Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.

■ От нашего специального корреспондента \ К а к о в а с у д ь б а рядо­ вых флотских ком­ мунистов, встретивших ро­ ковые для военно-комму­ нистической эры события, находясь в море, далеко от родных берегов? Если на большой земле августовский переворот стал поводом для массового выхода из ком­ партии, то на рыболовных судах предательство ком­ мунистических лидеров встречено невозмутимо. На нескольких судах Мур­ манского и Архангельского флотов, где довелось побы­ вать корреспонденту, не было ни одного случая, что­ бы кто-то выложил партбилет в рейсе. На каждом судне численность бывших первн- чек осталась прежней: 10— 15 членов партии па экипаж в 80— 200 человек. Помощ­ ники по экипажу (непонятно, что мешает называть их по- прежнему и вполне безотно- сительно — первыми помощ­ никами?) на всех судах — члены компартии, хотя взгля­ ды их ие так уж и равнозна­ чны, как это было раньше. Капитаны также Есе комму­ нисты. Характерно, что ни на од­ но из этих судов «ие ступа­ ла нога» демократа, за ис­ ключением разве что плаЕ- базы «Полярная звезда», где помощник капитана Георгий Алексеев обмолвился, что в начале рейса на доске объяв­ лений появилось воззвание ДПР, которое было затем со­ рвано чьей-то верноподдан­ нической (дело было в мае) рукой. Странно, что демо­ краты до сих пор игнориру­ ют такую огромную аудито­ рию, как плавсостав. По­ мнится, как 19— 20 августа мне довелось с двумя матро­ сами тралфлота размно­ жать на ксероксе и расклей- Лоцман не нужен? гать в городе и в порту об­ ращения российского прави­ тельства, сводки Би-Би-Си и радио «Свобода», — значит, рыбаки вовсе не склонны стоять в стороне от полити­ ки. А бот в море картина иная: о демократическом движении здесь судят по ко­ личеству получаемой валю­ ты, по наличию колбасы в магазинах, по ценам в коо­ перативах, демократов пута­ ют с рвущимися к _ власти психопатами типа Жиринов­ ского, упрекают в развале Союза, в расхищении госу­ дарственной казны, в голо­ де и нищете... Логика знако­ мая и понятная: кого меньше других знаем, на того всех собак и вешаем. Хороши ли, плохи ли пришедшие к вла­ сти демократы, по они рис­ куют репутацией, покуда и дальше будут так же дале­ ки от умонастроений простых людей, не искушенных в хитросплетениях политики. — Собираюсь ли и даль­ ше пребывать в компартии? А как можно выйти из пар­ тии, которая больше не су­ ществует? — лукаво уЕер- нулся от термина <•деятель­ ность временно приостанов­ лена» первый помощник ка­ питана архангельского БМРТ «Заволжск» Ген- вальд Увакин, опытный мо- реман, многие годы прохо­ дивший в «первых», — для того, чтобы отказаться от одной политической пози­ ции, нужно иметь перед глазами другую, более достойную, более прогрессив­ ную. Я такой силы не вижу. Да, компартия опорочена партократией, то есть бюро­ кратами, начиная с партко­ мов и кончая Генсеком, те­ мп, кто вовсю пользовался привилегиями, сладко жил на народные деньги, на на­ ши взносы. Где сейчас эти миллиарды, кем, куда и для чего спрятаны? Рядовому партийцу не известно. Ген­ сек помалкивает. Партийные боссы хотят выйти сухими нз воды, а пятно их по­ зора остается на нас, ря­ довых коммунистах. Да, это так, и все-таки ко­ му теперь верить? Так на­ зываемым демократам? Они заняты только одним: гово­ рильией и дракой за власть. Нине Андреевой? Это воин­ ственный ортодокс, который пытается оживить мертвечи­ ну. Жириновскому? Несерь­ езно, дешевый конферансье. Руцкому? Возможно, он за­ служивает доверия, но сна­ чала выяснить бы четче его позицию, а в море по поза­ вчерашним газетам этого не сделаешь. Да и не идеология сейчас важна, а сильная ис­ полнительная власть. На других судах — БМРТ «Василий *Адонкии», «Андрей Андреев», ТР «Изумрудный берег» — вы­ сказываются иные точки зре­ ния: что развал флотской парторганизации изнутри — это историческая заслуга балагуров - комиссаров, что и демократов ожидает та же судьба — обюрокрачи­ вание и авторитаризм, — если они тоже намерены, вы­ ражаясь ленинскими слова­ ми, «взять власть Есерьез и надолго», то есть на десяти­ летия, что Жириновский страшен не сам по себе, ибо он всего лишь марионетка, а теми силами, которые за ним стоят. И что невозмож­ но ни о чем серьезно судить здесь, в Африке, слушая только Московское радио, эхом повторяющее сверх- лояльиые к любой власти центральные газеты. Предпочел этой теме бо­ лее практические вопросы в беседе первый помощник БМРТ «Заволжье» Марат Мачитов, и в его позиции то­ же есть резон. Но и он не со­ бирается пока выходить из КПСС, не видя в этом смыс­ ла. Ничего определенного не сказал об отстранении компартии от политической борьбы и бывший секретарь первпчки БАТ «Генерал Чи­ стяков». Деликатно обошел острые углы и первый помощник БАТ «Генерал Чистяков» Николай Тимошенко. Между тем. если на дру­ гих судах «комиссары» ис­ чезли в одночасье и бесслед­ но, ничего по себе не оста­ вив, то деятельность таких, как Николай Тимошенко, видна всем и известна хоро­ шо: он создал на судне и продолжает пополнять це­ лый музей, музей памяти ге­ нерала Чистякова и истории судна, носящего его имя, — трогательное и искреннее от­ ношение к своему пароходу, экипажу, к летописи трал- флотовцев. Тимошенко, ста­ рый коммунист, весьма осто­ рожно относится к политике (чувствуется муштра пар- тнйно-энкавэдэшиого надзо­ ра), но и у него вырвалось: трудно ориентироваться, ес­ ли единственный источник -•информации о Родине — радио — так односторонне толкует события, «во Есем потакая демократам». Зато капитан БАТ «Гене­ рал Чистяков» Владимир Бакланов вовсе не собирает­ ся таить свою позицию, чем вызывает уважение, что бы ни говорил. Он коммунист, его раздражает «излишняя драматизация» событий 19 августа, о которых на трау­ лере узнали в Антарктиде: — И вот, понимаешь, раз­ дули победный героизм. Та­ кое впечатление, что горстка стариков тиранила страну года три, а не три часа. И президенты стали такие пи­ саные революционные вож­ ди, а пара пьяных, попавших под колеса, — такие герои. А эмигранту, вроде как бы защитившему парламент, только что не памятник ста­ вим. А случайно подвернув­ шегося лейтенанта произво­ дим в капитаны второго ран­ га. А крымская дачница — всего-то пару носовых плат­ ков сменила — уже мемуа­ ры пишет. Шуму-то, воплей- то столько! Любим мы это дело — в политических це­ лях героизм из пальца еы - сасывать. Не верю. Всевозможных партий, движений, обществ сейчас предостаточно. На флоте же — в море — не слышна ЕНЯТНО ии одна из позиций. Плывем без лоцманов. Это означает, что ни одна из по­ литических сил не имеет здесь поддержки большинст­ ва. Пушкинское «народ без­ молвствует» — это вовсе не о безмятежиостн. Юго-Восточная Атлантика. Рыбалка на ПРОМЫСЛОВОЙ ЗОНЕ Намибии работают де­ сятки судов из всех советских бассейнов. Рыбалка идет пол­ ным ходом, погода устойчивая, теплая, без штормов. Ставри­ да водится в достатке, уловы стабильные. Иным судам уда­ ется в день добывать по две суточных нормы. Однако и сдерживающие факторы не менее постоянны, якорями висят на каждом па­ роходе. Все экипажи из рук вон плохо снабжаются продо­ вольствием, технологической тарой, топливом, технически­ ми приспособлениями. Прак­ тически на каждом судне, не дождавшись поддержки род­ ного берега, вынуждены поку­ пать продукты первой необхо­ димости за валюту на чу­ жом . Нужно ли объяснять, что это спекуляция на здоровье рыбаков, дороговизне, расто­ чительность. А как невыгодно морякам ! Но куда же денешь­ ся, если БАТу «Генерал Чистя­ ков», например, выдали тонну мяса на 3 месяца на 80 чело­ век, а на БМРТ «Заволжье» уже почти месяц нет сахара и в-место компота пьют едва ро­ зовый от ягод пресный кипя­ точек. На запросы приходят ответы из магазина рыбкоопа тралфлота на все суда одинако­ вые, как под копирку : «Про­ дукты отгружены в соответст­ вии С имеющимися в наличии». И, как правило, из заказывае­ мого мало что приходит. Очень много времени теряется на ожидание рыбинспекторов и топлива с намибийской сторо­ ны. Простои иногда составля­ ют полмесяца. Все это — бро­ шенные на ветер деньги. Не­ удивительно, что рыба к тому времени, как доставлена в со­ ветский порт, становится «зо­ лотой». Хотя и продается в магазинах за гроши. Если при- 29 ноября 191 года бавить к тему другие наши хронические проблемы — ни­ зкий заработок, не луч­ шее положение оставленных на берегу семей, полная не­ известность о завтрашнем дне, можно понять подавленное состояние рыбаков, прико­ ванных месяцами к рабочему месту, не гарантирующему благополучия. Кстати, на су­ дах балтийских и черномор­ ских, более, чем на сеЕрыбов- ских, — депрессия обора­ чивается п ь я н с т е о м , заболе­ ваниями на нервной почве, многих приходится списывать на берег. Таллиннский эки­ паж так «отличился» е о Е р е - мя ночной попойки в Уолфиш- Еее, что власти вынуждены были ограничить выход совет­ ских моряков в город, а од­ ного нашего «гангстера» ошт­ рафовали на 750 долларов за попытку угона автомобиля. Кстати, состав экипажей на балтийских судах Еесьма мно­ гонациональный и коренных прибалтийцев во всех грехах не обвинишь. Один из литов­ ских экипажей не в состоянии был отгружать рыбу — Есе пьяны, нередки случаи прода­ жи с судов всего, что можно украсть и спустить за валюту. Ни на мурманских, ни на архангельских судах дис­ циплина и настроение не па­ дают столь низко. Отсюда и более продуктивная работа. Флагман прсмрайона капи­ тан черноморского промысло­ вика «Гарпунер Зарва» Влади­ мир Жолудев на радиосове- тах ставит мурманчан в при­ мер другим, в том числе и по оперативности выгрузок. ТР «Изумрудный берег», напри­ мер, за 18 часов принял на борт 530 тонн продукции с БАТ «Генерал Чистяков». Атлантический океан, Намибия. LT АК ИЗВЕСТНО, недавно е о * * Есех флотах п о б ы с и л и ок­ лады рыбакам. Однако их это мало утешило, поскольку рубль падает, а цены растут, жизнь дорожает быстрее, чем увели- . чиваются склады. Удалось рас­ спросить экипажи судов, бли­ жайших к ТР «Изумрудный бе­ рег», находящихся в бухте Уолфиш-Бей (Намибия). Таллиннский БМРТ «Лагсла» сообщил, что с 1 августа о к ­ лад капитана — около 1000 рублей, старпома — 850, мат­ рос получает более 300. На севастопольском ТР «Онежский залив» с 1 октября получают ноЕЫе склады (на промысле): капитан — 1110, старпом — 980, штурманы — от 615 до 850, матросы — ст 440 до 540, моторист — 525 рублей. Беднее мурманчан только питерские рыбаки, у них с 1 июля оклады такие: капитан — 435, старпом — 360, штур­ маны — от 285 до 315, глав­ ный механик — 390, механики — от 270 до 345, боцман — 270, моторист — 230, рыбо­ обработчик — 195, матросы — от 195 до 240, начальник ра­ диостанции — 330. Валюту платят 22,5 процента от ста­ рых окладов, которые в полто­ ра раза меньше перечислен­ ных, как передали с БМРТ «Красногвардеец». Большое оживление вызвали у северян заработки на лат­ вийском танкере «Пантелеймон Пономаренко» (порт приписки Вентспилс). Тут оклады не только в рублях, но и в дол­ ларах (сумма в валюте указа­ на в скобках): капитан — 1200 рублей (плюс 1500 долларов), старпом — 990 (1120), штур- маны — от 690 до 780 (870— 990), главный механик •— 1144 (1460), механики — от 693 до 891 (850— 1300), начальник ра­ диостанции — 770 (980), боц- ман — 540 (710), матрос *— 450 (580), повар — 580 (690). С борта сообщили также, что и Тс-с-с. В ■ это не предел, поскольку флот Латвии собирается вступить в Международный морской профсоюз и тогда перейдет на оплату по международным ставкам. Судно с переходом под юрисдикцию свободной Латвии будет переименовано в «Салтус» (городо к такой есть). С 1992 года пароходство Латвии переходит на контракт­ ную систему приема на рабо­ ту и оплаты труда. При этом 75 процентов плавсостава должны состав­ лять граждане Латвии (не обязательно латыши по нацио­ нальности). Из нынешнего плавсостава, довольно пестро­ го в географическом и нацио­ нальном соотношении, пред­ почтением будут пользовать­ ся, конечно, кадровые, опыт­ ные моряки. Но и для опыт­ ных мореманов из других бас­ сейнов путь не заказан — об­ ращайтесь в Рижское пароход­ ство, вам будут предоставлены условия контракта и — если хотите — работайте. На про­ щание латвийские моряки по­ желали нам «не хлопать уша­ ми», а добиваться с е о и х за­ конных прав и нормальной, то есть адекватной труду, зарплаты. Тут нельзя не привести для сравнения оклады лдурман- ских моряков. На БМРТ «За­ волжье» (тралфлот) новый о к ­ лад капитана — 540 рублей, старпома — 420, второго штур- мана — 390, боцмана — 300, старшего мастера добычи — 390, рыбообработчика — 280, матросов — от 250 до 280. На ТР «Изумрудный берег» «Севрыбхолодфлота» с 1 о к ­ тября новые оклады такие: ка­ питан — 700 рублей, старпом — 580, штурманы — от 360 до 500, начальник радиостанции —■ 480, боцман — 400, глав­ ный механик 580, моторист -— от 280 до 310, матросы — от 250 до 290, повар — 320. Валюты выплачивается 16 процентов от этих окладов. Эти так называемые «зара­ ботки», заметим, совершенно несоотнссимы с огромной при­ былью, которую приносит го ­ сударству труд моряков , что прямо противоречит логике рыночной системы, которую мы так громогласно провозгла­ шаем. Не правда ли, сравнение с черноморцами и прибалтами не е нашу пользу, хотя труд одинаков, а в чем-то (побывай­ те в Ледовитом океане на про­ мысле!) северянам приходится туже? Могут возразить: мол, заработки разные потому, что жизнь в одних городах доро ­ же (в Таллинне магазины пу­ сты, все покупается по беше­ ным ценам на рынке и у коо ­ ператоров), а в других де- шеЕле: в Одессе колбаса в магазинах 7,90 за килограмм, ког.ченая — 25 рублей, мясо — 11— 18 рублей, выбор всегда есть, овощи и фрукты не пе­ реводятся. Но ведь и на су­ дах, е том числе и прибалтий­ ских, работают в основном жители самых разных регио­ нов страны. На эстонском «Ва- гуле», например, жителей Эс­ тонии — по пальцам пересчи­ тать. — Это — рынок? Это одес­ ский привоз, — метко охарак­ теризовал нашу имитацию ры­ ночной системы капитан ТР «Изумрудный берег» Анатолий Лебединец. «Так что же мы молчим и бездействуем?» — задают мо­ ряки закономерный вопрос. Но на него ответа, увы, пока никто не дает. Что это — робость? Выдержка и терпе­ ние? Или пресловутая «специ­ фика Крайнего Севера», вы­ ражающаяся в хитрой системе так называемых полярок? Сергей АРХИПОВ, промысловый район ЮВА. РЫБНЫЙМУРМАп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz