Рыбный Мурман. 1991 г. Ноябрь.
От нашего специального корреспондента I Г ЛОЖНЫЙ ЛАБИРИНТ *■* истертых ступеней — вниз, вниз — приводит нас в тесный, душный, сумрач ный железный чулан. Здесь среди свисающих сверху, торчащих снизу, сжимающих слева и справа механизмов, неуклюжих конвейеров п склизких желобов, кажется, и кошке-то не прошмыгнуть. Однако вслед за ловким про вожатым пробираюсь. Под йогами железная решетка- настил. под нею от стены к стене переливается от кач ки вода. Смотришь иод ноги в оба: беспокоит ощущение, что узкая и проржавленная до дыр «козья тропа» того гляди рухнет под тобой, на столько изъедена ржавчи ной. Дыры, заплаты везде, на всем. Что бы означало это нагромождение старого металла — мрачное и при чудливое? Оно означает ра- лбочее место советского ры бака, что должно бы зву чать гордо, «серпасто и мо- лоткасто». Страшно пред ставить себе, что при нажа тии гашетки весь этот лом с лязгом и дребезжанием приходит в движение. Сюжет для фильмов ужасов похле ще «челюстей». Обыкновен ный рыбцех па обычном на шем рыболовном траулере. Здесь перерабатывают рыбу, на отсутствие или нехватку которой сетуют мурманские покупатели, а уж в иных об ластях — и тем более. БМРТ «Василий Адоикин» пс был в Союзе 8 лет. Не когда: с андроповских еще времен без ремонта, без пе Топор на плаву редышки выкачивает «хлеб насущный» для соотечест венников из пучин Атланти ки, весь обшарпанный, как уезженная старая кляча. Сам Василий Адонкип при таком унылом зрелище вряд ли ощутил бы прилив гор дости, а траулер еще пашет. По всем техническим при кидкам. он должен был бы загнуться еще пять лет на з ад /Д а вот же — являет чудеса стойкости. Все еще на ходу благодаря рукам наших мастеров, таких, как вот он. сказал первый по мощник капитана (пред ставьте себе) Аркадии Ар кадиев, показав на вышед шего из некой каморки пария лет 19-ти. Тому явно стало неловко, но «комис сар» говорил с искренней гордостью за него. «Василий Адонкип» идет на ремонт через Англию. Стыдновато, конечно, пока зываться в столь живопис ных лохмотьях в Европе, по что поделаешь, если в род ном порту не нашлось даже краски, чтобы хоть внешне, издалека выглядеть прилич но. Таких обветшалых судов в Мурманске немало. II па каждом своп «левши», кото рые латают денно и нощно рассыпающееся на глазах оборудование, где но друж бе. где за «подарок» добы вают запчасти, а где за счет собственной сметливости рса нимируют «старичков». Потому что уже поняли, *что спиши на слом отслу жившие свой век посудины — рыбы вовсе но будет в Мурманске: взамен их стра на ничего не сможет дать порту. Таково положение сейчас па всем промысло вом флоте страны. Один из первых в мире по интенсив ности рыболовства, он один из последних по техническо му уровню. Даже последние приобретения — гиганты «Моонзунды», которыми мы гордимся, что они у пас есть, отнюдь не последнее слово в судостроении. Спе циалисты называют их «мо рально устаревшими новин ками». Да п не с их ско ростью угнаться за океан ской рыбой. По сравнению с промыс ловиками и плавбазами тран спорты выглядят просто «белыми пароходами». Дей ствительно, там состояние техники не столь катастро фическое. как на внушаю щем страх БМРТ. Простора побольше, машины не угроб лены многолетней эксплуа тацией без передышек, ре* монты более или менее регу лярны. Но это только в сравнении с чрезвычайной, крайней степенью запущен ности. Сами же по себе и транспортные суда хрониче ски страдают от тех же про блем. После угнетающей тесно ты в недрах «Василия Адоикина» и плавбазы «'По лярная звезда» свобода в машинном отделении тран спортного рефрижератора «Изумрудный берег» просто радует глаз. Уверен: психо логически это очень важно для людей, которые работа ют здесь месяцами, по при всем при том и тут труд не назовешь по-береговому обычным. Издержки мораль но устаревшего, несовер шенного оборудования оче видны. Температура возду ха 30—40 градусов при фи зическом труде в течение 4-часовой вахты в замкну том помещении не просто изнурительна — вредна. Судну 15 лет. в этом году ожидается третий ремонт. Изношено порядком, блок цилиндра (главный двига тель) дал трещину, это огра ничивает скорость хода (впрочем, экипаж умудрил ся и при такой серьезной по ломке перевыполнить план в прошлом рейсе, заработав максимальную премию, и нагнать упущенное время в нынешнем). «С запчастями такая же петрушка, как и везде. — говорит третий механик Сер гей Медков. которому за правило возиться с ночинка- . ми и во внеурочное время, — что удастся раздобыть правдами и неправдами на берегу. Тем судно и живо». Так не хочется лишний раз кивать на преуспевающего капиталиста, что вот у них, мол... А вот у них, тем не менее, поломка в рейсе — редкий случай, уж такие ме ханизмы, но и тогда не нуж но ломать голову, как вый ти из положения; в ближай шем порту, чей бы он ни был, поломку устранят. «Ва люта», — разводим руками. «Плюс электрификация всей страны», — иронизируем над разбитым корытом. — Мы добываем рыбу за валюту, расплачиваясь на каждом шагу: за топливо, за тару, за стоянку, за промы сел в чужих водах. — заме тил в беседе главный ме ханик «Изумрудного берега» Александр Трегубов. — А продаем эту рыбу за рубли. Причем вынуждены прода вать дешево, потому что это едва ли не единственный до ступный продукт по цене для обедневшего населения и многочисленной армии. Действительно, накладная получается бухгалтерия: от куда же флоту ждать дохо дов. достаточных для тех нического совершенствова ния? По что будет завтра, ког да современники каменно го топора «Василии Адонки- ны». отслужив из последних сил, уже не смогут выйти из дома? Советский? Расстрелять! ^ П РОДОЛЖАЮТСЯ АРЕ- 11 СТЫ иностранными го сударствами советских ры боловных судов. Возмути тельно, что там такое опять, в этой Африке? Однозначно судить обо всех арестах на ших судов в инпортах труд но. Пресса порой спешит вы звать всеобщее негодование по поводу таких случаев, не разбираясь в причинах кон фликтов. Известны приме ры, когда советские суда пользовались услугами ино странных портов, а берего вая администрация не опла чивала вовремя эти опера ции. II тогда иноземному порту ничего не оставалось, как задержать судно непла тельщиков до тех пор. пока не будут сполна получены все долги от советской сто роны. С чего тут нашему брату негодовать, помалки вать бы со стыда, а гневать ся — так на своих чиновни ков, за то, что иа службе «мышей пе ловят». Но есть случаи действи тельно возмутительные. Уже больше месяца силы оппози ции либерийскому прави тельству держат под арестом захваченное советское про мысловое судно МКТМ- 8415. порт приписки Кали нинград. 14 человек экипажа были избиты, ограблены и по сию пору находятся под уг розой расстрела у лихих оппозиционеров. Видно, со всем «крыша поехала» на по литической почве. Недавно, в 20-х числах октября, они перестреляли мирных рыба ков на захваченных грече ских судах, законно про мышлявших у берегов Либе рии. Оппозиционеры заяви ли о намерении захватить еще один советский корабль, о чем Калининград преду предил своих рыбаков ра диограммой. Несколько су дов в ответных РДО возму тились бездеятельностью со ветской стороны и потребо вали безотлагательных мер но освобождению арестован ного экипажа. II если уж нет гарантий безопасности для советских рыбаков в промысловой зоне Либерии, то нужно немедленно вы вести отсюда наш флот — настаивают калининградские моряки. А в колдоговор внести пункт: «Не заклю чать контракты и не посы лать суда в районы боевых действий и вооружённых конфликтов. В случае же возникновения таковых без отлагательно выводить флот». I. тому добавим, что 'ГР «Изумрудный берег», благо получно проходивший в эти же дни мимо побережья Либерии центральными во дами, продолжает путь к промысловой зоне Намибии, и встречные суда МРТ «Кильдии», СРТ «Питкяран- та> ББГЛ и другие также миновала неприятная спя ча ша. Сергей АРХИПОВ. Борт ТР «Изумрудным берег», экваториальные воды. 8 ноября 191 года рыбный мурман Рис. В. Тарасенко, мастера обработки ББГЛ. Нам рисуют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz