Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.
От нашего специального корреспондента А ПЛАВБАЗЕ «Поляр ная звезда» матросы задали журналисту каверз ный вопрос: «Паразитиче скую должность так назы ваемых первых помощников капитанов, или иначе помпо- литов, «комиссаров», после многочисленных коллектив ных требовании рыбаков, дискуссий в прессе вроде бы упразднили. Ко только на словах. А фактически они продолжают в море свою деятельность, только назы вается должность теперь иначе — помощник капита на по кадрам. Впрочем, но вое название не прижилось и их по-прежнему называют первыми помощниками. Как понимать эти кадровые иг ры?» Правда, матрос тут же сговорился, глядя на пом. по кадрам: «К присутствующим это не относится». Разуме ется, оговорку попытались прояснить: почему упрек не касается конкретного че ловека, а звучит только «вообще>? Ответ был. ис кренний и поддержан дру гими: «При деле». Помощник капитана <По лярной звезды» по кадрам Георгий Алексеев действи тельно раньше ходил в мо ре в качестве «комиссара». Изменились ли его функции на корабле от переименова ния должности? На бумаге. Да, теперь он не отягощен расплывчато - неопределен ной отчетностью о проде ланных мероприятиях, пар тийно-комсомольской бух галтерией. Бумаг стало меньше. А работы, никаки ми документами не опреде ленной, "практически не уба вилось. Во-первых, форми рование экипажа перед рей сом. Во-вторых, организация хоть сколько-нибудь разно образного в морских усло виях досуга экипажа, состо ящего из более чем 200 че ловек. В-третьих, тушение «психологических пожаров», если таковые возникают, бе седы по душам с теми, ко го мучают глубоко личные проблемы (мало ли что слу чается с близкими на бере гу или в душе, истрепанной стрессами), ну и обычные бытовые, материальные хлопоты, в том числе и обе спечение валютой — вопрос из вопросов, требующий на стойчивого общения со сбо им и чужими берегами. II мало ли что еще, что не взвалить ни на капитана, ни на самого рыбака: мол, сам себе все обеспечивай. Работенка сколь -необхо димая, столь и неблагодар ная в силу своей незамет ности. Ведь рабочее место матроса, боцмана, штурмана у всех на виду, а видит ли кто ежедневную битву с от писками службы агентиро вания типа «с ближайшей оказией обеспечим...», когда судовая лавочка девствен но чиста, котловое доволь ствие на исходе, нет элемен тарных предметов быта для экипажа... Добросовестные первые помощники и раньше брали на себя заботы. Но иной «комиссар» отмежевывался от них, зашторившись псев доидеологией. Вот и закре пилась позооная печать на всех: бездельники, сбуза команде. Послушаем, что го ворят об этом капитаны — наиболее опытные морема- при деле. ны и отнюдь не заинтересо ванные в ущемлении мате риальных интересов своего экипажа. — Не говоря уж о море, мне на берегу и без чужих забот хватает беготни по конторам, стояния в очере дях с бумагами, поисков на чальства, ожидания в пред банниках. перезвонов, выби вания... Семьи не видишь в считанные дни между рейса ми, — веско высказался на БМРТ «Андрей Андреев» Леонид Иконников, который 31 год ходит в море, из них 23 — капитаном. — Мне без помощника по кадрам, как его ни назови, на судне не обойтись. Иначе сама же команда будет страдать от нерешенных проблем. — Раньше в море не зря брали священника, — услы шал я на борту архангель ского БМРТ «Заволжск» от не менее испытанного капи тана Владимира Лупачева, потомственного моряка, ор деноносца. — Он был ну жен не только для выполне ния обрядов и религиозных треб, но и для того, чтобы моряку было перед кем очи стить душу от тревог и не добрых .мыслей, кому ис поведаться, спросить ду шевного совета. Я считаю, что пустобрехи и бездельни ки нигде не нужны, а вот человек, который был бы близок экипажу, умел пого ворить с людьми, обладал даром убеждения, культу рой, — такой необходим в плавании. Плюс к тому об разование, полезное в ры бацком деле, например эко номист, как .мой помощник, — с таким человеком гораз до легче справляться с су довыми вопросами, до кото рых ни у капитана, ни у других специалистов про сто не доходят руки. — Дальновидный и совре менно мыслящий руково дитель производства сейчас обязательно использует в деле психолога. На судне психолог тоже нужен, осо бенно в длительных рейсах. Если он, например, и юрист, его знания и защита экипа жу тоже очень бы пригоди лись, — добавил аргумен ты в пользу помощника по кадрам, которого не имеет, капитан БМРТ «Виктор Миронов» Леонид Тнкка. На транспортных судах, чьи рейсы не так длительны и команда не так многочис ленна, придерживаются не сколько другого мнения: если -первый помощник по лучает зарплату не из кар мана рыбака, а по штатно му расписанию, то имеет смысл и его работа в плава нии. На ТР «Изумрудный берег» первый помощник упразднен, с ним «ушел» и его оклад. Обязанности по делены среди комсостава, как и заботы завпрода. Штурманы, понятно, не в восторге от лишних хлопот и материальной ответствен ности, но и не отказывают ся от этих, получается, об щественных поручений. не до не пи Пом. по кадрам здесь нужен. Видно, спорить хрипоты о ЛИШНИХ Н лишних людях на борту к чему: на каждом судне сами решают, нужна ли должность или не нужна. Им плавать. н А АРХАНГЕЛЬСКИЙ БМРТ «Виктор Миро нов», промышляющий у берегов Намибии, пришла долгожданная и радостная весть: радировали, что на конец-то отыскалась почта и будет доставлена на борт близким, уже мурманским, транспортом. Каковы же бы ли сначала удивление, а затем расстройство, когда вскрыли почтовый мешок. Да, действительно, адресат — экипаж «Виктора .Миро нова», но ие теперешний, а предыдущий, который дав но уже отправился домой, в Россию. Причем каким-то чудом в чужую корреспон денцию попало письмо ра ботающему сейчас на судне рыбаку. А где же остальные письма, посылки? Спроси бе реговых диспетчеров. Такие казусы — не слу чайность, а закономерность. На скольких судах довелось побывать, везде доставка почты — больной вопрос, везде недоразумения. Плав база «Полярная звезда» в Норвежском море на мой- венкой путине получила кор респонденцию за два месяца, при этом посылки ушли во обще неизвестно в каком на правлении. А между тем база трижды швартовалась с вышедшими, из порта суда ми. Да уж, почтовая улита едет — когда-то будет. А если она еще и с приветом... БМРТ «Андреи Андреев» у берегов Африки получил письма, написанные более двух месяцев назад, а газе та ЕСЧАНЫ Е ХОЛМЫ пу- ** стыни. Редкие дома среди пальм вдоль прибреж ного шоссе из порта Уол- фнш-Бей. Все вокруг — и пустыня, и море, и город — принадлежит Намибии. А порт, как ни странно, — ЮАР . Бухта усеяна советскими рыболовными судами, стоя щими на внешнем рейде. Подняв желтое облако пыли, с берега поднимается верто лет и кружит над нашими кораблями, низко пролетает над нами, зависает над сосед ним судном. На борт на тро се с вертолета спускают че ловека в спецснаряженнн. Это рыбоохрана' Намибии проводит учения своих ин спекторов. Не так* давно открыты ее воды для советских рыбаков, и с самого начала местные власти весьма строго поста вили дело защиты морских недр от возможных вредо носных действий чужого флота. По договору мы име ем право промышлять толь ко ставриду. А прилов, то есть вся остальная пойман ная рыба, должен перераба тываться на муку, которую Намибия скупает. Бывает, улов слишком велик, однако спускать за борт лишнюю рыбу, как это делается обык новенно в отечественных во дах, здесь запрещено: вся пойманная рыба должна быть использована, кряхти не кряхти, а приходится подчиняться: на каждом судне круглосуточно дежу рят по два наблюдателя аф- риканца-ннспектора. Спору нет, меры правильные, хоть и дорогостоящие. Намибия ¥яита с приветом ты двухмесячной давности— и вовсе ЕперЕые за весь продолжительный рейс. БМРТ «Заволжск» Архан гельской базы тралфлота находится в плавании с 25 мая. Лишь 27 октября у бе регов Намибии впервые получил почту. Причем в кипе старых газет и журна лов — ни одного номера своей рыбацкой газеты. <Рыбный Мурман» выписан на судно, но доставлялся на борт лишь до февраля. Эта недостача весьма ощутима, так как еженедельник попу лярен среди архангельских рыбаков. Капитан «Заволж- ска» Владимир Лупачев, его помощник по кадрам Ген- вальд Увакин так отозвались об «РМ »: «Архангельских газетчиков мы не’ видим в море, довольно куце и нере гулярно сообщается о содер жании многотиражки «Ры бак Севера» и в архангель ских радиообзорах». А сот мурманчан в море знают хо рошо. По сравнению с дру гими газетами их выступ ления остры, актуальны, близки по теме рыбакам, а главное— есть результаты. На «За Волж ске» хорошо помнят, как в прошлом го ду статья в «РМ » помогла разрешить по справедли вости затянувшуюся тяжбу судна с «Севрыбхолсдфло- том».. Привет известным в мо ре журналистам Инне Бере зюк и Анатолию Видову пе редают также экипажи «Ан дрея Андреева», «Василия Адонкина», капитаны Вик тор Бездольный, Леонид Иконников и другие. Но вот жалоба у всех одна: рыбац кий еженедельник на судно не поступает, а это во мно гих случаях единственный источник пресс-информации о родном береге, о флот ских делах, о проблемах и удачах «Севрыбы». Так наш «Мурман» рискует стать не «рыбным», а «бере говым». А может, кто-то сознательно узурпирует си туацию, рассуждая о рыба ках <по-хозяйски»: меньше знают — лучше спят? ^ БМРТ «Василин Адои- кнн» получил письма от родных лишь под конец рей са, когда шел уже мимо Португалии. Надо видеть лица рыбаков, их нетерпе ние, счастливую толчею в каюте у первого: получил письмо — и на ходу чита ет, не видя, куда бредет. Кто не пережил долгое ожи дание и радость прочтения, для того чужие письма и газеты — бумага, -не более. бережет свои природные бо гатства, не желая повторять ошибки социалистической экономики, выскоблившей до дна, опустошившей со ветские моря. А расходы природа восполнит с лихвой. Департамент рыболовства не жалеет на дозор средств. Рыбинспектор — а это ча ще всего человек без обра зования — получает 1000— 1500 долларов в месяц, а матрос-афрнкаиец — 500. Иные нз них никогда не вы ходили в море, вряд ли ус пели выучить даже названия рыб. Впрочем, есть и со спе циальным образованием, и даже говорящие по-русски (учились в России).* Каждый намибиец, к слову, несмотря на отсутствие образования, кроме родного языка говорит па английском и испанском, понимает по-французски. Из держки колониального раб ства. У нас другая беда — железный занавес, сделав- щнй нас всех немыми. И кому кого пожалеть?.. Работа рыбинспекторов, прямо скажем, непыльная. Рабочий день — с 8 до 19, потом их сменяют до- утра другие, в порт отвозит катер. Новички торчат на палубе, наблюдают за выгрузкой ры бы, пока до них не доходит, что глазеть-то, собственно, и ие на что. Бывалые же про швырнутся для виду по па лубе и отправляются к себе в каюту либо усаживаются пе ред ТВ, либо (есть и такие) не прочь выпить с кем-ни будь из наших доброхотов. Ни обязанностей, ни прав их никто не знает, ни в каких документах это ие изложено, в чем капитаны усматривают одно нз несовершенств кон- 22 ноября 191 года 4 тракта со здешней фирмой. Рыбинспекторы в беседе вы сказались, что их заработок не так велик, видимо, по этому и бдительность не так уж скрупулезна. Впроче.м, иным капитанам доставалось от них. Одно неудобство: выгру жать рыбу можно только па рейде у порта Уолфиш- Бей и только под присмот ром инспекторов. Пробежка нз промысловой зоны до порта занимает сутки-двое, да ждешь иной раз инспекто ра столько же. А для рыба ка простой оборачивается потерей в заработке. Кто возместит неустойку? Никто. А должна бы намибийская фирма. В этом главная про реха в договоре. Впрочем, хозяева-бизнесмены не про мах. Это и позволяет им пла тить за пустяшную, на наш£ взгляд, работу вовсе не пу стяшную (опять же на наш взгляд) зарплату. Судя по за работку, как горько шутят на наших кораблях, африкан ский матрос-недоучка стоит десяти советских капитанов с 20— 30-летним стажем дальнего плавания. •< Россия— Бисау», — сме ялись мы над собой не так давно. Но время бежит, и. теперь уже так не пошутишь. Куда нам до Бисау. За то хоть что-то у нас дешевле, чем в Африке, — рабсила. ...Мы следим за вертоле том намибийской службы ры боохраны. Учения. И не жал ко денег? У нас тоже не жа леют на учения. На военные. Причем регулярные и свое временные. Все боимся вне шнего врага. С. АРХИПОВ . ТР «Изумрудный берег». РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz