Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

-л Первые журналы края О АПРЕЛЕ 1921 года в Петрограде, на Моховой, от- * * печатали первую книжку журнала «Красный Мурман». Новое издание понравилось читателям и в В северной столице, и в Петрозаводске, и на Мурмане. 1 ам — особенно. На Кольском полуострове в то время выходила единственная газета, «Полярная правда», бед­ но оформленная, скупая на новости. И журнал, родив­ шийся в городе на Неве, во многом восполнял по­ требности в информации. Он стал выходить раз в не­ делю и освещал хозяйственно бытовую жизнь северных окраин России, территориально связанных с Мурман­ ской железной дорогой. Потому-то одним из его уч­ редителей, вместе с Петроградским бюро РОСТА, ста­ ло правление этой дороги, которое располагалось в го­ роде на Неве. Свои задачи «Красный Мурман» определил уже в первом номере: писать о том, что «выдвинулось» в центр жизни, — о железной дороге, незамерзающем порте, о минеральных, лесных, рыбных ресурсах края. Надо отдать должное — журнал строго следовал своим заверениям. Уже первый номер открывался статьей «Богатства северного края». В объединенном втором-третьем появились проблемные корреспонден­ ции «Будущее Мурмана», «Рыбные богатства Мурмане», «Нужды Дальнего Севера». О несметных сокровищах подземных кладовых на Кольском полуострове в редакции журнала тогда еще не знали, но что касается Мурманского порта, прозор­ ливо предсказывали: станет он крупнейшим рыбопро­ мышленным центром страны, распахнет морские воро­ та для будущих сношений России с Европой, Амери­ кой, Сибирьк^, Дальним Востоком. Журнал видел электростанции на реках Ниве, Туло- ме, когда еще никаких исследований и проектоз и * помине не было! О возможности их сооружения сооб­ щали старожилы и знатоки края. Предостерегал «Красный Мурман» от посягательств на наши богатства иностранцев. И не без оснований: наш улов рыбы на Мурмане в то в р е м я составлял 500—600 тысяч пудов в год, иностранцы же, главным образом англичане, хищнически добывали у наших бе- р е г о Е 2350 тысяч пудов. В ноябре объединенный четвертый-пятый номер вы­ шел под новым названием — «Дальний Север». Смена вывески? Не только. В сферу деятельности журнала включались обширные территории Оломура — Оло- нецко-Мурманского края. К основному издателю — бюро РОСТА — добавлялся еще «компаньон» — Мур­ манское губернское экономическое совещание (Мурэ- косо). Участвовал в выпуске «Дальнего Севера» и ^-Мурманский губком РКП(б). Но оставался прежним тираж, редактировал издание тот же человек, И. Я. Дерзибашев. И «Красный Мурман», и «Дальний Север», выходив­ шие вскоре после окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции, пробудили интерес у возрождавшейся страны к заполярному краю, пока­ зали официальным организациям и неравнодушным людям огромные его богатства, которые предстояло поставить на службу народному хозяйству. М НОГО ПИСАЛ о Мурманском крае, хотя специаль­ но не предназначался для него, выходивший в 1922—1923 годах журнал «Красная деревня» — орган Северо-Западного бюро ЦК РКП(б), Петроградского губкома партии и губисполкома. Устанавливаются прочные связи Мурмана с Карели­ ей. 2 января 1923 года жители северо-западных окра­ ин страны увидели первый номер журнала «Вестник Мурманской железной дороги». Редакция его тоже размещалась в Петрограде, на Лиговке, один из изда­ телей оставался прежним — правление Мурманской железной дороги. Но теперь соавтором стал и Карель­ ский Совнарком. Книжки печатались раз в неделю ти­ ражом 1000 экземпляров, для того времени все же значительным. «Вестник» продолжал темы «Красного Мурмана» и «Дальнего Севера». Но главной для него становилась железная дорога, и не только с ее пере­ возкой грузов и пассажиров, а и обширной хозяйствен­ н о й деятельностью в двадцативерстной ее полосе. До­ рога имела рыбные промыслы и консервные зазоды, лесную промышленность и сельское хозяйство, заботи­ лась о культурном обслуживании населения и ликви­ дации его неграмотности. И снова прогнозы. Точные, научно обоснованные. В шестом номере профессор Б. Бруцкус высказал мысль о целесообразности строительства Беломорско-Балтий­ ского судоходного канала! Просты и убедительны его доводы, чего бы они ни касались. Вот речь идет о преимуществах Мурманско­ го порта перед другими портами на Северо-Западе страны. Не говоря уже о том, что он не замерзает, путь из него, например, в Нью-Йорк, короче, чем из Архангельска, на 787 километров, на 1347 —* чем из Риги, на 1715 — чем из Петрограда. Страницы журнала — подлинные документы развед­ ки и освоения полезных ископаемых в крае. Мы узна­ ем, что А . Е. ОЭерсман впервые побывал на Кольском полуострове летом 1920 года в составе группы специ­ алистов, изучавших состояние... Мурманской железной дороги. Удивительный уголок земли завладел его со­ знанием. Осенью ученый приехал снова. В последую­ щие десять лет оказывался здесь ежегодно. ПЕРВЫЕ статья о полезных ископаемых Кольского полуострова появилась в одной из книжек «Бе- (Г'стника» летом 1923 года. Здесь только утверждалось, что в его недрах имеются железо и медь, свинец и цинк, встречается сера, попадаются россыпи колота и жемчуга. С этого времени все, что касается подзем­ ных кладовых, журнал берет на заметку. Сообщает: на поиски слюды, кьарца и полевого шпата отправи­ лась большая группа геологов. Информирует: в Петро­ заводск и Мурманск выезжают адъюнкт-геолог В. М. Тимофеев и А. А. Полканов. Уточняет: дорога обеспе­ чивает бесплатный проезд геологов туда и обратно, перевозку ста пудов их коллекций. В сентябре — сюрприз для читателей: найдены за­ пасы железной руды в районе Монче-тундры, железно­ дорожной станции Лопарской. В начале октября — ко­ роткая заметка об одной из экспедиций А. Е. Ферсма­ на: в юго-западной части Хибин, на плато Расвумчорр, открыты запасы апатита. Вскоре и сам А. Е. Ферсман подтвердил сказанное в статье «В недрах Мурманского края». Одновремен­ но журнал знакомит с результатами экспедиции геоло­ гов А . Н. Лабунцова, А. А. Полканова, профессора П. А . Борисова, инженера Р. Л. Самойлозича. И заполярный Мурманск не оставался без внимания, как юный богатырь, поднимавшийся среди сопок. Весь­ ма любопытен фантастический рассказ «Мурманск в 2023 году». В нем говорилось, что через сто лет это будет большой красивый город и главный проспект его жители назовут именем Ленина. Что исчезнут па- ПИСАТЬ О ТОМ, ЧТО «ВЫДВИ­ НУЛОСЬ» в РЫБНЫЙ МУРМАН ровозы, тянувшие к нему железнодорожные составы, и вместо них поведут поезда электровозы. Что в райо­ не порта вырастут крупные рыбообрабатывающие пред­ приятия. Что Мурманск свяжет со многими городами страны и мира беспроволочный телефон. Что мощные быстролеты перекинут воздушный мост из города во многие районы страны... Жизнь реальнее фантазий! Мечты северян (и очень многие!) сбылись уже в тридцатые, сороковые годы, а не через сто лет. Мурманские газеты, наверно, пе­ репечатают этот рассказ в 2023 году. Очень уж инте­ ресно будет сравнить то, о чем думали в 1923 году. С № 7 (17 февраля 1923 года) издание получает еще одно, более короткое и выразительное название — «Вестник Мурмана» (в 1923 году вышло 52, в 1924-м — 24 номера). На этот раз перемены в названии вы­ званы тем, что журнал становился краевым. Редакци­ онную коллегию, как и в предыдущем «Вестнике», возглавлял Н. М. Мохов-Арбенин. Круг тем стал шире. Страницы я этого издания пронизаны мечтами о будущем. Сильно разрушенная, обветшавшая железная дорога еще приводилась в порядок, а журнал уже вел разговор о ее электрификации! «Изменится самый уклад, изменится вся психика местной жизни, когда полярная ночь в районе дороги осветится электриче­ ством», — предсказывал «Вестник Мурмана». Больше, чем в предшествующих изданиях, чаще и обстоятельнее здесь шла речь о заполярном сельском хозяйстве. Главным «виновником» этого стал молодой ученый И. Г. Эйхфельд, появившийся в Хибинах летом 1923 года. Он привез с собой около 700 растений, культивировавшихся в климатических зонах, схожих с мурманской: в Северной Америке, Канаде, нашей Си­ бири. Хорошие урожаи дали картофель, ячмень, овес, рожь, репа, морковь. Зацвела гречиха. Выбросил листья хлопок, но мороз в начале июля сгубил южного гостя. «Полученные результаты чрезвычайно поучительны, — отмечал в «Вестнике Мурмана» краезед Василий Кондратьевич Алымов. — Прежде всего разрушается предрассудок, что на мурманской почве только люби­ тели могут выращивать картошку величиной с орех и что огородное хозяйство дальше опытов не пойдет. Во-вторых, видно, что стоит только приложить знания и руки, можно сделать многое для насаждения сельско­ го хозяйства на Мурмане...». Журнал призывал бережно относиться к националь­ ным обычаям и традициям местных жителей, пони­ мать психологию коренного населения, смотреть их глазами на культурные ценности, которые язляются для многих людей непременными условиями быта, много писал о развитии оленеводства. 13 «Вестник Мурмана» с особой страстью выступал про­ тив взяточничества: «Честный мурманец! Задааи гади- ну-взятку и твое материальное положение улучшится». \ | / УРНАЛ стал выходить с литературным приложе- * нием «Северное сияние», в котором выражалась уверенность, что и на Мурмане появятся писатели и позты, которые прославят этот край: «Можно верить, даже нельзя не верить, что еще придет вдохновенный певец, в произведениях которого фантастическим ог­ нем вспыхнут отблески северного сияния, отраженно­ го в причудливых изломах льдин. Этот будущий бард сейчас дремлет в величавом покое, но уже настал момент, властно требующий его пробуждения». В 1923 году образовалась автономная Карельская республика. Журналу предстояло отразить это новое и важное явление. И с 15 июля 1924 года он выходит как «Вестник Карело-Мурманского края». Больше ма­ териалов стало посвящаться молодой республике, Со­ ловецким островам (в феврале 1925 года с «Вестни­ ком» слился журнал «Соловецкие острова»). Отдель­ ные публикации даются одновременно на карельском языке. Но и Мурман не остается забытым. Крупными штрихами отмечается все новое. На стальной магистрали: «Дорога в действительности, не на словах и е отчетах только, стала артерией, не­ сущей жизнь и культуру в обширный Карело-Мурман­ ский край, — сделалась его активнейшим нервом». В Мурманском порту: «В 1923 году побывало 430 на­ ших и 24 иностранных судна, а в 1925-м соответственно 695 и 128; девять причалов пропускают за год 12,5 мил­ лиона пудов грузов; 300 вагонов в сутки». В самом Мурманске: «Мурманск — едва ли не един­ ственный город в республике (имелось в виду в РСФСР . — С. Д.), на котором не лежит печать русской стари­ ны. Подъезжая к нему или смотря на него с гор, тес­ ным кольцом окружающих город, вы не увидите ни зеленых или голубых куполов церквей, ни е ы с о к и х к а ­ менных домов среди массы деревянных домиков, ни традиционных рыночных рядов...» 4^ НОЯБРЯ 1926 года название журнала стало чуть ^ короче — «Карело-Мурманский край». Но это было одно и то же издание. Любопытную картину нарисовал журнал о доставке первой партии апатита из СССР за границу, на экспорт. Его привез советский пароход «Андре Марти» в не­ мецкий порт Гамбург. Из различных уголков Германии в порт стекались ученые, химики, спекулянты, бирже- * вые маклеры, юрисконсульты, репортеры, представи­ тели фирм по фосфатной промышленности. «В при­ падке апатитовой лихорадки эта лавина людей с рис­ ком для жизни свисала над люками, желая разглядеть в их черной пасти серые отблески апатитов... люди ползали по уже выгруженным грудам камней, прино­ ся в жертву прекрасные шевиотовые костюмы, лако­ вые ботинки, крахмальные воротники...» В 1929 году в Мурманск приезжал Алексей Максимо­ вич Горький. Этой поездке великого пролетарского писателя журнал посвятил большую статью, а позднее опубликовал очерк «На краю земли». Постепенно журнал превратился из полуведомствен- ного в общекраевое общественно-политическое по­ пулярное и массовое издание, из которого можно бы­ ло получить самые полные сведения о Кольском полу­ острове. В журнале выступали видные ученые, исследователи, хозяйственные работники Г. Алиберов, А . Алферов, А . Арнольдов, Ф . Белявский, П. Гаевский, Л. Гершанович, Е. Ефимов, М. Запорожец, Н. Кашменский, Г. Чиркин. Многие годы редактировал эти издания ученый, е и д - ный журналист Самуил Михайлович Рафалозич, спло­ тивший вокруг журнала много талантливых литерато­ ров, ученых, краеведов. Немало сделал сменивший его А. Л. Парижский. 2 ЯНВАРЯ 1933 года журнал «Карело-Мурманский край» отмечал свое десятилетие, подчеркнув тем самым свое родство с предшественниками — «Вестни­ ком Мурманской железной дороги», который выходил со 2 января 1923 года, «Вестником Мурмана», «Вестни­ ком Карело-Мурманского края». К этому времени в его активе насчитывалось около 700 корреспондентов, ти­ раж составлял почти 8 тысяч экземпляров. Начальник правления дороги А. Арнольдов в юбилейной статье дал высокую оценку изданию. Он отметил, что исто­ рию Мурманской железной дороги, Мурманского мор­ ского порта можно изучать по его страницам. Теплые строчки прислал А . Е. Ферсман: «Карег.о- Мурманский край» сыграл значительную роль в выяв­ лении хибинских апатитов — с 1926 года на его столб­ цах неоднократно подвергалась обсуждению апатито­ вая проблема и к ней привлекалось общественное мне­ ние, постепенно разрушившее и скептицизм, и офици альный холодок ведомств». Региональные журналы, выходившие на европейском Севере в 20—30-е годы, были одними из лучших в тс время в стране. С . ДАЩИНСКИИ, кандидат исторических наук. г. Мурманск. О мая 191 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz