Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

Молодым~ikptm, заслуженным~почет! На флоте пополнение В NOPE ВДШИ ПУТИ В зеле музея Мурманского тралового флота празднично, ли­ ца ребят слегка взволнованы. Оно и понятно — сегодня они получат первый в своей жизни документ, подтверждающий пра­ во на нелегкую работу в море в качестве матроса М класса и специалиста по спасательным шлюпкам и плотам. 24 человека, закончив учебно-курсовой комбинат АРП «Сев- рыба», получили направление на суда «Мурманрыбпрома», тем самым связали свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Стре­ мясь сделать этот день памятным для начинающих рыбаков, культбаза плавсостава «Мурманрыбпрома» пригласила на вру­ чение свидетельств об окончании курсов ветерана флота Семе­ на Пименовича Кондюкова, мурманских поэтов Якова Черкас­ ского и Владимира Смирнова; администрацию флота. Выступая перед парнями с напутственной речью, Семен Пи­ менович позавидовал доброй завистью ребятам, вспомнив, на каких судах и в каких тяжелых условиях пришлось начинать ему свою работу. Стихи, прочитанные поэтами ребятам,, были о любви к морю, к женщине, к Родине. Море знают иные По книгам да по экрану. Думают, это хмельные Парни у ресторана. «к Ъ h А море — это работа, Рыбаг корабль, роба... По настроению ребят чувствовалось — море они любят и * работе не подведут. Многие из ребят закончили курсы с оцен­ кой «отлично». Заместитель начальника отдела кадров «Мурман- рыбпрома» Л. Семенов выразил уверенность, что выпускники курсов будут достойной сменой ветеранам и умножат традиции флота. А. ДРАЧУК. Праздник окончен. ш ш ш ш Фото 6. БАСОВА . КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЕИ, А ЧЕЛОВЕК УЧЕНЬЕМ Многие мурманские мальчишки мечтают о море. «Вот выра­ стешь, говорят такому сыну родители, — пойдешь учиться в мореходку». Но, оказывается, можно всерьез готовиться к ры­ бацкой профессии и в школьные годы. Впрочем, обо всем по порядку. УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ Директор морского техни­ ческого лицея Татьяна Вик­ торовна Яруткина сетует, что в сутках только 24 "ча ­ са — хронически не хватает времени. Сейчас идет ре­ монт бывшей 14-й школы, куда 1 сентября войдут лицеи­ сты. Но если бы только хо­ зяйственные заботы! Уже те ­ перь нужно заложить осно­ ву учебного заведения ,, при­ званного стать альтернати­ вой типовой средней школе, которая, по мнению боль­ шинства учителей, зашла в тупик. У будущего лицея два родителя: МВИМУ и .двена­ дцатая мурманская школа. Сначала наш были созданы специализированные морские классы, теперь — следую­ щий шаг. Цель лицея — углублен­ ная подготовка по предме­ там естсственио-ма темат 11 че- cl«ого цикла и ранняя про­ фессиональная ориентация на морские специальности. Л поскольку время узких тех­ нарей прошло, предусмотре­ ло углубленное изучение ан­ глийского и испанского я зы ­ ков, вводятся и дополнитель­ ные предметы, каких пет в обычной школе, например математическая логика. И обязательно должен быть особый микроклимат, без которого не воспитаешь образованного и порядочно­ го человека. «Я смотрю па наши спецклассы, — гово­ рит Татьяна Викторовна, — их воспитанников объединя­ ют не только любовь к мор­ ской профессии, огромное желание учиться, но и чувст­ во товарищества, словно их связьшает незримая нить:>. Морские классы занимают­ ся В здании высшей море­ ходки, где, как говорится, и стены помогают. Попятно, что пикто не хочет уходить из них. Если мальчишке здесь трудно учиться, он ка ­ рабкается изо всех сил, что­ бы остаться в своем коллек­ тиве, а товарищи ему в этом помогают. И вообще ребята говорят; *Не хотим в обыч­ ную школу, нам здесь инте­ ресно^. КТО СЧАСТЛИВЧИК? Скажем прямо — мор­ ской лицей будет готовить техническую элиту. И бо­ яться этого не нужно. Хва­ тит ориентироваться на сред­ него ученика, то есть на по­ средственность, пора дать дорогу одаренному. лицея должен быть таким, каким мы хотели бы видеть наших взрослых детей, че­ ловеком, обладающим широ­ ким кругозором и большой культурой. А если коротко, он должен быть добрым про­ фессионалом. Значит, педаго­ гу надо уметь понимать ду­ шу ребенка, смотреть па не­ го как па равного, по подав­ лять своим авторитетом, а быть другом, советчиком. Суть отношении учителя с учеником примерно такова: я — знаю, ты пока не зна­ ешь. давай отправимся вме­ сте и путь познания. «Мы стремимся к т о м у ,— I Гагрузка преподавателя лицея — 18 часов, из них три отводятся на научную и исследовательскую работу. Более сложная педагогиче­ ская задача требует и мате­ риального стимула — опла­ та его труда на 15 процен­ тов выше, чем в обычной школе. Кроме того, в штат лицея вводятся дополнитель­ ные должности психолога, методиста, воснптателя-кура- тора. Значит, у ♦предметни­ ка» будут хорошие помощ­ ники. Он будет заниматься своим прямым делом: давать знания, а куратор должен следить за развитием робей- Кто сменит ветеранов? Таких ребят и поможет отобрать конкурс, а он, в зависимости от факультета , от пяти до семи человек па место. Что ж, будет у наших детей, мечтающих о про­ фессии морского инженера, стимул для хорошей учебы. Пусть знают, что выйти в люди молено, только опира­ ясь па собственные силы. Лопал в лицей — получа­ ешь преимущество: после его окончания в -желанный вуз тебя возьмут без вступитель­ ных экзаменов. В этом году морской ли­ це!! набирает ребят в вось­ мые классы и в десятые. Се­ годняшние семиклассники и девятиклассники уже прохо­ дят конкурсный отбор. Туда же пойдут воспитанники снецклассов — выпускники будущего года. Будущие электромехани­ ки, * судомеханики, судово­ дители сдают физику, мате­ матику, русский язык , анг­ лийский. У технологов те же предметы, только вместо фи­ зики — химия. Второй этап отбора претендентов — кон­ курс табелей семиклассников и свидетельств об окончании неполной средней школы уча­ щихся 9-х классов. Зачис ­ ление в лицей состоится 14 июня. И ЧЕЛОВЕКОМ БЫ Т Ь О БЯ ЗАН В идеале преподаватель объясняет Татьяна Викторов­ на, — чтобы ребенок рас­ крылся, был откровенен, делился своей бедой, а мо­ жет, п критиковал преподава­ теля. С такими ребятами, от­ стаивающими свою позицию, работать сложно, но интерес­ но. II надо, чтобы воспита­ нием мальчиков занимались представители сильного по- чтооы в лицее у чнтелей-му ж- ла, .хотелось, было больше чин». Конечно, в подборе кад­ ров, как- и в процессе всту­ пительных экзаменов, есть элементы лотереи, всего не предусмотришь. Поэтому по­ началу будут брать работни­ ков на договорной основе: если станет очевидно, что учитель не смог найти обще­ го языка с ребятами, па сле ­ дующий год сто контракт продлен не будет. СБЫВАЕТСЯ МЕЧТА УЧИТЕЛЯ В свою очередь лицей обязан создать условия для творчества учителя. Плани­ руется, что в его классах будет не больше 25 человек, а по отдельным предметам и эти немногочисленные кол­ лективы должны делиться па группы по 1 0— 12 ребят. Сбывается давняя мечта учи­ теля: ведь только при таком условии можно установить прочный контакт с каждым подопечным. ка и помогать ему учиться, например планировать учеб­ ную работу. Хотелось, чтобы этим занимались люди, имею­ щие психологическое образо­ вание. Задумано, что, особенно в старших классах, ребята будут работать по индивиду­ альным планам, то есть каж ­ дый должен сам решить, сколько времени ему потре­ буется для усвоения того или иного предмета: может, скажем, четыре месяца, а может, хватит и трех. Нуяс­ но научить человека рабо­ тать самостоятельно, без это­ го обучение в лицее и даль­ ше, в училище, невозможно. И, конечно, постоянно бу­ дет идти поиск новых мето­ дик-, оригинальных техноло­ гий обучения. Морской ли­ цей станет своеобразной экс­ периментальной площадкой, где будет проводиться апро­ бация’ новых программ и учебников. Недаром в этом учебном заведении вводится должность заместителя ди­ ректора по научной работе. БЛЕСК И НИЩЕТА Планы замечательные , но, может, они не по средствам? Не будем вас разочаровы­ вать. v Отдел народного обра­ зования, Октябрьский райис­ полком дают необходимую сумму, а МВИМУ — и обору­ дование, чтобы морской лицей имел неплохую материаль­ ную базу. Но одного 5того, конечно, мало. Надо бы со­ здать в учебном заведении н интерьер. Давайте помечта­ ем: уютные холлы, где бы ребята могли отдохнуть, по­ слушать музыку, кресла в ({зоне — пусть чувствуют, что к ним относятся, как к взрослым, уважаемым лю­ дям. II столовая, ни в коем случае не напоминающая об­ щепитовскую. На столах ска­ терти и обеденные приборы не только по большим празд­ никам — каждый день. В быту лицеистов не дол­ жно быть мелочей, воспиты­ вать будет даже внешний вид учителя, пусть он оде­ нется «по гражданке*, глав­ ное — со вкусом. Иное дело ученики. . Им хотят сшить форму, чтобы отличались от других детей, что-то похожее па френч с «золотыми» пуговицами. Идея хорошая, по из-за. па­ шей бедности и бесхозяйст­ венности трудно осуществи­ мая. А вдруг найдется доб­ рый человек и поможет? Ведь по положению лицей могут финансировать не только государственные уч­ реждения, но и кооперативы и даже частные лица. Если они объявятся , можно со­ здать попечительский совет, представители которого бу­ дут входить в совет лицея, а стало быть, принимать ре­ альное участие в сто жизни. ОДИН — ЗА ВСЕХ, И ВСЕ — ЗА ОДНОГО Не удержусь от искуше­ ния вспомнить о лицее, вос­ питавшем Пушкина. На то есть причины. В прошлом году вновь создан союз ли­ цеистов, считающий своим главным днем 19 октября — день открытия Царскосель­ ского лицея. Почему? Надо помнить о главном: из доре­ волюционных лицеев выхо­ дили высокообразованные и культурные люди — духов­ ный и интеллектуальный по­ тенциал России. Так же, как далеких пред­ шественников, наших юных современников будут учить изящным наукам: хореогра­ фии, сценическому мастерст­ ву, риторике... Ж. МИХАИЛОВСКАЯ. 31мая191 года 12 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz