Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
Г г .-.^ е '. a t ПРОГРАММА Предлагают капитаны С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ Сначала — небольшой! экономический ликбез. Объем продукции (моро женая , консервы, мука и т. д.). выпускаемой в репсе па судне, оценивается в рублях. Это — стоимость товарной продукции. Для того чтобы произве сти продукцию, необходимо понести ряд затрат . Заработ ная плата, амортизация суд на, топлива, тара, продукты и т. д. — все это требует денег и все это ложится на себестоимость продукции. А ведь надо еще п расплачи ваться за транспортные рас ходы (например с «Севрыб- холодфлотом»), за услуги Регистра, водолазные рабо ты, за выгрузку продукции и т. д. Кроме того, есть еще п косвенные расходы: содер жание сопутствующих служб, обеспечивающих нормаль ную работу флота (пром разведка. спасательные су да, содержание п эксплуата ция жилого фонда, детсадов, зарплата управленческого аппарата и т. п.). Так вот, если стоимость товарной продукции выше суммы затрат , то это произ водство рентабельно, значит, останутся денежки па упла ту налогов, на строительство жилья и на другие блага. Ес ли эти суммы равны, рента бельность пулевая и, значит, работа идет вхолостую. Все понятно? А теперь — о новой системе. Что больше всего волнует моряка? Гроши да харч хо роший, на пай побольше н чтобы премия была . Так? Так. А во что это обойдет ся флоту, то есть каковы з а траты, никто, по сути дела, ие считает. И в конечном итоге флот приходит ни грань банкротства. Следова тельно, первое, иаиглавней- шее условие — постоянный подсчет затрат. Далее. Если экипаж рабо тает рентабельно, стоимость производимой продукции превышает сумму затрат , то появляется третья величина — хозрасчетный доход, включающий в себя п саму рентабельность, и... зарплату экипажа. Да, да. Никаких «фондов заработной платы», где человек уложен в про крустово ложе: от 4 ,2 до 4 ,9 копейки с рубля товар ной продукции. Отныне — без «потолков»: что зарабо тал, то и получи. Чем выше стоимость продукции, чем ниже величина затрат , тем больше зарплата. Далее. Хозрасчетный до ход можно и еще увеличить: если хорошо присмотреться, то найдется возможность подсократить экипаж. Только в отличие от всех минувших сокращении здесь, в этой си стеме, зарплата сокращенно го моряка п его валюта останутся в сумме 'хозрас четного дохода. И уж тут десять ра з поду мают: бежать за рыбой за сотни миль пли остаться на месте и пз небольшого улова делать дорогую «конфетку >. Десять раз подумают: вкалы вать на выпуске филе пли гнать тонны тушки. Пример: на СТМ «Новатор» подошел к капитану моряк- и сказал: «Эта лампочка горит весь рейс. Я подсчитал^ что это обойдется нам в ТОО кило граммов топлива. Если учесть, что только доставка тонны топлива стоит 230 рублей, дороговато получа ется >. Считать. Постоянно. На каждом рабочем месте. Счи тать затраты . Вот суть ус пешной работы. * * * Какие еще блага сулит эта система? Принцип работы: два экипажа на одно судно. Продолжительность рейса 122 суток, независимо от ти па судна." Или 50 суток для свежьевых рейсов. Что даег такая продолжи тельность труда н отдыха? Во-первых, 120 суток — это не 180 и даже не 165, столь привычных для наших 'мо ряков, когда от усталости «крыша едет». Во-вторых, четко зн а я о предстоящих четырех месяцах отдыха, мо ряк планирует: в этот от пуск буду строить дачу, в следующий — поеду в сана тории и т. д. И, в-третьих, с налогами дело обстоит по проще, поскольку, получив деньги за четыре рабочих месяца, з а время отдыха мо ряк не получит нн копейки. Как же так , спросите вьг. а па что же жить? А вот на что. При 100-процентиом вы полнении плана минималь ная зарплата (на пай) самого низкооплачиваемого моряка з а рейс составляет шесть (!) тысяч рублен. Это, заметьте, гарантированная сумма. Кстати, при новой систе ме отказываются от поляр ных надбавок, районного ко эффициента , от всяких там ночных, переработок*, .пре мий. Все зарабатывается трудом и жестким расчетом. То есть включается принцип мотивации труда: выпустил Рис. В. ТАРАСЕНКО . продукцию дороже, затратил меньше — получи больше. Итак, минимум пая — 6 тысяч рублей. Это — при полном штате. Сократили 5 человек — цифра увеличи лась на сумму заработка пя терых, на сумму их питания, их оплаты перелета в рапой промысла и обратно. Несколько частных «при вилегий», возможных при работе в этой системе. Ка питан будет заключать конт ракт с каждым членом эки пажа. Хочешь на рейс — пожалуйста. Хочешь па три года — будь любезен. А может, есть желание пойти в спаренный рейс? Предупре ди капитана за два месяца до прихода в порт. Соску чился по жене? Так пусть она прилетит в Кальяо или Лас-Пальмас: какая разни ца ■— тебе платить за пере лет пли ей. из одного ведь кошелька-то. из суммы хоз расчетного дохода. Жилье . Можно ведь остав лять в фонде социального развития судна какую-то сумму, п за 2 —3 года ско пится пекпй капитал — по купай квартиру или ’дом. Причем раз это не фонд по требления, то деньги не об лагаются налогом. Можно 'копи т ь валюту, закупить на нее з а границей ширпотреб и договориться со строите лями. Можно, в конце кон цов. взять ссуду в банке н за 2 —3 года рассчитаться. Естественно, возникает множество вопросов: а как быть с валютой, коли ее нет? А как быть с «прогарными» рейсами? А как будут опла чиваться управленцы? 11 еще много «а как?». Па все- все вопросы сегодня еще нет ответов. Но па многие отве чают разработанные группой матрицы, текст договора между экипажем и судовла дельцем. Не остались без ответов и вопросы моряков на судах. Вот, например, о том. сколько будет получать ап парат управления . В матри це, где речь идет о системе бухгалтерского учета, ук а за но: экипаж отчисляет управ лению 0 ,8 процента от хоз расчетного дохода. Три рей са экипажа — результат ра боты судна за год. Если эки паж сработал плохо, 0 ,8 про цента составят маленькую сумму, хорошо — большую. Стало быть, теперь управле ние флота собственным кар маном заинтересовано в ус пешной работе моряков. А значит, в лепешку разобьет ся, по будет у судна п топли во вовремя, п запчасти. И, что особенно важно, — ци тирую договор: « З а время простоя судна не по вине экипажа... судовладелец воз мещает все затраты ...» И еще : «Судовладелец имеет право передислоцировать суд но в другой район промысла с возмещением экипажу всех затрат , включая фонд з ар а ботной платы в размере 100 процентов должностных ок ладов, з а период перехода». Для примера: заранее из вестно, что в районе ЮВТО с февраля до осени хорошей рыбалки нет. I I те, кто идут туда работать в этот период, обрекают себя на 75 процен тов заработка. Кому же эго нужно? Значит , судовладе лец не должен посылать туда моряков, а уж коли посыла ешь — плати. Замечу , что и для аппара та управления будет очень важным вопрос: сколько че ловек держать в штате? Ибо заработок сокращенных рас пределится между оставши мися. * * «г Часто моряки говорят: «Дайте нам свободу, мы са ми продадим свою продук цию за рубежом. II валюту стране доставим, и сами бу дем не внакладе» . 1Го, как вы знаете , закон запрещает аренду основных фондов (в том числе судов). Имеется в виду аренда с открытием собственного счета в банке и построение взаиморасчетов с государством на существую щей законодательной осно ве. А здесь все гораздо про ще: экипаж ведет взаиморас четы с судовладельцем точ но так же, как тот с государ ством. На законодательной основе. Разработанная систе ма позволяет привести взаи моотношения (противостоя ние?) моряков и управлен цев в тог порядок, который регулируется и регламенти руется только законом. Ста ло быть, исключается какой бы то ни было произвол как со стороны управления , так и со стороны экипажа. *• * * Возможно, кто-то скажет: «Как же так? I I и тебе «по л я рок», ни тебе премий, ни отпускных... Что за система? Что касается затрат , так ведь за экономию топлива нам и так платили». Платили. Чуть-чуть. Ког да был сформирован фонд материального поощрения. А если флот сработал слабо н фонда этого кот наплакал? И вообще, «убрав» фонд заработной платы, фонд ма териального поощрения, си стема «убирает» все огра ничения заработка моряка. Цель одна; финансовый ре зультат . Выпустил дорогую продукцию (чем дороже, тем лучше), сэкономил топливо, ГСМ, тару, орудия лова, со кратил «лишних» людей и т. д., значит, увеличил сум му хозрасчетного дохода. Значит , увеличился зара боток моряка. Еще до встречи с С. В. Банниковым как-то разгова ривала с моряками , которые ходили с ним еще два года назад в ДВА, причем па условиях, очень похожих на новую систему. Газоэлектро- сварщик М. Г. Пауп тогда мне сказал: «Знаете , я тогда з а 4 ,5 месяца получил боль ше 13 тысяч рублей. И это при том, что мы рассчита лись за топливо, тару, амор тизацию судна, спецодежду, питание, даже за содержа ние портовых причалов, хотя годами не бывает судно в порту». « * * Бесспорно, пет рыбы — никакая система не спасет. Но ведь п до сих пор во все века рыбаки выходят в мо ре рыбу ловить. Зато сколь ко преимуществ сулит новая система! Прежде всего она делеги рует моряку права хозяина, хотя и без передачи ему ос новных фондов. Система не ограничивает заработок человека. Все за висит только от его работы, от интенсивности труда и очень четкого и жесткого расчета. Улучшится техническое состояние судов, поскольку каждому будет далеко не noAumm< «Так б о л ьш е жит1 н ель зя» — ф р а з а , ко т о р ую с е годня по в т о р яют все и в сюд у Экономисты и пенсио неры, капитаны и м а тросы , депу т аты пар ламента и люди в о ч е реди за с амым н е о б х одимым . Что ж е делать ? Над этим в о п р о с ом с е г о дня л ом аю т головы в с е руководит ели . Они сов е т уют с я со специа листами, экономис та ми. И н е ко т орые из них пр е дл а г ают пути, спо собные , по их м н е нию, вывести п£ й ^ 3 " вод с т в о из к ри зи с а Вот и на С е в е р н о м бассейне , в частности в М у рм а н с к ом т р а ло в ом фло т е , родился интересный вариант пе р е в о д а ф л о т а на новые экономиче ские отно шения. Работала над его с о з д а н и ем группе во главе с капитаном С. В. Банниковым. З а т ем Станислаз Василь е в и ч а член группы ка питан Ол е г Павлови*- Таран отправились е «до лампочки», какой меха низм он будет эксплуатпро вать в следующем рейсе. Зн ая , что через 122 суто! он будет четыре месяца н; берегу, моряк- может J за думать п осуществить мпо гос. И, что очень важно, :гп четыре месяца он проведе с семьей, с детьми, поможе нм. Меньше будет слома» пых семей, безотцовщин, при живых отцах. Система, когда она станс, общефлотской (или бассеГ новой), максимально прибл! знт нас к рыночным отпоим ниям. Вот как отозвался о не капитан-директор РТМК «Александр Косарев» Ю. 1 Верболоз: «Это — ббльшг экономическая самостоятел иость для экипажа, возмо: пость эффективно влиять i результаты трудовой де тельности. Можно планир вать время отдыха п ж и з 1 на годы вперед. Систему п обходимо внедрить, дораб тываться она будет в пр цессс обкатки». II в заключение — оце ка одного из капитанов: <Э — система с человечесж лицом». ^ * * 1* Что требуется для ее вн дрения? Только желание м ряков. На мой взгляд, ирекрас! уж е то. что начальник Му майского тралового ф ло г Г. В . Тишков не толы «благословил» разработ! повой системы, но и подде ж а л идею ее внедрения. К; ска зали мне моряки- «Му маирыбпрома»: «Хорош что у тралфлота такой пр грессивиый руководите..' Нам бы тоже по такой с стеме работать!..» Моряки тралфлота , с: шавшие объяснения Банк кова и Тарана в ЮВТО. их было свыше четырех т сяч человек, единодуш сказали «да» новой систед Думается, не будет у и противников и на друг флотах. Возможно, не с] зу, возможно, присмотрятс как там у других пол у ч и ^ Что ж, наверное, будет что посмотреть. Тихий океан — Мурманск 24 мая191года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz