Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

Фото С. Голубева. НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ Первого о ктяб р я п убли куем ая ниж е телеграмма ушла по адресам . М ож но было се годня уж е не печатать ее. О дна ко р ед а кция считает, что м оря ки д о л ж н ы знать о дей ствия х р у ко вод с тва бассейна ^ э кс трем ал ьной ситуации .___________________________ ^ Госкомитет по оперуправлению. народным хозяйством СССР СИЛАЕВУ Совет Министров РСФСР ЛОБОВУ Копия: Роснефтепродукт КОЛЕСНИКОВУ Копия: МПС СССР ГИНЬКО Копия: Минрыбхоз СССР ЛУШНИКОВУ От нашего специального корреспондента Сергея Архипова «ПАЛТО НЭ НАЛА» данию — обслуживанию про­ мысловых судов. Дело тонкое, не всегда удается. Но и излиш­ няя недальновидность, пере­ страховка могут обернуться фи­ нансовым промахом, как в опи­ санном — характерном — слу­ чае. Находясь в море, да еще впе­ рвые, трудно судить о том, в чем причина и чья вина столь вопиющей бестолковости. Рядо­ вые рыбаки однозначно упрека­ ют береговое начальство, мол, не чешутся, потому что не из собственного кармана сыплет­ ся. Командиры, с кем довелось встретиться в море, называют более дальние, но не менее аб­ сурдные причины. И при этом все мы горестно гадаем на ко­ фейной гуще: голодать нам за­ втра или ’ ’авось пронесет” и клянчим помощь по заграни­ цам. А трезво мыслящий капи­ талист резонно замечает, что дать в долг — не шутка, да впрок ли сыпать добро в мешок без дна?.. Хотелось бы быть правильно понятым: это отнюдь не поиск залетным журналистом "нега- тивчика” , жареных фактов. Это кричащая проблема, вопрос на­ шего благополучия, если не сказать — выживания. Да, пи­ сано об этом — переписано, го- ворено — переговорено, что во­ все не означает, что пора мах­ нуть рукой. Пресса, покуда она дело не частное, а обществен­ ное, обязана дознаться, кто со­ рит нашими деньгами. Тем бо­ лее что в воздухе все явствен­ ней носится опасное слово "са­ ботаж” . Если до сих пор дрем­ лют по старинке береговые слу­ жбы, пора заставить их взяться за работу и смелее, професси­ ональнее искать для флота воз­ можность законно зарабаты­ вать валюту в общий котел. Ес­ ли тормозит столичное руковод­ ство — не давать покоя и ему. Говорят еще: виновата ’’систе­ ма” , но и система — не абст­ рактное понятие, а конкретные люди, • руководители, законо- проектанты. Так голодать нам завтра или не голодать?.. С. АРХИПОВ, борт ТР ’ ’Изумрудный берег” , пролив Святого Георга. 4 октября в районе Фарерс­ ких островов в Норвежском мо­ ре во время урагана (скорость ветра 35 метров в секунду, вол­ на 8 метров) затонуло промыс­ ловое судно ФРГ. 25 человек экипажа боролись со стихией на спасательном плоту. ТР ’ ’Изумрудный берег” (капитан-директор Анатолий Лебединец) был оповещен об этом, находясь в 460 милях от места происшествия. Но о поис­ ках терпящих бедствие не мог­ ло быть речи: наше судно выну­ ждено было более двух суток штормоваться, то есть двига­ лось буквально со скоростью пешехода. Лишь через три дня, когда ’ ’Изумрудный берег” был уже в проливе Святого Георга у берегов Англии, начальник радиостанции Михаил Дикий принял сообщение о том, что немецкие моряки спасены анг­ лийским поисковым судном. Этот случай лишний раз живо­ писует всю опасность морских вояжей в штормовую пору года. ’ ’Море — дело водяное” , — не очень весело шутят моряки. Но и в таких условиях мур­ манские суда в избытке нахо­ дятся во всех промысловых районах Мирового океана, неся трудовую вахту во имя экономи­ ческой стабильности на родных берегах. Кстати, иные государ­ ства, лишенные столь мощного флота, не имеют и возможности вести непрерывный промысел, завися от погоды в большей степени, чем наши надежные ’ ’крепыши” . А действительно ли, как говорится, игра стоит свеч? Оправдан ли экономичес­ кий риск, отрицать который бы­ ло бы по меньшей мере легко­ мысленно? Для промысловых судов — безусловно оправдан, тем более в столь судьбонос­ ную страду, как мойвенная пу­ тина. Соответственно и для плавбаз, как бы ни были исто­ щены их технические мощности. А для транспортного флота? Увы, далеко не всегда. Очень часто — чаще, чем объяснялось бы здравым смыслом — транс­ портные рефрижераторы как Мурманского, так и иных фло­ тов, преодолевают огромные пространства порожняком, изумляя расточительностью весь деловой мир. Получается, как в анекдоте, когда в феше­ небельном ресторанчике кавка­ зец из чувства гордости заявля­ ет гардеробщику во всеуслыша­ ние: "Палто нэ нада” . Сутки перехода такого судна, как ’ ’Изумрудный берег” , стоит 11348 руб. Нетрудно посчитать, во что обходится двухмесячное "путешествие” к месту промыс­ ла, скажем, в район юга Афри­ ки. А наша нынешняя - нищета морально умножает эти расхо­ ды. Есть ли возможность оку­ пить их, обратив в доходы? Воз­ можностей много, очень много. Образно говоря, деньги, в том числе валюта, просто просятся в государственную казну, в бю­ джет флота. Но по чьему-то не- разумению эти возможности не всегда используются. Вот реальный пример, каких много. Транспортный рефриже­ ратор "Севрыбхолодфлота” , лишь наполовину загруженный, готовится выйти в Мурманск из Бразилии. Некая фирма пред­ лагает выгоднейшее дело: пе­ ревезти на Мальту груз (цып­ лят). Чистый доход нашему флоту — более миллиона долларов. Мальта — не бог весть какое отклонение от кур­ са и по сравнению с барышом смешно и говорить об этом. На­ ше судно связывается с родным флотом, затем с министер­ ством, другими столичными ве­ домствами, но отовсюду — от­ каз, запрет, заслон. Почему? Заморскому бизнесмену этого не объяснить ни по-английски, ни по-китайски.И он так и оста­ ется с пожатыми плечами, гля­ дя вслед мощному транспорту. Пустому до нелепости, исполь­ зуемому просто как прогулоч­ ный катер с одной части света в другую. Не правда ли, "Сев- рыбхолодфлот” в таких казусах весьма напоминает собаку на сене? Вот и нынешний рейс ТР ’’Изумрудный берег” . На борту об этом говорят неохотно, но стерильная пустота его вмести­ тельных трюмов очевидна и для неискушенного пассажира. Курс нашего порожняка — че­ рез два океана, мимо трех деся­ тков государств. Как бы обра­ довались такому шансу пере­ править грузы в Норвегии, Да­ нии, Англии, Ирландии, которые мы уже миновали, а также во Франции, Испании, странах Аф­ рики, мимо которых предстоит пройти. Да что там — и свои-то советские пароходства очень нуждаются в использовании по­ добных судов. Справедливости ради нужно сказать, что специ­ алисты "Севрыбхолодфлота” стараются учитывать возмож­ ность для судов заработать ва­ люту попутной перевозкой гру­ зов инофирм. Но именно попут­ ной, не в ущерб основному за­ Уважаемые товарищи! От имени 87-тысячного колле­ ктива 24 производственных объ­ единений, предприятий и флотов Северного бассейна, который ежегодно поставляет на народ­ ный стол страны свыше милли­ она тонн рыбной продукции, вы­ нужден в очередной раз обра­ титься лично к вам за помощью по вопросу обеспечения судов флота топливом в районах про­ мысла в связи с невыполнением Роснефтепродуктом плановых поставок в порт Мурманск. На текущий момент отстава­ ние в поставках топлива "Сев- рыбе” со стороны предприятий Роснефтепродукта составляет свыше 90 тысяч тонн. 1-2 октяб­ ря в Мурманск подходят арен­ дованные у пароходств танкеры "Профессор Небесное" и "Оле­ ко Дундич" грузоподъемностью 10 и 20 тысяч тонн соответствен­ но, наливать их совершенно не­ чем, танкеры обречены на дли­ тельный простой. В то же время все наши резервы по обеспече­ нию беспростойной работы до­ бывающих судов в районах про­ мысла исчерпаны. Ситуация ка­ тастрофическая. такого никогда не было за всю историю "Сев- рыбы” . Роснефтепродукт пытается объяснить сложившееся положе­ ние отсутствием цистерн, но, во-первых, нам совершенно не понятно, куда девались эти ци­ стерны и каким образом, то есть под какие перевозки, предприя­ тия Роснефтепродукта использу­ ют тот подвижной состав, кото­ рый желдорогами предоставля­ ется в их распоряжение, во-вто­ рых, кому нужны эти объясне­ ния? При существующем в стране положении с обеспечением про­ дуктами питания народу нужна рыба, и мы готовы ее дать. В до­ полнение к сравнительно успеш­ ной промысловой обстановке в дальних районах промысла с середины сентября в Баренце­ вом море началась мойвенная путина, которая ежедневно дает до двух тысяч тонн пищевой продукции. Упустить эту путину никак нельзя — рыба нас ждать не будет. Однако по вине предприятий Роснефтепродукта и МПС мой­ венная путина Баренцева моря поставлена под угрозу срыва. Кто ответит за это? Кто ответит перед нашими судовладельцами за предстоящие длительные и никак не восполнимые простои 40 — 50 промысловых судов в ожидании топлива? Кто опла­ тит штрафы за простой арендо­ ванных у пароходств танкеров? Кто ответит за невыполнение поставок рыбопродукции? Гос­ предприятия АРП ’’Севрыба” принимают все зависящие от них меры для выполнения вы­ данного им госзаказа поставки рыбной продукции в целом стра­ не, в том числе Российской Фе­ дерации, и вправе рассчитывать на выделенное по фондам под этот госзаказ обеспечение. Если в ближайшие два-три дня поставки топлива ”Севры- бе” не будут возобновлены, то уже 10-15 октября неизбежно начнутся массовые простои про­ мысловых судов "Севрыбы” с аварийными запасами топлива в Баренцевом море. Затем эта ситуация перекинется и на дру­ гие районы промысла в Тихом и Атлантическом океанах. Начи­ ная уже с 10 октября предпри­ ятия ’’Севрыбы” вынуждены бу­ дут приступить к отзыву своих судов из Баренцева моря,а затем и из дальних районов промысла, в порт базирования с постанов­ кой их в Мурманске на отстой и снимают с себя ответствен­ ность за срыв выполнения по­ ставок рыбной продукции. Учитывая изложенное, убеди­ тельно прошу вас, используя имеющиеся у Госкомитета по оперуправлению народным хо­ зяйством страны и у Совета Ми­ нистров РСФСР полномочия, экстренно принять самые энер­ гичные шаги к немедленному во­ зобновлению поставок топлива ’’Севрыбе" в порт Мурманск в соответствии с нашими фон­ дами для обеспечения нормаль­ ной работы рыбопромыслового флота. С глубоким уважением В. КОРЁЛЬСКИЙ, председатель совета дирек­ торов АРП ’’Севрыба”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz