Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.

Новое время Новые структуры О Т С О Ю З Н О Г О М И Н Р Ы Б Х О З А К “ > Я I f f f я Указом Президента РСФСР от 20 августа т. г. ” 06 обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР” предусматривается передача в ведение органов госу­ дарственного управления российской республики предприятий и организаций союз­ ного подчинения. В связи с этим коренным образом предстоит реорганизовать системы управления рыбной отраслью. Собственно, после провозглашения союз­ ными республиками суверенитета Министерства рыбного хозяйства СССР в прежнем виде больше не существует. Итак, союзное министерство доживает последние дни... А что же взамен, на республиканском уровне? И нужен ли в РСФСР какой-либо орган, направляющий и координирующий деятельность рыбодобывающих бассейнов? С какими функци­ ями? Эти вопросы наш корреспондент задал генеральному директору АРП ’ ’Сев- рыба” Владимиру КОРЕЛЬСКОМУ. — Прежде всего напомню, — начал Владимир Федорович, — что рыбную промышленность (океаническое рыболовство) Союза представляют пять бас­ сейнов: Дальневосточное, Се­ верное, Западное, Каспийское и Южное, — которые явля­ ются крупными производствен­ но-территориальными комплек­ сами. Последнее обстоятельст­ во, в свою очередь, и определя­ ет выдвижение в качестве при­ оритетной проблему управле­ ния, поскольку известно, что чем сложнее и крупнее объект, тем труднее организовать опти­ мальную схему управления им. Это, в общем-то, прописные ис­ тины. Добавлю, что проблема упра­ вления рыбным хозяйством России не утрачивает своей ак­ туальности и сложности вслед­ ствие того, что под юрисдикцию республики переходят два из названных пяти бассейнов — Дальневосточное и наше, Се­ верное. Ведь, во-первых, рыб­ ная промышленность как ни од­ на из отраслей народного хо­ зяйства глубоко интегрирована в мировую хозяйственную дея­ тельность. И объединения, и предприятия отрасли осуще­ ствляют производственную дея­ тельность на всей акватории Мирового океана, при этом бо­ лее половины флота постоянно размещено в международных водах, включая 200-мильные зо­ ны целого ряда иностранных го­ сударств. Возникающие в связи с этим проблемы на уровне предприятий или даже бассей­ нов, естественно, не поддаются решению. Так, в настоящее вре­ мя СССР имеет более восьми­ десяти международных согла­ шений в области рыболовства, заключенных на правительст­ венном уровне, за рубежом фу­ нкционируют 28 представи­ тельств, решая самые разнооб­ разные задачи и отстаивая ин­ тересы страны и отрасли. Само собой, эта деятельность нужда­ ется в координации со стороны единого органа. Далее. В отличие от других промышленных отраслей, рыб­ ная является многопрофиль­ ной, и в ее структуру входят, помимо промышленных пред­ приятий, предприятия маши- но— и судостроения, судоремо­ нта, транспорта, рыбоводства, изготовления тары и орудий промысла и т. д.; кроме того, организации науки и научного обслуживания, высшие, сред­ ние и другие учебные заведе­ ния. Отрасль, возможно, "пере­ гружена” , но в одночасье ее не трансформируешь, не реорга­ низуешь. Требуется определен­ ное время, переходный период. — Но переходный период пе­ реживает вся наша экономика, трансформируясь в сторону рыночной.. — Переходный период нужен еще вот почему. Государство, с учетом важной роли рыбной промышленности в решении продовольственной задачи, долгое время осуществляло до­ тацию отрасли — путем финан- условиях приведет к резкому сокращению объемов производ­ ства, численности работающих со всеми негативными послед­ ствиями. Поэтому-то и необхо­ димо какое-то время для пере- правительство, предстоит ре­ шить целый комплекс сложней­ ших задач, тесно связанных, си­ нтезированных. В свою оче­ редь, совет директоров нашей ассоциации в начале сентября т. г. представил Комитету по оперативному управлению на­ родным хозяйством, его пред­ седателю И. С. Силаеву сооб­ ражения на этот счет. По наше­ му мнению, реорганизация си­ стемы управления рыбным хо­ зяйством РСФСР должна исхо­ дить, учитывая следующие фак­ торы и условия (о некоторых из них я сказал ранее): специфику океанического рыболовства, особенности размещения и про- Фото С. Голубева сирования строительства фло­ та, береговых объектов социа­ льной и производственной инф­ раструктуры, путем бюджетно­ го валютного финансирования (строительство и ремонт флота за рубежом, оплата за право лова в зонах иностранных госу­ дарств и другие). Рыночные формы хозяйствования предпо­ лагают отмену для предприятия и отрасли в целом всех видов дотаций, что в сложившихся хода на самофинансирование, в том числе валютное. Замечу, что рыночные отношения пред­ полагают и либерализацию цен, переход на свободные цены, то­ гда как в настоящее время дей­ ствуют фиксированные опто­ вые, устаналиваемые государ­ ством. Таким образом, разрабаты­ вая новую структуру управле­ ния рыбным хозяйством, всем нам, включая республиканское изводственной структуры отрас­ ли; значимость рыбного хозяй­ ства в общереспубликанском народнохозяйственном компле- ксе;глубокую интегрирован­ ность отрасли в мировую хозяй­ ственную деятельность; особен­ ности переходного момента, вытекающие из общей экономи­ ческой ситуации, характеризую­ щейся движением к рыночной системе хозяйствования. Нако­ нец, структура управления от­ раслью должна органично ’’вписаться” во вновь создан­ ную структуру Российского Со­ вета Министров и быть предста­ влена на республиканском, то есть государственном уровне. — Если я вас правильно по­ нял, то без министерства — те­ перь уже на республиканском уровне — не обойтись? — Дело не в названии, дело — в функциях."Жестких” струк­ тур в привычном понимании, тех министерств, что составля­ ли костяк административно-ко­ мандной системы, быть, конеч­ но же, не должно. Подобные структуры отвергла сама жизнь, доказав их неэффектив­ ность. Помнится, французскому пи­ сателю Виктору Гюго принадле­ жит такая фраза: "Можно со­ противляться вторжению ар­ мий, вторжению идей сопротив­ ляться невозможно". В нашем случае — это идея экономичес­ кой самостоятельности, незави­ симости от административного диктата центра. Но отраслевые министерства незаменимы и успешно функци­ онируют в странах рыночной экономики, весь вопрос, повто­ рюсь, в функциях. Ведь должен же какой-либо административ­ ный орган взять на себя реше­ ние задач по разработке стра­ тегии и прогноза развития от­ расли? А контроль за охраной и воспроизводством рыбных за­ пасов в водах РСФСР? В пере­ ходный период формирование объемов поставок на республи­ канские и союзные, в рамках единого экономического про­ странства, нужды? В этот же переходный период проведение инвестиционной политики? Вы­ дачу лицензий на экспорт про­ дукции, распределение квот и лицензий на сырьевые ресур­ сы? Во всем мире этими делами как раз и занимаются министер­ ства или, если угодно, отрасле­ вые комитеты. Что касается опасения жесткого администра­ тивного прессинга со стороны министерств в отношении пред­ приятий, то этот прессинг уже существенно ограничен рядом законодательных актов, в том числе Законом РСФСР "О пред­ приятиях и предпринимательс­ кой деятельности", и по мере развития рыночных отношений этот прессинг будет сходить на "нет". На первый план выходят экономические, а не админист­ ративные регуляторы деятель­ ности. Добавлю, что взаимоот­ ношения между создаваемым органом и предприятиями и объединениями должны стро­ иться, по нашему мнению, на четкой договорной основе. Как это, собственно, и происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Этот материал уже был подго­ товлен к печати, когда стало известно, что в РСФСР созда­ ется на переходный период ре­ спубликанское министерство рыбного хозяйства, функции которого разрабатываются. Как заявил председатель Межреспубликанского эконо­ мического комитета Иван Си­ лаев, ’ ’прежнего министерско­ го диктата не будет” . Беседовал Юрий КОЛОСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz