Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.

ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ПЕРВЫЙРЕЙС— к о м о м Коренная мурманчанка Светлана Васяльевна Дунаева, когда пришло время выбнрагь профессию, не раздумывала долго, а пошла на^рыбокомбинат техни- ком-хнмиком центральной лаборатории. Было это в 1983 году. Шло время, текла нескончаемой чередой дни, и вот уже заочница пятого курса технологи­ ческого факультета Высшего инженерного морского учнлшца стала инжеие- ром-технологом завода медицинского жира ■ витаминных концентратов.» этом коллективе отзываются о ней как об отличном специалисте, душевном u p 10ВСКС •Н. снимке: С. В. ДУНАЕВА. фото Б.ЩУКИНА. НОРВЕЖСКИЕ НОВОСТИ И ГРЕНЛАНДИЯ ХОЧЕТ Норвегия и Гренландия начали обсуждение вопроса о промысле трески в международных водах в районах между Шпицбергеном, Норвегией и советской Новой Землей. Гренландия хочет иметь собственную квоту на треску в этом районе. Летом гренландские траулеры ловили в этом районе, не проконсультировавшись с норвежскими или советскими властями. КОМИССАР-ОПТИМИСТ Все нормально на границе между Норвегией и Советским Союзом в Сер-Варанге- ре,сообщил пограничный комиссар Хуго Овергорд. Он ожидает, что обмен туристами пойдет как обычно. Комиссар, вероятно, встретится со своим русским коллегой по поводу новой ситуации. ПОТИРАЮТ РУКИ Предприятие по производству рыбной муки в г.Вадсе ’’Вадсе сильдольефабрпкк ’ в течение месяца начнет производство продукции. Предприятие рассчитывает получить этой осенью 400 тысяч гектолитров сырья и надеется иметь прибыль. В интервью управляющий предпри­ ятия "Вадсе сильдольефабрикк" Арне Йенсен сказал, что осенней путины он ждет с оптимиз­ мом. Квота на осеннюю мойвенную путину будет 200-300 тысяч тонн. Количество работа­ ющих на этом предприятии увеличено на 25 человек. Предприятие в Вадсе ожидает получить прибыль, в то время как в целом но отрасли убытки могут составить примерно 100 миллионов крон. Семь десятков лет безраз­ дельного господства централи­ зованной распределительной системы в нашей стране, на мой взгляд, полностью выкорчевали даже незначительные оставав­ шиеся в каждом из нас корешки коммерции. Мы настолько сми­ рились с тем, что за нас кто-то думает там, наверху, что сегод­ ня просто-напросто потеряли способность самостоятельно мыслить элементарными кате­ гориями в экономике. Почему я свои заметки о, в общем-то, заурядном разборе итогов одного рейса предварил именно этими словами.Думаю, читатель из нижеизложенного' сам поймет в чем дело. Экипаж транспортного судна ’’Леонид Леонидов” управления ’’Севрыбхолодфлот” весной этого года работал под фрах­ том в Соединенных Штатах Америки. Вроде бы моряки должны были быть довольны таким рейсом. В связи с захода­ ми в инпорты можно было и по­ знакомиться с жизнью амери­ канцев, и потратить полученную валюту на необходимые вещи, тем более что наши отечествен­ ные магазины ничем особен­ ным порадовать покупателя не могут. Так почему же по требо­ ванию экипажа состоялся этот самый ’’разбор полетов” в ка­ бинете заместителя начальника флота Ю. М. Лебедева? Передо мной рапорт второго помощника капитана этого суд­ на А. Г. Смирнова, в котором он на нескольких машинописных страницах проводит собствен­ ный разбор рейса и утвержда­ ет, что морально-психологичес­ кий климат в экипаже в течение рейса был ненормальным. И ви­ новным в этом считает в первую очередь капитана. Не буду пространно цитиро­ вать А. Г. Смирнова, это займет слишком много места на газет­ ной полосе, скажу лишь,что, по мнению второго помощника ка­ питана (и, нужно сказать, его поддержали некоторые члены экипажа), капитан П. Р. Юдин оказался в этом рейсе не на высоте и способствовал тому, что команда раскололась на два лагеря, противостоящих друг другу. С чего все началось? Все же без короткой цитаты, видимо, не обойтись. ” По приходе судна в Нью-Йорк, — пишет в рапорте Смирнов, — состоялось собра­ ние экипажа, на котором было предложено произвести загруз­ ку автопокрышками, бывшими в употреблении, для Канда­ лакшского авторемонтного за­ вода собственными силами и средствами с оплатой 5,5 доллара за тонну, то есть на сумму около 22 тысяч долларов, в расчете на одного человека после отчисления СРХФ по 280 долларов. Рядовой состав экипажа не согласился на такие условия оплаты, считая, что расценка за такую работу крайне мала, на уровне неквалифицированного труда. В связи с этим я на со­ брании предложил встретиться с гражданином США Юздиным и обговорить условия и объем предстоящих работ, на что ру­ ководством судна было заявле­ но об отказе участвовать в этой встрече, чем еще больше было вызвано недоверие у моряков к ’’сделке на джентльменской основе” . Члены экипажа хотели знать точно, сколько стоит работа и каковы гарантии оплаты ее, так как исходили из собствен­ ного опыта, полученного на других судах в подобных рей­ сах, но им было предложено подать заявления старшему по­ мощнику капитана об участии в погрузке для составления гра­ фика работ. Рядовой состав от­ казался участвовать в погрузке, командиры, кроме меня и стар­ шего механика Н. Ф. Ильина, непосредственно вели погрузку автопокрышек. После этого началось психо­ логическое давление на меня со стороны капитана и старше­ го помощника за неучастие в погрузке и якобы ” за органи­ зацию саботажа” . Думаю, до­ статочно этой цитаты из рапор­ та, для того чтобы показать, с чего начались разногласия в экипаже судна. Правда, должен заметить, что этот эпизод стал только толч­ ком к противостоянию моряков и руководства. На разборе ито­ гов рейса приводились и другие серьезные ошибки капитана и командиров. Были отмечены нарушения при приобретении и расходовании продуктов в ин- портах, при распределении до­ полнительных сумм к основно­ му окладу из фонда заработной платы, при выдаче валюты мо­ рякам на культмассовые нужды и перед выходом на берег. Кроме того, нагнетанию нега­ тивной обстановки на борту способствовало и запрещение капитана приобретать членам экипажа автомашины в личное пользование. Он, несмотря на то, что этот вопрос полностью находится в его компетенции, ссылался на запрет фрахтова­ теля — руководства авто­ ремонтного завода. Моряки же восприняли этот поступок П. Р. Юдина как месть рядовому со­ ставу за отказ его в погрузке автопокрышек в Нью-Йорке. Немало нелицеприятного ус­ лышал в свой адрес капитан при разборе итогов рейса от подчиненных. Руководители служб флота и заместитель начальника упра­ вления ’’Севрыбхолодфлот” Ю. М. Лебедев на встрече с члена­ ми экипажа Т. С. ’’Леонид Ле­ онидов” пришли к выводу, что моряки судна во многом правы, и капитан П. Р. Юдин виноват в том, что не сумел создать на борту нормальный психологи­ ческий климат, а значит, до­ лжен понести заслуженное на­ казание. Однако, как заметил Ю. М. Лебедев, у Юдина это был первый подобный рейс, до этого он был промысловиком, поэтому не очень силен в воп­ росах коммерции и допустил в рейсе немало ошибок. Что ж, именно об этом я и го­ ворил в начале этих заметок. Сегодня, если мы хотим интег­ рировать в общемировое ры­ ночное хозяйство, нужно серье­ знее изучать законы экономи­ ки, смелее брать на себя ответ­ ственность в решении сложных вопросов рынка. А капитанам судов, полномочным представи­ телям страны в иностранных портах — тем более. Это со всей очевидностью и показал разговор моряков, состоявший­ ся после рейса. ВЛАДИМИР кикинов. Голод — не тетка В последние месяцы участились устные и письменные обращения мо­ ряков Мурманского тралового флота в профком с жалобами на недосга- точное снабжение продуктами котло­ вого довольствия. Это экипажи ППР ’’Магнит”, БМРТ ’’Верховина”, БАТ ’’Маршал Якубовский”, СТМ ’’Стре­ лок” и другие. Недавно но этому во­ просу состоялось заседание президи­ ума флотского профкома. В сообще­ нии о нем, в частности, говорится: ’’Профкомом проведена проверка снабжения экипажа продуктами по данным бухгалтерии, отдела соц­ культбыта, рыбкоопа, магазина но­ мер один плавсостава, финансового и планового отделов. В ходе ее установлено, что крайне напряженная обстановка со снабже­ нием зафиксирована с июня до сере­ дины июля, когда заявки по ассор­ тименту удовлетворялись не более чем на 30 процентов. Причиной этого является практи­ чески прекращение централизован­ ных госпоставок почти по всем ви­ дам продуктов, договорные обязате­ льства поставщики не выполняли. Не хватало мясных продуктов, овощей, картофеля, сахара, растительного масла, дрожжей и особенно молоч­ ных продуктов. В наличии из госпо­ ставок имелись лишь кондитерские изделия и сыр. По данным планового отдела за первое полугодие 1991 года затраты флота на продукты котлового дово­ льствия составили 2 миллиона 647,3 тысячи рублей при нормативе 5 мил­ лионов 577 тысяч, то есть лишь 47,5 процента. Недоиспользовано на пи­ тание 2 миллиона 929,7 тысячи руб­ лей. На скоропортящиеся продукты за это же время израсходовано 302 ты­ сячи инвалютных рублей, то есть по норме один рубль в сутки на каждого члена экипажей судов загранплава­ ния. Однако ненормальным предста­ вляется тот факт, что флотская ад­ министрация при острейшем дефици­ те молока не выделяет дополнитель­ ной валюты для закупки этого про­ дукта членам экипажей, работа­ ющим во вредных условиях, соглас­ но колдоговору. Норма нерасходовання продуктов ■коллективного питания рыбаков по ассортименту, установленная в соот­ ветствии с постановлением Совмина СССР № 145 от 08.02.90 г. суммой в 9 рублей 06 копеек на человека в сутки, во флоте не выдерживается (приказом по флоту со 2 апреля пред­ усмотрено 8 рублей в сутки на члена экипажа). К настоящему времени положение со снабжением продуктами котлово­ го питания улучшилось. В достаточ­ ном количестве в магазине № 1плав­ состава имеется мясо, масло, мука, макаронные изделия, крупы, лучше стало с овощами, фруктами. Но по-прежнему нет уверенности в даль­ нейшем улучшении обеспечения и крайне мало сахара, колбасы, сыра. Выбраны годовые лимиты по дрож­ жам. По заверению директора магазина № 1 В. П. Лозового, а также и.о. помощника начальника флота Г. Ф. Чекаленко, положение с мясом, кар­ тофелем до конца этого года будет удовлетворительным. Заключен до­ говор с Кольским мясокомбинатом о поставке до конца этого года — 27 тонн колбасы. Рыбкоопом изыскива­ ются возможности для закупки саха­ ра, дрожжей, картофеля и других продуктов на бартерной основе. В то же время Г. Ф. Чекаленко в течение двух недель не были пред­ ставлены документы по заключению договоров на перечисленные продук­ ты, что говорит о недостаточном внимании к данному вопросу . Президиум профкома постановил признать работу администрации флога по обеспечению продуктами работающих в море экипажей неудо­ влетворительной и предложил ей принять необходимые меры к безус­ ловному выполнению заключенных договоров на поставку продовольст­ вия, наити средства и партнеров для заключения новых, в том числе и за рубежом, что гарантировало бы обеспечение плавсостава продуктами в необходимом количестве и*ассор­ тименте; выставил требования к ру­ ководству флота о соблюдении уста­ новленной постановлением Совета Министров СССР № 145 минималь­ ной суточной нормы расходования продуктов по ассортименту в пред­ елах 9 рублей 6 копеек на человека, о выделении дополнительно необхо­ димой валюты для закупки дефицит­ ных продуктов в инпортах в случах, когда исключена возможность полу­ чения их в отечественных портах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz