Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

ГОРОДУ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО „ЖЕЛРЫБА" ГЕРОЮ Мурманск для рыбака — порт приписки. И город, где ждут. Дни ожидания складываются в годы. Это — в личном плане. Л в ис­ торическом? 75 лет — еще далеко и до века.. А событии прошумело! Интервенция. Падение и восстановление Советской власти. Строите­ льство прямо в тундре, на голом месте, городов и ком­ бинатов. Война... Проявили волю и мужество воины, все северяне — не отдали врагу Мурманска и баз флотов — военного, рыболовного, транспортного. Сегодня мы знакомим чи­ тателей с двумя страницами из биографии города-юбиля- ра: мирной и военной. * * * О строительстве железной дороги на Мурмане, о ’ ’Мурман- ке ” , как ее долго называли, на­ писано немало. Не буду повто­ ряться. Строительство это было тяжким и... героическим — без всякого преувеличения. Миро­ вая практика не знает таких те­ мпов работы в таких условиях! России нужна была эта дорога как ворота (не Петровское ’ ’ок­ но” !) в мир. Нужда заставила: Россия задыхалась в остром ’’дефиците” всего, что потребо­ валось ей в первой мировой войне. Уйду от подробностей этой, еще раз скажу — героической эпопеи. Подробности для чита­ теля — в книге В. Хабарова ’’Магистраль” (областное книж ­ ное издательство). Железная дорога сыграла за­ мечательную роль в становле­ нии экономики Кольского края. Главное — она вызвала к жиз­ ни творческие силы людей. Ес­ ли коротко, эту роль с успехом выполнили торгово-меновые ярмарки двадцатых годов. Но особую известность на Севере получило отраслевое отделе­ ние ’ ’Желрыба” , которое вско­ ре переросло в акционерное общество. ’’Желрыба” была ор­ ганизована 1 июня 1923 года. Назначенный ее руководителем Н. Курасов едет в Архангельск и на средства общества покупа­ ет два траулера: ” Кемь” и ” Ке- реть” . Кроме того, берутся в аренду парусное судно ’ ’Дмит­ рий” и моторно-парусная шхуна "Шарлотта” для доставки рыбы с промысла. В Мурманске и Кандалакше ’ ’Желрыба” создает свои конто­ ры, в Мурманске она строит хлебопекарню и открывает уни­ версальный магазин. Но глав­ ную свою задачу она видит в ве­ дении торгово-обменных опера­ ций с промысловым населени­ ем. В становищах открываются торгово-обменные пункты для рыбаков, строятся пекарни и саловарни. При этом ’’Желры­ ба” тесно сотрудничает с ” Жел- лесом” . Она обеспечивает заго­ товителей леса продуктами пи­ тания, снабжает фуражом ло­ шадей, обеспечивает железно­ дорожников и население ли­ нейных станций рыбой, вывозит ее в центральные районы стра­ ны. За первый сезон траулеры ’ ’Кемь” и ’ ’Кереть” добыли 75 тысяч пудов рыбы. Деятель­ ность акционерного общества приобретает еще больший раз- новными поставщиками местно­ го груза оставались ’ ’Желрыба” и только что образовавшийся ’’Желсиликат” . ’ ’Желсиликат” и ’’Желстрой” призваны были сыграть особую роль в развитии железной дороги. ’ ’Желстрой” прокладывал новые железно- ^ дорожные ветки, строил мосты, технические сооружения стан­ ций, жилье. Первоначально предполагалось, что ’ ’Желсили­ кат” будет заниматься разра­ боткой природного камня. Но с первых же шагов он перестро­ ился на производство кирпича, так необходимого для строек дороги. Именно ’ ’Желсиликат” построил Шонгуйский и Фаде- евский кирпичные заводы. И это было началом создания индустриальной строительной базы железной дороги. Средст­ ва для этого дорога уже имела. К концу 1925 года Мурманская железная дорога была оконча­ тельно доведена до типа эксп­ луатационной транспортной ма­ гистрали. За следующие 5 лет, с 1924 по 1929 годы, грузы ’’Желрыбы” возросли в 5,2 раза. Но уже ста­ ло очевидным, что свое дело дорога сделала, и она уже не в состоянии быть центром коло­ низации. В мае 1930 года коло­ низационный отдел был ликви­ дирован. Работы по колониза­ ции были переданы органам Наркомзама. Но дело свое до- рога сделала: она вызвала к жизни огромные территории. И в истории края она так и оста­ лась колонизационной пионер­ ской дорогой. * » * По счастливой ли случайно­ сти, по доброму ли умыслу, но поезда, приходящие в Мур­ манск, заканчивают свой бег как раз у первого здания в го­ роде, здания из легенды, бы­ вшей гостиницы ’’Желрыба” , здания, олицетворяющего со­ бой связь времен. Позади 75 лет истории города Мурманска, истории Великого Северного пути. Но на этом история не ко­ нчается. Впереди вечность. Придут новые времена, и новые поколения живущих на этой зе­ мле вспомнят и воздадут долж­ ное величие подвига тех, кто когда-то соорудил эту дорогу!.. А. ВЛАДИМИРОВ. мах. По линии железной дороги направляется специальный уни­ версальный магазин. В распо­ ряжении ’ ’Желрыбы” появи­ лись вагоны-рестораны, доход от которых также идет на до­ стройку и реконструкцию доро­ ги. (Только за один сезон ва- гоны-рестораны дали 8 тысяч рублей чистого дохода.) А ведь это еще и сервис для пассажи­ ров, но даже и в то время в за­ ботах о доходах о сервисе не думали... На первом этапе становления наметились определенные осложнения у ’’Желрыбы” с местными властями, которые в ее лице хотели получить до­ полнительное промысловое объединение. Но цели своей ’’Желрыба” не скрывала. Она все в больших объемах разви­ вает обменные операции. Аген­ ты акционерного общества ску­ пают рыбу у рыбаков в станови­ щах Титовка, Александровск, Териберка, Гаврилово, Рында, в бухте Золотая, в Харловке и Восточной Лице. В итоге было заготовлено более 40 тысяч пу­ дов рыбы тресковых пород за сезон и более 3 тысяч пудов жира. Для сбора рыбы от рыбаков и посолки ее работают уже 6 парусников от 5 до 8 тонн водоизмещения каждое. Ком­ мерческий отдел дороги по за­ данию ’’Желрыбы” обеспечива­ ет рыбаков сапогами и весами — самыми дефицитными веща­ ми на промысле. В Восточной Лице, бухте Золотая, станови­ щах Гаврилово и Титовка ’’Жел­ рыба” строит пекарни и сало­ варни. Чтобы обеспечить рабо­ тников железной дороги проду­ ктами и рыбой, акционеры от­ крывают продовольственные лавки на станциях Имандра, Ка­ ндалакша и Сорока. Для этого правление дороги выделяет 100 тысяч рублей. Особое значение ’’Желрыба” придает организации холодиль­ ных перевозок. (Такие перевоз­ ки стали применяться на Мур­ манской железной дороге с 1921 года.) За 1921-1923 годы перевозки рыбы в холодильных вагонах возросли в 3,5 раза. Пу­ нкты льдоснабжения оборуду­ ются в Мурманске, Кандалак­ ше, Кеми, Медвежьей Горе, Петрозаводске, Званке. В Соро­ ке и Кандалакше ’’Желрыба” открывает консервные заводы — словом, в полной мере спо­ собствует развитию рыбных промыслов на Севере, пропага­ ндирует ярусный лов и лов ры­ бы сетями, как это делалось на своих траулерах. Все это в ком­ плексе выполняет главную за­ дачу — укрепляет оседлость людей на побережье. В 1924-1925 годах ’ ’Желрыба” получила 2,5 миллиона рублей чистой прибыли, перевезла по дороге 750 тысяч пудов продо­ вольствия. К 1925 году агенты ’ ’Желрыбы” вели торгово-об­ менные операции в 14 пунктах Мурманского побережья. В августе 1924 года на средст­ ва акционерного общества и при его интенсивном финан­ сировании в Мурманске откры­ вается 2-этажная гостиница, ко­ торая получила название ’ ’Жел­ рыба” . Она была прекрасно об­ ставлена и предназначалась для привлечения на Север де­ ловых людей и иностранных представителей. Говорят, что в гостинице имелись ванны и даже медные, что вообще бы­ ло большой редкостью для го­ рода. (Про ванны пишу наудачу, вдруг кто-то из прочитавших эти заметки знает подробности об этой гостинице и сообщит мне или редакции). При гостинице - обретался коммерческий ресторан. Совре­ менники вспоминали, что, от­ обедав там, посетитель испыты­ вал несказанное удовольствие. Сытость и качество приготов­ ленных блюд дополнялись еще особенным шиком этого ресто­ рана, этаким неповторимым се­ верным привечанием гостя, ког­ да ему к холодной закуске не­ пременно подавали еще и горя­ чую картошечку. Дымящуюся и рассыпчатую, ее обязательно несли к селедке, квашеной ка­ пусте, соленым грибкам, моче­ ной бруснике и даже... к семге. (Была когда-то такая рыба.) Се­ крет хозяев был прост: придет человек с мороза и пока ждет горячее, а тут ему раз — и кар­ тошечку с пылу, с жару — и на душе теплее будет от заботы... Такой же порядок позже заве­ ли в столовой ТПО (транспорт­ но-потребительское общество), до войны там так это делали, а сейчас вот и столовой не ста­ ло... Художественный музей там. Но вернемся к ’’Желрыбе” . В поисках нового "Желрыба” предпринимает еще одно меро­ приятие: организует по своим квитанциям провоз сезонных рыбаков из Кеми и Сороки к ме­ сту лова и обратно. Кемь и Со­ рока — старинные поморские села, известные еще с 15 века. Люди с отважным, предприим­ чивым и энергичным характе­ ром, были давние сезонники рыбного Мурмана. Зимой они промышляли у себя в Белом море, летом ехали на Мурман. Когда при коммерческом от­ деле было организовано до­ рожное экскурсионное бюро, это сказалось и на увеличении объема рыбопродукции. И вот почему. При бюро действовали 4 секции, в том числе и рыбо­ ловная. При организации экску­ рсионного бюро коммерческий отдел руководствовался идеей привлечь на Север экскурсан­ тов. Дорога опять попала в точ­ ку. Во-первых, возросли доходы от пассажиров. А желающих по­ рыбачить на Севере оказалось так много, что с "Желрыбой” заключили соглашение о перед­ аче ей уловов за определенную плату на самых выгодных усло­ виях. Можно еще отметить особое внимание акционерного обще­ ства к лову сельди. К ее добыче привлекали рыбаков не только в Баренцевом, но и в Белом море. Опыт показывал, что спрос на этот вид продукции уже много лет не удовлетворя­ ется на внутреннем рынке. Не случаен был в первые годы но­ вой власти и беспошлинный ввоз сельди из-за рубежа. Вместе с дорогой рос и раз­ вивался Мурманск. Дорога и го­ род—ровесники: в нынешнем году им исполняется по 75 лет. За 1925-26 год по линии же­ лезной дороги было пропущено 41,3 тысячи вагонов. За год их количество возросло на 40 про­ центов,и если исключить из это­ го количества экспорт и импорт, то работа с местными грузами возросла на 90 процентов. Ос- *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz