Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Каждому по труду Вопросы заработной платы всегда бы ли наиболее злободневными. В послед ние годы и месяцы в условиях углубле ния экономического кризиса практически уровень зарплаты и других доходов опре деляет отношение людей к попыткам вхождения в рыночные отношения. Поче му это происходит? Об этих и других проблемах наш кор респондент И. БЕРЕЗЮК беседует с заме стителем директора по научной работе Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информации и автоматизиро ванных систем управления рыбным хо зяйством (ВНИЭРХ), начальником Север ного филиала, кандидатом экономичес ких наук Владимиром Ивановичем КРЮ КОВЫМ. — Экономические законы абсолю тны, и проявление их неумолимо. К сожалению, руководство страны и республики пытается обойти их в целях сохранения своей популярно сти, стимулируя популистские, обы вательские взгляды на проблемы за работной платы. В последние месяцы "погоня за за рплатой’*приняла невиданные масш табы. Фабрики Гознака Госбанка СССР работают круглосуточно, пе чатая миллиардными тиражами пус тые денежные знаки. В начале "перестройки" нам сули ли выход из кризиса в течение 1,5, ну, максимум, двух лет. Далее были раз личные интерпретации той же идеи под названиями различных про грамм. J Естественно, что в таком социа льно-экономическом климате с дефо рмированным общественным созна нием требования трудящихся обеспе чить в "переходный период” к ры ночной экономике достойную зара ботную плату логичны. Вот только содержание, сущность "достойно- сги" оплаты труда, вся сложность и тонкость этой решающей катего рии рыночной экономики сводятся к ее количественной определенности. Налицо опасный отрыв формы от содержания. Гонка за зарплатой усиливает рас кол нации, порождает губительную иллюзию достижения стабилизации экономики. Важнейший стимулятор трудовой активности — обществен ная оценка результатов труда через зарплату, справедливость этой оцен ки — размывается. Исчезает и такая категория, как мера труда; ни о ка ком балансе между мерой и оплатой не может быть и речи. — Так какая же зарплата может быть достойной нас и не унижать каждого? Тысяча или сто тысяч в ме сяц? — Честный ответ может быть то лько один — не знаю. И вот почему. В наше динамичное время падения всех показателей уровня жизни необ ходимо хотя бы зафиксировать ми нимальную зарплату вообще и по ка ждой квалификационной группе ра ботников на конкретную дату, исхо дя из минимального потребительско го бюджета. Но и эта задача государ ством до сих пор не решена. Могу назвать расчетную величину этого показателя по данным НИИ труда в условиях мая-июня этого го да: для одинокого рабочего — при мерно 340 рублей в месяц; для семьи из 4-х человек (в расчете на душу) — 260 рублей (или по 520 рублей на каждого из двух работающих). Есте ственно, это для центральных райо нов и по "потребительской корзине” , и по методике этого института. К этой цифре надо подходить с боль шими допусками из-за слабой обо снованности структуры и наполнен ности этой ’’корзины” . Кроме того, следует учитывать и большой опыт наших ведомств по пересмотру норм потребления в сторону уменьшения. Но вот что я точно знаю, так это то, что для создания опоры у наро да, веры в возможность достойной жизни необходим реальный, объект ивный, горький анализ экономичес ких последствий неумелой и шумли вой перестройки.Трагизм ситуации в том, что политические амбиции различных движений и претензии на лидерство отодвигают на второй план трезвую оценку состояния на шего хозяйства. Исходить надо из того, что пози тивные изменения с 1985 года в сфере демократизации общественных отно шений многократно аннулировались глубочайшими провалами в области экономики. Только выводы эти должны быть честными и самокри тичными. Иначе невозможно будет возродить минимальное доверие к руководству и власти, без чего бес полезно разрабатывать какие бы то ни было программы (гипотезы) пере хода к свободным рыночным отно шениям. Пока что все эти програм мы выходят холостыми, бездейству ющими, так как не включают в рабо ту главную движущую силу, а упова ют на чисто организационные струк турные изменения, бесплодность ко торых в условиях глубочайшего кри зиса очевидна. Далее следует внятно, доходчиво, используя минимум показателей, по ведать народу о всей глубине нашего экономического падения. Здесь не обойтись без характеристики величи ны внутреннего государственного до лга, который в этом году, видимо, превысит годовой объем валового общественного продукта. А ^профи нансированный госдолг в таких аст рономических объемах давит на весь ценовой механизм. Конечно, все эти негативные явле ния есть в экономике и развитых ци вилизованных стран. Но вот только абсолютные величины их и удельные показатели несопоставимы. А темпы их нарастания у нас просто страшат. К тому же (и это качественное от личие) скорость обращения денеж ных средств в инфраструктуре нашей экономики в 2-3 раза ниже, чем в раз витых странах, что усугубляет хрони ческий характер кризиса и удлиняет сроки выхода из него. ”Венцом” предлагаемого анализа может быть информация о нараста нии не "инфляционных процессов”, как нас убаюкивают до сих пор, а са мой настоящей гиперинфляции, исчи сляемой 15 — 20-процентными тем пами роста в месяц. При этом ис пользовать данные не нашей пресло вутой статистики, а расчеты незави симых международных организаций. — Из такой мрачной ситуации, ко торую вы нарисовали, есть ли выход? Ведь правительство страны обещало разработать систему поддержки на селения, компенсировать потерн от повышения цен, осуществлять индек сацию доходов по мере роста инф ляции. — Прежде всего хочу напомнить, что того правительства, которое это обещало, нет. В новой российской программе выхода из кризиса, конеч но, будут предусмотрены и такие ме ры. Однако следует иметь в виду, что никакая система индексации доходов населения в меру роста цен на това ры и услуги в условиях гиперинфля ции не позволит удержать реальные доходы хотя бы со снижением их до порогового уровня. Это еще одна опасная иллюзия. В этих условиях довольно странно выглядит позиция профсоюзов в об ласти заработной платы. Выступая на текущей сессии Верховного Сове та РСФСР, председатель Федерации независимых профсоюзов России И. Клочков заявил, что ”мы за либера лизацию цеп, их отпуск. Но при усло вии, что рыночным ценам будет со ответствовать и рыночная зарплата” . Как лозунг и намерение бороться за интересы трудящихся — это зву чит здорово. Но с экономических по зиций это пустышка. Невольно вспо минается и такой: "Экономика долж на быть экономной”. Парадокс ситуации состоит в том,что за последние годы мы не приближаемся к цивилизованным свободным рыночным отношениям в сфере производства, а все больше отходим от них. Тотальный рынок продавца — это антирынок. Слов нет, рабочая сила должна иметь справедливую рыночную цену, основную долю которой составляет заработная плата. Но вот только сте пень "справедливости” оплаты труда должна соответствовать уровню эко номического развития, который не сопоставим ни с одной из капитали стических стран. Да, рабочая сила — это самый цен ный товар. Поэтому доля зарплаты в себестоимости промышленной про дукции в развитых капстранах дохо дит до 70 процентов. Но это ничуть не означает, что аналогичный пока затель в нашей экономике в 2-3 раза ниже, как отмечал в своем упомяну том выше выступлении И. Клочков. Те 20 процентов (доля зарплаты в произведенном продукте) отража ют только конечные цены по товар ной продукции, в которых не учтен двойной, тройной и более счет по затратам овеществленного, прошло го труда по всей технологической це пи. — По вашему мнению, зарплату нужно ’’замораживать” или искать другие пути ее обуздания? Видимо, опыт других стран нам тоже приго дится. — Я не сторонник заклинаний, раз жигания пессимизма и впадения в прострацию в связи с тяжелейшим кризисом в экономике. Но не стоит и оригинальничать в политике за рплаты, так как методы выхода из экономического хаоса давно вырабо таны. г Будничность картины кризиса аде кватна банальности проявления объективных экономических законов. которые неподвластны демократи ческим, либеральным, консерватив ным, коммунистическим или ка ким-либо другим движениям. Заурядность принципа жизни — сопоставлять свои расходы с фак тическими доходами — приводит к тому, что в одном случае человек богатеет, в другом становится банк ротом. В масштабах страны — то же самое. Примерно такой вывод может быть единственно объективным, если он вновь не будет приукрашен и зака муфлирован обещаниями быстрого выхода из кризиса. Наш долг перед будущими поколениями настолько велик, что в ближайшие годы мы не сможем его возвратить. Другого честного резюме быть не может. Только неприкрытая горькая прав да даст начало народу выйти из мра ка безысходности, увидеть свет в конце тоннеля. Осознанная неизбе жность жертв в период возрождения экономики в истории многих стран была той базой, на которой строился фундамент дальнейшего процвета ния. Второй этап горькой истины — разработка и реализация действи тельно радикальных, но весьма не приятных нормативных актов внеш не антирыночного характера. Это и жесткое ограничение всех видов го сударственных расходов, государст венное регулирование заработной платы, нормирование средств на об щегосударственные социальные про граммы, новая политика ценообразо вания и другие. Причем эти програм мы должны быть не просто деклара циями, как это было до сих пор, а то чно выверенными и безусловно выпо лняемыми документами. Если госу дарство намерено обуздать инфля цию и управлять ею, другого пути не дано. Уповать на автоматизм и саморе гулирование отработки механизмов рыночной экономики даже при воз можности правового обеспечения в полном объеме в условиях беспрос ветного кризиса — сродни авантюри зму. Схемы выхода из кризисов в разви тых капстранах уже давно разработа ны и апробированы. Перечисленные меры являются минимальными. Примером последовательного прове дения в жизнь антикризисных мер является, например, политика консе рвативного правительства Маргарет Тэтчер в Великобритании в начале 80-х годов. Экономических чудес не бывает. Они все закономерны. Эскалация требований повышения зарплаты в связи с ростом стоимости жизни но эмоциональным, психологическим мотивам вполне объяснима. Однако экономически это приводит ко все большему разрыву между размерами и реальным наполнением. — Но существуют же отлаженные механизмы управления заработной платой в других странах. Почему бы нам их не позаимствовать? — Вы правильно подметили, что механизм распределительных отно шений в развитых капиталистических странах является отлаженным, госу дарство не оказывает прямого воз действия на уровень заработной пла ты. Регулирование пропорций в оплате труда осуществляется через разветвленную систему тарифов, на логов, соглашений предпринимате лей с профсоюзными. Соответству ющие ведомства регулярно инфор мируют население (не говоря уж о де ловом мире) об уровне зарплаты по категориям, должностям, професси ям в различных секторах экономики, фирмах, регионах. Прежде всего открытость этих дан ных сама (гасебе обеспечивает обще ственную оценку справедливости в оплате труда. Вот и сравните с на шими "рыночными порядками", при которых информация об уровне зара ботной платы всячески искажается, а то и просто скрывается под покро вом "коммерческой тайны". Статистика по зарплате обязатель но учитывается при установлении ко нкретных условий оплаты труда ра ботников. И предприниматель про сто не может установить зарплату в 2-3 раза меньше или больше той, которая формируется у работников аналогичной профессии и соответст вующей квалификации. В случае по пытки такой акции начинают дей ствовать санкции антимонопольного законодательства. Фактически же са ма атмосфера, климат цивилизован ных отношений в экономике отверга ют возможность необоснованно вы сокой дифференциации в оплате тру да. Уж такая "дуриловка", когда сле сарь пусть самой высокой квалифи кации имеет заработок в 5 — 10 раз выше, чем профессор университета, исключена. Соответственно вырабатывается и политика профсоюзов в области заработной платы. Защитники интер есов трудящихся, как правило, вы ступают в роли партнеров с предпри нимателями при обсуждении проек тов соглашений по увеличению за рплаты, прекрасно осознавая, что чрезмерный рост оплаты труда в свя зи с инфляцией приводит к снижению реальных доходов. Вообще же я считаю, что та госу дарственная политика в нашей стра не (а точнее — ее отсутствие) в об ласти заработной платы является главной причиной углубления эконо мического кризиса, все более отдаля ющего нас от начала перехода к ры ночной экономике. Вряд ли можно серьезно относиться к принципу "за рабатывайте кто сколько может, вся кие ограничения в уровне зарплаты отменяются", как к политике, без со ответствующей инфраструктуры ре гулирования процессов распределе ния. Хаос в оплате труда, особенно в альтернативном секторе экономи ки, — это результат упрощенного, дилетантского подхода к проблеме ускоренного перехода к рынку. По пытки искусственно, механически пе ренести ’’правила игры”, методы хо зяйствования, управления, действу ющие в цивилизованном мире, на по чву кустарного и полукустарного хо зяйства приводят к деформации ры ночных отношений. Сфера заработ ной платы — яркий тому пример. Мы прошли тот порог кризиса, ко гда еще можно было входить в ры ночную экономику путем умерен но-радикальных реформ. Любое пра вительство, которое реально, а не де кларативно будет пытаться приоста новить дальнейший рост затрат при спаде производства, вынуждено при нимать жесткие и непопулярные ме ры по регулированию уровня зарпла ты. Другого пути нет. Рыбное хозяйство является частью расшатанного экономического орга низма. Поэтому никакого чуда ждать не следует. Как невозможно постро ить рыночную экономику в отдельно взятой области, районе или на пред приятии, так же невозможно будет уйти и на флотах от радикальных изменений в политике оплаты труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz