Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Конфликтная ситуация КТОУBJIAСТИ, ТОТУСЛА сти В последнее время — вы заме тили? — что ни приход судна в порт, то и скандал. Почему такое? О чем шумят? Причины две: первая — несправедливость оплаты труда, вторая — ’’пло хой” капитан. Предлагаемый вашему внима нию протокол собрания экипажа РТМК-с ’’Захар Сорокин”, на мой взгляд, убедительно пока зывает, насколько не прав был канитан-директор В. В. Волков. Жаль только, что собрание про ходило без капитана, помощни ка капитана по экипажу и еще 28 моряков. Они находятся в IIIтральзунде на ремонте свое го судна. Однако моряки (70 че ловек), прибывшие в порт на ППР ’’Прокопьевск”, не могли больше молчать. Поэтому и бы ло созвано это собрание. На нем присутствовали председатель профкома Мурманского трало вого флота Б. А. Алексеев и обо зреватель ”РМ” И. Березюк. Протокол дается с небольшими сокращениями выступлений. В. С. ЗОТОВ, рефмашиннст, член судового комитета профсо юза, депутат Октябрьского рай онного Совета народных депу татов г. Мурманска. — Мы пробыли в ревущих со роковых 200 суток, а треть эки пажа, в том числе и я, — год (за минусом 12 суток перерыва меж ду рейсами). Мы пошли навстре чу просьбе руководства флота продлить рейс до начала ремон та. Но тяжесть столь долгого рейса — ничто в сравнении с тя жестью террора капитана Вол кова. Этот человек обрел на флоте печальную славу: что ни рейс, то конфликт с экипажем. И у нас все были на грани срыва, могло произойти любое ЧП. И я благодарен экипажу за вы держку! Я люблю тралфлот. Много лет отдано ему. Но если вопрос встанет — тралфлот и капитан Волков или увольнение, я уйду. Я считаю, что таким людям не льзя доверять руководство эки пажем. Он постоянно ищет вре дителей, диверсантов, создате лей фракций и т. д. Волков ведет себя так, словно он барин, а мы его холопы. Л. Я. ПАНОВ, судовой врач. — По моему глубокому убеж дению, В. В. Волкову нельзя до верять руководство коллекти вом. Он постоянно ищет и сам создает предпосылки конфлик тов. В условиях замкнутого про странства, длительного рейса это очень опасно. Более того, он не объективен в своих выво дах и решениях. У меня создалось впечатле ние, что на судне два капитана: Волков и шеф-повар Юдина. Любая критика в адрес камбуза воспринималась Волковым не адекватно, и это лихорадило весь экипаж. Помните, когда матросы заявили, что масло не пригодно в пищу. Я еще раньше говорил капитану, что масло с плесенью. Он взорвался, на чал кричать: ’ ’Что, у нас много масла? Его и в Союзе нет!’ ’ И тем не менее именно это мас ло постоянно было на столах. Аналогичная ситуация была с чаем: он затхлый, с плесенью. Но еще страшней другое: ка питан не мог спать без снотвор ного, постоянно принимал седа тивные препараты, транквили заторы. К. М. ЕНИКОВ, матрос 1 класса. — Я много лет работаю в тра- лфлоте, видел многих капита нов, строгих и не очень. Но ког да я получил направление на ’’Сорокин” , знакомые сказали: ’’Учти, там Волков” . Я подумал: чего меня пугают? Ну и что, что Волков? К счастью, в том рейсе был капитан Киселев. Работали тихо, спокойно, выполнили все планы. Но во втором рейсе стал капитаном Волков, и я понял, о чем меня предупреждали. Как-то раз я поднялся на жил ую палубу — там живет тоже рядовой состав — и встретился с капитаном. Он сразу: ’’Фами лия! Зачем сюда пришел?” Я: ”3а газводой” . А он: ’’Нельзя сюда ходить рабочим” . От рейса остался горький оса док. Я не пытался с ним раз говаривать, зная, что это плохо кончится для меня. Р. А. ЯФАРОВ, машинист РМУ. — Мы в этом рейсе выпол нили все задания. Но капитан постоянно называл нас нагле цами и т. п. Оказывается, мы набрались наглости, пришли на этот пароход, съели все продук ты. Мы в рыбомучной установке сделали ремонт, поменяли под шипники. А вместо благодарно сти оказались облитыми гря зью. У всех выговоры, замеча ния. В стране демократия, а у нас атмосфера застоя, диктата. Во время последней выгрузки Вол ков сказал: ”Я буду выявлять саботажников, чтобы обезопа сить себя” . Никогда никакого диалога, об этом и речи не мог ло быть. Неужели на флоте нет нор мальных капитанов? Кому это выгодно держать таких людей? С. П. ИВАНЕНКО,помощник капитана по производству. — Я приведу цифры — ре зультаты нашей работы: на 258 процентов мы выполнили план по филе, на 112 — по выпуску жира, на 12 процентов перекры ли задание по стоимости товар ной. И все это практически без подвахт. Однако Волков еще пе ред отъездом на вокзале хотел списать консервную бригаду. И в рейсе постоянно обвинял всех: ”Вы бездельники. Я спишу половину команды” . Говори лось такое? МОРЯКИ (хором): Да. Гово рилось. ИВАНЕНКО: Кто дал Волко ву право так обращаться с нами? 200 суток люди на пределе. Вы знаете, что экипаж БАТ ’’Иван Сивко” отказался от капитана Волкова. И что? Экипаж разо гнали, а Волков пошел получать новый ’’Моонзунд” . Неизвестно, что будет с нами после этого собрания, нас не раз предупреж дали: ”Не связывайтесь с Вол ковым, у него очень сильные по кровители” . А. И. САФРОНОВ, матрос 1 класса. — При подходе на рейд Бал тийска объявили по трансляции: ’’Сдать белье и робу” . Сдали. Вскоре новая команда: ’’Полу чить белье и робу” . Потом еще раз сдавали. Суматоха, суета... Если бы кто-то объяснил, что все это нужно для того-то, мы бы поняли. А тут — одни прика зы. Бесконечно по трансляции: ’Технологу — на мостик” . До вел этого человека до нервного срыва. Да и все были на грани: если бы не пересадка, не знаю, чем бы все кончилось. В. Я. ЧЕХОВСКИЙ, матрос 1 класса. — У меня нсг другого дома, ’’Сорокин” для меня был род ным домом. На таком судне ра ботать — одно удовольствие. Но с таким капитаном — аб сурд: крики, угрозы, все на нер вах. В первом с ним рейсе дело дошло до драки, Волкову вреза ли, и две недели его никто не видел. Экипаж работал, отды хал от него. Киселев был в пред ыдущем рейсе, человек грамот ный, сдержанный. Придет на со брание, все объяснит. А тут ка питан только будоражит и оско рбляет всех. Страх владел все ми... Конечно, у капитана много прав. И если это хороший капи тан, то чем больше прав, тем лучше и предприятию, и коман де. А что помощник по экипажу? Он и так сегодня ни за что не отвечает, и так смотрят на него как на дармоеда, а у нас еще и был лишен права слова капи таном. Было жалко на него смо треть. Мы даем три плана в сутки, а капитан кричит: ” Вы плохо ра ботаете, мы теряем сырье” . Те левизор включать нельзя, хотя он куплен за наши деньги. Мы отрабатывали тревогу. ’’Борьба за живучесть судна” . Капитан решил провести ее, ког да был ужасный ветер, волна — 6 баллов. Я был в носовой партии. Ветер — нельзя глаза открыть, волна накрывает нас. Стоим полчаса. Боцман звонит на мостик: ”Мы рискуем жиз нью людей, сколько можно сто ять?” . Капитан ему: ”Вы наглец и негодяй” . Чудом мы остались в живых. После этого рейса мы все бо льны. Э. М. СИНИЛОВ, навигатор. — Я постоянно сталкивался с капитаном на мостике. Я 13 лет работаю на флоте и смею вас уверить: если бы не штур маны, мы бы ни хвоста не пой мали. Поскольку Волков прихо дил на мостик, кидал взгляд на приборы, изрекал какую-нибудь благоглупость и уходил. На радиосоветах выступление Волкова шло под тихий хохот, а порой и под гомерический. Вот пример: капитан Н. Л. Шинка- рук пытается интеллигентным образом подсказать куда пойти, глубины, районы и т.д. И тут вступает в разговор Волков и повторяет в эфир все, но уже от своего имени, и дает советы... Шинкаруку. А по УКВ слышен хохот. Я не знаю, какая мощная длань его поддерживает. Он все гда прикрывается двумя позици ями: интересы флота и дисцип лина. Интересы флота — это его личность, а дисциплина — его приказы. Чуть что, он по кос мической связи звонит в порт... А помните, как он хотел выров нять дифферент судна водоизме щением свыше девяти тысяч тонн десятью тоннами тары? Это же смех! На все наши возражения у не го ответ один: ”Вы саботажни- По-моему, он серьезно болен, его надо лечить. Г. М. КОРНЕЙЧУК, буфет чица. — Я могу подтвердить слова доктора: Волков пил таблетки каждый день, обертки склады вал в чашку. Террор по отношению ко мне был ежедневным. Чай мне выда ли на три месяца, а он гнилой, пока завариваю — до тошнбты. А он вызвал меня и кричал так, что переборки дрожали: зачем я сказала доктору, что чай пло хой? ”Вы бунтовщица, я вас спи шу” . Он приходил в кают-компа нию раз в 10 дней, т. к. шеф-повар приносила ему все в каюту. А мне заявляет: ’’Поче му вы меня не приглашаете?” . Однажды он спросил меня, что я пью от головной боли. Я ответила, что никогда табле ток не принимала, а теперь вот придется. Вы весь рейс террори зировали экипаж, все в ужасе, хорошо, что рейс закончился благополучно и никто никого не убил. Волков говорит: ”Я буду с вами иметь крупный разговор на берегу” . Тогда я сказала: ’’Значит, ваша жена обо всем уз нает” . Смотрю, на другой день сидит в кают-компании и разго варивает со мной как ни в чем не бывало. Это человек настро ения, и если он в ссоре с шеф-поваром, обязательно вы местит зло на втором штурмане или на ком-то другом. В. А. РЕУТ, уборщица. — Я была направлена офици анткой. Но к капитану пошла шеф-повар Юдина и сказала, что ей не нравится моя физионо мия, а потому пусть идет убор щицей. И вот я делаю приборку в радиорубке, приходит капитан и говорит: ”Ну что, агент 007, убираешь?” . Он весь рейс считал меня разведчицей, что я все пе редаю в ЦРУ. Это был кошмар. Я ходила раньше с Л. Н. Герасимовичем, П. В. Шумелянко, с Н. Л. Шин- каруком — одно удовольствие работать с такими людьми. Я рано вставала на работу. Вол ков ходил за мной по пятам и повторял: ’’Раз ты так рано встаешь, значит, ты шпионка” . • Всем и всеми командовала Юдина. Волков заявил, что если ей кто-то испортит настроение, "я буду воспринимать это как личное оскорбление” . Капитан постоянно прикрыва ется фамилией Г. А. Кайгородо- ва: ”Я с ним учился, поэтому что хочу, то и ворочу. Всех уво лю по 33-й” . Врача затерроризировал, как только подходим к базе, требу ет, чтобы тот бежал на то судно за снотворным. А однажды говорит мне: ”А что вы тут делаете? Я думал, вы уже по слипу сошли” . Он заставлял хирурга драить барашки, красить, мыть иллю минаторы. М. В. СУПРУНЕНКО, микро биолог. — Это был первый в моей жизни рейс после окончания МВИМУ. Однажды вызывает меня по.- мощник по экипажу и говорит: ” Вы сегодня пили?” . Я в недо умении отвечаю: ’’Нет” . Он зво нит капитану: ’’Владислав Вла димирович. это, наверное, по клеп, ошибка” . На переходе мы работали в лаборатории. Меня вызвали, чтобы я помогла официантке. И я сказала ей: ”Я помогу, если вы не справляетесь” . Но та за явила, что надо работать через день, накрывать. Но я возрази ла: во-первых, у меня много ра боты, во-вторых, я инженер-микробиолог” . Тогда капитан прибежал в ла бораторию и стал кричать на меня и завлаба: ’’Через 10 дней — база, решайте, кто из вас уй дет” . Такой ужас длился весь рейс. * * * Кроме названных моряков выступили матросы А. И. Мед ведев, Ю. Н. Лысенко, В. В. Рад ченко, А. Л. Сохновский, мастер добычи И. И. Паценко и др. Все го выступили 18 человек. Затем слово взял председа тель профкома флота Б. А. Але ксеев. В заключение. Конечно, ни в одном морском учебном заве дении не учат тому, как должен общаться капитан-директор с командой, ибо готовят там лишь ’’чистых” производствен ников. Раньше, в эпоху тотали таризма, всеобщего диктата, это было возможным. Сегодня та кое диктаторское отношение уже невыносимо. Выводы пусть делают те, кто занимается ’’подбором и расста новкой" капитанов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz