Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.
; ') х' ! Наболело ... К -7* Ik - •v> Ш * г-, > 1985 1986 19S7 1983 1989 ШО «91 Ш —,~>4 Рис. А. ИАЗАЧКОЕА. Хватит нас дурить! Открытое письмо генеральному директору объединения «Мурманрыбпром» Л. С. Брейхману Лев Семенович! По долгу службы вы знаете, как про вожают в репс наши суда. Как обычно, ваши помощ ники на предренсовой встре че нагнетают страсти по поводу нарушения членами экипажей таможенных пра вил, бегства за границу, ео - ровства и прочих наруше ний дисциплины. В своих душеспасительных . речах они напоминают нам о соб людении устава, трудовой дисциплины, многократно напоминают о наших обя занностях, как служебных, так и гражданских. II, как обычно, ни слова не говорят об обязанностях админист рации и о наших правах: праве на нормальный без опасный труд, на нормаль ное снабжение продуктами, материально - техническое обеспечение и, наконец, о нашем праве получения справедливой оплаты за наш нелегкий труд. Вот и на последней на шей Естрече инженер ОТПЗа что-то сказал про 40- процентное увеличение зар платы. Наш ОТИЗ можно смело назвать отделом по ограничению зарплаты, и если ОТИЗ говорит о повы шении, то, несомненно, будет наоборот — снижение. Да, оклады повышены, н даже не на 40, а на 69 процентов, правда, в них хитро включи ли правительственную ком пенсацию. Но ведь оклады мы получаем только ео время МРТО и переходов, а остальной период у нас — на сдельной зарплате. Вот где и зарыта собака. Передо мной два расчета нормативной расценки. На 1 рубль хозрасчетного дохо да подрядного экипажа БМРТ «Леонид Иванов» от 23 ноября 1990 года и от 30 сентября 1991 года. В перЕом случае нам рассчи тали 0,1985 ксп. за рубль, во втором — 0,187593 коп. Так где же ваше повыше ние? Промысловых суток и в том и в другом случае по 113. Да, фонд зарплаты как будто вырос на 49000 руб лей, но, во-первых, он не значительно превышает сум му правительственной ком пенсации за рейс, во-вторых, он вырос за счет увеличения суточных нагрузок, так что в пересчете на рейс нам необходимо будет вы работать на 400 тысяч руб лей больше, чем в прошлом рейсе, причем экипаж сокра щен на 9 человек. Как мне сказал начальник планово го отдела, все сделано спра ведливо, наш рыбак в ЮВТО был всегда привиле гированным, а теперь за наш счет добавят зарплату в других районах. Дай-то Бог, но верится с трудом. Вот и получается, что под видом повышения нам сни зили зарплату. А в магази нах продолжается разгул цен: гиперинфляция захле стнула рынок, на смену до говорным ценам появились свободные. «Свободный» холодильник стоит 5000 рублен, а у нас, согласно расчетам, зарплата матроса 1-го класса при выполнении рейсового задания составит 4500 рублей за 5,5 месяца. Л раньше вроде бы на хо лодильник хватало, и не на один. Непонятен нам и дру гой момент. Почему, когда в магазинах бандитские сво бодные цены, мы вынужде ны продавать свою продук цию по фиксированным го сударственным оптовым це нам, а кроме того закупать техснабжение по свободным ценам? Так это что-то пахнет рабством. Непонятна нам и другая афера. Все флоты перешли на новые оптовые цены, а нам затраты и реализацию продолжают считать по ста рым ценам. Вот и получа ется, что у пас фонд зар платы на рейс 366217 руб ле]"!, а рядом летит в само лете экипаж тралового флота, у которого рейс рас считан по новым ценам и фонд зарплаты 1870000 рублен, на пай — 14552 рубля, а у нас 4000 рублей. Может, хватит, Лев Семе нович, нас дурить, пора вещи называть своими име нами. Администрация, пользуясь беззубостью на шего профсоюза, прикры ваясь высокими словами о проведении программы вы живания. пытается решить финансовые проблемы за счет моряков, и получается, что до наших проблем нет дела ни администрации, ни нашим профсоюзам. Они неплохо повысили себе под шумок зарплату и ждут, ког да Верховный Совет при мет закон по тарифному со глашению. Мне было стыдно при сутствовать на последней конференции по обсуждению колдоговора, когда из 90 де легатов присутствовали 70, а из 70 к концу дня оста лись 39 человек, из которых моряков меньше половины. Целый день шли дебаты о слецмолоке, материальной помощи родственникам умершего, и ни слова не было сказано о зарплате моряков. На основании вы шесказанного, не надеясь на милость администрации и профсоюза, мы оставляем за собой право заявить о своем существовании и са мостоятельно защищать свои нрава. В. КОНЕВ , капитан-директор, и 65 подписей членов экипажа БМРТ «Леонид Иванов». Прошу слова / ОТ АВТОРА. Обычно под этой рубрикой на наших страницах выступают со своими мнениями по тему или иному вопросу гости редак ции. Сегодня я решил нарушить это правило. В этот непростой для страны момент вместо того, чтобы, не упуская возможности быстро и радикально проводить эко номическую реформу, люди, стоящие у власти, продолжают де лить портфели. Сейчас просто безнравственно, на мой взгляд, забывать о простом человеке, трудом которого все и создано на этой грешной земле. Именно поэтому я и прошу слова. Средний класс. Маль, пока не у нас Для начала хочу вкрат це разобраться, конечно, только со своей точки зре ния, что же такое «средний класс» и есть ли он в нашей страшно изуродованной со циалистическими экспери ментами стране. Наверное, не открою боль шого секрета, если скажу, что в нашем обществе к представителям так называ емого среднего класса от носят людей только лишь по уровню .материального бла гополучия, зажиточности. Но даже и при таком под ходе невозможно точно оп ределить, кого же можно причислить к этой категории населения. Дело в том, что если учи тывать, как это делают не которые советские экономи сты, только легальный до ход, да еще и в его номи нальном денежном выраже нии, то к числу обеспечен ных граждан — советскому эквиваленту американского «среднего класса» — смело можно отнести лиц, имею щих личные автомашины, которые в нашей стране за десятилетия так и не пре вратились из предмета рос коши в средство передвиже ния. Но и это еще не Есе. Ес ли в обществах, где матери альные богатства распре деляются с помощью рыноч ного механизма, уровень денежного дохода равен уровню материальной обес печенности. то в нашей стране, как известно, доступ к различным благам зави сит не столько от наличия денежных средств, сколько от того, что желает в дан ный момент бюрократ, по ставленный у распредели тельной кормушки. Видимо, нужно учесть и то, что до вольно немалая часть насе ления так или иначе занята в теневой экономике, уро вень легальных доходов ко торой совершенно не соот ветствует реальным. В западных странах сред ние слои населения дости гают высокого уровня жиз ни не захватом ключевых позиций в сфере распреде ления, а своей производи тельной деятельностью, уме нием принимать нестандарт ные решения в различных ситуациях и, кроме того, высокой способностью к бы строй перемене профессии. Именно «средним клас сом» и сильно буржуазное общество, ориентируясь на его потребности, взращи вая его, как свою главную потребительскую прослой ку. • Я очень сомневаюсь, что в нашей стране нам грозит в ближайшем будущем по явление настоящего «сред него класса», на котором и зиждется, в основном, благополучие остального ци вилизованного мира. Какие у меня основания к подобному заявлению? Попробуем разобраться. Возьмем наших рыбаков. По некоторым параметрам^- они как*раз подходят к оп ределению «средний класс». И все же, думаю, нашим рыбакам еще ох как далеко до того, чтобы стать полно- . ценными членами этого клана. Почему? А именно потому, что труд их, нелегкий и опасный, оценивается крайне низко. В этом-то и парадокс. Ес ли на Западе при отнесении того или иного индивида к этому классу учитываются многие важные компонен ты, но в первую очередь, как я уже говорил, благосо стояние. то в нашем вывер нутом наизнанку обществе Есе наоборот. Только немедленная при ватизация позволит создать условия для появления у каждого из нас чувства хо зяина. а значит, и желания трудиться хорошо, с полной отдачей. Как уже не раз отмечалось, на себя никто работать спустя рукава не будет. Именно поэтому мне по душе позиция руководства рыболовецкого колхоза «Ударник», о которой я рассказывал в одном из но меров нашей газеты в фо торепортаже «Морюшком кормимся, ему и молимся». Колхозники, видимо, в силу своей большей экономиче ской независимости от го сударства, уже давно поня ли, что без приватизации средств производства при рыночных отношениях про сто не выжить, и ведут эту работу целенаправленно. Другим флотам из-за не малой текучести кадров, когда рыбаки чувствуют се бя на судне временщиками, такой вариант скорее Есего не подойдет. Значит, нужно искать другой путь, воз можно, через создание ак ционерного общества, • на базе всего флота. Навер ное, об этом должны поду мать экономисты. Не зря же все-таки хлеб едят. В одном уверен, без при ватизации собственности в той или иной форме нам не видать как своих ушей среднего имущественного класса, хозяев, могущих по мочь всему обществу вы браться из глубокой эконо мической трясины, в кото рую нас загнала админист ративно-командная систе ма, не один десяток лет ве щающая о том, что все ео - круг колхозное, все вокруг мое. Поверьте, так не быва- ■ ет. Если общее, то однознач но — ничье. И чем скорее мы уясним это, тем будет лучше". I I для страны, и для каждого из нас. Владимир КЙКИНОВ. I ноября 1391 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz