Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Заметки с натуры Д а, совки. И это слово я пишу без кавы чек, хотя речь идет не о совках для мусора в руках работающих по совмести тельству многоуважаемых совтехничек наших бессчетных совучреждений. И не надо в толковых словарях между "сов- нархозом” и "совокуплением” искать второе значение слова, коим зовется ло патка с загнутыми кверху краями и ко роткой ручкой. Второго значения пока нет, но есть мы с тобой, дорогой чита тель, мы — ” хомо советикус” , а попросту говоря — совки. Именно так, поначалу полупрезрительно, нарекли советских ди пломатов, проживающих за границей. Тех, чьи жены, изнывая от безделья в роскошных казенных особняках, со бственноручно (или собственноножно?) лишь раз в день поутру нажимали педаль унитаза, чтобы не платить лишнего цента (драхмы, лиры, кроны и т. п.) за пользова ние водой. Тех, кто, проработав год-дру гой ” за бугром” , не выучил и десятка слов на местном наречии, а из всех до стопримечательностей страны знал путь на барахолку, расположенную за углом всемирно известной картинной галереи. Во времена горбастройки ряды совков значительно пополнились, что, вне со мнений, весьма отрадно. И вскоре, как нас учили университетские профессора с кафедры марксизма-ленинизма, вскоре количество перешло в качество: теперь вернувшиеся из очередного зарубежного вояжа постперестроечные господа уже сами про себя стали рассказывать полу- анекдотичные совковские истории. О том, например, как один из них побывал в Па риже, где подписал контракт о поставках в Совок дефицита (вот уж универсальный нынче термин, которым можно назвать все что угодно — от хинина до презер ватива). Дефицита на сотни миллионов рублей. А после устроенного по этому поводу банкета попросил переводчика отвезти его в самый дешевый магазин, где лишь албанцы с африканцами тряпье покупают. — А что делать? — с иронией говорит совок, никоим образом не обижаясь на это словцо. — Что делать, если моя дро- жайшая половина наказала привезти ей черный ажурный бюстгальтер, пригрозив, что иначе она со мной спать не ляжет? И я привез, сэкономив командировочные гроши. Так ведь она,сучка, узнав о бан кете, спрашивает: ” А ты не догадался попросить буржуев вместо банкета вы дать тебе стоимость выпивки и закусок деньгами?” Да, все мы совки, и давно уже пора с этим смириться. Смириться без ненуж ных обид и лишних эмоций. Моряк не виноват, что в короткие часы захода в иностранный порт он вынужден бежать в ближайший ’’Free shop", чтобы прице ниться к поношенным кожаным курткам и дешевым колготкам. Бежать и старать ся не обращать внимания на чавкающих мороженое сыкушек, которые оцениваю ще смотрят ему вслед, восхищаясь широ кой трудовой спиной и не менее достой ным задом ведущего флотского специа листа и главы почтенного совковского семейства. Тебе стыдно, читатель? А мне так нет. Мне не стыдно, потому что в на шей 73-летней совковской истории были три дня краснопресненских баррикад. Мне не стыдно, потому что Моисей сорок лет водил еврейский народ по пустыне, прежде чем дети бывших египетских ра бов ступили на землю обетованную. Дети, которые не знали рабства. Так что же делать, господа совки? Бу дем, как динозавры, потихоньку выми рать, заблудившись в тупиковой ветви ре волюционного развития? Или попробуем напоследок посмеяться над собой — по смеяться сидя в Совке и совсем по-со- вковски? Лично я выбираю последнее. Я — стопроцентный совок. Передаю по буквам: Строитель Отдельно Взятой Оте чественной Культуры. СОВОК. ... И еще одно маленькое добавление к столь пространному вступлению. Эти заметки писаны с натуры, хотя все дейст вующие лица вымышлены. Вернее, они представляют собой собирательные об разы моих друзей и попутчиков (да и ме ня самого), с которыми довелось мину вшим летом совершить необычный морс кой поход от Онежского озера вниз по рекам и каналам до Азовского моря и да лее — в Черное, Мраморное, Эгейское и прочие моря Средиземноморья до бе регов Северной Италии. И пусть никто не тратит времени понапрасну, ища в шут ливом повествовании документального сходства или факсимильной точности. На деюсь, что доля вымысла позволит мне по большому счету быть объективным, хотя очень часто действительность на много неправдоподобнее картин, создан ных самой буйной фантазией. Но даже кусок зажаренного на костре мяса надо присыпать солью. По вкусу. Чуть-чуть. Иначе будет пресно. И прежде чем прикоснуться к преле стям зарубежной жизни, позвольте вве сти вас в курс предшествовавших походу событий и попытаться ответить на, может быть, основной вопрос: как из бардака и ущербности нашей повседневности вдруг вырастают чистейшей воды подви жники? Люди, в которых столь много ве ры и оптимизма, а говоря проще — извеч ного авантюризма, который один только и может, наверное, двигать прогресс, яв ляясь неопровержимым свидетельством живучести той самой таинственной русской души. ” Ах, тройка, чудо-тройка!” — воскликнул Н. В. Гоголь, тоскуя в ва лютном варианте посередь итальянской столицы задолго-задолго до пресловутых "троек” сталинских трибуналов. И куда ты скачешь? И кто у тебя в коренных? Кто знает... Но какое нам в конце концов дело до сидящего на козлах Чичикова, до сегодняшних правящих Русью скупщиков мертвых душ? Какое нам дело, если мож но, закусив удила, мчаться на край света, чтобы потом взгрустнуть на чужом празд нике жизни, с ностальгией вспоминая не пролазные отеческие дороги и родной скотский двор... Д В А Б А Н А Н А ( ч а с т ь п е р в а я ) По ночам Командора мучили кошмары. Придя домой — усталый, злой, опусто шенный, — он боялся тех нескольких ча сов сна, когда, казалось, можно было забыться и как переполненную окурками пепельницу отодвинуть от изголовья дневные заботы. Но если днем он хоть как-то мог влиять на ход неотложных дел, то ночь диктовала свои условия иг ры, сдавая крапленые карты из шулерс кой колоды. Карты, в которых обязатель но выпадала шестерка треф — дальняя дорога. Сколько таких дорог уже пройде но! Но помнится первое чувство отчаянья, когда еще школьником он за зиму со- брал-построил вертолет, протаскав в про мерзший сарай родительского дома чуть ли не всю свалку с пустыря за воинской частью. И вертолет почти что взлетел, если б на беду (или на счастье?) не ото рвалась лопасть винта. Оторвалась и взлетела, начисто срезав крышу того сарая. Затем козырным марьяжем его пома нило море, научило рисковать — расчет ливо и безоглядно. Сколько сил было отдано на восстановление приобретенно го по случаю в обмен на металлолом списанного "на иголки" сейнера — о том разговор особый. Правдами и неправда ми он, тогда еще гордец и романтик, вы вел судно в Белое море. А потом судился, доказывая сухопутному чиновничьему сброду свое право быть судовладельцем. Времена меняются. Теперь Командор стал флотоводцем: на городской верфи одно за другим строились сшитые по его меркам крутобокие деревянные лодьи. Их надо было оснащать, готовить экипа жи, прокладывать маршруты экспедиций. И все это делал он, Командор, который ходит сегодня в долгах как в шелках, а в данный момент ворочается на жест ком диване и мучается в кошмарном сне. Вот из колоды наконец-то выпал благо родный валет бубей, но и тот медленно повернулся анфас и с укоризной посмот рел в глаза, приобретая черты районного фининспектора. А когда бубновый фин инспектор вдруг заговорил по-французс ки — нервы у Командора не выдержали. Спросонья в голове звенело, что в пустом глиняном горшке, на дно которого опу щен будильник. И лишь одна-единствен- ная мысль, как случайно попавшая в сет ку рыбина, била хвостом по ушам: "А что там сейчас творится на верфи?" ...На верфи в ту ночь никто не спал. Уже неделю лучшие судоремонтники го рода дневали и ночевали на ’ ’Руси", как громко окрестили переделанный под суд но сопровождения промыслово-транс портный бот, издали похожий на карака тицу. С этим сравнением соглашались все, хотя мало кто видел каракатицу в на туре. Громоздкая надстройка судна почт полностью закрывала обзор из ходово рубки, зато позволила в четырех тесных каютах дополнительно разместить во- семь человек и оборудовать кают-компа нию с камбузом. Главное же, "Русь" та ила в своем чреве драгоценнейший плод — объемистый трюм с холодильником, на полках которого плотными рядами лежа ли ящики с консервированной капустой и свежезамороженными курами, коробки с рыбными пресервами и сухарями, меш ки с мукой, крупой и сахаром, бидоны с подсолнечным маслом, банки с овоща ми, мясные консервы, а в отдельный угол трюма была ссыпана картошка. Сохран ность всего этого съестного изобилия ле жала на Помощнике, который вот уже несколько дней кряду решал для себя чисто философский вопрос: "А что если взять и наплевать на какое-то там Среди земноморье и перегнать "Русь" на близ лежащий онежский островок, где и зака тить грандиозный банкет на все лето? Удерживало одно — до сих пор на борту не было винного запаса, хранимого Ко мандором как зеницу ока. Так вот, в ту ночь на "Руси" не спали. Из машинного отделения время от време ни поднимались на свет божий промас ленные ремонтники и, тихо матерясь, пе рекуривали, вспоминая всех святых из Ветхого и Нового Завета. Вскоре они до брались до личности Понтия Пилата и ре шили умыть руки, благословив судового "деда" на дальнейшие подвиги. Умыть и отдать его в жертву этой каракатице, как Понтий передал Христа на растерза ние соплеменникам. Но "дед", как оказа лось впоследствии, был не менее ковар ным: через неделю после семи посадок на мель, двух потушенных пожаров и од- ного-единственного аврала по откачке невесть откуда взявшейся в трюме воды, он чисто по-английски, не прощаясь, по кинул "Русь", оставив короткую записку: "В море вы все равно потонете. Лучше без меня. Аминь". Итак, механики умыли руки, а заодно и вымыли их, предложив экипажу вспрыснуть это событие. Минут через пя тнадцать водки, как всегда, не хватило. — Мы сбросимся, а ты сходи на трассу и возьми два банана, — предложил По мощнику дядя Вася, самый почтенный из ремонтников. — Какие два банана? — не понял По мощник. — Ну, две банки, на посошок. — А дадут? — Банановозы работают круглосуточ но, — подытожил разговор дядя Вася. ... В неверном свете белой ночи дорога чем-то напоминала пустой граненый ста кан, оставленный в кают-компании. Вско ре на дне того стакана черной мушкой показалась машина "Скорой медицинс кой помощи." Затормозив у ног Помощ ника, рыжий водитель вопросительно просунул в окошко голову. Далее после довал короткий диалог на продуктовые темы. — Бананы есть? — Сколько? — Два. — Тридцать пять. — Идет. Содрать кожуру с тех "бананов" для умельцев с "Руси" не составило особого труда... Да, спросонья в голове у Командора звенело. А за окном светало. Одевшись, он вышел во двор. Автобусы еще не ходи ли. Пришлось попросить подкинуть до ве рфи спешащий в ту сторону рафик "Ско рой помощи". Взяв деньги, водитель, мот нув рыжими кудрями, спросил: "А бана нов не надо? Остались два последние..." Но у Командора £ыл свой запас, свои несколько связок этих южных фруктов. Ведь он прекрасно понимал, что бананы будут единственной козырной картой в играх-разговорах с инспекторами всех рангов на нелегком пути "Руси" от Онеги до Азова по необъятным просторам на шей вечно жаждущей Отчизны. ( Продолж ение следует .) Виктор Георги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz