Рыбный Мурман. 1991 г. Сентябрь.
М о р е и закон В УГОДУ ГЛАВРЫБВОДУ О проекте Закона СССР "О сохранении морских биоресурсов По моему глубокому убежде нию необходимости в принятии нового Закона СССР, по край ней мере в том виде,в каком он исполнен, не существует, а вы двинутые причины не могут слу жить основанием для его приня тия. Действующее законодате льство вполне обеспечивает со хранение морских биоресурсов 200-мильной зоны СССР и упра вление ими. До заключения Со юзного Договора менять это за конодательство нет никакой не обходимости и, скажем так, ни какой возможности. Тем не менее проект нового Закона СССР разработан и представлен на бассейны для обсуждения. При ознакомлении с текстом законопроекта выясняется, что он не содержит ни одного ново го положения по сравнению с действующим законодатель ством. Авторы законопроекта (по крайней мере, такое вытека ет из его содержания) изначаль но исходят из двух неверных предпосылок: — о нераспространении ре сурсной юрисдикции суверенных республик за пределы тервод; — о нераспространении Зако на СССР от 25.06.80 г. ” 0 6 охра не и использовании животного мира” и, соответственно, всего законодательства Союза ССР и союзных республик об охране и использовании животного ми ра за пределы тервод. При этом ставятся цели: в первом случае законодательно оформить исключительную юрисдикцию Союза ССР в эко номической зоне СССР и, соот ветственно. исключительное право союзных органов на упра вление ресурсами экономичес кой зоны; во втором — узаконить ныне действующую практику наложе ния на советских лиц штрафов до 10 тысяч рублей по ст. 19 Ука за об экономической зоне СССР и, более того, распространить эту практику на континенталь ный шельф. Как известно, в Минрыбхозе СССР уже делалась попытка распространить штрафы до 10 тысяч рублей на терводы СССР — по этому поводу принима лось соответствующее постанов ление коллегии Минрыбхоза. Обе исходные предпосылки, а также поставленные цели, по моему убеждению, являются су губо ошибочными. Попытаемся это доказать. А вообще очень странно, что приходится доказывать элемен тарные истины. Аксиомой явля ется то, что законодательство Союза ССР и союзных респуб лик об охране и использовании животного мира распространя ется на весь животный мир (жи вые ресурсы), в отношении кото рых СССР осуществляет суве ренные права (юрисдикцию). В этом смысле очень важно по нять, что распространение Зако на СССР 1980 года за пределы тервод на континентальный шельф СССР в момент его изда ния (см.ст . 2 Закона) произошло на основании Указа ПВС СССР ”0 континентальном шельфе СССР” в порядке реализации су веренных прав СССР, объявлен ных в этом Указе. Соответствен но, когда в 1984 году был издан Указ ПВС СССР ”0 6 экономи ческой зоне СССР” , то Закон СССР 1980 года автоматически распространил свое действие на экономическую зону также в по рядке реализации суверенных прав, объявленных в Указе. и управлении рыболовством” (МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА) Таким образом, в экономичес кой зоне СССР действует Закон СССР 1980 года, и создание ка кого-то ” параллельного”закона, по крайней мере для целей со хранения морских биоресурсов, является совершенно излишним и недопустимым. Законопроект предусматрива ет, что республики будут осуще ствлять всю полноту властных функций (читай, юрисдикцию — В. К.) во внутренних водо емах и 12-мильных территори альных водах; а в экономичес кой зоне и на континентальном шельфе примыкающих к терри тории республик будут вести то лько промысел (без властных функций — В. К.) в объемах, которые им выделит союзный орган. Предлагаемое разграничение полномочий не может иметь под собой никакого правового обо снования: республики, как суве ренные государства, обладают в своих 200-мильных зонах суве ренными правами в отношении право лова в их зонах. Короче говоря, разграничение полномочий должно опреде ляться соглашением между рес публиками и союзным органом, а не посредством издания Зако на. А теперь вернемся к названию законопроекта с целью уточне ния термина ’’управление рыбо ловством” . Если это \ означает управление ресурсами в морских районах национальной юрисдик ции республик, о чем только что говорилось, то с учетом Закона СССР 1980 г. предоставленный законопроект является неприем лемым. Если же речь идет об управле нии флотом по районам Миро вого океана, то для этих целей следовало бы разработать дру гой документ, под условным на званием ’’Полномочия Минрыб хоза СССР по управлению со ветским рыболовным флотом в районах Мирового океана” . Что касается случаев объявле ния экономических зон вокруг Вторая причина — это очевид ная некомпетентность в вопро сах законодательства об адми нистративных правонарушениях составителей Правил рыболов ства, что привело к неправиль ному применению ст. 19 Указа ПВС СССР ”0 6 экономической зоне СССР” . Известно, что самые высокие штрафы, которые назовем ис ключительными, устанавлива ются законодательными актами Союза ССР ио двум основани ям: — в связи с выполнением обя зательств, вытекающих из меж дународных дог оворов СССР, — в связи с особой необходи мостью усиления администра тивной ответственности. Таким образом, меры адми нистративного взыскания в виде штрафов 10 тысяч рублей, 100 тысяч рублей с возможным при менением дополнительного взы скания в виде конфискации суд на. груза и т.д., о которых гово рится в ст. 19 Указа, — это ме- живых ресуров с целью выпол нения четырех функций: развед ки (исследований), разработки, охраны, а также управления ре сурсами (а не трех, как это зало жено в концепцию законопроек та, см. ’’Рыбное хозяйство” № 6 1991 г.): Следовательно, речь может идти только о перед аче республиками части своих полномочий союзным органам. Например, права исследования и охраны ресурсов, причем на всем пространстве своих юрис дикционных вод —-от берега до границы континентального ше льфа или экономической зоны, а не только за пределами тер вод. Что касается управления ресурсами, то республики могут оставить эту функцию за собой с целью защиты своих экономи ческих интересов. Они будут ос ваивать столько живых ресурсов в пределах допустимого улова, сколько смогут, остальную часть будут предоставлять дру гим республикам (непосредст венно или через союзный орган) или третьим странам в обмен на "суверенных” областей (Кам чатка, Сахалин), то это следует отнести к разряду курьезов, в ос нове которых лежит правовая некомпетентность депутатов об ластных Советов. Для нейтрали зации последствий таких реше ний вовсе не обязательно и з д ^ вать какие-то новые законы — достаточно использовать дей ствующие, что и было сделано Генеральным прокурором Рос сии, отменившим такие решения как незаконные. Как известно, рыбоохрана в настоящее время при обнару жении нарушения правил рыбо ловства в территориальных во дах налагает на советских лиц штрафы до 100 рублей, в эконо мической зоне — до 10 тысяч рублей. Почему это происходит? Об одной причине уже говори лось — это отрицание Главрыб- водом распространения на эко номическую зону Закона СССР 1980 г. и, соответственно, Указа ПВС СССР от 14.08.85 г. ”0 6 а д м и н и с т р а т и в н ы х нарушениях” . ры, установленные исключите льно для иностранных лиц. Законодатель никогда не уста навливал в экономической зоне для советских лиц исключитель ные штрафы по второму из пе речисленных выше оснований ” в связи с особой необходимостью усиления административной от ветственности” , якобы ввиду особой необходимости защиты живых ресурсов экономической зоны в отличие, скажем, от тер риториальных вод, где такой не обходимости вроде не существу ет. Во-первых, нигде в ст. 19 Ука за нет ссылки на приведенное выше основание; во-вторых, жи вые ресурсы и морская среда в экономической зоне, террито риальных и внутренних морских водах СССР представляют со бой единый экологический ком плекс, защищать который необ ходимо в равной мере в любом из перечисленных морских рай онов; в-третьих, речь идет о рай онах, где^в равной мере осущест вляется ресурсная юрисдикция СССР. И где на всем простран стве действует законодательство Союза ССР и союзных респуб лик об охране и использовании животного мира, с той лишь разницей, что в экономической зоне СССР оно действует с уче том положений Конвенции ООН по морскому праву. За наруше ние этого законодательства ви новные советские лица должны нести ответственность согласно Указу ПВС СССР от 14.08.85 г.”Об административной ответ ственности"...в виде предупреж дения или штрафа в размере до 100 рублей” . Почему же до сих пор в эконо мической зоне СССР советские лица подвергаются штрафам до 1000-2000 рублей, а в недалеком будущем, говорят, следует ожи дать штрафов на полную "ка тушку” — до 10 тысяч рублей? Причина в том, что когда-то кто-то в Главрыбводе не разо брался и от имени министра предписал органам рыбоохраны налагать штрафы на советских лиц по ст.19 Указа об экономи ческой зоне СССР, что и прак тикуется до настоящего време ни. А между тем пределы дейст вия любого закона указываются в самом законе и не могут изме няться посредством издания ка- ких-либо ведомственных норма тивных актов, что в данном слу чае, как раз и произошло. Подо бное необъяснимо, особенно с учетом того, что после приня тия Основ законодательства Со юза ССР и союзных республик об административных правона рушениях (23.10.1980 г.) были отменены все действовавшие до этого ведомственные норматив ные акты, регулирующие нало жение административных взы сканий, и запрещены к изданию впредь. Остается предположить, что все это по какой-то причине неизвестно Главрыбводу. Ина- че,чем можно объяснить, что до настоящего времени в Правилах рыболовства в экономической зоне СССР для советских про мысловых судов министр рыб ного хозяйства (читай — Глав- рыбвод) предписывает рыбоох ране: — налагать на советских лиц штрафы согласно ст.19 Указа об экономической зоне СССР (хотя эти штрафы предназначены ис ключительно для иностранных лиц); — применять норму об ответ ственности должностных лиц, которая по содержанию не со гласуется со ст. 15 КАП РСФСР, что позволяет рыбоохране про извольно расширять круг лиц, подлежащих штрафованию; — применять к капитанам не предусмотренную законом меру взыскания за совершение адми нистративного правонарушения в виде лишения личного рыбо ловного билета по аналогии с лишением специального права, предоставленного данному гра жданину (права управления транспортными средствами, права охоты),( см.ст. от 24(5), 30 КАП РСФСР). Все изложенные выше меры взыскания включены в законо проект с целью их законодатель ного утверждения и безусловно го применения к советским ли цам. Этого, однако, допустить нельзя. В. КОСОБУЦКИЙ, начальник лаборатории НПО ”Севрыбоовск’\не- штатный главный специа лист АРП ’’Севрыба” по ли цензионному я конвенцион ному рыболовству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz