Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
Нет тишины, на Тихом океане Как мы уже сообщали в предыдущем номере «РМ» , не сколько экипажей рыбопромысловых судов, работающих в районе ЮВТО, доведенные экономическими экспериментами правительства н руководства страны до отчаяния, провели 1 мая предупредительную забастовку. Сегодня публикуем радиограмму экипажа БМРТ «Плуто ний» объединения «Мурмаирыбпром» о поддержке требова нии рыбаков. Уважаемые товарищи рыба ки! Призываем вас поддер жать наших коллег в ЮВТО, начавших вновь борьбу за права на нормальный труд и справедливую оплату. В по следнее время администрато ры, ссылаясь на правительст во, узаконивают снижение за работной платы по отношению к жизненному уровню, в том числе валюты, единственному оставшемуся стимулу, отли чающему оплату рыбака от берегового работника. Прошедшее время показа ло, что мы не добились того, чего хотели, нас успокоили 33 процентами валюты, фарцо- вые интересы свели на нет разумные требования, нам за морочили головы ассоциация ми, испугом разделения, не дали создать свой профсоюз. Тов. Кузьменок, совершив оче редной виток карьеры, забыл свои обещания. Профсоюзы на местах покорно выполняют волю начальства. Нас всех ждет безработица, устранение неугодных. Наша сила только в единстве, наш экипаж при зывает всех поддержать пред упредительную забастовку эки пажей ЮВТО с требованиями: 1. Незамедлительно произ вести индексацию зарплаты пропорционально повышенным ценам на жизненно важные продукты питания, предметы обихода по оптовым расцен кам на рыбопродукцию. 2. В самое ближайшее вре мя созвать внеочередной съезд профсоюза отрасли с отчетом руководства о выпол нении непосредственных обя занностей. В случае неудовлет ворения — создание неза висимого профсоюза плавсо става по примеру шахтеров, избрание делегатов пропор ционально численности (адми нистрация — флот). 3. На оснозании отмены ше стой статьи Конституции СССР немедленно департизовать флоты, отменить должность первого помощника капитана, исключить из штат.: админи страции парткомы, фонд за работной платы первого по мощника оставить в распоря жении экипажей. 4. Отменить цензуру на ра диоузлах на основании Закона о печати. Стоимость РДО меж ду экипажами начислять на хозрасчетные затраты. Отме нить приказ министра, ограни чивающий связь между суда ми, как незаконный. 5. Раз и навсегда установить порядок выплаты гарантиро ванного минимума зарплаты в инвалюте независимо от рай она плавания, продолжитель ности рейса, порта захода в В ВОЗДУХЕМНЕ! ГРОЗОЙ D C KO P E стали поступать ра- диограммы, поддержи вающие требования моряков. Различались они одна от дру гой некоторыми формулиров ками, все едины в главном: моряки готовы к самым реши тельным действиям, если не будут выполнены их условия. Экипаж БМРТ «Большевик» «Мурманрыбпрома» провел 1 мая предупредительную заба стовку, и в резолюции митин га, которую подписали 78 че ловек, заявил: в случае не выполнения всех требований моряков до 1 июня, а также невыплаты валюты при заходе в инпорт от вылета на Родину отказывается. По поручению 72 членов экипажа БМРТ «Николай Куро- паткин» радиограмму подпи сал председатель судового ко митета профсоюза Корабель- ников. Вот некоторые момен ты из их требований: «Пол ностью поддерживаем поли тические требования шахте ров, требуем отставки союзно го правительства, Президента Горбачева, приведших страну к кризису. Ликвидировать Мии- рыбхоз СССР, АРП «Севрыба», перейти под юрисдикцию РСФСР ; отменить цензуру радиоцентра, приказ Котляра, ограничивающий связь между судами; гарантировать оплату валюты не менее 33 процен тов в инпорту свободнокон вертируемой валютой, преду смотреть компенсацию валют ных начислений для так назы ваемых невизиропанных рей сов; отменить планирование добычи, оплату производить по факту, как это принято в цивилизованных странах. В основу финансовой деятельно сти — самоокупаемость от дельного судна плюс фонды воспроизводства». Аналогичные радиограммы пришли от экипажей БМРТ «Леонид Иванов» (71 чело век), «Александр Грязное» (68), «Михаил Квасников» (74), «Вик тор Стрельцов» (68 человек). Вот об этом экипаже я и хо чу рассказать поподробней, а именно о том, как назревала здесь кризисная ситуация. Мне довелось возвращаться из командировки на БМРТ «Виктор Стрельцов» «Мур манрыбпрома». Именно этот экипаж не только заявил об отказе вылетать на Родину — таких заявлений было уже не мало в Кальяо, — но и дейст вительно остался на судне. Раньше находились какие-то выходы: то «Совиика» вымо лит у Панамского банка до полнительные кредиты, то на ши руководители поскребут по сусекам, то уговорят моря 8мая 191 года ков согласиться на получение части заработанной ими валю ты, то, как это было перед нашим заходом в Кальяо с архангельскими судами: эки пажи оставили несколько че ловек ждать получения пол ной суммы, а сами улетели. На БМРТ «Виктор Стрель цов» не согласились идти ни на какой компромисс. Моряки не могли позерить, что гене ральный директор объедине ния Л. С. Брейхман может так жестоко их обмануть, ведь за четыре дня до захода на суд не получили его радиограмму, в которой сообщалось, что экипаж получит валюту пол ностью. Кстати, несмотря на перевыполнение большинства показателей, экипажу причи талось всего лишь 22,5 про цента валюты. Вот их-то и со бирались получить полностью. Но в первый же день захода в порт выяснилось: только по 100 долларов каждому. Капитан-директор. Я. А. Лы сый предоставил экипажу са мому решать, как быть. Да, все очень устали за 5,5 меся ца тяжелого рейса. Да, все считали часы до долгождан ной встречи с семьей, поэтому капитан предложил всем очень хорошо подумать о последст виях их шага... Моряки твердо сказали: «Нет. Когда-то надо добиваться справедливости. Это — не забастовка. Мы не требуем увеличения каких-то благ, мы требуем свое кроз- ное, заработанное». До вылета первой партии экипажа оставалось 3 дня. Капитан отправил срочный телекс Л. С. Брейхману, по ставив его в известность о ре шении экипажа. Позвонили М. И. Каргину. Михаил Ивано вич пообещал приехать на судно в понедельник (мы при шли в пятницу). Но в этот день к нам приехал сотрудник представительства Минрыбхо- за СССР Р. А . Стрельбицкий. Вот что он сказал экипажу: — Валюты, зарабатываемой флотами, не хватает на ре монт судов и закупку снабже ния за границей. 12 марта Минрыбхоз был поставлен в известность, что правительст во отказало в дотации. Стало быть, судовладельцам надо отзывать корабли в порт. У «Совинжи» сейчас долг около 6,5 миллиона долларов. Что касается Брейхмана, думаю, это не обман, возможно, день ги, перечисленные им, еще не «вышли» из Внешэкономбанка. Ситуация, аналогичная вашей, была только что на двух ар хангельских судах. Видимо, используя их опыт, вам сле дует вылететь, а здесь оста вить капитана и нескольких человек, чтобы дождаться де нег. Народ зашумел: — Нам обещали выплатить все. Раз не платят, зачем мы здесь работаем? Нашли по 100 долларов — найдут и осталь ные. Мы требуем не повыше ния оплаты, мы и так получа ем лишь 75 процентов, по скольку план не «взяли». Ни чего, подождем, скоро подой дут еще три наших судна, и деньги найдутся. Стрельбицкий порассказы- вал об обстанозке в Перу, о холере, о материальных труд ностях «Совинки». И уехал. Моряки разбрелись по суд ну. Тут и там собирались в группки, размышляли вслух. Закончился день 19 апреля. 20 и 21 апреля — выходные дни. Экипаж в тяжелейшем на строении: рвались домой, счет шел уже на часы, а тут вылет откладывается и насколько — никто не знает. Но и лететь — значит признать свое бесси лие, готовность вкалывать на любых условиях. Яков Александрович еще раз обращается к Брейхману. 21 апреля — снова собра ние. Первый помощник капи тана Николай Григорьевич Панченко предлагает прове сти поименное голосование: лететь — не лететь. Не исклю чено, говорит он, что с нас высчитают стоимость билета. Проголосовали. Как уже было при предыдущем, обыч ном голосовании, улетают 6 челозек, двое по личным об стоятельствам, остальные — «мне надо». В этот же день получена радиограмма от капитана-ди- ректора БМРТ «Леонид Ива нов» В. В. Конева: «Ввиду от каза объединения «Мурман- рыбпром» выполнить свои обязательства в отношении выплаты экипажам заработан ной инвалюты экипаж БМРТ «Леонид Иванов» отказывается от вылета в СССР до получе ния валюты. Подписались под протоколом 70 человек». 22 апреля утром снова едем в «Совинку». Результат — тот же. Зато, вернувшись, получа ем радиограмму Л. С. Брейх мана: «В соответствии с потребно стями объединения в валюте для покрытия выплаты валю ты экипажам принято решение ка правительственном уровне о выделении на второй квар тал текущего года 2 миллио 8 нов инвалютных рублей. Ф ак тически в связи с отсутствием средств во Внешэкономбанке СССР данное решение оста лось на бумаге. Поскольку ре шение о выплате инвалюты экипажам в размере, пред усмотренном в коллективном договоре, в этой ситуации вы ходит за пределы компетен ции администрации, вины ру ководства объединения нет. С появлением возможности экипажам будет незамедли тельно произведена доплата валюты до уровня, предусмот ренного коллективным дого вором. Просим воздержаться от нарушения -закона о поряд ке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов], в противном случае все убыт ки объединения в случае не- вылета экипажей БМРТ «Ле онид Иванов», «Виктор Стрель цов», «Павел Панин» (тоже поддержал наш экипаж. — И. Б.) будут возложены на ви новных». Радиограмму капитан зачи тал на очередном общем со брании. Моряки недоумевают: какие трудовые споры? Тре буем свое, заработанное. Пев чему угрозы? За что такое жестокое наказание? Однако остались при своем твердом решении — не вылетать. А вылет первой партии уже завтра. Шесть челозек все-таки уле тели. Их презирали за «штрейкбрехерство», не пода вали руки, называли трусами. На Якова Александровича в эти дни больно было смот реть: это был первый в его жизни капитанский рейс; ры балка не ладилась (у всех она не ладилась); серьезные по ломки механизмов; усталость, гораздо большая, чем у ос тальных. А тут такое... Каждый день капитан ездил в «Совин ку», пытаясь как-то выйти из безвыходного положения, слал подробные радиограммы ру ководителю флота. В ответ (в последней радиограмме) — «Меры будут приняты на бе регу. Я приказываю лететь». Тем временем о «мятежном» экипаже узнали на промысле. А поскольку эта проблема, эта беда общая, одинакозо болезненная для всех, равно душных не оказалось. Перзым поддержку высказал от имени экипажа БМРТ «Леонид Ива нов» капитан-директор В. В. Конев. А потом радиограммы пошли потоком. Ситуация гро зила стать очень похожей на шахтерскую. Что это означало бы для страны, представить не трудно: лишить голодаю щий народ еще и рыбы... процентах от оклада с учетом индексации, дифференцировать оплату валютой езерх норма тивного в зависимости от вы полнения рейсового задания без потолковых ограничений. В связи с закрытием «Альба тросов» выдачу инвалютного заработка производить только в СКВ, имеющиеся на руках моряков чеки обменять на СКВ. ■ 6. Полностью поддержива ем законные требования эки пажей ЮВТО, политические требования шахтеров. 7. Экипаж постановил в слу чае невыполнения вышеизло женных требований до 1 июня объявить забастовку, в порт не возвращаться. С уважением, от имени экипажа капитан-директор ЛЬВОВ. Только не надо обвинять моряков в эгоизме и меркан тильности. Район ЮВТО ныне стал бесперспективным, ста рые тихоходные суда здесь влачат жалкое существование. Однако план беспощаден. Как это отражается на экипажах, на здоровье моряков — раз- говор особый, и я еще вер нусь к нему в последующих материалах. Так хотя бы знать, за что мучиться! Особенно те перь, когда инфляция повсю ду, а цены вызывают истери ческий смех, вся надежда у моряков на валюту: хоть как- то перебиться в это трудное время. Но не тут-то' было. У флотов нет валюты. Что же делать? Остановить флот? Про дать суда? Впрочем, эти воп росы не должны волновать моряков: их забота — хоро шо работать. В этом случае согласно законодательству и колдоговору им выплачивает ся заработок и валюта. А коли не выплачивается... И еще. Ладно бы, вручили морякам «утешительный приз» в виде 100 долларов и выпла тили остальное чеками Внеш экономбанка, которые можно отоварить, моряки это поняли бы. Но в «Альбатросе» ничего нет, все чаще слышится, что ф" чеки пропадут. Впрочем, Мин рыбхоз в ответ на «мятеж ные» радиограммы написал, что вопрос об отоваривании чеков решается. Причем в двух направлениях: либо пре кратят выдачу чеков, а имею щиеся обменяют на валюту, либо изыщут дополнительные товарные ресурсы для полно го отоваривания, либо пред ложат рублевое покрытие имеющихся в «Альбатросе» то варов. Но когда это решится? Валюта для экипажа БМРТ «Виктор Стрельцов» переве дена в «Совинку». Моряки до ма. Так, значит, инцидент ис черпан? Я сомневаюсь. Обезболивающая разовая инъекция не излечивает бо лезнь. Инна БЕРЕЗЮК. п. Кальяо —* Мурманск. ( РЫБНЫЙ MYPMAH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz