Рыбный Мурман. 1991 г. Май.
К 50-летию начала Великой Отечественной М ни Т Р А Л Ь Щ И К № 890 «НАЛИМ» . Имя •* этого корабля хорошо знакомо рыба кам старшего, довоенного поколения, вете- ранам-североморцам. Написать о нем я решила давно, но вы полнить задуманное не давали скудные све дения об этом корабле и его моряках. За последние годы удалось узнать много но вого об этом первом тральщике Северной флотилии. Оказалось, у него богатейшая история, которая тесно переплетена с ис торией страны и нашего края . Тральщик K q 890 (Т-890) был построен в Англии в 1913 году. Русское правитель ство купило его в том же году, а затем в качестве портового судна включило в со став Сибирской флотилии. Корабль был во оружен, оборудован тральным устройством и в 1915 году переклассифицирован в тральщик «Патрон» . Это название сохраня лось за ним до 2 апреля 1923 года. Почти семь лет корабль находился в составе Балтийского флота, участвовал в 1-й мировой войне, февральской буржуаз но-демократической революции. В числе первых на Балтфлоте команда «Патрона» перешла па сторону советской власти. В феврале 1918 года он совершил пере ход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле — в Кронштадт. Не обошла стороной корабль и граждан ская война, в которой он принимал участие как сторожевик. Закончилась гражданская война, и «Пат рон» был разоружен, а в мае 1921 года пе редан рыбному отделу Петрокоммупы. Спу стя два года трест «Главрыба» решил ис пользовать его как рыболовный траулер н перевел на Север. Десять лет трудился экипаж траулера в Баренцевом море, занимаясь мирной рабо той — ловил рыбу для страны. Наступил 1933 ' год (создана Северная военная флотилия), который изменил судь бу рыболовного судна. Он вновь стал во енным кораблем — тральщиком № 31 «На лим». И будет носить этот помер До 23 но ября 1939 года. В период боев с белофин нами «Налиму» присвоят на Северном фло те номер 890. ликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении североморцев орденами и медалями. Среди награжденных — командир «Налима» старший лейте нант Анатолий Степанович Ившии и 5- моряков. В неравном бою с немецки ми самолетами 10 июля погиб ли 12 морякбв. Вот их список, который публикуется впервые. 1. Лейтенант Алексеев Вла димир Петрович — командир БЧ-3. 2. Главстаршина Александ ров Владимир Иванович — боцман. 3. Краснофлотец Савицкий Павел Иванович — сигналь щик. 4. Краснофлотец Досаев Максим Герасимович — сиг нальщик. 5. Краснофлотец Харитонов L В ТРУДНЫЕ ДНИ Be- ликой Отечественной войны Т-890 защищал наш родной Кольский полуост ров от фашистов. Боевая служба этого корабля дли лась всего лишь 19 суток! -Но сколько заданий коман дования флота успел выпол нить экипаж «Налима»! В первые дни июля 1941 года па Мурманском на правлении было сложное по ложение: гитлеровцы, имея превосходство в технике и живой силе, пытались про рваться к Мурманску и По лярному. 6 июля наши войска нача ли наступление, чтобы лик видировать вражеский плац дарм на восточном берегу реки Западная Лица. Командование Северного флота предложило 14-й ар мии высадить тактический десант в составе усиленного батальона, который должен был ударом с севера помочь частям 52-й стрелковой ди визии уничтожить группиров ку противника на восточном берегу Западной Лицы. Эго был первый десант Северно го флота. Десантников - северомор цев разместили на трех сто рожевых кораблях и малых охотниках, на четырех мото ботах п на тральщиках Т- 8 9 0 «Налим» и Т-891 «Фо рель». Корабли вышли из Мурманска поочередно и взяли курс к губе Большая Западная Лица. С воздуха их прикрывала эскадрилья истребителей флота. Высадка десанта завер шилась успешно. Гитлеров цы fie ожидали моряков-де- саитников. Корабельные а р тиллеристы «Налима» и дру гих кораблей точным огнем подавили многие огневые точки противника и сломили сопротивление врага. Надводные корабли Се верного флота выполнили по ставленную задачу и воз вратились в Полярное. Начальник штаба : Север ного флота С. Т . Кучеров был обеспокоен тем, что про1 тивиик может зайти в тыл нашему десанту и • прика з ал командиру охраны вод ного района капитану 1-го ранга В. И. Платонову- вы ставить в устье губы Запад ная Лица корабельный до зор. Командир ОВРа прекрасно понимал, что несение дозор ной службы в этом . районе — дело сложное и опасное. Но другого пути не было. И капитан 1-го ранга В. И. Пла тонов отправил туда траль щик «Налим» под командо ванием опытного. . офицера Отшились впервыхбоях старшего лейтенанта Анато лия Степановича Ившииа. Военкомом на корабле был старший политрук Григорий Аф а 11 асьев 11 ч J3 оеводии. В - НОЧЬ на 10 июля 1941 года (эта дата значит ся в документах Централь ного военно-морского архи ва) «Налим» вошел в Мо- товский залив и приблизился к скалистому берегу Запад ной Лицы. В 8 часов утра сигиалыцнкп краснофлотцы Павел Савицкий и Максим Досаев увидели в небе ма ленькие 1точки, о которых тут зке доложили командиру А. Ившину. Вскоре послы шался шум моторов 18 «юн- керсов», которые стреми тельно приближались к «Налиму». Командир корабля объ явил боевую тревогу. Ору дийные расчеты и пулемет чики заняли свои боевые ме ста и приготовились к бою с фашистами. Бомбы посыпа лись одна за другой. Стар ший лейтенант А. Ившии умело уводил корабль из-под ■ударов врага. Его приказы четко выполнял рулевой крас нофлотец Савелий Логвинен ко. Морякам Т-890 было трудно вести неравный бой с авиацией врага потому, что их корабль находился неда леко от берега и не мог ма неврировать свободно. Бой продолжался. От сна рядов тральщик получил пробоины. Особенно постра дало машинное отделение, которое постепенно заполня лось забортной водой. В машинном . отделении вели борьбу за жизнь корабля, сбивали пламя и заделывали пробоины командир БЧ-5 тех ник-лейтенант Василий Ба- ланин, машинисты Владимир Трощнлов, Александр Хвост (но архивным документам он значится как Хвостов). Мужественно отражали атаки фашистских самолетов краснофлотцы Гайворонскнй, Строганов, Михаилов, коман дир БЧ-3 лейтенант Влади мир Алексеев. Им удалось сбить два «юикерса». Спустя некоторое время «Налим» потерял ход, были повреждены орудия и пуле меты. Корабль постепенно по гружался в воду, но тече ние прибило его к берегу. Нечем было вести бой с вра гом, и командир Анатолий Ившии приказал морякам, оставшимся в живых и еле державшимся на ногах, до ставить прежде всего на бе рег раненых.. Сам А. С. Ив- шин тоже был ранен и исте кал кровыо. В это время главный стар шина Н. Потяев с товарища ми пытались поднять тр ал ь щик на ровный киль. Но это им оказалось не под силу. С наступлением вечера «юнкерсы» улетели. Коман дир ОВРа отправил к «Нали му» два катера, которые взяли на борт раненых. По гибших моряков похоронили на берегу. Вооружение с ко рабля было суято, чтобы оно не досталось фашистам. По следними попрощались со своим тральщиком коман дир А. Ившпн и тяжело ра ненный штурман Олесов. 21 АВГУСТА 1941 года газета Северного флота «Краснофлотец» опуб- Иван Иванович — радист. 6. Краснофлотец Трощилов Владимир Николаевич — ма шинист. 7. Старшина 1-й статьи Кри- вогузов Федор Митрофанович — санинструктор. 8. Краснофлотец Хвост Алек сандр Евтихьевич — машинист. 9. Краснофлотец Холод Алексей Зиновьевич — руле вой, призван Кировским рай военкоматом Мурманской об ласти. 10. Краснофлотец Слобод- ник Рувам Шлемович — кла довщик. 11. Краснофлотец Коввлев Александр Степанович — кла довщик, погребен в Поляр ном. 12. Краснофлотец Логвинен ко Савелий Константинович — рулевой, погребен ■ Поляр ном. f j o -РАЗНОМУ сложилась судьба тех членов эки пажа «Налима», кто был спасен и вернулся в строй североморцев. После лечения в госпита ле А. С. Ившии командовал тральщиком № 896 (или 1-42) и другими кораблями. Помощник командира Т- 890 Сергей Иванович Ант ропов командовал Т-882 (или Т-36), AM-112, АМ-114, служил на флоте и в после военное время. Старший политрук Г. А. Воеводин был назначен во енкомом 1-го дивизиона сто рожевых кораблей и затем береговой базы ОВРа Се верного флота. День Победы встретил на флоте. В городе Архангельске проживает бывший старший . баталер «Налима» Василий Михайлович Столяров, кото рый ответил на запрос му зея флота и поделился сво ими воспоминаниями о служ бе па корабле, который пер вым открыл список потерь па СФ в военные дни: «В 1936 году я был призван на военную службу по спец- набору. Строевую подготовку и учебу в школе специалистов- содержателей проходил * Кронштадте. Затем меня на правили на Северный флот, на тральщик «Форель». В 1939 го ду прибыл служить на «На лим» старшим баталером. По боевому расписанию я был хо зяином боевого погреба. В период боя подавал боезапас из погреба для орудий и пу леметов. На сНалиме» было два ору дия 45 мм, носовое и кормо вое, и два четырехспаренных, пулемета. Командиром нашего траль щика был старший лейтенант Ившин (родом из Вологды),' помощником командира ~ лей тенант Антропов, штурманом * Олесов, а лейтенант Алексеев командовал нашими орудиями. Он погиб на ходовом мостике . В июльском бою сорок пер вого года мы сбили два «юн- керса». Нам приходилось очень трудно, так как мы не могли свободно маневрировать й отойти от берега. Почти весь личный состав верхней палубы был выведен из строя (орудий ный и пулеметный расчеты). В бою меня тоже ранило, когда подавал снаряды на но совое орудие. Осколки переби ли кости правой голени ноги. Четыре осколка сидят в ноге и по сей день. Из Полярного меня достави ли а госпиталь № 77 города Архангельска. В 1942 году на правили служить на Повозе- мельскую военно-морскую ба зу. В 1946 году работал в шкиперском отделе Беломор ской флотилии. В период службы на «На лиме» у меня был друг Арка дий Беляев, командир отделе ния сигнальщиков, старшина 2-й статьи. После гибели ко- раб.иг его перевели служить на сторожевой корабль «Туман», который геройски погиб в сра жении с фашистскимft эсмин цами. Аркадий остался жив. II что удивительно, за войну он трижды тонул, но остался в живых и не был ни разу ра нен. Родом он из Воронежа. Закончил службу я в звании мичмана. Северный флот мне дорог, как дорог и тральщик «Налим». Часто вспоминаю о службе на Севере, о своих то- • варищах, погибших и живых. Все они честно выполнили свой долг перед Родиной, а фаши сты к Мурманску и Полярно му не прошли». В поселке Лубеники Го- • мельской области ж и в м браг погибшего краснофлот ца Александра Хвоста, кото рый прислал его фотогра фию. Он хранил ее с 1940 года. Такова краткая военная 4 биография тральщика «На лим» — первого корабля, погибшего на Северном фло те. Наш долг: почтить его память в День Победы, вспомнить добрым словом в дни 50-летия начала Вели кой Отечественной войны. А. КРИВЕНКО, с тарший научный со тр у дни к м у з е я К р а с н о з н ам е н н о г о Северного флота. НА СНИМКАХ: Александр Хвост; тральщик «Налим». Фото из фондов музея А ’СФ. Ч1 рыбный мурман 11 8мая191года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz