Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

А—'.—- •Нет тишины на Ттом океане •*v f V i:! ? ; Т Г Т Г» РТМК-с «Василий Лозозский»* ошзар- тозался к ТР «Мотозский зализ»». Оке­ ан бушевал. Могучие волны подкиды­ вали два громадных судна, то сталки­ вали их, и тогда связки огромных кранцев сплющивались, стонали, скри­ пели, вскрикивали, словно от невыно­ симой боли; то разводили судз на волне в разные стороны, и тогда же­ лезные и толстые капронозые тросы натягивались до предела. Казалось, еще миг, еще один порыв аетрз — и они лопнут как нитки... Но мне надо на «Мотозский зализ». Крепко зажмурившись, зцепизшись s трубу в центре корзины, я на миг зазисаю над бушующим морем, при­ открываю глаз, тут же з ужасе захло­ пываю его и через секунду плазно «приземляюсь» на палубе транспорта. В каюте капитана-директора Пазла Алексеевича Кручинина тихо, уютно. И то, что я только что видела, и то, что негромко рассказывает капитан, не вяжется с этим спокойным уютом. А слышу я следующее: — Прекратились поставки с союзных зазодоз тросов, капрона, кранцез. Вот сейчас вышли в рейс, не получиз ни одной бухты капрона, ни одной бухты стального троса. А на море видите, что делается? — Вижу. Вот-вот тросы порвутся... — И нечем заменить. И у тралфло- товцеа не хватает ваеров, тех же тро­ сов. Нищие. Раньше горезали, что нет покрасочных материалов, их и сейчас нет. Да уж ладно, терпим, что паро­ ход ржавый. Но, смотрите, семь тро­ сов завели, а они ведь перетираются. Нет шкентелей. Как работать! Вы же знаете, что у нас за рейс более 30 судоподходов. Как отвечать за без­ опасность мореплавания! За жизнь лю­ дей! Я сегодня разговаривал с наши­ ми судами, на «Тамбове», «Памяти Ки­ рова» та же беда. У нас рейса на два, может, хватит, а там... ...На БМРТ «Виктор Стрельцов» слу­ шаю рассказ первого помощника ка­ питана Николая Григорьевича Панчен­ ко: — Труб нет, металла нет. Для того чтобы иметь пресную воду, надо, что­ бы работал опреснитель, а для этого нужно заменить половину труб. Их нет. Пьют ребята ржавую воду, ры­ жим становится белье... Прерву рассказ Николая Григорь­ евича и процитирую отчет капитана-ди- ректоро Яко»а Александровича Лысо­ го: «4 феараля вышел из строя под­ шипник газовой части турбины, вслед­ ствие чего судно было выаедено из рабочего состояния. С БМРТ «Алек­ сандр Грязное» взяли новый подшип­ ник, с БМРТ «Сергей Коршунович» — уплотнительную втулку (с миру по нит­ ке, сзоего-то ничего нет! — И. Б.) Од­ на турбина работала с наддувом 0,5, после полной ревизии турбины уда- лось поднять наддув до 1,05. Но тем­ пература за ГТН и по цилиндрам на­ ходилась на пределе 440—460 граду­ сов, в связи с чем скорость хода с тралом снизилась до 4—4,2 узла.., что для ЮВТО явно недостаточно. ...На ремонте турбины потеряно 10 суток промыслового времени». Да кто же g этим считаться-то бу­ дет! План — закон. А то, что моря­ ки сами сделали заводскую работу, то, что в «ревущих сороковых» широ­ тах собирали кто что подаст и, рис­ куя, занимались ремонтом, кого это волнует, кроме самих моряков! Что добавить к сказанному? Ведь у тех, кто занимается снабжением судов, будет весомое оправдание: разба­ лансирована экономика страны, от­ сутствует дисциплина поставок, а мер­ кантильные соображения многих изго­ товителей — лучше продавать продук­ цию за доллары, чем за «деревян­ ные», — еще более осложняют про­ блему и т. д. То есть вполне убеди­ тельные доводы. Но. Повторюсь: если не можешь снабдить судно, экипаж всем необходи­ мым — или уволься или же не выпус­ кай судно в море. А план? — скажут нам. Ну что ж, давайте ставить под угрозу жизнь лю­ дей во имя плана! Кстати, знаете ли вы, как формиру­ ется план? Пример с БМРТ «Сергей Коршунович»: в 1988 году надо было изготовить всего 10 килограммоз в сутки филе, в следующем рейсе за­ планировано уже 100, поработали в зо­ не Перу — стало 200 килограммов, а сейчас — три тонны! Вернемся на БМРТ «Виктор Стрель­ цов». Рыбофабрика здесь выполнена в основном из алюминия, а он в мор­ ской воде коррозируется. Опять же информация не для слабонервных: за­ бивка морозильных шкафов и выбив­ ка продукции из противней ведется вручную, с «помощью» рычага. Ставят на эту операцию самых сильных ре­ бят, и те после трех часоз работы — без рук. Думаете, на судах не ломают голо­ вы над тем, как облегчить труд моря­ ка? Еще как думают. А знаете, сколь­ ко платят за рацпредложение? Аж 10 рублей! Да еще не больно-то слуша­ ют судового Кулибина, мол, чего ты там напридумывал, лишнюю работу нам задаешь. Механик-наладчик БМРТ «Виктор Стрельцов» Валерий Васильевич Ми- хайленко рад возможности хоть кому- то зысказать свои мысли, выкладыва­ ет передо мной горы тетрадок, схем, бумаг! ба режется не пополам, а так, как на­ до, то есть срезается необходимый минимум. Понятно, при столь скудных уловах, которые сейчас в ЮВТО, надо бы экономить каждый грамм ценного сырья. Однако на заводе до этого не додумались. В результате почти поло­ вина сырья идет в отходы. Кого же это тревожит? Тех, кто на той машине работает. Впрочем, сам В. В. Михай- ленко сказал мне, что, будь из чего, сам бы сделал ту автоматику. Как жаль, что на рационализацию у нас смотрят, как на забаву моряков. А если бы все специалисты управле­ ния задумались над этим... Ну ладно, это — довольно старый траулер. А вот совершенно новый, с иголочки, то бишь со стапелей, РТМК-с «Василий Лозовский», который ухо­ дил во второй в своей жизни рейс, когда я там появилась. Уж тут-то, ду­ маю, без проблем! Вовсе нет. Говорит механик-наладчик Владимир Сергеевич Дроздоз: — Обеспечивают нас запчастями АВОСЬ НЕ УТОНЕН! Если перефразировать известный спор некрасовских мужиков на те­ му «Кому живется весело, воль­ готно на Руси?» , перенести спор в салоп траулера, спросив «Кому хуже всех живется на судне?», от­ вет будет таким: инженеру, спе­ циалисту. Потому как безоружен он. Нет 311Па. Нечем ремонтиро­ вать, смазывать, крепить и т. д. И если и раньше, и раньше ЗИП был дефицитом, то сегодня положение на флоте в этом плане вооСмце не­ выносимое. Я бы вообще попросила слабо­ нервных просто не читать эту стагыо , имею в виду жен моря­ ков. Вдруг распахнете руки у две­ ри: «Не пущу в море!», а в ре­ зультате некому будет рыбу до­ бывать. Говорю это полушутя, но считаю своим долгом объяснить всю правду. — Сколько я писал, предлагал. «От­ клонено», отвечают. Ой, сколько было мороки, пока произвели в РМУ мо­ дернизацию пневмоклапана! У меня около 60 предложений. ▲ в службе говорят: «Когда у вас что-то ломается, вы сами делаете, в потом пишете как рацпредложение. Хотя у вас просто не было другого выхода». Поняли, как надо «десяточки» эко­ номить? Такую вот мудреную фразу произнесли — и у очередного рацио­ нализатора полрейса будет голова кружиться, пытаясь осмыслить услы­ шанное. Валерий Васильевич продолжает рассказ: — Изменили мы расположение при­ жимных роликов в машине «Фарш- 4-500» и стали вместо 60—S0 тонн выпускать до 250 тонн без смены лен­ ты машины. Это впервые в объедине­ нии. Сделали новый привод к фарше- вой машине — 2 года горя не знаем, а раньше привода на рейс не хвата­ ло. Еще один пример. Стоят в натяж­ ном барабане два шарикоподшипника. Каждый, если купить, — 6,5 доллара (сейчас вдвое больше), да к каждому — манжеты за валюту, да дефицитную смазку надо. Валерий Васильевич при­ думал вместо этой премудрости тек­ столитовую втулочку. Установил ее и на филейной линии, и на фаршевой — на десяти механизмах. Было это еще в 1989 году. И по сей день стоят, ни смазки не требуют, ни дополнитель­ ной работы. Написал, что вот, мол, рацпредложение. Отклонили. Знако­ мые ребята-наладчики переняли, ко­ нечно. Ценить бы такие головы, платить им за то, что среди бесконечного дефи­ цита находят выход и продлевают жизнь механизмам. Ведь без их свет­ лых умов и поистине золотых рук сколько оборудования стояло бы без­ жизненными монументами. Не говоря уж о том, сколько здоровья, нервов сберегли они морякам своими «рацу- хами». Дать бы им хоть какой-то вспо­ могательный материал! Но его нет. Да сколько же можно жить с этим «нет»! Или другой пример. Приходит с за­ вода рыборазделочная машина, весь­ ма хорошая по техническим парамет­ рам. Но у нее в отличие от баадероа- ской машины нет автоматического аы- стаза рыбы, благодаря которому ры­ процентов на 60. Не более. Покупать вв границей — дорого. Ведь фирме невыгодно изготавливать и доставлять детали, если они в одном—двух экземплярах. Была бы валюта, закупи­ ли бы некоторых деталей побольше, пусть бы хранились на судне. А в на­ шей стране — фондов нет. «Севрем- маш» мог бы изготовить для нас не­ которые механизмы и детали из не­ ржавеющей стали, но коль у нас ма­ лы фонды, все это уходит на обору­ дование атомных электростанций. Кстати, о металле. Только часть всех узлов и механизмов выполнена у нас из нержавеющей стали, остальное — алюминиевые сплавы, которые не рас­ считаны на воздействие морской воды, поэтому рассыпаются, выходят из строя. Думаю, при таком положении вещей года через четыре проблема станет неразрешимой. Посмотрите, какие прекрасные комп­ лексы стоят для разделки, филетиро- вания рыбы. Но запчастей для них нет. И если» пока судну нет года, об­ ходимся собственными силами, то че­ рез пару лет обьем работ увеличится в два—четыре раза. А ведь мы сей­ час сами могли бы много сделать, но ЗИПа нет. Слово — старшему механику «Васи­ лия Лозовского» Анатолию Васильеви­ чу Богословскому: — ЗИП и еще раз ЗИП! Это самое больное место. Дают минимум. На РТМК-с «Захар Сорокин» случилась неприятность, и мы отдали им цилинд­ ровую крышку от главного двигателя. Теперь, не дай бог, что-нибудь у нас — все. Мы отремонтировали другую у себя, но ремонт этот символический, крышка стоять не будет, так как в со­ став чугуна входят такие легирующие добавки, которые сваривать нельзя. На приемке судна мы взяли все, что дали судостроители, а крышек у них не было. Средств на ремонт выделяется очень мало. Сейчас закупили распыли­ тель для вспомогательного двигателя, две плунжерные пары для главного двигателя {каждая три с лишним тыся­ чи долларов]. Стоим на очереди за­ купить шесть распылителей для глав­ ного двигателя, но пока их привезут из Европы, пока доставят на промы­ сел... Конечно, рейс отмучаемся, пе­ реживем, наверное, а вдруг отказ! Вся суть-то в том, что необходимо за­ получить «добро» от береговых наших служб (один распылитель — 350 дол­ ларов, а надо шесть штук), когда-то придет от них ответ! Еще одна проблема: поскольку суд- но на гарантии, мы обязаны исполь­ зовать те сорта масла, которые реко­ мендует завод-изготовитель. Да, мы можем работать на Других сортах. По­ ка не случится авария. Тогда никакой суд меня не оправдает. Ну а условия, в которых работает машинная команда, вы сами видели. Видела. Новейшее судно (новей быть не может — года нет), а условия тру­ да механиков, мотористов, электро­ механиков — просто жуть! Грохот ра­ ботающих дизелей вдвое (!) сильней, чем на других судах. Наушники — чи­ сто символическая защита. Помните, старые читатели «Рыбного Мурмана», какая война началась, k J | ; да я, побывав на приемке первого у нас на бассейне «Моонзунда» — «Александра Косарева», писала о его конструктивных недостатках, заложен­ ных еще з проекте! А вот что говорит рефмашинист Александр Петрович Колбаса: — ЗИПа не хватает. (Опять та .ж е песня! — И. Б.). Нет запасных колец на маслонасос, приходится вытачивать из старья. Слава богу, сейчас приобрели американский аппарат для улавливания утечки фреона. А был такой громозд­ кий, в трюм с ним не залезешь, втро­ ем его к трансформатору подключали. Одно скажу: без- ЗИПа на любом па­ роходе, даже на таком новом, не жизнь, а мученье. Конечно, огромное счастье, я счи­ таю, что на РТМК-с «Василий Лозоз- ский» собрана команда на зависть всем: что не специалист — ас, мастер, матросы — большинство с солидным опытом. Траулер новый, да с такой командой можно ух как работать! Но... Об экономическо-психологических проблемах мы поговорим в следующий раз. О людях тоже. Сегодня только**- делах технических и снабженческих. Рассказывая о жизни на судне, по­ мощник капитана по производству БМРТ «Семен Лапшенков» объедине­ ния «Мурманрыбпром» Владимир Александрович Зайченко долго пере­ числял все то, что мешает успешной работе. Например, около года тому назад отправили из Японии ленты для фаршевых машин, без которых выпуск фарша невозможен. Но они, ленты эти, где-то затерялись в пути. Дилем­ ма: то ли бесконечно склеивать ста­ рые ленты, то ли вообще «завязать» с дорогостоящей продукцией. Можно очень долго говорить о том, что у нас плохо. Конечно, конкретных виновных мы не найдем. Как в изве­ стной юмореске А. Райкина — поточно­ конвейерный метод пошива одежды, так и у нас — снабжение судов нз предусматривает ответственности «от­ дельно взятого» Иванова, Петрова или Сидорова. Кто отправлял судно в рейс без самого необходимого? — Мы. Кто не смог (не захотел?) достать металл, трубы, тросы, краску и т. д. и т. п.? — Мы. Кто отвечает за безопасность мо­ реплавания, за здоровье людей? — .О, это они, мор° "и! Иногда такая «коллективная ответ­ ственность» ьриаодит к абсурду. Я рассказывала уже («РМ», 1991, № 9) о том, как снабдили в море два могу­ чих «Моонзунда» консервными банка­ ми. 150 тысяч банок на «Василии Ло­ зовском» и 143 тысячи на «Захаре Сорокине» оказались без крышек. Что это значит, я увидела на РТМК-с «Ва­ силий Лозовский»: 26 человек (кон­ сервная бригада) слонялась по судну без дела, нервничали ребята от вы­ нужденной безработицы, злились. Ле­ тел план, резко снижался показатель плана суточного выпуска стоимости товарной продукции. А что делать? Картоночкой банку с консервами не закроешь. Думаете, кто-то в этом виноват? Мы, конечно. То есть все. Или никто. И так во всем. Где выход? Не знаю. Думаю, или рынок продиктует свои законы, или все-таки подлинный хозрасчет заста­ вит и капитанов, и судовладельцев от­ казаться от порочной и очень опас­ ной практики выпускать суда в мс, ре, надеясь на «авось». Инна БЕРЕЗЮК. Тихий океан — Мурманск. 31мая 191 года рыбный мурма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz