Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
От нашего специального корреспондента Сергея Архипова ш Н5ПН ::::::: Ш ::::::: ::::::: НИШ Ш? ::::::: ::::::: :г~: ~П:: шт :::: ЕНН shh I ::::::: ::::::: iHHii ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: !Ш=Н Я У острова Надежда — снего пад. Погода то налаживается, то портится. Тем не менее вза имодействие промысловиков и переработчиков с транспорт ными судами оживилось, мой венная путина у острова Наде жда продолжается с перемен ным успехом. На снабжение рыбаки не жа луются — на подходе к району промысла еще девять транс портных рефрижераторов. А как было? Нелишне напом нить. ’ ’Месяц простаивали без тары. Месяц, — говорит капи тан-директор плавбазы ’’Рыб ный Мурман” С. Е. Коновалов. — По меньшей мере 2400 тонн рыбы остались, как говорится, за бортом. Этим можно было бы обеспечить крупный промы шленный город” . Из-за подо бных проволочек экипаж в 200 человек теряет не по своей ви не в заработке, который и так-то несоизмерим с тяже лым трудом на плавбазах. ’ ’Заключение индивидуаль ных контрактов с предприятием кому-то кажется верхом совер шенства, — сетуют рыбообра ботчики. — В них исчерпываю ще изложены обязанности за вербовавшегося моряка, но ни чего не говорится о компенса ции потерь в заработке по вине администрации флота, нерасто ропности береговых служб. А справедливее было бы и их заработок поставить в прямую зависимость от выполнения плана в море” . На импровизированном со брании экипаж "Рыбного Мур- мана" единодушно поддержал давнюю идею создания незави симого профсоюза плавсоста ва. Как отнесутся к этому пред ложению другие плавбазы и промысловые суда? В связи с этим — просьба экипажа к ’’тезке” опубликовать подроб ные сведения об учредительной конференции межрегионально го (Всероссийского) независи мого профсоюза рыбаков в Од ессе. Распространяемая в районе промысла радиоинформация Мурманского радио, к которой немало претензий, умалчивает об этом важном событии, кото рое у всех на устах. Нужно отдать должное долго терпению и благоразумию мо ряков: давно и всем известные проблемы (в первую очередь заработок, план, выплата валю ты) не дают покоя, но экипаж вопреки обидам трудится на со весть, не дает воли эмоциям, не допускает сбоев в работе. Это — главный залог удачного про ведения мойвенной путины, спасительной для нынешнего положения ’ ’Севрыбы” . Борт плавбазы ’ ’Рыбный Мурман” , Баренцево море. Мы уже писали о беглецах с ’’Профессора Баранова” . А вот что произошло на плав базе ’ ’Полярная звезда” . Об этом нам рассказали ка питан-директор плавбазы Нико лай Труш, его помощник по кад рам Георгий Алексеев, матро сы. В Канадской промысловой зоне на судно пришла радио грамма от руководителя СРХФ Акимова, которую предписано было расценивать как обяза тельный для каждого члена экипажа контракт ” Под рос пись” . А кто не согласен его заключить (т. е. подмахнуть), того вон с судна, списать на берег и первой же оказией — в Мурманск. Что же за конт ракт такой судьбоносный? Из сего документа следовало, что если кто сбежит с судна за кор дон, за того все расходы в руб лях и валюте по спецкурсу должны нести семья, родствен ники. Причем статьи расходов перечислены такие, что обрека ют советского человека просто на долголетнюю кабалу. Но де ло, сами понимаете, не в день гах и не в том, что сие произ ведение административного ге ния с юридической стороны есть филькина громата. Возму щает унизительность акции, ко гда дальнозоркие чинуши пыта ются с родного берега выло вить за чуб моряка, и не помы шляющего о побеге. Он не пер вый раз в загранрейсе, годами служит верой и правдой своему флоту, капитаны знают его уже как старого знакомого, родня давно привыкла ждать и встре чать его из рейсов. А ему: ” Не-ет, голубь, ты распишись-ка, что являешься порядочным человеком, да по клянись благополучием род ных, да землю ешь тут перед нами” . Короче, нашлись более десятка человек, наотрез отка завшихся от моральной экзеку ции, не подмахнувших эту ахи- ”Эй, рюс, давай к нам!” нею. Согласно категорическому указанию береговых мыслите лей, они подлежали списанию на берег. Однако и этому мат росы не подчинились, а продол жали оставаться на рабочих ме стах, написав заявления с про сьбой дать им возможность спо койно отработать рейс. И срабо тали. Но занесенный репрессив ный топор, помимо воли кора бельного начальства, продол жал угрожающе висеть над опальными головами. А тут — дьявольские штучки — ка надские катера один за другим под бортом: ” Эй, рюс, давай, давай к нам” . Первыми прыгнули те, кто ди сциплинированно подписали ко нтракт, но побег задумали задо лго до рейса, один из них целе устремленно ушел из зам. дире кторов одного из московских цирков в матросы, чтобы бе жать за кордон. С ним помощ ник капитана встречался позже на канадском судне, и тот от крыто во всем признался. Сле дом за первыми беглецами уш ли на услужливых судах груп пами по 3-4 человека неподпи савшие. Из них лишь двое — молодые, впервые в загран рейсе (всего таких на судне 46), остальные — в возрасте под 30, испытанные старые мореманы, порядочные парни, добросо вестные трудяги, трое — семей ные, с детьми. Сколько бывали они по всем этим Канадам, ни когда не пользовались случаем для ухода. Вот вам и контракт. Стоит посмотреть на случив шееся и с другой стороны. Не касаясь тех, кто ушел сгоряча, от обиды, не частное ли это де ло — выбор страны прожива ния, как это принято на всем белом свете, исключая тотали тарные режимы? Невозможно "сбежать” с вольного чиста по ля, сбегают из неволи, из-под "нельзя". А наш закон о въезде и выезде из СССР опять отло жен на неопределенное дале ко. Прибавьте к этому кабаль ные условия оплаты тяжелого труда рыбаков (кто не видел, умножай на десять самые худ шие предположения). Если пе реводить на валюту, матрос плавбазы пашет в сутки за пол банки пива. А бывает и так, что после полугодового рейса еще и должен остается. Абсурд? Ре альность! Так что никакими подписями намерившегося оставить беспорядочный род ной берег не удержишь. Кстати, многие из "неподпи- сантов" остались на плавбазе и работают по сию пору. Но и у них не поворачивается язык осудить товарищей, тяжело оскорбленных и решившихся на отчаянный поступок, который более протест, нежели умысел. Один из оставшихся на судне "бунтарей" — комсомолец, до сих пор принципиально носит на груди значок (у него так: при сягнул — держи слово до кон ца, если ты мужчина, не сигай тихой сапой по первой же "по- лундре"). Когда я сказал ему, что комсомола в стране больше нет со вчерашнего дня, он был не то чтобы огорчен или обес куражен — опустошен, обма нут, брошен. "Что ж, — сказал Сергей, — выходит, мой значок теперь большая редкость". Ирония иронией, но он с ним не расстанется, как не расстался с тяжелой, утопичной, но своей землей. Борт плавбазы ” Полярная зв е зд а ”, Баренцево море. У железа свой резон С 19 сентября но 1 октября в районе мойвенной путины у берегов Норвегии плавбазами принято от промысловых судов 5074 тонны рыбы. Недобрали ес ли не всю 1000, то уж во всяком случае 700 тонн. В чем дело, ры бы нет? Есть рыба, и в достатке. Промысловики завалили мой вой, но плавбазы не успевают перерабатывать. Конечно, ме шает и неустойчивость осенних метеоусловий. Но не все сва лишь на погоду. Слишком изно шено технологическое оборудо вание на наших плавбазах. Промысловики вынуждены лукавить: заявляет, скажем, плавбазе 50 тонн рыбы к при ему, а выгружает все 150. Им план нужен, заработок нужен. Флагман назвал лучшие резуль таты по замороженной продук ции у плавбаз ’’Алексей Хлооы- стов ’, "Полярная звезда” , "Рыбный Мурман ’. Но лишь у "Алексея Хлобыстова" более или менее близки к норме пока затели по муке и рыбьему жиру. Флагман предложил на радиосо вете всем плавбазам объеди ниться и работать на "общий котел” , не разделяя "сферы вли яния” . Иметеокарты, оказывается, врут Сентябрьская погода, сло вно бы зная, что от нее зави сят наши прибыли или поте ри, выкидывает коленца. Еще накануне синоптики уве ренно предсказывали, что штормовой ветер не стихнет у берегов Норвегии еще по крайней мере суток двое. И по метеокарте было вид но: убедительный расчет. Транспорты, плавбазы и промысловые суда пере строили свою работу в этом районе в соответствии с ожи даемой ситуацией, дабы из бежать простоев. Но к ночи, очевидности вопреки, ветер неожиданно стих, море успокоилось и на утро во всем районе мойвен ной путины, от Шпицбергена до острова Надежда, был по чти штиль. Суда спешно по меняли дислокацию. Но в суете всегда кто-то оказы вается с удачей, а кто-то в проигрыше. С юго-восточ ной части Шпицбергена ры баки радируют об отличных уловах, а с запада подтяги вается рефрижератор, обре ченный на сутки простоя. Систематизировать работу в непредсказуемых метеоус ловиях очень трудно и ответ ственно, неверные решения тут стоят очень дорого. Фла гман руководит вроде бы на совесть, но капитаны упорно убеждают, что нужен осво божденный начальник про- мрайона мойвенного промы сла, не зависимый от обсто ятельств ведомственных ин тересов и — а кто скажет нет? — от личных видов на успех. Огорчения, нервы, ожида ние — но... Бог дал погоду, промысел оживился — это главное. Напоминаем чита телям, что удачный вылов мойвы — надежда на выпол нение плана "Севрыбой’' в целом. А это далеко не ве домственная корысть, это — гарантия благополучной зимы для каждого мурман чанина, если он входит в ма газин не с черного хода, а че рез парадный. Борт ТР ”Изумрудный берег”, о. Шпицберген. ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ■ ОКТЯБРЯ 1991
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz