Рыбный Мурман. 1991 г. Май.

К 50-летию начала Великой Отечественной М ни Т Р А Л Ь Щ И К № 890 «НАЛИМ» . Имя •* этого корабля хорошо знакомо рыба­ кам старшего, довоенного поколения, вете- ранам-североморцам. Написать о нем я решила давно, но вы­ полнить задуманное не давали скудные све­ дения об этом корабле и его моряках. За последние годы удалось узнать много но­ вого об этом первом тральщике Северной флотилии. Оказалось, у него богатейшая история, которая тесно переплетена с ис­ торией страны и нашего края . Тральщик K q 890 (Т-890) был построен в Англии в 1913 году. Русское правитель­ ство купило его в том же году, а затем в качестве портового судна включило в со­ став Сибирской флотилии. Корабль был во­ оружен, оборудован тральным устройством и в 1915 году переклассифицирован в тральщик «Патрон» . Это название сохраня­ лось за ним до 2 апреля 1923 года. Почти семь лет корабль находился в составе Балтийского флота, участвовал в 1-й мировой войне, февральской буржуаз ­ но-демократической революции. В числе первых на Балтфлоте команда «Патрона» перешла па сторону советской власти. В феврале 1918 года он совершил пере­ ход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле — в Кронштадт. Не обошла стороной корабль и граждан­ ская война, в которой он принимал участие как сторожевик. Закончилась гражданская война, и «Пат­ рон» был разоружен, а в мае 1921 года пе­ редан рыбному отделу Петрокоммупы. Спу­ стя два года трест «Главрыба» решил ис­ пользовать его как рыболовный траулер н перевел на Север. Десять лет трудился экипаж траулера в Баренцевом море, занимаясь мирной рабо­ той — ловил рыбу для страны. Наступил 1933 ' год (создана Северная военная флотилия), который изменил судь­ бу рыболовного судна. Он вновь стал во­ енным кораблем — тральщиком № 31 «На­ лим». И будет носить этот помер До 23 но­ ября 1939 года. В период боев с белофин­ нами «Налиму» присвоят на Северном фло ­ те номер 890. ликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении североморцев орденами и медалями. Среди награжденных — командир «Налима» старший лейте­ нант Анатолий Степанович Ившии и 5- моряков. В неравном бою с немецки­ ми самолетами 10 июля погиб­ ли 12 морякбв. Вот их список, который публикуется впервые. 1. Лейтенант Алексеев Вла­ димир Петрович — командир БЧ-3. 2. Главстаршина Александ­ ров Владимир Иванович — боцман. 3. Краснофлотец Савицкий Павел Иванович — сигналь­ щик. 4. Краснофлотец Досаев Максим Герасимович — сиг­ нальщик. 5. Краснофлотец Харитонов L В ТРУДНЫЕ ДНИ Be- ликой Отечественной войны Т-890 защищал наш родной Кольский полуост­ ров от фашистов. Боевая служба этого корабля дли­ лась всего лишь 19 суток! -Но сколько заданий коман­ дования флота успел выпол­ нить экипаж «Налима»! В первые дни июля 1941 года па Мурманском на­ правлении было сложное по­ ложение: гитлеровцы, имея превосходство в технике и живой силе, пытались про­ рваться к Мурманску и По­ лярному. 6 июля наши войска нача­ ли наступление, чтобы лик­ видировать вражеский плац­ дарм на восточном берегу реки Западная Лица. Командование Северного флота предложило 14-й ар ­ мии высадить тактический десант в составе усиленного батальона, который должен был ударом с севера помочь частям 52-й стрелковой ди­ визии уничтожить группиров­ ку противника на восточном берегу Западной Лицы. Эго был первый десант Северно­ го флота. Десантников - северомор­ цев разместили на трех сто­ рожевых кораблях и малых охотниках, на четырех мото­ ботах п на тральщиках Т- 8 9 0 «Налим» и Т-891 «Фо­ рель». Корабли вышли из Мурманска поочередно и взяли курс к губе Большая Западная Лица. С воздуха их прикрывала эскадрилья истребителей флота. Высадка десанта завер ­ шилась успешно. Гитлеров­ цы fie ожидали моряков-де- саитников. Корабельные а р ­ тиллеристы «Налима» и дру­ гих кораблей точным огнем подавили многие огневые точки противника и сломили сопротивление врага. Надводные корабли Се­ верного флота выполнили по­ ставленную задачу и воз­ вратились в Полярное. Начальник штаба : Север­ ного флота С. Т . Кучеров был обеспокоен тем, что про1 тивиик может зайти в тыл нашему десанту и • прика­ з ал командиру охраны вод­ ного района капитану 1-го ранга В. И. Платонову- вы ­ ставить в устье губы Запад ­ ная Лица корабельный до­ зор. Командир ОВРа прекрасно понимал, что несение дозор­ ной службы в этом . районе — дело сложное и опасное. Но другого пути не было. И капитан 1-го ранга В. И. Пла­ тонов отправил туда траль ­ щик «Налим» под командо­ ванием опытного. . офицера Отшились впервыхбоях старшего лейтенанта Анато­ лия Степановича Ившииа. Военкомом на корабле был старший политрук Григорий Аф а 11 асьев 11 ч J3 оеводии. В - НОЧЬ на 10 июля 1941 года (эта дата значит­ ся в документах Централь­ ного военно-морского архи­ ва) «Налим» вошел в Мо- товский залив и приблизился к скалистому берегу Запад­ ной Лицы. В 8 часов утра сигиалыцнкп краснофлотцы Павел Савицкий и Максим Досаев увидели в небе ма­ ленькие 1точки, о которых тут зке доложили командиру А. Ившину. Вскоре послы­ шался шум моторов 18 «юн- керсов», которые стреми­ тельно приближались к «Налиму». Командир корабля объ­ явил боевую тревогу. Ору­ дийные расчеты и пулемет­ чики заняли свои боевые ме­ ста и приготовились к бою с фашистами. Бомбы посыпа­ лись одна за другой. Стар­ ший лейтенант А. Ившии умело уводил корабль из-под ■ударов врага. Его приказы четко выполнял рулевой крас­ нофлотец Савелий Логвинен­ ко. Морякам Т-890 было трудно вести неравный бой с авиацией врага потому, что их корабль находился неда­ леко от берега и не мог ма­ неврировать свободно. Бой продолжался. От сна­ рядов тральщик получил пробоины. Особенно постра­ дало машинное отделение, которое постепенно заполня­ лось забортной водой. В машинном . отделении вели борьбу за жизнь корабля, сбивали пламя и заделывали пробоины командир БЧ-5 тех­ ник-лейтенант Василий Ба- ланин, машинисты Владимир Трощнлов, Александр Хвост (но архивным документам он значится как Хвостов). Мужественно отражали атаки фашистских самолетов краснофлотцы Гайворонскнй, Строганов, Михаилов, коман­ дир БЧ-3 лейтенант Влади­ мир Алексеев. Им удалось сбить два «юикерса». Спустя некоторое время «Налим» потерял ход, были повреждены орудия и пуле­ меты. Корабль постепенно по­ гружался в воду, но тече ­ ние прибило его к берегу. Нечем было вести бой с вра ­ гом, и командир Анатолий Ившии приказал морякам, оставшимся в живых и еле державшимся на ногах, до­ ставить прежде всего на бе ­ рег раненых.. Сам А. С. Ив- шин тоже был ранен и исте­ кал кровыо. В это время главный стар­ шина Н. Потяев с товарища­ ми пытались поднять тр ал ь ­ щик на ровный киль. Но это им оказалось не под силу. С наступлением вечера «юнкерсы» улетели. Коман­ дир ОВРа отправил к «Нали­ му» два катера, которые взяли на борт раненых. По­ гибших моряков похоронили на берегу. Вооружение с ко­ рабля было суято, чтобы оно не досталось фашистам. По­ следними попрощались со своим тральщиком коман­ дир А. Ившпн и тяжело ра ­ ненный штурман Олесов. 21 АВГУСТА 1941 года газета Северного флота «Краснофлотец» опуб- Иван Иванович — радист. 6. Краснофлотец Трощилов Владимир Николаевич — ма­ шинист. 7. Старшина 1-й статьи Кри- вогузов Федор Митрофанович — санинструктор. 8. Краснофлотец Хвост Алек­ сандр Евтихьевич — машинист. 9. Краснофлотец Холод Алексей Зиновьевич — руле­ вой, призван Кировским рай­ военкоматом Мурманской об­ ласти. 10. Краснофлотец Слобод- ник Рувам Шлемович — кла­ довщик. 11. Краснофлотец Коввлев Александр Степанович — кла­ довщик, погребен в Поляр­ ном. 12. Краснофлотец Логвинен­ ко Савелий Константинович — рулевой, погребен ■ Поляр­ ном. f j o -РАЗНОМУ сложилась судьба тех членов эки­ пажа «Налима», кто был спасен и вернулся в строй североморцев. После лечения в госпита­ ле А. С. Ившии командовал тральщиком № 896 (или 1-42) и другими кораблями. Помощник командира Т- 890 Сергей Иванович Ант­ ропов командовал Т-882 (или Т-36), AM-112, АМ-114, служил на флоте и в после­ военное время. Старший политрук Г. А. Воеводин был назначен во­ енкомом 1-го дивизиона сто­ рожевых кораблей и затем береговой базы ОВРа Се­ верного флота. День Победы встретил на флоте. В городе Архангельске проживает бывший старший . баталер «Налима» Василий Михайлович Столяров, кото­ рый ответил на запрос му­ зея флота и поделился сво­ ими воспоминаниями о служ­ бе па корабле, который пер­ вым открыл список потерь па СФ в военные дни: «В 1936 году я был призван на военную службу по спец- набору. Строевую подготовку и учебу в школе специалистов- содержателей проходил * Кронштадте. Затем меня на­ правили на Северный флот, на тральщик «Форель». В 1939 го­ ду прибыл служить на «На­ лим» старшим баталером. По боевому расписанию я был хо­ зяином боевого погреба. В период боя подавал боезапас из погреба для орудий и пу­ леметов. На сНалиме» было два ору­ дия 45 мм, носовое и кормо­ вое, и два четырехспаренных, пулемета. Командиром нашего траль­ щика был старший лейтенант Ившин (родом из Вологды),' помощником командира ~ лей­ тенант Антропов, штурманом * Олесов, а лейтенант Алексеев командовал нашими орудиями. Он погиб на ходовом мостике . В июльском бою сорок пер­ вого года мы сбили два «юн- керса». Нам приходилось очень трудно, так как мы не могли свободно маневрировать й отойти от берега. Почти весь личный состав верхней палубы был выведен из строя (орудий­ ный и пулеметный расчеты). В бою меня тоже ранило, когда подавал снаряды на но­ совое орудие. Осколки переби­ ли кости правой голени ноги. Четыре осколка сидят в ноге и по сей день. Из Полярного меня достави­ ли а госпиталь № 77 города Архангельска. В 1942 году на­ правили служить на Повозе- мельскую военно-морскую ба­ зу. В 1946 году работал в шкиперском отделе Беломор­ ской флотилии. В период службы на «На­ лиме» у меня был друг Арка­ дий Беляев, командир отделе­ ния сигнальщиков, старшина 2-й статьи. После гибели ко- раб.иг его перевели служить на сторожевой корабль «Туман», который геройски погиб в сра­ жении с фашистскимft эсмин­ цами. Аркадий остался жив. II что удивительно, за войну он трижды тонул, но остался в живых и не был ни разу ра­ нен. Родом он из Воронежа. Закончил службу я в звании мичмана. Северный флот мне дорог, как дорог и тральщик «Налим». Часто вспоминаю о службе на Севере, о своих то- • варищах, погибших и живых. Все они честно выполнили свой долг перед Родиной, а фаши­ сты к Мурманску и Полярно­ му не прошли». В поселке Лубеники Го- • мельской области ж и в м браг погибшего краснофлот­ ца Александра Хвоста, кото­ рый прислал его фотогра­ фию. Он хранил ее с 1940 года. Такова краткая военная 4 биография тральщика «На­ лим» — первого корабля, погибшего на Северном фло ­ те. Наш долг: почтить его память в День Победы, вспомнить добрым словом в дни 50-летия начала Вели­ кой Отечественной войны. А. КРИВЕНКО, с тарший научный со тр у дни к м у з е я К р а с н о з н ам е н н о г о Северного флота. НА СНИМКАХ: Александр Хвост; тральщик «Налим». Фото из фондов музея А ’СФ. Ч1 рыбный мурман 11 8мая191года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz