Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.
П и сьм о с промы сла ОКОЛО БЕРЕГОВ КАНАДЫ ПО-РУССКИ Каждый утренний промсо- вет начальник промрайона Северо-Западной Атлантики Виктор Викторович Кафад- жий начинает с подведения итогов прошедших суток. В них — сплошная мрач ность, о которой не хочется говорить. Вот выборочные данные о работе группы су дов Мурманского тралфло- та: 2 июня — вылов 20%, готовой — 9; 25 мая — вы лов 48%, готовой — 27. И то лько один раз за два месяца промысла в голосе Кафад- жия была малая доля тор жественности: 17 мая, когда улов составил 102%, а замо розка ...88. Как видно, успехи не бле стящие, если не сказать — очень низкие. 21 мая флагман В. В. Ка- фаджий проводил совеща ние капитанов. Повестка дня касалась полученных радиограмм от руководства. В них — избитые, повторя ющиеся рекомендации: разъясните, удвойте, увели чьте вылов, заморозку... А в выступлениях капитанов звучали откровенные, порой грубые высказывания в ад рес вышестоящих инстан ций. Моряки же хорошо ви дят, как борются за их со циальные и моральные права руководители флота, профсоюзы, понимая, что в большинстве нерешенных вопросов повинны не наши непосредственные руково дители.Они поставлены в условия, когда в основном все еще надо исходить из старых командно-админист ративных методов. Но поче му не ощущают своей вины те, кто, не анализируя об становки, ’’громит и рушит” все и вся? В столовой команды в подшивке газеты ” Прав- да” за 12 апреля в статье ’’Горький план по 500 дням” в первом же абзаце читаем: ’’Еще с месяц назад полты сячи рублей казались бы крупной суммой. Сегодня, при новых ценах, они на две трети, а то и в пять раз ме ньше” . И тут же моряки смо трят на экран нашей рабо ты, где видно и задание по суткам, и стоимость реали зуемой продукции, и оплата экипажа. Наш заработок от реализуемой продукции — 1% или чуть больше. Многие не могут понять, как это получается, что до вольно большая группа ра ботающих в СЗА экипажей систематически не выполня ет суточных нагрузок. Но в то же время в обзорах, идущих в адрес всех судов, сообщается, что суточные планы выполняются более чем на 120 процентов. Зна чит, существует другой план, в котором предусмот рено перевыполнение,и, следовательно, при перевы полнении экипажу будет премия. И эта (будем гово рить, условная) сумма уже "забита” в заработке. Но когда план неимоверно за вышен, когда при всем же лании при существующей сырьевой базе и строго ограниченном районе про мысла его не выполнить, то, следовательно, не будет премии и смело можно ска зать, что моряк будет обо лванен. Но специалисты служб, планирующие зада- Фото В . КОНОНОВА ния не в интересах трудя щихся, исправно получат свою зарплату да еще с бла годарностью за экономию фонда заработной платы. При рыночных отношениях эти деньги пойдут в основ ном именно тем, кго дейст вительно их заработал.Не будет подтасовки, уравни ловки. Да, мы прекрасно понима ем, что увеличение доходов должно быть лишь в резуль тате повышения производи тельности труда. Но в том-то и дело, что наша отрасль на столько специфична, что рыбаки на все 100 процен тов связаны по рукам и но гам в своей инициативе. Этот район промысла пере насыщен судами в 2-3 раза. Однако любопытно, что план суточного вылова оста ется почти неизменным с 1961 года, когда впервые наши суда стали работать на Джорджес-банке. Еще первые БМРТ имели такой же суточный план. В разные годы здесь работало то бо льше, то меньше судов. Ви димо, плановики исходят из предположения: "Природа пустоты не любит. Нет рыбы в Баренцевом море, значит, она в изобилии у дальних берегов". Действующие методики экономических расчетов в большинстве случаев дают неверные результаты. Они статичны, а разные уточня ющие коэффициенты слабо отражают истинное влияние многих факторов на работу промысла, особенно в по стоянно изменяющихся условиях. Поэтому многие важные вопросы решаются благодаря опыту и интуиции промысловиков, а действу ющие методики подгоняют ся для формального подтве рждения уже принятых ре шений. Но ни богатый опыт, ни профессиональная инту иция не гарантируют от про счетов, особенно при высо кой интенсификации труда и архаичной системой опла ты. Когда цель — добыча рыбы любой ценой, невзи рая ни на какие затраты, то надо ли заботиться об орга низации, экономии, эффек тивности. У нас создана уни кальная система, при кото рой ключевые позиции в производстве заняты лю дьми, не связанными с ре зультатами своего труда. И это во многом ведет к по разительным издержкам, а списываются они отнюдь не за счет истинных винов ников. Очень жесткий лицензи онный контроль системати чески выбивает из ритмич ной работы все суда. Прак тически в течение суток изменяется режим промыс ла на каждом судне. Все имеют квоту на хек. Прилов пикши, трески, окуня, палту са, скумбрии, сельди строго лимитирован и за малейшее нарушение следуют боль шие неприятности. А строго сти вот какие: прилов выше названных видов рыб до лжен быть в следующих пределах: на 1 тонну вылов ленного хека прилов пикши, трески — 1 процент, т.е. 10 кг, сайда, окунь — 5 процен тов, т.е. — 50 кг, сельдь, скумбрия, кальмар — 10 процентов, т.е. 100 кг. Дру гая тонкость: допустимые проценты должны быть не от общего улова, а только от выловленного хека. Ситуация осложняется и тем, что прилов — до ки лограмма подлежит возвра ту (за исключением скумб рии и сельди) канадским властям в виде оплаты за используемую судами лице нзию. Строгое выполнение условий вынуждает менять глубины, режим траления, совершать непроизводи тельные переходы. Никогда еще наши моряки не были поставлены в рам ки таких условий, когда за исключением одного-двух судов вся группа из десятка и более судов не выполняет суточные нагрузки. Но тем не менее на графиках, на разного рода совещаниях стараются внушить, что "у всех у вас сплошные недо статки. Вы сплошь неучи. А вот на этих судах — ис ключительные личности". Но я уже говорил о перена сыщении районов судами... Большинство руководите лей — в прошлом капитаны, и они хорошо знают, что та кое промысел в экстремаль ных условиях. Так в чем же тайна успеха работающего в этом районе БМРТ "Поле сье", возглавляемого капи таном Сергеем Митрофано вичем Фроловым? Здесь тайн, секретов нет. Это — знание района, выстра данное недосыпанием, на блюдениями каждого "мет ра" в отдельном квадрате, районе. Это — личный план шет, пропитанный потом, выжиданием, новым осмыс лением приложения своих сил и знаний. Нет, не из жадности "жмет” удачливый капитан планшет и сведения, а опять-таки из-за того, что на пятачке, где он все ’’за столбил” до секунды, до ме тра, не смогут работать 2-3 судна. Социальной справед ливости в экономике не су ществует. Рынок — хороший воспитатель ответственно сти и бережливости.Однако о существующем плане для судов в этом районе тот же С. М. Фролов сказал:” Когда я получал рейсовое зада ние, то невольно спросил, почему такой большой план? Прошлый год на 3 тонны было меньше” . Мне ничего вразумительно не могли ответить, а только как в прежние годы дали по нять: выполняй, т.е. не воз никай. Как обычно перед отхо дом судна собирался эки паж для разъяснений непо нятных вопросов, для реше ния наболевших проблем. Несколько часов работы, а результат можно признать нулевым. Самая простей шая вещь поднимала волну споров. Очень трудно что-то объяснить администрации, в особенности работникам, начисляющим заработок. Эти люди никого не слуша ют, а лишь категорически утверждают. Но давайте вспомним: в ходе перестройки не раз уже возникали лозунги о по вороте экономики лицом к человеку. Работающий че ловек должен знать, как оценивается его труд. И очень бы хотелось, чтобы у наших попечителей, про водящих отходные инструк тажи для экипажей, особен но из ООТиЗа, были чуть-чуть, пусть искусствен ные, но доброжелатель ность, улыбка, чем безраз личие. Всегда считались благородными: уважение, 'внимание, чуткость, состра дание. Разве можно, готовя экипаж в море, отвечая на вопросы, проявлять вспыль чивость? Но когда моряку говорят:” если вам не нра вится, можете увольнять- ся” (так было сказано пред ставителем ОТиЗа, фами лии, к сожалению, не знаю, 9 апреля 1991 года), что до лжен думать и делать мо ряк? Да, в стране хаос и поэто му каждый из нас должен способствовать, чтобы его становилось меньше, чтобы люди чувствовали — о них думают. Надо всемерно по могать, а не отталкивать их.Между прочим, это одна из причин, когда в душу мо ряков вселяют неверие в на ше общество, и он поддает ся западному соблазну. А ’’недоработки” вновь сва ливают на судовую админи страцию, где вновь создают псевдоидеологические груп пы. Общеизвестно, что для подавляющего большинства эмигрантов поводом послу жили причины экономичес кие, ради хлеба насущного уходят за границу советские моряки. И в заключение хочу об ратиться к тем товарищам, которые могут оказать дей ственную помощь в созда нии капитанского клуба. По ра от слов перейти к делу. Пусть этот клуб будет при ближен к западному стилю: с настоящим кофе и — да, да — с настоящим коньяч ком. Общения в этом клубе будут куда рентабельней, полезней всяких совещаний. Да, здесь будут обмени ваться опытом, будут прово дить дискуссии. Даже, впол не возможно, будут совер шать сделки по обмену планшетами и другими зна ниями и все — в рамках вы сокой этики. В свою очередь,кто-то до лжен проявить чуткость, такт и обратиться к старей шим, опытным в прошлом капитанам: А. Г. Лопатину, В. А. Кособуцкому, В. В. Ды мову и многим, многим дру гим, у которых еще свежа память о флоте, которые имеют конспекты с наблю дениями, планшеты, состав ленные умом и сердцем, и с помощью которых мож но охватить все районы про мысла Мирового океана. И. КУРАМШИН, старший мастер добы чи БМРТ "Котельнич” Мурманского тралово го флота. Северо-За- падная Атлантика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz