообразования, основанную Ш на сочетании централизованно I I устанавливаемых, регулируе- 11 мых и свободных цен. В переходный период пред- Щ лагаем: 1. Деликатесная продукция р реализуется по свободным ры- j j j ночным ценам. 2. Пищевая продукция, поста- | | вляемая по госзаказу, реализу- Ш ется по централизованно уста- Щ навливаемым государственным Щ оптовым ценам, обеспечива- Щ ющим нормативную рентабель- Ц ность производителю. Щ 3. Остальной объем и ассор- | | тимент пищевой продукции Щ и вся техническая продукция щр реализуется по договорным це- ggj нам между изготовителем и on- I I товым потребителем. И щ По мере развития рыночных Щ отношений и насыщения рынка jffl уровень государственного воз- Щ действия на формирование цен | | должен снижаться как за счет Щ снижения уровня заказа, так Ц и за счет отмены предельного Ц уровня рентабельности. Необходимо также компенси- щ ровать повышенные затраты | | районов Крайнего Севера из го- § | сударственного бюджета, Щ и с этой целью исключить сумму Щ полярных надбавок и районно- Щ го коэффициента из суммы об- р лагаемой налогом прибыли. Г. ПОДОБЕДОВА, Щ директор по экономике | | АРП ’’Севрыба” ; В. ТОРОХОВ, I I замдиректора по произ- | | водству, главный специалист по Щ промыслу. !§
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz