Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.
■ От нашего специального корреспондента \ К а к о в а с у д ь б а рядо вых флотских ком мунистов, встретивших ро ковые для военно-комму нистической эры события, находясь в море, далеко от родных берегов? Если на большой земле августовский переворот стал поводом для массового выхода из ком партии, то на рыболовных судах предательство ком мунистических лидеров встречено невозмутимо. На нескольких судах Мур манского и Архангельского флотов, где довелось побы вать корреспонденту, не было ни одного случая, что бы кто-то выложил партбилет в рейсе. На каждом судне численность бывших первн- чек осталась прежней: 10— 15 членов партии па экипаж в 80— 200 человек. Помощ ники по экипажу (непонятно, что мешает называть их по- прежнему и вполне безотно- сительно — первыми помощ никами?) на всех судах — члены компартии, хотя взгля ды их ие так уж и равнозна чны, как это было раньше. Капитаны также Есе комму нисты. Характерно, что ни на од но из этих судов «ие ступа ла нога» демократа, за ис ключением разве что плаЕ- базы «Полярная звезда», где помощник капитана Георгий Алексеев обмолвился, что в начале рейса на доске объяв лений появилось воззвание ДПР, которое было затем со рвано чьей-то верноподдан нической (дело было в мае) рукой. Странно, что демо краты до сих пор игнориру ют такую огромную аудито рию, как плавсостав. По мнится, как 19— 20 августа мне довелось с двумя матро сами тралфлота размно жать на ксероксе и расклей- Лоцман не нужен? гать в городе и в порту об ращения российского прави тельства, сводки Би-Би-Си и радио «Свобода», — значит, рыбаки вовсе не склонны стоять в стороне от полити ки. А бот в море картина иная: о демократическом движении здесь судят по ко личеству получаемой валю ты, по наличию колбасы в магазинах, по ценам в коо перативах, демократов пута ют с рвущимися к _ власти психопатами типа Жиринов ского, упрекают в развале Союза, в расхищении госу дарственной казны, в голо де и нищете... Логика знако мая и понятная: кого меньше других знаем, на того всех собак и вешаем. Хороши ли, плохи ли пришедшие к вла сти демократы, по они рис куют репутацией, покуда и дальше будут так же дале ки от умонастроений простых людей, не искушенных в хитросплетениях политики. — Собираюсь ли и даль ше пребывать в компартии? А как можно выйти из пар тии, которая больше не су ществует? — лукаво уЕер- нулся от термина <•деятель ность временно приостанов лена» первый помощник ка питана архангельского БМРТ «Заволжск» Ген- вальд Увакин, опытный мо- реман, многие годы прохо дивший в «первых», — для того, чтобы отказаться от одной политической пози ции, нужно иметь перед глазами другую, более достойную, более прогрессив ную. Я такой силы не вижу. Да, компартия опорочена партократией, то есть бюро кратами, начиная с партко мов и кончая Генсеком, те мп, кто вовсю пользовался привилегиями, сладко жил на народные деньги, на на ши взносы. Где сейчас эти миллиарды, кем, куда и для чего спрятаны? Рядовому партийцу не известно. Ген сек помалкивает. Партийные боссы хотят выйти сухими нз воды, а пятно их по зора остается на нас, ря довых коммунистах. Да, это так, и все-таки ко му теперь верить? Так на зываемым демократам? Они заняты только одним: гово рильией и дракой за власть. Нине Андреевой? Это воин ственный ортодокс, который пытается оживить мертвечи ну. Жириновскому? Несерь езно, дешевый конферансье. Руцкому? Возможно, он за служивает доверия, но сна чала выяснить бы четче его позицию, а в море по поза вчерашним газетам этого не сделаешь. Да и не идеология сейчас важна, а сильная ис полнительная власть. На других судах — БМРТ «Василий *Адонкии», «Андрей Андреев», ТР «Изумрудный берег» — вы сказываются иные точки зре ния: что развал флотской парторганизации изнутри — это историческая заслуга балагуров - комиссаров, что и демократов ожидает та же судьба — обюрокрачи вание и авторитаризм, — если они тоже намерены, вы ражаясь ленинскими слова ми, «взять власть Есерьез и надолго», то есть на десяти летия, что Жириновский страшен не сам по себе, ибо он всего лишь марионетка, а теми силами, которые за ним стоят. И что невозмож но ни о чем серьезно судить здесь, в Африке, слушая только Московское радио, эхом повторяющее сверх- лояльиые к любой власти центральные газеты. Предпочел этой теме бо лее практические вопросы в беседе первый помощник БМРТ «Заволжье» Марат Мачитов, и в его позиции то же есть резон. Но и он не со бирается пока выходить из КПСС, не видя в этом смыс ла. Ничего определенного не сказал об отстранении компартии от политической борьбы и бывший секретарь первпчки БАТ «Генерал Чи стяков». Деликатно обошел острые углы и первый помощник БАТ «Генерал Чистяков» Николай Тимошенко. Между тем. если на дру гих судах «комиссары» ис чезли в одночасье и бесслед но, ничего по себе не оста вив, то деятельность таких, как Николай Тимошенко, видна всем и известна хоро шо: он создал на судне и продолжает пополнять це лый музей, музей памяти ге нерала Чистякова и истории судна, носящего его имя, — трогательное и искреннее от ношение к своему пароходу, экипажу, к летописи трал- флотовцев. Тимошенко, ста рый коммунист, весьма осто рожно относится к политике (чувствуется муштра пар- тнйно-энкавэдэшиого надзо ра), но и у него вырвалось: трудно ориентироваться, ес ли единственный источник -•информации о Родине — радио — так односторонне толкует события, «во Есем потакая демократам». Зато капитан БАТ «Гене рал Чистяков» Владимир Бакланов вовсе не собирает ся таить свою позицию, чем вызывает уважение, что бы ни говорил. Он коммунист, его раздражает «излишняя драматизация» событий 19 августа, о которых на трау лере узнали в Антарктиде: — И вот, понимаешь, раз дули победный героизм. Та кое впечатление, что горстка стариков тиранила страну года три, а не три часа. И президенты стали такие пи саные революционные вож ди, а пара пьяных, попавших под колеса, — такие герои. А эмигранту, вроде как бы защитившему парламент, только что не памятник ста вим. А случайно подвернув шегося лейтенанта произво дим в капитаны второго ран га. А крымская дачница — всего-то пару носовых плат ков сменила — уже мемуа ры пишет. Шуму-то, воплей- то столько! Любим мы это дело — в политических це лях героизм из пальца еы - сасывать. Не верю. Всевозможных партий, движений, обществ сейчас предостаточно. На флоте же — в море — не слышна ЕНЯТНО ии одна из позиций. Плывем без лоцманов. Это означает, что ни одна из по литических сил не имеет здесь поддержки большинст ва. Пушкинское «народ без молвствует» — это вовсе не о безмятежиостн. Юго-Восточная Атлантика. Рыбалка на ПРОМЫСЛОВОЙ ЗОНЕ Намибии работают де сятки судов из всех советских бассейнов. Рыбалка идет пол ным ходом, погода устойчивая, теплая, без штормов. Ставри да водится в достатке, уловы стабильные. Иным судам уда ется в день добывать по две суточных нормы. Однако и сдерживающие факторы не менее постоянны, якорями висят на каждом па роходе. Все экипажи из рук вон плохо снабжаются продо вольствием, технологической тарой, топливом, технически ми приспособлениями. Прак тически на каждом судне, не дождавшись поддержки род ного берега, вынуждены поку пать продукты первой необхо димости за валюту на чу жом . Нужно ли объяснять, что это спекуляция на здоровье рыбаков, дороговизне, расто чительность. А как невыгодно морякам ! Но куда же денешь ся, если БАТу «Генерал Чистя ков», например, выдали тонну мяса на 3 месяца на 80 чело век, а на БМРТ «Заволжье» уже почти месяц нет сахара и в-место компота пьют едва ро зовый от ягод пресный кипя точек. На запросы приходят ответы из магазина рыбкоопа тралфлота на все суда одинако вые, как под копирку : «Про дукты отгружены в соответст вии С имеющимися в наличии». И, как правило, из заказывае мого мало что приходит. Очень много времени теряется на ожидание рыбинспекторов и топлива с намибийской сторо ны. Простои иногда составля ют полмесяца. Все это — бро шенные на ветер деньги. Не удивительно, что рыба к тому времени, как доставлена в со ветский порт, становится «зо лотой». Хотя и продается в магазинах за гроши. Если при- 29 ноября 191 года бавить к тему другие наши хронические проблемы — ни зкий заработок, не луч шее положение оставленных на берегу семей, полная не известность о завтрашнем дне, можно понять подавленное состояние рыбаков, прико ванных месяцами к рабочему месту, не гарантирующему благополучия. Кстати, на су дах балтийских и черномор ских, более, чем на сеЕрыбов- ских, — депрессия обора чивается п ь я н с т е о м , заболе ваниями на нервной почве, многих приходится списывать на берег. Таллиннский эки паж так «отличился» е о Е р е - мя ночной попойки в Уолфиш- Еее, что власти вынуждены были ограничить выход совет ских моряков в город, а од ного нашего «гангстера» ошт рафовали на 750 долларов за попытку угона автомобиля. Кстати, состав экипажей на балтийских судах Еесьма мно гонациональный и коренных прибалтийцев во всех грехах не обвинишь. Один из литов ских экипажей не в состоянии был отгружать рыбу — Есе пьяны, нередки случаи прода жи с судов всего, что можно украсть и спустить за валюту. Ни на мурманских, ни на архангельских судах дис циплина и настроение не па дают столь низко. Отсюда и более продуктивная работа. Флагман прсмрайона капи тан черноморского промысло вика «Гарпунер Зарва» Влади мир Жолудев на радиосове- тах ставит мурманчан в при мер другим, в том числе и по оперативности выгрузок. ТР «Изумрудный берег», напри мер, за 18 часов принял на борт 530 тонн продукции с БАТ «Генерал Чистяков». Атлантический океан, Намибия. LT АК ИЗВЕСТНО, недавно е о * * Есех флотах п о б ы с и л и ок лады рыбакам. Однако их это мало утешило, поскольку рубль падает, а цены растут, жизнь дорожает быстрее, чем увели- . чиваются склады. Удалось рас спросить экипажи судов, бли жайших к ТР «Изумрудный бе рег», находящихся в бухте Уолфиш-Бей (Намибия). Таллиннский БМРТ «Лагсла» сообщил, что с 1 августа о к лад капитана — около 1000 рублей, старпома — 850, мат рос получает более 300. На севастопольском ТР «Онежский залив» с 1 октября получают ноЕЫе склады (на промысле): капитан — 1110, старпом — 980, штурманы — от 615 до 850, матросы — ст 440 до 540, моторист — 525 рублей. Беднее мурманчан только питерские рыбаки, у них с 1 июля оклады такие: капитан — 435, старпом — 360, штур маны — от 285 до 315, глав ный механик — 390, механики — от 270 до 345, боцман — 270, моторист — 230, рыбо обработчик — 195, матросы — от 195 до 240, начальник ра диостанции — 330. Валюту платят 22,5 процента от ста рых окладов, которые в полто ра раза меньше перечислен ных, как передали с БМРТ «Красногвардеец». Большое оживление вызвали у северян заработки на лат вийском танкере «Пантелеймон Пономаренко» (порт приписки Вентспилс). Тут оклады не только в рублях, но и в дол ларах (сумма в валюте указа на в скобках): капитан — 1200 рублей (плюс 1500 долларов), старпом — 990 (1120), штур- маны — от 690 до 780 (870— 990), главный механик •— 1144 (1460), механики — от 693 до 891 (850— 1300), начальник ра диостанции — 770 (980), боц- ман — 540 (710), матрос *— 450 (580), повар — 580 (690). С борта сообщили также, что и Тс-с-с. В ■ это не предел, поскольку флот Латвии собирается вступить в Международный морской профсоюз и тогда перейдет на оплату по международным ставкам. Судно с переходом под юрисдикцию свободной Латвии будет переименовано в «Салтус» (городо к такой есть). С 1992 года пароходство Латвии переходит на контракт ную систему приема на рабо ту и оплаты труда. При этом 75 процентов плавсостава должны состав лять граждане Латвии (не обязательно латыши по нацио нальности). Из нынешнего плавсостава, довольно пестро го в географическом и нацио нальном соотношении, пред почтением будут пользовать ся, конечно, кадровые, опыт ные моряки. Но и для опыт ных мореманов из других бас сейнов путь не заказан — об ращайтесь в Рижское пароход ство, вам будут предоставлены условия контракта и — если хотите — работайте. На про щание латвийские моряки по желали нам «не хлопать уша ми», а добиваться с е о и х за конных прав и нормальной, то есть адекватной труду, зарплаты. Тут нельзя не привести для сравнения оклады лдурман- ских моряков. На БМРТ «За волжье» (тралфлот) новый о к лад капитана — 540 рублей, старпома — 420, второго штур- мана — 390, боцмана — 300, старшего мастера добычи — 390, рыбообработчика — 280, матросов — от 250 до 280. На ТР «Изумрудный берег» «Севрыбхолодфлота» с 1 о к тября новые оклады такие: ка питан — 700 рублей, старпом — 580, штурманы — от 360 до 500, начальник радиостанции —■ 480, боцман — 400, глав ный механик 580, моторист -— от 280 до 310, матросы — от 250 до 290, повар — 320. Валюты выплачивается 16 процентов от этих окладов. Эти так называемые «зара ботки», заметим, совершенно несоотнссимы с огромной при былью, которую приносит го сударству труд моряков , что прямо противоречит логике рыночной системы, которую мы так громогласно провозгла шаем. Не правда ли, сравнение с черноморцами и прибалтами не е нашу пользу, хотя труд одинаков, а в чем-то (побывай те в Ледовитом океане на про мысле!) северянам приходится туже? Могут возразить: мол, заработки разные потому, что жизнь в одних городах доро же (в Таллинне магазины пу сты, все покупается по беше ным ценам на рынке и у коо ператоров), а в других де- шеЕле: в Одессе колбаса в магазинах 7,90 за килограмм, ког.ченая — 25 рублей, мясо — 11— 18 рублей, выбор всегда есть, овощи и фрукты не пе реводятся. Но ведь и на су дах, е том числе и прибалтий ских, работают в основном жители самых разных регио нов страны. На эстонском «Ва- гуле», например, жителей Эс тонии — по пальцам пересчи тать. — Это — рынок? Это одес ский привоз, — метко охарак теризовал нашу имитацию ры ночной системы капитан ТР «Изумрудный берег» Анатолий Лебединец. «Так что же мы молчим и бездействуем?» — задают мо ряки закономерный вопрос. Но на него ответа, увы, пока никто не дает. Что это — робость? Выдержка и терпе ние? Или пресловутая «специ фика Крайнего Севера», вы ражающаяся в хитрой системе так называемых полярок? Сергей АРХИПОВ, промысловый район ЮВА. РЫБНЫЙМУРМАп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz