Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.
т т т ы БЛАГАЯ ДАТА ВЕЛИКИЙПЕЧАЛЬНИКРУСИ ’’Уважаемая редакция ’’Рыбный Мурман” ! В ва шей газете иногда появля ется страница ’’Седмица” на религиозную тему. Я слежу за ней, читаю. Мне кажется, что вы делаете по лезное дело, потому что мы так мало знаем о правосла вии, а ведь это основа оте чественной духовности, культуры, а для многих — и смысл жизни. Церков ную прессу негде купить, журналы и газеты не быва ют в ’’Союзпечати”, нет и местной религиозной прессы, так что ваша ’’Сед мица” — единственный ис точник новостей и христи анского просвещения.Хоте- лось бы чаще видеть эти выпуски, чтобы знать о за ботах и делах Мурманской церкви больше, подробнее. Вы в прошлом выпуске упомянули годовщину со дня смерти великого русского просветителя свя того Сергия Радонежского. Имя-то знакомое, но, как выяснилось, ни я, ии мои знакомые ничего не знают об этом человеке. Не могли бы рассказать о Сергии Ра донежском? С уважением Александр КУРАСОВ, водитель, 24 года. Святой Сергий Радонежс кий до пострижения в мона хи 23-х лет звался светским именем Варфоломей. Ро дился он 3 мая 1319 года в семье боярской, под Ро стовом. С младенчества он был отмечен БогоМ и являл чудеса, которые и свиде тельствовали, что он из бранник Божий. Несмотря на благородный род, маль чик с детства трудился, па стушил. С прилежанием по стигал грамоту. И не по-детски строго соблюдал пост, чем немало удивлял и даже огорчал родителей, любивших и жалевших свое чадо. Записано о том в "Жи тии” : "По средам и пятни цам ничего не вкушает, в прочие же дни лишь хлеб и воду, чтобы удалиться от грехов, ибо ’’никто не чист перед Богом, если хоть один день прожил на земле, ник то не безгрешен, только один Бог” , как учит Святое Писание” . Время для Руси было тру дное: монгольское иго, гра бежи и убийства православ ных людей; междоусобица князей... Может, и совсем бы пропасть Русской земле, ■IHlilllHI МП"!IHli 41 \ IШИНИШНИИ! но Бог не попустил случить ся такой беде. Благочести вый и умный князь Московс кий Иван Калита все делал для объединения разроз ненных княжеств в единое и сильное перед лицом вра га государство. И дело его даром не пропало. Потяну лись к нему россияне, спа саясь от татарского самоуп равства. В их числе была и семья маленького Варфо ломея. Отец увез ее из род ного имения, вконец разо ренного татарами, ближе к Москве, и поселились в крохотном сельце Радо нежском. Уже тогда, 9-лет ним мальчиком, Варфоло мей думал о служении Богу в монастыре, подальше от суетной и полной соблазнов мирской жизни. Однако до лго еще не мог воплотить замысел, потому что до лжен был ухаживать за од ряхлевшими и немощными родителями. По смерти же отца и ма тушки Варфоломей раздал нищим небогатое имущест во и на 21-м году жизни ушел в монастырь. Будучи трудолюбивым и верным по слушником, он решается на еще более тяжкую схиму: поселиться в глуши лесов (или, как говорили, в пусты ни). Смысл пустынножите льства для Варфоломея был таков: укрыться навсег да от мира в глубине непро ходимой чащи лесной, отка заться даже от соседства братии монашеской, чтобы мир никогда не нашел его и совсем бы забыл отдавше го себя служению Богу че ловека. В хижине, окруженной глухою дебрью, сердце мо лодого отшельника напол няется восторгом, который трудно понять мирянам — он поселяется словно бы в первозданном рае зем ном, в котором жили праот цы рода человеческого в не винном состоянии, до грехо падения. Здесь впоследст вии суждено было Богом процвести славной на века Лавре Сергиевой. 7 октября 1342 года 23-летний юноша постригся в монахи в убогой лесной церквице (построенной сво ими руками), и имя радо нежскому постриженнику было дано Сергий. Некоторые считают по двиги иноческого отшельни чества бесполезным, нера зумным и даже преступным самоистязанием. Церковь же считает их подвигами проторения пути людской нравственности, возвраще ния своим примером чело веческой природе некогда потерянных чистоты и не винности. Недаром сколько веков прошло, а имя святого все так же любезно устам нашим, его образ воспева ется в произведениях искус ства, его пример зовет нас к совершенствованию по средством труда, воли, бо рьбы с искушением излише ствами. . Добродетель и бесстра шие перед свирепостью тва рей земных позволили Сер гию приручить огромного медведя, который хлеба ра ди поселился у кельи от шельника и слушался его слова, словно бы по веле нию ветхозаветному, когда все твари повиновались без грешному еще Адаму. Так добродетель обратила сви репость в кротость и покор ность. По мере служения Госпо ду и накопления мудрости святой Сергий помогал лю дям и иными чудесами, ис целяя их от недугов Духом Святым, спасая от грехов, от тягот житейских, от вер ной смерти. Слава о чудо творце разнеслась по всей Руси. 25 сентября 1391 года свя той старец отошел к Госпо ду, предначертав незадолго до того свою смерть. Он за вещал похоронить себя на общем кладбище, рядом с почившими в Бозе собра тьями земными. Но благо дарная Русь похоронила Се ргия в церкви Пресвятой Троицы, основанной им же в Радонежской пустыни. Великий печальник и за ступник Русской земли, Пре подобный и Богоносный отец Сергий, Игумен Радо нежский и всея России Чу дотворец навсегда остался образцом иноческого совер шенства, стойкости духа и мудрости. (По книге ”Житие и подви ги преподобного и богонос ного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца” , 1904 года изд. Книга в фак симильном издании есть в Обл. научной библиотеке). С легкой руки телевидения, показывающего прелести забу горной жизни, зачастую восхи щаемся: ’’Живут же люди. Всс блестит, даже улицы и тротуары моют стиральным порошком, а у нас и на стирку-то его на ищешься". Полноте, давайте разберемся, в этом ли дело. Уходящим ле том довелось мне побывать в своем родном городе Петроза водске. И еще раз порадовался зелени и чистоте его улиц, пар ков и скверов. Поверьте, идешь и даже мысли не возникает бро сить окурок на асфальт. Думаю, те из мурманчан, кто хоть раз побывал или даже проездом останавливался в столице сосед ней республики, тоже заметили это. И совершенно иную картину представляет наш заполярный город. Стоит только чуть свер нуть с его центральных магист ралей, видишь мусор, окурки, обрывки бумаги, заполнившие и тротуары, и газоны, и аллеи. В чем же все-таки дело? Не ужели жители Карелии чисто плотнее мурманчан, с молоком матери, как говорится, впитали уважение к городу, в котором живут? Ничуть не бывало. Про сто петрозаводчане хорошо зна ют, что пройдешь метров два дцать, и на пути твоем — урна, в которую благополучно мо жешь выбросить то, от чего хо тел избавиться. У нас же урна — довольно редкое явление. Идешь, идешь с тем же окурком в руке, а ее все нет и нет. Посмотришь по сто ронам, мусора вокруг пруд пру ди. Чертыхнешься про себя и., вносишь свою лепту в общее безобразие. Скажете, преувеличиваю. Ни сколько. Вот один из свежих примеров. Сейчас идет заверше ние реконструкции улицы Шми дта. Уже довольно давно заас фальтировали тротуар, обрам ленный зеленью, тот, что ближе к железной дороге, поставили вдоль него аккуратные скамееч ки, на которых можно при жела нии отдохнуть, и получилась за мечательная аллея, каких не так- уж и много в городе. Вроде бы благое дело сотворили наши го родские коммунальные службы, но вот о мелочи забыли. Вы до гадались? Да, да, о тех самых урнах, которых и на других ули цах иной раз днем с огнем не сыщешь. И обидно, когда вок руг этих новеньких, с иголочки, как говорится, скамеек, особен но к вечеру, мусора хоть отбав ляй. К чему я все это? А к тому, что и жители Петрозаводска не в одночасье приучились беречь чистоту своего города, комму нальщики постепенно привили им это чувство гордости за ме сто, где проживают. Не нужно только говорить о том, что в найлем Мурманске многие чувствуют себя времен ными людьми и якобы поэтому в этом вопросе не добиться ус пеха. Столицу Карелии летом ежедневно "оккупируют" тыся чи туристов, прибывающих теп лоходами по Онежскому озеру, и ничего — на улицах и в парках чисто. Так что еще раз повторю: все дело в отношении к делу наших коммунальных служб. Неужели трудно организовать производ ство и установить на улицах Му рманска нужное количество урн? Может, кто из кооператоров возьмется? Уверен, этот шаг по может мурманчанам избавиться от приобретенной привычки со рить на улицах родного города, а, следовательно, и сделает его краше. ВЛАДИМИР КИКИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz