Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.

От нашего специального корреспондента I Г ЛОЖНЫЙ ЛАБИРИНТ *■* истертых ступеней — вниз, вниз — приводит нас в тесный, душный, сумрач­ ный железный чулан. Здесь среди свисающих сверху, торчащих снизу, сжимающих слева и справа механизмов, неуклюжих конвейеров п склизких желобов, кажется, и кошке-то не прошмыгнуть. Однако вслед за ловким про­ вожатым пробираюсь. Под йогами железная решетка- настил. под нею от стены к стене переливается от кач­ ки вода. Смотришь иод ноги в оба: беспокоит ощущение, что узкая и проржавленная до дыр «козья тропа» того гляди рухнет под тобой, на­ столько изъедена ржавчи­ ной. Дыры, заплаты везде, на всем. Что бы означало это нагромождение старого металла — мрачное и при­ чудливое? Оно означает ра- лбочее место советского ры­ бака, что должно бы зву­ чать гордо, «серпасто и мо- лоткасто». Страшно пред­ ставить себе, что при нажа­ тии гашетки весь этот лом с лязгом и дребезжанием приходит в движение. Сюжет для фильмов ужасов похле­ ще «челюстей». Обыкновен­ ный рыбцех па обычном на­ шем рыболовном траулере. Здесь перерабатывают рыбу, на отсутствие или нехватку которой сетуют мурманские покупатели, а уж в иных об­ ластях — и тем более. БМРТ «Василий Адоикин» пс был в Союзе 8 лет. Не­ когда: с андроповских еще времен без ремонта, без пе­ Топор на плаву редышки выкачивает «хлеб насущный» для соотечест­ венников из пучин Атланти­ ки, весь обшарпанный, как уезженная старая кляча. Сам Василий Адонкип при таком унылом зрелище вряд ли ощутил бы прилив гор­ дости, а траулер еще пашет. По всем техническим при­ кидкам. он должен был бы загнуться еще пять лет на­ з ад /Д а вот же — являет чудеса стойкости. Все еще на ходу благодаря рукам наших мастеров, таких, как вот он. сказал первый по­ мощник капитана (пред­ ставьте себе) Аркадии Ар­ кадиев, показав на вышед­ шего из некой каморки пария лет 19-ти. Тому явно стало неловко, но «комис­ сар» говорил с искренней гордостью за него. «Василий Адонкип» идет на ремонт через Англию. Стыдновато, конечно, пока­ зываться в столь живопис­ ных лохмотьях в Европе, по что поделаешь, если в род­ ном порту не нашлось даже краски, чтобы хоть внешне, издалека выглядеть прилич­ но. Таких обветшалых судов в Мурманске немало. II па каждом своп «левши», кото­ рые латают денно и нощно рассыпающееся на глазах оборудование, где но друж­ бе. где за «подарок» добы­ вают запчасти, а где за счет собственной сметливости рса нимируют «старичков». Потому что уже поняли, *что спиши на слом отслу­ жившие свой век посудины — рыбы вовсе но будет в Мурманске: взамен их стра­ на ничего не сможет дать порту. Таково положение сейчас па всем промысло­ вом флоте страны. Один из первых в мире по интенсив­ ности рыболовства, он один из последних по техническо­ му уровню. Даже последние приобретения — гиганты «Моонзунды», которыми мы гордимся, что они у пас есть, отнюдь не последнее слово в судостроении. Спе­ циалисты называют их «мо­ рально устаревшими новин­ ками». Да п не с их ско­ ростью угнаться за океан­ ской рыбой. По сравнению с промыс­ ловиками и плавбазами тран­ спорты выглядят просто «белыми пароходами». Дей­ ствительно, там состояние техники не столь катастро­ фическое. как на внушаю­ щем страх БМРТ. Простора побольше, машины не угроб­ лены многолетней эксплуа­ тацией без передышек, ре* монты более или менее регу­ лярны. Но это только в сравнении с чрезвычайной, крайней степенью запущен­ ности. Сами же по себе и транспортные суда хрониче­ ски страдают от тех же про­ блем. После угнетающей тесно­ ты в недрах «Василия Адоикина» и плавбазы «'По­ лярная звезда» свобода в машинном отделении тран­ спортного рефрижератора «Изумрудный берег» просто радует глаз. Уверен: психо­ логически это очень важно для людей, которые работа­ ют здесь месяцами, по при всем при том и тут труд не назовешь по-береговому обычным. Издержки мораль­ но устаревшего, несовер­ шенного оборудования оче­ видны. Температура возду­ ха 30—40 градусов при фи­ зическом труде в течение 4-часовой вахты в замкну­ том помещении не просто изнурительна — вредна. Судну 15 лет. в этом году ожидается третий ремонт. Изношено порядком, блок цилиндра (главный двига­ тель) дал трещину, это огра­ ничивает скорость хода (впрочем, экипаж умудрил­ ся и при такой серьезной по­ ломке перевыполнить план в прошлом рейсе, заработав максимальную премию, и нагнать упущенное время в нынешнем). «С запчастями такая же петрушка, как и везде. — говорит третий механик Сер­ гей Медков. которому за правило возиться с ночинка- . ми и во внеурочное время, — что удастся раздобыть правдами и неправдами на берегу. Тем судно и живо». Так не хочется лишний раз кивать на преуспевающего капиталиста, что вот у них, мол... А вот у них, тем не менее, поломка в рейсе — редкий случай, уж такие ме­ ханизмы, но и тогда не нуж­ но ломать голову, как вый­ ти из положения; в ближай­ шем порту, чей бы он ни был, поломку устранят. «Ва­ люта», — разводим руками. «Плюс электрификация всей страны», — иронизируем над разбитым корытом. — Мы добываем рыбу за валюту, расплачиваясь на каждом шагу: за топливо, за тару, за стоянку, за промы­ сел в чужих водах. — заме­ тил в беседе главный ме­ ханик «Изумрудного берега» Александр Трегубов. — А продаем эту рыбу за рубли. Причем вынуждены прода­ вать дешево, потому что это едва ли не единственный до­ ступный продукт по цене для обедневшего населения и многочисленной армии. Действительно, накладная получается бухгалтерия: от­ куда же флоту ждать дохо­ дов. достаточных для тех­ нического совершенствова­ ния? По что будет завтра, ког­ да современники каменно­ го топора «Василии Адонки- ны». отслужив из последних сил, уже не смогут выйти из дома? Советский? Расстрелять! ^ П РОДОЛЖАЮТСЯ АРЕ- 11 СТЫ иностранными го­ сударствами советских ры­ боловных судов. Возмути­ тельно, что там такое опять, в этой Африке? Однозначно судить обо всех арестах на­ ших судов в инпортах труд­ но. Пресса порой спешит вы­ звать всеобщее негодование по поводу таких случаев, не разбираясь в причинах кон­ фликтов. Известны приме­ ры, когда советские суда пользовались услугами ино­ странных портов, а берего­ вая администрация не опла­ чивала вовремя эти опера­ ции. II тогда иноземному порту ничего не оставалось, как задержать судно непла­ тельщиков до тех пор. пока не будут сполна получены все долги от советской сто­ роны. С чего тут нашему брату негодовать, помалки­ вать бы со стыда, а гневать­ ся — так на своих чиновни­ ков, за то, что иа службе «мышей пе ловят». Но есть случаи действи­ тельно возмутительные. Уже больше месяца силы оппози­ ции либерийскому прави­ тельству держат под арестом захваченное советское про­ мысловое судно МКТМ- 8415. порт приписки Кали­ нинград. 14 человек экипажа были избиты, ограблены и по сию пору находятся под уг­ розой расстрела у лихих оппозиционеров. Видно, со­ всем «крыша поехала» на по­ литической почве. Недавно, в 20-х числах октября, они перестреляли мирных рыба­ ков на захваченных грече­ ских судах, законно про­ мышлявших у берегов Либе­ рии. Оппозиционеры заяви­ ли о намерении захватить еще один советский корабль, о чем Калининград преду­ предил своих рыбаков ра­ диограммой. Несколько су­ дов в ответных РДО возму­ тились бездеятельностью со­ ветской стороны и потребо­ вали безотлагательных мер но освобождению арестован­ ного экипажа. II если уж нет гарантий безопасности для советских рыбаков в промысловой зоне Либерии, то нужно немедленно вы­ вести отсюда наш флот — настаивают калининградские моряки. А в колдоговор внести пункт: «Не заклю­ чать контракты и не посы­ лать суда в районы боевых действий и вооружённых конфликтов. В случае же возникновения таковых без­ отлагательно выводить флот». I. тому добавим, что 'ГР «Изумрудный берег», благо­ получно проходивший в эти же дни мимо побережья Либерии центральными во­ дами, продолжает путь к промысловой зоне Намибии, и встречные суда МРТ «Кильдии», СРТ «Питкяран- та> ББГЛ и другие также миновала неприятная спя ча­ ша. Сергей АРХИПОВ. Борт ТР «Изумрудным берег», экваториальные воды. 8 ноября 191 года рыбный мурман Рис. В. Тарасенко, мастера обработки ББГЛ. Нам рисуют

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz