Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
А—'.—- •Нет тишины на Ттом океане •*v f V i:! ? ; Т Г Т Г» РТМК-с «Василий Лозозский»* ошзар- тозался к ТР «Мотозский зализ»». Оке ан бушевал. Могучие волны подкиды вали два громадных судна, то сталки вали их, и тогда связки огромных кранцев сплющивались, стонали, скри пели, вскрикивали, словно от невыно симой боли; то разводили судз на волне в разные стороны, и тогда же лезные и толстые капронозые тросы натягивались до предела. Казалось, еще миг, еще один порыв аетрз — и они лопнут как нитки... Но мне надо на «Мотозский зализ». Крепко зажмурившись, зцепизшись s трубу в центре корзины, я на миг зазисаю над бушующим морем, при открываю глаз, тут же з ужасе захло пываю его и через секунду плазно «приземляюсь» на палубе транспорта. В каюте капитана-директора Пазла Алексеевича Кручинина тихо, уютно. И то, что я только что видела, и то, что негромко рассказывает капитан, не вяжется с этим спокойным уютом. А слышу я следующее: — Прекратились поставки с союзных зазодоз тросов, капрона, кранцез. Вот сейчас вышли в рейс, не получиз ни одной бухты капрона, ни одной бухты стального троса. А на море видите, что делается? — Вижу. Вот-вот тросы порвутся... — И нечем заменить. И у тралфло- товцеа не хватает ваеров, тех же тро сов. Нищие. Раньше горезали, что нет покрасочных материалов, их и сейчас нет. Да уж ладно, терпим, что паро ход ржавый. Но, смотрите, семь тро сов завели, а они ведь перетираются. Нет шкентелей. Как работать! Вы же знаете, что у нас за рейс более 30 судоподходов. Как отвечать за без опасность мореплавания! За жизнь лю дей! Я сегодня разговаривал с наши ми судами, на «Тамбове», «Памяти Ки рова» та же беда. У нас рейса на два, может, хватит, а там... ...На БМРТ «Виктор Стрельцов» слу шаю рассказ первого помощника ка питана Николая Григорьевича Панчен ко: — Труб нет, металла нет. Для того чтобы иметь пресную воду, надо, что бы работал опреснитель, а для этого нужно заменить половину труб. Их нет. Пьют ребята ржавую воду, ры жим становится белье... Прерву рассказ Николая Григорь евича и процитирую отчет капитана-ди- ректоро Яко»а Александровича Лысо го: «4 феараля вышел из строя под шипник газовой части турбины, вслед ствие чего судно было выаедено из рабочего состояния. С БМРТ «Алек сандр Грязное» взяли новый подшип ник, с БМРТ «Сергей Коршунович» — уплотнительную втулку (с миру по нит ке, сзоего-то ничего нет! — И. Б.) Од на турбина работала с наддувом 0,5, после полной ревизии турбины уда- лось поднять наддув до 1,05. Но тем пература за ГТН и по цилиндрам на ходилась на пределе 440—460 граду сов, в связи с чем скорость хода с тралом снизилась до 4—4,2 узла.., что для ЮВТО явно недостаточно. ...На ремонте турбины потеряно 10 суток промыслового времени». Да кто же g этим считаться-то бу дет! План — закон. А то, что моря ки сами сделали заводскую работу, то, что в «ревущих сороковых» широ тах собирали кто что подаст и, рис куя, занимались ремонтом, кого это волнует, кроме самих моряков! Что добавить к сказанному? Ведь у тех, кто занимается снабжением судов, будет весомое оправдание: разба лансирована экономика страны, от сутствует дисциплина поставок, а мер кантильные соображения многих изго товителей — лучше продавать продук цию за доллары, чем за «деревян ные», — еще более осложняют про блему и т. д. То есть вполне убеди тельные доводы. Но. Повторюсь: если не можешь снабдить судно, экипаж всем необходи мым — или уволься или же не выпус кай судно в море. А план? — скажут нам. Ну что ж, давайте ставить под угрозу жизнь лю дей во имя плана! Кстати, знаете ли вы, как формиру ется план? Пример с БМРТ «Сергей Коршунович»: в 1988 году надо было изготовить всего 10 килограммоз в сутки филе, в следующем рейсе за планировано уже 100, поработали в зо не Перу — стало 200 килограммов, а сейчас — три тонны! Вернемся на БМРТ «Виктор Стрель цов». Рыбофабрика здесь выполнена в основном из алюминия, а он в мор ской воде коррозируется. Опять же информация не для слабонервных: за бивка морозильных шкафов и выбив ка продукции из противней ведется вручную, с «помощью» рычага. Ставят на эту операцию самых сильных ре бят, и те после трех часоз работы — без рук. Думаете, на судах не ломают голо вы над тем, как облегчить труд моря ка? Еще как думают. А знаете, сколь ко платят за рацпредложение? Аж 10 рублей! Да еще не больно-то слуша ют судового Кулибина, мол, чего ты там напридумывал, лишнюю работу нам задаешь. Механик-наладчик БМРТ «Виктор Стрельцов» Валерий Васильевич Ми- хайленко рад возможности хоть кому- то зысказать свои мысли, выкладыва ет передо мной горы тетрадок, схем, бумаг! ба режется не пополам, а так, как на до, то есть срезается необходимый минимум. Понятно, при столь скудных уловах, которые сейчас в ЮВТО, надо бы экономить каждый грамм ценного сырья. Однако на заводе до этого не додумались. В результате почти поло вина сырья идет в отходы. Кого же это тревожит? Тех, кто на той машине работает. Впрочем, сам В. В. Михай- ленко сказал мне, что, будь из чего, сам бы сделал ту автоматику. Как жаль, что на рационализацию у нас смотрят, как на забаву моряков. А если бы все специалисты управле ния задумались над этим... Ну ладно, это — довольно старый траулер. А вот совершенно новый, с иголочки, то бишь со стапелей, РТМК-с «Василий Лозовский», который ухо дил во второй в своей жизни рейс, когда я там появилась. Уж тут-то, ду маю, без проблем! Вовсе нет. Говорит механик-наладчик Владимир Сергеевич Дроздоз: — Обеспечивают нас запчастями АВОСЬ НЕ УТОНЕН! Если перефразировать известный спор некрасовских мужиков на те му «Кому живется весело, воль готно на Руси?» , перенести спор в салоп траулера, спросив «Кому хуже всех живется на судне?», от вет будет таким: инженеру, спе циалисту. Потому как безоружен он. Нет 311Па. Нечем ремонтиро вать, смазывать, крепить и т. д. И если и раньше, и раньше ЗИП был дефицитом, то сегодня положение на флоте в этом плане вооСмце не выносимое. Я бы вообще попросила слабо нервных просто не читать эту стагыо , имею в виду жен моря ков. Вдруг распахнете руки у две ри: «Не пущу в море!», а в ре зультате некому будет рыбу до бывать. Говорю это полушутя, но считаю своим долгом объяснить всю правду. — Сколько я писал, предлагал. «От клонено», отвечают. Ой, сколько было мороки, пока произвели в РМУ мо дернизацию пневмоклапана! У меня около 60 предложений. ▲ в службе говорят: «Когда у вас что-то ломается, вы сами делаете, в потом пишете как рацпредложение. Хотя у вас просто не было другого выхода». Поняли, как надо «десяточки» эко номить? Такую вот мудреную фразу произнесли — и у очередного рацио нализатора полрейса будет голова кружиться, пытаясь осмыслить услы шанное. Валерий Васильевич продолжает рассказ: — Изменили мы расположение при жимных роликов в машине «Фарш- 4-500» и стали вместо 60—S0 тонн выпускать до 250 тонн без смены лен ты машины. Это впервые в объедине нии. Сделали новый привод к фарше- вой машине — 2 года горя не знаем, а раньше привода на рейс не хвата ло. Еще один пример. Стоят в натяж ном барабане два шарикоподшипника. Каждый, если купить, — 6,5 доллара (сейчас вдвое больше), да к каждому — манжеты за валюту, да дефицитную смазку надо. Валерий Васильевич при думал вместо этой премудрости тек столитовую втулочку. Установил ее и на филейной линии, и на фаршевой — на десяти механизмах. Было это еще в 1989 году. И по сей день стоят, ни смазки не требуют, ни дополнитель ной работы. Написал, что вот, мол, рацпредложение. Отклонили. Знако мые ребята-наладчики переняли, ко нечно. Ценить бы такие головы, платить им за то, что среди бесконечного дефи цита находят выход и продлевают жизнь механизмам. Ведь без их свет лых умов и поистине золотых рук сколько оборудования стояло бы без жизненными монументами. Не говоря уж о том, сколько здоровья, нервов сберегли они морякам своими «рацу- хами». Дать бы им хоть какой-то вспо могательный материал! Но его нет. Да сколько же можно жить с этим «нет»! Или другой пример. Приходит с за вода рыборазделочная машина, весь ма хорошая по техническим парамет рам. Но у нее в отличие от баадероа- ской машины нет автоматического аы- стаза рыбы, благодаря которому ры процентов на 60. Не более. Покупать вв границей — дорого. Ведь фирме невыгодно изготавливать и доставлять детали, если они в одном—двух экземплярах. Была бы валюта, закупи ли бы некоторых деталей побольше, пусть бы хранились на судне. А в на шей стране — фондов нет. «Севрем- маш» мог бы изготовить для нас не которые механизмы и детали из не ржавеющей стали, но коль у нас ма лы фонды, все это уходит на обору дование атомных электростанций. Кстати, о металле. Только часть всех узлов и механизмов выполнена у нас из нержавеющей стали, остальное — алюминиевые сплавы, которые не рас считаны на воздействие морской воды, поэтому рассыпаются, выходят из строя. Думаю, при таком положении вещей года через четыре проблема станет неразрешимой. Посмотрите, какие прекрасные комп лексы стоят для разделки, филетиро- вания рыбы. Но запчастей для них нет. И если» пока судну нет года, об ходимся собственными силами, то че рез пару лет обьем работ увеличится в два—четыре раза. А ведь мы сей час сами могли бы много сделать, но ЗИПа нет. Слово — старшему механику «Васи лия Лозовского» Анатолию Васильеви чу Богословскому: — ЗИП и еще раз ЗИП! Это самое больное место. Дают минимум. На РТМК-с «Захар Сорокин» случилась неприятность, и мы отдали им цилинд ровую крышку от главного двигателя. Теперь, не дай бог, что-нибудь у нас — все. Мы отремонтировали другую у себя, но ремонт этот символический, крышка стоять не будет, так как в со став чугуна входят такие легирующие добавки, которые сваривать нельзя. На приемке судна мы взяли все, что дали судостроители, а крышек у них не было. Средств на ремонт выделяется очень мало. Сейчас закупили распыли тель для вспомогательного двигателя, две плунжерные пары для главного двигателя {каждая три с лишним тыся чи долларов]. Стоим на очереди за купить шесть распылителей для глав ного двигателя, но пока их привезут из Европы, пока доставят на промы сел... Конечно, рейс отмучаемся, пе реживем, наверное, а вдруг отказ! Вся суть-то в том, что необходимо за получить «добро» от береговых наших служб (один распылитель — 350 дол ларов, а надо шесть штук), когда-то придет от них ответ! Еще одна проблема: поскольку суд- но на гарантии, мы обязаны исполь зовать те сорта масла, которые реко мендует завод-изготовитель. Да, мы можем работать на Других сортах. По ка не случится авария. Тогда никакой суд меня не оправдает. Ну а условия, в которых работает машинная команда, вы сами видели. Видела. Новейшее судно (новей быть не может — года нет), а условия тру да механиков, мотористов, электро механиков — просто жуть! Грохот ра ботающих дизелей вдвое (!) сильней, чем на других судах. Наушники — чи сто символическая защита. Помните, старые читатели «Рыбного Мурмана», какая война началась, k J | ; да я, побывав на приемке первого у нас на бассейне «Моонзунда» — «Александра Косарева», писала о его конструктивных недостатках, заложен ных еще з проекте! А вот что говорит рефмашинист Александр Петрович Колбаса: — ЗИПа не хватает. (Опять та .ж е песня! — И. Б.). Нет запасных колец на маслонасос, приходится вытачивать из старья. Слава богу, сейчас приобрели американский аппарат для улавливания утечки фреона. А был такой громозд кий, в трюм с ним не залезешь, втро ем его к трансформатору подключали. Одно скажу: без- ЗИПа на любом па роходе, даже на таком новом, не жизнь, а мученье. Конечно, огромное счастье, я счи таю, что на РТМК-с «Василий Лозоз- ский» собрана команда на зависть всем: что не специалист — ас, мастер, матросы — большинство с солидным опытом. Траулер новый, да с такой командой можно ух как работать! Но... Об экономическо-психологических проблемах мы поговорим в следующий раз. О людях тоже. Сегодня только**- делах технических и снабженческих. Рассказывая о жизни на судне, по мощник капитана по производству БМРТ «Семен Лапшенков» объедине ния «Мурманрыбпром» Владимир Александрович Зайченко долго пере числял все то, что мешает успешной работе. Например, около года тому назад отправили из Японии ленты для фаршевых машин, без которых выпуск фарша невозможен. Но они, ленты эти, где-то затерялись в пути. Дилем ма: то ли бесконечно склеивать ста рые ленты, то ли вообще «завязать» с дорогостоящей продукцией. Можно очень долго говорить о том, что у нас плохо. Конечно, конкретных виновных мы не найдем. Как в изве стной юмореске А. Райкина — поточно конвейерный метод пошива одежды, так и у нас — снабжение судов нз предусматривает ответственности «от дельно взятого» Иванова, Петрова или Сидорова. Кто отправлял судно в рейс без самого необходимого? — Мы. Кто не смог (не захотел?) достать металл, трубы, тросы, краску и т. д. и т. п.? — Мы. Кто отвечает за безопасность мо реплавания, за здоровье людей? — .О, это они, мор° "и! Иногда такая «коллективная ответ ственность» ьриаодит к абсурду. Я рассказывала уже («РМ», 1991, № 9) о том, как снабдили в море два могу чих «Моонзунда» консервными банка ми. 150 тысяч банок на «Василии Ло зовском» и 143 тысячи на «Захаре Сорокине» оказались без крышек. Что это значит, я увидела на РТМК-с «Ва силий Лозовский»: 26 человек (кон сервная бригада) слонялась по судну без дела, нервничали ребята от вы нужденной безработицы, злились. Ле тел план, резко снижался показатель плана суточного выпуска стоимости товарной продукции. А что делать? Картоночкой банку с консервами не закроешь. Думаете, кто-то в этом виноват? Мы, конечно. То есть все. Или никто. И так во всем. Где выход? Не знаю. Думаю, или рынок продиктует свои законы, или все-таки подлинный хозрасчет заста вит и капитанов, и судовладельцев от казаться от порочной и очень опас ной практики выпускать суда в мс, ре, надеясь на «авось». Инна БЕРЕЗЮК. Тихий океан — Мурманск. 31мая 191 года рыбный мурма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz