Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
Древние говорили, vino мир делится иа тех, юно мертв, на тех, кто жив, и на тех, кто 6море. В воскресенье — Троицын день! И » Праздник Святой Троицы иначе называется Пятидесятни цею, потому что сошествие Святого Духа на апостолов со вершилось в пятидесятый день после Воскресения Христова. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество — и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, сошедшего на апостолов и запечат левшего новый — вечный — завет Бога с человеком. Из книги Деянии апостольских, входящей в состав Свя щенного Писания — Библии, мы узнаем, что в десятый день но вознесении Иисуса Христа, во время иудейского Праздни ка Пятидесятницы, в третьем часу дня, когда народ обыкно венно собирался для молитвы и жертвоприношения, ученики Христовы собрались в горнице на горе Сионской и услыша ли внезапный, нисходящий с небес шум, подобный шуму сильного ветра. Этот шум наполнил весь дом. «пдеже б’лху седяще» , и в то же мгновение в воздухе появилось множест во огненных языков , которые носились над головами апосто лов, опустились на них и опочили, то есть в них остались. Вместе с этим внешним явлением последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «псполиишася вен Духа Свята». II как скоро Божественный огонь возгорелся в душах учеников Христовых, они исполнились святого восторга, со вершили молитву хвалы и благодарения, и каждый из обла годетельствованных начал говорить па каком-нибудь ином, не известном ему дотоле языке . Знание языков было даро вано Духом Святым апостолам, потому что как без них про поведовать Евангелие но всему миру! Шум с неба привлек множество народа к сионской горни це, где находились ученики. И увидя эго. верующие, только что исполнившиеся Святого Духа, вышли с песнопениями на плоскую кровлю дома и вещали совершившееся величие Бо- жие. Среди собравшихся вокруг нашлись маловеры, которые попытались опорочить апостолов и обвинить их в том, что те напились сладкого вина. Тогда апостол Петр, возвысив го лос. произнес свою первую проповедь, и слова ее были столь проникновенны, что три тысячи человек тут же приняли хри стианскую веру и крестились. Название «Пятидесятница» Праздник Святой Троицы по лучил и потому, что описанные выше события произошли в ветхозаветный "иудейский Праздник Пятидесятницы, и пото му то после христианской Пасхи этот праздник приходится на пятидесятый день. Не без особого значения совпало вре мя сошествия Святого Духа и празднования ветхозаветной Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупительного действия Бога но отношению к человеку. 1Со времени Пятидесятницы ученики Христовы выросли, созрели духовно и стали способны вос принят!, Духа Святого и начать проповедь учения по все.м земля.м. Этим началась и Церковь Христова. День Пятидесятницы был днем, когда иудейская власть фарисеев и книжников, начавшаяся от Синайского законо дательства и управлявшая людьми через письменный закон — закон рабства и смерти, — заменилась властью новоза ветной Церкви, где люди ведомы Духом Божиим, духом усы новления и свободы. «Светло и торжественно празднует Святая Церковь соше ствие Святого Духа па апостолов, — говорил в прошлом ве ке преосвященный Феофан, епископ Тамбовский. — И как ей не праздновать? Потому что Духом Святым... окончатель но открыты п уяснены апостолам тайны царствия и все уче ние христианское». Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье (в этом году — 2(> мая), Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы, этот день в народе называется Троицыным днем, а второй — понедельник — во славу Свя того Духа, почему и называется Духовым днем. В субботу вечером в хра.мах совершается торжественное всенощное бдение, а утром в воскресенье после Божествен ной литургии совершается служба Пресвятому Духу, на ко торой читаются коленопреклоненно молитвы Василия Вели кого, в которых исповедуются грехи перед Отцом Небесным, испрашивается дарование Святого Духа в просвещение и утверждение душ человеческих; наконец, молятся об усоп ших отцах и братьях наших. В Праздник Пятидесятницы принято украшать храмы и жплшца древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и домов зеле нью н цветами в этот день бывает, во-первых, в благодар ность и подтверждение живительной силы Животворящего Духа, а во-вторых — должным посвящением ему начатков весны. Отец Андреи ИЛЛАРИОНОВ , священник Кольский. Рис. И. ВЛАСОВОЙ. ЧЙ4 МАЯ — ДЕНЬ СЛА ВЯНСКОЙ ПИСЬМЕН НОСТИ. ДЕНЬ ПАМЯТИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И З КАТЕХИЗИСА 9. Святой Кирилл объ ясняет необходимость ве ры еще таким образом: не только у пас, которые но сим имя Христово, за ве ликое почитается вера, по и все то, что совершается в мире даже людьми, чуж дыми церкви, совершается верою. На вере утвержда ется земледелие: ибо кто .не верит тому, что собе рет произрастающие пло ды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вве рив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпо читают твердейшей сти хни, земле, предают са мих себя неизвестным на д е ж д а м н имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря (Огласительное по учение, 5). Фото В. КОРЕЦКОГО. Преступление и возрождение БЫВАЕТ ЛИ ДУША ЗАКЛЮЧЕННОЙ? Когда-то при тюрьмах стояли церкви, своего рода хралды души. Излечивались ли они там целиком — ска зать трудно. Но то, что хра мы были нужны, — нет со мнения. А почему бы не возродить традицию? В Мурманской области сидят за тяжелые преступ ления: насилия, грабежи, убийства. — С двумя-тремя суди мостями там считаются са лагами, — рассказывает консультант по делам ре лигии Мурманского облис полкома В. Н. Кисенко. — Пахан же накопил около ста лет срока. Памятуя о дореволюци онной традиции, Владимир Николаевич и настоятель Свято-Никольского собора Мурманска отец Георгий решили поехать в места не столь отдаленные. Встрети лись с заключенными в маленьком клубе. Но сколь ко он вместит! Поэтому «население» блоков попро сило устроить радиотранс ляцию проповеди. О том, что слова о. Георгия запа ли в души заключенных, можно судить по такому факту. Около десяти чело век, самых-самых, которым, что называется, терять не чего, попросились на ис- позедь. Опасения возникли с обеих сторон, ведь испо ведуются всегда с глазу на глаз, ибо тайна исповеди — святая тайна. Мысли руко водства зоны: «А вдруг придут с заточками. Надо обыскать!». Осужденных: «Скажешь лишнего попу, он настучит, и срок доба вят!». К взаимной радости — опасения оказались на прасными. — Зачем шмонали? Ведь мы к священнику шли!!! — воскликнули в беседе за ключенные. Что было потом? Потом они попросили купить ду ховную литературу, достать святых открыток, чтобы по здравить матерей в дерез не, захотели сами построить часовенку. Отец Георгий откликнул ся сразу, помог с проек том, чертежами. И вот не давно он снова посетил зону и освятил закладку фундамента. «Духовным пробуждени ем» назвали руководители колонии поведение своих подопечных после посеще ния их священнослужителя ми. В зоне говорят: «При езжайте еще, кабинет спе циальный выделим!». И при езжают (на снимке отец Никодим и отец Георгий). Приезжают нынче и на стоятели других вероиспо веданий. Что ж, с Богом, если та кие деяния священников ве дут к добру! Владимир ЧИКИН. 9 24 мая191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz