Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

г Ш Ш imomu зрения* М ысли над океаном Наука рапортует ЛЕТАЕМ... В Полярном научно-нс- с . fедователь ском институте морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) уже более десятка лет ведет­ ся работа ио созданию лета ­ ющих лаборатории для ры- бохозя йстве нных \ icc ледова- пнй. Самолеты и вертолеты, оборудованные специальной аппаратурой, способны эф ­ фективно решать широкий спектр научно-практических задач , таких, как разведка рыбы и морских млекопита­ ющих, съемка водорослей, контроль экономической зо­ ны рыболовства, рыбоохран­ ные мероприятия, ледовая разведка, экологический контроль, аэрофото- и видео­ съемка , фундаментальные п прикладные исследования. С использованием летающих лабораторий в сотни раз со­ кращаются временные и расширяются пространствен­ ные границы проводимых ра­ бот по сравнению с традици­ онными судовыми методами. Современная техника дис­ танционных измерений, включающая лазерные и ра­ диолокаторы, инфракрас­ ную и оптическую аппарату­ ру, в совокупности с компь­ ютерными системами сбора и обработки информации по­ зволяет непосредственно в полете получать результаты исследования акваторий. По­ лученные данные в виде карт, таблиц и диаграмм мо­ гут быть переданы с по­ мощью радпофаксимплыюй связи на суда и береговые базы. Для работ, выполняемых в центральных районах Ми­ рового океана, с 1985 года применяются рыбопоиско­ вые авиалаборатории IIJI- 18ДОРР , обладающие боль­ шой дальностью полета и средствами дальней навига­ ции. На Северном бассейне с иомощыо ПЛ -18ДОРР про­ водится инструментальный поиск* рыбных скоплений в Норвежском и Баренцевом морях, осуществляется р а з ­ ведка тюленя в Гренланд­ ском и Белом морях. В 1988 году при участии специали­ стов Кубы па 11Л-18ДОРР проводились океанологиче­ ские исследования Саргас- сова и Карибе кого морей. Несмотря на большие расхо­ ды, связанные с эксплуата­ цией таких крупных воздуш­ ных судов, как ИЛ -18ДОРР , их применение оправдано для крупномасштабных ра­ бот в удаленных районах океана. Авиалабораторин ИЛ-18 ДО Р Р эксплуатиру­ ются на Северном и Дальне ­ восточном бассейнах, нале­ тывая в год более часов. ты с я ч и Работы, связанные с изу­ чением н освоением внут­ ренних водоемов и прибреж­ ной зоны, потребовали созда­ ния летающей лаборатории на базе малого самолета. В 1989 году для решения этой задачи был переоборудован самолет AII-28. Его исполь­ зование особенно эффектив­ но при съемке рек- и неболь­ ших озер, когда требуется высокая маневренность v при малой высоте полета. С ио­ мощыо авиалабораторин АН- 28 проводятся исследования Онежского, Ладожского, ма­ лых озер и рек Карелии. В 1991 году вступит в действие авпалаборатория на базе модификации самолета- аэрофотосъемщпка АН-ЗОД. Этот самолет сочетает такие важные качества, как эконо­ мичность, большая дальность полета, возможность взлета и посадки на грунтовом аэ ­ родроме, имеет современные радионавигационные средст­ ва. В октябре 1990 года с участием специалистов ПИНРО на Черном море проводились летиотехннче- ские испытания нового са­ молета, которые подтверди­ ли его высокие эксплуатаци­ онные качества. Лабораторный комплекс, разработанный для установ­ ки па самолет АН-ЗОД. от­ вечает самым современным требованиям. Его «мозгом» служат персональные компь­ ютеры типа IBM, которые управляют процессом сбора данных, поступающих от множества измерительных датчиков, анализируют по­ лучаемую информацию и представляют результаты на экранах цветных дисплеев в удобном для исследователя виде. Все поступающие дан­ ные запоминаются на магнит­ ных дисках и могут быть подвергнуты более глубокой обработке в береговых вы­ числительных центрах. В настоящее время ПИНРО является лидером рыбохозяйственной науки СССР в области разработки летающих лабораторий. От­ дельные технические реше­ ния специалистов ПИНРО, касающиеся автоматизации сбора навигационных данных, привлекли внимание пред­ ставителей авиации. С. АЛАЕВ , старшин научный со­ трудник лаборатории перспективных методов и техники экспедицион­ ных исследований ПИНРО . ИЩИТЕ И ОВРЯЩЕТЕ Жить — вредно: чем боль­ ше живешь, тем меньше оста­ ется. И летать — тоже вред­ но: чем больше б воздухе, тем больше расшатываешь здоровье, тем сильнее хочет­ ся на грешную землю. О том я подумал, спускаясь с трапа самолета ИЛ-18 после почти 11-часового полета над Барен­ цевым и Норвежским морями на самолете-исследователе, на котором специалисты «Сев- рыбпоиска» вели разведку путассу. Честно скажу, мне приходи­ лось летать целые сутки, толь­ ко на этот раз, как говорится, кожей понял, что это такое — работать в воздухе. И серд­ цем поддержал авиаторов- забастовщиков. Адский труд. Б свое время после первого полета этого ИЛа, рассказыва­ ют, попросили-потребовали разведчики рыбных запасов — специалисты промразведки — заплатить им полетные. Отка­ залась бухгалтерия. Тогда ре­ шили их взять на борт, «дура- ка повалять в воздухе», по их мнению. И что же! На другой день после «небесного кай­ фа» враз выкатили нужную сумму. Разговоры на тему «они там бездельничают» пре­ кратились. Кесарю — кесаре­ во... ...Впрочем, не только жить, летать, но и писать вредно (в этом убеждался не единож­ ды). Уверен, что после этой статьи пойдут в мой адрес грозные письма (или письмо?) из ПИНРО, об ученых которо­ го, их исследованиях, обста­ новке в этом институте дума­ лось мне в пятом океане. Так уж получилось, что в портфе­ ле редакции имеется статья из Полярного института, кото­ рую мы публикуем почти без сокращений. Хочу, чтобы читатели сравнили ее с ниже­ следующими заметками. (В этой связи еще и еще раз убеждаюсь в правоте коллек­ тива редакции, отказавшегося взять в соучредители газеты ПИНРО: при нынешнем руко­ водстве института «РМ» пре­ вратился бы в еще худший вариант журнала «Рыбное хо­ зяйство», только поющего ал- лилую людям, которые это не заслуживают.) ...Итак, мы прорываем об­ лака. Группа специалистов, ве­ домая руководителем поле­ та научно-производственного объединения «Севрыбпоиск» Александром Владимировичем Зеленцовым, готовится к изу­ чению водных недр. Аппара­ тура настроена (ею напичкан весь самолет). Что она может? Практически все: узнавать тем­ пературу воздуха, воды, скоп­ ления рыб, как пелагических, тек и донных, дать кратко- и долгосрочные прогнозы су­ дам, находящимся на промыс­ ле, передать им факсимиль­ ную карту нахождения рыб­ ных косяков. Подчеркну: б е з ­ ошибочно . (Не будем здесь вдаваться в технологию ис­ следования, не станем назы­ вать — что за аппаратура на борту, какими способами по­ лучаются результаты — не суть важно. Важен конечный итог любого изучения, в том числе и данного.) Трудяга-ИЛ летит галсами, утюжа приборами опреде­ ленный район, оказавшийся довольно приличным — 600 квадратных километров. Смот­ рю на высотометр — 300—350 метров. Вода то светло-серо­ го, то голубоватого цвета, все зависит от наличия планктона, которым питается всяк живу­ щий в океане. А рыбный ко­ сяк, пелагический, то бишь находящийся в верхних вод­ ных слоях, видно и невоору­ женным глазом — птицы да­ ют верный ориентир. Но сколько там пищи для изго­ лодавшегося народа — ска­ жут только приборы. Быстро, не так, как, допустим, ПСТ. Сравним: час полета (а мы бороздили 8 часов) стоит 2,5 тысячи; такой квадрат посоль- но-саежьевой траулер, нахо­ дящийся в поиске1 бороздил бы 7 суток, стоимость ПСТ в сутки — 8 тысяч рублей. Под­ считаем: затраты на самолет составили 20 тысяч, на трау­ лер — 56 тысяч. ...Где-то часа через три накопилась усталость, захоте­ лось сесть, лечь, уснуть, но, услышав голоса специалистов, решил подойти к ним. Смот- рю на дисплеи компьютеров. Череда цифр, цифр, для ме­ ня — абракадабра, для уче­ ных — музыка. Тогда я решил вновь вернуться к арифмети­ ке, подсчитать; что же дает этот небесный тихоход (по со­ временным понятиям скорость ИЛ-18 невелика — 650 кило­ метров в час). Умножаем, делим, прибав­ ляем, сравниваем, думаем... Нужна ли нам промразвед­ ка? Бывал на промысле много раз, слышал от промыслоеиков категоричное — нет, «дармо­ едов кормим». Не спорю, воз­ можно, кто-то, когда-то, где- то подмочил репутацию раз­ ведки. И, к сожалению, эти настроения глубоко ввелись в умы рыбных адмиралов и разъели, как ржавчина, ува­ жение вообще и в частности к науке. Недовольство про­ никло даже на суда промраз­ ведки: научных сотрудников вывели из рыбацкого пая, и теперь они получают голые оклады. Но если хочешь под­ заработать, иди на подЕвхту. Мне это напоминает репризу Райкина: «А что толку от ба­ лерины? Подключить ее надо к динамо-машине — ток бы давала...» Примерно такая психология довольно расхожа в кабинетах флотов. Ни копейки не дали они в этом году на содержа­ ние «Севрыбпоиска» (на бу­ дущее Северного бассейна!). Может быть, кому-то и хоте­ лось, чтобы она сгинула. Ан нет, выжила. За счет собст­ венного флота, перешедшего с поискового режима на про­ мысловый. И ни один из науч­ ных работников сокращен не был. Для сравнения: промраз­ ведке «Запрыбы» промысло­ вые флоты перечислили в этом году 30 миллионов рублей, «Югрыбы» — 17 миллионов. Ну ладно, не хотим вклады­ вать в завтрашний день, а что же сегодня-то оказываемся не всегда последовательно вер­ ными слову? Помнится, когда в конце прошлого года при­ шла приятная весть — будет мойва, то промысловики клят­ венно обещали: только найде­ те — заплатим. Заплатили... через арбитраж 460 тысяч рублей, а более 120 тысяч «зажали». Как-то и неловко об этом и писать, и говорить... Кинем взгляд с норвежского моря на юг А тл а н ти ки , бли ­ же к Ан тарк тид е . Сейча с там не осталось ни одного поиско ­ вого судна. Не нужны , посчи­ тали промысловики . И вот бе­ г аю т сами , ищ у т криль , осно­ вываясь на нюхе, ч у тье к а п и ­ танов... Уж потеряв предвари ­ тельно примерно более 100 су- до-суток. Т а к и хочет ся на­ помнить мудрость древнего ки тай с ко го философа К о нф у ­ ция: нельзя поймать в темной комнате черную кошму, кото ­ рой в комнате нет. Загубили мы в родной дер­ жаве все, что можно, благо­ даря только тому, что правит бал некомпетентность. А сколько составили потери по другим районам, в целом по Северному бассейну? За первый квартал этого года — сотни тысяч рублей. Или свежий ф а к т . Как изве­ стно , Перу внезапно разорвало к о н т р а к т с «Севрыбой» 19 с у ­ дов л еж а т о дрейфе . Если бы там находилось поисковое с у д ­ но, то траулеры не были бы в простое, а моментально вышли из зоны и спокойно продолжа­ ли лов За ее пределами. То ли еще будет : где-то бро­ дя т ледяная рыба, желтоперка ... Ищите ,-едва ли обрящете... А разведка оказалась до­ вольно живучей: она не толь­ ко не сгинула, но и крепко встает на ноги. Интересно: на­ ши и от информации по тырь- евым запасам отмахиваются, а спрос на нее от Исландии до Японии так велик, что по- искоеики выбирают, кому за сколько ее продать. Между прочим, за валюту. Кто знает, возможно, через энное коли­ чество времени «Севрыбпо­ иск» станет самой богатой фирмой. Впрочем, хотелось, чтобы нищих не было. Но они будут. Они уже есть. Буквально на грани бан­ кротства всемирно известный Полярный институт, также за­ нимающийся в определенной степени прогнозами, — кон­ курирующая с «Севрыбпоис- ком» фирма. Не выдержал борьбы. И не потому, что умы слабее, нежели з промразвед­ ке. Стиль руководства, на мой взгляд, не тот. По долгу служ­ бы вот уже 10 лет я, как жур­ налист, слежу за судьбой это­ го славного коллектива. Не­ когда славного, потихоньку растерявшего былые традиции. Сейчас институт — на грани банкротства, появились труд­ ности с выплатой заработной (заработанной?) платы. Не же­ лая работать в атмосфере, не способствующей творчеству, стены ПИНРО покинули та­ лантливейшие люди, цвет нау­ ки Севера: доктор биологиче­ ских наук С. С. Дробышева (единственная в институте док­ тор), кандидаты наук, заведую­ щие лабораториями А. А. Глу­ хов, А. К. Чумаков. Кто сле­ дующий? Возможно, сам ди­ ректор Г. И. Лука, по неофи­ циальным данным, собираю­ щийся на работу за рубеж с недавно полученной грамотой Верховного Совета РСФСР . И когда я читаю фразы, как е публикуемой на этой страни­ це статье С. Алаева, типа: «Усилиями специалистов ПИНРО», «В настоящее время ПИНРО является лидером ры­ бохозяйственной науки СССР в области разработки летаю­ щих лабораторий», то стано­ вится грустно. Грустно потому, что когда не можешь, то вы­ даешь желаемое за действи­ тельное. Вот и все, что виделось, о чем думалось на протяжении 5300 километров. Впрочем, не все. Многое осталось в блок­ ноте, памяти. Но напоследок не могу не высказать, пожа­ луй, главную послеполетную мысль: в молохе перестройки можем погубить самое-самсе ценное в русском человеке — его талант. Править должны не ученые люди, а умные. Иначе здесь, на Севере, все будет серым: и небо, и скалы, и море, и статьи, и на­ ука, и люди. Прецеденты уже имеются. Анатолий ВИЛОВ. Атлантика — Мурманск. рыбный мурман 13 31мая191 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz