Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
г Ш Ш imomu зрения* М ысли над океаном Наука рапортует ЛЕТАЕМ... В Полярном научно-нс- с . fедователь ском институте морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) уже более десятка лет ведет ся работа ио созданию лета ющих лаборатории для ры- бохозя йстве нных \ icc ледова- пнй. Самолеты и вертолеты, оборудованные специальной аппаратурой, способны эф фективно решать широкий спектр научно-практических задач , таких, как разведка рыбы и морских млекопита ющих, съемка водорослей, контроль экономической зо ны рыболовства, рыбоохран ные мероприятия, ледовая разведка, экологический контроль, аэрофото- и видео съемка , фундаментальные п прикладные исследования. С использованием летающих лабораторий в сотни раз со кращаются временные и расширяются пространствен ные границы проводимых ра бот по сравнению с традици онными судовыми методами. Современная техника дис танционных измерений, включающая лазерные и ра диолокаторы, инфракрас ную и оптическую аппарату ру, в совокупности с компь ютерными системами сбора и обработки информации по зволяет непосредственно в полете получать результаты исследования акваторий. По лученные данные в виде карт, таблиц и диаграмм мо гут быть переданы с по мощью радпофаксимплыюй связи на суда и береговые базы. Для работ, выполняемых в центральных районах Ми рового океана, с 1985 года применяются рыбопоиско вые авиалаборатории IIJI- 18ДОРР , обладающие боль шой дальностью полета и средствами дальней навига ции. На Северном бассейне с иомощыо ПЛ -18ДОРР про водится инструментальный поиск* рыбных скоплений в Норвежском и Баренцевом морях, осуществляется р а з ведка тюленя в Гренланд ском и Белом морях. В 1988 году при участии специали стов Кубы па 11Л-18ДОРР проводились океанологиче ские исследования Саргас- сова и Карибе кого морей. Несмотря на большие расхо ды, связанные с эксплуата цией таких крупных воздуш ных судов, как ИЛ -18ДОРР , их применение оправдано для крупномасштабных ра бот в удаленных районах океана. Авиалабораторин ИЛ-18 ДО Р Р эксплуатиру ются на Северном и Дальне восточном бассейнах, нале тывая в год более часов. ты с я ч и Работы, связанные с изу чением н освоением внут ренних водоемов и прибреж ной зоны, потребовали созда ния летающей лаборатории на базе малого самолета. В 1989 году для решения этой задачи был переоборудован самолет AII-28. Его исполь зование особенно эффектив но при съемке рек- и неболь ших озер, когда требуется высокая маневренность v при малой высоте полета. С ио мощыо авиалабораторин АН- 28 проводятся исследования Онежского, Ладожского, ма лых озер и рек Карелии. В 1991 году вступит в действие авпалаборатория на базе модификации самолета- аэрофотосъемщпка АН-ЗОД. Этот самолет сочетает такие важные качества, как эконо мичность, большая дальность полета, возможность взлета и посадки на грунтовом аэ родроме, имеет современные радионавигационные средст ва. В октябре 1990 года с участием специалистов ПИНРО на Черном море проводились летиотехннче- ские испытания нового са молета, которые подтверди ли его высокие эксплуатаци онные качества. Лабораторный комплекс, разработанный для установ ки па самолет АН-ЗОД. от вечает самым современным требованиям. Его «мозгом» служат персональные компь ютеры типа IBM, которые управляют процессом сбора данных, поступающих от множества измерительных датчиков, анализируют по лучаемую информацию и представляют результаты на экранах цветных дисплеев в удобном для исследователя виде. Все поступающие дан ные запоминаются на магнит ных дисках и могут быть подвергнуты более глубокой обработке в береговых вы числительных центрах. В настоящее время ПИНРО является лидером рыбохозяйственной науки СССР в области разработки летающих лабораторий. От дельные технические реше ния специалистов ПИНРО, касающиеся автоматизации сбора навигационных данных, привлекли внимание пред ставителей авиации. С. АЛАЕВ , старшин научный со трудник лаборатории перспективных методов и техники экспедицион ных исследований ПИНРО . ИЩИТЕ И ОВРЯЩЕТЕ Жить — вредно: чем боль ше живешь, тем меньше оста ется. И летать — тоже вред но: чем больше б воздухе, тем больше расшатываешь здоровье, тем сильнее хочет ся на грешную землю. О том я подумал, спускаясь с трапа самолета ИЛ-18 после почти 11-часового полета над Барен цевым и Норвежским морями на самолете-исследователе, на котором специалисты «Сев- рыбпоиска» вели разведку путассу. Честно скажу, мне приходи лось летать целые сутки, толь ко на этот раз, как говорится, кожей понял, что это такое — работать в воздухе. И серд цем поддержал авиаторов- забастовщиков. Адский труд. Б свое время после первого полета этого ИЛа, рассказыва ют, попросили-потребовали разведчики рыбных запасов — специалисты промразведки — заплатить им полетные. Отка залась бухгалтерия. Тогда ре шили их взять на борт, «дура- ка повалять в воздухе», по их мнению. И что же! На другой день после «небесного кай фа» враз выкатили нужную сумму. Разговоры на тему «они там бездельничают» пре кратились. Кесарю — кесаре во... ...Впрочем, не только жить, летать, но и писать вредно (в этом убеждался не единож ды). Уверен, что после этой статьи пойдут в мой адрес грозные письма (или письмо?) из ПИНРО, об ученых которо го, их исследованиях, обста новке в этом институте дума лось мне в пятом океане. Так уж получилось, что в портфе ле редакции имеется статья из Полярного института, кото рую мы публикуем почти без сокращений. Хочу, чтобы читатели сравнили ее с ниже следующими заметками. (В этой связи еще и еще раз убеждаюсь в правоте коллек тива редакции, отказавшегося взять в соучредители газеты ПИНРО: при нынешнем руко водстве института «РМ» пре вратился бы в еще худший вариант журнала «Рыбное хо зяйство», только поющего ал- лилую людям, которые это не заслуживают.) ...Итак, мы прорываем об лака. Группа специалистов, ве домая руководителем поле та научно-производственного объединения «Севрыбпоиск» Александром Владимировичем Зеленцовым, готовится к изу чению водных недр. Аппара тура настроена (ею напичкан весь самолет). Что она может? Практически все: узнавать тем пературу воздуха, воды, скоп ления рыб, как пелагических, тек и донных, дать кратко- и долгосрочные прогнозы су дам, находящимся на промыс ле, передать им факсимиль ную карту нахождения рыб ных косяков. Подчеркну: б е з ошибочно . (Не будем здесь вдаваться в технологию ис следования, не станем назы вать — что за аппаратура на борту, какими способами по лучаются результаты — не суть важно. Важен конечный итог любого изучения, в том числе и данного.) Трудяга-ИЛ летит галсами, утюжа приборами опреде ленный район, оказавшийся довольно приличным — 600 квадратных километров. Смот рю на высотометр — 300—350 метров. Вода то светло-серо го, то голубоватого цвета, все зависит от наличия планктона, которым питается всяк живу щий в океане. А рыбный ко сяк, пелагический, то бишь находящийся в верхних вод ных слоях, видно и невоору женным глазом — птицы да ют верный ориентир. Но сколько там пищи для изго лодавшегося народа — ска жут только приборы. Быстро, не так, как, допустим, ПСТ. Сравним: час полета (а мы бороздили 8 часов) стоит 2,5 тысячи; такой квадрат посоль- но-саежьевой траулер, нахо дящийся в поиске1 бороздил бы 7 суток, стоимость ПСТ в сутки — 8 тысяч рублей. Под считаем: затраты на самолет составили 20 тысяч, на трау лер — 56 тысяч. ...Где-то часа через три накопилась усталость, захоте лось сесть, лечь, уснуть, но, услышав голоса специалистов, решил подойти к ним. Смот- рю на дисплеи компьютеров. Череда цифр, цифр, для ме ня — абракадабра, для уче ных — музыка. Тогда я решил вновь вернуться к арифмети ке, подсчитать; что же дает этот небесный тихоход (по со временным понятиям скорость ИЛ-18 невелика — 650 кило метров в час). Умножаем, делим, прибав ляем, сравниваем, думаем... Нужна ли нам промразвед ка? Бывал на промысле много раз, слышал от промыслоеиков категоричное — нет, «дармо едов кормим». Не спорю, воз можно, кто-то, когда-то, где- то подмочил репутацию раз ведки. И, к сожалению, эти настроения глубоко ввелись в умы рыбных адмиралов и разъели, как ржавчина, ува жение вообще и в частности к науке. Недовольство про никло даже на суда промраз ведки: научных сотрудников вывели из рыбацкого пая, и теперь они получают голые оклады. Но если хочешь под заработать, иди на подЕвхту. Мне это напоминает репризу Райкина: «А что толку от ба лерины? Подключить ее надо к динамо-машине — ток бы давала...» Примерно такая психология довольно расхожа в кабинетах флотов. Ни копейки не дали они в этом году на содержа ние «Севрыбпоиска» (на бу дущее Северного бассейна!). Может быть, кому-то и хоте лось, чтобы она сгинула. Ан нет, выжила. За счет собст венного флота, перешедшего с поискового режима на про мысловый. И ни один из науч ных работников сокращен не был. Для сравнения: промраз ведке «Запрыбы» промысло вые флоты перечислили в этом году 30 миллионов рублей, «Югрыбы» — 17 миллионов. Ну ладно, не хотим вклады вать в завтрашний день, а что же сегодня-то оказываемся не всегда последовательно вер ными слову? Помнится, когда в конце прошлого года при шла приятная весть — будет мойва, то промысловики клят венно обещали: только найде те — заплатим. Заплатили... через арбитраж 460 тысяч рублей, а более 120 тысяч «зажали». Как-то и неловко об этом и писать, и говорить... Кинем взгляд с норвежского моря на юг А тл а н ти ки , бли же к Ан тарк тид е . Сейча с там не осталось ни одного поиско вого судна. Не нужны , посчи тали промысловики . И вот бе г аю т сами , ищ у т криль , осно вываясь на нюхе, ч у тье к а п и танов... Уж потеряв предвари тельно примерно более 100 су- до-суток. Т а к и хочет ся на помнить мудрость древнего ки тай с ко го философа К о нф у ция: нельзя поймать в темной комнате черную кошму, кото рой в комнате нет. Загубили мы в родной дер жаве все, что можно, благо даря только тому, что правит бал некомпетентность. А сколько составили потери по другим районам, в целом по Северному бассейну? За первый квартал этого года — сотни тысяч рублей. Или свежий ф а к т . Как изве стно , Перу внезапно разорвало к о н т р а к т с «Севрыбой» 19 с у дов л еж а т о дрейфе . Если бы там находилось поисковое с у д но, то траулеры не были бы в простое, а моментально вышли из зоны и спокойно продолжа ли лов За ее пределами. То ли еще будет : где-то бро дя т ледяная рыба, желтоперка ... Ищите ,-едва ли обрящете... А разведка оказалась до вольно живучей: она не толь ко не сгинула, но и крепко встает на ноги. Интересно: на ши и от информации по тырь- евым запасам отмахиваются, а спрос на нее от Исландии до Японии так велик, что по- искоеики выбирают, кому за сколько ее продать. Между прочим, за валюту. Кто знает, возможно, через энное коли чество времени «Севрыбпо иск» станет самой богатой фирмой. Впрочем, хотелось, чтобы нищих не было. Но они будут. Они уже есть. Буквально на грани бан кротства всемирно известный Полярный институт, также за нимающийся в определенной степени прогнозами, — кон курирующая с «Севрыбпоис- ком» фирма. Не выдержал борьбы. И не потому, что умы слабее, нежели з промразвед ке. Стиль руководства, на мой взгляд, не тот. По долгу служ бы вот уже 10 лет я, как жур налист, слежу за судьбой это го славного коллектива. Не когда славного, потихоньку растерявшего былые традиции. Сейчас институт — на грани банкротства, появились труд ности с выплатой заработной (заработанной?) платы. Не же лая работать в атмосфере, не способствующей творчеству, стены ПИНРО покинули та лантливейшие люди, цвет нау ки Севера: доктор биологиче ских наук С. С. Дробышева (единственная в институте док тор), кандидаты наук, заведую щие лабораториями А. А. Глу хов, А. К. Чумаков. Кто сле дующий? Возможно, сам ди ректор Г. И. Лука, по неофи циальным данным, собираю щийся на работу за рубеж с недавно полученной грамотой Верховного Совета РСФСР . И когда я читаю фразы, как е публикуемой на этой страни це статье С. Алаева, типа: «Усилиями специалистов ПИНРО», «В настоящее время ПИНРО является лидером ры бохозяйственной науки СССР в области разработки летаю щих лабораторий», то стано вится грустно. Грустно потому, что когда не можешь, то вы даешь желаемое за действи тельное. Вот и все, что виделось, о чем думалось на протяжении 5300 километров. Впрочем, не все. Многое осталось в блок ноте, памяти. Но напоследок не могу не высказать, пожа луй, главную послеполетную мысль: в молохе перестройки можем погубить самое-самсе ценное в русском человеке — его талант. Править должны не ученые люди, а умные. Иначе здесь, на Севере, все будет серым: и небо, и скалы, и море, и статьи, и на ука, и люди. Прецеденты уже имеются. Анатолий ВИЛОВ. Атлантика — Мурманск. рыбный мурман 13 31мая191 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz