Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.
Гость редакции Н А ЭТОТ РА З редак ция принимала предсе дателя Государственного ко митета Российской Федера ции по социальному и эконо мическому развитию Севера Е. Б. Комарова. Предлагаем вашему внима нию беседу с ним журнали стов «РМ». * * * — Евгении Борисович, как создавался комитет, каковы его задачи? — Он создавался без мо его присутствия на нервом съезде народных депутатов в июне 90-го года по требо ванию депутатов-ссверяп. Ес ли совершить экскурс в историю, то мы вспомним, что в 20-х годах был по хожий орган при ВЦИК, он занимался проблемами ма лых пародов Севера. У пас диапазон гораздо шире. Ведь Север — это 64 процента территории России. Российский Север является основой экономического развития Федерации, по скольку здесь сосредоточе ны все минерально-сырьевые ресурсы, включая запасы угля и нефти. Чем занимается комитет? Это разработка основопола гающих документов, обеспе чивающих жизнь и деятель ность человека па северных территориях. Раньше союз ные законы действовали по всеместно, не учитывая ни климатических, пи других условий. Не учитывался и затратный характер промыш ленности Севера, ее сырье вая направленность. При централизованном распреде лении это не имело особого значения. Но при переходе к рынку нужен дифференци рованный подход к пробле мам предприятий в разных регионах. Сейчас мы с помощью ученых разработали концеп цию развития северных тер ритории. Она станет осно вой специальной программы. Например, если будет опре делено, что уникальное ме сторождение нуждается в капвложениях, субсидиях, дотациях, следует обеспе чить это. Но если аналогич ное сырье можно взять в других регионах, то зачем производить громадные за траты па разработку север ного месторождения? Далее. Нам надо вместе с жителями северных террито рий определить, нужны ли такие города, как 400-тысяч ный Мурманск, 300-тысяч- йый Норильск? Учитывая, что сюда надо завезти продо вольствие, ширпотреб и т. д. Ведь ни в одной другой стране так ие поступают, скажем, в Норвегии самый .большой .северный город . Тромсё, где живут всего 40 , тысяч человек. А мы еще и хвастаемся, что понастроили таких монстров! 1— Так что же, выселить отсюда половину населения? — Мне представляется это так: человек должен жить на Севере 15 лет, срок, не обходимый для пенсии. При чем надо ввести соответству ющую систему оплаты тру да. Она должна возрастать в течение всех 15 лет и состо ять нз двух частей: одна — страховой фонд, другая — соответствующие выплаты для обеспечения своей жизни на Севере. И за эти 15 лет человек может построить се бе жилье в средней России, а накопленные в страховом фонде средства помогут ему в этом. — Кстати, о зарплате се верян. Сейчас она практиче ски сравнялась с заработком жителей средней России. — При переходе па ры ночные отношения «поляр ки» н районный коэффициент в их сегодняшнем виде те ряют смысл. Объясню: пред приятие, независимо от того, где оно расположено, на Се вере или Юге, зарабатывает деньги и часть их выплачи вает сотрудникам в виде зарплаты. Допустим, на Юге вам выплатили 100 рублей. Мы здесь тоже получили 100 рублей, но мы прячем исти ну: пишем 50 — прямая зар плата и 50 — коэффициент н полярные надбавки. стями). Тем более опыт уже есть. Магаданская область, Чукотка создали совместные предприятия в других обла стях, в Барнаульской на пример. И получают н про довольствие, и комбикорма, и все прочее. А сахалинцы, жители Приморского, Хаба ровского краев добились пра ва (я был участником подго товки этого документа) рас поряжаться тридцатью про центами производимой на их территории продукции, кроме золота и угля. Теперь опи могут использовать ее для тицни. Это должно резко увеличить производство то варов народного потребле ния. Во-вторых, сокращение инвестиций на капитальное строительство, заморажи вание громадных строек типа БАМа. В-третьпх, конверсия: В ближайшие полгода-год предприятия, выпускающие военную технику, вооруже ние, будут переориентировав ик на выпуск мирной продукт цин. В-четвертых, либерали зация цеп, которая даст свободу предприятиям, и осу ществление законодательных НАПРАСНО ЕР Е. Б. Комаров На Западе пет понятия «Крайний Север», по там учитывается инфляция и есть понятие «минимальный про житочный минимум». И мы обязаны учитывать и то, и другое, соотнося их еще и с конкретными климатически ми условиями: на Юге, на пример, зимняя шапка не столь нужна, как у нас. По этому в Верховном Совете Р СФ С Р сейчас рассматрива ется законопроект о компен сации в условиях повышения цен. где будут учтены п про блемы северян. — Евгений Борисович, сейчас в средствах массовой информации, особенно в быв ших партизданиях, усиленно нагнетаются страхи предсто ящего голода. — Думаю, это делается из политических или конъюнк турных соображений. IСому- то очень надо держать, людей в страхе. — В связи с этим • что, на ваш взгляд, ошибочно в деятельности руководителей Мурманской области? — Меня удивила четко прозвучавшая на сессии обл- совета ' ориентация на .Мо скву: никакой инициативы, все должна дать столица. Как в застойные и доза- етойные времена, когда была жёсткая дисциплинарная си стема. Мы провозгласили полную * самостоятельность производителей сельскохо зяйственной продукции. II там, где руководители про являют поиск контактов, инициативу, — там прогресс, где нет, — застой. Конечно, правительство обязано дать, и оно даст. Но ведь есть большие воз можности и у облисполкома (имею в виду коммерче ские связи с южными обла- бар'п рпых сделок или п р о д а ж и и па внутреннем, и на внешнем рынках. И таким образом решить свои про блемы с продовольствием, шпрпот ребом, технологиями и т. д. Что мешает мурман чанам добиться у правитель ства такого яге разрешения или пролонгации решения по Дальнему Востоку па нашу область? — Так, может быть, Мур манской области прекратить поставки рыбы, коли нам не доставляют продукты, остав ляют их себе? — Недавно на заседание продовольственной комиссии Верховного Совета мы при гласили руководителей Со нетов и исполкомов южных областей России. II вот один председатель исполкома го ворит: «Я сегодня же напи шу заявление об увольнении с работы. Я понимаю, что ес ли не буду поставлять про дукцию в районы Крайнего Севера, вы меня снимите. А если отправлю, то меня мое население убьет и исполком сожжет. Какая разница, от кого Miie терпеть беду, луч ше я уйду сам». И такое сплошь и рядом. Потому что командно - административ ную систему разрушили, а повой не создали. Почему нынче процветают предпри ниматели? У них нет косно сти мышления. Они рабо тают. — Так есть ли, по-вашему, надежда на стабилизацию экономики? — Вчитайтесь в про грамму Б. Н. Ельцина. Во- первых, меры по оздоровле нию финансово-кредитной системы предусматривают в первую очередь развитие малого и среднего бизнеса, включая иностранные нивес- п правовых условий для это го. Подумайте: в России 76 процентов предприятий за няты производством средств производства, и лишь 25 про центов выпускают товары потребления. Кстати, в При балтике наоборот. В-пятых, создание условий, снятие всевозможных ограничений для внешнеэкономических связей, создание гарантий для получения капиталов. Ведь закупка продовольст вия и т. п. — разовые про цессы, решающие конкрет ную ситуацию сегодняшнего дня. — В средствах массовой информации Финляндии ча сто поднимается вопрос о вхождении Карелии в сос тав Финляндии. Как вы к этому относитесь? — Такие настроения, имею в виду стремление к выходу из состава Российской Фе дерации, существуют и в Та тарстане, и в Чечено-Ингу шетии, и в некоторых дру гих областях. Я думаю, та кие шаги ии к чему хороше му ие приведут. Не надо за бывать, что в Карелии жи вут пе только финны, а в Татарстане — татары. Захо тят ли эти народы жить в другом государстве? — Евгений Борисович, мы отвлекли вас от рассказа о вашем комитете. — Я уже говорил, что мы занимаемся оказанием помо щи конкретной территории в ее экономическом развитии. У нас есть выделенные Вер ховным Советом средства — один миллиард рублей, и мы финансируем те или иные предприятия. Помогаем ре шать вопросы межобластных, межреспубликанских связей, . подыскиваем - зарубежных партнеров, участвуем в ре ализации проектов по ком-, плексному . использованию минерально-сырьевых ресур сов. Всегда знаем, что тво- * рится на той или иной терри тории Севера, какие пробле мы, н вместе с руководите лями их пытаемся решать. Особенно много вопросов перед нами по снабжению северных областей. Вы знае- * тс, -что согласно У к а з / Пре зидента Российской Федера ции с 1992 года все хозяйст- ; венные связи, существовав шие до сих пор, не будут действовать, , все переходят на договорные - обязательст ва, бартерные сделки и сво бодные цены. Исключение со ставят лишь районы Край него Севера и местности, приравненные к ним. Это очень важно, поскольку дает нам основание требовать, что бы продукция, материаль но-технические ресурсы для Севера своевременно были поставлены. Что касается продуктов, то этому уделяется очень серьезное внимание. Мы, о б ^ суждая в правительстве судь- ' бу кредитов, предоставлен ных Советскому Союзу под гарантию Внешэкономбанка па приобретение продоволь ствия и ширпотреба, реши ли. что нз 10 миллиардов рублей 6,4 миллиарда пой дут на нужды России, зна чительная часть — для рай онов Крайнего Севера. — Как вы относитесь к забастовкам? — Категорически против всяких забастовок, потому что в нашей больной эконо мике это ни к чему хоро шему не приведет. Пример: забастовки шахтеров созда ли крайне напряженную си туацию со снабжением на ших областей углем. А ведь зима на дворе. Допущена ог ромная задолженность, но ли одна шахта, ни один угольный бассейн не вышли па ту производительность, что была до забастовок. >*. — Евгений Борисович, ва£ здесь помнят прежде всего как секретаря обкома КПСС. Да, об этом все зна ют. Впрочем, наверное, зна ют и о том, что я не «впи сался» в эту структуру. II заявлял об этом еще тогда, когда меня выдвинули кан дидатом в народные депута ты России, я тогда за явил, что в партии больше не буду состоять. II тогда я остался без работы. Как оказался в комитете? Тогда при Совмине специ альная группа социологов и психологов рассматривала пять или шесть кандида тур. Двоим, отобранным па комиссии, надо было еще пройти по всем депутатским -комиссиям и в течение двух с половиной часов в каждой отвечать па очень серьезные вопросы. Затем выводы ко миссий суммировались, и па сессии Верховного С о в е т а ^ решали, кто из претендентов ~ более достоин. Я прошел с .перевесом в два или три го лоса. И основные возраже ния были в том, что я — -партократ, раз год и 2 меся ца работал в партаппарате. В свое время товарищ Се рокуров. проводил против ме ня большую работу: очень искал мой несуществующий •гараж, хотя у меня и маши ны-то ие было. — Ну и, наконец, прово кационный вопрос: вы бы хо тели стать губернатором Мурманской области? — (Смеется.) Я сейчас работаю в правительстве. И без разрешения Президента, Премьер-министра или Вер ховного Совета о таком ре шении не может быть и ре чи. 15 ноября 191 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz