Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

Былое и думы Уважаемая редакция! П росит слова ветеран фло­ та (работаю в Мурманске с 1946 года, 20 лет в плав­ составе, остальные в механи­ ко-судовой службе). Хоте­ лось бы поговорить на тему, которую не очень-то '’осве­ щают ’ газеты: о механиках периода послевоенного ста­ новления океанического ры­ бопромыслового флота, о незаслуженно забытых пе­ рвых ’’дедах” тех лет. Унизительно плакаться, неприятно говорить о себе, но почему молодежь не должна знать о тернистом пути своих отцов к знаниям, к опыту, об их отношении к работе, к общественному долгу? Бурное становление ’’даль­ него’ рыбопромыслового флота приходится на начало 50-х годов. До этого (к сведе­ нию молодых моряков) ры­ баки работали в Баренцевом море, по сегодняшним мер­ кам — у порога родного порта. И рейсы были, образ­ но говоря, ”от бани до ба­ ни”. В пятидесятые годы по­ явились БРТ (большие ди­ зельные траулеры), затем БМРТ (первенец — ’’Пуш­ кин”), новые РТ строились в Финляндии, Швеции, Польше. Образовался новый рыболовный флот — "Мур- мансельдь” (название уже указывает на его специализа­ цию). Появилась для обслужива­ ния рыбаков приемотранс­ портная контора, в которую я и перевелся из Мурманс­ кого госморпароходства. Контора имела в качестве плавбаз старые суда "Оне­ га”, ’’Тамбов”, ’’Тунгус” , па­ русно-моторные шхуны Труд”, ’’Сатурн”, ’’Юпи­ тер’ и другие. Были и, как мы их называли, '’вечные стахановцы” — маленькие танкеры ’’Шалим” и ’’Олег Кошевой”. Вот об одном из них и рас­ скажу молодым механикам — интересно ведь знать, с какой техникой мы имели дело. На ’’Олеге Кошевом" главные дизели, работавшие на 3 (три!) гребных винта бы­ ли отечественного производ­ ства, первый вспомогатель­ ный — американский ’’Ин­ тернационал ’. Он не имел манометров с цифрами на шкалах, вместо них были зо­ ны: красная, желтая, зеленая. Пускался этот двигатель при работе всех цилиндров от карбюратора, на бензине мог ’’тянуть” нагрузку. В ре­ жим дизеля переводился од­ ной рукояткой. Впрыск ди­ зельного топлива выполнял­ ся не традиционно — фор­ сункой,. а от общей магист­ ральной трубки. Двигатель имел привод на мощный воз­ душный компрессор и десят­ ки навесных устройств наис­ ложнейшего исполнения. Вторым дизелем-вспомо- гачом был английский ’’На­ ционал”, с пуском от силит- ровых запальных свечей. В фальштрубе для работы на искрогашение был установ­ лен маленький дизельный двигатель "Витте”, кажется, ранцузского изготовления, се двигатели совершенно различной конструкции, не похожие друг на друга. Был на ’ Олеге” и мощный автоматизированный амери­ канский котел марки ”Хей- льман”. Он отличался кап­ ризной автоматикой, не под­ дававшейся ни судовым спе­ циалистам, ни судоремонт­ никам. А может, мы, как и инженеры-настройщики Мурманской судоверфи, бы­ ли слабаками в этом деле, тем более что чертежи и ин­ струкции по этой чертовой автоматике отсутствовали. Чтобы дополнить карти­ ну, скажу, что на этом судне имелись английские донки ’’Вира” и прочие насосы, со­ бранные, казалось, со всего света... Не менее разнообразны по техническому оснащению были и другие суда с их ’’По­ лярами”, ’’Дэйцами”, ”Ру- стонами”, ’’Супер-скандия- ми”, ’’Катерпиллерами”, ’’Викстремами”, ’’Шинебека- [и”, ’Букау ВбДьфами”, Манами”... Не утомил те­ бя, читатель, этим перечнем? А он далеко не полный. Мы же, послевоенные юнцы, за­ каленные голодом, холодом м »> и непосильным взрослым трудом во время войны, по­ сле ее кошмаров, пройдя ускоренный, беспощадно ин­ тенсивный курс обучения, дорогой ценой осваивали эту ’’всемирную” технику. Глав­ ным образом, до всего до­ ходили сами. Чтобы дополнить карти­ ну, предлагаю сравнить нас со штурманами: при перехо­ де их с судна на судно тех­ ника судовождения остава­ лась той же. А каково было механикам, "попадавшим" с "Юнемюнткеля” на ”Ганц-Эндрашек”?..Главные судовые двигатели и "вспо- могачи”, не говоря уж о кон­ структивном исполнении, были порой различны в са­ мых элементарных деталях. Неизвестный прокладочный материал, незнакомый сплав для заливки подшипников, нестандартная резьба на бо­ лтах, стопорные устройства с ’’секретами фирмы ’ и т.д. — все это и опытных специ­ алистов порой ставило в ту­ пик. Но надо было работать — ’’разгрызали” и этот "гра­ нит’ . Без чертежей и инст­ рукций — даже на чужом языке. Не задумывались и над понятием ’’техника безопас­ ности”. Сколько раз нашей кровью были обагрены дета­ ли судовой техники, сколько лоскутов кожи оставалось на ’’железках” в мороз, ’’подпа­ ливалось” на раскаленных... Были и переломы костей, по­ ражения током... Конечно, не каждый день труда в море был таким ’’фильмом ужа­ сов”, но все-таки...Так мужа­ ли механики, становясь пер- лую зависть” рыбакам, ви­ дим на борту судов имена механиков. Есть у нас хоть один траулер, названный в честь "деда”? Или у нас герои (подлинные — не мни­ мые!) перевелись? Куда там — даже "традиционные" имена заслуженных капита­ нов сплошь и рядом теснят маршалы, генералы, к Севе­ ру никакого отношения не имевшие при жизни... Многие 'деды", обеспечи­ вавшие жизнь судовой тех­ ники, а это значит — безопа­ сность экипажа и выполне­ ние плана, проявили свои способности, характер и на высоких постах. Назову не­ которых из них. Начальни­ ком объединения "Мурман- рыба" был П. В. Сапанадзе, возглавлял "Мурман- сельдь”, а затем и "Севрыб- холодфлот" Г. М. Бороду­ лин (недавно умер), « Д Е Д А Х » выми, порой довольно моло­ дыми, "дедами" на послево­ енных судах промыслового флота. Много лет спустя началась специализация механиков, а нам довелось быть подлин­ ными универсалами. И усло­ вия труда и быта нынче не­ сравнимы с сороковыми — пятидесятыми годами. Но не помню я газетной статьи, радиопередачи, а позже — телевизионного сюжета, где бы откровенно и без ложной "героизации" гово­ рилось о нашем поколении пахарей моря, особенно тех, кто "под палубой". Ведь и сегодня еще болячки, если это возможно, кое-кто скры­ вает — море "закроют"! Вот в пароходстве, на "бе­ десятки лет руководил Бело­ морской флотилией и судо­ ремонтной базой А. С. Нос- ницын. Есть старшие (главные) механики, которым эти по­ сты доверили в молодые го­ ды, и они десятки лет верой и правдой служили родному флоту. Но всегда ли "стари­ ков" ценят за это? Меняются вывески, начальники, среди которых, случается, попада­ ют и такие, что считают —7 все началось с них. И "проскакивают" мимо "дедов" ( и не только их) поощрения и награды. Но случись сокращение — ста­ рик будет среди первых кан­ дидатов, особенно если сме­ ет иметь свое мнение, отлич­ ное от мнения начальства. Конечно, и о ’’медицине” вспомнят без всяких ски­ док... Но начисто забудут об опыте и вкладе в рост и ста­ новление флота. О работе в многомесячных рейсах без всяких заходов в инпорты... Заметки эти хочу все же закончить положительным примером. Хорошо знаю специалиста, бывшего в свое время молодым ’’дедом” и до сих пор не расставшим­ ся с этим почетным среди моряков званием. Это Павел Тимофеевич Котелевский, до недавнего времени стармех ремонтно-подменного эки­ пажа (работал на Канарах, в Лас-Пальмасе, в Аргенти­ не). Родился он в 1926 году и 18 августа отметил свое 65-летие. Пятый десяток на флоте — скажите, много ли таких ветеранов на предпри­ ятиях бассейна? И школу он прошел подобную той, что я описал. Правда, начинал кочегаром на легендарном ’’Ермаке”. В промысловом флоте пе­ рвым его предприятием стал Мурманский траловый флот, где он был машинис­ том на бортовике в 1947-48 годах. Затем — учебно-кур- совой комбинат (многих из нас вывела в люди эта ’’куз­ ница кадров"). После учебы в УКК Павел Тимофеевич стал механиком-универса- лом. В "Мурмансельди" с 1949 по 1953 год. После учебы в Ленинграде — Беломорс­ кая база государственного лова (ББГЛ), где и до сегод­ няшнего дня П. Т. Котелевс­ кий трудится, как говорится, по специальности. Хватило воли в зрелом возрасте пройти ускоренный курс МВИМУ. Был начальником механи­ ко-судовой службы, замещал начальника Мурманской оперативной группы ББГЛ, но кабинетная работа не привлекла — вернулся в пла­ всостав. В наше непростое время Павел Тимофеевич остается коммунистом по убеждению и верит, что жизнь в стране неизбежно повернет к лучше­ му. От себя замечу, что такие люди, как П. Т. Котелевс­ кий, отдающие себя самоза­ бвенно избранному делу, и помогут всем нам выйти из кризисного состояния. К редакции ’’Рыбного Мурмана” у меня просьба: попросите соответст­ вующие службы флотов назвать своих самых молодых ’’дедов” периода пятидесятых-шестидесятых годов. В. БУБНОВ, групповой инженер-механик ББГЛ. От редакции. Механико-судовые службы ведущих флотов бассейна помогли нам выполнить просьбу автора: подготовили списки старейших специалистов (старших, главных механиков), которые, несмотря на воз­ раст, продолжают успешно трудиться, причем многое из них — в плав­ составе. Назовем некоторых из них и заранее просим прощения — списки далеко не полные. Итак, ’’деды” с многолетним стажем и ’’заступившие” на эту долж­ ность в основном в молодые годы: МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ Старейший из стармехов на флоте — Иван Михайлович Комаров (родился в 1927 году). Далее, с ’’отрывом” в пять и более лет, идут (но алфавиту): А. П. Баркалов, А. Я. Бурковский, С. И. Великуденичев, А. Ф. Горкуша, Н. М. Герасимов, В. А. Зеленский, А. И. Иванов. В. М. Клюев, И. В. и П. И. Куликовские, А. Ф. Леонтьев, А. А. Николаев, И. И. Прядко, В. А. Нечаев, А. К. Русецкий, А. И. Сороко, В. Н. Степанов. Список, повторяем, можно продолжить. ОБЪЕДИНЕНИЕ’’МУРМАНРЫБГ1РОМ” Старший по возрасту ”дед” здесь Валентин Андреевич Хащенко (1926 года рождения, на флоте он с 1951 года). И родившиеся в 1927 году И. К. Леонов, С. П. Шишкин, И. Г. Сиротенко, тоже такой же стаж имеют, а вот Н. Ф. Лизунов, который на год моложе их, но стажу опередил —он на флоте с 1950 года, то есть с первых шагов нового промыслового предприятия — управления ’’Мурмансельдь”. Далее но возрасту (с 1929 г.) идут В. П. Щиинн и Д. Ф. Таргаковский, 1930-34 годов рождения — Л. Н. Вертлннг, Н. И. Дорошенко, А. И. Носнипыи, В. Н. Слуцкий, В. В. Конаев, Ф. Г. Стримко, А. Н. Макаршин. Среди ’’старичков” Евгений Александрович Матвеев (1926 года рождения), но стаж его — с 1964 года, тогда как предыдущие товарищи стали ’’пахарями моря" в пятидесятые годы. Естественно, не все они сегодня в плавсоставе. Но их опыт и знания находят хорошее применение и на берегу. Так, Федор Григорьевич Стри­ мко — начальник отдела технологическою оборудования. Но он много лег работал на БМРТ-264 ’’Град”. Награжден за успехи на промысле орденом Трудового Красного Знамени. Николай Федорович Лизунов —старший групповой механик, Александр Николаевич Макаршин —ме­ ханик-флагман в районе промысла в Тихом океане. И еще один примечательный факт: В. А. Хащенко сейчас на ремон­ тирующихся судах, а сын Сергей продолжает дело отца на современном большом автономном траулере. ’’СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ” Это самый молодой, относительно, конечно, из наших флотов. Здесь тоже много классных специалистов, которым доверено руководство ма­ шинными командами. У предприятия своя специфика. И на его крупно­ тоннажных судах у старших (главных) механиков забот не меньше, чем на траулерах. Назовем некоторых ’’дедов” этого флота. В. И. Луппий, Н. Н. Балашов, В. В. Марковнин, Ю. К. Сугаков, А. И. Шведков, Л. М. Алейнер, А. И. Данилюк, Б. Я. Малашенко, И. Д. Музыченко, М. А. Фокичев, В. Р. Цепков, Г. А. Подхомутников, В. Н. Вагин, В. Д. Горохов, Г. П. Перегородин, А. М. Еремин. * * * Можно назвать еще немало заслуженных специалистов, отдавших флотам свои лучшие годы. Став старше, они заботятся и о подраста­ ющем поколении, живут заботами и нуждами тех, кто недавно пришел разделить с ними нелегкую морскую судьбу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz