Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Человек и экономика ::::::: ::::::: hhhi ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ЗАБАСТОВКА ::::::: 1Ш1! ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: СТУКНУЛИ ПО СТОЛУ ДЕНЬГИ ПОЛУч и ж •ннп ::::::: н~н То, что наши рыба ки по оплате свое го труда позади ф илиппинцев , испокон ве ку считавшихся самыми н и з ко оплачиваемыми в мире, по ж алуй , уж е н и ко го не удив ляет. Но вот чтобы , вернув шись из рейса, не получить заработанное — по ка ред кость , хотя и подобное , о ка зывается , случается . К а к известно, выход судна в очередной рейс всегда связан с многочисленными хлопотами и по ком пл е к то ванию э ки п аж а , и по снаб ж ению его всем необходи мым на дол гое время про мысла . Та к было и на сей раз, ко гд а рыбаки БМРТ "П олярное сияние ” науч но -производственно го объ единения ’С е вры б пои с к ” го товились в море. И вдруг, бу квал ьно в последний мо мент, ко гд а траулер уж е стоял на рейде, э ки п а ж по ставил ультиматум : ’ ’Без по лучения зарплаты за мину вший рейс в море не пой дем ” . Написали по этому поводу заявление на имя генераль но го дире ктора НПО Г. А. С торожева , под которым подписи почти всех членов ком анды , и забастовали . По -разному , наверное , мо ж н о отнестись к поступ ку рыбаков . М ож но взывать к их совести , говоря о том, что каж ды й день простоя судна обходится в немалую сумму, но времена лозун гов и призывов к энтузиазму , по всей видимости, безвозврат но прошли , и поэтому попро буем не осуж да ть огульно моряков , а понять. В самом деле , разве они не правы? Сходили в рейс, привезли улов, сдали его, все честь по чести. А зара ботанные деньги не могут получить и вы нуж дены хо дить по инстанциям , выби вать собственную зарплату. В о зм ож но , э к и п а ж и не встал бы на дыбы , если бы это был единичный случай. Рыбакам ж е ’ ’Полярно го си я н и я ” ’ ’ве зет ” . В том-то и дело , что им третий раз подряд предла гаю т идти в очередной рейс без рас чета за предыдущий . Ду маю, в подобной ситуации у ко го у годно терпение л о п нет, если к том у ж е учесть, что у большинства из моря ков дома семьи , которые ж д у т не дождутся зарплаты своих кормильцев . На встрече с э ки п аж ем , в которой приняли участие заместители генерально го дире ктора НПО В. В. Л у кья нов и Ю. Н. Сидоров, пред седатель проф ком а И. И. Балабанов , рыба ки вы с ка зали немало претензий б ад рес свое го руководства , не сумевш е го обеспечить их зарплатой . К а к заявил В. В. Л укьянов , зарплаты не будет, потому что не ком у произвести рас чет. О казывается , в очереди на получение дене г в бух галтерии объединения б у к вально в за тыло к дру г дру гу стоят еще семь э ки п аж е й , а бухгалтеров не хватает. Он предлож ил моря кам вы писать аванс, хоть под всю зарплату , и идти в море. — Мы, — с ка зал В. В. Лу кьянов , — возьмем сейчас на работу по трудовому со глашению дополнительно бухгалтеров , чтобы развя зать этот тугой узел . А если будете ж д а ть расчета, рейс придется задержа ть . Честно говоря , мне дово ды заместителя генерально го дире ктора не по ка зались убедительными . Думаю , ры баки вправе требовать оплаты рейса, независимо от того , к а к о е положение сл ож ил о сь се годня с кад ра ми в бухгалтерии . Д олж ен с каза ть , что и к а питан -директор В. Л. Власов в своем выступлении перед э ки п аж ем поддержал Лу кьянова . — В нашем положении . — с казал он, — это самое реальное . Ведь день про стоя стоит немалых денег. О днако н и ка ки е уговоры и резоны на ры ба ков не по действовали , и они все же решили идти в море лишь по получении расчета. Не знаю , прав ли был э к и п аж в данном случае , мне трудно об этом судить. Но еще раз повторю : рыбаков понять мож но . Все мы ж и вем на честно заработанные деньги и получать зарплату д олж ны по результатам ра боты , а не тогда , ко гд а фи нансисты соизволят ее на числить. Кстати, в за клю чение до лж е н отметить, что этот ко н фликт, к а к выяснилось по зж е , по гас довольно быст ро. Собрание в э к и п а ж е со стоялось в пятницу, 6 сен тября , а уж е в субботу ры ба ки , получив зарплату и развезя ее по домам , вы шли в рейс. Выходит, м ож но было не доводить колле ктив , к а к го ворится, до бело го каления и решить вовремя вопрос. А н уж н о было для этого со всем немного ... В л ад им и р КИКИНОВ . £Н:: Зачастую бывает: рассчиты ваешь на короткий рейс, а про ведешь вдали от дома многие месяцы. Так получилось и у экипажа ТР ’’Иван Шиш кин” управления "Севрыбхо- лодфлот ’. Один нз последних рейсов у моряков этого судна длился *188 суток. Была нелег кая работа, было и немало впе чатлений от встреч с жителями Намибии, Нигерии и Лагоса. А рейс выдался успешным. :{§§§ Это видно и по настроению матроса Николая Нагорного, который на флоте уже семь лет, а из них три — на ’’Иване Шишкине”. В успехе коллекти- й||| ва немал вклад и Николая с то варищами по палубной коман- Щ де Николаем Кушнаревым, Ш Андреем Ивановым, Владими ром Ахмедзяновым и Григо рием Власовым. 1Ш На снимке: Н. Нагорный. Фото Виктора КОРЕ ь ЦКОГО . I:::::: I:::::: •ПНг ::::::: ::::::: |ЛН£: ::::::: SHH нн-н ~нн КАЖДОМУ ПО ТРУДУ Великий русский полководец А. В. Суворов в своей знамени той работе ’ ’Наука побеждать” утверждал, что врага нужно бить не числом, а уменьем.и не изменно на протяжении своей жизни следовал этому правилу. Если же применить это вы сказывание к работе на промы сле, то можно с уверенностью сказать, что в объединении ’ ’Мурманрыбпром” за послед нее время появилось немало последователей этого постула та российского генералиссиму са. И пусть сегодня рыбаки этого флота в целом не могут похва статься успехами в работе, уже не один месяц рыбацкий кол лектив не справляется с зада ниями по вылову рыбы и выпус ку пищевой продукции, все же определенный опыт работы со кращенными экипажами здесь накоплен и, думаю, он будет ин тересен многим. Как пришли к выводу о необ ходимости перехода на новые условия работы на промысле? С этого вопроса начался разго вор нашего корреспондента Владимира Кикинова с инжене ром по нормированию и органи зации труда объединения Ива ном Михаиловичем Реутовым. Нелегко было подступиться к таким нововведениям. Глав ная помеха здесь, на наш взгляд, — извращенное пред ставление о численности экипа жей. Разве не парадоксально, когда экипаж в море на 30 — 50 процентов использует свои про изводственно-технические воз можности по выработке проду кции, а численность набирает на 100 процентов. Одно дело ис пользовать судно как транспор- тно-техническое сооружение, чтобы добираться до района промысла, т. е. иметь состав машинной, палубной команд для обеспечения безопасной эксплуатации двигательных установок, мореплавания и т. д., другое — использование его производственных возможно стей. Вот здесь-то и должна по явиться, господствовать разум ная необходимость, разумное совмещение должностей, ра зумное расширение зоны об служивания, увеличение объ ема выполняемых работ. Как показывает практика, эта сложнейшая задача разрешима только при активном участии экипажей и на базе повышен ной заинтересованности каждо го его члена. Заинтересован ность через все виды олаг, ко торыми оплачивается довольно тяжелый специфический труд моряка. Эти блага — оплата труда в советских и инвалютных рублях, питание и другие социа- льно-бытовые (включая духо вные) условия в море, жилье и другие атрибуты жизни на бе регу для семей и т. д. В последние годы в объеди нении завершили внедрение но вой схемы производственно-технической ловый рейс проводит с высво бождением 12 — 25 человек. Безусловно, расчеты экипажа, особенно старших командиров, строятся на предельно допусти мых нагрузках, рациональном использовании рабочей минуты. В этом экипаже совмещение профессий или должностей, расширение зоны обслужива ния и увеличения объема работ каждым получили постоянную прописку. Окупается ли такая напря женность как для членов эки- ют в своем распоряжении. Она делится пропорционально вкла ду по выполнению обязанно стей недостающих в рейсе чле нов экипажа. Вот какие допол нительные выплаты произведе ны в названных выше рейсах в инвалютных рублях: в экипа же Боженко капитан — 263, по мощник капитана по производ ству — 102, котельный маши нист — 30; в экипаже Федорова капитан — 118, мастер лова — 123 и т. д. Результаты пятнадцати зако нченных рейсов доказывают: в условиях неустойчивой, слож ной промысловой обстановки высокое профессиональное ма стерство каждого, организован ность экипажа в целом на ос нове повышенной заинтересо ванности серьезно способству- эксплуатации судов: одно судно — два постоянных, закреплен ных за ним экипажа, с одновре менным сокращением длитель ности плавания. Хозрасчетный, арендный подряд окончательно поставил точку в проблеме про порционального роста всей за рплаты к росту выпуска продук ции в советских рублях. Что это так, доказано 125-ю закончен ными рейсами во второй поло вине 1989 и в 1990 годов. При росте выпуска продукции на двенадцать процентов за рплата экипажей увеличилась на восемнадцать с лишним про центов. Иметь такое соотноше ние вполне допустимо, даже можно позволить, чтобы на ка ждый процент роста объема глодукции приходилось 2, даже Р,5 процента роста зарплаты, ота установка вытекает из за трат на производство в рыбо промышленных предприятиях. — Наверное, стоит сказать о том, какую выгоду от этой ре организации имеют и рыбаки, и флот... — Третий раз экипаж БМРТ "Нарочь” , где капитаном-дире- ктором О. И. Боженко, промыс пажа, так и для судовладельца? Безусловно, иначе в третий раз моряки не пошли бы в рейс уме ньшенным на 25 человек экипа жем. В доказательство можно привести некоторые цифры как по рейсу этого экипажа, так и по другим, уже завершенным пятнадцати. В предыдущем рейсе экипаж О. И. Боженко выработал сверх задания продукции на 470 тысяч рублей, а фактический средне месячный заработок на один пай, т. е. матроса без класса составил 1186 или на 25 процен тов выше, чем в среднем по од нотипным судам объединения, и на 30 процентов выше, чем по району промысла. Еще выше эти показатели в рейсе у экипа жа капитана-директора Н. Н. Федорова при работе в районе ЮВТО. когда оыло высвобож дено 15 человек (по продукции — плюс 568 тысяч рублей, по среднемесячной заработной плате на один пай 1395 рублей). Эти и другие экипажи, ушедшие в море меньшим числом, от 60 до 90 процентов инвалюты, при читающейся оставшимся на бе регу членам экипажа, оставля ют выходу на плановые рубежи по продукции, позволяют значи тельно превзойти средние ре зультаты по заработкам. — Итак, будем считать, что нововведения в труде и его оплате затронули многие сторо ны жизни. Но инфляция, как го ворится, не дремлет. Каким об разом намерены осуществлять рыбакам компенсацию повыше ния цен? — В июле этого года объеди нение приступило к осуществ лению серьезной реформы за работной платы. Все то, что сделано на сегодня, мы счита ем первым, начальным этапом этой реформы, суть которой мо жно выразить следующим. Что бы как-то, в пределах максима льно допустимого в условиях действия законов о предприя тии, о подоходном налоге, о на логе на прибыль и т. д., отре агировать на инфляцию, повы сили действующие должност ные оклады на 20 процентов всем категориям работников плавсостава. Чтобы ввести гарантирован ные минимальные компенсаци онные доплаты в должностные оклады (по 60 рублей), тем са- мым отреагировав на реформу щ розничных цен, на каждые 125 рублей (минимальная ставка в плавсоставе матроса без класса) увеличили Ьолжност- Ж ной оклад еще на 60 рублей. Ш Например, базовый должност- щ ной оклад матроса первого класса увеличили на 70 рублей, Ш третьего механика — на Т05 ру- щ блей, а капитана-директора БМРТ типа ’’Иван Бочков” — на 149 рублей. Тем самым обеспечили диф- Ш! ференцированный рост зарпла- Щ ты по степени профессиональ- цр ной ценности работника. Итак, базовые оклады с эти ми новыми доплатами в сумме с другими, оанее действующими щ доплатами за работу в ночное время, за работу во вредных ш условиях, а также за работу сверхнормального рабочего Ш времени образовали так назы ваемые новые расчетные оклады, которые, с одной сто роны. должны обеспечить рост заработной платы на 32 — 48 процентов, а с другой — лечь в основу для индексации зара ботной платы при переходе к рынку. Полагаем, что мы как ш бы создали экономически обо снованную взлетную площадку для каждого специалиста в пер- щш V спективе. Но можем ли мы по хвастаться тем, что все моряки одинаково правильно и полно поняли такой ход преобразова ния окладов? Нет. Вот, напри- щ мер, спрашивают, почему все доплаты производятся к базо вым окладам, которые приняты по постановлению Совета Ми- ш нистров СССР и ВЦСПС № 1115 Щ от 17 сентября 1986 года? От вечали и отвечаем: чтобы иметь jg§ • серьезно обоснованную базу для построения структуры за рплаты, исчисления норматива затрат фонда зарплаты на до бычу и выработку рыбопродук ции, осуществления выплат ин валюты на первом этапе рефор мы, нужно все эти составля ющие вычленить четко. Со вре менем, безусловно, такое деле ние зарплаты окажется в архи вах, останется только конечный расчетный оклад и все нормати вы пересчитаются под него. На этом же этапе ставим за дачу добиться ощутимого роста средней заработной платы од ного моряка с 620 рублей в ме сяц до тысячи и более. !ынн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz