Рыбный Мурман. 1991 г. Октябрь.
Новое время Новые структуры О Т С О Ю З Н О Г О М И Н Р Ы Б Х О З А К “ > Я I f f f я Указом Президента РСФСР от 20 августа т. г. ” 06 обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР” предусматривается передача в ведение органов госу дарственного управления российской республики предприятий и организаций союз ного подчинения. В связи с этим коренным образом предстоит реорганизовать системы управления рыбной отраслью. Собственно, после провозглашения союз ными республиками суверенитета Министерства рыбного хозяйства СССР в прежнем виде больше не существует. Итак, союзное министерство доживает последние дни... А что же взамен, на республиканском уровне? И нужен ли в РСФСР какой-либо орган, направляющий и координирующий деятельность рыбодобывающих бассейнов? С какими функци ями? Эти вопросы наш корреспондент задал генеральному директору АРП ’ ’Сев- рыба” Владимиру КОРЕЛЬСКОМУ. — Прежде всего напомню, — начал Владимир Федорович, — что рыбную промышленность (океаническое рыболовство) Союза представляют пять бас сейнов: Дальневосточное, Се верное, Западное, Каспийское и Южное, — которые явля ются крупными производствен но-территориальными комплек сами. Последнее обстоятельст во, в свою очередь, и определя ет выдвижение в качестве при оритетной проблему управле ния, поскольку известно, что чем сложнее и крупнее объект, тем труднее организовать опти мальную схему управления им. Это, в общем-то, прописные ис тины. Добавлю, что проблема упра вления рыбным хозяйством России не утрачивает своей ак туальности и сложности вслед ствие того, что под юрисдикцию республики переходят два из названных пяти бассейнов — Дальневосточное и наше, Се верное. Ведь, во-первых, рыб ная промышленность как ни од на из отраслей народного хо зяйства глубоко интегрирована в мировую хозяйственную дея тельность. И объединения, и предприятия отрасли осуще ствляют производственную дея тельность на всей акватории Мирового океана, при этом бо лее половины флота постоянно размещено в международных водах, включая 200-мильные зо ны целого ряда иностранных го сударств. Возникающие в связи с этим проблемы на уровне предприятий или даже бассей нов, естественно, не поддаются решению. Так, в настоящее вре мя СССР имеет более восьми десяти международных согла шений в области рыболовства, заключенных на правительст венном уровне, за рубежом фу нкционируют 28 представи тельств, решая самые разнооб разные задачи и отстаивая ин тересы страны и отрасли. Само собой, эта деятельность нужда ется в координации со стороны единого органа. Далее. В отличие от других промышленных отраслей, рыб ная является многопрофиль ной, и в ее структуру входят, помимо промышленных пред приятий, предприятия маши- но— и судостроения, судоремо нта, транспорта, рыбоводства, изготовления тары и орудий промысла и т. д.; кроме того, организации науки и научного обслуживания, высшие, сред ние и другие учебные заведе ния. Отрасль, возможно, "пере гружена” , но в одночасье ее не трансформируешь, не реорга низуешь. Требуется определен ное время, переходный период. — Но переходный период пе реживает вся наша экономика, трансформируясь в сторону рыночной.. — Переходный период нужен еще вот почему. Государство, с учетом важной роли рыбной промышленности в решении продовольственной задачи, долгое время осуществляло до тацию отрасли — путем финан- условиях приведет к резкому сокращению объемов производ ства, численности работающих со всеми негативными послед ствиями. Поэтому-то и необхо димо какое-то время для пере- правительство, предстоит ре шить целый комплекс сложней ших задач, тесно связанных, си нтезированных. В свою оче редь, совет директоров нашей ассоциации в начале сентября т. г. представил Комитету по оперативному управлению на родным хозяйством, его пред седателю И. С. Силаеву сооб ражения на этот счет. По наше му мнению, реорганизация си стемы управления рыбным хо зяйством РСФСР должна исхо дить, учитывая следующие фак торы и условия (о некоторых из них я сказал ранее): специфику океанического рыболовства, особенности размещения и про- Фото С. Голубева сирования строительства фло та, береговых объектов социа льной и производственной инф раструктуры, путем бюджетно го валютного финансирования (строительство и ремонт флота за рубежом, оплата за право лова в зонах иностранных госу дарств и другие). Рыночные формы хозяйствования предпо лагают отмену для предприятия и отрасли в целом всех видов дотаций, что в сложившихся хода на самофинансирование, в том числе валютное. Замечу, что рыночные отношения пред полагают и либерализацию цен, переход на свободные цены, то гда как в настоящее время дей ствуют фиксированные опто вые, устаналиваемые государ ством. Таким образом, разрабаты вая новую структуру управле ния рыбным хозяйством, всем нам, включая республиканское изводственной структуры отрас ли; значимость рыбного хозяй ства в общереспубликанском народнохозяйственном компле- ксе;глубокую интегрирован ность отрасли в мировую хозяй ственную деятельность; особен ности переходного момента, вытекающие из общей экономи ческой ситуации, характеризую щейся движением к рыночной системе хозяйствования. Нако нец, структура управления от раслью должна органично ’’вписаться” во вновь создан ную структуру Российского Со вета Министров и быть предста влена на республиканском, то есть государственном уровне. — Если я вас правильно по нял, то без министерства — те перь уже на республиканском уровне — не обойтись? — Дело не в названии, дело — в функциях."Жестких” струк тур в привычном понимании, тех министерств, что составля ли костяк административно-ко мандной системы, быть, конеч но же, не должно. Подобные структуры отвергла сама жизнь, доказав их неэффектив ность. Помнится, французскому пи сателю Виктору Гюго принадле жит такая фраза: "Можно со противляться вторжению ар мий, вторжению идей сопротив ляться невозможно". В нашем случае — это идея экономичес кой самостоятельности, незави симости от административного диктата центра. Но отраслевые министерства незаменимы и успешно функци онируют в странах рыночной экономики, весь вопрос, повто рюсь, в функциях. Ведь должен же какой-либо административ ный орган взять на себя реше ние задач по разработке стра тегии и прогноза развития от расли? А контроль за охраной и воспроизводством рыбных за пасов в водах РСФСР? В пере ходный период формирование объемов поставок на республи канские и союзные, в рамках единого экономического про странства, нужды? В этот же переходный период проведение инвестиционной политики? Вы дачу лицензий на экспорт про дукции, распределение квот и лицензий на сырьевые ресур сы? Во всем мире этими делами как раз и занимаются министер ства или, если угодно, отрасле вые комитеты. Что касается опасения жесткого администра тивного прессинга со стороны министерств в отношении пред приятий, то этот прессинг уже существенно ограничен рядом законодательных актов, в том числе Законом РСФСР "О пред приятиях и предпринимательс кой деятельности", и по мере развития рыночных отношений этот прессинг будет сходить на "нет". На первый план выходят экономические, а не админист ративные регуляторы деятель ности. Добавлю, что взаимоот ношения между создаваемым органом и предприятиями и объединениями должны стро иться, по нашему мнению, на четкой договорной основе. Как это, собственно, и происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Этот материал уже был подго товлен к печати, когда стало известно, что в РСФСР созда ется на переходный период ре спубликанское министерство рыбного хозяйства, функции которого разрабатываются. Как заявил председатель Межреспубликанского эконо мического комитета Иван Си лаев, ’ ’прежнего министерско го диктата не будет” . Беседовал Юрий КОЛОСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz