Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
Северного* бассейна районы промыс л а , что бы объяснить м о р я к а м суть новой системы. В р айон е ЮВТО, когда С. В. Банников п е р е с е л на РТМК-с «Василий Лозовский» , где нахо дилас ь и я, сос тояла с ь е го встреча с экипа ж е м . Не ра з после это го мы ещ е р а з г о в а ри вали со Ст аниславом Ва силь е вич ем : мн е не о б х о д и м о было полу чить ответы на м н о ж е ство в опро со в , к а с аю щихся новой системы. Д ум а л а , что в с л ед за начальником тр а ло в о г о фл о т а Г. В. Тишковым я в г а зе т е пов торю : «Альт ернативы этой си с т еме нет. Надо с ко рей внедрят ь » . Но в первый ж е день , как я, в ернувши с ь с моря , пришла в р е д а кцию , появился е щ е один м а териал , где ученые - экономисты р а з мыш л я ют о б у д у щ е м С е в е р ного бассейна иначе, ч ем группа Банникова. Кто прав, п о к аже т в р е мя . И ваши письма . И. БЕРЕЗЮК. Э А КОН ЧИЛ СЯ дл т е л ь- ный период, можно сказать , целая эпоха, ког да государство «песто вало» все и вся, и в том t числе развитие рыбной промышленности па Севе ре. На финише этого пе риода имеется довольно ве сомый промышленный потен циал стоимостью около 3 млрд. рублей, самортизиро ванный примерно на 50 про центов и малоэффективный с экономической точки зр е ния. Рыбопромысловый флот бассейна, несмотря на то, что ои на 80 процентов строился за рубежом, суще ственно уступает лучшим мировым аналогам по произ водственным мощностям, по уровню механизации и авто матизации и по многим дру гим показателям эффектив ности, и лишь по удельной численности работающих мы являемся лидерами. Известно, что государство не было уж совсем бескоры стным, так как, поставляя флот п выделяя централизо ванные финансовые средства па эксплуатацию, оно заби рало с предприятий средст- э ва на амортизацию и значи тельную часть прибыли (в последнее десятилетие более двух третей ее). Расчеты но оптовым ценам в советских •платежных средствах пока зывают , что в 1981 — 1989 годах общий объем средств, перечисленных в бюджет и централизованные . фонды, примерно в два раза превы- • шал полученные суммы (в ра зных формах). Несмотря на это у многих работников рьгбиой промышленности сформировалось мнение о государстве (о министерст ве), к ак о благодетеле. Обу словлено это, по нашему мнению, существующим по рядком возмещения разницы •между оптовыми и рознич ными ценами па рыбопро дукцию, упоминавшейся вы ше «бесплатной» поставкой судов, а в последнее десяти летне — выделением валют ных средств на эксплуатаци онные расходы. В итоге к старту рыноч ных отношений рыбная про мышленность подошла не- Точка зрения ученых ПУТИ «СЕВРЫБЫ» НЕИСПОВЕДИМЫ ПОДГОТОВЛЮ I noli Г 1 СИХОЛОП V 1» е- екп, с грузом серьезных фи нансовых проблем. Про нехватку валютных средств в местной печати пи салось много. Можно лишь добавить, что в принципе флоты могли бы решить этот вопрос самостоятельно, но при существующих струк туре флота и видовом со ставе уловов в значительной мере превратились бы в «са мое дную» организацию. Другой сложной пробле мой, которая заявит о себе по истечении некоторого вре мени, является воспроизвод ство основных фондов пли попросту приобретение су дов, оборудования, строи тельство новых предприятий. В прошедшее десятилетие предприятия могли решать эту проблему за счет собст венных средств (если счи тать расходы в советских деньгах). Однако в настоя щее время положение дел изменилось. Несмотря на существенное повышение цен па рыбопродукцию, по хоже, что прибыль «Севры- бы» останется примерно на среднегодовом уровне по следних 10 лет. Так, по крайней мере, считают спе циалисты. В ближайшие го ды существенно не увеличит ся и сумма амортизации па реновацию (этот показатель обладает большой инерци ей). А вот стоимость судов- аналогов, по имеющимся данным, возрастет в 2 —6 раз. Наши расчеты показы вают, что при сохранении нынешних экономических ус ловий в течение 1991 — 1995 годов ассоциации «Севрыба», чтобы поддерживать достиг нутый уровень производства товарной продукции, будет не * хватать финансовых средств на воспроизводство основных фондов в размере 800 —900 млн. рублей. Это при условии списания основ ных фондов в соответствии с нормативами, приобрете ния флота только отечест венной постройки, ремонта плавбаз или покупки вместо них производственных реф рижераторов . Дефицит финансовых средств, по нашему мнению, может быть ликвидирован лишь за счет помощи госу дарства. Правда, существу ют по этому поводу и дру гие мнения. Так, если не большинство, то многие спе циалисты предприятий АРП «Севрыба» решение этой проблемы связывают со сво бодными ценами на все ры ботовары и с разгосударст влением. В пользу дальнейшего по вышения цен на рыбопро дукцию свидетельствует ны нешнее соотношение их па мясо и рыбу, наблюдающий ся дефицит "белковой пищи животного происхождения. Но несмотря па это можно утверждать , что этот путь нарабатываиия прибыли ту пиковый п быстро себя ис черпает. Во-первых, отсутствие психологического настроя на перенесение, тягот пере ходного периода ввиду от сутствия позитивных пере мен и неопределенности бу дущего, относительно низ кий уровень доходов основ ной массы трудящихся не позволяет творить цеповой беспредел. Во-вторых, резервы уве личения выпуска относитель но ценной рыбопродукции незначительны, а по ставри де, сардине и нм подобным рыбам емкость рынка по высоким ценам невелика. В-третьих, существует мнение специалистов, что в случае широкой приватиза ции в сельском хозяйстве уже в ближайшие годы под нож пойдет большое количе ство пизкопородпого п ма лопродуктивного скота и ры нок будет обеспечен мясом. В-четвертых. соотноше ние цен на рыбопродукцию, с одной стороны, и па сред ства производства — с дру гой, по всей видимости, не претерпит серьезных измене ний в пользу рыбной про мышленности. Дальнейшее развитие рыб ной промышленности стра ны в целом н Северного бассейна в частности в зна чительной мере будет зави сеть от политической ситуа ции. Если перестройка про должится, то в ближайшее время грядет разгосударств ление и на базе пяти ны нешних флотских организа ций будут созданы (наиболее вероятно) акционерные об щества. При этом разгосу дарствление, по нашему мнению, может пойти тремя путями: или будут прода ваться обезличенные акции предприятий, или определен ные типы судов, или даже конкретные суда. Учитывая большую стои мость крупных добывающих судов (БАТов), судов типа «Иван Бочков» и СТМ ти пов «Орленок» и «Оболонь» и их низкую экономическую эффективность, целесообраз но из них создать государст венные пли государственно- акционерные (с контрольным пакетом акций) компании со сдачей судов в аренду эки пажам. На базе судов типов РТМК-с, БМРТ , ППР , ПСТ типа «Баренцево море», СРТМ н СРТР , как более эффективных и относитель но дешевых, по нашему мне нию, следует создавать ак ционерные общества с уча стием преимущественно ча стных лиц и юридических лиц, поставляющих рыбному хозяйству топливо, древеси ну, металл, дели и другие материально-технические ре сурсы. Целесообразно приоб ретение определенного коли чества судов типа ПСТ « Б а ренцево море» и СРТМ Мур манским рыбокомбинатом. На базе «Севрыбхолод- флота» возможно создание двух акционерных обществ преимущественно с негосу дарственным капиталом —- по приему и обработке рыбы и транспортное. Стоимость основных фон дов флота , возможных для разгосударствления, подсчи танная но методике Минфи на СССР (без учета их рен табельности и перспектив ис пользования) составляет око ло 2 ,0 млрд. рублей, в том числе «Севрыбхолодфлота» — 0 ,35 млрд. рублей. В ре зультате разгосударствления по предлагаемым вариантам в течение 1 9 9 2— 1995 годов может быть продано, по на шему прогнозу, акций на сумму оОО— 900 млн. руб лей. Естественно предполо жить, что большая часть этих средств при наличии заинте ресованности у государства в развитии рыбной промыш ленности будет использована на приобретение нового, бо- В лее эффективного флота. Возможен вариант разви тия событий, при котором разгосударствления добы вающих и ириемотранс- портпых организаций не бу дет. В этом случае сохране ние рыбной отрасли на ны нешнем уровне и тем более ее развитие будут пол ностью зависеть от государ ственных бюджетных дота ций (в рыбную отрасль или в судостроение). Величина этих дотаций в свою оче- | редь будет зависеть , от со отношения развития сельско го хозяйства и рыбной про мышленности. Рискнем высказать лич ную точку зрения , основан ную на создаваемых льготах для развития сельского хо зяйства , — масштабы океа нического рыболовства, в том числе и на Северном бассейне, будут сокращать ся. А. ВАСИЛЬЕВ , Ю. КУ- РАНОВ , сотрудники Ин- | статута экономических | проблем Кольского науч- | ного центра АН СССР. ТРАЛ ПОДНЯТ. Фото Е. МАТВЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz