Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

Человек и экономика ::::::: ::::::: hhhi ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ЗАБАСТОВКА ::::::: 1Ш1! ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: СТУКНУЛИ ПО СТОЛУ ДЕНЬГИ ПОЛУч и ж •ннп ::::::: н~н То, что наши рыба ки по оплате свое го труда позади ф илиппинцев , испокон ве ку считавшихся самыми н и з ко ­ оплачиваемыми в мире, по­ ж алуй , уж е н и ко го не удив ­ ляет. Но вот чтобы , вернув ­ шись из рейса, не получить заработанное — по ка ред­ кость , хотя и подобное , о ка ­ зывается , случается . К а к известно, выход судна в очередной рейс всегда связан с многочисленными хлопотами и по ком пл е к то ­ ванию э ки п аж а , и по снаб ­ ж ению его всем необходи ­ мым на дол гое время про­ мысла . Та к было и на сей раз, ко гд а рыбаки БМРТ "П олярное сияние ” науч­ но -производственно го объ ­ единения ’С е вры б пои с к ” го ­ товились в море. И вдруг, бу квал ьно в последний мо­ мент, ко гд а траулер уж е стоял на рейде, э ки п а ж по­ ставил ультиматум : ’ ’Без по ­ лучения зарплаты за мину­ вший рейс в море не пой ­ дем ” . Написали по этому поводу заявление на имя генераль ­ но го дире ктора НПО Г. А. С торожева , под которым подписи почти всех членов ком анды , и забастовали . По -разному , наверное , мо­ ж н о отнестись к поступ ку рыбаков . М ож но взывать к их совести , говоря о том, что каж ды й день простоя судна обходится в немалую сумму, но времена лозун гов и призывов к энтузиазму , по всей видимости, безвозврат­ но прошли , и поэтому попро ­ буем не осуж да ть огульно моряков , а понять. В самом деле , разве они не правы? Сходили в рейс, привезли улов, сдали его, все честь по чести. А зара ­ ботанные деньги не могут получить и вы нуж дены хо ­ дить по инстанциям , выби­ вать собственную зарплату. В о зм ож но , э к и п а ж и не встал бы на дыбы , если бы это был единичный случай. Рыбакам ж е ’ ’Полярно го си­ я н и я ” ’ ’ве зет ” . В том-то и дело , что им третий раз подряд предла гаю т идти в очередной рейс без рас­ чета за предыдущий . Ду­ маю, в подобной ситуации у ко го у годно терпение л о п ­ нет, если к том у ж е учесть, что у большинства из моря ­ ков дома семьи , которые ж д у т не дождутся зарплаты своих кормильцев . На встрече с э ки п аж ем , в которой приняли участие заместители генерально го дире ктора НПО В. В. Л у кья ­ нов и Ю. Н. Сидоров, пред ­ седатель проф ком а И. И. Балабанов , рыба ки вы с ка ­ зали немало претензий б ад ­ рес свое го руководства , не сумевш е го обеспечить их зарплатой . К а к заявил В. В. Л укьянов , зарплаты не будет, потому что не ком у произвести рас­ чет. О казывается , в очереди на получение дене г в бух ­ галтерии объединения б у к ­ вально в за тыло к дру г дру гу стоят еще семь э ки п аж е й , а бухгалтеров не хватает. Он предлож ил моря кам вы­ писать аванс, хоть под всю зарплату , и идти в море. — Мы, — с ка зал В. В. Лу­ кьянов , — возьмем сейчас на работу по трудовому со ­ глашению дополнительно бухгалтеров , чтобы развя ­ зать этот тугой узел . А если будете ж д а ть расчета, рейс придется задержа ть . Честно говоря , мне дово ­ ды заместителя генерально ­ го дире ктора не по ка зались убедительными . Думаю , ры­ баки вправе требовать оплаты рейса, независимо от того , к а к о е положение сл ож ил о сь се годня с кад ра ­ ми в бухгалтерии . Д олж ен с каза ть , что и к а ­ питан -директор В. Л. Власов в своем выступлении перед э ки п аж ем поддержал Лу­ кьянова . — В нашем положении . — с казал он, — это самое реальное . Ведь день про ­ стоя стоит немалых денег. О днако н и ка ки е уговоры и резоны на ры ба ков не по ­ действовали , и они все же решили идти в море лишь по получении расчета. Не знаю , прав ли был э к и ­ п аж в данном случае , мне трудно об этом судить. Но еще раз повторю : рыбаков понять мож но . Все мы ж и ­ вем на честно заработанные деньги и получать зарплату д олж ны по результатам ра­ боты , а не тогда , ко гд а фи­ нансисты соизволят ее на ­ числить. Кстати, в за клю чение до ­ лж е н отметить, что этот ко н ­ фликт, к а к выяснилось по­ зж е , по гас довольно быст­ ро. Собрание в э к и п а ж е со ­ стоялось в пятницу, 6 сен ­ тября , а уж е в субботу ры ­ ба ки , получив зарплату и развезя ее по домам , вы­ шли в рейс. Выходит, м ож но было не доводить колле ктив , к а к го­ ворится, до бело го каления и решить вовремя вопрос. А н уж н о было для этого со ­ всем немного ... В л ад им и р КИКИНОВ . £Н:: Зачастую бывает: рассчиты­ ваешь на короткий рейс, а про­ ведешь вдали от дома многие месяцы. Так получилось и у экипажа ТР ’’Иван Шиш­ кин” управления "Севрыбхо- лодфлот ’. Один нз последних рейсов у моряков этого судна длился *188 суток. Была нелег­ кая работа, было и немало впе­ чатлений от встреч с жителями Намибии, Нигерии и Лагоса. А рейс выдался успешным. :{§§§ Это видно и по настроению матроса Николая Нагорного, который на флоте уже семь лет, а из них три — на ’’Иване Шишкине”. В успехе коллекти- й||| ва немал вклад и Николая с то­ варищами по палубной коман- Щ де Николаем Кушнаревым, Ш Андреем Ивановым, Владими­ ром Ахмедзяновым и Григо­ рием Власовым. 1Ш На снимке: Н. Нагорный. Фото Виктора КОРЕ ь ЦКОГО . I:::::: I:::::: •ПНг ::::::: ::::::: |ЛН£: ::::::: SHH нн-н ~нн КАЖДОМУ ПО ТРУДУ Великий русский полководец А. В. Суворов в своей знамени­ той работе ’ ’Наука побеждать” утверждал, что врага нужно бить не числом, а уменьем.и не­ изменно на протяжении своей жизни следовал этому правилу. Если же применить это вы­ сказывание к работе на промы­ сле, то можно с уверенностью сказать, что в объединении ’ ’Мурманрыбпром” за послед­ нее время появилось немало последователей этого постула­ та российского генералиссиму­ са. И пусть сегодня рыбаки этого флота в целом не могут похва­ статься успехами в работе, уже не один месяц рыбацкий кол­ лектив не справляется с зада­ ниями по вылову рыбы и выпус­ ку пищевой продукции, все же определенный опыт работы со­ кращенными экипажами здесь накоплен и, думаю, он будет ин­ тересен многим. Как пришли к выводу о необ­ ходимости перехода на новые условия работы на промысле? С этого вопроса начался разго­ вор нашего корреспондента Владимира Кикинова с инжене­ ром по нормированию и органи­ зации труда объединения Ива­ ном Михаиловичем Реутовым. Нелегко было подступиться к таким нововведениям. Глав­ ная помеха здесь, на наш взгляд, — извращенное пред­ ставление о численности экипа­ жей. Разве не парадоксально, когда экипаж в море на 30 — 50 процентов использует свои про­ изводственно-технические воз­ можности по выработке проду­ кции, а численность набирает на 100 процентов. Одно дело ис­ пользовать судно как транспор- тно-техническое сооружение, чтобы добираться до района промысла, т. е. иметь состав машинной, палубной команд для обеспечения безопасной эксплуатации двигательных установок, мореплавания и т. д., другое — использование его производственных возможно­ стей. Вот здесь-то и должна по­ явиться, господствовать разум­ ная необходимость, разумное совмещение должностей, ра­ зумное расширение зоны об­ служивания, увеличение объ­ ема выполняемых работ. Как показывает практика, эта сложнейшая задача разрешима только при активном участии экипажей и на базе повышен­ ной заинтересованности каждо­ го его члена. Заинтересован­ ность через все виды олаг, ко­ торыми оплачивается довольно тяжелый специфический труд моряка. Эти блага — оплата труда в советских и инвалютных рублях, питание и другие социа- льно-бытовые (включая духо­ вные) условия в море, жилье и другие атрибуты жизни на бе­ регу для семей и т. д. В последние годы в объеди­ нении завершили внедрение но­ вой схемы производственно-технической ловый рейс проводит с высво­ бождением 12 — 25 человек. Безусловно, расчеты экипажа, особенно старших командиров, строятся на предельно допусти­ мых нагрузках, рациональном использовании рабочей минуты. В этом экипаже совмещение профессий или должностей, расширение зоны обслужива­ ния и увеличения объема работ каждым получили постоянную прописку. Окупается ли такая напря­ женность как для членов эки- ют в своем распоряжении. Она делится пропорционально вкла­ ду по выполнению обязанно­ стей недостающих в рейсе чле­ нов экипажа. Вот какие допол­ нительные выплаты произведе­ ны в названных выше рейсах в инвалютных рублях: в экипа­ же Боженко капитан — 263, по­ мощник капитана по производ­ ству — 102, котельный маши­ нист — 30; в экипаже Федорова капитан — 118, мастер лова — 123 и т. д. Результаты пятнадцати зако­ нченных рейсов доказывают: в условиях неустойчивой, слож­ ной промысловой обстановки высокое профессиональное ма­ стерство каждого, организован­ ность экипажа в целом на ос­ нове повышенной заинтересо­ ванности серьезно способству- эксплуатации судов: одно судно — два постоянных, закреплен­ ных за ним экипажа, с одновре­ менным сокращением длитель­ ности плавания. Хозрасчетный, арендный подряд окончательно поставил точку в проблеме про­ порционального роста всей за­ рплаты к росту выпуска продук­ ции в советских рублях. Что это так, доказано 125-ю закончен­ ными рейсами во второй поло­ вине 1989 и в 1990 годов. При росте выпуска продукции на двенадцать процентов за­ рплата экипажей увеличилась на восемнадцать с лишним про­ центов. Иметь такое соотноше­ ние вполне допустимо, даже можно позволить, чтобы на ка­ ждый процент роста объема глодукции приходилось 2, даже Р,5 процента роста зарплаты, ота установка вытекает из за­ трат на производство в рыбо­ промышленных предприятиях. — Наверное, стоит сказать о том, какую выгоду от этой ре­ организации имеют и рыбаки, и флот... — Третий раз экипаж БМРТ "Нарочь” , где капитаном-дире- ктором О. И. Боженко, промыс­ пажа, так и для судовладельца? Безусловно, иначе в третий раз моряки не пошли бы в рейс уме­ ньшенным на 25 человек экипа­ жем. В доказательство можно привести некоторые цифры как по рейсу этого экипажа, так и по другим, уже завершенным пятнадцати. В предыдущем рейсе экипаж О. И. Боженко выработал сверх задания продукции на 470 тысяч рублей, а фактический средне­ месячный заработок на один пай, т. е. матроса без класса составил 1186 или на 25 процен­ тов выше, чем в среднем по од­ нотипным судам объединения, и на 30 процентов выше, чем по району промысла. Еще выше эти показатели в рейсе у экипа­ жа капитана-директора Н. Н. Федорова при работе в районе ЮВТО. когда оыло высвобож­ дено 15 человек (по продукции — плюс 568 тысяч рублей, по среднемесячной заработной плате на один пай 1395 рублей). Эти и другие экипажи, ушедшие в море меньшим числом, от 60 до 90 процентов инвалюты, при­ читающейся оставшимся на бе­ регу членам экипажа, оставля­ ют выходу на плановые рубежи по продукции, позволяют значи­ тельно превзойти средние ре­ зультаты по заработкам. — Итак, будем считать, что нововведения в труде и его оплате затронули многие сторо­ ны жизни. Но инфляция, как го­ ворится, не дремлет. Каким об­ разом намерены осуществлять рыбакам компенсацию повыше­ ния цен? — В июле этого года объеди­ нение приступило к осуществ­ лению серьезной реформы за­ работной платы. Все то, что сделано на сегодня, мы счита­ ем первым, начальным этапом этой реформы, суть которой мо­ жно выразить следующим. Что­ бы как-то, в пределах максима­ льно допустимого в условиях действия законов о предприя­ тии, о подоходном налоге, о на­ логе на прибыль и т. д., отре­ агировать на инфляцию, повы­ сили действующие должност­ ные оклады на 20 процентов всем категориям работников плавсостава. Чтобы ввести гарантирован­ ные минимальные компенсаци­ онные доплаты в должностные оклады (по 60 рублей), тем са- мым отреагировав на реформу щ розничных цен, на каждые 125 рублей (минимальная ставка в плавсоставе матроса без класса) увеличили Ьолжност- Ж ной оклад еще на 60 рублей. Ш Например, базовый должност- щ ной оклад матроса первого класса увеличили на 70 рублей, Ш третьего механика — на Т05 ру- щ блей, а капитана-директора БМРТ типа ’’Иван Бочков” — на 149 рублей. Тем самым обеспечили диф- Ш! ференцированный рост зарпла- Щ ты по степени профессиональ- цр ной ценности работника. Итак, базовые оклады с эти­ ми новыми доплатами в сумме с другими, оанее действующими щ доплатами за работу в ночное время, за работу во вредных ш условиях, а также за работу сверхнормального рабочего Ш времени образовали так назы­ ваемые новые расчетные оклады, которые, с одной сто­ роны. должны обеспечить рост заработной платы на 32 — 48 процентов, а с другой — лечь в основу для индексации зара­ ботной платы при переходе к рынку. Полагаем, что мы как ш бы создали экономически обо­ снованную взлетную площадку для каждого специалиста в пер- щш V спективе. Но можем ли мы по­ хвастаться тем, что все моряки одинаково правильно и полно поняли такой ход преобразова­ ния окладов? Нет. Вот, напри- щ мер, спрашивают, почему все доплаты производятся к базо­ вым окладам, которые приняты по постановлению Совета Ми- ш нистров СССР и ВЦСПС № 1115 Щ от 17 сентября 1986 года? От­ вечали и отвечаем: чтобы иметь jg§ • серьезно обоснованную базу для построения структуры за­ рплаты, исчисления норматива затрат фонда зарплаты на до­ бычу и выработку рыбопродук­ ции, осуществления выплат ин­ валюты на первом этапе рефор­ мы, нужно все эти составля­ ющие вычленить четко. Со вре­ менем, безусловно, такое деле­ ние зарплаты окажется в архи­ вах, останется только конечный расчетный оклад и все нормати­ вы пересчитаются под него. На этом же этапе ставим за­ дачу добиться ощутимого роста средней заработной платы од­ ного моряка с 620 рублей в ме­ сяц до тысячи и более. !ынн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz