Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.

П и сьм о с промы сла ОКОЛО БЕРЕГОВ КАНАДЫ ПО-РУССКИ Каждый утренний промсо- вет начальник промрайона Северо-Западной Атлантики Виктор Викторович Кафад- жий начинает с подведения итогов прошедших суток. В них — сплошная мрач­ ность, о которой не хочется говорить. Вот выборочные данные о работе группы су­ дов Мурманского тралфло- та: 2 июня — вылов 20%, готовой — 9; 25 мая — вы­ лов 48%, готовой — 27. И то­ лько один раз за два месяца промысла в голосе Кафад- жия была малая доля тор­ жественности: 17 мая, когда улов составил 102%, а замо­ розка ...88. Как видно, успехи не бле­ стящие, если не сказать — очень низкие. 21 мая флагман В. В. Ка- фаджий проводил совеща­ ние капитанов. Повестка дня касалась полученных радиограмм от руководства. В них — избитые, повторя­ ющиеся рекомендации: разъясните, удвойте, увели­ чьте вылов, заморозку... А в выступлениях капитанов звучали откровенные, порой грубые высказывания в ад­ рес вышестоящих инстан­ ций. Моряки же хорошо ви­ дят, как борются за их со­ циальные и моральные права руководители флота, профсоюзы, понимая, что в большинстве нерешенных вопросов повинны не наши непосредственные руково­ дители.Они поставлены в условия, когда в основном все еще надо исходить из старых командно-админист­ ративных методов. Но поче­ му не ощущают своей вины те, кто, не анализируя об­ становки, ’’громит и рушит” все и вся? В столовой команды в подшивке газеты ” Прав- да” за 12 апреля в статье ’’Горький план по 500 дням” в первом же абзаце читаем: ’’Еще с месяц назад полты­ сячи рублей казались бы крупной суммой. Сегодня, при новых ценах, они на две трети, а то и в пять раз ме­ ньше” . И тут же моряки смо­ трят на экран нашей рабо­ ты, где видно и задание по суткам, и стоимость реали­ зуемой продукции, и оплата экипажа. Наш заработок от реализуемой продукции — 1% или чуть больше. Многие не могут понять, как это получается, что до­ вольно большая группа ра­ ботающих в СЗА экипажей систематически не выполня­ ет суточных нагрузок. Но в то же время в обзорах, идущих в адрес всех судов, сообщается, что суточные планы выполняются более чем на 120 процентов. Зна­ чит, существует другой план, в котором предусмот­ рено перевыполнение,и, следовательно, при перевы­ полнении экипажу будет премия. И эта (будем гово­ рить, условная) сумма уже "забита” в заработке. Но когда план неимоверно за­ вышен, когда при всем же­ лании при существующей сырьевой базе и строго ограниченном районе про­ мысла его не выполнить, то, следовательно, не будет премии и смело можно ска­ зать, что моряк будет обо­ лванен. Но специалисты служб, планирующие зада- Фото В . КОНОНОВА ния не в интересах трудя­ щихся, исправно получат свою зарплату да еще с бла­ годарностью за экономию фонда заработной платы. При рыночных отношениях эти деньги пойдут в основ­ ном именно тем, кго дейст­ вительно их заработал.Не будет подтасовки, уравни­ ловки. Да, мы прекрасно понима­ ем, что увеличение доходов должно быть лишь в резуль­ тате повышения производи­ тельности труда. Но в том-то и дело, что наша отрасль на­ столько специфична, что рыбаки на все 100 процен­ тов связаны по рукам и но­ гам в своей инициативе. Этот район промысла пере­ насыщен судами в 2-3 раза. Однако любопытно, что план суточного вылова оста­ ется почти неизменным с 1961 года, когда впервые наши суда стали работать на Джорджес-банке. Еще первые БМРТ имели такой же суточный план. В разные годы здесь работало то бо­ льше, то меньше судов. Ви­ димо, плановики исходят из предположения: "Природа пустоты не любит. Нет рыбы в Баренцевом море, значит, она в изобилии у дальних берегов". Действующие методики экономических расчетов в большинстве случаев дают неверные результаты. Они статичны, а разные уточня­ ющие коэффициенты слабо отражают истинное влияние многих факторов на работу промысла, особенно в по­ стоянно изменяющихся условиях. Поэтому многие важные вопросы решаются благодаря опыту и интуиции промысловиков, а действу­ ющие методики подгоняют­ ся для формального подтве­ рждения уже принятых ре­ шений. Но ни богатый опыт, ни профессиональная инту­ иция не гарантируют от про­ счетов, особенно при высо­ кой интенсификации труда и архаичной системой опла­ ты. Когда цель — добыча рыбы любой ценой, невзи­ рая ни на какие затраты, то надо ли заботиться об орга­ низации, экономии, эффек­ тивности. У нас создана уни­ кальная система, при кото­ рой ключевые позиции в производстве заняты лю­ дьми, не связанными с ре­ зультатами своего труда. И это во многом ведет к по­ разительным издержкам, а списываются они отнюдь не за счет истинных винов­ ников. Очень жесткий лицензи­ онный контроль системати­ чески выбивает из ритмич­ ной работы все суда. Прак­ тически в течение суток изменяется режим промыс­ ла на каждом судне. Все имеют квоту на хек. Прилов пикши, трески, окуня, палту­ са, скумбрии, сельди строго лимитирован и за малейшее нарушение следуют боль­ шие неприятности. А строго­ сти вот какие: прилов выше­ названных видов рыб до­ лжен быть в следующих пределах: на 1 тонну вылов­ ленного хека прилов пикши, трески — 1 процент, т.е. 10 кг, сайда, окунь — 5 процен­ тов, т.е. — 50 кг, сельдь, скумбрия, кальмар — 10 процентов, т.е. 100 кг. Дру­ гая тонкость: допустимые проценты должны быть не от общего улова, а только от выловленного хека. Ситуация осложняется и тем, что прилов — до ки­ лограмма подлежит возвра­ ту (за исключением скумб­ рии и сельди) канадским властям в виде оплаты за используемую судами лице­ нзию. Строгое выполнение условий вынуждает менять глубины, режим траления, совершать непроизводи­ тельные переходы. Никогда еще наши моряки не были поставлены в рам­ ки таких условий, когда за исключением одного-двух судов вся группа из десятка и более судов не выполняет суточные нагрузки. Но тем не менее на графиках, на разного рода совещаниях стараются внушить, что "у всех у вас сплошные недо­ статки. Вы сплошь неучи. А вот на этих судах — ис­ ключительные личности". Но я уже говорил о перена­ сыщении районов судами... Большинство руководите­ лей — в прошлом капитаны, и они хорошо знают, что та­ кое промысел в экстремаль­ ных условиях. Так в чем же тайна успеха работающего в этом районе БМРТ "Поле­ сье", возглавляемого капи­ таном Сергеем Митрофано­ вичем Фроловым? Здесь тайн, секретов нет. Это — знание района, выстра­ данное недосыпанием, на­ блюдениями каждого "мет­ ра" в отдельном квадрате, районе. Это — личный план­ шет, пропитанный потом, выжиданием, новым осмыс­ лением приложения своих сил и знаний. Нет, не из жадности "жмет” удачливый капитан планшет и сведения, а опять-таки из-за того, что на пятачке, где он все ’’за­ столбил” до секунды, до ме­ тра, не смогут работать 2-3 судна. Социальной справед­ ливости в экономике не су­ ществует. Рынок — хороший воспитатель ответственно­ сти и бережливости.Однако о существующем плане для судов в этом районе тот же С. М. Фролов сказал:” Когда я получал рейсовое зада­ ние, то невольно спросил, почему такой большой план? Прошлый год на 3 тонны было меньше” . Мне ничего вразумительно не могли ответить, а только как в прежние годы дали по­ нять: выполняй, т.е. не воз­ никай. Как обычно перед отхо­ дом судна собирался эки­ паж для разъяснений непо­ нятных вопросов, для реше­ ния наболевших проблем. Несколько часов работы, а результат можно признать нулевым. Самая простей­ шая вещь поднимала волну споров. Очень трудно что-то объяснить администрации, в особенности работникам, начисляющим заработок. Эти люди никого не слуша­ ют, а лишь категорически утверждают. Но давайте вспомним: в ходе перестройки не раз уже возникали лозунги о по­ вороте экономики лицом к человеку. Работающий че­ ловек должен знать, как оценивается его труд. И очень бы хотелось, чтобы у наших попечителей, про­ водящих отходные инструк­ тажи для экипажей, особен­ но из ООТиЗа, были чуть-чуть, пусть искусствен­ ные, но доброжелатель­ ность, улыбка, чем безраз­ личие. Всегда считались благородными: уважение, 'внимание, чуткость, состра­ дание. Разве можно, готовя экипаж в море, отвечая на вопросы, проявлять вспыль­ чивость? Но когда моряку говорят:” если вам не нра­ вится, можете увольнять- ся” (так было сказано пред­ ставителем ОТиЗа, фами­ лии, к сожалению, не знаю, 9 апреля 1991 года), что до­ лжен думать и делать мо­ ряк? Да, в стране хаос и поэто­ му каждый из нас должен способствовать, чтобы его становилось меньше, чтобы люди чувствовали — о них думают. Надо всемерно по­ могать, а не отталкивать их.Между прочим, это одна из причин, когда в душу мо­ ряков вселяют неверие в на­ ше общество, и он поддает­ ся западному соблазну. А ’’недоработки” вновь сва­ ливают на судовую админи­ страцию, где вновь создают псевдоидеологические груп­ пы. Общеизвестно, что для подавляющего большинства эмигрантов поводом послу­ жили причины экономичес­ кие, ради хлеба насущного уходят за границу советские моряки. И в заключение хочу об­ ратиться к тем товарищам, которые могут оказать дей­ ственную помощь в созда­ нии капитанского клуба. По­ ра от слов перейти к делу. Пусть этот клуб будет при­ ближен к западному стилю: с настоящим кофе и — да, да — с настоящим коньяч­ ком. Общения в этом клубе будут куда рентабельней, полезней всяких совещаний. Да, здесь будут обмени­ ваться опытом, будут прово­ дить дискуссии. Даже, впол­ не возможно, будут совер­ шать сделки по обмену планшетами и другими зна­ ниями и все — в рамках вы­ сокой этики. В свою очередь,кто-то до­ лжен проявить чуткость, такт и обратиться к старей­ шим, опытным в прошлом капитанам: А. Г. Лопатину, В. А. Кособуцкому, В. В. Ды­ мову и многим, многим дру­ гим, у которых еще свежа память о флоте, которые имеют конспекты с наблю­ дениями, планшеты, состав­ ленные умом и сердцем, и с помощью которых мож­ но охватить все районы про­ мысла Мирового океана. И. КУРАМШИН, старший мастер добы­ чи БМРТ "Котельнич” Мурманского тралово­ го флота. Северо-За- падная Атлантика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz