Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.

т т т ы БЛАГАЯ ДАТА ВЕЛИКИЙПЕЧАЛЬНИКРУСИ ’’Уважаемая редакция ’’Рыбный Мурман” ! В ва­ шей газете иногда появля­ ется страница ’’Седмица” на религиозную тему. Я слежу за ней, читаю. Мне кажется, что вы делаете по­ лезное дело, потому что мы так мало знаем о правосла­ вии, а ведь это основа оте­ чественной духовности, культуры, а для многих — и смысл жизни. Церков­ ную прессу негде купить, журналы и газеты не быва­ ют в ’’Союзпечати”, нет и местной религиозной прессы, так что ваша ’’Сед­ мица” — единственный ис­ точник новостей и христи­ анского просвещения.Хоте- лось бы чаще видеть эти выпуски, чтобы знать о за­ ботах и делах Мурманской церкви больше, подробнее. Вы в прошлом выпуске упомянули годовщину со дня смерти великого русского просветителя свя­ того Сергия Радонежского. Имя-то знакомое, но, как выяснилось, ни я, ии мои знакомые ничего не знают об этом человеке. Не могли бы рассказать о Сергии Ра­ донежском? С уважением Александр КУРАСОВ, водитель, 24 года. Святой Сергий Радонежс­ кий до пострижения в мона­ хи 23-х лет звался светским именем Варфоломей. Ро­ дился он 3 мая 1319 года в семье боярской, под Ро­ стовом. С младенчества он был отмечен БогоМ и являл чудеса, которые и свиде­ тельствовали, что он из­ бранник Божий. Несмотря на благородный род, маль­ чик с детства трудился, па­ стушил. С прилежанием по­ стигал грамоту. И не по-детски строго соблюдал пост, чем немало удивлял и даже огорчал родителей, любивших и жалевших свое чадо. Записано о том в "Жи­ тии” : "По средам и пятни­ цам ничего не вкушает, в прочие же дни лишь хлеб и воду, чтобы удалиться от грехов, ибо ’’никто не чист перед Богом, если хоть один день прожил на земле, ник­ то не безгрешен, только один Бог” , как учит Святое Писание” . Время для Руси было тру­ дное: монгольское иго, гра­ бежи и убийства православ­ ных людей; междоусобица князей... Может, и совсем бы пропасть Русской земле, ■IHlilllHI МП"!IHli 41 \ IШИНИШНИИ! но Бог не попустил случить­ ся такой беде. Благочести­ вый и умный князь Московс­ кий Иван Калита все делал для объединения разроз­ ненных княжеств в единое и сильное перед лицом вра­ га государство. И дело его даром не пропало. Потяну­ лись к нему россияне, спа­ саясь от татарского самоуп­ равства. В их числе была и семья маленького Варфо­ ломея. Отец увез ее из род­ ного имения, вконец разо­ ренного татарами, ближе к Москве, и поселились в крохотном сельце Радо­ нежском. Уже тогда, 9-лет­ ним мальчиком, Варфоло­ мей думал о служении Богу в монастыре, подальше от суетной и полной соблазнов мирской жизни. Однако до­ лго еще не мог воплотить замысел, потому что до­ лжен был ухаживать за од­ ряхлевшими и немощными родителями. По смерти же отца и ма­ тушки Варфоломей раздал нищим небогатое имущест­ во и на 21-м году жизни ушел в монастырь. Будучи трудолюбивым и верным по­ слушником, он решается на еще более тяжкую схиму: поселиться в глуши лесов (или, как говорили, в пусты­ ни). Смысл пустынножите­ льства для Варфоломея был таков: укрыться навсег­ да от мира в глубине непро­ ходимой чащи лесной, отка­ заться даже от соседства братии монашеской, чтобы мир никогда не нашел его и совсем бы забыл отдавше­ го себя служению Богу че­ ловека. В хижине, окруженной глухою дебрью, сердце мо­ лодого отшельника напол­ няется восторгом, который трудно понять мирянам — он поселяется словно бы в первозданном рае зем­ ном, в котором жили праот­ цы рода человеческого в не­ винном состоянии, до грехо­ падения. Здесь впоследст­ вии суждено было Богом процвести славной на века Лавре Сергиевой. 7 октября 1342 года 23-летний юноша постригся в монахи в убогой лесной церквице (построенной сво­ ими руками), и имя радо­ нежскому постриженнику было дано Сергий. Некоторые считают по­ двиги иноческого отшельни­ чества бесполезным, нера­ зумным и даже преступным самоистязанием. Церковь же считает их подвигами проторения пути людской нравственности, возвраще­ ния своим примером чело­ веческой природе некогда потерянных чистоты и не­ винности. Недаром сколько веков прошло, а имя святого все так же любезно устам нашим, его образ воспева­ ется в произведениях искус­ ства, его пример зовет нас к совершенствованию по­ средством труда, воли, бо­ рьбы с искушением излише­ ствами. . Добродетель и бесстра­ шие перед свирепостью тва­ рей земных позволили Сер­ гию приручить огромного медведя, который хлеба ра­ ди поселился у кельи от­ шельника и слушался его слова, словно бы по веле­ нию ветхозаветному, когда все твари повиновались без­ грешному еще Адаму. Так добродетель обратила сви­ репость в кротость и покор­ ность. По мере служения Госпо­ ду и накопления мудрости святой Сергий помогал лю­ дям и иными чудесами, ис­ целяя их от недугов Духом Святым, спасая от грехов, от тягот житейских, от вер­ ной смерти. Слава о чудо­ творце разнеслась по всей Руси. 25 сентября 1391 года свя­ той старец отошел к Госпо­ ду, предначертав незадолго до того свою смерть. Он за­ вещал похоронить себя на общем кладбище, рядом с почившими в Бозе собра­ тьями земными. Но благо­ дарная Русь похоронила Се­ ргия в церкви Пресвятой Троицы, основанной им же в Радонежской пустыни. Великий печальник и за­ ступник Русской земли, Пре­ подобный и Богоносный отец Сергий, Игумен Радо­ нежский и всея России Чу­ дотворец навсегда остался образцом иноческого совер­ шенства, стойкости духа и мудрости. (По книге ”Житие и подви­ ги преподобного и богонос­ ного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца” , 1904 года изд. Книга в фак­ симильном издании есть в Обл. научной библиотеке). С легкой руки телевидения, показывающего прелести забу­ горной жизни, зачастую восхи­ щаемся: ’’Живут же люди. Всс блестит, даже улицы и тротуары моют стиральным порошком, а у нас и на стирку-то его на­ ищешься". Полноте, давайте разберемся, в этом ли дело. Уходящим ле­ том довелось мне побывать в своем родном городе Петроза­ водске. И еще раз порадовался зелени и чистоте его улиц, пар­ ков и скверов. Поверьте, идешь и даже мысли не возникает бро­ сить окурок на асфальт. Думаю, те из мурманчан, кто хоть раз побывал или даже проездом останавливался в столице сосед­ ней республики, тоже заметили это. И совершенно иную картину представляет наш заполярный город. Стоит только чуть свер­ нуть с его центральных магист­ ралей, видишь мусор, окурки, обрывки бумаги, заполнившие и тротуары, и газоны, и аллеи. В чем же все-таки дело? Не­ ужели жители Карелии чисто­ плотнее мурманчан, с молоком матери, как говорится, впитали уважение к городу, в котором живут? Ничуть не бывало. Про­ сто петрозаводчане хорошо зна­ ют, что пройдешь метров два­ дцать, и на пути твоем — урна, в которую благополучно мо­ жешь выбросить то, от чего хо­ тел избавиться. У нас же урна — довольно редкое явление. Идешь, идешь с тем же окурком в руке, а ее все нет и нет. Посмотришь по сто­ ронам, мусора вокруг пруд пру­ ди. Чертыхнешься про себя и., вносишь свою лепту в общее безобразие. Скажете, преувеличиваю. Ни­ сколько. Вот один из свежих примеров. Сейчас идет заверше­ ние реконструкции улицы Шми­ дта. Уже довольно давно заас­ фальтировали тротуар, обрам­ ленный зеленью, тот, что ближе к железной дороге, поставили вдоль него аккуратные скамееч­ ки, на которых можно при жела­ нии отдохнуть, и получилась за­ мечательная аллея, каких не так- уж и много в городе. Вроде бы благое дело сотворили наши го­ родские коммунальные службы, но вот о мелочи забыли. Вы до­ гадались? Да, да, о тех самых урнах, которых и на других ули­ цах иной раз днем с огнем не сыщешь. И обидно, когда вок­ руг этих новеньких, с иголочки, как говорится, скамеек, особен­ но к вечеру, мусора хоть отбав­ ляй. К чему я все это? А к тому, что и жители Петрозаводска не в одночасье приучились беречь чистоту своего города, комму­ нальщики постепенно привили им это чувство гордости за ме­ сто, где проживают. Не нужно только говорить о том, что в найлем Мурманске многие чувствуют себя времен­ ными людьми и якобы поэтому в этом вопросе не добиться ус­ пеха. Столицу Карелии летом ежедневно "оккупируют" тыся­ чи туристов, прибывающих теп­ лоходами по Онежскому озеру, и ничего — на улицах и в парках чисто. Так что еще раз повторю: все дело в отношении к делу наших коммунальных служб. Неужели трудно организовать производ­ ство и установить на улицах Му­ рманска нужное количество урн? Может, кто из кооператоров возьмется? Уверен, этот шаг по­ может мурманчанам избавиться от приобретенной привычки со­ рить на улицах родного города, а, следовательно, и сделает его краше. ВЛАДИМИР КИКИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz