Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

Древние говорили, vino мир делится иа тех, юно мертв, на тех, кто жив, и на тех, кто 6море. В воскресенье — Троицын день! И » Праздник Святой Троицы иначе называется Пятидесятни­ цею, потому что сошествие Святого Духа на апостолов со­ вершилось в пятидесятый день после Воскресения Христова. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество — и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, сошедшего на апостолов и запечат­ левшего новый — вечный — завет Бога с человеком. Из книги Деянии апостольских, входящей в состав Свя­ щенного Писания — Библии, мы узнаем, что в десятый день но вознесении Иисуса Христа, во время иудейского Праздни­ ка Пятидесятницы, в третьем часу дня, когда народ обыкно­ венно собирался для молитвы и жертвоприношения, ученики Христовы собрались в горнице на горе Сионской и услыша ­ ли внезапный, нисходящий с небес шум, подобный шуму сильного ветра. Этот шум наполнил весь дом. «пдеже б’лху седяще» , и в то же мгновение в воздухе появилось множест­ во огненных языков , которые носились над головами апосто­ лов, опустились на них и опочили, то есть в них остались. Вместе с этим внешним явлением последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «псполиишася вен Духа Свята». II как скоро Божественный огонь возгорелся в душах учеников Христовых, они исполнились святого восторга, со­ вершили молитву хвалы и благодарения, и каждый из обла­ годетельствованных начал говорить па каком-нибудь ином, не известном ему дотоле языке . Знание языков было даро ­ вано Духом Святым апостолам, потому что как без них про­ поведовать Евангелие но всему миру! Шум с неба привлек множество народа к сионской горни­ це, где находились ученики. И увидя эго. верующие, только что исполнившиеся Святого Духа, вышли с песнопениями на плоскую кровлю дома и вещали совершившееся величие Бо- жие. Среди собравшихся вокруг нашлись маловеры, которые попытались опорочить апостолов и обвинить их в том, что те напились сладкого вина. Тогда апостол Петр, возвысив го­ лос. произнес свою первую проповедь, и слова ее были столь проникновенны, что три тысячи человек тут же приняли хри­ стианскую веру и крестились. Название «Пятидесятница» Праздник Святой Троицы по­ лучил и потому, что описанные выше события произошли в ветхозаветный "иудейский Праздник Пятидесятницы, и пото­ му то после христианской Пасхи этот праздник приходится на пятидесятый день. Не без особого значения совпало вре ­ мя сошествия Святого Духа и празднования ветхозаветной Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупительного действия Бога но отношению к человеку. 1Со времени Пятидесятницы ученики Христовы выросли, созрели духовно и стали способны вос­ принят!, Духа Святого и начать проповедь учения по все.м земля.м. Этим началась и Церковь Христова. День Пятидесятницы был днем, когда иудейская власть фарисеев и книжников, начавшаяся от Синайского законо­ дательства и управлявшая людьми через письменный закон — закон рабства и смерти, — заменилась властью новоза­ ветной Церкви, где люди ведомы Духом Божиим, духом усы­ новления и свободы. «Светло и торжественно празднует Святая Церковь соше­ ствие Святого Духа па апостолов, — говорил в прошлом ве ­ ке преосвященный Феофан, епископ Тамбовский. — И как ей не праздновать? Потому что Духом Святым... окончатель­ но открыты п уяснены апостолам тайны царствия и все уче­ ние христианское». Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье (в этом году — 2(> мая), Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы, этот день в народе называется Троицыным днем, а второй — понедельник — во славу Свя­ того Духа, почему и называется Духовым днем. В субботу вечером в хра.мах совершается торжественное всенощное бдение, а утром в воскресенье после Божествен­ ной литургии совершается служба Пресвятому Духу, на ко­ торой читаются коленопреклоненно молитвы Василия Вели­ кого, в которых исповедуются грехи перед Отцом Небесным, испрашивается дарование Святого Духа в просвещение и утверждение душ человеческих; наконец, молятся об усоп­ ших отцах и братьях наших. В Праздник Пятидесятницы принято украшать храмы и жплшца древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и домов зеле ­ нью н цветами в этот день бывает, во-первых, в благодар­ ность и подтверждение живительной силы Животворящего Духа, а во-вторых — должным посвящением ему начатков весны. Отец Андреи ИЛЛАРИОНОВ , священник Кольский. Рис. И. ВЛАСОВОЙ. ЧЙ4 МАЯ — ДЕНЬ СЛА ­ ВЯНСКОЙ ПИСЬМЕН­ НОСТИ. ДЕНЬ ПАМЯТИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И З КАТЕХИЗИСА 9. Святой Кирилл объ­ ясняет необходимость ве­ ры еще таким образом: не только у пас, которые но­ сим имя Христово, за ве­ ликое почитается вера, по и все то, что совершается в мире даже людьми, чуж­ дыми церкви, совершается верою. На вере утвержда ­ ется земледелие: ибо кто .не верит тому, что собе­ рет произрастающие пло­ ды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вве­ рив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпо­ читают твердейшей сти­ хни, земле, предают са ­ мих себя неизвестным на­ д е ж д а м н имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря (Огласительное по­ учение, 5). Фото В. КОРЕЦКОГО. Преступление и возрождение БЫВАЕТ ЛИ ДУША ЗАКЛЮЧЕННОЙ? Когда-то при тюрьмах стояли церкви, своего рода хралды души. Излечивались ли они там целиком — ска­ зать трудно. Но то, что хра­ мы были нужны, — нет со­ мнения. А почему бы не возродить традицию? В Мурманской области сидят за тяжелые преступ­ ления: насилия, грабежи, убийства. — С двумя-тремя суди­ мостями там считаются са­ лагами, — рассказывает консультант по делам ре­ лигии Мурманского облис­ полкома В. Н. Кисенко. — Пахан же накопил около ста лет срока. Памятуя о дореволюци­ онной традиции, Владимир Николаевич и настоятель Свято-Никольского собора Мурманска отец Георгий решили поехать в места не столь отдаленные. Встрети­ лись с заключенными в маленьком клубе. Но сколь­ ко он вместит! Поэтому «население» блоков попро­ сило устроить радиотранс­ ляцию проповеди. О том, что слова о. Георгия запа­ ли в души заключенных, можно судить по такому факту. Около десяти чело­ век, самых-самых, которым, что называется, терять не­ чего, попросились на ис- позедь. Опасения возникли с обеих сторон, ведь испо­ ведуются всегда с глазу на глаз, ибо тайна исповеди — святая тайна. Мысли руко­ водства зоны: «А вдруг придут с заточками. Надо обыскать!». Осужденных: «Скажешь лишнего попу, он настучит, и срок доба­ вят!». К взаимной радости — опасения оказались на­ прасными. — Зачем шмонали? Ведь мы к священнику шли!!! — воскликнули в беседе за­ ключенные. Что было потом? Потом они попросили купить ду­ ховную литературу, достать святых открыток, чтобы по­ здравить матерей в дерез­ не, захотели сами построить часовенку. Отец Георгий откликнул­ ся сразу, помог с проек­ том, чертежами. И вот не­ давно он снова посетил зону и освятил закладку фундамента. «Духовным пробуждени­ ем» назвали руководители колонии поведение своих подопечных после посеще­ ния их священнослужителя­ ми. В зоне говорят: «При­ езжайте еще, кабинет спе­ циальный выделим!». И при­ езжают (на снимке отец Никодим и отец Георгий). Приезжают нынче и на­ стоятели других вероиспо­ веданий. Что ж, с Богом, если та­ кие деяния священников ве­ дут к добру! Владимир ЧИКИН. 9 24 мая191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz