Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

От нашего специального корреспондента Сергея Архипова ш Н5ПН ::::::: Ш ::::::: ::::::: НИШ Ш? ::::::: ::::::: :г~: ~П:: шт :::: ЕНН shh I ::::::: ::::::: iHHii ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: !Ш=Н Я У острова Надежда — снего­ пад. Погода то налаживается, то портится. Тем не менее вза­ имодействие промысловиков и переработчиков с транспорт­ ными судами оживилось, мой­ венная путина у острова Наде­ жда продолжается с перемен­ ным успехом. На снабжение рыбаки не жа­ луются — на подходе к району промысла еще девять транс­ портных рефрижераторов. А как было? Нелишне напом­ нить. ’ ’Месяц простаивали без тары. Месяц, — говорит капи­ тан-директор плавбазы ’’Рыб­ ный Мурман” С. Е. Коновалов. — По меньшей мере 2400 тонн рыбы остались, как говорится, за бортом. Этим можно было бы обеспечить крупный промы­ шленный город” . Из-за подо­ бных проволочек экипаж в 200 человек теряет не по своей ви­ не в заработке, который и так-то несоизмерим с тяже­ лым трудом на плавбазах. ’ ’Заключение индивидуаль­ ных контрактов с предприятием кому-то кажется верхом совер­ шенства, — сетуют рыбообра­ ботчики. — В них исчерпываю­ ще изложены обязанности за­ вербовавшегося моряка, но ни­ чего не говорится о компенса­ ции потерь в заработке по вине администрации флота, нерасто­ ропности береговых служб. А справедливее было бы и их заработок поставить в прямую зависимость от выполнения плана в море” . На импровизированном со­ брании экипаж "Рыбного Мур- мана" единодушно поддержал давнюю идею создания незави­ симого профсоюза плавсоста­ ва. Как отнесутся к этому пред­ ложению другие плавбазы и промысловые суда? В связи с этим — просьба экипажа к ’’тезке” опубликовать подроб­ ные сведения об учредительной конференции межрегионально­ го (Всероссийского) независи­ мого профсоюза рыбаков в Од­ ессе. Распространяемая в районе промысла радиоинформация Мурманского радио, к которой немало претензий, умалчивает об этом важном событии, кото­ рое у всех на устах. Нужно отдать должное долго­ терпению и благоразумию мо­ ряков: давно и всем известные проблемы (в первую очередь заработок, план, выплата валю­ ты) не дают покоя, но экипаж вопреки обидам трудится на со­ весть, не дает воли эмоциям, не допускает сбоев в работе. Это — главный залог удачного про­ ведения мойвенной путины, спасительной для нынешнего положения ’ ’Севрыбы” . Борт плавбазы ’ ’Рыбный Мурман” , Баренцево море. Мы уже писали о беглецах с ’’Профессора Баранова” . А вот что произошло на плав­ базе ’ ’Полярная звезда” . Об этом нам рассказали ка­ питан-директор плавбазы Нико­ лай Труш, его помощник по кад­ рам Георгий Алексеев, матро­ сы. В Канадской промысловой зоне на судно пришла радио­ грамма от руководителя СРХФ Акимова, которую предписано было расценивать как обяза­ тельный для каждого члена экипажа контракт ” Под рос­ пись” . А кто не согласен его заключить (т. е. подмахнуть), того вон с судна, списать на берег и первой же оказией — в Мурманск. Что же за конт­ ракт такой судьбоносный? Из сего документа следовало, что если кто сбежит с судна за кор­ дон, за того все расходы в руб­ лях и валюте по спецкурсу должны нести семья, родствен­ ники. Причем статьи расходов перечислены такие, что обрека­ ют советского человека просто на долголетнюю кабалу. Но де­ ло, сами понимаете, не в день­ гах и не в том, что сие произ­ ведение административного ге­ ния с юридической стороны есть филькина громата. Возму­ щает унизительность акции, ко­ гда дальнозоркие чинуши пыта­ ются с родного берега выло­ вить за чуб моряка, и не помы­ шляющего о побеге. Он не пер­ вый раз в загранрейсе, годами служит верой и правдой своему флоту, капитаны знают его уже как старого знакомого, родня давно привыкла ждать и встре­ чать его из рейсов. А ему: ” Не-ет, голубь, ты распишись-ка, что являешься порядочным человеком, да по­ клянись благополучием род­ ных, да землю ешь тут перед нами” . Короче, нашлись более десятка человек, наотрез отка­ завшихся от моральной экзеку­ ции, не подмахнувших эту ахи- ”Эй, рюс, давай к нам!” нею. Согласно категорическому указанию береговых мыслите­ лей, они подлежали списанию на берег. Однако и этому мат­ росы не подчинились, а продол­ жали оставаться на рабочих ме­ стах, написав заявления с про­ сьбой дать им возможность спо­ койно отработать рейс. И срабо­ тали. Но занесенный репрессив­ ный топор, помимо воли кора­ бельного начальства, продол­ жал угрожающе висеть над опальными головами. А тут — дьявольские штучки — ка­ надские катера один за другим под бортом: ” Эй, рюс, давай, давай к нам” . Первыми прыгнули те, кто ди­ сциплинированно подписали ко­ нтракт, но побег задумали задо­ лго до рейса, один из них целе­ устремленно ушел из зам. дире­ кторов одного из московских цирков в матросы, чтобы бе­ жать за кордон. С ним помощ­ ник капитана встречался позже на канадском судне, и тот от­ крыто во всем признался. Сле­ дом за первыми беглецами уш­ ли на услужливых судах груп­ пами по 3-4 человека неподпи­ савшие. Из них лишь двое — молодые, впервые в загран­ рейсе (всего таких на судне 46), остальные — в возрасте под 30, испытанные старые мореманы, порядочные парни, добросо­ вестные трудяги, трое — семей­ ные, с детьми. Сколько бывали они по всем этим Канадам, ни­ когда не пользовались случаем для ухода. Вот вам и контракт. Стоит посмотреть на случив­ шееся и с другой стороны. Не касаясь тех, кто ушел сгоряча, от обиды, не частное ли это де­ ло — выбор страны прожива­ ния, как это принято на всем белом свете, исключая тотали­ тарные режимы? Невозможно "сбежать” с вольного чиста по­ ля, сбегают из неволи, из-под "нельзя". А наш закон о въезде и выезде из СССР опять отло­ жен на неопределенное дале­ ко. Прибавьте к этому кабаль­ ные условия оплаты тяжелого труда рыбаков (кто не видел, умножай на десять самые худ­ шие предположения). Если пе­ реводить на валюту, матрос плавбазы пашет в сутки за пол­ банки пива. А бывает и так, что после полугодового рейса еще и должен остается. Абсурд? Ре­ альность! Так что никакими подписями намерившегося оставить беспорядочный род­ ной берег не удержишь. Кстати, многие из "неподпи- сантов" остались на плавбазе и работают по сию пору. Но и у них не поворачивается язык осудить товарищей, тяжело оскорбленных и решившихся на отчаянный поступок, который более протест, нежели умысел. Один из оставшихся на судне "бунтарей" — комсомолец, до сих пор принципиально носит на груди значок (у него так: при­ сягнул — держи слово до кон­ ца, если ты мужчина, не сигай тихой сапой по первой же "по- лундре"). Когда я сказал ему, что комсомола в стране больше нет со вчерашнего дня, он был не то чтобы огорчен или обес­ куражен — опустошен, обма­ нут, брошен. "Что ж, — сказал Сергей, — выходит, мой значок теперь большая редкость". Ирония иронией, но он с ним не расстанется, как не расстался с тяжелой, утопичной, но своей землей. Борт плавбазы ” Полярная зв е зд а ”, Баренцево море. У железа свой резон С 19 сентября но 1 октября в районе мойвенной путины у берегов Норвегии плавбазами принято от промысловых судов 5074 тонны рыбы. Недобрали ес­ ли не всю 1000, то уж во всяком случае 700 тонн. В чем дело, ры­ бы нет? Есть рыба, и в достатке. Промысловики завалили мой­ вой, но плавбазы не успевают перерабатывать. Конечно, ме­ шает и неустойчивость осенних метеоусловий. Но не все сва­ лишь на погоду. Слишком изно­ шено технологическое оборудо­ вание на наших плавбазах. Промысловики вынуждены лукавить: заявляет, скажем, плавбазе 50 тонн рыбы к при­ ему, а выгружает все 150. Им план нужен, заработок нужен. Флагман назвал лучшие резуль­ таты по замороженной продук­ ции у плавбаз ’’Алексей Хлооы- стов ’, "Полярная звезда” , "Рыбный Мурман ’. Но лишь у "Алексея Хлобыстова" более или менее близки к норме пока­ затели по муке и рыбьему жиру. Флагман предложил на радиосо­ вете всем плавбазам объеди­ ниться и работать на "общий котел” , не разделяя "сферы вли­ яния” . Иметеокарты, оказывается, врут Сентябрьская погода, сло­ вно бы зная, что от нее зави­ сят наши прибыли или поте­ ри, выкидывает коленца. Еще накануне синоптики уве­ ренно предсказывали, что штормовой ветер не стихнет у берегов Норвегии еще по крайней мере суток двое. И по метеокарте было вид­ но: убедительный расчет. Транспорты, плавбазы и промысловые суда пере­ строили свою работу в этом районе в соответствии с ожи­ даемой ситуацией, дабы из­ бежать простоев. Но к ночи, очевидности вопреки, ветер неожиданно стих, море успокоилось и на­ утро во всем районе мойвен­ ной путины, от Шпицбергена до острова Надежда, был по­ чти штиль. Суда спешно по­ меняли дислокацию. Но в суете всегда кто-то оказы­ вается с удачей, а кто-то в проигрыше. С юго-восточ­ ной части Шпицбергена ры­ баки радируют об отличных уловах, а с запада подтяги­ вается рефрижератор, обре­ ченный на сутки простоя. Систематизировать работу в непредсказуемых метеоус­ ловиях очень трудно и ответ­ ственно, неверные решения тут стоят очень дорого. Фла­ гман руководит вроде бы на совесть, но капитаны упорно убеждают, что нужен осво­ божденный начальник про- мрайона мойвенного промы­ сла, не зависимый от обсто­ ятельств ведомственных ин­ тересов и — а кто скажет нет? — от личных видов на успех. Огорчения, нервы, ожида­ ние — но... Бог дал погоду, промысел оживился — это главное. Напоминаем чита­ телям, что удачный вылов мойвы — надежда на выпол­ нение плана "Севрыбой’' в целом. А это далеко не ве­ домственная корысть, это — гарантия благополучной зимы для каждого мурман­ чанина, если он входит в ма­ газин не с черного хода, а че­ рез парадный. Борт ТР ”Изумрудный берег”, о. Шпицберген. ::::::: ::::::: ::::::: ::::::: ■ ОКТЯБРЯ 1991

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz