Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
ГОРОДУ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО „ЖЕЛРЫБА" ГЕРОЮ Мурманск для рыбака — порт приписки. И город, где ждут. Дни ожидания складываются в годы. Это — в личном плане. Л в ис торическом? 75 лет — еще далеко и до века.. А событии прошумело! Интервенция. Падение и восстановление Советской власти. Строите льство прямо в тундре, на голом месте, городов и ком бинатов. Война... Проявили волю и мужество воины, все северяне — не отдали врагу Мурманска и баз флотов — военного, рыболовного, транспортного. Сегодня мы знакомим чи тателей с двумя страницами из биографии города-юбиля- ра: мирной и военной. * * * О строительстве железной дороги на Мурмане, о ’ ’Мурман- ке ” , как ее долго называли, на писано немало. Не буду повто ряться. Строительство это было тяжким и... героическим — без всякого преувеличения. Миро вая практика не знает таких те мпов работы в таких условиях! России нужна была эта дорога как ворота (не Петровское ’ ’ок но” !) в мир. Нужда заставила: Россия задыхалась в остром ’’дефиците” всего, что потребо валось ей в первой мировой войне. Уйду от подробностей этой, еще раз скажу — героической эпопеи. Подробности для чита теля — в книге В. Хабарова ’’Магистраль” (областное книж ное издательство). Железная дорога сыграла за мечательную роль в становле нии экономики Кольского края. Главное — она вызвала к жиз ни творческие силы людей. Ес ли коротко, эту роль с успехом выполнили торгово-меновые ярмарки двадцатых годов. Но особую известность на Севере получило отраслевое отделе ние ’ ’Желрыба” , которое вско ре переросло в акционерное общество. ’’Желрыба” была ор ганизована 1 июня 1923 года. Назначенный ее руководителем Н. Курасов едет в Архангельск и на средства общества покупа ет два траулера: ” Кемь” и ” Ке- реть” . Кроме того, берутся в аренду парусное судно ’ ’Дмит рий” и моторно-парусная шхуна "Шарлотта” для доставки рыбы с промысла. В Мурманске и Кандалакше ’ ’Желрыба” создает свои конто ры, в Мурманске она строит хлебопекарню и открывает уни версальный магазин. Но глав ную свою задачу она видит в ве дении торгово-обменных опера ций с промысловым населени ем. В становищах открываются торгово-обменные пункты для рыбаков, строятся пекарни и саловарни. При этом ’’Желры ба” тесно сотрудничает с ” Жел- лесом” . Она обеспечивает заго товителей леса продуктами пи тания, снабжает фуражом ло шадей, обеспечивает железно дорожников и население ли нейных станций рыбой, вывозит ее в центральные районы стра ны. За первый сезон траулеры ’ ’Кемь” и ’ ’Кереть” добыли 75 тысяч пудов рыбы. Деятель ность акционерного общества приобретает еще больший раз- новными поставщиками местно го груза оставались ’ ’Желрыба” и только что образовавшийся ’’Желсиликат” . ’ ’Желсиликат” и ’’Желстрой” призваны были сыграть особую роль в развитии железной дороги. ’ ’Желстрой” прокладывал новые железно- ^ дорожные ветки, строил мосты, технические сооружения стан ций, жилье. Первоначально предполагалось, что ’ ’Желсили кат” будет заниматься разра боткой природного камня. Но с первых же шагов он перестро ился на производство кирпича, так необходимого для строек дороги. Именно ’ ’Желсиликат” построил Шонгуйский и Фаде- евский кирпичные заводы. И это было началом создания индустриальной строительной базы железной дороги. Средст ва для этого дорога уже имела. К концу 1925 года Мурманская железная дорога была оконча тельно доведена до типа эксп луатационной транспортной ма гистрали. За следующие 5 лет, с 1924 по 1929 годы, грузы ’’Желрыбы” возросли в 5,2 раза. Но уже ста ло очевидным, что свое дело дорога сделала, и она уже не в состоянии быть центром коло низации. В мае 1930 года коло низационный отдел был ликви дирован. Работы по колониза ции были переданы органам Наркомзама. Но дело свое до- рога сделала: она вызвала к жизни огромные территории. И в истории края она так и оста лась колонизационной пионер ской дорогой. * » * По счастливой ли случайно сти, по доброму ли умыслу, но поезда, приходящие в Мур манск, заканчивают свой бег как раз у первого здания в го роде, здания из легенды, бы вшей гостиницы ’’Желрыба” , здания, олицетворяющего со бой связь времен. Позади 75 лет истории города Мурманска, истории Великого Северного пути. Но на этом история не ко нчается. Впереди вечность. Придут новые времена, и новые поколения живущих на этой зе мле вспомнят и воздадут долж ное величие подвига тех, кто когда-то соорудил эту дорогу!.. А. ВЛАДИМИРОВ. мах. По линии железной дороги направляется специальный уни версальный магазин. В распо ряжении ’ ’Желрыбы” появи лись вагоны-рестораны, доход от которых также идет на до стройку и реконструкцию доро ги. (Только за один сезон ва- гоны-рестораны дали 8 тысяч рублей чистого дохода.) А ведь это еще и сервис для пассажи ров, но даже и в то время в за ботах о доходах о сервисе не думали... На первом этапе становления наметились определенные осложнения у ’’Желрыбы” с местными властями, которые в ее лице хотели получить до полнительное промысловое объединение. Но цели своей ’’Желрыба” не скрывала. Она все в больших объемах разви вает обменные операции. Аген ты акционерного общества ску пают рыбу у рыбаков в станови щах Титовка, Александровск, Териберка, Гаврилово, Рында, в бухте Золотая, в Харловке и Восточной Лице. В итоге было заготовлено более 40 тысяч пу дов рыбы тресковых пород за сезон и более 3 тысяч пудов жира. Для сбора рыбы от рыбаков и посолки ее работают уже 6 парусников от 5 до 8 тонн водоизмещения каждое. Ком мерческий отдел дороги по за данию ’’Желрыбы” обеспечива ет рыбаков сапогами и весами — самыми дефицитными веща ми на промысле. В Восточной Лице, бухте Золотая, станови щах Гаврилово и Титовка ’’Жел рыба” строит пекарни и сало варни. Чтобы обеспечить рабо тников железной дороги проду ктами и рыбой, акционеры от крывают продовольственные лавки на станциях Имандра, Ка ндалакша и Сорока. Для этого правление дороги выделяет 100 тысяч рублей. Особое значение ’’Желрыба” придает организации холодиль ных перевозок. (Такие перевоз ки стали применяться на Мур манской железной дороге с 1921 года.) За 1921-1923 годы перевозки рыбы в холодильных вагонах возросли в 3,5 раза. Пу нкты льдоснабжения оборуду ются в Мурманске, Кандалак ше, Кеми, Медвежьей Горе, Петрозаводске, Званке. В Соро ке и Кандалакше ’’Желрыба” открывает консервные заводы — словом, в полной мере спо собствует развитию рыбных промыслов на Севере, пропага ндирует ярусный лов и лов ры бы сетями, как это делалось на своих траулерах. Все это в ком плексе выполняет главную за дачу — укрепляет оседлость людей на побережье. В 1924-1925 годах ’ ’Желрыба” получила 2,5 миллиона рублей чистой прибыли, перевезла по дороге 750 тысяч пудов продо вольствия. К 1925 году агенты ’ ’Желрыбы” вели торгово-об менные операции в 14 пунктах Мурманского побережья. В августе 1924 года на средст ва акционерного общества и при его интенсивном финан сировании в Мурманске откры вается 2-этажная гостиница, ко торая получила название ’ ’Жел рыба” . Она была прекрасно об ставлена и предназначалась для привлечения на Север де ловых людей и иностранных представителей. Говорят, что в гостинице имелись ванны и даже медные, что вообще бы ло большой редкостью для го рода. (Про ванны пишу наудачу, вдруг кто-то из прочитавших эти заметки знает подробности об этой гостинице и сообщит мне или редакции). При гостинице - обретался коммерческий ресторан. Совре менники вспоминали, что, от обедав там, посетитель испыты вал несказанное удовольствие. Сытость и качество приготов ленных блюд дополнялись еще особенным шиком этого ресто рана, этаким неповторимым се верным привечанием гостя, ког да ему к холодной закуске не пременно подавали еще и горя чую картошечку. Дымящуюся и рассыпчатую, ее обязательно несли к селедке, квашеной ка пусте, соленым грибкам, моче ной бруснике и даже... к семге. (Была когда-то такая рыба.) Се крет хозяев был прост: придет человек с мороза и пока ждет горячее, а тут ему раз — и кар тошечку с пылу, с жару — и на душе теплее будет от заботы... Такой же порядок позже заве ли в столовой ТПО (транспорт но-потребительское общество), до войны там так это делали, а сейчас вот и столовой не ста ло... Художественный музей там. Но вернемся к ’’Желрыбе” . В поисках нового "Желрыба” предпринимает еще одно меро приятие: организует по своим квитанциям провоз сезонных рыбаков из Кеми и Сороки к ме сту лова и обратно. Кемь и Со рока — старинные поморские села, известные еще с 15 века. Люди с отважным, предприим чивым и энергичным характе ром, были давние сезонники рыбного Мурмана. Зимой они промышляли у себя в Белом море, летом ехали на Мурман. Когда при коммерческом от деле было организовано до рожное экскурсионное бюро, это сказалось и на увеличении объема рыбопродукции. И вот почему. При бюро действовали 4 секции, в том числе и рыбо ловная. При организации экску рсионного бюро коммерческий отдел руководствовался идеей привлечь на Север экскурсан тов. Дорога опять попала в точ ку. Во-первых, возросли доходы от пассажиров. А желающих по рыбачить на Севере оказалось так много, что с "Желрыбой” заключили соглашение о перед аче ей уловов за определенную плату на самых выгодных усло виях. Можно еще отметить особое внимание акционерного обще ства к лову сельди. К ее добыче привлекали рыбаков не только в Баренцевом, но и в Белом море. Опыт показывал, что спрос на этот вид продукции уже много лет не удовлетворя ется на внутреннем рынке. Не случаен был в первые годы но вой власти и беспошлинный ввоз сельди из-за рубежа. Вместе с дорогой рос и раз вивался Мурманск. Дорога и го род—ровесники: в нынешнем году им исполняется по 75 лет. За 1925-26 год по линии же лезной дороги было пропущено 41,3 тысячи вагонов. За год их количество возросло на 40 про центов,и если исключить из это го количества экспорт и импорт, то работа с местными грузами возросла на 90 процентов. Ос- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz