Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Фото С. Голубева. НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ Первого о ктяб р я п убли куем ая ниж е телеграмма ушла по адресам . М ож но было се годня уж е не печатать ее. О дна ко р ед а кция считает, что м оря ки д о л ж н ы знать о дей ствия х р у ко вод с тва бассейна ^ э кс трем ал ьной ситуации .___________________________ ^ Госкомитет по оперуправлению. народным хозяйством СССР СИЛАЕВУ Совет Министров РСФСР ЛОБОВУ Копия: Роснефтепродукт КОЛЕСНИКОВУ Копия: МПС СССР ГИНЬКО Копия: Минрыбхоз СССР ЛУШНИКОВУ От нашего специального корреспондента Сергея Архипова «ПАЛТО НЭ НАЛА» данию — обслуживанию про мысловых судов. Дело тонкое, не всегда удается. Но и излиш няя недальновидность, пере страховка могут обернуться фи нансовым промахом, как в опи санном — характерном — слу чае. Находясь в море, да еще впе рвые, трудно судить о том, в чем причина и чья вина столь вопиющей бестолковости. Рядо вые рыбаки однозначно упрека ют береговое начальство, мол, не чешутся, потому что не из собственного кармана сыплет ся. Командиры, с кем довелось встретиться в море, называют более дальние, но не менее аб сурдные причины. И при этом все мы горестно гадаем на ко фейной гуще: голодать нам за втра или ’ ’авось пронесет” и клянчим помощь по заграни цам. А трезво мыслящий капи талист резонно замечает, что дать в долг — не шутка, да впрок ли сыпать добро в мешок без дна?.. Хотелось бы быть правильно понятым: это отнюдь не поиск залетным журналистом "нега- тивчика” , жареных фактов. Это кричащая проблема, вопрос на шего благополучия, если не сказать — выживания. Да, пи сано об этом — переписано, го- ворено — переговорено, что во все не означает, что пора мах нуть рукой. Пресса, покуда она дело не частное, а обществен ное, обязана дознаться, кто со рит нашими деньгами. Тем бо лее что в воздухе все явствен ней носится опасное слово "са ботаж” . Если до сих пор дрем лют по старинке береговые слу жбы, пора заставить их взяться за работу и смелее, професси ональнее искать для флота воз можность законно зарабаты вать валюту в общий котел. Ес ли тормозит столичное руковод ство — не давать покоя и ему. Говорят еще: виновата ’’систе ма” , но и система — не абст рактное понятие, а конкретные люди, • руководители, законо- проектанты. Так голодать нам завтра или не голодать?.. С. АРХИПОВ, борт ТР ’ ’Изумрудный берег” , пролив Святого Георга. 4 октября в районе Фарерс ких островов в Норвежском мо ре во время урагана (скорость ветра 35 метров в секунду, вол на 8 метров) затонуло промыс ловое судно ФРГ. 25 человек экипажа боролись со стихией на спасательном плоту. ТР ’ ’Изумрудный берег” (капитан-директор Анатолий Лебединец) был оповещен об этом, находясь в 460 милях от места происшествия. Но о поис ках терпящих бедствие не мог ло быть речи: наше судно выну ждено было более двух суток штормоваться, то есть двига лось буквально со скоростью пешехода. Лишь через три дня, когда ’ ’Изумрудный берег” был уже в проливе Святого Георга у берегов Англии, начальник радиостанции Михаил Дикий принял сообщение о том, что немецкие моряки спасены анг лийским поисковым судном. Этот случай лишний раз живо писует всю опасность морских вояжей в штормовую пору года. ’ ’Море — дело водяное” , — не очень весело шутят моряки. Но и в таких условиях мур манские суда в избытке нахо дятся во всех промысловых районах Мирового океана, неся трудовую вахту во имя экономи ческой стабильности на родных берегах. Кстати, иные государ ства, лишенные столь мощного флота, не имеют и возможности вести непрерывный промысел, завися от погоды в большей степени, чем наши надежные ’ ’крепыши” . А действительно ли, как говорится, игра стоит свеч? Оправдан ли экономичес кий риск, отрицать который бы ло бы по меньшей мере легко мысленно? Для промысловых судов — безусловно оправдан, тем более в столь судьбонос ную страду, как мойвенная пу тина. Соответственно и для плавбаз, как бы ни были исто щены их технические мощности. А для транспортного флота? Увы, далеко не всегда. Очень часто — чаще, чем объяснялось бы здравым смыслом — транс портные рефрижераторы как Мурманского, так и иных фло тов, преодолевают огромные пространства порожняком, изумляя расточительностью весь деловой мир. Получается, как в анекдоте, когда в феше небельном ресторанчике кавка зец из чувства гордости заявля ет гардеробщику во всеуслыша ние: "Палто нэ нада” . Сутки перехода такого судна, как ’ ’Изумрудный берег” , стоит 11348 руб. Нетрудно посчитать, во что обходится двухмесячное "путешествие” к месту промыс ла, скажем, в район юга Афри ки. А наша нынешняя - нищета морально умножает эти расхо ды. Есть ли возможность оку пить их, обратив в доходы? Воз можностей много, очень много. Образно говоря, деньги, в том числе валюта, просто просятся в государственную казну, в бю джет флота. Но по чьему-то не- разумению эти возможности не всегда используются. Вот реальный пример, каких много. Транспортный рефриже ратор "Севрыбхолодфлота” , лишь наполовину загруженный, готовится выйти в Мурманск из Бразилии. Некая фирма пред лагает выгоднейшее дело: пе ревезти на Мальту груз (цып лят). Чистый доход нашему флоту — более миллиона долларов. Мальта — не бог весть какое отклонение от кур са и по сравнению с барышом смешно и говорить об этом. На ше судно связывается с родным флотом, затем с министер ством, другими столичными ве домствами, но отовсюду — от каз, запрет, заслон. Почему? Заморскому бизнесмену этого не объяснить ни по-английски, ни по-китайски.И он так и оста ется с пожатыми плечами, гля дя вслед мощному транспорту. Пустому до нелепости, исполь зуемому просто как прогулоч ный катер с одной части света в другую. Не правда ли, "Сев- рыбхолодфлот” в таких казусах весьма напоминает собаку на сене? Вот и нынешний рейс ТР ’’Изумрудный берег” . На борту об этом говорят неохотно, но стерильная пустота его вмести тельных трюмов очевидна и для неискушенного пассажира. Курс нашего порожняка — че рез два океана, мимо трех деся тков государств. Как бы обра довались такому шансу пере править грузы в Норвегии, Да нии, Англии, Ирландии, которые мы уже миновали, а также во Франции, Испании, странах Аф рики, мимо которых предстоит пройти. Да что там — и свои-то советские пароходства очень нуждаются в использовании по добных судов. Справедливости ради нужно сказать, что специ алисты "Севрыбхолодфлота” стараются учитывать возмож ность для судов заработать ва люту попутной перевозкой гру зов инофирм. Но именно попут ной, не в ущерб основному за Уважаемые товарищи! От имени 87-тысячного колле ктива 24 производственных объ единений, предприятий и флотов Северного бассейна, который ежегодно поставляет на народ ный стол страны свыше милли она тонн рыбной продукции, вы нужден в очередной раз обра титься лично к вам за помощью по вопросу обеспечения судов флота топливом в районах про мысла в связи с невыполнением Роснефтепродуктом плановых поставок в порт Мурманск. На текущий момент отстава ние в поставках топлива "Сев- рыбе” со стороны предприятий Роснефтепродукта составляет свыше 90 тысяч тонн. 1-2 октяб ря в Мурманск подходят арен дованные у пароходств танкеры "Профессор Небесное" и "Оле ко Дундич" грузоподъемностью 10 и 20 тысяч тонн соответствен но, наливать их совершенно не чем, танкеры обречены на дли тельный простой. В то же время все наши резервы по обеспече нию беспростойной работы до бывающих судов в районах про мысла исчерпаны. Ситуация ка тастрофическая. такого никогда не было за всю историю "Сев- рыбы” . Роснефтепродукт пытается объяснить сложившееся положе ние отсутствием цистерн, но, во-первых, нам совершенно не понятно, куда девались эти ци стерны и каким образом, то есть под какие перевозки, предприя тия Роснефтепродукта использу ют тот подвижной состав, кото рый желдорогами предоставля ется в их распоряжение, во-вто рых, кому нужны эти объясне ния? При существующем в стране положении с обеспечением про дуктами питания народу нужна рыба, и мы готовы ее дать. В до полнение к сравнительно успеш ной промысловой обстановке в дальних районах промысла с середины сентября в Баренце вом море началась мойвенная путина, которая ежедневно дает до двух тысяч тонн пищевой продукции. Упустить эту путину никак нельзя — рыба нас ждать не будет. Однако по вине предприятий Роснефтепродукта и МПС мой венная путина Баренцева моря поставлена под угрозу срыва. Кто ответит за это? Кто ответит перед нашими судовладельцами за предстоящие длительные и никак не восполнимые простои 40 — 50 промысловых судов в ожидании топлива? Кто опла тит штрафы за простой арендо ванных у пароходств танкеров? Кто ответит за невыполнение поставок рыбопродукции? Гос предприятия АРП ’’Севрыба” принимают все зависящие от них меры для выполнения вы данного им госзаказа поставки рыбной продукции в целом стра не, в том числе Российской Фе дерации, и вправе рассчитывать на выделенное по фондам под этот госзаказ обеспечение. Если в ближайшие два-три дня поставки топлива ”Севры- бе” не будут возобновлены, то уже 10-15 октября неизбежно начнутся массовые простои про мысловых судов "Севрыбы” с аварийными запасами топлива в Баренцевом море. Затем эта ситуация перекинется и на дру гие районы промысла в Тихом и Атлантическом океанах. Начи ная уже с 10 октября предпри ятия ’’Севрыбы” вынуждены бу дут приступить к отзыву своих судов из Баренцева моря,а затем и из дальних районов промысла, в порт базирования с постанов кой их в Мурманске на отстой и снимают с себя ответствен ность за срыв выполнения по ставок рыбной продукции. Учитывая изложенное, убеди тельно прошу вас, используя имеющиеся у Госкомитета по оперуправлению народным хо зяйством страны и у Совета Ми нистров РСФСР полномочия, экстренно принять самые энер гичные шаги к немедленному во зобновлению поставок топлива ’’Севрыбе" в порт Мурманск в соответствии с нашими фон дами для обеспечения нормаль ной работы рыбопромыслового флота. С глубоким уважением В. КОРЁЛЬСКИЙ, председатель совета дирек торов АРП ’’Севрыба”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz