Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
Молодым~ikptm, заслуженным~почет! На флоте пополнение В NOPE ВДШИ ПУТИ В зеле музея Мурманского тралового флота празднично, ли ца ребят слегка взволнованы. Оно и понятно — сегодня они получат первый в своей жизни документ, подтверждающий пра во на нелегкую работу в море в качестве матроса М класса и специалиста по спасательным шлюпкам и плотам. 24 человека, закончив учебно-курсовой комбинат АРП «Сев- рыба», получили направление на суда «Мурманрыбпрома», тем самым связали свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Стре мясь сделать этот день памятным для начинающих рыбаков, культбаза плавсостава «Мурманрыбпрома» пригласила на вру чение свидетельств об окончании курсов ветерана флота Семе на Пименовича Кондюкова, мурманских поэтов Якова Черкас ского и Владимира Смирнова; администрацию флота. Выступая перед парнями с напутственной речью, Семен Пи менович позавидовал доброй завистью ребятам, вспомнив, на каких судах и в каких тяжелых условиях пришлось начинать ему свою работу. Стихи, прочитанные поэтами ребятам,, были о любви к морю, к женщине, к Родине. Море знают иные По книгам да по экрану. Думают, это хмельные Парни у ресторана. «к Ъ h А море — это работа, Рыбаг корабль, роба... По настроению ребят чувствовалось — море они любят и * работе не подведут. Многие из ребят закончили курсы с оцен кой «отлично». Заместитель начальника отдела кадров «Мурман- рыбпрома» Л. Семенов выразил уверенность, что выпускники курсов будут достойной сменой ветеранам и умножат традиции флота. А. ДРАЧУК. Праздник окончен. ш ш ш ш Фото 6. БАСОВА . КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЕИ, А ЧЕЛОВЕК УЧЕНЬЕМ Многие мурманские мальчишки мечтают о море. «Вот выра стешь, говорят такому сыну родители, — пойдешь учиться в мореходку». Но, оказывается, можно всерьез готовиться к ры бацкой профессии и в школьные годы. Впрочем, обо всем по порядку. УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ Директор морского техни ческого лицея Татьяна Вик торовна Яруткина сетует, что в сутках только 24 "ча са — хронически не хватает времени. Сейчас идет ре монт бывшей 14-й школы, куда 1 сентября войдут лицеи сты. Но если бы только хо зяйственные заботы! Уже те перь нужно заложить осно ву учебного заведения ,, при званного стать альтернати вой типовой средней школе, которая, по мнению боль шинства учителей, зашла в тупик. У будущего лицея два родителя: МВИМУ и .двена дцатая мурманская школа. Сначала наш были созданы специализированные морские классы, теперь — следую щий шаг. Цель лицея — углублен ная подготовка по предме там естсственио-ма темат 11 че- cl«ого цикла и ранняя про фессиональная ориентация на морские специальности. Л поскольку время узких тех нарей прошло, предусмотре ло углубленное изучение ан глийского и испанского я зы ков, вводятся и дополнитель ные предметы, каких пет в обычной школе, например математическая логика. И обязательно должен быть особый микроклимат, без которого не воспитаешь образованного и порядочно го человека. «Я смотрю па наши спецклассы, — гово рит Татьяна Викторовна, — их воспитанников объединя ют не только любовь к мор ской профессии, огромное желание учиться, но и чувст во товарищества, словно их связьшает незримая нить:>. Морские классы занимают ся В здании высшей море ходки, где, как говорится, и стены помогают. Попятно, что пикто не хочет уходить из них. Если мальчишке здесь трудно учиться, он ка рабкается изо всех сил, что бы остаться в своем коллек тиве, а товарищи ему в этом помогают. И вообще ребята говорят; *Не хотим в обыч ную школу, нам здесь инте ресно^. КТО СЧАСТЛИВЧИК? Скажем прямо — мор ской лицей будет готовить техническую элиту. И бо яться этого не нужно. Хва тит ориентироваться на сред него ученика, то есть на по средственность, пора дать дорогу одаренному. лицея должен быть таким, каким мы хотели бы видеть наших взрослых детей, че ловеком, обладающим широ ким кругозором и большой культурой. А если коротко, он должен быть добрым про фессионалом. Значит, педаго гу надо уметь понимать ду шу ребенка, смотреть па не го как па равного, по подав лять своим авторитетом, а быть другом, советчиком. Суть отношении учителя с учеником примерно такова: я — знаю, ты пока не зна ешь. давай отправимся вме сте и путь познания. «Мы стремимся к т о м у ,— I Гагрузка преподавателя лицея — 18 часов, из них три отводятся на научную и исследовательскую работу. Более сложная педагогиче ская задача требует и мате риального стимула — опла та его труда на 15 процен тов выше, чем в обычной школе. Кроме того, в штат лицея вводятся дополнитель ные должности психолога, методиста, воснптателя-кура- тора. Значит, у ♦предметни ка» будут хорошие помощ ники. Он будет заниматься своим прямым делом: давать знания, а куратор должен следить за развитием робей- Кто сменит ветеранов? Таких ребят и поможет отобрать конкурс, а он, в зависимости от факультета , от пяти до семи человек па место. Что ж, будет у наших детей, мечтающих о про фессии морского инженера, стимул для хорошей учебы. Пусть знают, что выйти в люди молено, только опира ясь па собственные силы. Лопал в лицей — получа ешь преимущество: после его окончания в -желанный вуз тебя возьмут без вступитель ных экзаменов. В этом году морской ли це!! набирает ребят в вось мые классы и в десятые. Се годняшние семиклассники и девятиклассники уже прохо дят конкурсный отбор. Туда же пойдут воспитанники снецклассов — выпускники будущего года. Будущие электромехани ки, * судомеханики, судово дители сдают физику, мате матику, русский язык , анг лийский. У технологов те же предметы, только вместо фи зики — химия. Второй этап отбора претендентов — кон курс табелей семиклассников и свидетельств об окончании неполной средней школы уча щихся 9-х классов. Зачис ление в лицей состоится 14 июня. И ЧЕЛОВЕКОМ БЫ Т Ь О БЯ ЗАН В идеале преподаватель объясняет Татьяна Викторов на, — чтобы ребенок рас крылся, был откровенен, делился своей бедой, а мо жет, п критиковал преподава теля. С такими ребятами, от стаивающими свою позицию, работать сложно, но интерес но. II надо, чтобы воспита нием мальчиков занимались представители сильного по- чтооы в лицее у чнтелей-му ж- ла, .хотелось, было больше чин». Конечно, в подборе кад ров, как- и в процессе всту пительных экзаменов, есть элементы лотереи, всего не предусмотришь. Поэтому по началу будут брать работни ков на договорной основе: если станет очевидно, что учитель не смог найти обще го языка с ребятами, па сле дующий год сто контракт продлен не будет. СБЫВАЕТСЯ МЕЧТА УЧИТЕЛЯ В свою очередь лицей обязан создать условия для творчества учителя. Плани руется, что в его классах будет не больше 25 человек, а по отдельным предметам и эти немногочисленные кол лективы должны делиться па группы по 1 0— 12 ребят. Сбывается давняя мечта учи теля: ведь только при таком условии можно установить прочный контакт с каждым подопечным. ка и помогать ему учиться, например планировать учеб ную работу. Хотелось, чтобы этим занимались люди, имею щие психологическое образо вание. Задумано, что, особенно в старших классах, ребята будут работать по индивиду альным планам, то есть каж дый должен сам решить, сколько времени ему потре буется для усвоения того или иного предмета: может, скажем, четыре месяца, а может, хватит и трех. Нуяс но научить человека рабо тать самостоятельно, без это го обучение в лицее и даль ше, в училище, невозможно. И, конечно, постоянно бу дет идти поиск новых мето дик-, оригинальных техноло гий обучения. Морской ли цей станет своеобразной экс периментальной площадкой, где будет проводиться апро бация’ новых программ и учебников. Недаром в этом учебном заведении вводится должность заместителя ди ректора по научной работе. БЛЕСК И НИЩЕТА Планы замечательные , но, может, они не по средствам? Не будем вас разочаровы вать. v Отдел народного обра зования, Октябрьский райис полком дают необходимую сумму, а МВИМУ — и обору дование, чтобы морской лицей имел неплохую материаль ную базу. Но одного 5того, конечно, мало. Надо бы со здать в учебном заведении н интерьер. Давайте помечта ем: уютные холлы, где бы ребята могли отдохнуть, по слушать музыку, кресла в ({зоне — пусть чувствуют, что к ним относятся, как к взрослым, уважаемым лю дям. II столовая, ни в коем случае не напоминающая об щепитовскую. На столах ска терти и обеденные приборы не только по большим празд никам — каждый день. В быту лицеистов не дол жно быть мелочей, воспиты вать будет даже внешний вид учителя, пусть он оде нется «по гражданке*, глав ное — со вкусом. Иное дело ученики. . Им хотят сшить форму, чтобы отличались от других детей, что-то похожее па френч с «золотыми» пуговицами. Идея хорошая, по из-за. па шей бедности и бесхозяйст венности трудно осуществи мая. А вдруг найдется доб рый человек и поможет? Ведь по положению лицей могут финансировать не только государственные уч реждения, но и кооперативы и даже частные лица. Если они объявятся , можно со здать попечительский совет, представители которого бу дут входить в совет лицея, а стало быть, принимать ре альное участие в сто жизни. ОДИН — ЗА ВСЕХ, И ВСЕ — ЗА ОДНОГО Не удержусь от искуше ния вспомнить о лицее, вос питавшем Пушкина. На то есть причины. В прошлом году вновь создан союз ли цеистов, считающий своим главным днем 19 октября — день открытия Царскосель ского лицея. Почему? Надо помнить о главном: из доре волюционных лицеев выхо дили высокообразованные и культурные люди — духов ный и интеллектуальный по тенциал России. Так же, как далеких пред шественников, наших юных современников будут учить изящным наукам: хореогра фии, сценическому мастерст ву, риторике... Ж. МИХАИЛОВСКАЯ. 31мая191 года 12 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz